Штурмовик Ил-2

Тема у розділі 'ВПС РСЧА та ВПС РСЧФ (ВМС РСЧА)', створена користувачем Adolf Mebius, 15 жов 2009.

  1. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    Классный сайт. :D
    ...
    Ну диапазон взрывателей, которые могли быть установлены я указал, не обязательно это AZ 49. Вес - 115 грамм, 120 грамм у других типов осколочных, но не у того, о котором мы ведем речь. Со всем остальным дела не лучше. :D
    ...
    А подскажите что такое ТЭН и шашка? :D
     
    gall 83 подобається це.
  2. Цікаві лоти

    1. (в наявності 1 шт.)
      Шептало зняте з макета. Тула. Клеймо "зірка" ★. Комплектація на фото. Упаковка всіх лотів за МІЙ к...
      600 грн.
    2. (в наявності 5 шт.)
      Новый, в смазке.
      145 грн.
    3. 200 грн.
    4. (в наявності 2 шт.)
      Не использовалась. С винтом.
      625 грн.
    5. Новый. Склад.хранения.(безномерной/номерной) Присут.техн.буквы/цифры.
      549 грн.
  3. Вездеходчик

    Вездеходчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    1.230
    Адреса:
    Челябинск
    На указанном сайте Z 46 и Z 45. Оно? Интересен сам тип взрывателя в данном случае.

    Не оно - будем искать. Принципиально количество ВВ.
    Шашка она с зажигательным составом. Как бы отнесена к ВВ. А ТЭН
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Тетранитропентаэритрит
     
    gall 83 подобається це.
  4. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    Я знаю, что такое ТЭН и что такое шашка. :)
    Вы пишите "ТЭН и шашка":) - хотя правильно шашка из ТЭНа.

    Я Вам ещё раз говорю диапазон взрывателей мгновенного действия разный: AZ 5045, AZ 46, AZ 150F, AZ 1502F, AZ 47, AZ 48, AZ 49.

    Там вааабще ничего правильного нет. :)
    ...
    Мы ведем речь о дух типах осколчных снарядов, соответственно и вес ВВ разный: 6,2 грамма или 17 грамм.
     
    gall 83 подобається це.
  5. mi-24v

    mi-24v Gefreiter

    Повідомлення:
    151
    Адреса:
    Санкт-Петербург
    Нет, в отличие от вас Саратовское ВВАУЛ.


    Ещё раз, визуальную осмотрительность ведёт экипаж.

    О зонах обзора одноместных Ил-2, уместно говорить исходя из конструкции фонаря одноместных Ил-2.
    [​IMG]

    Бомбы, это только часть комплекса вооружений Ил-2.


    Чудес не бывает. Сам по себе прицел не способен увеличить точность бомбометания. Нужны ещё и навыки экипажей.


    Никто и не спорит, что прицельное оборудование того времени оставляло желать лучшего. Я кстати работал с механизмами типа ВМШ-2. Работают весьма точно, при наличии индикации путевой скорости, угла сноса радиовысотомера. Увы, подобного оборудования в те годы не было.

    Пикирование? Вообще, механизмы временной задержки предназначены для бомбометания с ГП, что-то здесь напутано.


    И читал и изучал.

    С этим я могу разобраться сам, без чьих-то указаний.
    А выводов здесь два:
    1. Иметь самолёты с несколько ухудшенными ТТХ.
    2. Вообще не иметь самолётов.
    При всех недостатках, предпочтительней первый вариант.
     
    gall 83, ZloveGro та Солдат Швейк подобається це.
  6. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    А я летал для фюрера. :) Круто? Без всяки "в отличии от Вас". ;) Я-ж не говорю, где я служил и учился. :) И чем до сих пор по жизни занимаюсь, "в отличии от Вас". :)
    ...
    Фото Вам в копилку о "хорошем обзоре".
    ...
    Четыре риторических вопроса:
    Был ли Ил-2 лучшим штурмовиком Второй Мировой войны?
    Ил-2 нес большие потери?
    Ил-2 был противотанковым?
    Немецкие самолеты были эффективнее?
     

