Messerschmitt Me163 “Komet”

Тема у розділі 'Авіабудування', створена користувачем Adi, 12 лип 2008.

  1. Кайзеровский офицер

    Кайзеровский офицер Oberst

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    2
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    7
    Повідомлення:
    4.294
    Адреса:
    Metropolis ☢
    "Ме-163 стал одним из самых необычных самолётов не только во Второй мировой, но и в истории авиации вообще. На середину 40-х годов прошлого века это «летающее крыло» без хвоста было непревзойдённым по скорости и скороподъёмности, первым в истории преодолев рубеж в 1000 км/ч. Однако такие выдающиеся качества были куплены очень дорогой ценой: самолёт был крайне сложным в эксплуатации, постоянно убивая и калеча своих пилотов. Вскоре пережившие капитуляцию Германии истребители сменили хозяев, но впечатления лётчиков-испытателей и в странах-победителях были очень противоречивыми."

    Ранние ракетные самолёты 20-х годов, а точнее, ракетопланеры снабжались твёрдотопливными пороховыми двигателями. Ракетный двигатель Ме-163 работал на гораздо более сложных и опасных компонентах: в качестве окислителя, или «состава T», выступала 80% перекись водорода; горючее, или «состав C», представляло собой смесь метанола, гидразин-гидрата и воды. Такое топливо обеспечивало большую тягу при малом весе двигателя, однако малейшая утечка паров как горючего, так и окислителя грозила пилоту в лучшем случае ожогами и отравлениями, в худшем – взрывом и мгновенной смертью.

    [​IMG]
    Последние мгновения ракетного «Мессершмитта», попавшего в прицел американского P-47 «Тандерболт», январь 1945 г.

    Взлетал Ме-163 с тележки, сбрасываемой в полёте, а садился на выдвигаемую стальную лыжу. Резко маневрировать и менять высоту полёта не рекомендовалось во избежание остановки двигателя, который требовал для работы строго определённых пропорций топлива и окислителя. Топлива хватало максимум на 8 минут полёта – притом, что набор нужной для атаки тяжёлых бомбардировщиков высоты в 12 000 метров занимал 3,5 минуты. Дальше истребитель должен был аккуратно планировать к ближайшему аэродрому, надеясь, что его беспомощность не обнаружит противник.

    В реальных боях Ме-163 полностью провалились. Десятки опытных лётчиков вместо боевых вылетов на проверенных в деле самолётах должны были с конца 1943 года осваивать опаснейшую новинку, рискуя жизнью, а то и расставаясь с ней. При сотнях выпущенных машин Ме-163, по разным данным, сбили от 9 до 16 английских и американских самолётов, потеряв только от истребителей противника не менее шести своих. Таков был печальный итог очередного «вундерваффе» Третьего рейха, а победители вскоре получили возможность воспользоваться чужим опытом и избежать ошибок германских конструкторов.

    В Великобритании
    В июне 1945 года из Британии в побеждённый Рейх отправилась специальная команда по поиску всего, что может быть полезным в области самолётостроения – заводов, оборудования, документов. Возглавил этот отряд сэр Рой Федден (Roy Fedden), один из самых выдающихся британских инженеров-двигателистов, начавший блестящую карьеру ещё до Первой мировой. Часть интересующих британцев объектов уже находилась в советской зоне оккупации и, по понятным причинам, была недоступна, другая оказалась в американской. Однако нередко британцам улыбалась удача. Так, по немецким данным, на авиабазе Хузум в руки британцев попало порядка 14 боеготовых Ме-163 и 12–15 разобранных, при этом сами англичане насчитали 24 машины, не считая Ar-234, Me-262 и He-162.

    [​IMG]
    Разукомплектованный Me 163B на окраине аэродрома Хузум. Здесь базировалась авиагруппа II./JG 400 — одно из немногих подразделений люфтваффе, успевших получить на вооружение ракетные «Мессершмитты»
    В Великобритании испытательные полёты захваченных Ме-163 начались в том же 1945 году и из-за технических трудностей (в частности, неполадок с гидравлической системой) продолжались до ноября 1947 года. Полёты выполнялись с авиабаз Висли (Wisley) или Виттеринг (Wittering), поскольку там можно было сесть на грунтовую полосу с травяным покрытием.

    Немецкие техники уверяли, что около 80% всех катастроф Ме-163 случались при взлёте и посадке, ещё порядка 15% случаев относились к пожарам в воздухе. По боевым причинам было потеряно всего 5% машин. Посмотрев на такую безрадостную статистику, англичане решили испытывать Ме-163 как планер, без двигателя и горючего, при этом вес самолёта уменьшился более чем вдвое. В качестве буксировщика выступал истребитель «Спитфайр» Mk.IX.

