"Вильгельм Густлоф"

Discussion in 'Допоміжний флот та берегові служби' started by Helena, Mar 15, 2007.

  1. carius

    carius Feldwebel

    Messages:
    424
    Location:
    София
    "Вильгельм Густлоф",Испания (Легион Кондор)
     

    Images:

    1.jpg
    2.jpg
    3.jpg
    4.jpg
    5.jpg
    4 people like this.
    1. По фото
      2000 грн.
    2. (в наличии 2 шт.)
      Довжина максимум 110 см Ширина 5, 5 см
      250 грн.
    3. (в наличии 4 шт.)
      Пасок як новий. США 1942 Ширина 5,5 см Максимальна довжина 110 см
      250 грн.
    4. Бляха РСЧФ СРСР, розмір 75 мм х 50 мм, стан за фото, міцна.
      300 грн.
    5. Ремень скаут и пряга
      350 грн.
  2. ozy

    ozy Oberfeldwebel

    Messages:
    3,855
    Location:
    AU
    Суда с беженцами топили и до и после Маринеску. Все воюющие стороны. На судне были военнослужащие немецкой армии, оно не имело знаков Красного Креста и не было под флагом нейтрального государства - проблем нет, можно топить. Даже нужно.

    То что немцы не организовали перевозку беженцев на судах со знаками Красного Креста и таким образом угробили несколько тысяч мирных жителей - это не проблема CCCР.

    Кроме того с практической точки зрения - как капитан нашей ПЛ мог знать КТО на судне? Беженцы или войска? Остановить их и проверить? Такие шутки закончились еще в 1-ю мировую.
     
  3. ozy

    ozy Oberfeldwebel

    Messages:
    3,855
    Location:
    AU
    Если бы немцы взяли на корабль только беженцев, раненых и медиков то могли бы обвеситься Красными Крестами и спокойно дойти до места назначения. Но почему-то это не было сделано. Теперь же оказывается во всем виноват Маринеско.

    Перепутать ночью в перископную оптику лайнер с крейсером возможно. Тем более затемнение. Тут надо бы спеца по силуэтам какого найти, может действительно было сходство.
     
  4. ozy

    ozy Oberfeldwebel

    Messages:
    3,855
    Location:
    AU
    Реальность такова: есть ПЛ, ее командир видит в перископ пассажирский лайнер под флагом врага. Корабль не несет знаков Красного Креста, идет затемненным. Во имеющейся у него разведданным командир ПЛ имеет право предположить что на лайнере есть войска противника, эвакуируемые из "мешка".

    Далее два варианта:

    - он атакует и при успехе топит лайнер

    - пишет в бортжурнале "я так подумал, что ВОЗМОЖНО, на корабле есть беженцы и отказался от атаки".

    А теперь давайте прикинем вероятность первого и второго варианта. Страны, фамилии - роли не играют. Время - 2-я мировая.

    Особенно хочется услышать реальные примеры 2-го варианта событий.


    А еще хочется услышать мнение о степени вины страны, под флагом которой шел лайнер. Я к тому что может был смысл выделить для беженцев и раненых отдельный корабль, обозначить его согласно конвенциям Красными Крестами и таким образом избавить тысячи людей от смертельного риска? И риск, увы, оказался реальным для очень многих из них.

    Опять таки желательно говорить о некой "абстрактной" стране, не переходя на частности.
     
    1 person likes this.
  5. rogi

    rogi Stabsgefreiter

    Messages:
    469
    Location:
    Киселевск
    Вы о чем, Ozy, какие красные кресты? Столько уж у немцев этих госпитальных судов перетопили - они и не стали краску переводить. К тому же, на судах идущих с востока на запад постоянно была такая фигня - нагрузят солдат, военные грузы, а потом сжалятся и возьмут тыщу-другую-третью беженцев. К тому же большая часть судов уже была к тому времени хорошенько вооружена.
    А еще - как это ни покажется страшным нам сегодня, с точки зрения того времени эти потопления были лишь еще одной маленькой каплей в череде ужасов и страданий. Причем, потопили на переходе морем весьма незначительный процент от трафика. Сейчас на каждом углу твердят - густлоф, гойя, штойбен. Кажется, что топили все, что плыло - ан нет, суда там до самого конца войны ходили как метро. Перевезенных - миллионы, а потопленых "всего" пара-другая десяток тыщ.

    Штойбен по силуэту совершенно не похож на крейсер. Маринеско разглядывал его не через перископ - атаковал с поверхности, с расстояния в 1600 м. Правда, ночь была - но я думаю, Маринеско было просто выгоднее назвать цель крейсером. За него премию больше платили. В принципе, имел право - темно, большая цель, быстроходная (обычные транспоты давали узлов 10-12, а этот шпарил 16, что ли)
     
  6. ozy

    ozy Oberfeldwebel

    Messages:
    3,855
    Location:
    AU
    rogi - я с вами согласен. Мой пост про красные кресты относится к тем, кто считает что Маринеску должен был свистком и жезлом остановить лайнер, подняться на борт, лично проверить права, техпаспорт и талон техосмотра у 10 тысяч человек и потом принимать решение топить/не топить.

