Штурмовик Ил-2

Тема у розділі 'ВПС РСЧА та ВПС РСЧФ (ВМС РСЧА)', створена користувачем Adolf Mebius, 15 жов 2009.

  1. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    Всё собственно о самолете, модификациях, применении и т.д.
     
    gall 83 подобається це.
  2. Цікаві лоти

    1. Красива половинка жетону піхотного маршевого батальйону вермахта
      1000 грн.
    2. З болота.Алюміній.Стан дивіться по фото. Розшифровка: 3 Kompanie Panzerabwehr Abteilung 34 3 рота 34...
      900 грн.
    3. Жетон военнослужащего телефонной роты Вермахта, в родной патине не мыт не чищен. Место находки: Херс...
      1950 грн.
    4. Жетон военнослужащего пехотного подразделения Вермахта, в родной патине не мыт не чищен. Место наход...
      1450 грн.
    5. Штабна рота гренадерський запасний батальйон
      400 грн.
  3. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    Советские аналоги Ju-87 G-1/G-2 - это Ил-2 НС-37 и Ил-2 ШФК-37, имеющие такой калибр противотанковых пушек как и у немецкого собрата.
     
    gall 83 подобається це.
  4. Alexander123

    Alexander123 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    275
    Адреса:
    Союз
    Краткая история создания ИЛ-2 в варианте от сайта "Популярная механика".

    "Проблема защиты самолетов и их экипажей от огня с земли возникла одновременно с появлением боевой авиации. На первых порах авиаторам приходилось заниматься самодеятельностью: подкладывали под сиденье подходящие по размеру куски брони, металла, а то и просто чугунные сковородки. Ближе к окончанию Первой мировой войны конструкторы в Великобритании, Германии и России попытались создать защищенные броней самолеты. Но в то время еще не было мощных двигателей для осуществления этой идеи.
    Между двумя мировыми войнами широкое распространение получили военные доктрины, отдававшие приоритет стратегической авиации. Однако наиболее дальновидные военные (в том числе и в СССР) понимали, что нельзя обойтись и без самолетов, атакующих (штурмующих) противника непосредственно на поле боя или в прифронтовой полосе. То есть там, где по нему будет стрелять с земли все, что может стрелять, – от зенитных пушек до пистолетов. В начале 30-х у нас были построены опытные тяжелые штурмовики ТШ-1 и ТШ-2, а также ШОН (штурмовик особого назначения), бронированные бипланы. Значительным шагом вперед был ТШ-3 конструктора Кочеригина. Это был двухместный моноплан, бронекоробка которого была частью несущей конструкции самолета (таким образом, приоритет здесь принадлежит не Ильюшину). Вооружение составляли десять пулеметов и бомбы. Правда, самолет довольно плохо летал – его угловатый корпус из сваренных бронелистов не был аэродинамическим шедевром. Поэтому ТШ-3, испытания которого завершились в 1934 году, серийно не строился.
    Некоторое время было вообще неясно, возможно ли в принципе построить бронированный штурмовик, обладающий неплохими летными данными. В Великобритании и США отказались от этой идеи, посчитав, что аналогичные задачи может выполнять пикирующий бомбардировщик. Так же думали и в Германии, тем более что там был отличный пикировщик Ju-87.
    И тем не менее весной 1937 года перед несколькими немецкими фирмами была поставлена задача разработать вооруженный пушками штурмовик для борьбы с бронетехникой и укреплениями противника.
    Ил-2 появился не по указке сверху, а благодаря инициативе Сергея Ильюшина. Этот известный конструктор, создавший дальний бомбардировщик ДБ-3, в 1938 году работал начальником Главка авиационной промышленности. Административная должность не только отвлекала от создания новых самолетов, но и давала некоторые преимущества. Любому авиаконструктору той поры было ясно, что самолет с угловатым фюзеляжем из брони будет плохо летать, но лишь в гениальную голову, свободную от стереотипов мышления, могла прийти идея сделать бронекорпус обтекаемым, и только глава всей авиационной промышленности мог дать специалистам-металлургам задание в короткий срок разработать технологию изготовления брони двойной кривизны! Причем для самолета, который пока не значился ни в каких планах.
    Ильюшин имел смелость обратиться к руководству с письмом, в котором излагал свою идею бронированного штурмовика и критиковал самолеты конкурентов. Письмо возымело действие: конструктору поручили в кратчайшие сроки представить на испытания свой штурмовик. К этому моменту разрабатывавшийся подпольно проект машины был готов. Выяснилась также принципиальная возможность изготовления обтекаемого бронекорпуса. Была достигнута договоренность с конструктором Микулиным, обещавшим мощный двигатель.
    К сожалению, это был двигатель водяного охлаждения, в то время как для штурмовика предпочтительнее было охлаждение воздушное. Ведь достаточно попадания одной пули в систему охлаждения, и вода из нее будет постепенно вытекать. Мотор перегреется и откажет, штурмовик будет выведен из строя. Можно, конечно, забронировать радиатор со всех сторон, но тогда он просто не будет охлаждаться!"(с)
     
    gall 83 та Dag подобається це.
  5. mi-24v

    mi-24v Gefreiter

    Повідомлення:
    151
    Адреса:
    Санкт-Петербург
    Только у Ила, пушки в противотанковой борьбе были на вторых ролях после ПТАБ.
    http://www.airwar.ru/enc/aww2/il2-ns37.html

