А вот карельские болота и их тайны Это тело советского летчика Лазарева. Он летал на истребителе Харрикейн английской постройки и был сбит в Ленинградской области. Самолет практически под прямым углом вошел в болото и погрузился на длину фюзеляжа. Поисковая операция и подъем машины были проведены уже в наши дни. Из-за того, что техника и тело пилота находились под слоем ила без доступа кислорода, за более чем 50 лет практически ничего не разложилось. Состояние трупа такое, как будто он попал в воду несколько дней назад. Документы, личное оружие в кабуре и патроны также сохранились великолепно. Судьба летчика Лазарева Морозной зимой 21 февраля 1943 года с советского военного аэродрома в поселке Чупа поднялись в воздух на очередное боевое задание два истребителя Р-40 «Киттихаук» и пять «Харрикейнов». Один из «Харрикейнов» пилотировал летчик 760-го истребительно-авиационного полка сержант Лазарев. В тот же день, известный германский летчик-ас обер-фельдфебель Рудольф Мюллер из 6-ой эскадрильи «Экспертенштаффель» 5-ой истребительной эскадры «Люфтваффе» (6/JG5 «Expertenstaffel»), действуя в составе четверки истребителей Bf109G, сопровождавшей пять бомбардировщиков Ju87D, вступил в бой на своем «Мессершмитте» Bf109G-2 с советскими истребителями 760-го ИАП. В этом воздушном бою, в районе станции Полярный круг, он сбил последний в своей жизни самолет, перед тем, как 19 апреля того же года его самого постигла такая же печальная участь. Самолет Мюллера был сбит в 8 км восточнее озера Мальярви, сам он был пленен и отправлен в лагерь для военнопленных, где и погиб 21 октября 1943 г. при попытке к бегству. Военный историк Юрий Рыбин, занимающийся исследованием действий военной авиации на территории Карелии в период Великой Отечественной войны, обнаружил в архиве информацию, подтверждающую факт, что в тот самый день Мюллер сбил два советских самолета типа «Харрикейн», один из которых пилотировал сержант Борис Александрович Лазарев. По всей видимости, от мощного залпа Bf109 «Харрикейн» потерял управление и наш летчик, отстегнув ремни кресла пилота, пытался покинуть падающую почти отвесно машину, но не успел. Видимо, низкая высота не позволила ему этого сделать. «Харрикейн» упал в болото, пробив промерзший торф до самого глинистого дна. Лазарев мгновенно погиб от сильнейшего удара лицом о приборную доску самолета. Было ему тогда всего 22 года. В конце августа 1998 года сотрудники УФСБ г. Лоухи показали командиру Санкт-Петербургской поисковой группы «Высота» Виктору Дудину место падения неизвестного самолета в 40 км. севернее города. В воронке с водой, образовавшейся на месте гибели самолета, руками прощупывались металлические трубы от фермы фюзеляжа и стыковочные узлы центроплана. Даже на ощупь можно было определить, что это именно «Харрикейн». Операция по подъему самолета заняла относительно немного времени, т. к. сам самолет находился неглубоко. Пришлось повозиться лишь с подъемом расколовшегося и отломившегося вместе с моторамой от фюзеляжа двенадцатицилиндрового двигателя Rolls Royce Merlin XX (PV-12), застрявшего под полутораметровым мореным пнем. Когда остатки перевернутого самолета подняли с помощью тали, увидели тело летчика, свисавшего из кабины. С трудом извлекли тело из обломков, бывших когда-то боевым самолетом и не могли поверить в то, что этот летчик погиб 55 лет назад. Видимо, зимнее