Советские летчики Второй Мировой

Тема у розділі 'ВПС РСЧА та ВПС РСЧФ (ВМС РСЧА)', створена користувачем HJ Blut, 7 бер 2005.

  1. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    18 сентября 1943 года. Невеселое настроение было и у пилотов 812-го И АН, воевавших на Украине. Четыре Як-9Т из этого полка были атакованы в районе Василевки восемью Bf-109 . Застигнутые врасплох, они потеряли двух молодых пилотов - младших лейтенантов А.С.Русакова и П.И.Кондакова.
    Не лучшее настроение царило в этом же полку и на следующий день. Восемь Як-9Т, которые сопровождали возвращающиеся с задания Пе-2, были атакованы группой Bf-109. Был сбит лейтенант Г.П. Чураков, но смерть настигла его уже на земле, где он был убит немецкими пехотинцами. Вероятно, перед этим ему удалось уничтожить два Bf-109. «Вероятно», так как трудно быть уверенным, кто именно из пилотов в этом горячем бою нанес вражеским самолетам смертельные повреждения. Еще один «мессер» развалился на куски после атаки младшего лейтенант Струка.
    Не совсем ясно, почему 812-му ИАП так и не было присвоено звание «гвардейский». Эта часть, имевшая огромные заслуги, превышавшие достижения многих титулованных и многократно награжденных частей, прошла весь свой боевой путь в ранге обычного истребительного полка. Примером квалификации и героизма его пилотов может служить бой, который произошел 21 сентября 1943 года на южном фронте. В 12 часов 30 минут над Большим Токмаком взлетело десять Як-9Т из второй эскадрильи. Силы были распределены таким образом, что в группе капитана Андюкинова было шесть машин, а в группе прикрытия И.В.Федорова - оставшихся четыре. Работа нашлась очень быстро: две группы по десять Не-111 под охраной Bf-109 . Советские пилоты, в основном опытные ветераны, выбили из немецкого строя три бомбардировщика. По одному «хейнкелю» уничтожили И.В.Федоров, Андюкинов и Разумович. Ведомый Федорова - Максимов, сбил один Bf-109. После уничтожения четырех немецких самолетов, советские пилоты вышли из боя без потерь.
    25 сентября 1943 года. Практически весь сентябрь 812-й ИАП участвовал в напряженных боях, но 25 сентября они достигли исключительного накала. Сначала группа Як-9Т атаковала в районе Мелитополя около двадцати Ju-87 , сопровождаемых Bf-109 - здесь младший лейтенант Максимов сбил одну «Штуку», а лейтенант Шишкин записал на свой счет Bf-109. А после этого пошло ... Когда в воздухе была группа Мартыненко, он сбил Bf-109 , другой пилот - Ju-88. В воздушном пространстве над Большим Токмаком группа Як-9Т под командованием И.Д. Федорова на высоте 4000 м встретила несколько Ju-88. По одному бомбардировщику уничтожили Федоров и Калугин. Две группы Як-9Т капитана И.Ф.Попова атаковали «Штуки» и лейтенант Дергунов добился того, что одна из них закончила свой полет в земле Украины.
    Уже в конце дня, когда советские пилоты праздновали удачный день, в воздух была поднята дюжина Як-9Т, ведомая И.В.Федоровым. Когда у них уже заканчивалось горючее, и нужно было возвращаться на аэродром, они обнаружили пятьдесят четыре Не-111 идущих строем девяток. Оставался шанс только на одну атаку и Федоров решил использовать мощное вооружение своих Яков, дав одновременный залп из всех стволов. Шесть Як-9Т атаковали головную девятку Не-111 и эффект этой атаки был ошеломляющим: выпушенные с дистанции около 100 м снаряды, разорвали на куски три бомбардировщика. Четвертый, поврежденный «хейнкель» был добит Федоровым. Мощь огня пушки НС-37 была так велика, что у Не-111 отвалилось крыло - он упал к западу от Большого Токмака. Вероятно, единственной потерей, в этот полный побед день, был подбитый огнем стрелков другой группы Не-111, над Щербановкой, истребитель Як-9Т А.Машенкина, этот пилот попал в плен. Всего 25 сентября истребители из 812-го ИАП уничтожили 13 немецких самолетов, в основном, очень ценных для немцев бомбардировщиков.
    В этот же день в бой с Як-9 вступили венгерские пилоты. Утром первый лейтенант Деброду и сержант Ковач получили приказ эскортировать немецкие Не-111, которые направлялись к линии фронта, в район Киева. Венгры тотчас же стартовали и летели ниже серых туч на высоте 4000 м. Бомбардировщики не прибыли в точку встречи в назначенное время, однако вместо них появилось несколько Як-9. После того как советские пилоты заметили Bf-109, они атаковали. Два истребителя скрылись в тучах наверху, два других спикировали, а затем перешли в набор высоты, идя наперерез «мессерам». Во время атаки головного истребителя Деброду сманеврировал вверх и влево, Як-9 повернул, дав возможность противнику открыть огонь - очередь пушек Bf-109 попала в крыло, кабину и двигатель Яка. В этот самый момент Деброду так же получил попадание. Он попытался отвернуть свой самолет, но двигатель потерял мощность, а из-под капота появились языки пламени. Его преследовали, для прыжка с парашютом было слишком венгру пришлось совершить вынужденную посадку в 15 км от линии фронта, на советской территории. Его самолет разбился, но Деброду избежал плена, и после двухдневных, полных приключений, блужданий, переплыв Днепр, вернулся в свою часть.
     
