Fordson Коммерческие грузовики фирмы Фордзон, взятые Вермахтом на вооружение.Эти машины не состояли на вооружении британской армии.Могу предположить, что они были проданы во Франции,мобилизованы в армию и уже в качестве трофеев достались немцам. 1,2.Ford E88W- автомобиль с полезной нагрузкой 500 кг.По английской классификации-пикап.E88W довольно долго продержался в производстве-с 1938 по 1957 год. 3-6.Ford E88W или модель 61- 0.75-т грузовик,выпускавшийся в 1936-1939 годах.
Fordson Из легковых автомобилей британского Форда, попавших на службу в немецкую армию, можно отметить Ford 7W Ten (10 HP).Этот автомобиль выпускался в 1937-1938 годах в двух вариантах: с двух дверным 4-х местным , либо 5-ти местным 4-х дверным кузовом седан, и оснащался 30-ти сильным бензиновым двигателем.
Guy «Гай Моторс» (Guy Motors) была основана в сентябре 1914 года.В этом же году фирма начала поставки «полуторок» для британской армии.В начале 30-х годов фирма приступает к серийному производству армейских автомобилей по заказу военного ведомства Великобритании. 1,2.Guy Ant- лёгкий заднеприводный 0,75-т грузовик.Машина оснащалась 4-х цилиндровым бензиновым двигателем Meadows 4ELA, 4-х ступенчатой кпп, механическими тормозами, зависимой рессорной подвеской и 12-ти вольтовым электрооборудованием.Мах.запас хода составлял 400 км, а мах.скорость – 65 км/ч.Прототип покинул заводские ворота в 1935 году.На шасси Guy Ant выпускались пожарные машины, компрессорные и прожекторный установки, передвижные радиостанции.С 1936 по 1946 годы было изготовлено 6 330 грузовиков «Энт». 3-5. Guy Quad Ant- полноприводная версия, с более мощным 60-ти сильным двигателем, и более широкими 20-дюймовыми колёсами вместо 16-ти дюймовых. «Куод-Энт» послужил основой для создания артиллерийского тягача Quad Ant FAT.На третьем и четвёртом снимках- автомобили британской армии.На пятом фотом- Quad Ant Umbauwagen, т.е. переделанный автомобиль.Компоновка напоминает немецкий Mannschaftswagen-два ряда сидений позади водителя,прорези вместо дверей для быстрого спешивания и откидная брезентовая крыша.На буксире-50-мм противотанковая пушка. 6-8. Guy Quad Ant FAT – полевой артиллерийский тягач.Внутри него мог размещаться расчёт из 6-ти человек и 96 снарядов.С 1938 по 1944 было выпущено 3 878 грузовиков Quad Ant и шасси для тягачей. 9.Guy FBAX- бескапотный 3-т грузовик с колёсной формулой 6х4.На автомобиле устанавливался 4-х цилиндровый бензиновый двигатель, мощностью 76 л.с., 4-х ступенчатая кпп, демультипликатор и механические тормоза с пневмоусилителем.По мимо основной версии GS ( общего назначения ) на шасси FBAX выпускались ремонтно-эвакуационный машины, радиофургоны, ремонтные мастерские, прожекторные установки , машины для перевозки мостового оборудования и краны.Всего было выпущено приблизительно 3 100 грузовиков и шасси.Даты выпуска-неизвестны.
Hillman – Humber Выпуск автомобилей компанией Hillman Motor Car Company был начат в 1907 году.В 1928 году «Хиллман» была приобретена фирмой Humber Ltd. В 1931-1945 годах «Хиллман» выпускала легковые автомобили и пикапы для британской армии. История компании «Хамбер» начинается в 1868 году с производства велосипедов.Первые автомобили были выпущены в 1898 году.В 1931 году обе компании были выкуплены концерном Rootes-Group.Во время войны «Хамбер» специализировался на выпуске штабных автомобилей и пикапов. 1-4.Hillman Minx. На фото-легковой автомобиль, выпускавшийся в 1935-1939 годах. Humber Super Snipe –заднеприводный 4-х местный штабной автомобиль. Машина комплектовалась 6-ти цилиндровым 85-ти сильным бензиновым двигателем, 4-х ступенчатой кпп, гидравлическими тормозами, 12-вольтовым электрооборудованием и независимой подвеской передних колёс.Существовало пять разновидностей «Супер Снайпа» : с кузовом кабриолет ( Tourer ), седан ( Saloon ) , универсал ( Utility ), пикап , грузоподъёмностью 400 кг ( 8 cwt ) и 6-ти местный лимузин ( Pullman ).Семейство автомобилей Snipe( армейское обозначение Snipe Mk 2) выпускалось с декабря 1939 и до конца 1944 года. 5,6.Humber Snipe Saloon. 7-10.Humber Snipe Utility.