время года, когда случилась катастрофа и масло вперемешку с бензином из расколовшегося двигателя и топливных баков, способствовали тому, что сержант Лазарев выглядел так, как будто упал в это болото всего несколько дней назад. Даже священник, проводивший впоследствии панихиду при торжественном захоронении летчика, долго не мог поверить, что такое возможно. В кабине пилота были найдены летные очки и самодельный нож с нанесенной на нем надписью «Другу Боре во второй год войны», подаренный ему другом-авиамехаником. В карманах комбинезона были обнаружены красноармейская книжка, комсомольский билет, два письма и патроны от пистолета «ТТ» россыпью. Сам пистолет висел, как и положено, на поясном ремне летчика. Сотрудники УФСБ, которые приняли найденное оружие, не скрывали своего удивления по поводу его прекрасной сохранности, несмотря на прошедшие 55 лет. Поисковики из группы «Высота» похоронили сержанта Бориса Александровича Лазарева с подобающими ему почестями на мемориальном военном кладбище в поселке Чупа Лоухского района Карельской республики. Но история этого самолета и погибшего летчика еще не окончена. До сих пор пока не найдены родственники погибшего, проживавшие до начала войны в Зарайском районе Московской области. Возможно также, что в немецких киноархивах сохранилась пленка с фотопулемета Мюллера, проливающая свет на дополнительные обстоятельства гибели самолета. Во всей этой истории есть еще одна прискорбная деталь: когда после окончания войны местные жители обдирали дюраль с остатков консолей самолета, они даже не догадывались, что всего метром ниже находятся останки погибшего советского летчика. А детали найденного самолета обрели второе рождение - часть из них используется при реставрации другого найденного «Харрикейна» для экспозиции Центрального военно-исторического музея на Поклонной горе в Москве.
Вопрос совершенно не по теме, но всётаки давно хотел его задать, но не решался никак, а тут могет выпитое пиво сподвигло... Плз, просветите: Я всегда считал что пилот самолёта в армии должность сугубо офицерская, ибо пилот как минимум должен не только самолёт поднять в воздух, посадить его на землю, а ещё и вести воздушный бой ... Т.е. знать хоть какие то азы физики ... Для того людей обучали. Кого то дольше, кого то меньше (взлёт посадка)... И есно присваивали звания после окончания обучения. Не, ну оно понятно что мехвод танка тоже должен чего то знать об устройстве двигателя и т.д. Но там же в воздухе мало-мало другая ситуация. И если бывший тракторист вполне может стать мехводом, то пилотом самолёта как по мне никак (кансерв и мот научился водить сам, а дабы первый раз на дельтоплае от земли оторваться - долго на земле проторчал) ... А в тут с нашей стороны сержант, нешто разжалованный офицер, ибо как пояснить что машину за туеву кучу бабла доверили рядовому-сержантскому составу ? А с их стороны - обер-фельдфебель... и при том - известный германтский лётчик, но по сути, как я понимаю, то ли страшный сержант то ли старшина.... по нашим меркам... Поясните плиз сей аспект ? Как солдатский-сержантский состав, длительное обучение которого не подразумевается (те же лейтенанты - взлёт, посадка как минимум прежде чем за штурвал приземлится - теорию какую никакую на земле проходили, а после налёт) .... становились пилотами ? Ещё раз прошу прощение за своё невежество.
