Кто что скажет по данной фотографии, вернее кто предположительно может быть запечатлен на данной фотографии, женщин-пилотов в Румынии было немного, а здесь их, если зрение меня не подводит, целых 2. Фото с авиашоу проводившегося на аэродроме Четатеа-Алба "Кароль II" примерно в 1938г. или 1939г.
ТкUOTE="Carl Zebisch, post: 7213940, member: 41258"]Кто что скажет по данной фотографии, вернее кто предположительно может быть запечатлен на данной фотографии, женщин-пилотов в Румынии было немного, а здесь их, если зрение меня не подводит, целых 2. Фото с авиашоу проводившегося на аэродроме Четатеа-Алба "Кароль II" примерно в 1938г. или 1939г.[/QUOTE] Та что стоит в задумчивости практически уверен - Надя Руссо-Босси, ну а та что ржет - возможно Марина Штырбу(?).
Возможно, не исключено. Есть боец, соответственно есть какой-то стандарт обеспечения вещевым имуществом.
Та что стоит в задумчивости практически уверен - Надя Руссо-Босси, ну а та что ржет - возможно Марина Штырбу(?).[/QUOTE] Надя Руссо точно,но по поводу Марии не уверен...
Доброго Дня всем Украинцам и тем, кто иногда заходит на этот сайт. На сайте зарегистрирован с 2011 года. И вот через много лет решил снова зайти пробежаться по форуму, как в былые времена....К сожалению, времена ныне скорбные и недобрые, но я верю что Победа будет на стороне Правды и Справедливости, а подлый агрессор будет бит и загнан обратно в своё логово! За Волю, За Жизнь, За Свободу! Привел меня на ваш форум интерес к тематике уникальной женской эскадрильи Альба. Мне уже удалось собрать кое-какую информацию в интернете, та что имеется в свободном доступе. Также удалось списаться с несколькими посредниками (поскольку РФ, по вполне понятным причинам находится сейчас под санкциями), один из них проживает в Румынии, чтобы заказать книги по этой уникальной женской эскадрилье. Я надеюсь, что мне удастся побольше узнать об этой эскадрилье и судьбе каждой из девушек, которые в ней служили. Кстати, в марте 2021 года в Национальном Музее истории в Бухаресте состоялась мини выставка посвящённая этой эскадрилье. Фото ниже.
К сожалению, до сих пор выпущено крайне мало научных статей и монографий об этой теме. А те книги, которые имеются (их я практически все заказал и ожидаю их прибытия) вышли в Румынии довольно скромными тиражами и за пределами страны практически мало известны другим читателям. Да и формат и внешний вид этих изданий довольно скромен, по всей видимости (возможно я ошибаюсь!) академическая наука в Румынии далека от процветания. Хочется верить что такая КНИГА всё таки будет когда-нибудь выпущена, ведь наверняка, есть и материалы, фотографии и даже киносъёмки тех лет.
Не могу не согласиться с Вами - увы академическая наука в Румынии, как вы правильно выразились - "далека..." Поэтому ожидать хорошего грамотного труда по интересующей вас теме - придется долго. От себя отмечу - интересуясь не первый год историей румынской королевской армии пришел к выводу - румыны ту часть которая касается Второй мировой знают гораздо хуже чем Первой.
Пока удалось купить и заказать небольшую пачку книжек по теме. Румынским, я увы! Не владею, но полагаю, что на первое время в какой то степени выручит онлайн переводчик.
Даже написал личное сообщению одному из румынских историков по данной теме Даниелю Фокше с простым вопросом есть ли ещё книжки по данной теме, увы ответа Я так и не получил. Вообще история "зацепила", перечитал описание фронтового быта летчиц, прошёлся коротко конечно, по судьбам и биографиям. Посмотрел фото, доступные в сети (их не так уж много, да и качество, понятное дело, оставляет желать лучшего). Очень интересная может получиться История и Книга, если взяться за эту тему, "История с человечкиной душой", как говаривал Николай Лесков. Возникла идея самому взяться за подобный труд и написать эту книгу. Но есть правда одно но.....Боюсь что в моей стране, если ее и удастся выпустить, то только под псевдонимом. А тема и вправду интересная. Пока буду изучать, может удастся узнать об этом побольше.