    Images:

    12.jpg
    gall 83 подобається це.
  7. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    Вообщем... Предлагаю всем объединить усилия и расставить все точки над "И".
    ...
    Т.е. выводы и результаты - объективно и без взамных нападок... :)
     
    gall 83 подобається це.
  8. Вездеходчик

    Вездеходчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    1.230
    Адреса:
    Челябинск
    Рано еще по выводам.
    Вот это мне особенно не понравилось. Ежели бы оно было так Вы следующего не писали бы:
    Ведь есть же фото. И там и ТЭН и шашка с зажигательным составом. Я правильно разгядел?
     

    Images:

    20spbr_.JPG
  9. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    Всё Вездеходчик с Вами мой разговор закончен. Учите матчасть. ;)
    ...
    ТЭН в виде прессованной шашки и пороховой столбик в качестве самоликвидатора, действующего от трассера.
     
    gall 83 подобається це.
  10. Вездеходчик

    Вездеходчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    1.230
    Адреса:
    Челябинск
    Да кто ж возражает? Букварь научите где взять.
     
  11. Horst the Worst

    Horst the Worst Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    236
    Адреса:
    Russia
    Экие же тут холиворы сотворяются! Прямо Адъ и Израиль. Ну, чтобы немного разрядить обстановку, добавлю кое-что по вопросу боевого применения Ил-2. Такой вот имеется показательный документ:

    СЕКРЕТНО
    НАЧАЛЬНИКУ ШТАБА 8-й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ
    НАЧАЛЬНИКУ ШТАБА 57-й АРМИИ
    ДОКЛАД О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ АВИАЦИИ С ВОЙСКАМИ
    57-й АРМИИ В ОПЕРАЦИИ С 29.9 ПО 3.10.42 г.

    Операция 57-й армии имела целью разгром 1-й румынской пехотной дивизии и улучшение позиций армии путем захвата населенных пунктов Цаца, Семкин и ст. Тингута.
    Через штаб фронта перед 8-й воздушной армией командованием 57-й армии были поставлены задачи: установить выдвижение резервов противника к фронту армии до боя и в процессе боя; после вскрытия группировки сильной мотомеханизированной части противника на высотах 87 и 87.0 уничтожить ее.
    Штаб 8-й воздушной армии с задачами 57-й армии был своевременно ознакомлен. Для связи с ним в распоряжении офицеров связи 8-й воздушной армии при 57-й армии имелась радиостанция РСБ, а также могла быть использована телеграфная связь через командный пункт фронта. Казалось, что все условия для хорошего взаимодействия авиации с наземными войсками были налицо, но в ходе операции в организации взаимодействия выявился ряд существенных недочетов, которые снизили боевой эффект от работы авиации.

    Основные недостатки

    1. Штабом 8-й воздушной армии не был выделен специальный приемник для приема радиограмм радиостанции офицера связи при 57-й армии, в результате связь была непостоянной. Особенно трудно было связаться ночью. В результате командование армии не могло своевременно передавать заявки на авиацию, а также и уточнять цели.
    2. Система заявок на авиацию, существующая в 8-й воздушной армии, передаваемых накануне через штаб фронта, возможно, и облегчает планирование боевой работы военно-воздушных сил, но она исключает возможность быстрого реагирования на обстановку и своевременную поддержку авиацией наземных войск. Так было и в данной операции, когда штурмовики вылетали на обнаруженные цели лишь на следующий день и их не находили. В данном случае положение могла бы исправить дополнительная доразведка целей и уточнение данных о них перед вылетом в штабе наземных войск. Но штаб 8-й воздушной армии этого не делал. В результате штурмовали маловажные цели.
    Например, 29.9.42 г. на высоте 87 войсковой разведкой было установлено большое скопление мотомеханизированных войск противника. По заявке штаба 57-й армии вылеты на штурмовку этой цели были организованы 30.9.42 г. В результате 8 Ил-2 с прикрытием истребителей крупных целей не нашли и произвели бомбометание по незначительным целям.
    3. Экипажи, принимавшие участие в штурмовках, действовали без учета воздушной обстановки и средств противовоздушной обороны противника. Несмотря на полное отсутствие в районе целей истребительной авиации и весьма слабое противодействие зенитных пулеметов и зенитной артиллерии противника, атаки производились с прямой, без поиска целей, боевой груз сбрасывался с первого захода, хотя все условия для более длительного воздействия на противника с воздуха были налицо.
    Желательность более длительного воздействия авиации на цель не требуется доказывать, так как всем ясно, как подавляюще действует на войска противника длительное пребывание над ними авиации, которая одновременно поднимает боевой дух наших наземных войск.
    Истребители сопровождения также, несмотря на отсутствие истребительной авиации противника, участия в штурмовке наземных целей не принимали. Одновременно была отмечена боязнь наших экипажем действовать по целям на переднем крае противника. Объяснение этому следует искать, во-первых, в незнании летным составом точного положения наших войск и, во-вторых, в отсутствии обозначения нашими наземными частями своего переднего края...

