Дивизия "Нормандия-Неман"

Тема у розділі 'Авіація союзників', створена користувачем Bruno Lombardi, 8 жов 2005.

  1. andrei_f

    andrei_f Oberschütze

    Повідомлення:
    452
    Адреса:
    Москва, РФ
    1. Значит в Киеве плохие библиотеки, либо их почистили от неукраинских книг :)
    2. Хорошо, в блжайшее время найду время, специально для вас схожу в библиотеку и выложу здесь подробную инфу.
     
  2. Цікаві лоти

    1. Материал керамика. Фурнитура сталь. Вполне функциональна.
      350 грн.
    2. Подам старовинний пивний бокал в гарному стані. Все, як на фото. Без ремонтів та реставрацій. Ємніст...
      1890 грн.
    3. Все, як на фото. Без сурові та тріщин. Чітке підглазурне клеймо від відомого в Рейху виробника.
      1210 грн.
    4. Оригінал в чудовому стані. Без сколів та тріщин. Гарне підглазурне клеймо знакового 1941 року! Видел...
      1200 грн.
    5. Ніяких супер історій немає. Знайдена мною в старій глиняній хаті разом з глечиками. Не тече. Ємність...
      18 грн.
  3. KaZet

    KaZet Obergefreiter

    Повідомлення:
    759
    Адреса:
    Москва
    Эта книга, конечно же была. И в Инете на нее есть ряд ссылок - текст правда не вложен. Например,
    http://humanities.edu.ru/db/msg/15688
    http://old.prosv.ru/metod/strelova10-11/06.htm
    и т.д
    У меня тоже она была в 1991 году, но я на старой квартире оставил - кстати была очень интересная книга, там были хорошие статьи и нормально оформленные - т.е. со ссылками. Правда, по французам на память не помню - меня тоглда этот вопрос не очень сильно интересовал...
     
  4. andrei_f

    andrei_f Oberschütze

    Повідомлення:
    452
    Адреса:
    Москва, РФ
    Нет, я сам эту книгу придумал :) :) Конечно же бьла, блиню
    Еще раз повторяю, в книге есть большая статья о польских военнопленных, с многочисленными ссылками на архивы, в ее конце описывается, как использовался Козельский лагерь после того, как расстреляли сидевшим в нем поляков. Именно там и содержитсья приведенная мной информация.:cool:
     
  5. Totenkopf

    Totenkopf Feldwebel

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    3
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    7
    Повідомлення:
    2.091
    Адреса:
    Kiew
    Так, я пошел жечь библиотеку :)
     
  6. Серг

    Серг Oberregierungs-und Kriminalrat

    Повідомлення:
    9.468
    Адреса:
    Россия, Москва
    14 февраля 2006 г. российский 18-й авиаполк ''Нормандия-Неман'' награжден правительством Франции Орденом Почетного Легиона.
     
  7. Le legionnaire

    Le legionnaire Obergefreiter

    Повідомлення:
    139
    Адреса:
    Legio Patria Nostra
    История дивизиона на русском языке и без дешевых сенсаций http://www.airpages.ru/ru/yakfr0.shtml Кстати дивизион участвовал в операции НАТО в Косово, но это, как говорится, уже совсем другая история.
     
