Очень интересует вопрос о том, как немецкие танкисты обходились без шлемофонов ? Те, кто служил в танковый воисках не поверили, что немцы в танках сидели в беретах или кепках . Неужели не было травм ?!
давайте по порядку: 1. шлемофон играл в советских войсках роль защитную и туда же были встроены средства связи. в обоих случаях удивляться нечему. средства связи в немецких танках были - ларингофон и наушники - как у всех. что же по поводу защиты: смотрим далее. 2. не то чтоб они в беретиках сидели. как раз тут удивляться нечему. объясняю: защитный головной убор состоял из 2 частей - мягкий защитный шлем и чехол в форме берета. то есть в случае с беретом - это то же самое что шлемофон. другое дело, что в начале 1941 он был упразднен за ненадобностью. и танкисты носили форменные головные уборы - пилотки, фуражки, кепи. (в качестве офтопа вспомним, что в люфтваффе сделали тоже самое и летчики были вовек благодарны)))))) 3. причины упразднения были разными. немцы предпочли обшивать защитой опасные места танка, нежели всех танкистов. может так и дешевле выходило. на всяких опасных углах - вокруг головы - как правило подушечки были. хорошо это видно в командирской башенке. далее ход у немецких танков мягче был (у тех же самых с шахматным расположением катков). травматизма при движении было меньше. 4. ну и наконец по поводу веры) вот прям сейчас рассказываем всем подряд теорию относительности. более половины не поверят. то есть я хочу сказать, что вопрос веры с вопросом исторических фактов дешевле для своих нервов не связывать.
От себя добавлю, что береты ввиду своих размеров были неудобны для ношения их внутри машины и снаушниками, поэтому их и упразднили. Кстати, где-то видел фото "прототипа" танкового шлема у немцев. Но в "серию" он не пошел.
От себя добавлю, что в некоторых немецких танках (например, 4-ка) говорить про мягкий ход не приходится. Ибо жесткая рессорная подвеска с малым ходом.
механизм горизонтальной наводки командира. он тоже мог это делать. помимо этого механизм горизонтальной наводки есть и у наводчика - сразу под оптикой. для вращения в горизонтальной плоскости. а вертикальная наводка - ниже правее, ближе к орудию, вращение в вертикальной плоскости. вот вид с сиденья командира (на вашей фотке его слева видно). все 3 прибора видны.