JG52 (Jagdgeschwader 52)

Тема у розділі 'Ескадри', створена користувачем AHTUNG, 12 бер 2009.

  1. Set Izengrimm

    Set Izengrimm Schütze

    Повідомлення:
    15.902
    Адреса:
    Чорний Вігвам
    Ничего вопиющего в этом нет, это старая традиция передачи звуков немецкого языка в языке русском. Правильная транскрипция "Хайнрих", но "Генрих" также традиционно приемлемо.
     
  2. Цікаві лоти

    1. Все, як на фото. В чудовому колекційному стані. Гарне підгалузурне клеймо. Столові прибори для масшт...
      1240 грн.
    2. Оригінал в чудовому стані. Без сколів та тріщин. Гарне підглазурне клеймо знакового 1941 року! Видел...
      1200 грн.
    3. Стан по фото, нормальний. Можна використовувати за прямим призначенням.
      1090 грн.
    4. Тарілка Германия 23,3см. В чудовому стані. Тавро звичайне,на фото , сподіваюся видно
      800 грн.
    5. Большая тарелка Вермахт в хорошем состоянии.сколов,трещин нет
      1300 грн.
  3. Carl Zebisch

    Carl Zebisch Oberst

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    40
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    60
    Повідомлення:
    6.237
    Адреса:
    Bassarabia Cetatea-Alba
    1.По тем координатам что указаны на сайте, аэродрома НИКОГДА НЕ БЫЛО, да и населенный пункт самый ближайший к указанным на сайте координатам Семеновка Штефан-Водского уезда Республики Молдова, ни когда не называлась ни Манзырь, ни Манзарь, а Семеновкой. Аэродром был у с.Манзырь(Лесное Тарутинского района Одесской области Украина). Это равнозначно тому, что назвать аэропорт Мюнхен и давать координаты Дрездена

    Если криворукие немецкие мемуаристы исказили кыпчакско-ногайско-буджакское название местности(которому порядка несколько сотен лет) и собственно самого с. Манзырь, то это их проблемы и прошу называть село так как оно называлось с 1820-х до 1946г., а именно с. Манзырь Бендерского уезда Бессарабской губернии.
    P.S. Аэрофотоснимки этого аэродрома в с. Манзырь и окрестностей села по состоянию на август 1944г. достать можете?
     
  4. PLUT 56

    PLUT 56 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    405
    Адреса:
    ОРЕНБУРГ
    Уважаемые форумчане! Прошу Вас выложить фотографию самолета Эриха Хартмана с "черным тюльпаном", развейте мои сомнения о реальности существования данного самолета, в чем я лично сомневаюсь. Просьба картинки не выкладывайте!!! Заранее спасибо!
     
  5. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    Это тот, в котором он был сбит Князевым и в плен попал? по моему, там на фотках не видно особо. посмотрите в теме про Эриха. Там есть фотки этого эпизода
     
  6. PLUT 56

    PLUT 56 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    405
    Адреса:
    ОРЕНБУРГ
    Спс а где эту тему найти?
     
  7. legko

    legko Oberstleutnant

    Повідомлення:
    10.459
    Адреса:
    31. Juni
  8. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    Georg Schwientek, Ostfront
     

    Images:

    Messerschmitt_Bf109_Jagdgeschwader_52_Georg_Schwientek_East_front.jpg
    legko подобається це.
  9. Lemke32

    Lemke32 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    481
    Адреса:
    Cумы, Украина
    Камрады кто в курсе была ли I./JG 52 в Венгрии в декабре 1944 - янвере 1945, или часть группы?
     
  10. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    по информации в лексиконе их там не было
    http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Gliederungen/Jagdgeschwader/JG52.htm
     
  11. Carl Zebisch

    Carl Zebisch Oberst

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    40
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    60
    Повідомлення:
    6.237
    Адреса:
    Bassarabia Cetatea-Alba
    Я так от Вас и не получил публичных извинений за то что я якобы на ходу выдумываю названия населенных пунктов. Село было Манзырь(Manzyr), в подтверждение своих слов выкладываю перевод отчета s.H.Pz.Jg.Abt.93(Schwere Heeres Panzer Jager Abteilung 93) по боевым действия 20-22 августа 1944г. в районе Ермоклия-Каушаны-Манзырь http://moldovamap.ru/forum/showthre...ТАНКОВОГО-ДИВИЗИОНА-(Армеский-резерв-А-О-К-6) http://docs.ahistory.info/abt-93/ , боевые действия 306 пехотной дивизии в августе 1944г.(с картами, где на картах указан населенный пункт Манзырь(Manzyr)) http://www.kerstinullrich.de/Fam2-Kriegsgefangenschaft/Teil-2.html .
     
  12. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    за что я должен был извиниться? если ищете немецкие подразделения, то должны опираться на географические названия по немецки. не хотите- ищите как хотите
     
  13. Carl Zebisch

    Carl Zebisch Oberst

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    40
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    60
    Повідомлення:
    6.237
    Адреса:
    Bassarabia Cetatea-Alba
    За то что Вы назвали меня выдумщиком. Географическое название села, где базировалось одно из подразделений JG52. Вот статья по бессарабским немцам и что мы видим на карте Манзырь? https://de.wikipedia.org/wiki/Bessarabiendeutsche , здесь Mansyr(Lisne) https://de.wikipedia.org/wiki/Liste_deutscher_Bezeichnungen_bessarabiendeutscher_Orte и это пишут сами же немцы? Немецкий надеюсь понимаете? Вот фотография еврейских колонистов http://www.ozet.ort.spb.ru/eng/index.php?id=799 и опять Манзырь(Manzir), опять евреи http://data.jewishgen.org/wconnect/wc.dll?jg~jgsys~community~-1044659 и опять Манзырь, правда здесь есть Manzâr(одно из румынских названий), но буква -â в румынском читается как наше -ы, поэтому все-таки Манзырь. Читайте на здоровье и еще раз ни какого Manzar не было, название исказили немецкие послевоенные мемуаристы.
     
  14. Lemke32

    Lemke32 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    481
    Адреса:
    Cумы, Украина
    Тут родилась у меня не большая статейка, не знаю может годится для отдельной темы, решать модераторам.

    Вдохновленный разборами и описаниями действий пилотов II./JG 52, которые появились в последнее время, благодаря стараниям некоторых уважаемых камрадов, я решил по про бывать продолжить немного освещение этой темы, не смотря на мои скромные возможности.

    Эпизоды, которые есть возможность осветить, касаются войны в воздухе осенью 1942 года в районе западного Кавказа и побережья Черного моря, где в основном базировалась и вела боевые действия II./JG 52.