    Про потопленные госпитальные суда - я лично не знаю ни одного немецкого судна с Красными Крестами которое было бы уничтожено при намеренной атаке. Хотя вопрос я глубоко не изучал, если кто знает больше - буду рад услышать.

    В Средиземном море немцы британское госпитальное судно утопили авиаударом, но с него велся зенитный огонь, что и послужило поводом для атаки. Вначале немцы летали вокруг думая что с ним делать но когда по ним захлопали зенитки размышления закончились и включился здоровый охотничий инстинкт.

    Силуэт - Маринеску мог его первый раз увидеть с кормы/носа (там силуэт особо не различишь, тем более в перископ и ночью) и записать как крейсер, а потом увидев его в профиль уже не хотел исправлять бортовой журнал.

    Я так понял Густлов был однотрубный. Кто-то знает немецкие крейсера с одной трубой?
     
  7. I./JG53_Adler

    I./JG53_Adler Stabsgefreiter

    "Ляйпциг" и "Нюрнберг". Только не помню, были ли они ещё в строю к тому моменту.
     
  8. rogi

    rogi Stabsgefreiter

    Messages:
    469
    Location:
    Киселевск
    нюрнберг был в строю, а лейпциг с осени перерубленный принцем ойгеном был выведен из строя. Только почему вы про густлофф спрашиваете? Его не путали. Он ведь осветился - именно так его Маринеско заметил и, видимо, смог опознать.
    Я думаю, изображения эмдена и штойбена вы в сети найдете без труда и сами сможете составить мнение - можно ли их перепутать. Теоретически, наверное, можно, хотя трубы у них совершенно разные и Штойбен намного выше приземистого крейсера.

    Погибшие немецкие ГСУ:
    Царь фердинанд 2.10.44 потоплен фр. ПЛ КЮРИ на Средиземном море
    Инсбрук 9.6.44 потоплен бомбардировщиками в Венеции
    Тюбингиен - самый вопиющий случай, потоплен 18.11.44 у Полы ракетами штурмовиков
    Фазан 2 раза потоплен бомбардировщиками в Гамбурге (хотя это стратеги, можно не считать)
    Александр фон Хумбольдт 24.6.44 потоплен бомбардировщиками в Везермюнде
    Штуттгарт 9.10.43 потоплен бомбардировщиками (тоже стратегами)

    Еще были ГСУ, захваченные протоивником, что тоже запрещено конвенцией (хотя, обстоятельства захвата мне неизвестны - может там при проверке выявлены нарушения?)
    Бонн 2.11.44 захвачен британцами у Бари
    Фрайбург 23.10.44 захвачен британцами
    Бордо 1.9.44 у Бордо захвачен британцами
    Градиска 29.10.44 захвачен британцами в Эгейском море

    Насчет английского ГСУ, потопленного по вашему рассказу - такого быть не могло. У ГСУ не может быть никаких зениток; если на него их ставят - судно автоматически перестает быть госпитальным конвенционным судном.
    Немцы тоже потопили с полдюжины британских ГСУ - но тут я не уверен, были ли они правильно обозначены, или это только одно название, что они госпитальные, потому что на них раненых погрузили. Половину - у Дюнкерка, половину в 1942-1943 на Средиземном море.
    Вообще конвенция в отношении ГСУ показала свою полную нежизнеспособность, когда дело касалось авиации.
     
  9. ozy

    ozy Oberfeldwebel

    Messages:
    3,855
    Location:
    AU
    Насчет английского ГСУ, потопленного по вашему рассказу - такого быть не могло. У ГСУ не может быть никаких зениток; если на него их ставят - судно автоматически перестает быть госпитальным конвенционным судном.

    Немцы уверяли что судно было с красными крестами и зенитками одновременно.

    Вообще достаточно грустные данные вы привели. Я не понимаю пилота, который топит госпитальное судно. Что интересно в британских источниках этого списка я не встречал (догадайтесь почему).
     
  10. rogi

    rogi Stabsgefreiter

    Messages:
    469
    Location:
    Киселевск
    А вы название знаете? Или дату?

    Но вообще, что касается потерь, то их надо смотреть у стороны, их понесшей. Ясно дело, англичане не станут такими подвигами хвастаться.
     
  11. ozy

    ozy Oberfeldwebel

    Messages:
    3,855
    Location:
    AU
    Если бы я помнил где это я читал... Автор какой-то книги про авиацию встречался с немецким летчиком ББ и спросил как же вы, такой-сякой, лично потопили госпитальное судно. Тот ему и рассказал про зенитки. Британец не пытался в книге это оспорить, как-то мутно все описал и у меня возникло ощущение что в словах немца что-то было с чем спорить не хотелось. Возможно потому что это была правда.

