После победы в западной кампании 1940 года, немецкой армии, кроме многочисленных французских трофеев, достались также и английские. Потери Британских экспедиционных сил (сокращённо BEF) в боях мая-июня 1940 года составили: мотоциклы – 25778, легковые автомобили - 8834 грузовые автомобили – 32460, санитарные автомобили – 3439, трактора – 2618, прицепы – 1551. http://wap.imf.forum24.ru/?1-3-0-00000035-000-0-0-1303848485. Что-то из этого количества было вполне исправным,а что-то было восстановлено техническими службами Вермахта и принято на вооружение. Трофейные британские автомобили эксплуатировались немцами до полного износа, и дошли до Сталинграда.Их можно встретить на фотографиях 1942 года с Восточного фронта.Дальнейшее их использование было затруднительно, а порой и невозможно из-за полного отсутствия запасных частей. 1.Брошенная английская техника на улицах французского города.На переднем плане,за перевёрнутой легковушкой, Bedford MWD.Слева- Bedford OXили OY. 2.Пикап Humber Snipeпопавший под обстрел. 3.Повреждённый огнём стрелкового оружия Morris-Commercial PU. 4.Английская и французская техника на побережье Ла-Манша.В первом ряду справа- Morris-Commercial PU.Во втором ряду справа на лево: санитарный автомобиль Austin K2/Y,3-т Bedford OYD,1.5-т Renault ADK или AGC , трёхосный английский грузовик и французский транспортёр Lorraine 28.
AEC Компания Associated Equipment Company (АЕС) была основана в Лондоне в 1912 году и первоначально специализировалась на выпуске автобусов.В начале 30-х годов AEC начала разработку грузовиков, ставших основой её военной программы для британской армии. 1,2.Marshal 644- трёхосный 3-т грузовик с колёсной формулой 6х4.Оснащался 4-х цилиндровым бензиновым двигателем, мощностью 80 л.с. и 4-х ступенчатой кпп с демультипликатором.В 1935-40 годах было выпущено 934 «Маршала». 3-7.Matador О853 -3-т полноприводный грузовик с 6-ти цилиндровым дизельным двигателем ,мощностью 95 л.с., 4-х ступенчатой кпп , двухступенчатой раздаточной коробкой , гидравлическими тормозами и лебёдкой с тяговым усилием 7-т..Для королевских ВВС (RAF) выпускалась модель "853" с 6-ти цилиндровым 92-х сильным бензиновым двигателем. «Матадор» использовался в британской армии как средний артиллерийский тягач, который буксировал орудие и перевозил расчёт с боеприпасами.Автомобиль выпускался в 1938-1945 годах. Грузовик на последнем фото оборудован не фарами на высоких стойках.Скорее всего это "окопное творчество".
Прошу прощения за опечатку.Конечно же это-фары. Albion Компания Albion Motor Car.Co из Глазго выпустила свой первый грузовик в 1902 году.В 1933 «Альбион» разработала свой собственный дизельный двигатель.Основной специализацией компании в межвоенный период был гражданский транспорт. С началом Второй мировой войны «Альбион» начала выпускать специальные арамейские грузовики и автобусы для вооружённых сил Великобритании. 1-3.Albion AM-463.Грузовик выпускавшийся для RAF.Он оснащался 4-х цилиндровым бензиновым двигателем, мощностью 65 л.с.С 1934 года до начала войны (точная дата отсутствует) было выпущено 1 900 машин. 4,5. Albion BY 1/BY 3.Бескапотные грузовики с колёсной формулой 6х4.Модель BY 1 выпускалась в 1938-1940 годах и оснащалась 4-х цилиндровым бензиновым двигателем, мощностью 64 л.с.В 1940 году ей на смену пришла модель BY 3 с более мощным 6-ти цилиндровым 80-ти сильным двигателем (так же бензиновым).Выпуск BY 3 был завершён в 1941 году.Грузоподъёмность обеих машин была одинаковой и составляла 3 т.
Меня всегда в таких темах интересует вопрос поставок расходных материалов (фильтры,например) и запчастей. Как решалась такая проблема?
"Колхозили" скорее всего.Примерно так же,как на СТО во второй половине 90-х, когда поставки запчастей ещё не были налажены.Под не "родные" подшипники точили вставки,тормозные колодки и ведущие диски сцепления - переклёпывали, и т.д.По поводу фильтров-многие из них были многоразовыми и их обслуживание сводилось к промывке фильтрующего элемента.Некоторые воздушные фильтра были ещё и маслонаполненными, т.е. в этом случае необходимо было также заменить масло.По поводу покрышек ничего сказать не могу.Общие размеры-одинаковые как для немцев,так и для англичан.Но насколько совпадали ступицы?