    В последних числах сентября — октябре 1942 немцы осуществляли наступление в районе Туапсе и активность в воздухе усилилась.



    23.09.42 около 14:00 состоялся бой 9ти И-153 267 ИАП с девятью Ме-110 и двумя Ме-109. «Чайки» вылетели на штурмовку, но были атакованы «Мессершмиттами» и были вынужденны вести оборонительный бой встав в круг. Комеск полка Л. Н. Патриарко заявил сбитым на встречных курсах 1 Ме-110, однако потерь в составе ZG1 в этот день не отмечено. 267 ИАП в свою очередь понес потери — не вернулся из боя старший лейтенант Н. П. Козырев, судя по всему он на счету Гауптмана Рудольфа Реша (Rudolf Resch) из 6./JG52 ,который заявил И-153 в 12:25 по Берлинскому времени.



    В тот же день в 17:36 немцы нанесли мощный бомбовый удар по Туапсе, в отражении которого принимали участие летчики 32 ИАП ВВС ЧФ. Летчики полка и З/А претендовали на сбитие 2 Ю-87, но из боя не вернулся командир полка Н. З. Павлов. Четвертый штаффель, сопровождавший бомбардировщики, заявил только одну победу — 1 Лагг, который на счету унтерофицера Альфреда Крюгера (Uffz. Alfred Krüger)



    Командование 5й ВА не оставляло попыток уничтожения авиации противника на аэродромах, по мимо частых налетов ночью, 25.09.42 была произведена попытка удара по Майкопскому аэродрому в светлое время суток. Взлетев еще в предрассветных сумерках 5 Ил-2 502 ШАП, попытались достичь внезапности. Один Ил потерялся в темноте по дороге, а четыре оставшихся нанесли удар, не нанесший впрочем серьезного ущерба самолетам на земле. Однако реакция была не замедлительной, ранняя пташка Крупински (Walter Krupinski 4./JG52) не упустил шанса поохотится на «Илы» без задних стрелков, догнал отходящих и сбил двух из них, заявки в 5:03, 5:08. Один из летчиков «Илов», будущий ГСС Г. К. Кочергин, посадил подбитую машину на вынужденную на территории противника, смог уйти от преследования, перейти линию фронта и на восьмой день прибыл в часть.

    В истории хорватской 15./JG52 содержится претензия на сбитие одного из этих Илов, хорватским летчиком Галичем ( Galic), но событие относится по времени почему то на 16:55. Если бы «Илы» попытались нанести удар в такое время, при том господстве немецкой ИА которое было в том месте и в то время, то они все до единого, все пять были бы уничтожены и вряд ли смогли бы даже долететь до Майкопского аэродрома.

    Про организацию прикрытия «Илов» на отходе истребителями так же в источниках не видно и не слышно…



    В начале октября в состав 5й ВА и частности в сотав 236 ИАД вошел новоприбывший на фронт 246 ИАП в составе 19 ЛаГТ-3 и 25 летчиков, из которых только 7 имели боевой опыт. Ввод в дело новичков осуществлял штурман 236 ИАД Дмитрий Леонтьевич Калараш.

    Ввод в бои 246 ИАП осуществлялся без раскачки из-за накала сражения на земле и в воздухе. 5.10.42 Калараш возглавлял шестерку Лаггов 246 ИАП, в бою также с шестеркой Ме-109 было заявлено сбитыми два «Мессера», в том числе один Каларашем. Потерь в Ме-109х однако у противника не отмечено.



    6.10.42 в 11:00 четверка Ил-2 502 ШАП, в сопровождении четверки Лаггов 246 ИАП, наносили штурмовой удар в районе станции Хадыженская. Новички из 246 ИАП прозевали внезапную атаку двух Ме-109 из 15./JG52. Хорватские пилоты Хелебрант и Старк сбили Ил-2 сержанта К. М. Лобанова (его заявил Хелебрант) и повредили еще два. От дальнейшего избиения группу «Илов» спас командир 1й эскадрильи 518 ИАП Щиров С.С.( будущий ГСС), который во главе четверки «Яков» патрулировал в этом районе. Атакой сверху с превышением, он по его данным сбил один из Ме-109х, 13я его победа. Но и в этом случае все оказалось не совсем так как утверждал советский летчик, Ме-109 был только поврежден а летчик Хелебрант ранен, но сумел прилететь на свой аэродром.



    В районе 13:00 последовал еще один бой, на этот раз уже с немцами. Четверку Ил-2 502 ШАП и сопровождающюю их пятерку «Лаггов» из 246 ИАП атаковали, по данным наших летчиков, шесть Ме-109 и пять Ме-110. Был сбит и погиб комеск №1 502 ШАП капитан А. Б. Кацоев, по данным наших пилотов это сделали Ме-110е, но у немцев, в это время, над Илом отмечена победа только у Отто Фоннекольда (Uffz. Otto Fönnekold) из 5./JG52. Также его камрад по эскадрилье Зигфрид Симш (Hptm. Siegfried Simsch) сбил один Лагг-3 из 246 ИАП.

    Летчики 246 полка: П. Д. Федоров заявил один Ме-109, а А. Н. Тоичкин один Ме-110, но немецкая сторона не подтверждает этих потерь.



    Также в течении дня были сбиты две «Чайки» 267 ИАП из штрафной эскадрильи капитана М. П. Дикого. Судя по всему они на счету вот этих двух пилотов II./JG 52:



    Ltn. Fritz 5./JG 52 I-153 £ 95 594 at 1.500 m. 16.58

    Uffz. Walter Köhne 4./JG 52 I-153 £ 95 544: tiefflug 05.30

    Заявки II./JG 52 в этот день сходятся с потерями 5й ВА довольно точно.



    7.10.42 около 7:00 на четверку «Илов» 502 ШАП и четверку Лагг-3 246 ИАП напали две пары Ме-109х. В равном бою, по крайней мере в количественном отношении, между истребителями потерпели не удачу летчики летавшие на «Лаггах», был сбит и погиб младший лейтенант В. М. Стародубцев. он на счету Вальтера Крупински заявившего в 06:10 Yak-1. Пилоты 246 ИАП капитан П. Д. Федоров и старший сержант В. М. Гридюшко записали на свой счет по одному Ме-109, но вторая группа 52 й эскадры потерь в этот день от действия противника не имела, по немецким данным. В потерях отмечен лишь Bf109G W.N. 14191 поврежденный на 40 % после атаки своего истребителя.