    Начальник Авиационного отдела штаба 57-й армии
    майор РЕЗНИК

    То есть в данном случае совершенно очевидно, что эффективность работы штурмовиков была очень низкой и сводилась преимущественно к психологическому воздействию на противника по двум основным причинам:
    - Отсутствие грамотно организованной связи и полноценного взаимодействия между сухопутными войсками и авиацией.
    - Слабая подготовка экипажей штурмовиков либо их чрезмерная осторожность.
    И это далеко не единичный эпизод, а тенденция. Вот октябрь 1943 года, Южный фронт. Читаем текст приказа и снова видим серьезные проблемы в плане взаимодействия между родами войск:

    СОВ. СЕКРЕТНО
    ПРИКАЗ
    ВОЙСКАМ ЮЖНОГО ФРОНТА
    № 0038
    6 октября 1943 г. Действующая армия
    Содержание: О мерах по улучшению взаимодействия наземных войск с авиацией.

    В период последних наступательных боев выявлен ряд существенных недочетов, свидетельствующих, что вопросы взаимодействия (главным образом обозначения) наземных войск с авиацией еще полностью не отработаны.
    Пехота, как правило, плохо использует в своем продвижении вперед непрерывные и эффективные действий на поле боя штурмовиков, подавляющих артиллерию, минометы и войска противника. Вместо того, чтобы с прилетом штурмовиков немедленно продвигаться вперед, стрелковые части начинают наступать, когда самолеты уже отходят от цели, вследствие чего наши бойцы и офицеры несут напрасные потери от оживающих огневых точек противника.
    Вторым существенным недочетом является плохое обозначение наземными войсками при помощи установленных сигналов положения своих частей. Во многих случаях обозначение отсутствует совершенно. Кроме того, экипажи самолетов наблюдают, что некоторые наземные части обозначают себя ракетами в тот момент, когда самолеты уже пролетают над ними, поэтому летчики не могут видеть сзади себя подаваемые сигналы и данное обозначение является практически бесполезным.
    Проверкой установлено, что ракеты имеют, как правило, первые эшелоны, другие же эшелоны их почти не имеют, в результате этого в процессе боя с выбытием из строя ракетчиков обозначение теряется. Поскольку определить положение своих войск из-за отсутствия сигнала трудно, штурмовики вынуждены для просмотра наших войск делать холостые заходы без открытия огня, чем пользуется противник и сосредоточивает весь свой огонь по нашим пролетающим штурмовикам, нанося им потери.
    Многие летчики отмечают, что при артиллерийских и авиационных подготовках передовые части наземных войск отстают от линии разрывов бомб и снарядов на расстояние до 1.5 км, вследствие чего возрастают потери среди наступающих войск и темп наступления снижается.
    К недостаткам использования штурмовиков следует отнести поспешность постановки им задач, в результате чего отсутствует время на изучение цели, на подготовку к полету, что приводит к потерям детальной ориентировки, а в некоторых случаях и к бомбометанию по своим войскам...