По мере нахождения у меня времени буду выкладывать свою скромную информацию по истории Эскадрильи. Почему то вспомнился сталинградский период, как наиболее экстремальный в судьбах лётчиц этой эскадрильи. Итак, идёт 1942 год...Уже в августе летчиц эскадрильи, которая теперь называется "108 транспортная", перебрасывают под Сталинград под командование генерала Корнелиу Драгалина. Сначала в аэродром Котельниково, а затем в село Плодовитое. Условия проживания в зоне боевых действий были предельно суровыми. Девушки жили в палатках посреди голой степи. Днём их преследовала изнуряющая жара, из-за которой в палатке невозможно было находиться, а ночью все тело до костей пробирал мучительный холод. Питьевую воду привозили в канистрах раз в день и ее приходилось экономить. Для того чтобы сберечь воду вместо мыла и шампуня часто приходилось использовать бензин. А ещё постоянные рискованные полеты над линией фронта, обстрелы, бомбежки, вид крови, страдания раненных и тела убитых, диверсии партизан. Для лучшего представления о географии пребывания пока (должны быть штурманские карты, и мне хочется верить, что они сохранились!) прилагаю карты времен СССР, там видны есть Котельниково и село Плодовитое, где тогда располагался их аэродром.
немецкий танк в районе Котельниково, или возможно недалеко от него. Фото аэродромов в сети отыскать не удалось, но хочется верить, что они где то есть, возможно даже в личных альбомах самих девушек.
В одной из статей описывающих быт румынских лётчиц располагавшихся в калмыцких степях есть описание, помимо сурового быта и тяжёлых климатических условий (жара и холод)+разница температур ещё и то, что в степи довольно часто возникали песчаные бури, когда волны песка поднимались на высоту до 200 метров и не позволяли не то что нормально летать, но и даже завести двигатели, так как густой песок забивал двигатели не только самолётов, но и автомобилей и танков. Для того, чтобы представить каково это было, осмелюсь здесь привести современное описание песчаной бури в Калмыкии. Вот как описал её наш с вами современник. "В Калмыкии, на счастье, от песчаных бурь люди ещё не гибли. По крайней мере, в новейшей истории. Однако, частые их нашествия приводят к серьёзным лёгочным заболеваниям, губят и без того не всегда радующие большими урожаями поля и оставляют скот без пастбищ. За неделю на берегах Волги и Ахтубы мы совсем отвыкли от разрядившихся телефонов – оказывается, когда эта маленькая дрянь молчит, обнаруживаешь кучу интересного вокруг себя. Телефоны отключились у кого на второй, у кого – на третий день, ибо их негде было зарядить, автозарядку не взяли специально. В результате никто не увидел вовремя сообщение МЧС, в которых обычно предупреждают о всяких грядущих природных неприятностях. А радио, конечно, никто не слушал, не хотелось сажать аккумулятор, да и полагали, незачем это. От места отдыха нам предстояло возвращаться через Астраханскую область, потом – через Калмыкию. Первая сотня километров, уже в Яшкульском районе Калмыкии, не предвещала ничего плохого: нет, задул сильный ветер, и машину довольно ощутимо уводило в сторону, но это ведь не смертельно. И надо же было в самый неудачный момент увидеть на горизонте разбредшиеся в пустынном мареве точки! «Сайгаки!» – возопил