Karrier Компания Karrier Motors Ltd была основана в Хаддерсфилде в 1904 году и до 1920 именовалась Clayton & Co.В 1934 году «Керриер» вошла в состав концерна Rootes-Group и производство было перенесено в город Лутон.Военная продукция компании была представлена исключительно грузовиками. Karrier CK6 – 3-т грузовик с колёсной формулой 6х4.На автомобиле устанавливался 6-ти цилиндровый бензиновый двигатель, мощностью 80 л.с., 5-ти ступенчатая кпп, механические тормоза с вакуумным усилителем и зависимая рессорная подвеска всех колёс.Помимо основной бортовой версии общего назначения GS на базе CK6 выпускались также ремонтно-эвакуационные машины, передвижные ремонтные мастерские и мостоукладчики.
Leyland Одна из старейших компаний Англии по производству грузовиков, Leyland Motors была основана в 1986 году, в одноименном городе графства Ланкашир.Начав с выпуска паровых тягачей, «Лейланд» в начале ХХ века переходит к выпуску грузовиков с бензиновыми двигателями.Во время Первой Мировой войны фирма поставляет 3-т грузовики для британской армии.В межвоенный период – занимается преимущественно выпуском гражданской продукции, которая в последствии становится базой для военных автомобилей. 1-2.Leyland «Bull Terrier» . Какие-либо точные данные по этой машине отсутствуют.Мне известно только то, что этот грузовик является продолжением капотной версии «Terrier», которому он пришёл на смену в 1936 году. 3. Leyland WSW 17 «Hippo» Mk.I- 10-т грузовик с колёсной формулой 6х4.Оснащался 98-сильным 6-ти цилиндровым дизельным двигателем Leyland E 155, 5-ти ступенчатой кпп, гидравлическими тормозами с серво-усилителем и зависимой рессорной подвеской всех колёс.В 1939-40 годах было выпущено 330 машин. 4-7.Leyland «Retriever» 3-т грузовик с приводом на две задние оси.На фото, вероятно ранние модификации, отличавшиеся широкой прямоугольной пластиной в нижней части облицовки радиатора.Об этой машине так же нет подробных данных. 8-10.Leyland WLW «Retriever»- более поздняя модификация с той же грузоподъёмностью.На машине устанавливался 4-х цилиндровый бензиновый двигатель, мощностью 73 л.с., демультипликатор и гидравлические тормоза с вакуумным усилителем.Помимо основной, бортовой версии строились передвижные мастерские и автомобили для перевозки понтонов.С 1939 по 1944 годы было собрано 6 542 автомобиля «Retriever».
Leyland 1-3.Leyland «Retriever»-модификации с разными кабинами. 4,5.Leyland «Cub» - автоцистерна на базе коммерческого грузовика.
Morris Биография компании Morris Motor Company, основанной Уильямом Ричардом Моррисом, начинается с выпуска велосипедов.Завод по выпуску автомобилей был открыт в 1913 году в городе Коули графства Оксфорд.Первый военный автомобиль был создан в 1924 году. 1-5.Morris-Commercial PU– пикап грузоподъёмностью 400 кг и приводом на заднюю ось. На автомобиле устанавливался 6-ти цилиндровый бензиновый двигатель, мощностью 60 л.с.,4-х ступенчатая кпп , гидравлические тормоза и зависимая рессорная подвеска всех колёс с гидравлическими амортизаторами.Выпуск PU был начат в 1936 году. 6-10.Morris-Commercial CS8/C4 – лёгкий заднеприводный 0,75-т грузовик, выпускавшийся в 1934-1944 годах в трёх версиях : MkI, II и III.Внешне они отличались между собой лобовыми стёклами и дверьми.Модель CS8 оснащалась 6-ти цилиндровым 60-ти сильным двигателем, а на модели C4 использовался более мощный 4-х цилиндровый 70-ти сильный мотор.По всем остальным конструктивным решениям эти модели были аналогичны PU. На базе CS8 выпускалась автоцистерна и штабной автомобиль, а на базе С4-передвижной воздушный компрессор.В своём классе грузоподъёмности (15-cwt) эти автомобили были самыми массовыми в британской армии и снискали себе популярность по обе стороны фронта за простоту и надёжность конструкции. Первый снимок был сделан на Восточном фронте в 1941 году.На заднем плане справа виден брошенный ( или подбитый ) советский танк БТ-7. На фото 6 и 7- Morris-Commercial CS8/C4 Mk.I в первозданном виде- с отдельными лобовыми стёклами "авиационного" типа и брезентовой "дверью".На последующих снимках изображены машины со сплошным лобовым стеклом, установленным немецкими механиками взамен английского разнесенного варианта.