    Командующий войсками Южного фронта генерал армии ТОЛБУХИН
    Член Военного совета Южного фронта генерал-полковник ЩАДЕНКО
    Начальник штаба Южного фронта генерал-лейтенант БИРЮЗОВ

    Только если в первом случае штурмовики обычно атаковали заданный район на следующий день после постановки боевой задачи, то здесь, наоборот, им не хватало времени на предвылетную подготовку. Уровень же взаимодействия с наземными войсками непосредственно на поле боя по сути тот же.
     
    gall 83 та Ivanhoe подобається це.
  12. Вездеходчик

    Вездеходчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    1.230
    Адреса:
    Челябинск
    А вот если не секрет - где такие приказы водятся как источники?
     
    gall 83 подобається це.
  13. Вездеходчик

    Вездеходчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    1.230
    Адреса:
    Челябинск
    Отлично определились с типом взрывателя и количеством ВВ. Погнали дальше.
    Количество ВВ – 17г.
    Объем после взрыва при снаряжении гексогеном (908л/кг) – 17/1000*908=15.4л. Для ТЭНа показатель несколько больше, но предлагаю использовать данные по гексогену, чтобы например не учитывать граничные условия и т.п.
    Площадь повреждения в крыле по рисунку (благо и масштаб имеется)=0,5м*2,5м=1,25кв.м (Кстати, при площади крыла 38,5кв.м, отнесем площадь повреждения к половине этой величины 1,25/(38,5/2)=6,5%. Вывод - потеря элерона куда как критичнее, поэтому ИЛ-2 и вернулся)
    Глубина полости 130-300мм. В данном случае правомерно взять усредненную в 300+130/2=215мм
    Собссно объем полости = 1,25*0,215=0,269куб.м=269л.
    Для случая изотермического сжатия изменение давления в полости на высоте штурмовки = 269/(269-15,4)-1=0,06 атмосферы.
    Сравним с полетными нагрузками.
    Площадь крыла - 38,5 кв.м=38,5*100*100=385000кв.см. Максимальный полетный вес – 6380кг. Нагрузка по давлению на крыло = 6380/385000=0,0166 атмосферы.
    Отношение давления в полости от разрыва ВВ к полетной нагрузке = 0,06/0,0166=3,66 раза.
    Вот теперь можно и про лирику. Например согласованная с Вами конструкция взрывателя препятствует попаданию в полость крыла как минимум половине продуктов взрыва, иначе взрыватель не «мгновенного действия». И где те осколки, которые проникли в полость вместе с продуктами взрыва? Ссыпались в уголок? «Выходных пробоин»-то нету.
    Высказанная Вами гипотеза о повреждениях в результате воздействия указанных Вами снарядов т.с. остается, вот только полную площадь повреждений она не может обеспечить. Значит имеют место другие факторы. В первую очередь на подозрении – заводской брак крепления обшивки крыла.
     
    gall 83 та panarin подобається це.
  14. Вездеходчик

    Вездеходчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    1.230
    Адреса:
    Челябинск
    А вот и рисунок, спасибо Вам, Adolf MebiuSS.
     

    Images:

    il2_ch_4_.jpg
    gall 83 подобається це.
  15. Егоров Н.Б.

    Егоров Н.Б. Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    572
    Адреса:
    PQ 7627
    Такие приказы водятся в большом количестве в ЦАМО, причем такого рода документов характеризующих боевую работу штурмовиков с положительной стороны там не меньше чем с отрицательной...
     
    gall 83 подобається це.
  16. Horst the Worst

    Horst the Worst Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    236
    Адреса:
    Russia
    Так это сборники приказов, которые уже опубликованы. Их можно в том же Интернете при желании найти.
     
    gall 83 подобається це.
  17. Вездеходчик

    Вездеходчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    1.230
    Адреса:
    Челябинск
    А как искать? Типа в любимом яндексе "сборник приказов"?
     
    gall 83 подобається це.
  18. Horst the Worst

    Horst the Worst Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    236
    Адреса:
    Russia
    Вот честное слово, помнил бы, где именно они в И-нете лежат - сказал бы. Что-то можно и на militera.lib.ru найти, наверное, поскольку там ряд сборников документов был в свое время размещен.
     