    Не могу найти в гугле подобной цитаты и не могу вспомнить названия книги. А была там и дата и место и название судна и фамилия немца-пилота ББ.
     
  12. rogi

    rogi Stabsgefreiter

    Messages:
    469
    Location:
    Киселевск
    Вот вам до кучи потопленные английские ГСУ - однако реальный статус этих пароходов как госпитальных под сомнением, т.к. все они реквизированные торговцы, а списках реквизированных судов Royal Navy от JJ Colledge не числятся. М.б. конечно там была какая-то хитрость, по которой они были госпитальными, но не в составе ВМФ.

    MAID OF KENT 21.5.40 поврежден нем. самолетами у Дьеппа, брошен и выбросился на берег. BRIGHTON поврежден тогда же, брошен в Дьеппе и добит там самолетами 24.5.40.

    PARIS 2.6.40 повреждено самолетами у Дюнкерка и затонуло на след. день.

    RAMB IV 10.5.42 потоплен около Александрии бомбардировщиками

    TALAMBA 10.7.43 потоплен около Сицилии бомбардировщиками

    NEWFOUNDLAND 13.9.43 поврежден планирующей бомбой у Салерно, на след. день добит артиллерией

    ST. DAVID 24.1.44 потоплен бомбардировщиками у Анцио из состава конвоя.

    Ну и еще для коллекции австралийское ГСУ CENTAUR 14.5.43 потоплено торпедами I-177 (SKS Nakagawa)
     
  13. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Messages:
    9,785
    Location:
    Баварщина
  14. Kestner

    Kestner Oberleutnant

    Messages:
    2,971
    Location:
    Россия, Москва
    Вот камрады, попалась интересная статейка по теме (добавляет некоторые интересные "штрихи"):

    "Атака века": мифы и факты о подвиге Маринеско
    Почему в британском Портсмуте установлен бюст русского подводника
    2010-02-26 / Владимир Алексеевич Васильев - кандидат технических наук, доцент, профессор Академии военных наук; Владимир Тимофеевич Рощупкин - кандидат политических наук, профессор Академии военных наук.

    В конце 1944 года на германской экспериментальной ракетной базе сухопутных войск вермахта – Пенемюнде (остров Узедом у южного побережья Балтики, близ нынешней польско-германской границы) появились необычные для этого объекта военнослужащие – в черной форме германских подводников. Многие были со щегольскими бородками, что считалось особым шиком среди подчиненных гросс-адмирала Карла Дёница, до 1943 года командовавшего подводными силами кригсмарине, а затем и возглавившего германские ВМС.

    Первыми увидели прибывших завсегдатаи местного казино, где коротали вечера офицеры гестапо, абвера и сотрудники полигона. По установившейся в Третьем рейхе традиции все посетители ресторана, кафе и прочих увеселительных заведений при входе офицера-подводника в форме обязаны были встать и приветствовать его. Если при нем была дама, то следовало поднять тост за ее красоту, здоровье и благополучие.

    Однако приехавшие на ракетную базу подводники были без дам, поэтому скоро завязалась дружеская беседа офицеров – без формальностей и соблюдения этикета. По словам гостей, у двух субмарин, возвращавшихся из похода к берегам России, в открытом море случились неисправности. Устранить их решили на местном судоремонтном заводе – в поселке рыбаков Хернгсдорфе. Потом лодки собираются совершить заход на соседний остров Рюген, чтобы пополнить запасы провианта и горючего. Больше подводники ничего не сказали, хотя были уже достаточно навеселе от усердно подливаемого гестаповцами рома и шнапса.

    СЕКРЕТНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ: ЦЕЛЬ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕВАНШ
    Но подводники прибыли на остров Узедом совсем с другой целью. Они выполняли задание по совершенно секретной программе создания «оружия возмездия». Там, на ракетном полигоне Пенемюнде, штурмбаннфюрер СС барон Вернер фон Браун, выпускник Берлинского технического института, и кавалер Рыцарского креста за военные заслуги с мечами генерал-майор Вальтер Дорнбергер, получивший степень магистра баллистики в Технологическом училище в Шарлоттенбурге, готовили к запуску гигантскую двухступенчатую ракету по проекту А9/А10 «Америка».

    На этот ракетный монстр Гитлер и его подручные возлагали особые надежды как на уникальнейшее средство поражения. Предполагалось, что он за один час покроет расстояние в 4800 км и причинит сильнейшие разрушения Нью-Йорку или иному крупному городу на Атлантическом побережье США. Именно в Пенемюнде впервые в мире были разработаны и испытаны опытные образцы баллистических ракет. Именно там находится стартовая точка последующей гонки ракетно-космических вооружений.

