Вообщем, решил красить. Свою краску процедил через фильтр 125 мкм, добавил порошок 50 мкм и достаточно щедро задул. Высушил, но пока не запекал (это вместе с декалью). Опять чуть не забыл про кламера, покрасил. Частицы окиси хрома, как и ожидалось, добавили фактуре немного неравномерности. Наклеил декаль и в духовку. Декали прикипела, теперь не отдерёшь. И стали заметно слева вверху и внизу какие-то хрени - то ли там чболее крупные частицы хрома попались, то ли ХЗ. Ну да я каску всё равно старить буду, обыграю этот момент. На улице была уже темень, волки выли, поэтому фотал при софитах.
Вроде ничего, вполне может быть как вариант. Визуально её с полуметра практически не видно, но руками ошущается хорошо. Сейчас смотрю - можно бы действительно и пореже сделать, но то уже на другой каске . Фото с 60 см, сухая, ещё не запечённая, без декали.
Пока в работе тайм-аут. Надо будет попробовать (на будущее) ещё с текстурами побаловаться, чтоб каждый раз не изовретать велосипед.
Пока жду внешний обруч, улучил пару минут, выточил бобышки подбородочника. Пряжка тоже стальная, покупалась на форуме, к ней только язычек сделал из гвоздя диаметром 2,5 мм. Это всё дело оцинковал слегка гальваникой.
Спасибо, надеюсь, кто-то что то почерпнёт для себя. Процесс продолжается потихоньку. На черзі пружины, чтоб уж с покраской разобраться окончательно - замахался пульвер мыть, ей богу! Размеры в сети есть, нормальные, но есть возможность - перепроверяю. Меряю обломки копаных и одну со вторчермета (просто украл, каюсь). Мелочь, конечно, но по ширине ни одна до 15 мм не дотягивает - 14,7-14,9. И в длину не 210 а 212. Толщина металла на некрашеной 0,15. Обратите внимание, как обрублены концы на двух целых пружинах. Когда-то попадся обломок пружины с точь таким окончанием и я был уверен, что это при монтаже немецкая тётя так побыстрому обрезала. А это видать, вырубной штамп такой был на заводе - обе полосы совершенно из разных мест и касок, левая крашена, правая только оцинкована. Подобрал материал. Есть часовая пружина, и две полосы Г65. Пружина и одна полоса толщиной 0,25, и одна 0,12. Решил делать из 0,12. Свою функцию она выполнять будет, проверено. К тому же у неё ширина удобная - 45. Разметил, порезал на полосы с припуском по длине 4-5 мм. Всё время края скруглял ножницами и наждаком, а тут решил, наконец-то, вырубку сделать. Взял лишнюю просечку для кожи-резины диаметром 14,5, сточил на наждаке, раскалил, "развернул" до нужного радиуса и снова закалил. Вряд-ли её на долго хватит, но десяток-другой пружин переживёт. На медной подложке обрубил края в размер. Разметил отверстия, накернил и двоечкой просверлил. Тут есть момент - в продаже непросто найти сверло 2 мм. Не, они вроде 2 как бы , но на самом деле большинство 1,92-1,95. В минусе, тоесть. И стальные заклепки 2 мм (которые в плюсе, на самом деле) в эти отверстия категорически входить отказываются. И вот чтобы каждое отверстие не елозить надфилем, я давно хожу за свёрлами с цифровым штангелем и выбираю из десятка пару подходящих 2,05-2,1. Края пружин легонечко шлифанул на вулканите и задул. С краской особо не морочился, взял серый грунт ГФ и добавлял понемногу краску, которой каску красил. Ориентировался по цвету стального фляжного карабина. Цвет там такой....сложный серый.