    Далее на сопровождение четверки «Илов» вылетела уже более крупная группа истребителей: семерка из 246 ИАП и четверка из 518 ИАП. Группа шла на высоте 2000 метров. Около 10 часов утра при подходе к цели на встречном курсе показались немецкие самолеты. Они приближались двумя группами. Внизу на высоте 1500 метров шли десять истребителей-бомбардировщиков Ме-110, вверху — на высоте 2000–2500 метров, шесть истребителей Ме-109. В завязавшемся бою ведущий четверки 518 ИАП лейтенант Шевченко Т.Г. заявил один Ме-110й, но его ведомый младший лейтенант С. С. Кемарский вынужден был выпрыгнуть с парашутом из своего поврежденного немцами истребителя. Далее в течении боя Ме-110 сбили Ил-2 старшего сержанта В. М. Тюкова, а советские летчики не поскупились на заявки в этом бою, всего заявив сбитыми — 7 Ме-110, 5 на счет 246 ИАП, 1 на счет 518 ИАП и 1 на счет штурмовиков. Оптимизм наших не слишком опытных пилотов был мягко говоря не очень обоснован, в потерях II./ZG1 можно найти только одну машину поврежденную на 15% в воздушном бою.

    В отношении этого боя есть некоторая путаница во времени в источнике: время вылета группы в 7:30, а время начала боя около 10:00.



    Есть вероятность, что Кемарского сбили не Ме-110е, а Бархорн заявивший один LaGG в 8:05 открыв тем самым свой счет, после возвращении из отпуска по случаю награждения Рыцарским Крестом, это возможно была его 65 победа, хотя высота заявки Бархорна 3500 м. не совпадает с данными о высоте боя и вызывает большие сомнения в его авторстве, возможно он имел дело с истребителями ВВС ЧФ, данных о потерях которых у меня нет.



    В районе 14:25 истребители 5й ВА в составе 5 Лагг-3 246 ИАП и 2 Як-1 518 ИАП во главе с младшим лейтенантом(!) Камозиным П.М. (будущим дважды ГСС) вылетели на прикрытие войск и попытались воспрепятствовать действиям ударной авиации немцев. Они атаковали группу из 11 Ю-87, 4 Ме-110 с прикрытием из 6 Ме-109, «Лагги» вступили в схватку с «Мессерами», а пара «Яков» атаковала Ю-87е, лейтенант С. М. Колесников и старший сержант Ф. Б. Варфоломеев уничтожили по «юнкерсу», но и сами тут же были сбиты.

    В разгар боя к противнику подошло подкрепление — 6 Ме-109 (по другим данным (15-16), наращивания сил с другой стороны не последовало. В результате дальнейшего боя были сбиты два Лагг-3 246 ИАП, младший лейтенант А. И. Дагаев пропал без вести, а старший сержант К. К. Поздняков выпрыгнул из горящей машины с парашутом.

    Советские истребители не поскупились в этом бою на победные реляции, заявив 6 Ме-109 (3 из них Камозин) и 2 Ю-87, однако потерь ни тех не других в этот день в том районе не обнаруживаются.

    Немцы же заявили в этом бою пять побед:

    07.10.42 Oblt. Gerhard Barkhorn 4./JG 52 LaGG £ 95 674 at 2.800 m. 13.25 Film C. 2035/I Anerk: X k

    07.10.42 Uffz. Werner Quast 4./JG 52 LaGG £ 95 674 at 2.800 m. 13.26 Film C. 2035/I Anerk: X k

    07.10.42 Oblt. Gerhard Barkhorn 4./JG 52 LaGG £ 95 674 at 2.800 m. 13.28 Film C. 2035/I Anerk: X k

    07.10.42 Oblt. Gerhard Barkhorn 4./JG 52 LaGG £ 95 674 at 2.800 m. 13.28 Film C. 2035/I Anerk: X k

    07.10.42 Uffz. Werner Quast 4./JG 52 LaGG £ 95 674 at 2.800 m. 13.35 Film C. 2035/I Anerk: X k



    Новоиспеченный Рыцарский кавалер быстро вернул себе, после перерыва в боевых вылетах, хорошую истребительную форму и заявил 3 LaGG в одном этом бою. Не смотря на то, что советская сторона отметила наращивания сил противника в бою, среди заявителей побед только два человека, слова которых почти не разошлись с делом, на четыре реально сбитых — пять заявок.



    Так же во второй половине дня пришлось выдержать бой и устаревшим истребителям 5й ВА. Девять И-153 267 ИАП и четыре И-16 36 ИАП, вылетев на штурмовку, столкнулись с четырьмя Ме-110 и двумя Ме-109. В завязавшемся бою Ме109е сбили «Чайку» лейтенанта Ф. И. Черного, летчик погиб. Летчики 36 ИАП заявили подбитым Ме-110 и сбитым Ме-109, которые подтверждения не имеют. О сбитии И-153 из состава II./JG 52 ни кто не отчитался в этот день, возможно эта победа на счету хорватов ( хотя в истории их штаффеля я побед в этот день вообще не нашел) или отличились двухмоторные «Мессера».



    10.10.42 продолжились результативные бои. Утром пятерка истребителей 518 ИАП прикрывала группу И-16 и И-153 вылетевших на штурмовку. В районе цели группу атаковали немецкие истребители: четыре Ме-109 и восемь Ме-110. Калараш заявил 1 Ме-110, который ему не был засчитан своими же. Группа советских истребителей в свою очередь не досчиталась трех машин и двух пилотов, которые погибли. Два из трех потеряных самолетов были И-16 из 36 ИАП, они на счету летчика из I./ZG1 Ганса Петербурса (Ofw. Hans Peterburs) заявившего две «Раты» в 9:25 и в 9:30.



    11.10.42 в послеобеденное время состоялся бой четверки Лагг-3 246 ИАП во главе с Федоровым П. Д. С группой из 4 Ме110 и 6 Ме-109. По данным советской стороны Лагги атаковали с превышением, внезапно и добились сбития сразу двух Ме-109 с первой атаки и потом еще двоих Ме-109 со второй, далее Федоров добавил еще 1 Ме-109 и в добавок 1 Ме-110. Всего Федоров П.Д. заявил 4 самолета (3 Ме-109, 1 Ме-110), Тоичкин два Ме-109.

    Далее при возвращении четверки домой, без боекомплекта (по крайней мере у ведущих), она была атакована парой Ме-109х, которые сбили 2 Лагг-3, герой дня Федоров П.Д. погиб, молодой пилот Калмыков пропал без вести. Также при посадке измотанный боем Тоичкин столкнулся с садившимся следом самолетом, самолет Тоичкина был так поврежден, что был отправлен в капитальный ремонт.