На этот вопрос может ответить только механик, непосредственно принимавший участие "в процессе".Вкладыши (коренные/шатунные),например, тогда были редкостью.В основном применялась баббитовая заливка.Остальное-таки да,"на удачу" + машины "доноры".Для снабженцев и ремонтников это был "головняк" ещё тот.
Austin Austin Motor Company была основана в Бирмингеме в 1905 году.На кануне Первой мировой войны «Остин» выпускала армейские грузовики с полезной нагрузкой от 1,5 до 5 т.В 20-е годы фирма разрабатывает и выпускает легковые автомобили для британской армии, а с началом войны запускает в производство серию военных грузовиков и фургонов на их базе. 1-4.Austin 8HP серия АР -двухместный заднеприводный легковой автомобиль, оснащавшийся 4-х цилиндровым 24-х сильным бензиновым двигателем , 4-х ступенчатой кпп и механическими тормозами.Автомобиль довольно долго продержался в производстве.С 1939 по 1947 год было выпущено примерно 9 500 машин. 5.Austin 10HP серия GRQ- четырёхместный легковой автомобиль с кузовом типа Saloon.На этом автомобиле также устанавливался 4-х цилиндровый бензиновый двигатель, но уже более мощный -29,5 л.с. 6-9. Austin 10HP серия G/YG-пикап.По английской классификации- Light Utility.Пикап оснащался двигателем той же мощности,4-х ступенчатой кпп и механическими тормозами фирмы Girling
Да как сказать... Это только у нас по сей день шарахаются от дюймовых резьб.На европейском рынке в то время было немалое количество американских машин + немецкая культура производства.
Я так думаю,что,несмотря на трудности с поиском запчастей,все же смысл был в использовании трофейной техники,если столько экземпляров было поставлено в "строй".И потом- одно дело захватить одиноко стоящий автомобиль,другое- например,бОльшую часть какого-нибудь автобатальона- там наверняка в сопровождении находились ремонтные "летучки" + склад ЗЧ на колесах.
Смысл был,ибо немецкий автопром не справлялся с потребностями Вермахта в транспорте на протяжении всей войны.Сколько конкретно было автомобилей поставлено "в строй" до сих пор не известно.Я привёл лишь данные об общем количестве захваченной техники. Не просто автобатальона.BEF вынужден был бросить во Франции не только весь свой транспорт,но и всю бронетехнику с артиллерией,которая также была принята на вооружение немецкой армии.
Austin 1. Austin K30/YC-«полуторка» с классической компоновкой и открытой кабиной. Закрытую кабину грузовик «получил» в 1941 году.Автомобиль оснащался 6-ти цилиндровым 60-ти сильным бензиновым двигателем,4-х ступенчатой кпп и гидравлическими тормозами.Мах.скорость составляла 80 км/ч, а 110-литрового бака хватало максимум на 390 км пути.На базе K30 выпускался санитарный автомобиль K2Y.Данные о количестве изготовленных машин и датах её выпуска отсутствуют. По всей вероятности в BEF их было не очень много, т.к. не удалось разыскать фото этих грузовиков в Вермахте. 2-4.Austin K2/Y-самая известная британская санитарная машина периода Второй мировой войны.Автомобиль комплектовалась кузовом облегчённой конструкции, в котором могли размещаться четверо носилок или десять сидячих раненных.Машина развивала мах.скорость 90 км/ч. С 1939 по 1945 годы было собрано 13 102 единицы. На втором фото,на заднем плане - санитарный Morris-Commercial CS 11/30F. 5-9.Austin K3/YB-«трёхтонка» .Внешне от «полуторки» отличается более длинной базой, двухскатными задними колёсами и формой дисков.При этом K3 комплектовался тем же двигателем, что и модель K30, но более «тяговитой» кпп.Автомобиль оснащался открытой кабиной с мягким брезентовым верхом и прорезями вместо дверей.Позднее (вероятно с 1941 года) машина стала выпускаться с закрытой, цельнометаллической кабиной.С августа 1939 по июнь 1945 года было выпущено 17 000 «трёхтонок». 5,6.Модель К3 в первозданном виде с открытой «английской» кабиной. 7,8.Установлены полуоткрытые кабины «немецкого» образца с дверьми и лобовым стеклом.У грузовика на 8-м фото- демонтирована защитная дуга. 9.Установлена цельнометаллическая кабина от неизвестного грузовика со сплошным лобовым стеклом.