    Особый интерес фюрера Третьего рейха к заботам немецких «сухопутных» ракетчиков объясняется и другим: в Берлине очень рассчитывали на применение их достижений и в кригсмарине. Речь шла о проведении опытно-конструкторских работ по проекту «Лафференце», согласно которому несколько германских подводных лодок должны стать буксировщиками специальных контейнеров с установленными в них баллистическими ракетами, приспособленными для запуска из-под воды.

    С военно-технической точки зрения, это были бы первые субмарины с ракетным оружием на борту. В обстановке исключительной секретности немецкие офицеры-подводники должны были освоить на ракетном полигоне технологию транспортировки баллистических ракет в Атлантику, подготовки и проведения их пуска по утвержденным Гитлером целям.

    Была и еще одна хорошая новость для фюрера. Двухступенчатая баллистическая ракета по проекту А9/А10 «Америка», как докладывали Гитлеру, 24 января 1945 года совершила успешный экспериментальный полет, хотя сбилась с курса и взорвалась где-то над Атлантикой, у берегов Гренландии. Руководители проекта заверили вождя рейха, что первые три серийные ракеты уже собираются на подземном заводе вблизи города Кракова и будут готовы к запуску на Америку не позже октября 1945 года.

    Гитлер с большой надеждой ждал прихода последних дней января 1945 года – 30 и 31. Но развивающийся успех русских в Восточной Пруссии заставил его ускорить вывод находившихся там подводников на базы в Киле, Бремене, Бременсхафене, Вильгемсхафене, Гамбурге, Штеттине, Штральзунде. Делалось это скрытно, по ночам. И все же в восточнопрусском порту Пиллау оставалось достаточно много выпускников и преподавателей учебных дивизионов подплава, огромное количество имущества и снаряжения. Пришлось согласиться с предложением командования вывести всех еще не эвакуированных моряков одним рейсом гигантского океанского лайнера «Вильгельм Густлов».

    фото. Памятник капитану Маринеско в Калининграде.
     

    Images:

    237405.jpg
  15. Kestner

    Kestner Oberleutnant

    Messages:
    2,971
    Location:
    Россия, Москва
    Продолжение:
    До Второй мировой войны и в ее начальный период этот лайнер ходил, как было задумано самим фюрером, в круизы с «передовиками производства» рейха на борту. Рейсы длились всего неделю, ударники нацистского труда могли отдохнуть и даже загореть. Потом стало уже не до них – в 1940 году «Густлов» включили в состав кригсмарине. Официально – как учебное судно для подготовки подводников и плавучую базу. Но, как выяснилось уже в наши дни, на излете военной поры на борту лайнера втайне занимались не только этим. Там планировались масштабные стратегические операции с участием субмарин и новейшего оружия в интересах новой блокады Великобритании, чтобы подорвать ее военный потенциал и ослабить ряды западных союзников по антигитлеровской коалиции. По мнению фюрера и разработчиков этих сверхсекретных операций, они могли изменить ход войны в пользу Германии. Поэтому усиленно готовились кадры подводников, проводились испытания новой техники.

    Но Гитлер и думать не мог, что судьба готовит ему удар, который разобьет в прах эти замыслы, а заодно и мистическую веру в магию числа «13». Утром 13 января на одной из баз подводников Краснознаменного Балтийского флота в кругу боевых товарищей отмечал свой 32-й день рождения капитан 3 ранга, командир субмарины С-13, ласково называемой самими подводниками «тринадцатой эской», Александр Иванович Маринеско. Это был опытный офицер, не раз успешно проводивший свою субмарину из родных вод Балтики через опаснейшие минные поля, закрывавшие выход на морские просторы. Так что Александра Маринеско считали счастливчиком, суеверные люди ломали голову: как могло везти человеку, который родился 13 января 1913 года и при этом умудрился получить под свое начало субмарину с индексом 13!

    …Фюрер торопил с отправкой «Вильгельма Густлова», но она по различным причинам откладывалась. Дело в том, что помимо военных, в том числе моряков-подводников, на лайнере намеревались разместить сначала тысячу, а потом – и две тысячи пассажиров. Но в итоге погрузились дополнительно 4500 человек из числа функционеров нацистской партии, чиновников администраций Восточной Пруссии и Померании, мечтавших поскорее выбраться из кенигсбергского ада. Поэтому к трапу «Густлова» они рвались, таща за собой домочадцев, фамильные и награбленные на оккупированной территории драгоценности и домашний скарб. Посадка растянулась на двое суток, которые оказались для судна, многотысячного «десанта» военных и гражданских лиц, в том числе женщин и детей, роковыми. Всего, по немецким данным, лайнер принял на борт 10 582 человека.