приятель и крутанул руль с трассы. А дороги в Калмыкии, надо отметить, неплохие сейчас. Ну, по крайней мере, те, что соединяют значимые точки на карте. Те, что асфальтированные. Просёлочные остались таким и же, какими и были тридцать, сорок, сто лет назад – да и какими им, собственно, ещё быть… Две колеи, где ровные, как асфальт, а где выезженные колёсами на полметра-метр в глубину, так что рядом – такой же, тоже почти раздолбанный объезд… В общем, в погоне за сайгаками, до которых так и не добрались, мы со всего возможного в этих местах ходу влетели в такую колдобину. Да ещё напоролись на торчащий камень. Результат – разорванная покрышка, разумеется, вместе с камерой, раздолбанная, как впоследствии оказалось, рулевая и несколько часов заковыристых неологизмов, ибо существующих даже в русском языке эпитетов явно не хватало. За эти часы вокруг всё изменилось. Но не так как в кино: песчаная, или пылевая буря – возможно, разница в размерах взвеси, что налетает на ошалевшего беднягу, коего это стихийное бедствие застало,– налетела постепенно. К сожалению, не удалось полюбоваться надвигающейся песчаной стеной, с пятиэтажный дом высотой – или как там бывает в Сахаре или в Аравийской пустыне… Пока мы ещё бодренько осматривали нанесённый собственной любознательностью ущерб, ветер просто усиливался. А потом осматривать стало неуютно: пыли и песка прибывало, дышать становилось всё труднее. Мы, разумеется, спрятались в машине и достали припасённый в термосе чай. Честно говоря, глупее, чем это, придумать что-либо было сложно: пито особо не хотелось, а жидкостей никаких, кроме запаса омывайки, больше не было. Мы же представить себе не могли, что тормознёмся на этом месте на двое суток, на расстоянии двух десятков километров от трассы и ещё дальше – от людей. Как-то не приходило в голову, что можно вот так потеряться в пустыне в двадцать первом веке. Просто заняться было нечем, а обсуждать ту часть человеческого организма, в которую мы попали, было способнее под чаёк. Однако машину шатало уже не по-детски, и через час мы будто оказались в пещере: стёкла с наветренной стороны, как и половину лобового, занесло налипшей пылью и песком. Впоследствии выяснилось, что толщина этой субстанции на стёклах составила два-два с половиной сантиметра. Ради эксперимента я обвязал лицо майкой и выполз с подветренной стороны из тачки: ощущения незабываемые! В ушах гудит, свистит и воет, голова будто с тяжелейшего похмелья, не видно ни черта, не слышно, кроме бури, тоже. Кончиков пальцев протянутой руки не видно, вот провалиться мне на этом месте! Песчаная буря, налетевшая на Калмыкию (кстати, и набравшая здесь силу), продолжалась более суток. За это время нашу машину с наветренной стороны по стёкла занесло песком – «Шкода-йети» превратилась в бархан. Даже будь тачка исправна – выбраться из песчаного плена удалось бы лишь после весьма трудоёмкого процесса откапывания. Кто угадает трёх раз, захватили ли мы с собой лопату?" И это в XXI веке! В век компьютеров, сотовой связи, мобильного интернета и развитой дорожной инфраструктуре! А как это воспринималось в далёком 1942 г. девушками выросшими совершенно в других климатических и бытовых условиях нам остаётся только гадать. Фото современной песчаной бури в Калмыкии.