    Ведущий пары «Мессеров», так удачно проведший бой со звеном 246 ИАП, был безусловно Рудольф Реш из 6./JG 52:

    11.10.42 Hptm. Rudolf Resch 6./JG 52 Yak-1 £ 95 747 at 2.000 m. 13.40

    11.10.42 Hptm. Rudolf Resch 6./JG 52 Yak-1 £ 95 783: Bodennähe 13.48



    Многочисленные заявки звена Федорова в свою очередь подтверждения с немецкой стороны не находят.



    Всего с 5.10.42 по 11.10.42 5я ВА потеряла в боях 32 самолета.

    За этот период у II./JG 52 — 28 заявок, также примерно 4 победы в том районе имеет ZG1, у 15./JG 52 обнаруживается 2 заявки.

    За неделю боев (с 5 по 11 октября) 246 ИАП потерял пять летчиков и 11 самолетов из 19. В в полку в строю осталось всего пять пилотов, в 518-м — лишь трое.

    Попытка активного противодействия Люфтваффе истребительной авиации 5й ВА, привела к её большим потерям и серьезнейшей потере боеспособности, по крайней мере у тех единственных двух полков (246й, 518й) 5й ВА оснащенных современной техникой _ Лагг-3 и Як-1.



    В конце октября 5-я воздушная армия была вновь существенно пополнена, в нее влились два истребительных полка: 269 ИАП (20 Лагг-3) и 931 ИАП (оснащен И-153).

    269 ИАП, в отличии от 246го, на фронт прибыл не в первые, этот полк воевал в этом же районе, как полк сопровождения в августе 1942 на «Лаггах» в составе 238 ШАД 5й ВА, полк в деле был только 21 день с 2.08 по 23.08.42 и был выведен на доукомплектование, снова пополнел и возвращен на фронт. В полк влилось не менее пяти опытных летчиков из 653 ИАП, но воевавших ранее однако на И-15х, как штурмовики.



    В конце октября,в частности 25.10.42, под Туапсе вновь разгорелись воздушные бои. В это время, а именно после 23.10.42. II./JG 52 была переброшена на восток, против авиации 4й ВА и противостояли 5й ВА, из одномоторных истребителей, только хорваты из 15./JG 52. Но и эти союзники Люфтваффе, кстати первые из всех союзников оснащенные самой современной техникой Германии — истребителями Bf-109G-2, действовали успешно, как показали итоги боев этого дня.

    Итак в 8:40 состоялся один из первых или первый боевой вылет, после возвращения на фронт 269 ИАП, в составе 10 Лагг-3, на сопровождение четырех Ил-2. По плану «Лагги» во главе с штурманом 236 ИАД Каларашем, были разделены на три яруса, четверка не посредственно сопровождала «Илы», над ними должна была идти еще тройка, и еще выше тройка свободного маневра во главе с Каларашем. Но в самом начале вылета тройка «Лаггов» третьего яруса потерялась, командовавший ею лейтенант М. В. Вершинин при взлете потерял ориентировку и, не зная района действий, не сумел пристроиться к основной группе, не доходя 30 километров до Гойтха, развернулся и со своим звеном пошел назад.

    Первый бой для летчиков 269 ИАП начался очень не выгодно - внезапным нападением пары Ме-109 и двух Ме-110 на «Лагги» не посредственного прикрытия и «Илы». Ме-109е пилотировали уже известные нам хорваты Хелебрант и Старк, они сразу сбили, застигнутых в расплох летчиков «Лаггов», старшего лейтенанта П. Б. Долбнина и сержанта П. Д. Малышева и нанесли повреждение самолету ведущего звена истребителей Бычкову П.А.

    В дальнейшем бою четвертый летчик звена Попов П.С. отбил нападение на «Илы» пары Ме110 и даже заявил один из них сбитым, а второй поврежденным, что не подтверждается данными о потерях противника.

    Далее хорваты не отставали и продолжали атаковать пару Бычкова, Попова, которые в свою очередь оттягивали бой к своему аэродрому Лазаревское,что делала в это время тройка Калараша не совсем понятно. Не далеко уже от аэродрома наша зенитная артиллерия обстреляла дерущихся,и по данным советской стороны, отстрелила крыло самолету Попова, который выпрыгнул с парашутом, а Бычкову удалось сесть на вынужденную в на аэродроме Лазаревское.

    Всего в этом бою Хелебрант и Старк заявили 4 «Лагга», каждый по два.



    В 13:00 состоялся вылет восьмерки 269 ИАП во главе с комондиром полка Третьяковым М.С. на сопровождение пяти «Бостонов» 63 БАП, группа вела бой с четверкой Ме-109 пытавшейся атаковать, но в бою комполка подбил один из них, после чего «Мессеры» ушли. Советские самолеты все вернулись на аэродромы.

    После полудня один из хорватских летчиков Ласта (Lasta) заявил сбитым один Mig-3, а «Илы» 502 ШАП заявили два Fw189, но безвозвратные потери в этих самолетах не подтверждаются немцами.



    28.10.42 по прежнему 5й ВА противостоял, из одномоторных истребителей, судя по всему только хорватский штаффель, летчики которого провели несколько боев и заявили 6 побед, все над истребителями. Но штаффель потерял один Bf-109G-2 и его пилота Ласту погибшим. По данным хорватов при возвращении из боя, в котором Ласта заявил сбитым один Lagg-3, на его самолете взорвался двигатель.



    29.10.42 в район Туапсе вернулась II./JG 52 и разгорелись бои более сильные и ожесточенные, как отмечает советская сторона.

    Утром между 9 — 10:00 произошли две безрезультатные стычки между истребителями, в одной из которых впрочем один летчик 518 ИАП заявил Ме-109.

    В обеденное время на сопровождение «штурмовиков» вылетели шесть Лагг-3 246 ИАП и два «лагга» и четыре «яка» 518 ИАП, построение истребителей было в три яруса, на верхнем из которых шла пара «яков» Калараш, Щирова. В районе штурмовки пара Калараша попыталась атаковать ФВ-189, но была контратакована парой Ме-109, в результате их атаки был сбит и погиб Калараш Дмитрий Леонтьевич (побед 11+6, звание ГСС присваоено посмертно — 13.12.42).

    Далее немецкая пара «охотников» атаковала основную группу и в лобовой атаке был подбит Лагг-3 лейтенанта Е. А. Гуляева, который заявил своего противника сбитым. Гулаев попытался дотянуть до своего аэродрома но двигатель заклинило и он упал и разбил самолет, сам однако травмировался но остался жив.