Morris Morris-Commercial CS8/C4 Umbauwagen - различные варианты немецких переделок: 1.Автомобиль связи. 2.Установлены лобовые стёкла большего размера и передние колёса с другой британской машины.Вероятнее всего от коммерческого Bedford серии "O". 3.Машина приспособлена для перевозки 75-мм лёгкого пехотного орудия le IG-18. 4,5.Автомобили переделаны в Personenkraftwagen'ы, т.е. для перевозки пассажиров. 6.Эту переделку можно отнести к классу фургонов. Отреставрированные Morris-Commercial CS8/C4 в наши дни: 7.Модель Mk I. 8-10.Модель Mk III (?).
Morris 1,2.Morris-Commercial CD - трёхосная "полуторка" с колёсной формулой 6х4.Автомобиль выпускался в 1933-1939 годах и оснащался 4-х цилиндровым бензиновым двигателем,мощностью 55 л.с.,5-ти ступенчатой кпп ,гидравлическими тормозами и зависимой рессорной подвеской всех колёс. 3-8.Morris-Commercial CDF/ CDFW- 1.5-т грузовик выпускавшийся на том же шасси, что и модель CD, но с "полукапотной" кабиной.Машина пробыла в производстве столько же, сколь и его "капотный" собрат- с 1934 по 1940 год. 9.Morris-Commercial C11-30F (CS11-30F) -коммерческая двухосная (?) "полуторка" , на которой устанавливался всё тот же 55-ти сильный двигатель или более мощный 6-ти цилиндровый 60-ти сильный вариант.
Morris 1-8.Morris-Commercial CDSW.Трёхосный автомобиль с полезной нагрузкой 1,5 т.Первая версия,спроектированная как артиллерийский тягач, была выпущена в 1935 году.В 1939 году было начато производство тягача для 40-мм зенитной пушки Бофорс.И завершила серию, в 1940 году, ремонтно-эвакуационная машина.Она изображена на первом фото. Модель CDSW имела 6-ти цилиндровый бензиновый двигатель, мощностью 60 л.с., 5-ти ступенчатую кпп, гидравлические тормоза, зависимую рессорную подвеску всех колёс и 12-в электрооборудование.Мах. запас хода составлял 290 км.Колёсная формула- 6х4.Автомобиль также оснащался лебёдкой с тяговым усилием 4 т.
Morris 1-6.Morris-Commercial C8 FAT-полноприводный (4х4) тягач полевой артиллерии (Field Artillery Tractor).Эта машина была однотипна аналогичной машине фирмы Guy и выпускалась в четырёх вариантах : Mk I , II , III и III No.5 c 1939 по 1944 год.За это время было изготовлено около 10 тысяч единиц. На машине устанавливался 4-х цилиндровый бензиновый двигатель собственного производства (модель EH), мощностью 50 л.с., 5-ти ступенчатая кпп, гидравлические тормоза, 12-в электрооборудование, зависимая рессорная подвеской всех колёс и 4-т лебёдка. В качестве трофеев немцам достались первые две модификации C8- Mk I и II.Первая выпускалась в 1939, а вторая-в 1939-1940 годах.Общее количество этих машин в британских войсках составляло 4 000 штук. На последнем фото-немецкая переделка тягача в грузовик.