  2. Цікаві лоти

    1. Итальянский короткобойный патрон 6,5х52 М.39. SMI. Для тенировочной стрельбы.
      150 грн.
    2. http://old.municion.org/Gatling/450Gatling.htm Медный капсюль. Из пачки,новый.
      500 грн.
    3. ММГ патрон Маузер cg 17 44 с бронебойно-трассирующей пулей S.m.K. l'spur.
      80 грн.
    4. Предложу пули ТТ советские не стреляные, в нормальном состоянии, постарался передать на фото. В лоте...
      900 грн.
    5. Патрон с (фосфорной) зажигательной пулей Р.m.K. для тропиков Латунная гильза.
      150 грн.
  3. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    23 октября 1943 года пилоты 821-го ИАП имели довольно редкую возможность поохотиться на Hs-129. В районе Данило-Ивановки на Украине, четыре Як-9Т, которые вел И.В. Федоров, встретили три вражеских самолета летящих на высоте 100-150 м. Первый «хеншель» разорвали снаряды Як-9 Федорова. В тот момент в этом районе находилось еще восемь Hs-129. Из них советские пилоты сбили два - успеха добились Шишкин и Максимов. Третий «хеншель» поврежденный Федоровым пошел на вынужденную посадку на своей территории.
    Благодаря публикации «Hs-129 - истребитель советских танков» можно проверить эту информацию. В тот день было потеряно три Hs-129, все на Украине. Машина №140759 принадлежала (Pz)Sch.G9, ее пилот погиб, так же погиб пилот самолета № 140748 из 14.(Pz)Sch.G. Третий штурмовик №141271, принадлежал ВВС Румынии. Самолеты были, вероятно, сбиты огнем зенитной артиллерии, не исключено, что они пали жертвами Яков из 812-го ИАП.
    Двумя днями позднее, 25 октября 1943 года, группа Яков из 812-го ИАП под командованием И.В.Федорова обеспечивала воздушное прикрытие войск. В его ходе советским пилотам удалось уничтожить несколько немецких самолетов различных типов, так Федоров и Калугин сбили на своих Як-9Т по одному Ju-88.
    В этот же день в 11 часов 40 минут шесть Як-1 под командованием лейтенанта Мартыненко уничтожили один Ju-88 и один Bf-109. Почти в то же самое время произошли еще три воздушных боя с участием шести Як-7, во главе которых был И.В.Федоров. При встрече с Bf-109 советские пилоты сбили один истребитель. Наконец в 13 часов 08 минут шестерка Як-7 перехватила к западу от Акимовки два Hs-129. Один из них закончил свою карьеру, будучи сбитым лейтенантом Максимовым; второй сбежал.
    Возвратимся к труду Мартина Пегга: «В этот день на вынужденную посадку сели поврежденные в воздухе над собственными войсками два румынских «Хенкеля», №140739 и № 141239". Возможно, и на этот раз здесь приложили руку пилоты знакомого нам 812-го ИАП.
    Необычного успеха добился 3 ноября 1943 года один из пилотов 519-го ИАП, старший лейтенант В.А.Башкиров. Во время перелета на своем Як-7А, с механиком, сидящим в задней кабине, он наткнулся на Ju-88 и сбил его. Но не это принесло ему славу, позже он был атакован четырьмя FW-190, и три из них ему удалось сбить! Так написано в труде «Тактика в боевых примерах». Правда второй, сбитый FW-190, врезался в своего соседа и разрушил его, но факт остается фактом - Люфтваффе потеряли три «фокке-вульфа».
    Воздушная стычка восьми Як-9Т из 148-го ИАП с «фокке-вульфами», вероятно принадлежавшими к JG54, окончилась со счетом 8:3. 15 февраля 1944 года, Яки-9Т эскортировали штурмовики Ил-2, которые атаковали аэродром Неведриц. Пилоты Щерба и Ордин сбили четыре истребителя, по одному записали на свои счета: Луценко, Савченко, Парада и Дронов. В своих машинах разбились И.Карпенко, Н.Пашков и Дронов.
     
  4. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    20 августа 1944 года десять Як-9 из 150-го ГИАП, ведомые командиром полка подполковником А.А.Обозненко, атаковали недалеко от Ясс шестьдесят Ju-87, которые летели под прикрытием 20 истребителей. Немцы потеряли семь самолетов, три из которых уничтожил командир полка. Не хуже были успехи и у двух других групп истребителей Як-9 того же полка. Группа старшего лейтенанта Н.С.Егорова должна была поставить заслон двадцати семи Ju-87 и двенадцати FW-190. Шесть советских машин повернуло на «юнкерсы», а две другие получили задание связать боем «фокке-вульфы». Советские пилоты сбили пять самолетов, два из них были на счету Егорова. Мощь огня Як-9К испытал на себе один из пилотов JG54. 27 августа 1944 года В.М. Федоров и старший лейтенант Сухорукое из 812-го ИАП во время воздушного боя над Литвой сумели подойти незамеченными к FW-190 и снаряд, выпущенный из 45 мм пушки, оторвал крыло немецкому истребителю. Як-9 был последним советским истребителем потерянным, и в то же время последним, который одержал воздушную победу во II-й мировой войне. 15 августа 1945 года десять Як-9 из 19-го ИАП, входящего в 10 АДПБ (Дивизия пикирующих бомбардировщиков) морской авиации Тихоокеанского флота провели воздушный бой с двумя J2M Raiden, и в 13 часов 33 минуты, старший лейтенант Животовский сбил одного из них.
    Четырьмя часами позже, в 17 часов 08 минут, двенадцать Як-9 из этой же части опять вступили в бой с двумя другими Raidenaми и одного сбили. Причины потери двух Як-9 из состава ВВС Тихоокеанского флота, до сих пор не ясны. 13 августа 1945 года они не возвратились из разведывательного полета над Японским морем. Последним был потерян Як-9 авиации Северной эскадры Тихоокеанского флота. Он был сбит огнем зенитной артиллерии над Сахалином тремя днями позднее.
     