    На это время боя есть две заявки II./JG 52:

    29.10.42 Uffz. Friedrich Barnickel 6./JG 52 Yak-1 £ 95 681: at 2.000 m. 12.30

    29.10.42 Oblt. Gerhard Barkhorn 4./JG 52 Yak-1 £ 95 732: at 1.200 m. 12.42



    Если смотреть на время и высоту заявок то штурмана 236 ИАД сбил Uffz. Friedrich Barnickel , а Гулаева на лобовых получается Бархорн. Хотя это не типичное поведение немецких асов восточного фронта, возможно есть не точности в описании боя и во времени заявок, и верхний ярус Калараш — Щиров спустились для атаки ФВ-189 и на лобовых сходился Барникел.

    Как бы там ни было эти две победы на счету этой пары.



    В 16:10 на штурмовку вылетели шесть Ил-2 502 ШАП в сопровождении 9 Лагг-3 269 ИАП во главе с Турыгиным В.М. (побед 13+4, ГСС 20.03.91). Во время штурмовки подошла группа противника: 13 Ю-87, 8 Ме-110 плюс несколько Ме-109 прикрытия. Летчики 269 ИАП (по крайней мере тройка из них) нацелились на «юнкерсы» и в течении считанных минут заявили над ними шесть побед, также был заявлен один Ме-110. Далее, по данным советской стороны подошли, еще девять Ме-109х и завязался маневренный бой между истребителями. «Илы» окончив штурмовку начали отходить, Турыгин с ведомыми (четверка Лаггов не посредственного прикрытия) начал, прикрывая их, отход с ними. Остальные остались вести бой (судя по всему были скованы противником и не могли выйти из боя), то есть была допущена ошибка — разобщение группы. Был сбит и выпрыгнул с парашутом В. Н. Молчанов, Руденко с трудом посадил свой подбитый истребитель на склон высоты. Летчиков

    Бессонова и Поджары, отбивавшихся от девяти Ме-109 спасло только блестящее владение техникой пилотирования. Преследование продолжалось и после того как советские истребители отошли к морю, четверка Турыгина снизилась до бреющего и в результате не прекращающихся атак, были сбиты все три его ведомых молодых пилота.

    На помощь группе Турыгина была выслана четверка из 518 ИАП, пара Колесникова, из этой четверки, на высоте 1500 м. была внезапно атакована двумя Ме-109 из-за облаков, в результате ведомый Колесникова младший лейтенант С. С. Кемарский был сбит. Вторая пара никого не нашла в облоках.

    Всего советские истребители в этом бою записали на свой боевой счет 11 побед: 6 Ю-87, 2 Ме-110, 3 Ме-109. Интересно то, что среди опытных пилотов заявителей побед почти не было, например ведущий Турыгин только подбил один Ме-109, а четыре из шести Ю-87 были записаны оптом на всю группу 269 ИАП.

    По немецким данным ни Ю-87х, ни Ме-110х, ни Ме-109х в том районе в этот день потеряно не было.

    Потери советской стороны: не вернулось 6 истребителей, еще один поврежден. Погибли три летчика: старшина А. Н. Ганженко и сержанты В. Ф. Борисов и Н. П. Ворганов.



    В этом бою эксперты II./JG 52 заявили восемь побед над истребителями, не слишком завысив свои успехи.



    По мимо вышеперечисленных восьми сбитых истребителей 5я ВА потеряла в этот день еще один Ил-2, погибший судя по всему от З/А.



    Не менее насыщенный был и следующий день 30.10.42, но сведений по нему у меня нет, кроме того, что в этот день советскими истребителями был сбит хорватский летчик Josip Nicoljacic, погибший при этом.



    В ноябре, не смотря на погодные условия, бои продолжались.

    3.11.42 — имеется возможность описать один из боев. В 16 часов с адлерского аэродрома вылетело восемь ЛаГГ-3 269-го ИАП на прикрыти «Бостонов» из 63 БАП. Вскоре у одного из летчиков возникли перебои в моторе и он решил вернутся, но не долетев до аэродрома упал и разбился, но летчик старшина Ю. И. Медведев отделался ушибами, благодаря небольшой высоте падения. Возможно это «падение» связано с действиями одного из летчиков II./JG 52, а именно Uffz. Walter Köhne, который заявил победу примерно в это время над одним «Лаггом».

    В районе фронта группа 269-го ИАП встретила 8 Ме-110 штурмовавших советские войска и прикрывавших их тройку Ме-109. Пара капитана П. А. Бычкова из верхнего яруса построения атаковала Ме-109е и ведущий заявил один из них сбитым. Ме110 попытались атаковать «Бостоны» с низу но были контр-атакованы тройкой «Лаггов2 непосредственного прикрытия и парой с Турыгина среднего яруса. Капитан Турыгин заявил один Ме-110 сбитым, также один Ме-110 заявили стрелки «Бостонов». Сразу отмечу что немцы отмечают потерю в этот день в этом районе один Ме-110й из 3.ZG1 поврежденный на 60% от З/А по их данным.

    На обратном пути группу атаковала четверка Ме-109, пара Турыгина вступила в бой, немцы оставили против них пару, а вторая пара продолжила преследование основной группы. В бою два на два ведомый Турыгина лейтенант И. Ф. Симанович в третьей атаке на встречном курсе заявил сбитым один Ме-109, но оторвался от своего ведущего. Далее он обнаружил заходящий в хвост одиночный «Мессер», Симанович ушёл из под удара, завязался поединок один на один, в результате которого противники опять сошлись на лобовых, но немецкий пилот заходил со стороны солнца. В результате самолет Симановича загорелся и он выпрыгнул с парашютом, на земле бойцы поста морской пехоты ему сообщили, что Ме-109 также сбит и упал в море.

    Судя по всему этот затяжной бой, в котором немецкий летчик все таки ушел с победой, провел Бархорн, его заявка последовала после заявки Köhne :

    03.11.42 Oblt. Gerhard Barkhorn 4./JG 52 LaGG £ 95 741 at 2.000 m. 14.45



    Всего в этом вылете группа 269-го ИАП заявила, по мимо одного Ме110го, три Ме-109. Немцы отмечают потерю одного Ме-109 из 5./JG52 из-за повреждения двигателя.



    Также пара хорватских пилотов Галич и Вице (Galic, Vice) вылетали на перехват семерки И-153х и прикрывавших их восьмеркт Лагг-3х. В бою Bf109G-2 w.n. 313445 Галича был поврежден, но он сумел совершить вынужденную посадку на аэродроме Майкопа с повреждениями оцененными в 35 %. Этот успех предполагается за летчиком 269 ИАП Бессоновым Г. В.