    «ЭСКА» МАРИНЕСКО: ВОЗМЕЗДИЕ
    Темной ночью 30 января 1945 года десятипалубный гигант водоизмещением более 25 тыс. тонн отошел от причала порта Данциг и направился в открытое море. Его сопровождал мощный эскорт сторожевых и противолодочных кораблей. Правда, особого беспокойства командир эскорта не ощущал: американцы и англичане далеко, а русские подлодки сюда не дойдут из-за густых минных полей. Он, как и капитан «Густлова», хорошо знал, что за годы войны русские не раз топили на Балтике транспорты с углем, железной рудой и вооружением, но при этом потеряли более 40 субмарин, примерно 1400 подводников. Но сейчас лайнер под надежной защитой, и ему ничего не угрожает...

    Но не ведали в тот вечер командир эскорта и сам Гитлер, что на дне близ Данцигской бухты уже много часов лежит, затаившись, подводная лодка Краснознаменного Балтийского флота С-13. Ее экипаж задыхался от нехватки кислорода, а капитан ждал наступления темноты, чтобы всплыть и дать возможность морякам надышаться пьяняще чистым морским воздухом.

    Тринадцатая «эска» всплыла ровно в 20.30 30 января 1945 года. Капитан 3 ранга Маринеско сквозь снежную пелену на фоне свинцового неба сумел разглядеть в перископ громадное судно в сопровождении кораблей охранения. С-13, прикрываясь шумами винтов и механизмов транспорта-гиганта, незамеченной некоторое время сопровождала его. А затем, заняв рискованную, но в тактическом отношении выгодную позицию со стороны берега, лодка по команде командира выпустила по цели четыре торпеды. Три из них угодили в борт вражеского судна, разворотив ниже ватерлинии громадные пробоины, в которые мог бы въехать грузовик, и взорвались внутри огромного корпуса. А четвертая, на которой, как на грех, была надпись «За Сталина!», не взорвалась. Смертельно раненный «Густлов» дал крен на левый борт и через 26 минут пошел дно вместе с грузом и пассажирами.

    Это произошло в 23.09. Корабли сопровождения и тральщики бросились в погоню, утюжа глубинными бомбами бухту во всех направлениях. Лодка стремительно ушла на глубину и легла на грунт. Как потом говорили, только какое-то чудо спасло С-13, которая после окончания атаки скрытно сумела оторваться от преследования и уйти в открытое море. Да, был и элемент везения – вопреки номеру субмарины. Но главное, конечно, – это опыт и нестандартный, творческий подход командира к выполнению боевой задачи, высочайшая боевая выучка и сплоченность экипажа.

    На следующий день газеты нейтральной Швеции и ряда других стран сообщили о гибели теплохода «Вильгельм Густлов». Гитлер был вне себя: ведь он, фюрер, вместе с адмиралом Дёницем 5 мая 1937 года присутствовал на торжественном спуске суперлайнера на воду – эти кинокадры видела вся Германия! К тому же потопление «Густлова» произошло 30 января, в годовщину прихода нацистов к власти. Именно в этот день ровно 12 лет назад Гитлер стал канцлером Германии.

    А уже 9 февраля та же С-13 под командованием Маринеско потопила еще один крупный немецкий транспорт – «Генерал фон Штойбен». Все говорили о том, что капитан 3 ранга скоро станет Героем Советского Союза: если не сегодня, то завтра, в крайнем случае – послезавтра. Но увы, этого не произошло. Александр Маринеско стал неугоден многим и попал в опалу. Почему?

    фото. Пассажирский лайнер «Вильгельм Густлов».
    Почтовая открытка 1937 или 1938 года
     

    Images:

    237405_image_1.jpg
  16. Kestner

    Kestner Oberleutnant

    Messages:
    2,971
    Location:
    Россия, Москва
    ОНА ЗВАЛАСЬ ТАТЬЯНОЙ

    В ночь под новый, 1945 год подводная лодка С-13 стояла у причальной стенки в финском порту Турку (Финляндия осенью 1944-го вышла из войны). Командир субмарины, один из ее офицеров и сотрудники советской контрольной комиссии решили отметить новогодний праздник в ближайшем ресторане при небольшой уютной гостинице.

    Уже вскоре после начала трапезы гости обратили внимание на то, что хозяйка гостиницы, красивая молодая женщина, хорошо говорившая по-русски, не сводит глаз с командира С-13. Возможно, она чисто интуитивно, по-женски, почувствовала цельность и глубину натуры Маринеско, который, как всегда, был душой компании. Он тоже не мог не заметить пристального взгляда широко раскрытых голубых глаз хозяйки. Звучали тосты в ее честь, здравицы за близкую победу. Они танцевали под звуки томного северного танго в исполнении небольшого оркестра с непременным солирующим аккордеоном, а за столиками мирно текла беседа.