    1 людині також подобається це.
  5. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    Очередным кровавым испытанием для ВВС Красной Армии стала известная воздушная битва над Кубанским полуостровом (весна 1943 г.), окончившаяся поражением советской стороны, усугубившееся в добавок высокими потерями.

    Самым известным штурмовым соединением принимавшим участие в этой битве была 230 ШАД имевшая в своем составе 5 полков (В том числе 1 полк истребителей ЛаГГ-3), под командованием уже известного нам полковника С.Г.Гетмана. У этой лишний, как и у многих других успехи перемежались с пора¬жениями, например 21 апреля экипаж 805 ШАП. мл. лейтенант Н.В.Рыхлин (пилот) и ст. сержант И.С.Ефременко (стрелок), в районе Новороссийска на подбитом Иле, вел длительный бой с немецкими истребителями, после которого заявил об уничтожении четырех Me-109. За этот подвиг, подтвержденный наземными войсками, оба летчика были награждены орденом Красного Знамени, повышены в звании, а несколько позже стрелку было присвоено звание Героя Советского Союза. Интересно, что мл. лейтенант И.С.Ефременко выполнил только несколько боевых вылетов на протяжении неполных двух месяцев (апрель-май) после чего погиб, а ст. лейтенант Н.В.Рыхлин, который в воздушном бою сбил трех немцев и к тому же вернулся на свои аэродром раненным, такой награды не получил.

    Всего несколько дней спустя началась полоса поражений. Одним из самых крупных была атака девяти Ил-2 из 805 ШАП с эскортом из 6 ЛаГГ-3 из 979 ИАП на один из керченских аэродромов, после которой на базу не вернулись 5 Ил-2. Вероятно они были перехвачены 4 Ме-109G из II/JG52 под командованием Fw.Quasta, пилоты которой заявили об уничтожении 7 Ил-2 н 5 истребителей (идентифицированных правда как Як-1). Подобный погром произошел н в конце мая, когда из группы насчитывающей восемь Ил-2 того же полка не вернулись на свой аэродром четыре экипажа, сбитые истребителями II/JG52. Несколько позднее немецкие зенитчики сбили и командира одной иp эскадрилий 805 ШАП. Уже 22 июля, в ходе очередной операции против немецких аэродромов, 805 ШАП из 206 ШАД был перехвачен пилотами I1/JG52 и в результате воздушного боя потерял пять Ил-2 вместе с экипажами, из которых часть летчиков правда вернулась в полк через несколько дней. Экипажи «Штурмовиков», заявили об уничтожении на аэродромах почти 20 неприятельских самолетов. Другой результат имел бой разыгравшийся над Черным морем 7 августа. В этот день один из пилотов 11 ШАД ВВС Черноморского Флота, В.А.Калинин находясь в критической ситуации таранил Ме-109, которым оказался самолет пилотируемый одним из асов II/JG52, Fw.Quasta. Оба пилота погибли.
     
  6. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    О силе психологического давления на экипажи «Штурмовиков» постоянных кровавых боев, лучше всего могут свидетельствовать воспоминания стрелка 43 Гв.ШАП, Г.А.Литвниа о другом, новом стрелке этой части: «... сержант внезапно, как заяц выпрыгнул из самолета, начал кататься по земле и кричать: «Не по¬лечу!». Истерия, самая настоящая истерия! Зиянбаев (пилот экипажа, который имел только один боевой вылет, прим. автора), и так уже взволнованный, не двигался из кабины, а только побледнел.». Среди пилотов, так же не все выдерживали непрерывное напряжение. Тот же Литвинов вспоминает приказ командира полка, майора Соколова, после того как в части вскрылся обман пилота, который заявлял об аварии и возвращался на базу никогда не выполняя боевого задания: «... полетишь на одноместном Иле, (было это формой наказания, прим. автора). А замыкающим будет (...) Атлисанов (...). Обращаясь к Атлисанову командир продолжил: «Если этот ... не пройдет над целью приказываю расстрелять его из пушек. Спишем его как боевые потерн. Родственникам сообщим, что погиб в бою». Описанные выше случаи не были повсеместными в ВВС Красной Армии, однако происходили достаточно часто.