Morris 1,2.Morris-Commercial CS 11/30F- санитарный фургон, созданный на базе одноименной коммерческой модели с 6-ти цилиндровым 60-ти сильным бензиновым двигателем ( модель OF).Автомобиль оснащался 4-х ступенчатой коробкой передач, гидравлическими тормозами и зависимой рессорной подвеской всех колёс.В кузове ,поставлявшейся фирмой Mann Egerton, можно было перевозить 4-х носилочных раненных.Автомобиль выпускался в 1935-1939 годах. На первом фото-колона немецких трофейных автомобилей движется по Украине в 1941 году.Первым на снимке- Morris-Commercial CS 11/30F, вторым- французская SIMCA 8 (?), далее-санитарный Austin K2/Y, и в конце Ford модель 1939 года (вероятно американской сборки). 3,4.Morris-Commercial CS 11/30 – заднеприводная «полуторка» с капотной компоновкой и тем же двигателем и конструкцией шасси, что у модели CS 11/30F.Машина выпускалась для британской армии в 1935-1939 годах и состояла на службе преимущественно в Королевском Корпусе Обслуживания ( сокращённо- RASC).Помимо метрополии CS 11/30 использовался во многих британских колониях. 5-9.Morris-Commercial серии LC1/CV- коммерческие автомобили с полезной нагрузкой 1,25-1,5 т/ 1,5-5 т.Их выпуск был начат в 1937 году.Серия CV просуществовала до 1945 года, а выпуск серии LC1 был завершён в 1948 году.На грузовиках LC 1 устанавливался 4-х цилиндровый бензиновый двигатель, мощностью 42 л.с.С началом боевых действии многие машины этой серии были мобилизованы в британскую армию. 10.Morris-Commercial Eight ( 8 HP) серии Е – легковой автомобиль с 4-х цилиндровым бензиновым двигателем, мощностью 29,5 л.с. В 1938-1940 годах было выпущено 54 134 автомобиля.В 1942 выпуск был возобновлён, но вскоре остановлен и запущен только после войны.По всей видимости Morris 8 изначально не поставлялся в британскую армию.
Scammell В конце 19-го века, в близи Лондона, отставной полковник Альфред Джордж Скеммелл основал мастерскую по выпуску конных повозок.В 1919 году компания «Скеммелл», одной из первых в мире, начинает выпуск седельных тягачей и прицепов к ним.В 1922 году Scammell Lorries Ltd. переезжает в Уотфорд и её инженеры начинают проектирование тяжёлых армейских тягачей. 1,2.Scammell Pioneer- седельный тягач с колёсной формулой 6х4.Машина была спроектирована в 1925 году, а два года спустя принята на вооружение британской армии.На тягаче устанавливался 4-х цилиндровый бензиновый двигатель, мощностью 65 л.с., 4-х ступенчатая кпп и лебёдка с тяговым усилием 8 т. 3-9.Scammell Pioneer R100- балластный тягач для буксировки тяжёлых артиллерийских систем.Машина оснащалась 6-ти цилиндровым дизелем Gardner 6LW, мощностью 102 л.с., 6-ти ступенчатой кпп, механическими тормозами с сервоусилителем и 8-т лебёдкой.Подвеска всех колёс была зависимой, рессорной.При этом рессора передней оси имела поперечное расположение. В металлическом кузове размещался артиллерийский расчёт из 9 человек, инструменты и боеприпасы.Дл загрузки и выгрузки последних Pioneer снабжался ручной талью, грузоподъёмностью 500 кг.В 1937-1945 годах было выпущено 768 тягачей. 10.Scammell Pioneer SV/1S и 2S- тяжелая ремонтно-эвакуационная машина, выпускавшаяся на том же шасси,что и R100, но оснащённая другим кузовом, в котором размещался кран со скользящей стрелой фирмы Herbert Morris или со складной стрелой (модель SV/1S).В 1939-1945 годах было собрано 3 550 машин этого типа.
Standard Компания Standard Motor Company была основана инженером Реджинальдом Уолтером Модсли в 1903 году, в Ковентри.Во время обеих мировых войн «Стандард» принимал участие в авиастроении, но основным направлением компании всё же были легковые автомобили. На фотографиях того времени только одна модель фирмы Standard запечатлена с номерами Вермахта.Это - Standard Flying , выпускавшийся в 1937-1940 годах. 1,2.Standard Flying Twelve-модель 1938 года. 3,4.Standard Flying Eight. Точность определения моделей не гарантирую, т.к. их выпускалось всего семь (Eight, Twenty, Fourteen, Nine, Ten, Light Twelve и Twelve ), внешне почти не отличимых друг от друга.Разница между ними заключалась в двигателях и типах кузовов. «Восьмёрку» ( модель Eight ) на третьем фото, можно узнать по цифре «8» на лючке, закрывающем отверстие для заводной рукоятки.