    gall 83 подобається це.
  19. Offiziere luftwaffe

    Offiziere luftwaffe Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    293
    Адреса:
    Питер
    gall 83 подобається це.
  20. ZloveGro

    ZloveGro Feldwebel

    Повідомлення:
    1.559
    Адреса:
    Нягань, Россия
    У ВВ-1 пара преимуществ перед ПБП-1Б это его простота летчику не требовался колиматорный мало того они были плохого качества мутноватое стекло и тусклые линии для прицеливания и СТРЕЛЬБЫ . ВВ-1 имел большое перекрестие простоту наводки и прицеливания по скоплению техники на малой высоте что и требовалось.По поводу бомбометания, с воспоминания фронтовиком ВСЕ РАВНО ПРОИЗВОДИЛОСЬ НА ГЛАЗ НА ИНТУИЦИЮ времени не было что бы все деликатно навести и как на палигоне сбрасывать все делалось спонтанно и автоматически.

    Вот с этим нельзя не согласится тупая просто идиотская экономия на аэронавигационных приборов радиостанциях еще больше усложняло и без того тяжелые полеты и боевые будни штурмовиков. Это глаза уши так необходимые летчику для точных и ненапряженных полетах в разных метео.условиях, лучше радиопереговоров для взаимоуспешных отражения атак просто отсутсвовали вполной мере. А если были то ужасного качества.

    Тут я 50/50 разделю мнение самолет имел большой резерв во время войны(и отличную замену на 100% Су-6 ) для модернизации.
    1. Крыло "со стрелкой" так и не введенное в массовое производство имело свои преимущества они описаны просто я не понимаю опять же по внутренним причинам не были произведены в нужном массовом количестве.
    2. Ил-2бис блистерная установка в разы увеличивало обороноспособность экипажа и выживаемость стрелков.
    3. Различные фронтовые доделки которые улучшали аэродинамику и давали + 10-15км/ч прироста скорости для ИЛ-2 и просто бились что бы они внедрялись в производство опять же по экономич. причинам не учитывались.
    4. Качество сборок самолетов сильно страдало н оопять же даже это не вина людей, а государства которое пинало народ что бы они больше поставляли на фронт технику. Подготовка была слабой но она была, необлетанных пацанов всеравно натаскивали на фронте не без этого.
    ПОДВИГ НАРОДА ПРОСТО КОЛОССАЛЕН. ИЛ-2 с честью прошел войну и на своем горбу вынес все тяжесть потерь и залужил уважения не только у наших летчиков а большинство онем отзываются с хорошей стороны живуч, прост, энерговооружен, а это очень важно. А ведь много таких кто прошел от начала и до конца на этой машине. Но и сами немцы далеко не считали Ил-2 легкой добычей и простым бревном это был опасный враг живучий прочный, а лобовое воружение способно было превратить в груду обломков любой истребитель Люфтваффе по этому лобовые атаки у немцев не принимались были очень опасными. И сами летчики наверняка так не отзывались об этом бронированном самолете столь презрительно. И нужно было быть профессионалом что бы сбить его и самому быть не сбитым. И еще наученные горьким опытом наши летчики старались закрывать заслонку маслорадиатора в критические моменты боя тем самым уменьшая шанс быть пораженным. И бо на плохой технике не побеждают и не выживают.

    Ибо очень актуальна поговорка "НЕДООЦЕНКА ПРОТИВНИКА ПЕРВЫЙ ШАГ К ПОРАЖЕНИЮ."
     