    Можно еще добавить, что в этот день в районе Туапсе пропал без вести один Ю-88 из II./KG76.
     
    +NOOR+ та Set Izengrimm подобається це.
  15. Lemke32

    Lemke32 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    481
    Адреса:
    Cумы, Украина
    Две первые декады ноября немцы продолжали авиационное наступление в районе Туапсе, в том числе регулярно наносили бомбовые удары по аэродромам и постоянно блокировали их своими истребителями.

    Так 11.11.42 в 9:50 за несколько минут до налета на аэродром Лазаревское, с него взлетели на отражение налета четыре истребителя 518 ИАП, два из которых впрочем сразу же вернулись из-за неисправности материальной части. На смену им взлетела еще пара «Лаггов» и вызвано свено 269 ИАП с соседнего аэродрома Адлера. Ме-109е были уже над Лазаревским и советским летчиком пришлось вести бой в очень не выгодных условиях, противник обладал высотой. Был сбит Лагг-3 командира звена лейтенанта В. М. Кордика, при этом он погиб. Также был поврежден Як-1 младшего лейтенанта Н. М. Чернова и подожжен во время посадки.

    Звено из Адлера сразу было рассеяно противником, ведущий Бычков отбивался от трех Ме-109 и подбил один из них. Пара его ведомых Бессонов, Руденко даже атаковали Ю-88е, но потом на них навалились шесть Ме-109х из прикрытия бомбардировщиков, плюс позже еще 8 Ме-109. По данным советской стороны пару Руденко, Бессонов разобщили, немецкие летчики стремясь сбить самолет мешали друг другу, Руденко пришлось прыгать с парашютом из простреленного и потерявшего управление «Лагга», но он заявил один Ме-109 сбитым. Бессонов же отбился от четверых «Мессеров».

    Всего таким образом было сбито три советских истребителя, немцы заявили четыре победы в это время:

    11.11.42 Hptm. Johannes Steinhoff Stab II./JG 52 Yak-1 £ 94 161 at 100 m. 08.10

    11.11.42 Ltn. Helmut Haberda 5./JG 52 Yak-1 £ 94 152 at 150 m. 08.10

    11.11.42 Ltn. Walter Krupinski 6./JG 52 Yak-1 £ 94 161: Bodennähe 08.00

    11.11.42 Ltn. Walter Krupinski 6./JG 52 Yak-1 £ 94 161 at 200 m. 08.14



    Но в этот день II./JG 52 также понесла потерю, после аварийной посадки, в районе Майкопа, был полностью потерян Bf109G-2 из 4 ./JG 52, возможно к этому происшествию причастен Бычков или Руденко.



    15.11.42 советские истребители снова попытались дать бой блокировщикам: четырем Ме-110 и шести Ме-109. На этот раз в еще более не выгодных тактических условиях — взлетали когда противник был уже над аэродромом Лазаревское. Взлетели все исправные самолеты 246-го (четыре Лагг-3) и 518-го (один Як-1, два Як-7Б, два Лагг-3) ИАПов. Но немецкие эксперты не дали шансов, сразу же был сбит Як-1 сержанта Г. А. Зинкевича, который погиб, затем были сбиты два «Лагга» 246 ИАП, старший сержант К. К. Поздняков погиб, сержант П. А. Митрофанов выпрыгнул с парашютом. На этот раз с советской стороны заявок на победы не было.

    По данным источника бой шел не более 10 минут, но у II./JG 52 примерно в это время 5 заявок на истребители, но в большем временном диапазоне с 8:42 до 9:14 , то есть в течении получаса. Правда один из заявителей Густав Денк (Gustav Denk) заявил свою победу в другом квадрате в 9:14, этот квадрат в глубоком тылу немцев и если это не ошибка в квадрате, то Денка наверно следует исключить из победителей в этом бою. Таким образом на четыре заявки три реальные потери.

    Отличились опытные бойцы группы, в том числе свою 81ю победу заявил Бархорн.



    Если анализировать бои в воздухе осенью 1942 года под Туапсе, то можно сделать вывод что истребительная авиация 5й ВА была, если так можно выразится, не адекватна моменту. Находившиеся в её составе старые истребители И-16 и И-153 по понятным причинам не могли противостоять ИА Люфтваффе, но и такие более современные истребители как Лагг-3 и в очень незначительных количествах бывших там Як-1, Як-7б, не могли на равных конкурировать с Bf109G-2. На отставание в технике накладывалось отставание в уровне опытности личного состава. В рядах II./JG 52 было много пилотов совершенствовавших свое мастерство в течении до нескольких лет. С советской же стороны было множество слабо выученных молодых пилотов, а также более опытные пилоты имевшие большие перерывы в боевых вылетах, из-за того, что их части выводились в тыл на переформирование, или они сражались ранее на другой более устаревшей технике, в частности многие опытные бойцы 5й ВА пересаживались на «Лагги», «Яки» с бипланов И-15, И-153.

    В общем впечатление такое, что в этот период и в этом месте, эксперты II./JG 52 могли, в довольно не очень сложных для себя условиях, совершенствоваться в мастерстве и планово вводить в строй молодежь.
     
    +NOOR+ та Set Izengrimm подобається це.
  16. Lemke32

    Lemke32 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    481
    Адреса:
    Cумы, Украина
    Картина событий 15.11.42 оказалась не полной, в этот день пропал без вести один пилот из 5./JG 52.
    Hoffmann, Hans Georg Lt 5/JG-52 (S.U.) Bf 109G-2 Werk # 13659 "Black 10 + -" (lost 11/15/42) MIA 15 November, 1942 at Gunaikatal, cause unknown.
     
    JUMO-211 подобається це.
  17. Josef Danel

    Josef Danel Moderator

    Повідомлення:
    32.330
    Адреса:
    Kyiv, Ukraine
    Йоханнес Визе(Johannes Wiese).