    В боях над этим же районом - Кубанским полуостровом в конце мая, начале июня 1943 г., впервые были применены легендарные кумулятивные бомбы ПТАБ-2.5-1,5, что тем более интересно, так как в этом районе немцы не использовали большого количества бронетехники. Это вооружение получило широкое распространение во время Курской битвы в июне 1943 г., когда около 1500 самолетов Ил-2 шести воздушных армий ВВС Красной Армии приняли участие в единственной в своем роде танковой битве. Несмотря на постоянное пополнение, которое можно оценить примерно в 25 машин ежедневно, некоторые штурмовые полки сократились едва ли не до размеров эскадрильи. Перед вводом в бой Степного фронта его командующий, генерал И.Конев, вынужден был про¬сить Ставку о пополнении его 1 ШAК шестьюдесятью Ил-2, и это несмотря на то, что этот корпус использовался в боях с немцами не слишком активно (и к тому же кратковременно). В первый день операции, 2 августа он насчитывал 181 Ил-2 (т.е. был полностью укомплектован), из которых 25 были сбиты немецкими истребителями уже в течении первых 2-4 дней боев. Такой результат был тем более горьким, из-за того что эти потерн были понесены без каких-либо видимых результатов, хотя с другой стороны советская авиация была самым эффективным средством уничтожения немецких танков. Штурмовики были практически единственной силой, которая могла поражать цели независимо от условий боя. Тем не менее, их эффективность не могла быть высокой, из-за несоответствующего вооружения, так как ПТАБы, как и снаряды 23 мм пушек могли в лучшем случае повредить танк, а не уничтожить его. Уничтожение Тигра или Пантеры (которые появились сотнями) было делом случайным, ибо это могло произойти только при таких попаданиях, когда поражалась топливная система танка, что приводило к пожару и танк сгорал.
     
  7. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    Подобные трудности существовали и при попадании в танк ракетами - визуальный эффект был очень сильным, но эффективность поражения танка очень низкой. Поэтому понятна неопределенность даже в ситуации когда снаряды равно как бомбы пли ракеты попадали в цель, не говоря уже о том. что такие попадания были связаны со значительными трудностями. Наибольшие хлопоты доставляли ПТАБы, на загрузку которых требовалось минимум 30 минут, вследствие чего в некоторых частях была введена система при которой этим типом бомб снаряжалась дежурная эскадрилья, которую затем оставляли на границе аэродрома в ожидании приказа на старт для выполнения атаки на обнаруженные группы танков. Атака при использовании ПТАБов требовала хорошего расчета и летного искусства. Не располагая прицелом соответствующего качества, летчик должен был пролететь над целью, лучше всего на высоте 0 м ( потолок не должен был превышать 80-100 м) и сбросить бомбы в строго определенный момент. Не выполнение этих двух условии - наименьшей высоты и точного прицела, автоматически приводило к очень сильному разлету бомб, в результате чего в атакуемую бронетехнику попадало только несколько бомб вместо нескольких де¬сятков. Несмотря на то, что в таких ситуациях танки могли получить только повреждения, летчики объявляли их пораженными, а следовательно уничтоженными. Из-за этою командование получало данные о потерях не отвечающие реальности, которые приводили к грубым ошибкам. Только одна дивизия 291 ШЛД, в те¬чении пяти первых дней боев заявила об уничтожении 422 танков, то есть более чем 50% от их количества находящегося на вооружении группы Манштейна! Однако в действительности, из состава 4-й Танковой армии но всем причинам, а не только в результате воздействия авиации, выбыло за этот период 383 танка.

    На «Штурмовиках» пробовали так же выполнять ночные задания (во время боев под Сталинградом. где впервые была применена эта тактика), однако быстро оказалось, что это невозможно: поэтому время вылетов перенесли на границу ночи п дня. Неудачные ночные операции выполняли, например экипажи 7 Гв.ШАП, но из-за сильного ослепления пилотов пламенем из выхлопных патрубков, как и невозможности ночной посадки на полевые аэродромы от них быстро отказались. Операции на границе ночи и дня давали несколько лучшие результаты. Например ночью 5 мая 1943 г. пять Ил-2 из эскадрильи ночников 288 IIIAII в ходе задания выполненного под покровом темноты, заявили об уничтожении на аэродроме Тулбелня 25 вражеских самолетов, посте чего сели на свой аэродром уже в первых лучах восходящего солнца.

    С продвижением фронтов на Запад одновременно разрастался и круг задач, которые должны были выполнять экипажи ШАПов. Одним из таких новых заданий было обнаружение и уничтожение украинских, а затем польских партизан-националистов. В конце лета, начале осени 1944 г. экипажи 90 Гп.ШАП получили приказ на обнаружение (вблизи Сандомира, на восточном берегу Вислы) и атаку отряда «бендеровцев», расстрелявших 10 советских военнослужащих. В ходе атаки, отряд располагавший только легким стрелковым оружием прицельно обстрелял один из Илов, в результате чего был легко ранен его пилот! Такое попа¬дание несомненно относиться к числу самых невероятных случаев.

    Целями групп Илов были не только партизанские отряды, но также и немецкие полицейские части предназначавшиеся для борьбы с партизанами. Кроме прочих частей, подобные задания выполняла 355 ШАД, а именно ее 683 ШАП, который дважды принимал участие в уничтожении немецких бронепоездов и каждый раз это происходило при драматических обстоятельствах. 23 нюня 1944 г. в ходе боев в Белоруссии одни из наиболее выдвинутых вперед аэродромов 335 ШАД попал под обстрел немецкого бронепоезда. Для его уничтожения была поднята эскадрилья капитана Денисова, которая выполнив четыре захода нанесла бронепоезду такие повреждения, что он был вынужден прекратить операцию. (Вероятнее всего речь идет о Panzerzug nr 21, который в этот день подорвался на мине и получил повреждения) Похожий случаи произошел под Елгавой (юго-западнее от Риги), где другой поезд блокировал наступление советских войск. И в этом случае была поднята эскадрилья Денисова, но к общему разочарованию цель обнаружить не удалось. В указанном районе оказался только санитарный поезд, который оставили в покое. Однако когда обстрел снова повторился, поезд опять оказался на этой станции. Эскадрилья Денисова сблизилась с ним и после того как была им обстреляна «разбомбила» его в пух и прах. (С большой долей вероятности их жертвой был Paznerzug nr 67. Однако как можно было спутать санитарный поезд с боевым абсолютно не понятно). Как сказал 41 год спустя один из свидетелей этого: «Подлость не помогла фашистам».