    По мнению лётчиков, поведение самолёта в воздухе практически не отличалось от обычных «хвостатых» машин, управление им сохранялось даже до скорости выше 700 километров в час. Для выяснения перспективных конфигураций крыла самолёт сажали на большой скорости, до 250 километров в час. Испытания шли хорошо, за исключением непосредственно приземлений, весьма жёстких. Тряска и удары при посадке воздействовали напрямую на пилота — ещё в люфтваффе некоторым невезучим лётчикам просто сломало позвоночник. В результате, 15 ноября 1947 года у Ме-163 непоправимо повредили лыжу, амортизатор которой даже пробил пол кабины – на этом испытания и завершились. Интерес к недавнему «вундерваффе» был быстро утрачен – большинство трофейных Ме-163 в Великобритании отправились в утиль, и лишь считанные машины были вовремя отреставрированы для музеев.


    [​IMG]
    Me 163 в Великобритании — кроме британских сине-бело-красных кокард и полос на хвостовом оперении, самолёт получил британский код VF241, а о его принадлежности к опытным самолётам говорит жёлтая литера «P» в жёлтом круге. Именно на этом самолёте летал легендарный лётчик-испытатель Эрик Браун
    Одним из немногих британских пилотов, которым довелось летать на Ме-163, был Эрик Браун, легенда Королевских ВВС, за свою карьеру поднявший в воздух 487 типов летательных аппаратов – больше, чем кто-либо в истории авиации. После войны Браун стал командиром группы лётчиков, испытывавшей трофейные немецкие самолёты. При этом Браун пилотировал «полноценный» истребитель, с двигателем.

    Первый полёт состоялся 10 июня 1945 года. По словам Брауна, на Ме-163 было приятно летать из-за его уникальных возможностей – в полёте самолёт буквально «прыгал» вперёд. Он превосходил по скороподъёмности многие первоклассные поршневые истребители более чем впятеро – 16 000 футов (около 4900 метров) в минуту против 3000 футов (900 метров) соответственно. Рёв ракетного двигателя походил на грохот поезда на полном ходу. Но одновременно Ме-163 оказался исключительно ненадёжным, и соотношение его потерь и побед показывало степень отчаяния в Германии.

    Любопытно, что в одном из «британских» Ме-163 обнаружили следы саботажа: к топливному баку был прижат небольшой камень, что со временем привело бы к утечке топлива. В этом же самолёте обнаружили надпись на французском языке «Mon coeur est en chomage» («моё сердце не оккупировано»), вероятно, сделанную одним из французских рабочих.

    В Соединённых Штатах
    В США в общей сложности оказалось пять Ме-163. В начале мая 1946 года в калифорнийской пустыне Мохаве с авиабазы Мюрок (Muroc) взлетел бомбардировщик В-29 с подвешенным под ним ракетным истребителем. Место для испытаний было выбрано благодаря наличию гигантской взлётно-посадочной полосы на дне высохшего озера длиной почти в 12 км. Позднее авиабаза получит имя Эдвардс в честь погибшего там лётчика-испытателя.

    [​IMG]
    Ракетные «Мессершмитты», отобранные для испытаний в США, в кузовах американских грузовиков
    Истребитель привезли на базу на транспортном самолёте С-82. Пока трофей перевозили, ВВС одолжили у флота 3000 фунтов (около 1360 кг) гидразин-гидрата как основу для топлива Ме-163. Однако возникла острая нехватка запчастей (лыж, деталей гидравлических систем и пр.), которые пришлось везти по железной дороге. Без замены деталей, которые в США достать, по понятным причинам, было сложно, летать на «бывшем в употреблении» самолёте было чревато.

    Команда испытателей прибыла на базу лишь 1 мая. Носитель пилотировал майор ВВС США Роберт Карденас, опытный пилот, вскоре ставший знаменитым благодаря участию в испытаниях ракетного самолёта Х-1. В кабине Ме-163 занял место майор Густав «Гас» Лундквист (Gustav Lundquist). Старт прошёл успешно, однако отцепление случилось слишком рано – на скорости всего 80 миль в час. К счастью, пилот не растерялся и смог посадить Ме-163, «прокатившись» по полосе, по впечатлению зрителей, около двух миль.