     
    gall 83 та Dag подобається це.
  6. Alexander123

    Alexander123 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    275
    Адреса:
    Союз
    "Нерешенная проблема охлаждения мотора была одной из причин неудачи ТШ-3. Там радиатор торчал под фюзеляжем, а в случае попадания под обстрел летчик втягивал его в фюзеляж полностью. Получалось, что в самый ответственный момент боевой работы двигатель начинал греться, хотя кое-какой обдув втянутого радиатора предусматривался. Ильюшин творчески переосмыслил опыт предшественников и разместил внутри бронекорпуса воздушный туннель, поперек которого стоял радиатор. Набегающий поток воздуха втягивался через верхний воздухозаборник, охлаждал радиатор и выходил под днищем самолета. Таким образом, уязвимый радиатор оказался внутри, под надежной защитой брони.
    Это лишь одно неординарное решение, а Ильюшину приходилось делать десятки подобных конструкторских мини-революций. Главной технологической новинкой было, конечно, изготовление обтекаемой бронекоробки из листов переменной толщины и двойной кривизны. Но... Преодолев невероятное количество сложностей, Ильюшин построил самолет, который не хотел хорошо летать. Испытания показали недостаточную скорость и дальность полета, а также продольную неустойчивость машины.
    Любопытно, что примерно в это же время немецкие летчики испытывали Henschel 129, который был сделан даже раньше, чем самолет Ильюшина (таким образом, именно Henschel может считаться первым в мире бронированным штурмовиком). В некотором отношении этот одноместный двухмоторный самолет, вооруженный тремя пушками, был прогрессивнее, чем ильюшинский. Но специалисты Люфтваффе признали его неудачным, после чего о нем не вспоминали до 1942 года. Подобная судьба могла ждать и наш «летающий танк»: на первом этапе у него было ничуть не меньше недостатков, чем у немецкого аналога. Но Ильюшин все-таки добился запуска своей машины в серию – пусть и не совсем честным способом.

    А теперь – «горбатый!»
    Сергей Владимирович имел образцовую советскую биографию. Происхождение – из безлошадных крестьян-бедняков, дореволюционные профессии – чернорабочий, возчик молока, смазчик на железной дороге... Житейской смекалки Ильюшину было не занимать. Он был не только гениальным конструктором, но и человеком, который четко видел свою цель и добивался ее всеми возможными способами. А возглавляя Главк авиапромышленности, Ильюшин отлично научился разбираться в работе советского бюрократического механизма.
    Военные отправили самолет на доработку? Отлично. Дальность можно повысить с помощью подвесных баков, но тогда скорость уменьшится. Поставить более мощный мотор? Он есть, но еще не доведен. Дожидаться мотора? Даже успешно прошедший испытания самолет мог не добраться до конвейера. Между советскими авиаконструкторами тоже существовала конкуренция, соперники боролись за авиационные заводы. В тот момент возникла угроза снятия с производства дальнего бомбардировщика Ильюшина, и в этом случае его конструкторское бюро оставалось без производственной базы. Ильюшин уже не был начальником Главка – его отпустили с административной работы, чтобы он целиком сосредоточился на создании штурмовика. Конструктор понимал: если не запустить штурмовик в производство в ближайшее время, то нужный стране самолет может так и остаться опытной машиной.
    Ильюшин решил не дожидаться, пока мотор Микулина АМ-38 будет доведен до ума. А проблему недостаточной скорости и дальности он решил просто – сделал самолет одноместным! На место кабины штурмана поставили дополнительный бензобак, бронекорпус уменьшили, и самолет стал легче. Кабину пилота приподняли по отношению к мотору, чтобы обеспечить лучший обзор. И самолет, называвшийся тогда БШ-2 (бронированный штурмовик), приобрел характерный профиль, за который на фронте его прозвали «горбатым». В одноместном варианте штурмовик выдавал обещанные характеристики.
    Прав ли был Ильюшин, отказываясь от штурмана (и по совместительству – воздушного стрелка, который мог защищать самолет от атак сзади)? С одной стороны, это было трагической ошибкой, и сотни летчиков-штурмовиков заплатили за нее в начальный период войны своими жизнями. С другой – одноместный штурмовик все-таки был поставлен на конвейер и перед самой войной начал поступать в авиационные части.
    В дальнейшем Ильюшин постоянно придерживался версии, что убрать штурмана-стрелка его заставили, и в советское время была известна именно такая трактовка событий. В зависимости от политической конъюнктуры «заставляли» Ильюшина либо лично Сталин, либо некие абстрактные военные. Увы, документы свидетельствуют, что одноместный штурмовик появился именно по инициативе КБ, а наркоматы авиапромышленности и обороны узнали о модернизации в последний момент. Более того, Ильюшина обязали представить на испытания и двухместный вариант штурмовика, но конструктор, понимая, что его летные данные будут посредственными, так этого и не сделал.
    В войну Ил-2 вступил одномест-ным штурмовиком, вооруженным двумя пушками и двумя пулеметами, располагавшимися в крыльях. Дополнительное вооружение – реактивные снаряды (РС) и 400 кг бомб на внутренней и внешней подвеске. Летчика, мотор и бензобаки защищал 4–8-мм бронекорпус, а общий вес брони составлял около 700 кг. К бронекоробке, основному силовому элементу самолета, пристыковывались крылья и хвостовая часть фюзеляжа. Последняя первоначально была дюралевой, но ради экономии дефицитного материала ее стали делать из многослойной фанеры.