Austin 1-5. Austin K3 в коммерческом исполнении. Внешне отличался облицовкой радиатора, цельнометаллической кабиной и отсутствием защитной дуги, с буксирными проушинами, крепившейся на бампере. На первых трёх фото-фары перенесены со штатного места (облицовка радиатора) на крылья.А на фото 1 и 2, у грузовиков не «родные» боковины капота (вероятно с Бэдфорда).
Bedford В начале 30-х годов американский концерн «Дженерал Моторс» разворачивает своё производство в Великобритании .В апреле 1931 года головной завод фирмы "Воксхолл", принадлежащей GM,начинает выпускать грузовики «Шевроле».Завод находился в городе Лутон графства Бедфордшир.От названия последнего и произошла марка «Бедфорд».Начиная с 1937 года «Бедфорд» становится на долгие годы неизменным поставщиком военных автомобилей для британской армии. 1-10.Bedford MW- армейский заднеприводный (4х2) грузовик с полезной нагрузкой 0,75 т. Автомобиль приводился в движение 6-ти цилиндровым бензиновым двигателем жидкостного охлаждения, мощностью 72 л.с. и комплектовался 4-х скоростной кпп, зависимой подвеской всех колёс на полуэллептических рессорах, гидравлическими тормозами и широкими колёсами размером 9.00-16.Мах.запас ход составлял 380 км,а мах.скорость -65 км/ч. Помимо бортового грузовика под обозначением MWD, выпускались так же 900-литровая автоцистерна MWC, радиостанция MWR, транспортёр 20-мм зенитной пушки MWG, лёгкий тягач MWT и фургон MWV.С 1939 по 1945 британская армия получила 66 000 «Бедфордов» серии MW. Фотографий трофейных британских Bedford MWD сохранилось,пожалуй,больше чем снимков каких-либо других английских автомобилей на службе Вермахта. 1-3.Ефрейтор немецкой армии позирует на фоне британского авто.Номерные знаки Вермахта нанесены краской на бампер. 4.Bedford MWD дооборудован светомаскировочной фарой Notek и "эрзац" кабиной. 5.Bedford MWD-Umbauwagen, что по-немецки означает переделанный.На данном фото автомобиль переделан в Mannschaftswagen, т.е. для перевозки группы людей. 6."Англичанин" где-то на просторах СССР. 7.Это фото сделано в Норвегии,в апреле 1944 года.Автомобили оснащены одинаковыми кабинами,по всей видимости,выпущенными в заводских условиях. 8.Bedford MWD приспособленный для перевозки немецкой 37-мм противотанковой пушки. 9.Автомобиль тяжелой несамоходной батареи 3-й танковой дивизии СС "Мётвая голова". 10.В наши дни.
Bedford 1-5.Bedford OXD- 1,5-т грузовик с классической компоновкой. Оснащался 6-ти цилиндровым бензиновым двигателем, мощностью 72 л.с.,4-х ступенчатой кпп, гидравлическими тормозами с вакуумным усилителем, и 12-ти вольтовым электрооборудованием. Мах.скорость составляла 65 км/ч.На шасси «полуторки» выпускался седельный тягач OXC и бронеавтомобиль OXA. 6-8.Bedford OYD- 3-т грузовик с тем же двигателем, что и на модели OXD, но с другой трансмиссией, с большими соотношениями передаточных чисел.При этом он развивал такую же мах.скорость и имел больший запас хода (450 км против 390 ). Обе модели оснащались абсолютно одинаковыми кабинами, поэтому «трёхтонку» от «полуторки» можно было отличить только по более длинной базе и цельным колёсным дискам на широкой "резине". Модели OXD и OYD стали самыми массовыми «Бедфордами» в британской армии: с 1939 по 1945 годы было выпущено 72 385 экземпляров. 9,10.Bedford OY-коммерческая 3-х тонная версия.Отличалась более узкими колёсами и формой дисков.Задние колёса при этом были двухскатные.