    gall 83 та Adolf Mebius подобається це.
  21. ZloveGro

    ZloveGro Feldwebel

    Повідомлення:
    1.559
    Адреса:
    Нягань, Россия
    Лучшим?НЕТ!Хорошим?Да! Идиотские какие то политическо-экономические домыслы внутри страны не позволили полностью развернуть его потенциал улучшить в 1.5-2 раза во столько же раз снизить потери и повысить боевую эффективность. Ибо не одна страна участница не могла с ним конкурировать по штурмовым качествам. А это в 1-ю очередь его боевая эффективность.
    Нес но не такие катострофические, как через чур утрируют в теме. К концу войны потери всеравно снижались по мере захвата господства в воздухе и инициативы и громадного боевого опыта.
    Был несомненно. наибольший пик это Курская дуга июль 1943. По мере спада противотанковых возможностей всеравно именно Ил-2 с ПТАБ имел самый высокий % для уничтожения бронетехники.
    По опыту б/п анализу О.В.Растренина нет! Именно как штурмовик, нет не догнали немцы, а потенциал опыт и сильная АКБ Германии могли опираясь на опыт ИЛ-2.
    ИМХО!
     
    gall 83 та Adolf Mebius подобається це.
  22. ZloveGro

    ZloveGro Feldwebel

    Повідомлення:
    1.559
    Адреса:
    Нягань, Россия
    Всем без исключения настоятельно рекомендую приобрести книгу
    [​IMG]
    О.Растренина Штурмовики Великой Отечественной войны
    Достойное издание спеца с сильной архивной основой. Глубокий анализ и трезвый подход.
     
    gall 83 та panarin подобається це.
  23. Вездеходчик

    Вездеходчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    1.230
    Адреса:
    Челябинск
    Риторические вопросы как ни задавай, все равно рассматриваться будут в обратном порядке.
    "Немецкие самолеты были эффективнее?"
    Однако в 41-42гг. да. В конечном итоге нет. Потому что эффективнее техника победителя. Даже если у победителя ее вообще нет. За счет чего эффективнее? Такой вопрос и в такой постанвке Вы рассматривать не хотите.
    Но эффективность есть
    и в "Был ли Ил-2 лучшим штурмовиком Второй Мировой войны? ".
    И в "Ил-2 нес большие потери?".
    И в "Ил-2 был противотанковым?"
     
    gall 83 подобається це.
  24. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    to ZloveGro - вопросы конечно остались, но во многом я с Вами соглашусь.
    ...
    Ил-2 наверно лучшее, что позволяла выпустить ситуация в стране и на фронте - всё остальное вытекающие последствия (в основном плохие) влиявше на Ил-2.
    ...
    И герр Растенин не истина в последней инстанции. :)
     
    gall 83 та ozy подобається це.
  25. ZloveGro

    ZloveGro Feldwebel

    Повідомлення:
    1.559
    Адреса:
    Нягань, Россия
    Вопросы всегда останутся ибо интерес к ВВС ВоВ не утихает, а только набирает обороты :). А что по поводу герр Растренина т.к. он пожалуй единсвенный человек который провел серьезный анализ по советским штурмовикам. Делая укол на архивы и документы и то что в ВВС КА были очень серьезные задатки сильная ОКБ наши конструкторы создавали первоклассную технику не только по ТТХ превосходившую зарубежную но и опередившую свое время но по тупосоти и глупости в Кремле не реализовавшие это в жизнь. Очень подробно анализировал Ил-2 и СУ-6 все его достоинсва и недостатки без квасного патриотизма подошол к делу. И мое мнение Ратстренин заслуживает полного доверия как специалист и его книги в том числе. Я буду только рад если кто то из молодых людей индивидуально или совместно с ним открое что то новое. :smile_8:
     
    gall 83 подобається це.
  26. ZloveGro

    ZloveGro Feldwebel

    Повідомлення:
    1.559
    Адреса:
    Нягань, Россия
    немного оживим тему поговорим о ИЛ-10 сыне как говарится фронтовика "Горбатого"

    Ил-10 "На пути к новому штурмовику"