На очереди - внутренний обруч. Есть чертежи из Интернета, есть чертежи, снятые с оригиналов, есть "живые" оригиналы. К сожалению, стального образца 57 р-ра в наличие нет, но есть два алюминиевых 59 и 56, так что что-нибудь да получится . Нашёл кусок старой советской оцинковки 0,4 мм (оригиналы 0,35-0,4), ножницами отрезал кусок 700х75 мм, затем гильотиной поделил на полосы по 35. Одну - в работу, одну - вдруг испорчу, ну а третья нехай буде, каска не последняя, надеюсь. Теперь разметка. В сети предлагается вариант рассчета длины - размер головы + 3 см. Хотя на оригиналах, которые выше, длина полосы 59 обруча - 61 см, 56-го - 58 см. Но я добавлю всёж 3, чтоб и на бОльшую головы мог одеваться. На полосе отложил линейкой 60 см, слесарным угольником разметил перпендикуляры, обрезал. Вот тут разметку надо точнейшим образом делать, иначе или обруч в плоскости перекосит, или отверстия соединительных клёпок не совпадут. Соединил полосу в кольцо, поставил его на плоскость, проверил, чтоб ширина полосы максимально совпадала. Если край сверху выступает - нужно стачивать. Но мне не пришлось, всё нормуль. Разметил центра отверстий острыми губками штангеля - от торцов 5,5 мм для соединительных клёпок, от нижнего края 5,5 мм для кламеров и нижней соединительной клёпки. От верхнего края 13 мм для пружин и верхней соединительной клёпки. От центра нижней соединительной клёпки по нижнему краю справа налево откладываем по 50 мм под кламера. В конце полосы у нас по-любому останется неправильный размер и это нормально (в данном случае меньше 50, точнее не помню) и крайнее отверстие под кламер перенёс снова на начало полосы, на 15 мм влево от нижней соединительной клёпки. Замерил расстояние между центрами отверстий верхней соединительной клёпки и поделил его на 5. Этот размер отложил два раза слева и два раза справа. Это получились оставшиеся центра под клёпки пружин. На самом деле эти размеры на оригиналах "гуляют" достаточно вольно - к примеру, на 56-м обруче первая пара на 110 мм вправо-влево, вторая пара на 120 почему-то. На 59-м - более-менее одинаково, примерно по 117, но на лбу - 130. Накернил все центра и засверлил - под клепки двоечкой, под кламера - троечкой. С обратной стороны снял заусенцы (зенковку искать было лень, попалось под руку сверло 10 мм, вот им и снял). Кромки полосы прошелся на вулканите и всю открацевал. Между отверстиями двух лобовых пружин набил размер. Они набивались абы как - изнутри, снаружи, вверх ногами, наперекосяк, вверх ногами да наперекосяк. Видать, как схватили, так и долбанули .
Кстати, к концу войны над этим вообще не заморачивались- могли пружины не покрасить и приклепать их к обручу на разную высоту.
Многие реплики или реставрации бывают значительно качественней оригиналов сделаны, тут уж ничего не попишешь . Иначе - не поймут, придется каждому объяснять, чего тут криво, чего тут хреново покрашено, чё тут шов крывенький и т.д. Единственно, изготовителю нужно фильтровать, где можна "накосячить", а где уж никак нет. Лучше всего - иметь хотя бы представление, как та или иная операция делалась на фабрике или заводе. Мы ж кустарным способом пытаемся воспроизвести то, что делалось на промышленном оборудовании. А как можна качественно воспроизвести, не имея понятия, хотя бы примерно, как же оно было сделано на самом деле? Допустим, если полоса для обруча на заводе нарезалась гильотиной (огромной, не той ручной, что у меня) - она может иметь по краям заусенцы, сколы, быть с одной стороны чуть шире или уже - но её края будут категорически прямыми, а не как бык поссал, что нередко бывает при резке ручными ножницами. Ну это так, к примеру. Обручи между собой буду соединять способом, описанным кем-то на форуме - сначала заведу пружины в наружный, затем приклепаю их к внутреннему. Так что мне сегодня оставалось соединить обруч на одну нижнюю клёпку. Стальные клепки отжег - раскалил докрасна и дал остыть на воздухе. Фото красивое получилось Собрал обруч в кольцо и вставил изнутри клёпку. Твою дивизию, советская оцинковка - это не то, что сейчас на рынках продают, удерживать кольцо проблематично, пытается распрямиться изо всех сил. Пришлось зажать сварочными клещами. Головку клепки положил на клёпальник, зажатый в тисочки (его нижний торец упер в ось тисков, чтоб вниз не уехал). Откусил лишнее, расклепал малёхо и добил вторым клепочником. Оглядел снаружи, внутри - нормально. Всё, можно заниматься кожей.