Bedford 1.Bedford WTL- "трёхтонка" используемая немцами в качестве санитарного автомобиля. 2-4.Bedford WTH/WTL-3-т коммерческий грузовик,выпускавшийся в 1934-1940 годах.На снимках-поздняя версия 1939 года.Фото №3-длинобазный вариант WTL. 5,6.Bedford OL 4-т автомобиль,выпускавшийся в 1939-1952 годах. 7.Bedford серии К- "полуторка".На снимке- экспортный вариант с левосторонним расположением руля,для датской армии. 8.Bedford JC- санитарный фургон.Выпускался в 1940-1948 годах. 9,10.Bedford ML- 3-т военная версия.Какими-либо более подробными данными по этой машине я не располагаю.Известно лишь о санитарных машинах,выпускавшихся на базе этого грузовика и обозначенными в справочниках как 2-т.Последние комплектовались 72-х сильным 6-ти цилиндровым бензиновым двигателем,4-х ступенчатой кпп и гидравлическими тормозами.Фургон для перевозки раненных был конструктивно такой же как на Austin K2/Y. Всего было построено 400 санитарных Bedford ML, часть из которых была экспортирована в Финляндию.
Commer Фирма Commercial Cars Ltd. (в сокращённом варианте « Коммер») была основана в 1905 году. Первые военные грузовики были построены в 1910-1912 годах.При этом продукция для армии не являлась приоритетной. Снова за проектирование военных автомобилей на «Коммере», приступили в 1933 году. 1-3.Грузовики серии "N".Эта серия включала в себя пять моделей (N1, N2, N3, N4 и NC) , которые выпускались в 1936-1939 годах.Какие-либо более подробные данные-отсутствуют. 4,5.Commer Q2-седельный тягач.Машина оснащалась 6-ти цилиндровым бензиновым двигателем,мощностью 80 л.с.,4-х скоростной кпп и гидравлическими тормозами с вакуумным усилителем.В 1939 году было выпущено приблизительно 100 тягачей для британских ВВС. 6-10.Commer Q4- капотный 3-т грузовик, выпускавшийся для английской армии и военно-морского флота.На автомобиле устанавливался 6-ти цилиндровый бензиновый двигатель, мощностью 81 л.с.,4-х скоростная кпп, гидравлические тормоза и зависимая подвеска всех колёс, на полуэллептических рессорах.Мах.скорость составляла 65 км/ч.
Commer Небольшая поправка к предыдущему посту #18.На последнем фото-«полуторка», которая именовалась так же, как и седельный тягач-Commer Q2.Она комплектовалась точно такой же кабиной, как и на 3-х тонной версии, но имела более короткую базу.Отличить «полуторку» от «трёхтонки» на фото, можно по двум деталям: по борту кузову, который состоит из трёх секций вместо четырёх, и по колёсным дискам. Что бы не путаться с обозначением Q2, которое носили два разнотипных автомобиля, англичане употребляли полное название.Для тягача: Commer Q2 8ft WB - автомобиль с колёсной базой 8 футов.Для 1,5-т грузовика: Commer Q2 30-cwt GS - автомобиль грузоподъёмностью 30 английских центнеров (1 центнер был равен 50,8 кг) общего назначения.Была также ещё совсем маленькая версия капотного грузовика «Коммер»- это Q15 с полезной нагрузкой 0,75 т и 42-х сильным двигателем.Эта модель изображена на втором фото.Её основные внешние отличия- одна фара и сплошные колёсные диски на шести гайках.
Crossley Эта машиностроительная фирма была основана братьями Кроссли в Манчестере, в 1867 году.Первой продукцией для армии были легковые автомобили, выпущенные в 1908 году. 1-5.Crossley IGL 3- капотный 3-т грузовик с колёсной формулой 6х4, оснащавшийся 4-х цилиндровым бензиновым 90-сильным двигателем, 4-х ступенчатой кпп и демультипликатором.В 1935-1936 годах было выпущено приблизительно 700 машин.На базе IGL 3 так же выпускались ремонтно-эвакуационные автомобили с 5-т краном. 6-8.Crossley IGL 8- 3-т бескапотная версия с той же колёсной формулой.На автомобиле устанавливался 4-х цилиндровый бензиновый двигатель, мощностью 75 л.с. , 4-х скоростная кпп с демультипликатором и механические тормоза с вакуумным усилителем. 9.Автокран Coles Mk VI на базе Crossley IGL8. 10.Crossley F.W.D.-3-т полноприводный грузовик,именовавшийся так же Crossley Q. F.W.D Тип 1 появился в 1938 году и комплектовался 4-х цилиндровым, бензиновым 100-сильным мотором, однако в серию пошли упрощённые модели Тип 2 и Тип 3, с двигателями, мощностью 90 л.с.До конца войны было выпущено 10 142 грузовика Crossley Q.