    Легенды и мифы
    Говорят, сначала человек работает на репутацию, а потом – репутация на человека. По отношению к самолету правило тоже работает! В первые же месяцы применения Ил-2 о нем сложилось вполне определенное мнение, причем по обе стороны фронта. Миф о неуклюжем, беззащитном перед истребителями, но неуязвимом для зениток «летающем танке», который щелкал бронетехнику как семечки, благополучно дошел до наших дней. На самом деле и боевая эффективность, и неповоротливость Илов были сильно преувеличены.
    Феликс Чуев, автор биографии Ильюшина, приводит слова маршала Конева: «Вы знаете, что такое Ил-2? Да он если эрэсом по танку даст, танк переворачивается!» Увы, маршал заблуждался... Бороться с немецкими танками на Ил-2 в начале войны было крайне сложно. Эффективность 20-миллиметровых пушек ШВАК против танковой брони была низкой. Точно сбросить бомбы с Ил-2 не получалось. Штурмана, который на бомбардировщиках обеспечивает прицеливание, здесь не было. Бомбардировочный прицел летчика оказался малоэффективным. Ил-2 атаковал с малых высот или очень пологого пикирования, и длинный капот самолета просто загораживал от пилота цель! В конце концов прицел (о который при аварийной посадке летчик почти всегда разбивал голову) был из кабины удален, а прицеливаться летчики должны были самым примитивным способом, по нанесенным на капоте меткам. Наконец, и чудо-оружие, реактивные снаряды, были вовсе не так хороши, как казалось советским военачальникам. Даже при прямом попадании танк не всегда выходил из строя, а попасть эрэсами в отдельно стоящую цель было возможно только при большом везении."(с)
     
    gall 83, PanzerMaks, Dag та ще 1-му подобається це.
  7. Alexander123

    Alexander123 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    275
    Адреса:
    Союз
    "Почему же у нас на Илы так надеялись, а немцы их так боялись? Надо представить себе обстановку 1941 года. Советская авиация в нокдауне, в воздухе господствует Люфтваффе. Для штурмовки применяются совсем неподходящие для этого самолеты. Например, истребители-бипланы И-15-бис и И-153, которые переводились в штурмовую авиацию лишь потому, что в роли истребителей в схватках с Мессершмиттами вообще не имели никаких шансов. На этом фоне «летающий танк», конечно, был шагом вперед. Кроме того, Илы чаще всего действовали против передвигавшихся колонн противника. Здесь прицеливаться особо тщательно не было нужды: лети вдоль дороги, а бомбы с эрэсами хоть какую-то цель найдут. И если с танками Илы справлялись не всегда, то автомашины, артиллерия или пехота были для них вполне подходящей целью. А ведь блицкриг, с помощью которого Германия сокрушала своих противников и надеялась разбить Красную армию, – это маневренная война, постоянное передвижение войск! Налет хотя бы нескольких Ил-2 на колонну означал как минимум панику, остановку и выведенную из строя технику. Чтобы возобновить движение, подчас требовалось несколько часов.
    Правда, «неуязвимый» самолет, оказалось, поражался даже самыми мелкокалиберными 20-миллиметровыми зенитными орудиями. Броня защищала только от пуль, но остальные наши самолеты не имели и такой защиты. А насыщенность мобильных немецких частей зенитной артиллерией была очень высокой. Да плюс еще немецкие асы.
    Вот тут-то таится один из самых удивительных секретов Ил-2. Избавившись от бомб, на нем можно было сражаться с немецкими самолетами, как на хорошем истребителе! Опытный пилот на Ил-2 мог сманеврировать и зайти в хвост атаковавшему его немецкому истребителю Messerschmitt Bf-109! На фронте знали много приемов, с помощью которых Ил-2 мог постоять за себя: например, летчикам рекомендовалось резко сбросить скорость – так, чтобы быстрый истребитель проскочил мимо, а затем довернуть на него и расстрелять из пушек. При лобовой атаке бронированный штурмовик тоже имел больше шансов, чем Мессер.
    Увы, мастерство основной массы летчиков нашей штурмовой авиации в тот момент было невысоким. Научившись лишь взлетать, стрелять по наземным целям и садиться, вчерашние мальчишки попадали на фронт. Сложному пилотажу во время краткой подготовки в запасных полках их не учили. Потому-то и считался Ил-2 самолетом неповоротливым – на нем просто летало слишком мало опытных летчиков, умевших маневрировать. Как результат – серьезные потери и от вражеских истребителей, и от зенитной артиллерии. В первые месяцы войны жизнь Ил-2 на фронте в среднем исчислялась лишь десятком боевых вылетов. Конечно, летчик не всегда погибал при потере самолета, он мог выпрыгнуть с парашютом или уцелеть при аварийной посадке. Тем не менее пилоты Ил-2 погибали чаще, чем истребители или бомбардировщики. За 30 успешных боевых вылетов летчика-штурмовика представляли к званию Героя Советского Союза.