    Сначала Александр «упрямился», но под воздействием праздничной и очень комфортной, почти домашней атмосферы новогодней ночи поддался чарам северной красавицы и в конце концов согласился подняться в ее квартиру, которая была там же, при гостинице. Но Маринеско не знал, что буквально за несколько часов до этого хозяйка разругалась со своим женихом. Может, на этом бы все и кончилось, но тот крепко разобиделся и, узнав, что его пассия предпочла русского морского офицера, тут же побежал в советскую военную комендатуру. При этом «горячий» финский парень не преминул услужливо сообщить коменданту домашний адрес женщины.

    Рано утром сотрудники военной контрразведки «СМЕРШ» явились на квартиру прекрасной дамы и увели с собой в известном направлении капитана 3 ранга. Правда, потом отпустили. Но в итоге Маринеско прибыл на лодку лишь к 8 утра. А тут новая неприятность. Матросы «эски», отмечавшие Новый год, повздорили с финскими моряками. Дело кончилось потасовкой, в которой «горячим парням» русские подводники изрядно намяли бока…

    С этого в службе и в жизни Александра Ивановича начались большие сложности. По словам шифровальщика подводной лодки С-13, сотрудники военной контрразведки пытались получить от него «признание» в том, что его командир, капитан 3 ранга Маринеско А.И., якобы передал финской гражданке... секретные коды радиосвязи советских подлодок. Но шифровальщик оказался не из робкого десятка. Он не дрогнул на допросах и не стал наговаривать на своего командира. Более того, боевой моряк сумел доказать абсурдность обвинений в адрес Маринеско. Да и сама героиня скоротечного романа настаивала на том, что ей ничего, кроме любви, не нужно было от русского капитана...

    Самое поразительное во всей этой романтической, но очень грустной истории оказалось то, что избранница командира С-13 оказалась вовсе не шведкой, как он полагал поначалу, а… русской по происхождению – дочерью эмигрантов из России, обосновавшихся в Финляндии после 1917 года. Звали ее Татьяна. Так же называлась и принадлежавшая ей гостиница. Татьяна… Этим чистым и светлым именем пушкинской героини легендарный подводник позднее нарек свою дочь от второго брака.

    Историю с хозяйкой гостиницы завистники и злопыхатели использовали для дискредитации командира «эски». Разумеется, по меркам военного времени он как офицер мог понести наказание за случившееся. Но беда в том, что пошли слухи, будто бы ничего геройского Маринеско не совершил, ведь война скоро кончилась. Александр Иванович же был человеком прямым и резким, нетерпимым к фальши и лицемерию. Своим обидчикам, в том числе из числа некоторых старших офицеров и политработников, он резал правду-матку в глаза. В итоге командира С-13 сняли с должности и понизили в воинском звании на две ступени. В конце концов героя-офицера уволили в запас. Для Маринеско это стало непоправимым ударом.

    ОЦЕНЕН ПОСМЕРТНО

    Думали ли те люди, кто с холодным чиновничьим равнодушием решал судьбу Маринеско, скольким тысячам американских и английских моряков и пехотинцев спас жизни командир С-13 и ее экипаж? По сути, были сорваны планы командования кригсмарине по активизации действий германского подводного флота (помните, чем втайне занимались на борту лайнера)? По большому счету это была действительно «атака века» – именно так ее охарактеризовал весьма авторитетный немецкий журнал «Шпигель». Этот номер, кстати, – один из экспонатов Музея подводных сил России в Санкт-Петербурге, где представлены некоторые, в том числе и малоизвестные, фотографии и документы о герое-подводнике и его экипаже. Такое же наименование – «атака века» – она получила и в специальной литературе, войдя после этого в Книгу рекордов Гиннесса.

    Иное дело, что со временем подвиг Маринеско (впрочем, как и любой подвиг) стал обрастать мифами и легендами. Из публикации в публикацию у нас кочевал пассаж о том, что Германии был объявлен траур – впервые после произошедшей ровно за два года до этого гибели 6-й армии фельдмаршала Паулюса в занесенном снегом Сталинградском котле. Еще один миф, что якобы командира эскорта расстреляли по личному приказу фюрера. И что он будто бы занес имя командира русской подводной лодки, потопившей лайнер, в список врагов рейха и своих личных врагов. Еще один миф – на борту лайнера якобы находились 3700 эвакуированных из Пиллау подводников, среди которых было 100 командиров и 70–80 подготовленных экипажей для океанских субмарин нового проекта. Немецкие источники не подтверждают этих данных. Да, подводники были, но не в таком количестве – «всего лишь» около 1000 матросов и офицеров. Но разве подвиг Маринеско и его моряков от этого менее значим?