    Основной ударной силой советской штурмовой авиации всю Великую Отечественную войну являлся знаменитый штурмовик Ил-2 с мотором АМ-38, серийно выпускавшийся с марта 1941 г. Это был первый самолет, в котором броня использовалась как несущий элемент конструкции планера. Вооружение Ил-2 состояло из двух пушек ШВАК или ВЯ-23, двух пулеметов ШКАС, восьми ракетных орудий (пусковых установок НУР) РО-82 и 400 кг бомб (в перегрузку можно было взять 600 кг).Согласно «Наставлению по боевым действиям штурмовой авиации» (1944 г.) основное назначение штурмовиков — непосредственная авиационная поддержка наземных войск на поле боя и в тактической глубине обороны противника. Самолеты должны были уничтожать тан*ки, артиллерию, минометы, другие технические средства, а также живую силу противника; противодействовать подходу к полю боя тактических и оперативных резервов врага, разрушать штабы, средства связи и полевые склады, нарушать перевозки, уничтожать самолеты на аэродромах и активно бороться с транспортной и бомбардировочной авиацией в воздухе; топить речные и морс*кие суда, вести воздушную разведку.

    Но накопленный опыт боевого применения Ил-2 вместе с достоинствами выявил и существенные просчеты в конструкции самолета. Эффективность бронирования оказалась недостаточной для успешных действий в условиях сильного зенитного огня. Слабость брони можно было бы возместить маневренностью, снизив вероятность поражения самолета, но горизонтальная и вертикальная скорости довольно громоздкого и тяжелого Ил-2 не позволяли в необходимой мере применять противозенитный маневр. Бомбовая нагрузка самолета была невелика. При этом Ил-2, с одной стороны, был неспособен нести бомбы крупного калибра, необходимые, например, для поражения укреплений; с другой — реальная нагрузка резко уменьшалась при использовании мелких боеприпасов, наиболее эффективных при ударах по площадным целям на передовой. К этому следует добавить небольшой радиус действия Ил-2 и отсутствие на нем современных средств аэронавигации.

    Уже через год после начала Великой Отечественной войны сформулировали требования к перспективному штурмовику. Новый самолет должен был обладать мощным вооружением, высокой боевой живучестью, маневренностью, большим диапазоном скоростей при хорошей управляемости на малых и средних высотах, отличным обзором (для поиска целей и сохранения визуального контакта с ними при выполнении маневра) и высокой скороподъемностью (для построения противозенитного маневра преимущественно в вертикальной плоскости) и т.д. При этом предусматривалось движение в двух направлениях: к тяжелому штурмовику (частично совмещавшему функции легкого бомбардировщика) и легкому маневренному штурмовику. Первый случай требовал наращивания броневой защиты и усиления вооружения, второй — необходимости сделать упор на улучшение летных данных, обеспечив увеличение подвижности самолета. Прикидки показывали, что нагрузка на крыло получалась не менее 180 — 190 кг/м2 для тяжелого штурмовика и 200 — 210 кг/м2 — для легкого, а нагрузка на мощность не более 3,5 — 3,6 кг/л.с. — для тяжелого и 3,0 — 3,2 кг/л.с. — для легкого штурмовика. Вес брони не должен был превышать 15— 16% от нормального полетного. Реализация вышеперечисленных характеристик требоваланаличия мотора мощностью не менее 2000 — 2200 л.с. и совершенствования аэродинамики планера. При этом, с точки зрения боевой живучести и весовой эффективности, лучше всего для этого подходил двигатель воздушного охлаждения.Первым за создание штурмовика нового поколения взялся П.О. Сухой. В июне 1942 г. успешно прошел государственные испытания опытный образец одноместного самолета Су-6 с мотором М-71 мощностью 2000 л.с. Он соответствовал концепции легкого маневренного штурмовика. Как показало время, Сухой довольно неплохо представлял, каким должен быть самолет поля боя в современной войне, и по своим летно-боевым качествам его машина вполне отвечала основным требованиям для 1942 г.Су-6 вооружался двумя пушками ВЯ-23 и четырьмя пулеметами ШКАС (все они размещались в крыле). Боекомплект включал 230 снарядов и 3000 патронов соответственно. Бомбовое вооружение допускало внутреннюю подвеску четырех бомб ФАБ-50 или ФАБ-100 (в перегрузку) и наружную — двух ФАБ-50 или ФАБ-100. Наличие кассет для мелких бомб обеспечивало возможность применения осколочных и зажигательных авиа*бомб, а также ампул с зажигательной смесью. Ракетное вооружение включало десять РО-132 или РО-82.