    Родился 07.05.1915 г. в г. Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Военную карьеру Йоханнес Визе начал в 1934 г. в 6-м пехотном полку Вермахта. В 1936 г. он в звании обер-фенриха вступил в Люфтваффе и сначала прошел подготовку в качестве штурмана, а потом в октябре 1939 г. был направлен в истребительную авиашколу. В июне 1941 г. обер-лейтенант Визе был назначен адъютантом JG52, действовавшей на Восточном фронте. Первую победу он одержал 23 сентября того же года, сбив ДБ-3. 26.06.1942 г. он уже в звании гауптмана возглавил 2./JG52. К этому моменту Визе имел на счету семь самолетов. 25 сентября он одержал 20-ю победу, 25 октября — 30-ю, а 16 декабря — 40-ю. 15 декабря его наградили Германским Крестом в Золоте. Сбив 25 декабря в ходе одного вылета три Ил-2, он преодолел рубеж в 50 побед и затем 05.01.1943 г. получил Рыцарский Крест. После этого Визе дали длительный отпуск, и обратно на фронт он вернулся в конце апреля. В мае он сбил пять Ил-2, четыре Як-1, два ЛаГГ-3, Ла-5 и Пе-2, в июне -еще шесть Ил-2, два Ла-5 и Як-1. 5 июля в пяти вылетах Визе сбил в районе Орел - Курск — Белгород сразу 12 Ил-2, и число его побед достигло 88-ти. Однако при этом он сам в тот день был сбит и совершил вынужденную посадку «на живот». Затем ранним утром 17 июля в ходе одного вылета он сбил четыре Ил-2, преодолев рубеж в 100 побед. Осенью 1943 г. Визе очень успешно действовал на Кубани, получив прозвище «Кубанский лев». Так, 20 октября в двух вылетах он сбил семь Ил-2, а 28 октября в одном вылете - еще четыре Ил-2. 13 ноября его назначили командиром I./JG52. 22.02.1944 г. Визе сбил два Як-9, общее число его побед достигло 133-х, и затем 2 марта его наградили Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями (Nr.418). 19 мая он был ранен и после излечения 11 июня направлен в школу командного состава истребительной авиации. В октябре майор Визе был прикомандирован к штабу JG77, а потом 1 декабря возглавил эту эскадру. 25 декабря в бою со «Спитфайрами» над г. Эссен его Bf-109G-14 был сбит, и немецкий летчик выпрыгнул с парашютом. На высоте около 80 метров купол парашюта лопнул, и Визе получил тяжелые травмы при ударе о землю. Всего совершил свыше 480 боевых вылетов. В конце войны он сдался в плен к американцам, но вскоре был освобожден. В сентябре 1945 г. его арестовали в советской зоне оккупации Германии и отправили в СССР в лагерь для военнопленных. Его освободили только в 1950 г., после чего он поселился в ФРГ.

    С 1956 г. Визе служил в Бундеслюфтваффе ФРГ и затем летал на реактивных истребителях F-84, F-86 в составе JG71 «Рихтхофен» под командованием Эриха Хартманна. Позднее он сам командовал авиагруппой и 30.11.1970 г. вышел в отставку в звании оберст-лейтенанта.

    Умер 16.08.1991 г. в поселке Кирхцартен, в 9 км юго-восточнее г. Фрайбург-им-Брайсгау.

    На фото: Messerschmitt Bf 109F-4 (Wr.Nr.7090) из состава JG52.
     

    Images:

    1.jpg
    2.jpg
    3.jpg
    4.jpg
    Останнє редагування: 9 гру 2016
  18. legko

    legko Oberstleutnant

    Повідомлення:
    10.459
    Адреса:
    31. Juni
    Gustav Denk
     

    Images:

    Gustav Denk.jpg
    Gustav Denk_2.jpg
    Gustav Denk2.jpg
    Gustav Denk2_2.jpg
    Gustav Denk3.jpg
    Gustav Denk3_2.jpg
    Gustav Denk4.jpg
    Gustav Denk4_2.jpg
    Gustav Denk5.jpg
    Gustav Denk5_2.jpg
    Gustav Denk6.jpg
    Gustav Denk6_2.jpg
    Gustav Denk7.jpg
    Gustav Denk7_2.jpg
    Gustav Denk8.jpg
    Gustav Denk8_2.jpg
    Gustav Denk9.jpg
    Gustav Denk9_2.jpg
    Gustav Denk10.jpg
    Gustav Denk10_2.jpg
    Gustav Denk11.jpg
    Gustav Denk11_2.jpg
    Gustav Denk12.jpg
    Gustav Denk12_2.jpg
    Gustav Denk13.jpg
    Gustav Denk13_2.jpg
    Gustav Denk14.jpg
    Gustav Denk14_2.jpg
    Gustav Denk15.jpg
    Gustav Denk15_2.jpg
    unixaix подобається це.
  19. legko

    legko Oberstleutnant

    Повідомлення:
    10.459
    Адреса:
    31. Juni
    Gustav Denk
     

    Images:

    Gustav Denk16.jpg
    Gustav Denk16_2.jpg
    Gustav Denk17.jpg
    Gustav Denk17_2.jpg
    Gustav Denk18.jpg
    Gustav Denk18_2.jpg
    Gustav Denk19.jpg
    Gustav Denk19_2.jpg
    Gustav Denk20.jpg
    Gustav Denk20_2.jpg
    Gustav Denk21.jpg
    Gustav Denk21_2.jpg
    Gustav Denk22.jpg
    Gustav Denk22_2.jpg
    Gustav Denk23.jpg
    Gustav Denk23_2.jpg
    Gustav Denk24.jpg
    Gustav Denk24_2.jpg
    Gustav Denk25.jpg
    Gustav Denk25_2.jpg
    Gustav Denk26.jpg
    Gustav Denk26_2.jpg
    Gustav Denk27.jpg
    Gustav Denk27_2.jpg
    Gustav Denk28.jpg
    Gustav Denk28_2.jpg
    Gustav Denk29.jpg
    Gustav Denk29_2.jpg
    Gustav Denk30.jpg
    Gustav Denk30_2.jpg
    unixaix та Set Izengrimm подобається це.
  20. legko

    legko Oberstleutnant

    Повідомлення:
    10.459
    Адреса:
    31. Juni
    Gustav Denk
     

    Images:

    Gustav Denk31.jpg
    Gustav Denk31_2.jpg
    Gustav Denk32.jpg
    Gustav Denk32_2.jpg
    Gustav Denk33.jpg
    Gustav Denk33_2.jpg
    Gustav Denk34.jpg
    Gustav Denk34_2.jpg
    Gustav Denk35.jpg
    Gustav Denk35_2.jpg
    Gustav Denk36.jpg
    Gustav Denk36_2.jpg
    Gustav Denk37.jpg
    Gustav Denk37_2.jpg
    Gustav Denk38.jpg
    Gustav Denk38_2.jpg
    Gustav Denk39.jpg
    Gustav Denk39_2.jpg
    Gustav Denk40.jpg
    Gustav Denk40_2.jpg
    Gustav Denk41.jpg
    Gustav Denk41_2.jpg
    Gustav Denk42 6.JG52.jpg
    Gustav Denk42_2.jpg
    Gustav Denk43.jpg
    Gustav Denk43_2.jpg
    Gustav Denk44.jpg
    Gustav Denk44_2.jpg
    Gustav Denk45.jpg
    Gustav Denk45_2.jpg
    unixaix подобається це.
  21. legko

    legko Oberstleutnant

    Повідомлення:
    10.459
    Адреса:
    31. Juni
    Gustav Denk
     

    Images:

    Gustav Denk46.jpg
    Gustav Denk46_2.jpg
    bf109.jpg
    Set Izengrimm подобається це.
  22. PLUT 56

    PLUT 56 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    405
    Адреса:
    ОРЕНБУРГ
    извиняюсь а кто рядом с Крупински на третьем фото?
     