    Мы специально интересовались отношением немцев к потоплению лайнера. Конечно, они считают это трагедией. Об этом в Германии рассказывают несколько фильмов, десятки книг. В частности, в повести «Траектория краба» известного публициста и писателя Гюнтера Грасса. Повествование в этой книге ведется от лица человека, который якобы родился на «Густлове» и был спасен…

    Один из авторов данного очерка побывал в гигантском военно-морском мемориале в Лабё, близ северогерманского портового города Киль. Здесь в Зале памяти представлена трехметровая модель «Густлова», а рядом на стене – портрет Маринеско. Вопреки многолетним попыткам, предпринимаемым в Германии с целью обвинить командира С-13 в совершении воинского преступления, его «атака века», с точки зрения экспертов международного морского права, не противоречит правилам ведения войны на море. Ведь «Густлов» был не гражданским судном, а входил в состав ВМС Третьего рейха. Правомочность действий капитана 3 ранга Маринеско не опроверг и такой авторитетный исследовательский центр, как действующий здесь же, в Киле, Институт морского права. Но тем не менее споры о Маринеско и «Вильгельме Густлове» не прекращаются и сегодня.

    Как бы то ни было, потопление «Густлова» – одна из самых дерзких спецопераций в истории Второй мировой войны, хотя «эску» к специальным операциям и не готовили. Но если взять соотношение сил – одна лодка против мощного конвоя из шести кораблей – и результативность. Ведь никогда еще за всю историю войн на море ни одной лодке не удавалось уничтожить столь крупный вражеский корабль, разом отправив на дно 9343 человека, в том числе военнослужащих вермахта. (Из 10 582 человек, находившихся на борту «Густлова», спаслись 1239.) Не случайно моряки надменной Британии, испокон века считавшей себя владычицей морей, установили бюст русского героя-подводника в музее портового города Портсмута.

    Но вернемся к судьбе командира С-13. К сожалению, формально отнесся к решению «по делу Маринеско» и нарком ВМФ (впоследствии военно-морской министр и главком) адмирал Кузнецов. Правда, потом Николай Герасимович искренне сожалел о своей ошибке. Хотя и с большим опозданием, но признал, что «изумительный подвиг А.Маринеско в то время не был оценен по заслугам». Кстати, позднее фортуна резко повернулась спиной и к самому Кузнецову. В 1956 году его, заслуженного флотоводца, так же необоснованно отстранили от должности. И тоже понизили в звании на две ступени – с Адмирала Флота Советского Союза до вице-адмирала.

    А Маринеско? Горькой была послевоенная его жизнь, в которой он так и не нашел себя. Людская зависть и злоба сделали свое черное дело: 25 ноября 1963 года он умер от тяжелой болезни – в безвестности и нищете. Поразительно, но в фундаментальной пятитомной «Истории Великой Отечественной войны» о подвиге С-13 и ее командира, подводника № 1, как нарекли его в мировой печати, сказано всего тремя строками. А в Советской военной энциклопедии (в 8 томах, 1970-е годы) и в Военном энциклопедическом словаре (1986 год) Маринеско даже не упоминается!

    Однако памяти героя остались верны его боевые товарищи, с которыми он рисковал жизнью в морских походах; были просто честные люди, которые не могли равнодушно взирать на произвол бездушных чиновников с большими звездами на погонах. После многочисленных обращений ветеранов, общественности, после серии публикаций в газете «Известия» справедливость восторжествовала. 5 мая 1990 года капитану 3 ранга Маринеско Александру Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Посмертно же он был награжден медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина.

    Киль–Санкт-Петербург–Москва
    Адрес статьи: http://nvo.ng.ru/history/2010-02-26/14_marinesko.html
     
    1 person likes this.
  17. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    И охота же было эту муть копировать.
     
    Олег-задира likes this.
  18. Kestner

    Kestner Oberleutnant

    Messages:
    2,971
    Location:
    Россия, Москва
    А в чём именно "муть"? Я вот например, не чего не слышал и не читал о проектах доставки Фау-2 к Америке с помощью подводных контейнеров! и соответственно о том оказались ли эти моряки на борту Густлова?
     
  19. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Да я не про ракеты, а про всё остальное. Вроде уже ссылку давали, очень толковая статья http://brummel.borda.ru/?1-10-0-00000013-000-0-0-1158843490
    А по ракетам если интересно могу ссылочек подкинуть, правда на буржуйском языке.
     