    Народный герой
    В 1942 году немцы спохватились и запустили в серийное производство Henschel 129, сражаясь с недостатками машины (однако массовый выпуск наладить так и не удалось). К этому моменту Ил-2 выпускался на нескольких крупных авиазаводах и постоянно модернизировался. Авиаконструктор Сухой тем временем создал свой штурмовик Су-6, который по всем показателям превосходил ильюшинский. Но ради сохранения темпов выпуска решили сохранить в производстве проверенную машину. Вторую половину войны Ил-2 прошел в блеске своей славы, пользуясь заслуженной любовью нашей пехоты, которой он много и эффективно помогал. Самолет получил форсированный двигатель, более мощное вооружение – 23-миллиметровые, а затем даже 37-миллиметровые пушки. А настоящей грозой бронетехники Ил-2 стал тогда, когда появились противотанковые кумулятивные бомбы мелкого калибра. Высыпая из своих бомболюков по 192 такие бомбы, штурмовик гарантированно поражал танки на площади 15х75 метров.
    Попытались решить и проблему защиты задней полусферы – в состав экипажа был вновь включен воздушный стрелок. Правда, его пулемет был не слишком эффективным оружием против немецких истребителей, но все-таки это было лучше, чем ничего. Второй член экипажа летал в спартанских условиях, даже элементарного сиденья не было! Он сидел на брезентовой лямке, которая при виражах самолета нередко обрывалась. А самое главное – стрелка защищала одна-единственная бронеплита сзади! С боков и снизу он был беззащитен. Поэтому место стрелка в Ил-2 нередко предназначалось для штрафников. Знаменитый летчик, участник чкаловского перелета Георгий Байдуков в войну командовал дивизией штурмовиков и оценивал двухместный Ил-2 даже ниже одноместного: в нем летчик должен был думать о том, как маневрировать над целью с наименьшим риском для стрелка.
    Конечно, создатель самолета мог увеличить размеры бронекорпуса, чтобы он защищал и стрелка. Но тогда нужно было бы переналаживать производство, приостанавливая выпуск нужных фронту самолетов. Ильюшин был сыном своего времени и не привык подсчитывать цену побед. Ил-2 тоже был сыном своего времени. Самолет-фронтовик, он прошел войну до последнего дня. И, как большинство фронтовиков, сразу же после победы стал ненужным. Его отправили в отставку, заменив на более совершенный Ил-10."(с)
     
    2 користувачам це сподобалось.
  8. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    Можно попробывать покопать и в этом направленнии, т.е. эффективность применения этого оружия. :) Попробуем?
     
    gall 83 подобається це.
  9. mi-24v

    mi-24v Gefreiter

    Повідомлення:
    151
    Адреса:
    Санкт-Петербург
    Смысл есть, поскольку бомбометание, даже с горизонтального полёта, на высотах 100-400 метров, довольно точное. А ПТАБ, не одиночно сбрасывались.
     
    gall 83 подобається це.
  10. mi-24v

    mi-24v Gefreiter

    Повідомлення:
    151
    Адреса:
    Санкт-Петербург
    gall 83 подобається це.
  11. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    дай мыло я тебе столько сброшу просто охренеешь

    тебе нужно найти книгу Горбач.Советская авиация над Курской дугой.
     
    gall 83 подобається це.
  12. mi-24v

    mi-24v Gefreiter

    Повідомлення:
    151
    Адреса:
    Санкт-Петербург
    http://militera.lib.ru/h/hazanov_gorbach/title.html
     
    gall 83 та Dag подобається це.
  13. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    Штурмовик Ил-2! Бессомненно один из самых лутших самолетов поля боя Второй Мировой Войны! Самолет солдат!
    Несмотря на некоторые недостатки этот самолет не имел аналогов в своем роде! С ним еще мог соперничать немецкий штурмовик Hs-129, но он не стал таким массовым как Ил-2!

    В Красной Армии самолёт получил прозвище «Горбатый» (за характерную форму фюзеляжа).

    Конструкторы же назвали разработанный ими самолёт «Летающим танком».
    Немецкие пилоты люфтваффе за способность переносить повреждения называли его нем. «Betonflugzeug» — «бетонный самолёт».

    У наземных войск вермахта (особенно у пехоты) самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько нелицеприятных прозвищ, таких как «мясник» (Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf) и «Железный Густав» (Eiserner Gustav). )

    До начала Великой Отечественной войны советские ВВС успели получить 174 Ил-2 воронежской постройки. Из них к 20 июня 1941 года в боевые части ВВС Красной армии было передано 84 штурмовика: 63 – в 4-й ббап (вскоре переименованный в 4-й шап, Харьковского ВО), остальные (21) были распределены по 3-8 самолетов в различные авиаполки четырех приграничных военных округов, растянувшихся от Балтийского до Черного моря. Таким образом, к началу войны советские ВВС имели только один авиаполк, полностью укомплектованный самолетами Ил-2. Остальные штурмовики не представляли из себя реальную боевую силу ввиду своей рассредоточенности, и еще потому, что к началу войны летчики приграничных округов не успели их как следует освоить.