Foden Одна из старейших английских фирм «Фоден» была основана в середине 18-го века.Первые автомобили (5-т паровые грузовики,самосвалы и тягачи) были построены ей в 1901 году.А первый заказ от британской армии был получен в 1914 году.В межвоенный период «Фоден» выпускала исключительно гражданские машины.Новые заказы на постройку автомобилей для армии поступают на фирму в 1940 году. 1.Foden DG4/6 – 6-т бескапотный грузовик с колёсной формулой 4х2.Автомобиль комплектовался 4-х цилиндровым дизелем Gardner, мощностью 68 л.с., 4-х скоростной кпп и гидравлическими тормозами.Мах.скорость составляла 45 км/ч.На фото-грузовик британской армии. 2. Foden DG4/10 –трёхосный 10-т грузовик с приводом на две задние оси.На автомобиле устанавливался 6-ти цилиндровый дизель фирмы Gardner, мощностью 102 л.с., 4-х скоростная кпп и гидравлические тормоза.Грузовик выпускался в 1939-1940 годах. В 1933 году фирму «Фоден» покидает один из её основателей- Эдвин Ричард Фоден.Желая развить направление дизельных грузовиков он не находит поддержки среди акционеров и основывает собственную фирму E. R. Foden Ltd-сокращенно ERF. 3.ERF 2C1.4- 6-т грузовик.Автомобиль оснащался 4-х цилиндровым, 68-ми сильным дизелем Gardner, 5-ти скоростной кпп и гидравлическими тормозами с вакуумным усилителем и мог развить мах.скорость 52 км/ч.
Fordson Первый заграничный филиал американской фирмы «Форд» был открыт в Англии, в Манчестере, и начал выпускать автомобили в 1911 году.Второй завод был открыт в Дэгенхэме в 1931 году.А уже в 1935 году британский «Форд» был представлен на автомобильном рынке обширным модельным рядом коммерческих грузовиков и пикапов, многие из которых использовались в последствии в английской армии.Выпуском военных автомобилей «Фордзон» занялся непосредственно перед началом войны. 1-6.Ford WOC 1-пикап,грузоподъёмностью 400 кг.На автомобиле устанавливался 8-ми цилиндровый V-образный бензиновый двигатель,мощностью 85 л.с.,4-х ступенчатая кпп и гидравлические тормоза.Прообразом для изготовления WOC 1 послужил американский Ford 01C.С декабря 1939 по июль 1940 в Дэгенхэме было выпущено 2001 машина. На первых двух фото - трофейные WOC 1,переделанные немцами в автомобиль связи.Хорошо видна "поручневая" антенна по периметру кузова и кабины. 7-10.Ford WOT 2- лёгкий 0,75-т заднеприводный грузовик.Автомобиль комплектовался 85-ти сильным бензиновым двигателем V8,4-х скоростной кпп и механическими тормозами.Мах.скорость составляла 65 км/ч.WOT 2 выпускался до самого конца войны.Начиная с 1939 года,было выпущено 60 000 единиц.
Fordson 1-4.Ford E 917T-трёхосный (6х4) 3-т грузовик, созданный на базе коммерческой модели Sussex.Автомобиль оснащался, ставшим стандартным для армейских машин фирмы Fordson, V-образным бензиновым двигателем, мощностью 85 л.с.,4-х ступенчатой кпп и гидравлическими тормозами.В 1940 году было выпущено всего лишь 24 Ford E 917T. На последнем фото-грузовик с фургоном (скорее всего самодельным), принадлежащий штабной роте сапёрного батальона.Механик,при помощи пульверизатора,наносит на автомобиль камуфляж, характерный для второй половины войны.
Fordson Ford WOT 3- заднеприводная «полуторка», оснащённая всё тем же двигателем V8, мощностью 85 л.с., 4-х ступенчатой кпп и механическими тормозами.Грузовик выпускался в пяти вариантах (A-E) с различными типами кузовов и кабин.Всего в 1939-1944 было построено 18 000 автомобилей WOT3. На фото №1,видимо одна из первых модификаций, со сплошным лобовым стеклом и узкими колёсами.
Fordson Ещё два грузовика от фирмы Фордзон: 0,75-т модель E01Y и 1,5-т E018T.Из американских комплектующих на заводе в Дэгенхэме в 1940-1941 годах было собрано 108 0,75-т грузовиков ( плюс 170 моделей E01Tс двухскатными задними колёсами) и 1 106 «полуторок».Документальными подтверждениями того, что эти машины состояли на вооружении BEF,а в последствии попали в Вермахт-я не располагаю.Хотя «полуторка» упоминается в книге «British Military Trucks in Wehrmacht Service» от издательства Tankograd.