    При нормальном полетном весе 5250 кг нагрузка на крыло составляла 201,9 кг/м2, а нагрузка на мощность не превышала 2,63 кг/л.с. Самолет имел очень чистые в аэродинамическом отношении формы и мощную механизацию крыла (щитки и автоматические предкрылки). Для уменьшения лобового сопротивления применили оригинальную кинематику уборки шасси в центроплан назад по полету с поворотом колес в процессе уборки на 90° (по типу опытного самолета ШБ). Снижение внутреннего сопротивления фюзеляжа встречному потоку воздуха достигалось хорошей герметизацией отверстий и щелей, через которые мог перетекать воздух.В результате летные данные и маневренные качества Су-6 оказались значи*тельно выше, чем у серийного штурмовика Ил-2. При нормальном полетном весе самолет развивал у земли скорость 445 км/ч, на высоте 2500 м — 491 км/ч. Максимальная дальность полета составляла 576 км; время подъема на высоту 1000 м — 1,7 мин, а на высоту 3000 м — 5,1 мин; вертикальная скорость с полной боевой нагрузкой у земли — 9,8 м/с. За один боевой разворот штурмовик без бомб и реактивных снарядов набирал 600 — 700 м высоты, почти как многие истребители в то время.Самолет отличался хорошей управляемостью. Взлет и посадка проходили хотя и несколько сложнее, чем на Ил-2, но также отличались простотой. Из-за большого «лба» мотора обзор из кабины на рулении был недостаточен — рулить приходилось змейкой. Но обзор в воздухе оценивался как удовлетворительный. По мнению летчиков-испытателей, штурмовик по технике пилотирования оказался вполне доступен для освоения летчиками средней квалификации.

    Броня общим весом 660 кг должна была надежно защищать от пуль калибра 12,7 мм и осколков зенитных снарядов. Она не включалась в силовую схему самолета и располагалась внутри фюзеляжа. Несмотря на некоторую нерациональность такого решения с точки зрения весовой отдачи, предложенная схема значительно улучшала условия «работы» брони и повышала ее стойкость, поскольку бронелисты экранировались элементами конструкции самолета и обшивкой фюзеляжа.
    Дело в том, что обшивка, бензо- и маслобаки, различного рода перегородки, трубопроводы, агрегаты, оборудование и т.д., встречающиеся на пути движения снаряда, отклоняют его ось от касательной к траектории и, как следствие, в значительной степени изменяют геометрию соударения с броней. Снаряд встречает поверхность брони под углом, значительно отличающимся от наиболее выгодного — нормали, или даже плашмя. Кроме того, при пробивании элементов конструкции самолета происходит частичное разрушение (снятие оболочки) пули или снаряда, что также способствует улучшению защиты. Броневой лист, обстреливаемый через преграду, пробивался с более близкой дистанции, чем при обстреле его без преграды. Любые дополнительные препятствия (например, перегородки, установленные внутри фюзеляжа) значительно усиливали эффект отклонения оси снаряда и повышали стойкость брони, а увеличение калибра снаряда при одних и тех же условиях обстрела, наоборот, уменьшало этот эффект.

    Решение, принятое Сухим, имело как преимущества, так и недостатки, но в НИИ ВВС посчитали, что минусов в нем больше, чем плюсов, и, движимые стремлением снизить вес машины, предложили изменить схему бронирования путем перераспределения толщины брони и включения ее в силовую конструкцию самолета. Рекомендовалось построить небольшую серию из 25 штурмовиков и провести их войсковые испытания в боевых условиях, после чего сделать окончательный вывод.

    Однако планы эти не осуществились. Основная причина состояла в том, что летом и осенью 1942 г. положение на фронте было очень тяжелым, потери техники — велики, требовалось выпускать как можно больше боевых самолетов, а развертывание производства новой машины и двигателя к ней, помимо определенных трудностей, неизбежно привело бы к ощутимому снижению выпуска моторов М-82 (поскольку делал бы их тот же самый завод № 19), что, в свою очередь, могло привести к срыву поставок истребителей Ла-5.
     
    gall 83 подобається це.