    ___________________________________________________

    1. БШ-2 №2 – эталон для серийного производства Ил-2 во время испытаний в ЛИИ (г. Жуковский). 1941 г.
    2. Серийный Ил-2 производства завода № 381. На немногих штурмовиках, выпущенных этим заводом, пушки ШВАК устанавливались ближе к оси самолета.
     

    Images:

    a1.jpg
    a2.jpg
    gall 83 подобається це.
  14. Gerhard

    Gerhard Leutnant

    Повідомлення:
    3.075
    Адреса:
    Thule
    А не могла бы иметь место некоторая доля синдрома "неуловимого Джо"?;)
     
    gall 83 подобається це.
  15. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    Летчики 4-го штурмового авиаполка на своих Ил-2 вступили в бой уже на пятый день войны.
    27 июня 1941 года они нанесли штурмовой удар по колонне немецких войск близ Бобруйска. В следующие дни Ил-2 этого полка наносили бомбоштурмовые удары по скоплениям немецких войск у мостов и переправ через р. Березину. 2 июля 1941 года Ил-2 из 4-го шап уничтожили 9 переправ через Березину. Но за неделю боев под Бобруйском полк понес и значительные потери в людях и технике. Погибли 20 летчиков, а в строю осталось только 19 (из 56 на 27 июня) боеспособных самолетов. Тем не менее, 4 июля все оставшиеся в 4-м шап Ил-2 несколько раз вылетали на штурмовку Бобруйского аэродрома, где уничтожили около 30 немецких самолетов. К 10 июля в полку насчитывалось не более десятка Ил-2. А 20 августа 4-й штурмовой авиаполк был выведен из боев и отправлен в Воронеж на переформирование.

    К июлю 1941 года штурмовиками Ил-2 было вооружено уже несколько авиаполков. Например, 430-й шап (Западный фронт) имел в своем составе 22 Ил-2 и был сформирован из летчиков-испытателей НИИ ВВС для изучения боевых возможностей бронированного штурмовика и определения тактики его боевого применения. 10 июля на Юго-Западный фронт прибыл заново переформированный 74-й шап, который имел на вооружении 20 Ил-2. 12 июля на Западном фронте начал действовать (под Смоленском и Ельней) 61-й шап, переформированный и освоивший новые для себя Ил-2. Но уже к 24 июля в этом полку осталось только 4 (из 28) штурмовика, да и те были небоеспособны.

    В августе 1941 года Ил-2 поступили на вооружение еще 11 штурмовых авиаполков: 103, 147, 160, 174, 175, 214, 215, 217, 237, 245 и 288-го.

    Кстати, надо сказать, об изменении численности советских авиационных полков в ходе войны.
    В августе 1941 года состав штурмовых авиаполков был уменьшен сначала с 63 до 33 (3 эскадрильи по 9), а затем и вовсе до 20 самолетов (2 эскадрильи).
    Осенью 1942 года штурмовые авиаполки вновь увеличили с 20 до 32 самолетного состава (3 эскадрильи по 10).
    А в 1944 году «штурмовики» перейдут на 45 самолетный состав авиаполков (3 эскадрильи по 14).
     
    1 людині також подобається це.
  16. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    Командующий 2-й танковой группой генерал-полковник Гудериан: «Бронированные штурмовики неприятно воспринимаются немецкими войсками...»:)

    Появление Ил-2 стало большим сюрпризом для немцев! Ведь ничего подобного они до этого не видели, однако немецкие летчики-истребители довольно быстро изучили слабые места ильюшинского штурмовика и научились бороться с ним. Атакуя Ил-2, они заходили сзади сбоку и сверху, и с близких (до 50 м) дистанций совершенно безнаказанно расстреливали его из всего наличного оружия, стремясь попасть в незащищенные сверху двигатель, летчика или бензобак. Впрочем, на такой дистанции даже броня уже не могла защитить ни самолет, ни летчика, а плохой обзор назад и отсутствие заднего стрелка у одноместного Ил-2 позволяло немецким истребителям легко занимать выгодную позицию для атаки.
    Надо сказать, что бронекорпус Ил-2 был рассчитан лишь на «скользящие» удары от оружия истребителей. И в этом случае броня значительно повышала живучесть штурмовика по сравнению с самолетами с обычной дюралевой обшивкой. Сохранилось множество свидетельств, когда буквально изрешеченные штурмовики возвращались на свой аэродром. Так, например 5 июля 1941 года, вернувшись с боевого задания, командир 430-го шап Н. И. Малышев насчитал на своем Ил-2 более 200 пробоин. Нередко броня штурмовика выдерживала даже попадания 20-мм снарядов. Но еще более «неуязвимым» Ил-2 могла сделать умелая тактика, а именно этого долгое время недоставало советским летчикам.

    Разработать тактику боевого применения Ил-2 перед войной просто не успели, и строевым летчикам пришлось писать эти инструкции собственной кровью, вдохновляясь горьким опытом потерь. Никто толком не знал, каким образом на Ил-2 лучше атаковать ту или иную цель. Как лучше обороняться от вражеских истребителей. Какое оружие и против чего лучше использовать. Только в 1942 году стали появляться соответствующие инструкции и наставления.
    __________________________________________________
    1. Одноместные Ил-2 на старте. Летчик ближней машины получает последние указания перед боевым вылетом.
    2. Неприхотливость Ил-2 позволяла использовать в качестве аэродрома даже такие малоподготовленные площадки, как проселочные дороги или лесные поляны. Подмосковье, осень 1941 г.
     
  17. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    ...........
     

    Images:

    a3.jpg
    a4.jpg
    gall 83 та Dag подобається це.
  18. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062
    Кроме истребителей люфтваффе, другим очень опасным противником штурмовиков Ил-2 оказалась немецкая малокалиберная зенитная артиллерия (МЗА), состоящая из 20-мм и 37-мм автоматических пушек. Во второй период войны, когда люфтваффе утратили господство в воздухе, основным противником Ил-2 становится усилившаяся немецкая МЗА, и теперь уже от ее огня, а не от немецких истребителей штурмовики начинают нести наибольшие потери. Впрочем, относительное число потерь в 1944 году по сравнению с 1941 годом уменьшилось примерно в 10 раз и составило 1 самолет на 85 вылетов против прежних 9 вылетов. Для подавления огня батарей зенитных автоматов приходилось выделять особые группы Ил-2. На это уходило 30% от всех участвующих в налете самолетов, а при сильном противодействии до половины всех штурмовиков. Обычно Ил-2 из «группы подавления» шли на 400 – 500 метров позади основной ударной группы, и начинали действовать против ПВО противника, как только та себя обнаруживала. Но если расположение зенитных батарей было уже известно, то атака группы подавления предшествовала появлению остальных Ил-2.

    На фото поврежденные в бою Ил-2
    на 2 фото двухместный Ил-2 получил сильные повреждения в бою, но все же смог дотянуть до своих и сесть на «брюхо». Нередко техники восстанавливали такие машины, и они снова шли в бой
    на 3 фото изрядно потрепанный одноместный штурмовик был оборудован самодельной стрелковой установкой для заднего стрелка.
     

    Images:

    5.jpg
    a6.jpg
    a7.jpg
    gall 83 та Dag подобається це.
  19. Timofei

    Timofei Obergefreiter

    Повідомлення:
    111
    Адреса:
    Новосибирск
    Немецкие фотографии "Летающего танка"
     

    Images:

    0_77f2_399b649f_orig.jpg
    0_781c_209dec65_orig.jpg
    071b.jpg
    ilyushinil2k.jpg
    111705911.jpg
    gall 83 та Dag подобається це.
  20. Timofei

    Timofei Obergefreiter

    Повідомлення:
    111
    Адреса:
    Новосибирск
    Добавлю
     

    Images:

    photo-09.jpg
    photo-07.jpg
    765_005.jpg
    0_c8fc_255d3722_XL.jpg
    red army - aziat.jpeg
    gall 83 та Dag подобається це.
  21. mosin

    mosin Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    590
    Адреса:
    UUEE
    Тут вроде мусолили эту тему уже про снижение до критического минимума и...
    Ну читал я гдейто у этого летчика Черкашин Григорий Григорьевич. (22.11.1921 - 13.11.2006)
    Лётчик-штурмовик. 240 б.в. [​IMG] , что... не знаю... сколько это повторяло. Но дескать писал что снижался до минимума и винтом даже головы бегущих немцев рубил. Прилетал, в радиаторе земля была, на винте кровь, волосы прилипшие человеческие и тд...
    Я канеш все понимаю, когда ненависть такая к врагу что... горячка боя и тд.. Но интересно знать мнение экспертов.
    Но я не поверю что ВИНТ у Ила, мог повредиться от извините башки фрица, пусть даже в каске.
    Один писал как в. не помню.. ну короче открытое место было, дорога. И вот там скопление немцев.. такое все серое от шинелей немецких на фоне белого снега. И вот штурмовики РСами по ним работали, стреляли из пушек. Там говорят такое месиво кровавое было от тел.....
    Про Ил с НС-37. Ветеран говорил ими только по скоплению было хорошо лупить. Да и то, 2-3 снаряда за залп. Да и самолет терял в скорости от отдачи, буквально "останавливался")).

    У него вроде маслорадиатор был уязвимым местом. Вот тот же самый ветеран в Монино говорил как ему засадил немец очередь в маслорадиатор и самолет сразу "встал"....
    А вообще на фронте летчиков-штурмовиков очень уважали за их черную работу. У них же руки по локти в крови... Смертниками их еще называли. Буквально 93% ветеранов говорили, писали, что самыми опасными и страшными были вылеты на штурмовку Ж/Д станций, аэродромов, переправ. Где брата штурмовика "наломали" порядком...
     
  22. mosin

    mosin Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    590
    Адреса:
    UUEE
    Секретно




    Командующий военно-воздушными силами Ленинградского фронта
    генерал-майор авиации Рыбальченко

    Военный комиссар военно-воздушных сил Ленинградского фронта
    бригадный комиссар Иванов

    24 сентября 1942 г.
    Инструкция

    ПО БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ ШТУРМОВИКОВ ПО АЭРОДРОМАМ и ТОЧЕЧНЫМ ЦЕЛЯМ ПРОТИВНИКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЗРЫВАТЕЛЕЙ МГНОВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ


    Выбор и распределение целей между экипажами. Основным вопросом. определяющим атаку и маневр над целью, является изучение цели по карте крупного масштаба или по аэрофотоснимку. При изучении цели командир штурмовой группы распределяет объекты атаки между подразделениями. Для наиболее эффективного использования всей огневой мощи Ил-2 желательно выбирать направление атаки, проходящее через несколько створных целей.
    Выбор маршрута и боевой порядок следования.
    а)
    Маршрут к цели выбирается по району, наименее насыщенному зенитной артиллерией. Скорость следования ведущего при полной боевой зарядке должна быть в пределах 270 - 290 км/час, высота 800 - 1500 я. Радиосвязь поверяется периодически на маршруте.
    б)
    Наиболее удобный боевой порядок следования к цели должен состоять из мелких групп, каждая в правом пеленге идущих в кильватере друг за другом на дистанции 200 - 300 м с некоторым принижением.
    Подход к цели. Исходный пункт выхода на цель для атаки выбирается в стороне от цели в 6 - 10 км. Высота при подходе к исходному пункту должна быть не ниже 800 м. Отсюда группы расходятся для атаки своих объектов.
    Атака целей.
    а)
    При сильном противодействии зенитной артиллерии. При наличии данных о большом насыщении зенитной артиллерией района цели штурмовикам надо выделять около 1/3 своих сил для подавления ее, что окупается точностью бомбометания при уменьшении зенитного огня и дает возможность повторных атак. При сильном противодействии с земли атака производится с одного захода, а при наличии удобной для маневра местности - с двух заходов. В обоих случаях для наиболее эффективного использования всей мощи своего огня атаку надо строить следующим образом: группа самолетов Ил-2, подходя к цели в боевом порядке «змейки» из пар или в кильватере из одиночных самолетов на высоте 800 - 1200 м, производит противозенитный маневр, выдерживая средний курс к точке начала пикирования или точке разворота для входа в пикирование, которое производится с заданным углом, пользуясь прицелом, иначе бомбометание и вся атака будет впустую. При выборе направления пикирования на цель нужно учесть последовательность использования боевой зарядки Ил-2: сначала пулеметно-пушечная очередь, потом реактивные снаряды, затем перед выходом из пикирования сбрасывание бомб по той же цели; с выходом из пикирования пушечно-пулеметный огонь и огонь реактивных снарядов переносится на другую цель, находящуюся в направлении атаки. Эта последовательность вызывается тем, что наилучший угол пикирования для сбрасывания бомб будет равен 35 - 40°, наивыгоднейший угол обстрела из пушек и пулеметов 20 - 30°, причем высота после бомбометания будет не выше 300 м, что даст возможность на облегченном самолете доводить атаку пулеметно-пушечным огнем до бреющего полета.

    При подходе к цели ведущий по радио или другим сигналом дает команду «атака». После этой команды самолеты начинают пикировать не все одновременно, а каждый самолет атакует цель при выходе в положение визирования ее под расчетным углом пикирования.

    После первой атаки может быть сделана вторая. В этом случае атаковавшие самолеты, сбросив бомбы, не расходуют весь боевой запас в первой атаке, а со снижением на повышенной скорости уходят из зоны зенитной артиллерии, собравшись в заранее намеченном районе, разворачиваются на 180° и атакуют объект вторично с малых высот и бреющего полета огнем реактивных снарядов и пушечно-пулеметным огнем.
    б)
    При надежном подавлении зенитной артиллерии или ее слабой активности применяется атака из круга, при которой все самолеты становятся в круг над объектом и неоднократно атакуют цели, индивидуально выбранные как с пикирования, так и с бреющего полета. При этом надо учитывать последовательность использования огневых средств, чтобы осколками своих бомб не поразить своего соседа, перешедшего на бреющий полет.
    Уход от цели, сбор и обратный маршрут.

    Уход от цели производится по команде ведущего по радио. По этой команде экипажи уходят в район сбора, находящийся на обратном маршруте, причем ведущий группы, выйдя из зоны зенитного огня, идет на небольшой скорости для того, чтобы подтянуться остальным. После сбора группы ведущий командир должен идти точно по намеченному обратному маршруту. Особенно важно, чтобы обратный маршрут пролегал вне района зенитного огня противника. Обратный маршрут должен быть хорошо известен сопровождающим истребителям, а знание обратного маршрута штурмовиками позволит всем собраться и исключить беспорядочное возвращение разрозненными группами.
    Активная оборона против истребителей противника и взаимодействие с прикрывающей группой истребителей. При следовании к цели и от цели необходимо распределить между подразделениями ответственные сектора наблюдения за воздухом и назначить сигнал «воздушный противник» (трасса пуль, снарядов в сторону противника, сигнал по радио). Для ведения воздушного оборонительного боя группа Ил-2 строит замкнутый круг, вытягивая его в направлении своей территории. Для построения круга количество самолетов в группе должно быть не менее шести; дистанция между самолетами в кругу должна быть в пределах 300 - 400 м, высота не ниже 300 м, а крены при разворотах допускаются от 15 до 40°. Каждый из экипажей, находясь в кругу, несет полную ответственность за защиту впереди идущего самолета и не имеет права оставлять своего места. В целях отражения атак экипажи имеют право и обязаны маневрировать по горизонту разворотами влево и вправо до 45°, а по вертикали - кабрированием и планированием под углом до 30°.