    [​IMG]
    Me 163 в США. О том, что это трофей, говорят буквы «FE» на оперении (foreign equipment — иностранное оборудование)

    В последующих полётах В-29 успешно набирал высоту от 9 до 10,5 км. Затем Лундквист аккуратно планировал обратно к земле и сажал машину. Полётов Ме-163 на ракетной тяге в США не проводилось, т.к. обнаружилось расслаивание обшивки крыла, сделанной из фанеры. По итогам полётов был отмечено, что испытания такого самолёта требуют чрезвычайного внимания и скрупулёзного планирования. Поскольку в безмоторных полётах ничего существенно ценного не выявилось, следующие фазы испытаний (полёт с включением двигателя и взлёт) отменили.

    Ракетный «Мессершмитт» в СССР
    В Советском Союзе тоже заинтересовались трофейной новинкой, но в разорённой войной стране просто неоткуда было взять нужное количество перекиси водорода. Поэтому, как и в Британии, Ме-163 испытывались в безмоторном варианте. Первым пилотом «Карася», как называли трофей техники за характерные очертания, стал известный лётчик-испытатель Марк Галлай – он ещё до войны немало налетал на технике, закупленной в Германии. Кроме того, во время войны Галлай летал на похожем по конструкции советском ракетном самолёте 302П – и тоже без моторов, на буксире. Ту-2, самолёт-буксировщик для трофея, пилотировал опытнейший планерист Игорь Шелест. Благодаря колоссальному налёту на самых разнообразных планерах, включая «поезда» из нескольких машин, Шелест отлично понимал все тонкости безмоторного полёта – Галлай даже не замечал перехода на очередной режим.

    [​IMG]
    «Мессершмитт» Me 163B на испытаниях в Советском Союзе
    После взлёта, набрав высоту 3–4 метра, ракетный истребитель сбрасывал стартовую тележку. Когда Ту-2 с истребителем на буксире набирал высоту 6000 метров, Галлай отцеплял трос, Ту-2 резким разворотом уходил в сторону, а Ме-163 пикировал к земле, набирая предельную скорость. Затем «Карась» выходил из пике, и Галлай проверял управляемость истребителя.

    На посадке опытный Галлай специально увеличивал скорость – это позволяло заранее выровнять машину в десятках метров от земли и затем спокойнее сажать её. При обычном стиле посадки малейшая неточность грозила ударом о землю с непогашенной вертикальной скоростью либо потерей скорости в нескольких метрах от земли и сваливанием на крыло.

    [​IMG]
    Помимо боевых Me 163B, в СССР попал как минимум один двухместный Me 163S — именно на нём летал Марк Галлай
    Однако в одном из полётов даже Галлай не справился с капризной машиной. На Ме-163 немного сдвинули вперёд центр тяжести, доложив балласта. При обычной схеме самолёта изменение центровки на 2–3% почти не отразилось бы на пилотировании, но на «бесхвостке» Галлай даже в горизонтальном полёте с огромным трудом удерживал машину от клевания на нос. При посадке Ме-163, несмотря на все старания пилота, снёс лыжу и, ударившись о землю, разбился. Потерявшего сознание Галлая пришлось доставать из кабины – атлетичный механик Жарков смог взломать фонарь голыми руками. Программа испытаний была закончена уже на других машинах. Помимо Марка Галлая, Ме-163 в СССР пилотировали Яков Верников, Александр Ефимов и Владимир Голофастов.

    Ме-163 остался в истории авиации выдающейся по новизне конструкцией, но чудовищной по боевым качествам машиной. Новые самолёты стран-победителей быстро оставили былое «вундерваффе» позади. Впереди были новые испытания, новые рекорды и новые бои.

    ©Евгений Белаш, warspot.su
     
    Останнє редагування модератором: 20 гру 2020
  2. Цікаві лоти

    1. Німецькі гудзики на кепі/пілотку (маленькі). Нулячі!
      600 грн.
    2. Диаметр 25 мм, фото на листе в клетку для масштаба Описание: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0...
      250 грн.
    3. Диаметр 23 мм, пластмасса, металлизированное покрытие, металлическое ушко Фото на листе в клетку для...
      100 грн.
    4. По фото. Надпись на реверсе: огонь, золочение, АССМАНН, искупление.
      99 грн.
    5. Диаметр 22 мм, латунный верх, стальной поддон, отлично подходят для реконструкции по ВОВ Пересылка У...
      200 грн.
  3. Alteknare

    Alteknare Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    723
    Адреса:
    Dark Site Of The Moon
    и Вы тудаже? :confused:

    зачем это тащить с "плевательного ведра" сюда?:rolleyes:
     
  4. Кайзеровский офицер

    Кайзеровский офицер Oberst

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    2
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    7
    Повідомлення:
    4.294
    Адреса:
    Metropolis ☢
    А что? В инстаграм как утырок тему превращать? Хорошая статья для обсуждения в чем не прав автор. Специально занизил характеристики Комет, и в чем именно. Разберём заблуждения в которые хотят ввести.
     