Тут у меня дилемма. Есть два вида кожи. Оба старой выделки, некрашенные, тоненькие - 1-1,3 мм, по цвету - пестня. К стыду своему, не знаю, с кого её сняли . Из этой сделал не один подшлем, выглядит в изделии весьма прилично. Но, её осталось совсем мизер - на один бы подшлем хватило б. Хотел её для более ранних касок оставить - тридцать пятую или сороковку. Вторая кожа - тоже ХЗ с кого, по размеру свинья, овца, телёнок, крупная собака...жирафенок какой-нибудь. Фактура чуть более читаема. Буду благодарен, если подскажите по обеим кожам - что за зверь и нормально ли будет вторую кожу пустить на эту сорок вторую каску.
И снова всех приветствую категорически! Пришёл наружный обод, можно вплотную заняться подшлемом. С кожей определился - свыня, всё ж не первый год войны, ресурсы, экономия, всё такое. Выкройку делал по чертежам из сети + коже с копаного подшлема. Сразу скажу - на складки между лепестками в будущем подшлеме мне без разницы абсолютно. Да, согласен, без них подшлем сам по себе выглядит красивее. И добиться этого можно - уменьшив расстояние от низа до впадин между лепестками, взяв современную мебельную кожу и натянув её до всрачки, раскроив подшлем по радиусу, а не по прямой. Но на самом деле складки были на коже, в той или иной степени - кожу немцы брали нормальную, вырубали по прямой, на складки им тоже наверняка было чихать - на функциональность они никак не влияют. Картонную выкройку положил на изнанку кожи и обвёл мягким карандашем. Всё время вырезал ножницами, а тут решил по-другому. Вырубкой (сегодня сделал, как всегда по-быстрому, из полосы 65Г и обрезка трубы) на куске ДВП вырубил радиусные скругления. Перевернул на лицо и ножём под линейку соединил. Кое-где, из-за мельчайших несовмещений, получились неровности, да потом доработаю. Пробил 5 мм пробойником все отверстия, кроме того, что под шнурок. Можно ручным, которые в магазинах фурнитуры продаются. Но там они стОят черте сколько и Китай в основном. На фото с красными ручками - они, отработали полдня, согнулись ручки. Советские или с надписью на пружине Made in Germani намного надёжней. Я делаю по другому - из старых советских таких вот клещей повынимал твердосплавные просечки, зажимаю их в сверлильный станок и давлю (станок не включаю). Просечкой 12,5 мм нарубил кругляшков для усиления отверстий шнурка. Клеем "Десмокол" приклеил их с изнанки на 4-5 мм от верха, примерно по осевой лепестков. Поц, надо было сначала кусок кожи полностью промазать клеем, подсушить, а потом уже рубить кружочки. Забыл уже, теперь вот пришлось каждый отдельно вазюкать . Перевернул, по шаблону с лица разметил отверстия под шнурок и пробил их просечкой диаметром 3 мм. Если отверстия не по центру, клей видно, край кругляшка обгрызен соседним при вырубке - это НОРМАЛЬНО. Покрыл всё с лица в два захода спиртовым шеллачным лаком.
После высыхания лака местами шлифанул торец на мелком наждаке, там, где были неровности. Можно подгонять к обручу. С небольшим натягом обернул вокруг него изнанкой наружу, сделал отметки. Сильно тянуть не надо - у нас ещё войлок (фетр), плюс шов стянет. С одной стороны карандашем отбил перпендикуляр, совместил отметки и склеил обе части резиновым клеем для удобства (с лакированной наружной стороны кожи резиновый убирается легко - пальцем скатывается). Излишки кожи не обрезал - пусть остаются. Нить - смесовая, х/б с синтетикой (эрзатц то бишь), толще 10, но тоньше 0. Прошил на машинке 23 класса, вручную закрепил концы шва. Развернул запасы и отбил их молоточком. От куска тонкого войлока ножницами отрезал полосу 40 мм шириной. Хотел поставить современный типа фетр для рукоделия (100% полиэстер), ну да ладно - не стал жадничать. В продаже натурального фетра-войлока 1-1,5 мм так и не нашел - попросил знакомую девушку, занимающуюся валянием (сейчас модная фишка) свалять мне немножко. Сваляла, куда ж денется . Хотелось бы поплотнее валяние, но и на том спасибо. Клеем 88-м приклеил полосу на нижний край кожи, запасы тоже приклеил, чтоб не топорщились. Прошил на машинке снаружи, подложив под войлок газету - чтоб гребёнка войлок не кашлатила и не забивалась ворсом. От края отступал миллиметра 4, без разметки, ориентировался на глаз, по лапке. Начинал прошивку от начала отворота шва, чтоб сразу его зафиксировать. Закончил там же, вручную дошил, сделав заход шов-на-шов сантиметра на три. Перетянул нитки на изнанку и завязал. Газету оборвал.