    К выполнению одного интересного задания привлекались Ил-2 из 1 Гв.ШАК, но время Берлинской операции, когда в небе начали «мелькать» реактивные Ме-262, от которых было трудно защититься. Примерно в середине апреля с одного из аэродромов стартовала пара «Штурмовиков», которая играла роль ... приманки, давая тем самым возможность истребителям 3 ИАК дежурившим на высоте 5000 м сбить немецкий реактивный самолет. Ловушка сработала и истребителям находившимся в засаде удалось в стремительном пикировании сбить одни из атакующих Мс-262, в то время как второй сбежал уйдя вверх. Однако не всегда все получалось так удачно. По немецким данным, во время одной из операций несколько Ме-262 из JG7 разгромили группу советских «Штурмовиков», когда 27 апреля во время патрульного полета над линией фронта перехватили примерно 20 Ил-2 и в мгновение ока сбили шесть из них.

    Последний штурмовой вылет нал Европой выполнили Ил-2 из 90 ШАП 11 мая 1945 г. в Чехословакии.
     
  8. Gerhard

    Gerhard Leutnant

    Повідомлення:
    3.075
    Адреса:
    Thule
    Ме-262 ес-но планировали и использовали, но если он действительно арадо сбивал - то тот истребителем быть никак не мог. Разведчик-бомбардировщик. Оборонительное вооружение - две смотрящие назад 20-мм пушки. Да уж говорили, видимо просто со временем в голове у Ворожейкина малость перепуталось и лётчик ар-234 наделил некоторыми чертами ме-262 и прототипов ар-234.
     
  9. Horst the Worst

    Horst the Worst Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    236
    Адреса:
    Russia
    Ракетчик, а можно вопрос? Это Ваш собственный текст, или Вы его откуда-то взяли и теперь цитируете полностью? Если второй вариант - то лучше бы упомянуть как минимум автора (а еще лучше - и исходное издание либо Интернет-ресурс), иначе как-то неэтично получается.
     
  10. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    Это только выдержки.

    Источники: "Военная Авиация", Media 2000

    Авиационная интернет-энциклопедия "Уголок Неба"
    Авиация и Космонавтика. Перов В., Растренин О. Штурмовик Ил-2
    Крылья Родины. Евгений Черников. Ил-2 - гордость отечественной авиации
    Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В. Новожилова)
    Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
    Il-2 Stormovik In action. Aircraft Number 155
    "Война в воздухе" №6-7. Ил-2, Ил-10. История создания и применения
    Aircraft Profile 88. Witold Liss. Ильюшин Ил-2 (Перевод В. Моисеева, редакция С. Платова)

    • "Война в воздухе № 34" /Истребители Як-1/3/7/9/
     
  11. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    Просьба! Кто может точно сказать дату формирования 22 истребительного авиационого полка который потом перелетел на Халхин-Гол, и в 38 году он точно базировался в Безречной Читинской области?
     
  12. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    Не уверен в этих источниках. :)

    Март-апрель 1939.
     
  13. Dag

    Dag Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    1.346
    Адреса:
    Швеция
    Возможно не у Ворожейкина в голове, а у редакторов, которые его мемуары правили. ;)
     
  14. Dag

    Dag Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    1.346
    Адреса:
    Швеция
    Вероятно кто-то, по какой-то причине "заимел зуб" на этот полк, начиная с уровня дивизии и выше. Другого логичного объяснения, лично я, не вижу.
    Знакомая ситуация.
     
  15. Horst the Worst

    Horst the Worst Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    236
    Адреса:
    Russia
    Собственно, камрад Адди уже ответил. Полагаю, действительно март 1939 года, поскольку первым комполка был Глазыкин, а на должность он вступил в апреле месяце. А вот насчет того, что полк еще в 1938 существовал, я в первый раз слышу.
     
  16. Dag

    Dag Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    1.346
    Адреса:
    Швеция
    :eek: "Кубанский полуостров" - это хде?!
    Вот, значитца, как: Кубанская битва, как оказывается, окончилась поражением советской стороны.
    Хотя после географических "откровений" чего ещё можно ожидать? :D
     
  17. Dag

    Dag Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    1.346
    Адреса:
    Швеция
    Да, складно звонит, спасибо, посмеялся. :D
     
  18. Dag

    Dag Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    1.346
    Адреса:
    Швеция
    Ой, мама, "Ил-2" - как незаменимое средство поиска и уничтожения личного состава отряда украинских националистов имени "Остапа Бендера"!!! :D
    Непонятно автору, почему ветеран сказал, что подлость не помогла фашистам. А они закомуфлировали бронепоезд под санитарный состав и поэтому "советские варвары" по нему в первый раз не отбомбились и лишь убедившись, что по чём - разнесли.
     
  19. Gerhard

    Gerhard Leutnant

    Повідомлення:
    3.075
    Адреса:
    Thule
    Напалм.
    Этот момент с "бендеровцами" откуда кокретно взят?
     