    1 person likes this.
  20. rogi

    rogi Stabsgefreiter

    Messages:
    469
    Location:
    Киселевск
    Для чего засорять тему подобной, прости господи, дрянью? Статья - вранье, высосанное профессорами кислых щей из пальцев ног. Друг у друга, наверное, для удобства.
    Если после статьи нет списка источников и начинается она обещаниями что-то разоблачить или открыть старшные тайны, на 100% это будет полная лажа.
    Авторы даже Вики не удосужились глянуть и увидеть, что родился Маринеско 15 января, а не 13-го. Ну как же, тогда ведь их красивая сказка о магии числа 13 рушится!
    ВГ был не 10-палубным, а 5 палубным. Водоизмещение авторы путают с вместимостью (это она была более 25000 б-р тонн), что очень позорно для человеков, пишущих на морскую тему. Эскорта мощного не было, подлодок они боялись и шли затемненные, лодка в 19.45 уже начала зарядку батарей - т.е. всплыла гораздо раньше 20.30.
    Эти два умника даже не думали, о чем пишут. В 20.30 значит всплыла, но пароход Маринеско увидел через перископ? Он что, забыл, что лодка у него на поверхности и остался внутри сидеть, в обнимку с перископом?
    Четвертая торпеда не "не взорвалась", а вообще из аппарата не вышла. Про жуткую бомбежку кораблями охранения и тральщиками вообще дьявольский отжиг и брехня от начала до конца.
    Подпись к фотке - "1937 или 1938 г." Какой нах 1937? Судно вступило в строй в марте 1938!
    Какашка в немцев, что они дескать много лет пытались обвинить Маринеско, тоже полная лажа. Даже великий певец Густлоффа Хайнц Шен во всех своих книжках написал, что цель для М. была вполне себе легитимная и он имел право ее топить.

    Вы всерьез полагаете, что статья с таким количеством бреда (больше чем уверен, в остальных разделах - про ракеты и женщин тот же самый бред) стоит того, чтобы постить ее на приличном форуме? А если попадется, что Густлофф вез летающие тарелки и батальон СС, составленный из марсиан для защиты Берлина - тоже будем выкладывать и качать головой - ах, какие интересные детали, ранее скрытые от широкой публики!
     
  21. Kestner

    Kestner Oberleutnant

    Messages:
    2,971
    Location:
    Россия, Москва
    Уважаемые Freser и rogi Вы конечно, скорее всего, правы! я не считаю себя специалистом в военно - морской истории! признаю этот факт...
    Мне, правда, казалось, что наш "приличный форум" как раз и должен подобные статьи критиковать и "разоблачать", истина, на мой взгляд, проявляется значительно "рельефнее" на фоне аргументированной критики подобных статей, действительно отдающих "желтизной".
    А так же признаю, что меня смутили, "громкие титулы" авторов (всё ещё, по старой памяти, доверяю историкам со "степенями") Сори!
    К стати говоря, если форум (подчёркиваю - форум) превратится в сборник книг и статей, которым будет присвоен статус: "истины в последней инстанции", то его следует закрыть и переименовать в сайт (зарегистрированный и оформленный группой лиц) с целью изложить свою и только свою! точку зрения на ВМВ и не подлежащий не каким обсуждениям. (Есть такая тенденция на форуме, есть!, но к Ивану это не относится):)
    Так что Ваше раздражение, как людей глубоко знающих тему, мне понятно, но кажется не совсем оправданным - подумайте о людях которые могут совсем не чего не знать об ВГ, Маринеско и соответственно легко поверить авторам приведённой статьи, прочитав же эту тему, научатся скептически воспринимать прессу, я надеюсь!
    Впрочем, я думаю, Ивану как модератору раздела виднее, что должно оставаться в теме, а что нет! Так что не имею не чего против - если Иван "снесёт" всё выше сказанное вместе со статейкой!
    Иван, не обижайся на меня! - хотел как лучше!... честное слово я и сам огорчён!
     
    1 person likes this.
  22. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Да нормально всё! Форум ведь для того и существует чтобы правду узнавать. А статья пусть висит для ознакомлени:D, ну и как сказка на ночь:D
     
    1 person likes this.
  23. поручик Бруммель

    поручик Бруммель Oberfeldwebel

    Messages:
    579
    Location:
    Russia
    Уважаемый Freser!
    Вероятно Вам стоит "прибить гвоздями" ссылки на статью Морозова и другие объективные ресурсы по данной теме и ввести золотое правило ознакомления с ними для желающих обсуждать эту тему. В свое время на ВИФ2не так и поступили, когда устали каждый раз заново объяснять любителям альтернатив и сенсация, что у Германии не было шансов на осуществление операции "Морской лев". Очень часто обсуждение этой темы (Вильгельм Густлоф) начинается с того, что кто то размещает здесь очередную журналоламерскую пакость.
     
  24. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Messages:
    9,785
    Location:
    Баварщина
  25. rogi

    rogi Stabsgefreiter

    Messages:
    469
    Location:
    Киселевск
    Немцы тоже жгут - "Маринеско увидел ГУСТЛОФФ в перископ", "шел в охранении Т-36", "С-13 выпустила в Т-36 две торпеды, но тот увернулся", "Маринеско потопил еще и ГОЙЮ"...
    Правда эти знатоки хотя бы профессорами не прикидываются. С газетчиков и взятки гладки, могут гнать какую угодно пургу.