Хотелось процитировать несколько писем, которые были написаны Марианой Другеску и её подругой Надей Руссо во время Сталинградской кампании. В них живые чувства молодых женщин - участниц исторических событий. ПИСЬМО ПЕРВОЕ ОТ 13 СЕНТЯБРЯ 1942 ГОДА. МАРИАНА ДРУГЕСКУ. “Сегодня я ходила с Надей на похоронную службу перед церковью, потому что там было очень много погибших. Люди плакали и хором пели песнопения. Рядом с церковью возвышаются только могилы румынских и немецких солдат. Русский народ, действительно, очень добрый. Я видела некоторых стариков с длинными волосами до плеч, почти как в романах Толстого. Население очень хорошо относится к румынам и утверждает, что румыны красивые и хорошие люди. Союзники остаются в резерве. [...] Вы спрашиваете меня, как я мою голову. Опускаю голову в бензин и всё. С остальным телом сложнее. Иногда мы моем тело, иногда ноги. Все по обстановке. Я ненавижу бомбы, взрывы, пожары, руины, раненых и партизан, которые убивают нас. Это непросто даже для мужчины и слишком тяжело для женщины, даже если она смелая и может бросить вызов опасности. Это такая опасность, которую вы не можете выдержать. Она подкрадывается к вам коварным и воровским способом. А когда ты её почувствуешь, будет уже слишком поздно. Именно поэтому мы находимся в постоянном стрессе и нервном напряжении. Командир говорит, что у него есть приказ, что как только мы возьмём Сталинград, мы обязательно вернемся домой. Я с нетерпением жду этого возвращения, как никогда раньше. Месяц здесь длится так, словно он равен как минимум 5 месяцам в последней кампании умноженный в десятки раз. Но все проходит! И это тоже пройдет однажды! Я так хочу спать спокойно, без страха перед вражескими самолетами и миллионов столь же отвратительных мух, которые мучают нас день и ночь. Они проникают в нашу пищу, в наш рот, в наши глаза, в наши уши, причиняя постоянные и невыносимые страдания в немногие минуты отдыха. Я больше не хочу слышать о войне! Я так хочу домой! Целую вас и желаю всем наилучшего! "Каждый раз, когда я слышу звук русского самолета, у меня замирает сердце". ФОТО ДВЕ ПОДРУГИ МАРИАНА И НАДЯ.
ПИСЬМО ВТОРОЕ 23 ОТ 23 СЕНТЯБРЯ 1942 ГОДА. ПЛОДОВИТОЕ. МАРИАНА ДРУГЕСКУ. “ДОРОГАЯ МАМА, Мы сейчас в 30 километрах от Сталинграда. Деревня утопает в пыли и грязи, которая доходит до щиколотки. Я располагаюсь в деревянной избе, и генерал отдал приказ провести к нам провод из электродвигателя командной избы, и у нас наконец то появилась электрическая лампочка. Здесь есть полевой госпиталь, который принимает раненых из боев, поступающих днем и ночью, а наиболее тяжелораненых нам выдают для перевозки в Котельниково. Дела сейчас идут очень тяжело. Аэродром Котельниково был заброшен, поскольку, будучи обнаруженным, его дважды в день бомбили. При второй бомбежке я едва успела спрыгнуть в ближайшую яму. Бомбы упали в нескольких сотнях метров, как и в первый раз. [...] Когда мы подъехали к деревне, расположенной перед Плодовитой, там произошла настоящая катастрофа. Дома на окраинах горели, земля и дорога были полны черных дыр от бомб, из которых все еще вырывалось пламя, опрокинутых машин и мертвых животных. За несколько минут до окончания русской бомбардировки в селе находилось несколько немецких и румынских солдат. Жертв, к счастью, было немного. Я прибыла на взлётное поле очень встревоженной. Мы приземлились и отогнали самолеты. Я сидела с Надей рядом с самолетом и рассказала ей, что произошло в их отсутствие, в Котельниково. Она пыталась меня успокоить, говоря, что чувствует себя здесь в безопасности. Не прошло и 10 минут, как я слышу характерный приглушённый шум двигателей русских самолетов. Я беру Надю за руку и говорю ей, чтобы