  20. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
  21. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    Подводя итоги 1941 г. можно утверждать, что эго был один из самых трагических периодов в истории экипажей «Штурмовиков». Пилотов поспешно переучивали на эти самолеты и кидали на фронт, где их сбивали в массовых количествах. Причиной этого было однако не отсутствие заднего стрелка, а прежде всего чрезвычайно неудачное боевое применение штурмовых полков. Как известно Илы поступили на вооружение только в мае-нюне, в результате чего ВВС Красной армии не успели разработать основы тактики применения этих самолетов в бою. Пилоты, получавшие Илы не только не знали их положительных качеств, но вдобавок еще летали на них в тесных (и к тому же малых) группах, как на бомбардировщиках, разве только на малой высоте. Цели атаковали по несколько раз, что при благоприятных условиях позволяло немцам уничтожать целые группы. «Летающие танки» обладали и поворотливостью танка, а так же очень ограниченной скоростью во время полета к цели, поэтому для вражеских зенитчиков или пилотов не составляло труда хорошо прицелиться. Наибольшим упущением, хотя в большинстве случаев вытекающим из реальностей оборонительной войны, было то, что группы Илов не имели, т причинам)о пеной этого было бы невыполнение боевого задания и рассредоточение собственной группы. Все эти проблемы обострились до такой степени, что полеты на Илах стали считать почти самоубийством. Результатом такого положения явились приказы Сталина, о том что бы награждать пилотов «Штурмови¬ков» Золотой Звездой Героя Советского Союза уже за ... 10 боевых вылетов! Был это первый из двух таких случаев (Вторым подобным моментом была осень 1943 г., когда по специальному решению Командования Красной Армии. Звезду Героя Советского Союза мог получить каждый, кто первым пли одним из первых форсировал бы Днепр и высадился на плацдарм на его правом берегу) в истории Великой Отечественной войны, что бы Золотую Звезду Героя Советского Союза присваивали за такие небольшие усилия. Очень многозначителен тот факт, что таким образом эту награду получил собственно только один пилот «Летающего танка» - лт. Н.М.Карабутин из 215 ШАП (Западный фронт), который до 16 сентября 1941 г. выполнил 13 боевых вылетов и за них был награжден Звездой Героя. На основании этого приказа до апреля 1942 г. Золотую Звезду Героя Советского Союза получили так же еще три пилота, хотя им пришлось для этого выполнить больше количество вылетов - от 16 (ст. сержант В.Я.Рябошапико из 299 ШАП), 18 (ст. лт. В.Г.Болотов из 61 ШАП), до 21 вылета (п/пк. А.Н.Вирук из 65 ШАП). Другие пилоты уже не «захватили» действие этого приказа и свои Звезды получили за 40-50 боевых вылетов. Упомянутые данные не должны однако нас удивлять. Даже в соответствии с официальной статистикой Штаба ВВС Красной Армии из примерно 1500 Ил-2 направленных в части до 31 декабря 1941 г. было потеряно 1100.
     
  22. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    Очередное тяжелое испытание выпало штурмовым соединениям летом 1942 г.. когда Ставка любой ценой хотела заставить пилотов Ил-2 действовать как экипажи легких бомбардировщиков - сбрасывать свой груз бомб в горизонтальном полете с высоты примерно 1500-2000 м. Приказ отданный Сталиным и командованием ВВС, однако продержался в частях не очень долго и вскоре все пошло по старому, с той однако разницей, что пилоты стали брать в боевые вылеты и бомбы, а не только ракеты, как это имело место до выхода приказов. Вскоре была изменена и тактика бомбометания. Между июлем и августом, ввиду жестокой необходимости, летчики 228 ШАД (находящейся на Сталинградском направлении) пробовали ввести очередное новшество в методике использования Ил-2, состоявшее в использовании этих машин как пикирующих бомбардировщиков. Сначала пробовали сбрасывать бомбы с пикирования под углом 35, но тотчас же оказалось, что это весьма опасно. Затем опробовали «плоское» пикирование под углом около 10. Таким способом удалось добиться более точного сброса бомб, чем ранее из горизонтального полета. Хотя на Ил-2 это было опасной формой атаки, но тем не менее известны случаи, когда нилоты атаковали цели РСами и пушечным огнем при пикировании под углом доходящем до 55-65! Однако Ил-2 не был приспособлен к такого типа заданиям, так как очень плохо переносил большие перегрузки, особенно возникавшие во время выведения машины из пикирования. Кроме того, самолет не располагал аэродинамическими тормозами, которые бы предотвращали его разгон до скоростей более 550 км/час, при которых «складывались» его крылья
    Обе операции, и на запале от Москвы, н на западе от Сталин рада имели некоторые общие черты. Одной из них было использование Ил-2 как штурмового самолета для уничтожения групп бомбардировщиков н, прежде всего, медленных транспортов. В районе Сталинграда такого типа задания выполняли главным образом способом патрулирования путей следования транспортов группами Ил-2 из одной дивизии или штурмовыми атакам» вражеских аэродромов. В районе же Демьянска патрули старались сначала сбить головные самолеты не ввязываясь в организованный воздушный бой. Только позднее, ввиду неудовлетво¬рительных результатов, стала использоваться тактика неожиданных ударов по скоплениям Ju-52. Под Сталинградом эффективность атак с самого начала была очень высокой. Только за один день - 9 января 1943 г.. во время одного вылета семи Ил-2 из 622 ШАП под командованием капитана И. Бахтина при неожиданной атаке аэродрома в Сальске было уничтожено п повреждено 72 Ju-52 и еще три сбито в воздухе, при потерях в четыре свои машины (в том числе истребитель Як прикрытия). Почти такого же успеха добилась под Демьянском 243 ШАД п\полковника И.В.Дельнова, которая в одной атаке на аэродром в Глебовщине унич¬тожила или повредила более 70 немецких самолетов, в большинстве Ju-52. Несколько позднее эскадрилья ст. лейтенанта Олейникова из той же дивизии атаковала аэродром транспортной авиации в момент посадки машин противника. Возникла паника, а русские заявили о восьми сбитых Ju-52 и еще шести подожженных на земле. Охота на немцев в воздухе не приносила таких успехов, однако, в конце 1942 начале 1943 г., не была и совсем бесплодной; по крайней мере официально. После первых недель осени 1942 г. пилоты штурмовиков набрали опыт и начали добиваться успехов. Майор П.А.Савченко из 74 ШАП поднятый по тревоге вместе со своими тремя ведомыми (и в сопровождении 4 истребителей) перехватил группу немецких бомбардировщиков н заявил об уничтожении трех из них, в то время как остальные пилоты Ил-2 сбили только одни. Подобными же результатами могли похвастаться и такие пилоты как: Галин, Олейник, Нестеров н Фролов, которые сбили по три Ju-52 в одном вылете. Всех их однако опередил Жигарин, который после возвращения из одного боевого вылета заявил об двух Ju-52 сбитых в воздухе н еще о семи уничтоженных на земле. Всего, только во второй половине 1942 г. пилоты 243 ШАД «запороли» под Демьянском 44 самолета Люфтваффе, в большинстве своем Ju-52. Наибольшего успеха добились семь - экипажей из 33 Гв.ШАП, которые заявили о том, что сбили 15 этих транспортников в одном вылете.
     