  23. legko

    legko Oberstleutnant

    Повідомлення:
    10.459
    Адреса:
    31. Juni
    1-2) Gustav Denk
    3-4, 8-10) 6./JG52
     

    Images:

    13,1.jpg
    13,2.jpg
    2 Jagd-Flugzeuge mit Staffelabzeichen 6.J.G.52 1.jpg
    2 Jagd-Flugzeuge mit Staffelabzeichen 6.J.G.52 2.jpg
    J.G.52 1.jpg
    J.G.52 2.jpg
    Me 109 m .1 vom J.G.52.jpg
    The photo was taken in 1940 of an aircraft of 6-JG52.jpg
    1 Bf-109 JG 52.jpg
    Me109,Staffel-Fahne,J.G.52,Bloch Leitwerk m.Bilanz.jpg
    unixaix подобається це.
  24. legko

    legko Oberstleutnant

    Повідомлення:
    10.459
    Адреса:
    31. Juni
    1-4) Me109E 5./JG52 Teufelswappen Herbst 1939 Böblingen
    5) Me109E 5./JG52 Herbst 1939 Mannheim-Sandhofen
    6) Me109E 3./JG52 Hangelar 1939
    7-8) Me109E rote1 5./JG52 Oblt. A.W. Schumann Sandhofen
    9) Me109E rote5 5./JG52 Mannheim-Sandhofen Herbst 1939
    10) Me109E 5./JG52 Oblt. A.W. Schumann Sandhofen
    11-12) Me109E 5./JG52 Herbst 1939 Böblingen Wartung-Warte
    13) Me109E rote 4 5./JG52 Dez. 1939 Mannheim-Sandhofen
    14) Me109E der 5./JG52 Speyer Febr. 1940
    15) Me109E 5./JG52 Frühjahr 1940 Speyer Wartung-Warte
    16) Me109E 5./JG52 schwerer Flaktreffer Frühjahr 1940
    17) Me109E rote1 5./JG52 Oblt. A.W. Schumann Frühj. 1940
    18) Me109E rote13 5./JG52 A. Griener Speyer Frühj. 1940
    19-21) Me109E rote 8 5./JG52 Bruch Speyer Frühjahr 1940
    22) Me109E Speyer 5./JG52 1940
    23) Me109E 3./JG52 Coquelles 1940
    24) Me109E mit Geschwaderwappen des JG52 Balkan Frühjahr 1941
    25-27) Me109F 7./JG52 Maschine der Wart Helmut Deisel, Rußland.
    28) Me109G 5./JG52 500 Abschuß d Uffz. Peter Düttmann RK
     

    Images:

    Me 109 E 5.JG 52 Teufelswappen Herbst 1939 Boblingen.jpg
    Me 109 E 5.JG 52 Teufelswappen Herbst 1939 Boblingen (2).jpg
    Me 109 E rote 13 5.JG 52 Herbst 1939 Boblingen.jpg
    Me 109 E rote 11 5.JG 52 Herbst 1939 Boblingen.jpg
    Me 109 E 5.JG 52 Wappen Herbst 1939 Mannheim-Sandhofen.jpg
    Me 109 E 3.JG 52 Hangelar 39.jpg
    Me 109 E rote1 5.JG 52 Oblt. A.W. Schumann Sandhofen.jpg
    Me 109 E rote1 5.JG 52 Oblt. A.W. Schumann Sandhofen (2).jpg
    Me 109 E rote5 5.JG 52 Mannheim- Sandhofen Herbst 39.jpg
    Me 109 E Wappen 5.JG 52 Oblt. A.W. Schumann Sandhofen.jpg
    Me 109 E 5.JG 52 Herbst 1939 Boblingen Wartung-Warte.jpg
    Me 109 E 5.JG 52 Herbst 1939 Boblingen Wartung-Warte (2).jpg
    Me 109 E rote 4 5.JG 52 Dez. 1939 Mannheim-Sandhofen.jpg
    Me 109 E der 5.JG 52 Speyer Febr. 1940.jpg
    Me 109 E 5.JG 52 Fruhjahr 40 Speyer  Wartung-Warte.jpg
    Me 109 E 5.JG 52 schwerer Flaktreffer Fruhjahr 1940.jpg
    Me 109 E rote1 5.JG 52 Oblt. A.W. Schumann Fruhj. 40.jpg
    Me 109 E rote13 5.JG 52 A. Griener Speyer Fruhj.40.jpg
    Me 109 E rote 8 5.JG 52 Bruch Speyer Fruhjahr 1940.jpg
    Me 109 E rote 8 5.JG 52 Bruch Speyer Fruhjahr 1940 (2).jpg
    Me 109 E rote 8 5.JG 52 Bruch Speyer Frühjahr 1940 (3).jpg
    Luftwaffe Flugzeug Me 109 E Speyer 5.JG 52 1940.jpg
    Me 109 E 3.JG 52 Coquelles 40.jpg
    Me 109 E mit Geschwaderwappen des JG 52 Balkan Fruhj 41.jpg
    Me 109 F 7.JG 52 Wappen Russlan (3).jpg
    Me 109 F 7.JG 52 Wappen Russlan (2).jpg
    Me 109 F 7.JG 52 Wappen Russlan.jpg
    Me 109 G 5.JG 52 500 Abschuss d Uffz. Peter Duttmann RK.jpg
    unixaix та Set Izengrimm подобається це.
  25. Михаил Беленький

    Михаил Беленький Gefreiter

    Повідомлення:
    57
    Адреса:
    Кобург, Германия
    Вот такую книгу жена сегодня принесла.
    Хайнц Эвальд умер в Кобурге 2002 году.

    сканирование0004.jpg сканирование0005.jpg сканирование0006.jpg сканирование0008.jpg
     
    PLUT 56, unixaix та Set Izengrimm подобається це.
  26. PLUT 56

    PLUT 56 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    405
    Адреса:
    ОРЕНБУРГ
    pic_108.jpg Качество не очень.