она отошла от самолетов. Я говорю ей, что они кружатся вокруг нас. “Ложись на землю!” — кричу я. Не успела я закричать, как услышал ужасный визг: бу-бу-бум! И серия бомб падает в 50 метрах позади наших самолетов. Затем тишина. Мы встаем на мгновение и видим их целиком. Я говорю Наде, что русский самолет еще не улетел. Бежим дальше, в сторону долины и снова падаем на землю. Я поднимаю голову и слушаю. Самолет удаляется. Я смотрю и вздрагиваю. Слева от меня, в 30 метрах большая воронка из которой шло пламя и дым. Одна из четырех бомб упала сюда, рядом с нами, и ее осколки пролетели над нашими головами. Мы заснули совершено разбитыми. Они и здесь нас обнаружили! И что будет дальше? К нам подбежал один из наших механиков и несколько немцев. Мы все идиоты. Один из наших самолетов пробило осколками. У меня маленький осколок застрял прямо в фюзеляже. Воронки дымят. Отряхиваем с себя пыль и грязь. Пожилой немец признается нам, что в своей жизни он никогда не видел и не мог себе представить, чтобы женщина могла с такой стойкостью вынести то, что она является объектом вражеских бомбардировок. Да, мы теперь беззащитные цели. У нас нет ни зениток, ни истребителей, ничего. По воле судьбы. Бог защитил нас и на этот раз. [...] Надя говорила мне, что ее нервы на пределе, и она больше просто не сможет этого выдержать. Для нас это слишком! Я ничего не ей сказала, но почувствовал, что мое сердце сжалось. Два дня я не могла летать, так как пробыла на вынужденном отдыхе в деревне. Каждый раз, как только я слышала звук приближающегося русского самолета, мое сердце буквально замирало, а тело начинала бить мелкая дрожь. Доктор дал мне бромурал, а на ночь я приняла Фенобарбитал, потому что меня постоянно мучили кошмарные сны. Я спокойна, я не дрожу, я совершенно спокойна, но чувствую, что сил у меня уже нет и в животе словно лед. [...] Наши авиа конвои уже не так безопасны, и они уже не могут сопровождать нас как раньше. Они начинают нас бросать. Это так ужасно! Да, вы рискуете на войне, но у вас ведь есть оружие, которым можно защититься! Только Богу осталось теперь защитить нас. Господи, как же нам тяжело. ФОТО КРАТКИЙ МОМЕНТ СНА В ПЕРЕРЫВАХ МЕЖДУ ВЫЛЕТАМИ. СЕЛО ПЛОДОВИТОЕ 1942.
А вот ПИСЬМО НАДИ РУССО ТОТ ЖЕ 1942. "1942 год - с фронта". "Командиром у нас сейчас Попович, замечательный человек и пилот. Самолёты у нас больше не белые. Они замаскированы и выкрашены теперь в зеленовато-коричневый цвет. Теперь мы лёгкая эскадрилья военно-воздушной группы. Мы находимся в 2000 км от дома и по-прежнему совершаем по 6-7 вылетов в день. Ночуем в палатках. Ночью над нами ревут бомбардировщики. Чьи они? В какую сторону они идут? Мы не знаем...вечером с неба падают светящиеся хвосты осветительных ракет, но самое впечатляющее - это звёзды, огромные, таких, мы никогда и нигде не видели, а мы словно маленькие одинокие букашки в ночной степи, нас никто не видит, никто не знает. С зимы 1942 я нахожусь на больничном, всегда продлеваемом. Я словно задыхаюсь по ночам, настолько нервничаю, а звёзды на моей террасе в Бухаресте не такие большие как здесь, они ещё маленькие.... Я ухожу в отставку". ФОТО ВОТ ТАКИЕ СЕЙЧАС ЗВЕЗДЫ В КАЛМЫЦКОЙ СТЕПИ....тишина, безмолвие и красные маки в ночи. А КАКИЕ ОНИ БЫЛИ ТОГДА?
История сама по себе необычная, самому хотелось бы продолжения. Изучить тему поглубже. Знаю в Румынии точно фотоальбомы, письма и имеются, а если штурманские карты и дневники имеются, вообще было бы замечательно. Точно знаю, что и воспоминания очевидцев сохранились. Так на фейсбуке были опубликованы кадры документальной кинохроники и один румын написал благодарность, так как вспомнил что его дедушку вывезли как раз самолётом этой эскадрильи.