  23. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    «Летающий танк» нашел широкое применение так же в авиации Флота, что правда было вызвано нуждой, а не достоинствами этого самолета. Машины этого типа хорошо справлялись с заданиями по атаке небольших военных судов, так как для уничтожения именно таких морских целей, лучше всего подходили пушки и ракеты. Возможности использования Ил-2 для морских операций были зачастую весьма ограниченными ввиду малой дальности этого самолета. Поэтому с 1944 г. на Ил-2 начали использовать дополнительные топливные баки, подвешивавшиеся пол центропланом. Такое решение впервые применили в сентябре 1944 г. н 11 ШАД Балтийского Флота (Балт.Фл.). Суммируя достоинства и недостатки Ил-2. можно сказать, что по сравнению с Пе-2 штурмовик Ильюшина был самолетом не на много худшим. Обе конструкции были приблизительно равноценны. Ил-2 благодаря своей броне мог возвратиться с задания несмотря на значительные повреждения, с другой стороны Пе-2 мог держаться в воздухе и на одном из двух двигателей. А их наступательное вооружение было во многом похоже.

    Вероятно наиболее известная морская операция, в которой принимали участие Ил-2 было затопление немецкого крейсера ПВО «Ниобе» в Котке летом 1944 г. Первую атаку предприняли 8 июля, но она закончилась неудачей. Вторая была подготовлена более тщательно, а к ее выполнению привлекли 132 самолета, в том числе 23 Ил-2 из 47 ШАП. заданием которых было подавление огня зенитной артиллерии порта. Это задание, надо думать, было успешно выполнено, о чем говорит факт, что на базы не вернулось только 4 самолета, в том числе 1 Ил-2. (Финская ПВО заявила о том, что сбила 6 самолетов)

    Ил-2 служили и в ВВС Северного Флота (ВВС Сев.Фл.), когда в июле 1943 г. переведенный из ВВС Балт.Фл. 46 ШАП сыграл ведущую роль в уничтожении немецкою каботажного плавания. Уже 7 июня экипажи полка послали на дно одно судно и повредили другое, а 23 июня - в тяжелом бою с 12 военными судами и группой Ме-110 из 13(Z)/JG5, четыре Ил-2 под охраной 16 истребителей потопили очередное судно и 2 малых корабля охранения без потерь со своей стороны. Без сомнения самым результативным пилотом ВВС Сев.Фл. был капитан С.А.Гуляев служивший в 46 ШАП из 14-й ШАД, который в период с марта 1943 по май 1944 г. потопил 5 судов, выполнив едва ... 15 боевых вылетов!

    Ил-2 так же активно использовался в ВВС Черноморского Флота (Ч.Фл.) с 1943 г., хотя и меньшей степени, чем на севере Советского Союза. Этот флот располагал только одной штурмовой дивизией двухполкового состава - 11 ШАД в составе 8 Гв.ШАП и 47 ШАП. (В 1944 г. дивизия была усилена 23 ШАП) В этом втором полку, в третьей эскадрилье с конца 1943 г. существовала группа не менее чем из 6 Ил-2 с 37 мм пушками, под командованием лейтенанта Акаева. Эти Илы принимали участие в неудачном боевом вылете 13 марта 1944 г. и хотя выполнили задание, но результаты были минимальными. Даже небольшие боевые корабли или баржи оказались слишком мелкими и слишком подвижными, для того что бы они могли в них уверенно попасть. Тем не менее уже в апреле 1944 г. воспользовавшись благоприятными обстоятельствами, этот же полк заявил о потоплении 8 военных, а так же 12 вспомогательных судов и барж.