Блин, таки да - что ж я так тупанул . Давно не шил - забыл. Это одна из причин создания такой подробной темы - собственный склероз . Наверное, завтра кому-то распарывать придётся
С утра пораньше взялся исправлять ошибку. Скажу больше - вчера я одел кожу на обруч, так что пришлось снова вынимать кламера, отпарывать войлок. Капец, нахрена я под прошивку 88-м клеил - отрывал буквально по миллиметру, крепкий гад! Надо было резиновым прихватить. Развернул запасы шва, приклеил по низу. Уже поверх приклеил войлочную полосу со смещением, удалось даже сделать нахлёст сантиметра три-четыре. Снова прошил на машинке. Сегодня часть операций отфотать не получилось, поэтому будут проскакивать вчерашние. Всё это дело положил в тёплую воду, пока кожа полностью не потемнела (пропиталась, значит). Аккуратно отжал, и разложил, чтоб она "обветрилась", то есть осталась сырой, но сверху воды не было. Минут так 10 полежала. Можно одевать. Не торопитесь натягивать весь чулок на обруч! Совершенно ни к чему. Я начинаю с заднего кламера. Он может быть и в самом соединительном шве и поблизости от него - большой роли не играет. Шилом пробил отверстие в коже под самым швом, которым войлок пришивал, сориентировал кончик в отверстие обруча. Вставил кламер, разжал усы горизонтально. Затем один кламер влево, один вправо. Следующие кламера уже можно крепить, натягивая кожу вперёд, ко лбу. Тоже по очереди - с одной и другой стороны. Так кожа сама спокойно сядет на место.
Наружный обруч купил на форуме, достойного качества с клеймом 1942 года. Сам изготовлением замиматься на захотел - жаль на оцинковке убивать оснастку - приберегу её для алюминия. Вставил пружины: сначала все одной стороной, затем другой. Выставил отверстия под клёпки примерно посредине между посадочными местами. Вставил внутренний обруч с кожей, через отверстие заднего кламера шилом совместил пружину с обручем, отогнул, изнутри вставил клепку пинцетом. Оттягивая за тело клепки плоскогубцами, одел на наковаленку. Откусил клепку и расклепал маленьким молоточком. Добил коротким клепочником и большим молотком. Большим размахнуться внутри негде, пришлось бить плашмя. После - одну из передних клёпок (чтоб обруч внутри уже не пришлось придерживать), затем остальные. Кожа и войлок ещё влажные, поэтому вывернул подшлем как должен быть, натянул на болванку пакет и одел. Шнуром чуть стянул. Шнур - от старой гэдээровской бормашины, шелковый, плетёный. Блин, никак себе мячик не куплю для формовки кожи подшлемов
Пока сохнет, занялся подбородочником. Ну, тут ничего сложного - да и в разных темах описано неоднократно. Чертежи есть везде. Из ременной коровы барабанного крашения толщиной 3,5 мм нарезал полос 16 мм. Полосы на наждаке сошлифовал до 2,3-2,5 со стороны мездры. С этой же стороны покрасил в два слоя чёрной нитрокраской для кожи. Что за краска - не знаю, несколько лет у мужика на рынке беру (чувак 20 лет технологом на кожзаводе отработал - многие лаки, краски, растворители сам бодяжит) Полукруглой стамеской и самодельными просечками обрубил-прорубил где что нужно. Заворот на пряжку смазал резиновым клеем, прижал и зажал в тиски - так удобнее отверстия под пошивку прокалывать. Тут у меня акумуляторы в фотике сдохли - пока подзаряжались, дошил. Шил нарочито небрежно, без разметки. Плоским шилом пробил отверстия, разъединил склееный отворот, вставил пряжку. Шил вощёной хлопчатобумажной нитью примерно 0, руками порвать её очень проблематично, крепчайшая. Затем все кожаные части натер воском и полирнул на нитяном круге. Торцы ремешков натирал навощёным куском кожи. Потом ещё посмотрел на это дело...и намазал старым смальцем . Одел на подшлем. Шо то у меня разлад резкости случился . Подшлем до завтра высохнет - глядишь, так и закончу скоро! зы: сейчас увидел - в предыдущем посте 3 фото лишнее, вместо него - последнее. Запуталось как-то.