  5. Alteknare

    Alteknare Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    723
    Адреса:
    Dark Site Of The Moon
    почитайте хотябы внемательно текст.
    там нет ничего нового и вООбще интересного по теме 163хо, нО(!) полно поЦусрямшегося софка.
     
  6. Кайзеровский офицер

    Кайзеровский офицер Oberst

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    2
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    7
    Повідомлення:
    4.294
    Адреса:
    Metropolis ☢
    Именно, но сама машина действительно не очень, просто разобрать нужно правильно, а не превращать тему в инстаграм. Если у Вас есть материал лучше, то поделитесь им. Это пусть модер сотрёт.
     
  7. Alteknare

    Alteknare Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    723
    Адреса:
    Dark Site Of The Moon
    когда у нас DLW - Архив был открыт, мОна было читать о 163ем документально. нО он закрыт...опять таки из-за вО таких вот поЦусрамшихся.
    некоторые люди думают, шО инЭт, это часная собственность и мОна брать всÖ без спроса и продавать наживаясь на других...
    p.s. нО это не к Вам, а тО вдруг подумаете чего...:rolleyes:
     
  8. Кайзеровский офицер

    Кайзеровский офицер Oberst

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    2
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    7
    Повідомлення:
    4.294
    Адреса:
    Metropolis ☢
    Дело в том, что выставлять лишь картинки это дело другое. Обсуждать заблуждения, и реальные факты совсем иное. Вы давно интересуетесь авиацией, и я бы хотел видит в теме здравые мысли, а не картинки. Я просто на любительском уровне этим интересуюсь. Но смотреть на одни картинки в теме не имею желания. За статью согласен, что она описала его исключительно в плохой стороне по тех данным. Да, он действительно не лучший, но мне интересна дискуссия, а не картинки.
     
    Останнє редагування модератором: 21 гру 2020
    Alteknare подобається це.
  9. Alteknare

    Alteknare Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    723
    Адреса:
    Dark Site Of The Moon
    вот...почитайте выводы советов по иследованию с-та в лии составленые неким ст. инженером Пашковский.
    IMG_9423.JPG
    там даже банальные вещи, как предкрылок обозвали щелью...ну о чом еще тут говорить если писано непонять кем...:confused:
    так и хоЦЦа высказатся у кахо там щель ихде, нО(!) промолчу:)
     
    Set Izengrimm та Кайзеровский офицер подобається це.
  10. Alteknare

    Alteknare Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    723
    Адреса:
    Dark Site Of The Moon
    ну я могу Вам дать "голые факты"...Вы разберÖтесь в них?:rolleyes:
     
    Кайзеровский офицер подобається це.
  11. Кайзеровский офицер

    Кайзеровский офицер Oberst

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    2
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    7
    Повідомлення:
    4.294
    Адреса:
    Metropolis ☢
    Нет, я бы хотел услышать мнение знающих людей как Вы. Я писала, что статья предвзято написана. Но лучше обсуждать самолёт, чем одни картинки. Картинки знания не рождают.
     
  12. Alteknare

    Alteknare Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    723
    Адреса:
    Dark Site Of The Moon
    смотрю щас Flugleistungen Me 163C: (Dokus 14 Seiten)

    набор скорости 700km/h за 40sec.

    боевое время/Kampfzeit - 30sec. вполне хватало на мин. 1 сбитый бомбер. 2xMK180 je 60Stück (M-Gesch+BrandGr.)

    Reichweite: ~200km.

    Время полÖта ~11-12min. с ускорителем взлÖта ~ 25min.

    набор высоты 15km/H за ~150sec. 1500kg/Schub.

    а вот из Flgzg-Etwiklungsblatt Me 163B/C:

    Me163-FEB.jpg
     
    Кайзеровский офицер подобається це.
  13. Alteknare

    Alteknare Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    723
    Адреса:
    Dark Site Of The Moon
    Ну вопервых не нУна мне лстить. я такой же "знающий", как и остальные...:)
    Вовторых: это может прочитать любой, кому интересно:...а шО оно такое было(?)
    Втретих, и тут Вы не совсем правы на сщÖт картинок, т-к некоторым интересны именнО(!) они...к прим. модЭльщикам и т.д.