    На протяжении долгой службы «Летающего танка» бывали случаи весьма необычных заданий, которые возникали при его использовании, например в качестве ... транспортного самолета. Так летом 1941 г. для быстрой переброски наземного персонала, командование 671 ШАП отдало распоряжение о размещении механиков в... гондолах шасси. Благодаря этому вместо одного пассажира, перевозимого в «багажнике», на каждом Иле летело по 5 (!) человек. В качестве транспортного зимой 1943 т. использовались так же Илы в 230 ШАД для снабжения десанта высаженного на «Малой Земле». На бомбовые замки под крыльями подвешивали по два контейнера с припасами, патронами либо наборами медикаментов и сбрасывали их почти па передовой с малой высоты. Естественно, что контейнеры часто разбивались.

    Неоднократно пилоты приземлялись за линией фронта для спасения своих сбитых товарищей, хотя не всегда это кончалось гак как было задумано. В марте 1943 г. был подбит истребитель сопровождения 503 ШАП, для спасения его пилота сел ст. лейтенант Мн.тонов. Так случилось, что немцы удачными выстрелами пробили покрышку на его Иле. в результате чего машина потеряла подвижность. Поэтому решил сесть лейтенант Демехин, который затем с невероятным искусством вывел свой Ил с болотистого участка на твердую почву и стартовал с тремя пассажирами на борту под самым носом у немцев.

    Несомненно одно из самых необычных событий имело место в 90 Гв.ШАП. когда во время вынужденной посадки разбился Ил-2, погиб нилот, но выжил стрелок! Был это один из немногих случаев, когда стрелок пережил «своего» пилота во время критической ситуации. Бронированный фюзеляж обычно защищал пилота от большинства опасностей, обеспечивая ему возможность безопасного пробивания стен или сноса деревьев (которые к тому же могли затем упасть на стрелка в его задней кабине), в результате чего соотношение погибших стрелков и пилотов составляло 7:1. Иногда правда бывало иначе. Например еще один подобный случай произошел на Черноморском море, когда тяжело поврежденный Ил-2 был вынужден приводниться. Из задней кабины выбрался стрелок, но стремительно погрузившийся носом «танк», похоронил своего пилота запертого в кабине с заклинившим фонарем. Это было довольно распространенным явлением, так как броня из-за попаданий снарядов коробилась, блокируя сдвижную часть фонаря кабины, что делало пилота беспомощным, так как он не мог разбить ни бронированное стекло, ни тем более стальную броню. Частично из-за этого на Ил-10 был использован фонарь открывающийся вбок.

    Несмотря на свои яркие недостатки Ил-2 часто оказывался неплохим истребителем, особенно когда находился в умелых руках. В конце сентября 1942 г. ст. лейтенант А.А.Носов (командир 2-й эскадрильи 288 ШАП) вызвал на поединок командира 402 ИАП майора Шевченко, пилотировавшего свой МиГ-3 и в течении нескольких минут троекратно садился на хвост истребителю, повергая тем самым собравшихся офицеров 6 ВА, включая се командующего - генерала Д.Ф.Кондратюка, и глубокую задумчивость. Точно неизвестно кем был придуман этот бессмысленный поединок между высотным истребителем и штурмовиком в условиях маневренного боя вблизи земли.

    Различные неординарные происшествия, иногда забавные, происходили с молодыми, только что обученными экипажами приходящими в боевые полки. Максимальное время, которое отпускалось с 1944 г. в ВВС Красной Армии на обучение обычного пилота составляло около 50 часов (из них 15-20 часов на Ил-2), после чего «желторотик» приходил в боевую часть, где дополнительно доучивался групповым полетам и бою. Однако не всем этого хватало, в результате чего в частях существовало правило по которому ведомый пилот делал точно то же, что и его ведущий. Правило «делай как я» не решало полностью существующих проблем, но часто было единственным выходом из положения. Однако временами из-за него возникали новые проблемы, в частности потому что длительное время на Ил-2 не было радиостанции. Однажды командир группы совершил из-за боевых повреждений вынужденную посадку в поле с убранным шасси, а его ведомые руководствуясь выше приведенным правилом, сделали точно то же самое, несмотря на то, что их самолеты не имели ни одной пробоины! (Эта история, однако настолько неправдоподобна, что возможно высосана автором из пальца, исключительно поэтому привожу здесь источник информации: П.Я.Козлов - «Штурмовики». ДОСААФ, Москва, 1987. с.37). После выхода из кабин молодые нилоты никак не могли понять почему их ведущий имеет такой хмурый вид. ведь они исполнили все в точности.
     
  24. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    У меня есть хорошие подборки практически про все наши самолеты ВОВ. структура. форма. организация ВВС. Кому что интересно спрашивайте.
     
  25. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    Ребята вы считаете, что в апреле полк создали , а в мае уже бросили воевать? Я слышал что в 2008 году праздновали 70 летие 22 полка, но точной даты найти не могу! Мне очень надо для книги.
     
  26. ZloveGro

    ZloveGro Feldwebel

    Повідомлення:
    1.559
    Адреса:
    Нягань, Россия
    Можешь что нибудь рассказать о высотных полетах на Ла-5 и ЛА-7 перехваты разведчиков что нибудь в этом роде?!:smile_8: