Теперь амортизатор. Губчатой резины я так и не нашёл за несколько лет поисков . Она есть, в строительных магазинах, чёто там маляры её используют, размером как кирпич и денег стоит возмутительно! Ну, деньги ладно, если бы размер подходил. Остаётся альтернатива - поролон. И тут у меня тоже есть два варианта. Даже три. Но третий - сантиметровой толщины поролон с рынка (белый, красивый) не рассматриваю даже - дерьмо откровенное, разлазится в руках (может мне такое попалось). Зато есть толстый мебельный (15 лет выдержки) и с советского автомобильного сидения, которое знакомый завгар притащил. Этот вообще антиквариат, на граммы продавать можно - лет тридцать в машине отъездил, 10 за гаражами простоял, ну и у меня лет пять. Если до сих пор не сдох - ещё нас переживёт . Отрежу полосы с обоих, но в эту каску поставлю автомобильный - он мягче и приятней на ощупь. Положил тяжёлую стальную полосу и под неё лезвием макетника обрезал неровный край сиденья за три прохода. Лезвие держать нужно под максимально пологим углом и обязательно новое, непользованное, иначе рвать будет. Отступил от уже ровного края сантиметр и отрезал пласт. Из него - нужную полосу 30 мм шириной. По длине запас большой не нужен, мне 59 см хватило с головой. На втором фото - слева мебельный, справа автомобильный. Из подшлема вытащил булавки, отвернул подворот, вставил поролон, отрезав сразу лишнее. Стык разместил между задней клёпкой и ухом. Снова завернул подворот на поролон и вручную, крупными стежками, крепкой, но тонкой белой ниткой приметал. Наверное, можно было бы и булавками обойтись, но так уже привык (булавки мне при шитье мешают постоянно). Шов у нас идёт над самым краем картона, подворот подтягиваем, чтоб он примерно на сантиметр на картоном был. Если где-то цапанул и край поролона - не смертельно.
Мелом отметил места изнутри, где нам не нужно прошивать, чтобы потом руками разогнуть усы кламеров. Ну перед-зад понятно, поставил черточки. Чтобы отметить уши - вставил в каску. В обе стороны от отметок отложил примерно по 2-3 см - тут уж зависит от толщины и ловкости ваших пальцев . Мне 5 см хватает. Снова перешел к бытовой машинке и почесал репу. Дело в том, что она у меня недавно и это первый подшлем, который на ней шью. На старой Подолке рычаг нитеводителя и механизм натяжения нити были спереди и абсолютно не мешали, а здесь всё сбоку . Покрутил так...мешает, и эдак...цепляет. Эврика! Дебил, вернее - тупо одел на голову машины. Прошил по краю заворота там, где надо. После каждого отрезка нити не обрезал, а подняв лапку и иголку, отпустив верхнюю нить, перетягивал к следующему отрезку. Тут особая точность и красота не столь важны - главное надежность, поэтому каждое начало и конец отрезка обязательно закреплял, возвращаясь сантиметра на два-три (мне туда ещё руки сувать, извините за выражение, что шов не "пополз"). Осталось вытащить белую нитку, и аккуратно обрезать лишние под корень. Можно было бы вытянуть их наружу и завязать узелки - но то было бы уже вообще...Завтра попробую это всё смонтировать в шлем.
Надо ж ещё купол до ума довести! Замочил его в теплую воду на полчасика, прошелся жесткой стороной кухонной губки (чтоб вскрыть кристаллы соли, которые обволокло краской) и снова в воду и губкой. Где-то протирал до появления темной краски.После - слегка пошкрябал об пол, щебёнкой и шпателем, но уже без фанатизма. Высушил и полирнул на тканяном круге, изнутри только по полям, снаружи полностью. Круг ничем не намазывал, он сам по себе такой стал со временем... ну и в краске есть окись хрома (рабочее составляющее пасты ГОИ). Такой вот полуматово-засаленный блеск получился. Уже вижу - можно было бы в краску, которой звезду красил, добавить кадмий красный светлый или киноварь. Учту на будущее.
Вот теперь можно вставлять чулок. Распрямил усы, чтоб ровненько и паралельно, вставил подшлем внутрь гофры на усы, отметил мелком риски напротив каждого уса. Вытащил, нижнего края отложил 12 мм - можно чуть меньше или больше на 2-3 мм (может чуть выступать, быть вровень или притоплено в гофре, тут кому как нравится, хотя подразумевалось, скорее всего вровень). Вот только теперь снял пластину, которая края картона держала, отложил (вечно их теряю, каждый раз новую вырезать приходится). Приготовил стамеску шириной 6 мм. В тиски зажал сантиметровый буковый обрезок так, чтоб он сантиметра на четыре торчал. Надел на него подшлем, чтоб планка зашла под поролон и была сразу под картоном. Пробил отверстия, всё время проверяя, чтоб под ним была планка, а то можно промазать и пропороть и поролон и тканяной заворот. Начал вставлять с задних ответстий.Они вставляются без проблем, а дальше танцы с бубном - потихоньку равномерно подтягивал ткань внутрь гофры за верх чулка, пока картон не упёрся в усы. Сложил в этих местах обруч внутрь, стараясь не заламывать и снова подтягивал за верх. Вставил боковые усы и последние - передние. Их проще всего было, так как гофра там наиболее подвижна. Усы вставлял, но не разгибал, это сделал, когда уже всё стояло на местах. Вручную прихватил ниткой верхний край дермантина. Вряд ли на фабрике так делали, но красивее и не топорщится. Шнурок. Не думал, что окажется проблемой, но ни бельевой веревки, ни старого хэбэшного шнурка от ботинок не нашлось . Нашёлся тонкий джутовый канатик около 3 мм. Пойдёт, крепкий - не то слово! ...и волосатый. Закрепил один конец ниткой с клеем, чтоб не распустился раньше времени, вдел скрепку (ХЗ где булавки дел). Описал так подробно, т.к. не все когда-то резинки в трусы и спортивки вставляли . Обрезал веревку с хорошим запасом, всё обильно побрызгал водой - и ткань и дермантин. Хорошенько стянул верёвку и бантиком завязал. Вывернул дермантин на место, нахлобучил каску на постижёрскую болванку 57 размера (потянул когда-то у супруги, жена - гримёр), поставил сушиться-усаживаться на батарею. Надевал за два приёма - одел, вытащил, посмотрел, чтоб дермантин нормально заминался и снова надел.
Для ремешка взял кожу 1,5-1,6 мм. Говядина, ещё советская, красивая по цвету, хромового дубления - на срезе серо-голубая. Толстовата, можно бы и тоньше. Проверил - в пряжку влезает, нормально. Пряжка осталась последняя их аутентичных . Поставлю, не солить же её. Размеры подбородочника взял из сети. Под линейку нарезал полос 15 мм под длинный, короткий и на тренчик. Край длинного обрезал "язычком". Наклеил на них х/б ленту такой же ширины. Её по-разному называют - киперная, бейка, в фурнитуре продаётся. Когда собирался клеить, обнаружил, что есть таки клей восемьдесят восьмой - в тубе кончился, но в банке есть! Я вообще "Момент" давно не покупаю. Купил раз, израсходовал аккуратно (тюбики не сминаю - чё их мять, перевернул и он сам течёт), пошёл на рынок, купил килограмовую банку "88" и им дозаправляю, этот уже раз 5-6 точно доливал. Дешевле в разы! Раньше, кто помнит, был только промышленный клей "88", мне батя с завода таскал и я хорошо помню, как появилась в продаже его бытовая модификация - "Момент". Аккуратно развернул тубу сзади, долил клей и завернул. Обжал плоскогубцами. На ленту нанес совсем немного - чтоб насквозь не пропитался, мне только зафиксировать перед прошивкой. Выждал минут пять и приклеил к коже чуть внатяг. На длинном ремешке один край ленты подвернул на сантиметр и приклеил с отступом примерно 18-20 мм. Тренчик не оклеивается. Прошил одним швом по краю сразу два ремешка. Обрезал их уже точно в размер, одел пряжку на короткий. Подвернул край на 1 см, потом ещё 3 и прошил двумя строчками (одна просто поперечная, другая по прямоугольнику) на большой машинке. Можно было бы и вручную (там того шва), но на машинке всё было настроено, чего ж нет. Нитки перетянул на изнанку и обрезал. Увидел, что большая игла резанула нитку на боковом шве - бывает, такое в порядке вещей, даже заправлять её не буду, пусть себе торчит. Тренчик склеил в кольцо, пробил плоским шилом для кожи отверстия и вручную крепенько сшил. Начиная с торцов, покрыл все кожаные части спиртовым шеллачным лаком. Хуже не будет.