    Если штурмовики следуют под прикрытием истребителей, то они не должны отрываться от них при встрече с противником, а, приняв оборонительный порядок «круг» ниже своих истребителей, взаимодействовать с ними по отражению атак противника. Небольшие группы штурмовиков в 2 - 4 самолета должны включаться в этом случае в боевой порядок истребителей и совместно с ними вести воздушный бой (Директива командующего Военно-воздушными силами Красной Армии от 22.8.42 г. № 332597с).
    Особенности прикрытия штурмовиков. Важнейшим условием, исключающим потери штурмовиков от истребителей противника, является знание прикрывающими истребителями маршрута следования штурмовиков к цели и особенно от цели, осведомленность, как штурмовики будут выполнять боевую задачу. Это достигается только личной договоренностью командира группы истребителей с командиром группы штурмовиков.
    а)
    Одна из особенностей прикрытия штурмовиков является не только .защита самолетов от истребителей противника, но и обеспечение возможности максимально использовать всю огневую мощь штурмовика при атаке цели. Эффективное использование огневой мощи штурмовика достигается тем, что при выходе на цель каждый экипаж самостоятельно выбирает себе цель и атакует ее последовательно - сначала реактивными снарядами и пушечным огнем деморализует и уничтожает зенитную артиллерию и зенитные пулеметы, потом сбрасывает бомбы на цель, затем, снижаясь, атакует цель пушечно-пулеметным огнем.
    б)
    Группа непосредственного прикрытия планирует вместе со штурмовиками, атакуя цель пушечным огнем до высоты 400 - 500 м. При выходе штурмовиков из атаки на малой высоте группа прикрытия окаймляет штурмовиков со всех сторон, находясь на высоте 400 - 500 м, и не допускает внезапных атак самолетов противника, не подвергаясь огню зенитных пулеметов.
    в)
    При следовании штурмовиков на высоте бреющего полета над лесистой местностью истребители сопровождения следуют также на этой высоте, обходя лесные поляны так, чтобы истребителям не было видно противоположной опушки леса.
    г)
    Уход штурмовиков от цели не всегда может быть организованным вследствие неодновременности атак объектов цели. Прикрытие штурмовиков при уходе от цели осуществляется следующим порядком: группа непосредственного прикрытия уходит с первым штурмовиком, закончившим атаку, и следует на свой аэродром со средней скоростью. Ударно-сковывающая группа уходит с последним штурмовиком на повышенной скорости с целью догона впереди идущих. При таком построении прикрытия исключается возможность безнаказанной атаки отдельных штурмовиков истребителями противника.
     
    1 людині також подобається це.
  23. mosin

    mosin Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    590
    Адреса:
    UUEE
    д)
    При отсутствии воздушного противника в районе цели подавление огня зенитной артиллерии и зенитных пулеметов можно возлагать на группу непосредственного прикрытия.
    Использование бомб и взрывателей. Правильный выбор бомб и взрывателей по различным целям значительно повышает эффективность бомбометания, приводя к наибольшему разрушению и м аксимальному уничтожению техники и живой силы противника. Выбор бомб и взрывателей полностью зависит от характера цели.
    Цели, требующие разрушения с глубоким проникновением бомбы (доты, дзоты, подземные склады, здания городского типа и др.), требуют применения бомб со взрывателями АПУВ с установкой их на 0,1 - 0,3 секунды.
    Все неукрытые цели: войска на походе, танки, бронемашины, орудия на огневых позициях, бронепоезда, железнодорожный транспорт, населенные пункты сельского типа - требуют применения бомб со взрывателями АПУВ с мгновенным действием и АМ-А.
    Крупные железнодорожные станции, города с плотной застройкой требуют применения комбинированных бомб с мгновенными и замедленными взрывателями. При этом чем плотнее застройка, тем необходимо больше бомб с замедленным взрывателем, но не более 75% от общего числа.
    Переправы, плоты, баржи требуют применения фугасных и осколочных бомб с мгновенными взрывателями.
    При бомбометании по танкам, бронемашинам, артиллерийским позициям и материальной части на аэродромах с успехом применяются бомбы ФАБ-50 М-2 с мгновенным взрывателем.
    При бомбардировании живой силы в укрытиях (окопах) применять осколочные бомбы от АО-2,5 до АО-25.
    Бомбы с замедленным действием по целям, перечисленным в пп. 4, 5 и 6, разрешается применять только при штурмовых действиях.
    Бомбы ЗАБ-50 ТГ применять только для создания пожаров в домах, имеющих не менее 2 - 3 этажей. В остальных случаях применять зажигательные бомбы мелкого калибра.


    Начальник оперативного отдела штаба военно-воздушных сил
    Ленинградского фронта
    полковник ИВОЛГИН
     
    gall 83 та Dag подобається це.
  24. mosin

    mosin Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    590
    Адреса:
    UUEE
    gall 83 подобається це.
  25. mosin

    mosin Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    590
    Адреса:
    UUEE
    Кстати Ил-10 для боя летчики не очень то.... Все же предпочтение отдавали Ил-2
     
    gall 83 подобається це.
  26. +NOOR+

    +NOOR+ Leutnant

    Повідомлення:
    3.062

    Откуда это у вас...?:)
    Ну может первые ''десятки'' были ''сырые'', а так они намного лучше были защищены нежели ''двойки''!
    Хотя Ил-10 толком и не повоевал успев принять участия лишь в Берлинской операции.