попробую объяснить. ПРИКАЗ № 105 ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОРЯДКА КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВУЗОВ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ И УЛУЧШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА № 080 3 марта 1941 г. Во исполнение постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 25 февраля 1941 г.: I. Установить следующую систему подготовки летного и технического состава ВВС Красной Армии: А. ПОДГОТОВКА ЛЕТНОГО СОСТАВА 1. Школа первоначального обучения. Срок обучения: в мирное время — 4 месяца, в военное время — 3 месяца . Задача школы обучить курсанта-пилота пилотированию на учебном самолете и дать общие знания по авиационной технике, теории авиации и военной подготовке. Налет на каждого курсанта-пилота установить 30 часов. Комплектование школ первоначального обучения производить за счет младшего командного состава авиационных и наземных войск, имеющих среднее образование, и лицами, окончившими спецшколы ВВС. В школах первоначального обучения организовать отбор по родам авиации. Курсантов, оказавшихся неспособными к летной службе, в авиационные школы военных пилотов не допускать и откомандировывать их в свои части обратно. 2. Школа военных пилотов. Срок обучения: в мирное время — 9 месяцев, в военное время — 6 месяцев. Задача школы научить курсанта-пилота: пилотированию и применению боевого самолета днем в простых метеорологических условиях; групповым полетам в составе звена и дать практику в маршрутных полетах, с посадкой на незнакомых аэродромах, для чего включить в программу 10 таких полетов. Истребителей, кроме того, научить начальным воздушным стрельбам и основам воздушного боя, а в бомбардировочных школах научить пикированию на самолетах УСБ и СБ до углов 40°. Установить в школах военных пилотов общий налет на курсанта на учебном и боевом самолетах: а) Для бомбардировщиков — 20 часов, из них: контрольно- вывозных — 8 часов; самостоятельных — 12 часов. Обучение производить на УСБ и СБ с предварительной тренировкой на Р-5. б) Для истребителей — 24 часа, из них: контрольно-вывозных — 9 часов; самостоятельных — 15 часов. Обучение проводить на УТИ-4, И-16 и И-15, а с конца августа И-15 заменить на УТИ-26. в) С 1 января 1942 г. произвести специализацию школ пилотов по видам авиации, соответственно переработав программы. 3. Военные авиационные училища командиров-летчиков. Срок обучения: в мирное время — 2 года, в военное время — 1 год. Задача училищ научить курсанта: владеть техникой пилотирования днем и ночью; водить звено и эскадрилью на всех высотах днем, ночью и в сложных метеоусловиях, на предельный радиус самолета и с боевым применением; вести воздушный бой одиночно и в группе . Установить налет на каждого курсанта на учебно-боевых самолетах 150 часов (по 75 часов в год). Срок обучения первого набора установить 1 год с налетом 75 часов, с исключением для первого набора задачи подготовки к действиям в сложных метеоусловиях и на предельный радиус. Комплектование авиационных училищ производить пилотами, прослужив¬шими в строю не менее двух лет. Это выдержка из приказа. Сам он большой. Но этого,думаю, достаточно для понимания,откуда брались сержанты...
а вообще посмотрите на форуме профильную ветку. Тут спецов по авиации много, они вам более подробно ответят. с ув. http://reibert.info/threads/podgotovka-letnogo-sostava-v-voennoe-vremja.424980/
Для понимания - откуда брались сержанты (в нашей армии, но не в люфтвафе) понятно. Но возникает следующий, вполне закономерный вопрос - откуда легенда про лейтенантов: взлёт-посадка, если комплектование авиционных училищ производилось пилотами прослужившими в строю не мение 2-х лет... Спасибо... пороюсь.
В Карпатах літом 2014р. знайшов ось таке дерево- привіт із далекого 1944р. Написано: ВТ 1944 Запорожжя
могть 44-й дата рождения этого самого В.Т., а не дата надписи ? Как то не похоже что сама надпись так долго на дереве в таком виде сохранилась.
вы подзабыли что до ВОВ были по крайней мере "война с белофиннами" и "никакой войны не было. зашли мирно колоннами в польшу - они сами хотели. нас встречали цветами и молоком в крынках." так что люди призванные в 1939 вернулись к мирной жизни, затем их опять призывают в 1941, но с учетом прежней войны им дают звания выше. причем кому-то дают сразу офицерские звания.
по поводу болот, история из жизни! дело было под Ржевом, мы стояли лагерем на реке. в километре от лагеря мы наткнулись на место падения самолета, начали углубляться в почву, доставая обломки самолета и его вооружение(часть боеприпасов) углубившись метра на 2 стали появляться части двигателя, все в отличнейшем сохране, и вдруг я заметил что запах земли какой то странный, пахло затхлым топливом, определить что за топливо я так и не смог, но самое интересное это то, что мой товарищи подняв кусок резины из ямы, его поджег и тот начал пыхать как будто его облили бензином. домой я привез клапан, с гравировкой, который лежит у товарища. такого сахрана за все время поиска, а это около 10лет, я не встречал. на патронах краска была, как будто только что нанесли, единственное что, все было мятое, с дефектами.
У камрада є карта, піднята із землі на Букринському плацдармі, у планшеті. Краї зіпсувалися, середина як нова.