Подобрал кламера. Есть новые, брат когда-то помог - сделал вырубной штамп под них. Хорошо, что он нарубил впрок - штамп только его и слушается , у меня то края заминает, то ещё чего-нибудь. В кучке нашлись пара оригинальных, с шайбами, с сороковок. Поставлю оригинальные - гулять так гулять! Края ремешков завернул на сантиметр, потом ещё раз. Стамеской 3,5 мм пробил отверстия под усы. Делаю это "на берегу" - прямо в каске неудобно. Таки да, толстовата кожа... Развернул, завел в проушины. Так, не забыть - с пряжкой в левое... да не так, как смотришь внутрь каски левое, а реально левое ! Вставил кламера. Блин, надо было новые брать - эти кривые и с заусенцами, намаялся, пока воткнул. Поджал шайбы плоскогубцами, развёл усы отверткой, всё вместе обжал. Нормально. П..ла! Тренчик забыл одеть! Честно попробовав натянуть его через пряжку, разгибаю кламер, вытаскиваю ремешок, ОДЕВАЮ ТРЕНЧИК, монтирую снова. Фу. Взял оставшуюся зелененькую красочку и нежно мазнул по кламерам, краю ткани, любовно мацнул пальцем в краске . Одел снова на болван - пусть пару дней постоит, обсядется. Да и я отдохну от него - гляну потом свежим взглядом. Уже вижу, что подбородочник хотя бы снаружи надо замусолить - диссонанс, однако... Пока всё. Не забыть бы потом нормальные фото сделать - сколько уже работ отдал, не отснявши. Людям показать нечего .
Штампы пока на касках не ставил. Я знаю, что реставрация, заказчик знает. Знаток - не поверит, обыватель - не поймёт... Вообщем, пока не вижу смысла особого.
Тему раскрыли просто суперски. Да и руки золотые. Хотелось бы узнать об пряжки на подбородочник, изготовили или такую можно где-то приобрести. С ув.
Пряжки на рынке попались среди фурнитуры. Как то давал обмеры https://reibert.info/threads/restavracija-ssh-36.794842/#post-8649470
Шикарно получилось. Сам такую делал - не доделал, были вопросы под подшлемику, но после этой темы они практически пропали. Тема получилась, как подробное руководство по изготовлению. Как придет вдохновение, свою доделаю по вашим фото. Пару вопросов по гофре - гофра точно красилась или не всегда? когда я ставлю гофру, то она врезается в каску, срезая слой краски и шпатлевки, портит вид, у вас такого на фото не вижу, как удалось это избежать?
Сколько видел в сети фото оригиналов - ни на одном некрашенной гофры не обнаружил. Не всегда её цвет соответствует цвету шлема (возможно ремонт?), но краска есть. Возможно, были варианты, но я не нашёл. Гофра вставляется ж не сверху -вниз, как немецкий подшлем, а изнутри насаживается на усы, тут я даже не понимаю, в какой момент можно поцарапать . Возможно, вы гофру очень плотно по размеру делаете, прям впритык не нужно. Ну и край зашлифовать.
Ну, сегодня вроде совсем окончательно закончил. На подбородочнике спиртовым лаком с морилкой подкрасил торцы, чуть мазнул поверху. Добавил пару темных пятен тушью. Затем навощил и полирнул на тряпичном круге. Сделал небольшую фотосессию. Не скажу, что "вживую выглядит лучше" , как часто пишут... да так же и выглядит, как на фото. Разве что вживую мелкие детали не так заметны - снимал со штатива с долгой выдержкой.
Материю подшлема нужно подстарить, а то контрастирует со шлемом. А так шлем получился отлично, даже не скажешь, что реставрирован!
Шикарная тема! Такой вопрос. Планируется ли делать подобный доскональный обзор по восстановлению СШ-39? С ув.