немецкие механики действительно ремонтировали брошенные поврежденные автомобили союзников и потом их использовали в частях Вермахта. Немецкий африканский корпус этим все время пользовался в Северной Африке
Трофеи Африканского корпуса-это отдельная тема.Там встречались канадские и американские образцы техники, которые никак не могли оказаться во Франции в 1940 году.Плюс британская техника, выпущенная во второй половине того же года и позже.
Thornycroft Компания John I.Thornycroft & Co. Ltd. также основал английский инженер- Джон Исаак Торникрофт.Первая продукция фирмы (паровые тягачи и грузовики) появилась в 1896 году и была испытана во время англо-бургской войны.В 1902 году «Торникрофт» построила свой первый грузовик с бензиновым двигателем.В последствии грузовики поставлялись в британскую армию на протяжении обеих мировых войн. 1,2.Thornycroft Tartar WO или AC4/1- бескапотный 3-т грузовик с колёсной формулой 6х4.На автомобиле устанавливался 4-х цилиндровый бензиновый двигатель, мощностью 77 л.с., 4-х ступенчатая кпп с демультипликатором, механические тормоза с сервоприводом и зависимая рессорная подвеска всех колёс.Автомобиль выпускался во второй половине 30-х годов.Помимо основной версии GS,на его шасси строились также : ремонтно-эвакуационная машина, передвижная мастерская и автомобиль снабжения ( Store-?).Второе наименование модели давалось по модели двигателя. На первом снимке- автомобиль британской армии. 3.Thornycroft ZC или TC 4- 3-т заднеприводный грузовик, оснащённый 4-х цилиндровым 60-ти сильным двигателем,4-х ступенчатой кпп с демультипликатором, механическими тормозами с сервоприводом и зависимой рессорной подвеской всех колёс.Модель ZC/TC 4 представляла собой прожекторную установку.В кузове был установлен 90-см прожектор , а для его питания применялся генератор,мощностью 24 кВт, смонтированный на автомобиле.В 1937-40 годах было выпущено 1 576 единиц.
Triumph Компания Triumph Motor Company из Ковентри, начинала с выпуска велосипедов.Свой первый автомобиль был ею построен в 1927 году.Для британской армии и ВВС «Триумф» производила легковые машины, использовавшиеся в качестве штабных. На фото – единственная модель легковушки, доставшаяся немцам.Это Triumph Super Nine, выпускавшийся в 1932-1933 годах.Для сравнения, на следующем снимке- отреставрированная модель.
Vauxhall Vauxhall Motors Ltd. из Лондона выпустила свой первый автомобиль в 1911 году.В 1925 году компания стала собственностью американской GM.Для британской армии «Воксхолл» выпускала штабные автомобили. 1-4.Vauxhall 14J (?) – выпускался в 1939-1943 годах.
Wolseley «Уолсли»- один из пионеров английского автопрома, чья торговая марка просуществовала почти 80 лет – с 1901 по 1975 годы.Во время Второй Мировой войны компания поставляла в британскую армию штабные автомобили.Единственный снимок трофейного автомобиля этой фирмы- это Wolseley 9, с номерами Кригсмарине.
На этом обзор, по фирмам (компаниям) британских трофейных авто в Вермахте , мною завершён.На полноту изложения не претендую, опять же, по причине недостатка материала. Хочу также исправить некоторые ошибки в тексте.Я неправильно классифицировал автомобили Ford WOC 1, Humber Snipe 8 cwt и Morris-Commercial PU, обозвав их «пикапами».Правильнее их будет назвать- "лёгкие грузовики".Как объяснил знающий человек : «Критерий грузовой машины не определяется её размерами. Это именно грузовой автомобиль на легковом шасси, бортовая платформа. Пикап - это когда кузов самого автомобиля и грузового отделения - одно целое. Термин чисто американский и попал в СССР в конце 20-х именно с американскими пикапами.» Выкладываю небольшую подборку двухместных Austin 8HP серии АР, довольно часто попадавших в объектив.