    единственное, шО могу сказать в своÖ "оправдание", шО мне немного легче из-за знаний языков то/иное читать и понимать в том виде, как написано, или о чом.:oops:
     
    Кайзеровский офицер подобається це.
  14. Set Izengrimm

    Set Izengrimm Schütze

    Повідомлення:
    15.902
    Адреса:
    Чорний Вігвам
    Уже было оговорено, что это была последняя простыня с Warspot по причине токсичности ресурса.
    Также напомню про подобные airwar.ru + airpages.ru
    Всё, вернёмся к теме.

    Фото: Me163 V4 "KE+SW", 2 октября 1941, Хайни Диттмар впервые в истории воздухоплавания достигает скорости в 1000 км\ч (точнее - 1003,67). Эпохальное фото во всех смыслах.


    777.jpg
     
    legko, Gerhard, von Goltz та ще 1-му подобається це.
  15. Alteknare

    Alteknare Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    723
    Адреса:
    Dark Site Of The Moon
    хммм...не понят твой пост с моими цитатами. я ведь ничего не тащил суда.o_O


    по теме. правильно на V-Flgzg. на 163B (Serie) эго скорость составляла уже ~1015km/h начиная с 12K.
    данные Mtt 26.3.44 (Leistungsblatt. Erforderlicher Schub bei verschiedenen Höhen)

    @ KO

    поищите в инэте Luftfahrt International Nr. 9 Mai-Juni 1975. там есть небольшая статья, т.е. документальная подборка от K.Pawlas по 163му.
    ненайдÖte, стучитесь...я выложу File.



     
    Останнє редагування: 21 гру 2020
    Set Izengrimm та Кайзеровский офицер подобається це.
  16. Set Izengrimm

    Set Izengrimm Schütze

    Повідомлення:
    15.902
    Адреса:
    Чорний Вігвам
    Ты здесь не при чём, выбрана часть вашего диалога для наглядности.
    Ты спросил Кайзеровского Офицера - зачем оно здесь, я ответил вообще всем, так как это и моё дело тоже :)
    Если можно, то выложи здесь: https://reibert.info/threads/biblioteka-po-ljuftvaffe.58301/
     
    Кайзеровский офицер подобається це.
  17. Alteknare

    Alteknare Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    723
    Адреса:
    Dark Site Of The Moon
    alles klar. Danke, für Klärung!

    ---------------------
    File более 50MB...он туда поместится...т-к я видел тут ограничения по MB?:rolleyes:
    эммм...в принципе могу только вырезку статьи...думаю будет по меньше, нО еще не проверял на сколько...

    p.s. проверил...не берÖт бО бОльшой....ладно на неделе если успею bis WH почищу и постраницам выложу.
     
    Останнє редагування: 21 гру 2020
  18. Alteknare

    Alteknare Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    723
    Адреса:
    Dark Site Of The Moon
    Пардонте...совсем вылетело с головы, шО еще другие возможности есть выставить File...эммм...заработался.:oops:

    вот: Me163_LI-Nr.9_Pawlas..pdf

    45стр. документации из K.Pawlas Archiv. :)
     
    S39 та Set Izengrimm подобається це.
  19. von Goltz

    von Goltz Moderator

    Повідомлення:
    36.371
    Адреса:
    Festungskommandantur Libau
    Останнє редагування модератором: 9 лют 2021
  20. Камча

    Камча Major

    Повідомлення:
    2.959
    Адреса:
    Україна, м.Київ
  21. legko

    legko Oberstleutnant

    Повідомлення:
    10.440
    Адреса:
    31. Juni

    Images:

    Messerschmitt.jpg
    Кайзеровский офицер подобається це.
  22. Josef Danel

    Josef Danel Moderator

    Повідомлення:
    32.093
    Адреса:
    Kyiv, Ukraine
  23. Josef Danel

    Josef Danel Moderator

    Повідомлення:
    32.093
    Адреса:
    Kyiv, Ukraine
  24. Josef Danel

    Josef Danel Moderator

    Повідомлення:
    32.093
    Адреса:
    Kyiv, Ukraine
  25. Кайзеровский офицер

    Кайзеровский офицер Oberst

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    2
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    7
    Повідомлення:
    4.294
    Адреса:
    Metropolis ☢
    Ракетный самолёт Ме-163 перевозился по земле на транспортной тележке.
    unnamed - 2021-08-04T082203.518.jpg
     
  26. legko

    legko Oberstleutnant

    Повідомлення:
    10.440
    Адреса:
    31. Juni
    Messerschmitt Me163B V6, Peenemünde.
     

    Images:

    Messerschmitt.jpg