    1 людині також подобається це.
  8. Bazilio32

    Bazilio32 Hauptmann

    Повідомлення:
    5.801
    Немного цитат:
    Во второй половине дня воздушная разведка обнаружила восточнее Карачева бронепоезд с прицепленными к нему классными вагонами. Из агентурных источников советскому командованию было известно, что в них располагается штаб немецкой танковой армии.
    Командующий 1-й воздушной армией Герой Советского Союза генерал М.М.Громов приказал командиру 224-й штурмовой авиадивизии полковнику М.В.Котельникову уничтожить обнаруженный бронепоезд. Непосредственно задача была поставлена командиру 3-й эскадрильи 996-го штурмового авиаполка старшему лейтенанту Я.Е.Сусько.
    Под прикрытием шестерки «Яков» из французской эскадрильи «Нормандия», шестерка «Илов» поднялась в воздух. На закате штурмовики появились над бронепоездом. Его прикрывали немецкие истребители, но французские летчики сковали их боем и не пустили к штурмовикам. «Илы» сбросили на бронепоезд фугасные и кумулятивные бомбы, обстреляли вагоны из пушек и пулеметов. Цель была уничтожена.
    Вскоре после этого старшему лейтенанту Я.Е.Сусько присвоили звание Героя Советского Союза. А разбитый и сожженный бронепоезд так и остался на путях под Карачевом. До прихода наших войск немцы даже не успели его убрать.
    13 июля французским летчикам эскадрильи «Нормандия» (позже «Нормандия – Неман») ставится задача. Они весь день сопровождают штурмовики 224-й авиадивизии, по нескольку раз поднимаются в воздух. Во время одного из вылетов “летающим танкам” Ил-2 предстояло уничтожить переправу, по которой отходили немецкие войска и техника. При подлете к переправе летчики увидели 24 самолета Ме-110. Это были новейшие двухмоторные истребители, которые имели мощное пулеметно-пушечное вооружение, но уступали нашим в маневре и скорости. “Мессеры”, образовав два встречно летящих круга, организовали, казалось бы, надежную оборону переправы. Но капитан Литольф, возглавлявший группу истребителей, смело повел своих мушкетеров в бой. Они разрушили карусельные круги, а трое из них – сам Литольф, Дюран и Кастелен – увеличили свой счет сбитых самолетов еще на три. Все Ил-2 и Як-1 благополучно возвратились на свои аэродромы.
    День 16 июля для летчиков эскадрильи «Нормандия» был переполнен героическими и печальными событиями. В 14 часов во второй раз командир эскадрильи Тюлян поднял восемь “яков” и повел их к месту боя у села Красниково, где наши войска танковым и пехотным клином прогрызли оборону противника. Подлетая к месту наземной битвы, они заметили 15 “юнкерсов”, готовых сбросить бомбы на головы советских бойцов и прострочить их сверху секущим пулеметным огнем.
    “Не может быть, чтобы они шли без сопровождения”, — подумал Тюлян и стал осматривать более внимательно пространство перед собой. И точно: там, впереди и выше, он заметил два ФВ-190. “Неужели только два?”
    — Капитан, — попросил он Литольфа, — атакуй лаптежников, а мы с Альбером займемся истребителями.
    И он тотчас начал набирать высоту для атаки от солнца. Шестерка Литольфа врезалась в стаю “юнкерсов”. Майор Пуйяд и капитан де Форж отправляют на землю попавшие в их прицел самолеты.
    Тюлян, напав сверху на истребитель врага, прошивает его всем вооружением самолета, и тот, развалившись на пылающие куски, падает на землю. А в это время к месту схватки подошла еще группа “фоккеров”. Они с ожесточением набрасываются на “раяков”, услышав короткие французские команды по эфиру.
    Тюляна атакуют сразу четыре “боша”, но он успевает ловким маневром увернуться. За короткое время, крутясь волчком в воздушном водовороте, тесном от самолетов и пулеметных очередей, он умудрился сбить два вражеских истребителя. Собрав свои самолеты на высоте, Тюлян повел их за собой. Но возвращалось только пять машин. Не было сразу троих – Литольфа, Бернавона и Кастелена.
    “Возможно, израсходовав боезапас, они ушли раньше на аэродром”, — предположил Тюлян, довольный исходом сложного и напряженного поединка.
    Радость от победы, переполнявшая душу командира, тотчас сменилась горечью от известия, что те три летчика, которых они не дождались там, на высоте, на аэродром не вернулись. В этот день никто не притронулся к еде, никто не обронил шутку. Ожидали друзей до позднего вечера. Но они так и не появились.
    Все очень переживали потерю, но больше всего удручила гибель капитана Литольфа, самого знаменитого к тому времени летчика Франции, признанного всеми аса, на счету которого было 14 сбитых немецких самолетов. Особенно печален был майор Тюлян. Не мог он поверить в потерю друга, с которым они сколачивали “Нормандию”. Трудно было переоценить значение Литольфа. Суровый в бою и добрый в мирной жизни, аскетичный на фронте и внимательный к друзьям, детям и животным, стройный, высокий блондин с глубокими залысинами, носивший темные очки, как бы шторкой прикрывавшие от солнца его чистые голубые совестливые глаза, с трубкой в зубах, весь в коже, с планшеткой на длинном ремешке, чуть прихрамывающий после ранения, капитан не вернулся сегодня к друзьям.
     
  9. Bazilio32

    Bazilio32 Hauptmann

    Повідомлення:
    5.801
    И еще добавлю:
    Снова раньше солнца проснулись французские летчики. В 5 часов 12 минут Тюлян поднял в небо свои “яки” и направился к востоку, навстречу лучам солнца, только что оторвавшегося от лесной кромки земли. За ним тремя клиньями шла девятка самолетов. Это были почти все, кто остался в строю “Нормандии” на день 17 июля. Соединившись с двадцатью шестью истребителями 18-го гвардейского авиаполка, которых на этот раз возглавлял их командир подполковник А.Е. Голубов, самолеты круто повернули на запад. Их ориентир – станция Белые Берега на железной дороге Орел – Брянск. Там скопилось много боевой техники и ценных грузов захватчиков. Задача: прикрыть от нападения фашистских стервятников 34 наших пикирующих бомбардировщика Пе-2, которые должны нанести точный бомбовый удар по скоплению врага на станции. Летчики выполнили задание. Несколько суток станция Белые Берега пылала огнем, рвались вагоны с боеприпасами, цистерны с бензином. Все истребители и бомбардировщики вернулись назад. Летчики получили благодарность командующего 1-й воздушной армией генерала М.М. Громова. Французские пилоты знали его. Предвоенная слава Громова облетела весь мир, не минуя и Франции.
    В этот день вылеты следовали один за другим. Как только механики проверяли машины, заправляли их топливом, пополняли боезапас, самолеты поднимались в воздух. Русское командование просило поддержать штурмовики Ил-2, которые сегодня все в деле. Они атакуют колонны врага на дорогах при подходе к фронту. Нормандцы вылетают в 8.40 утра, в 13 часов дня. Будущий Герой Советского Союза Марсель Альбер увеличивает свой счет. Отражая нападение немецкого истребителя на командира эскадрильи, он срезает ФВ-190.
    Напряжение нарастало. Усталость не столько физическая, сколько моральная, накапливалась. Двенадцать часов на ногах. Каждый уже не раз перед вылетом, глядя в небо, подумал: “Вернусь или не вернусь?”. Об этом они подумали и в 17 часов 10 минут, выруливая на старт после того, как получили задание от генерала Захарова. Он уже не приказывал, а просил летчиков прикрыть в очередной раз штурмовики. Тюлян немедленно дал согласие, а с ним в споры никто не вступал. Ему верили, за ним шли.
    Девятка взлетела и встретилась с советскими штурмовиками над заданным районом. Теперь они все вместе, одни чуть выше, другие чуть ниже, направились на юг вдоль серебрившейся Оки, потом чуть-чуть довернули вправо и вскоре достигли дороги Орел – Знаменское. Сегодня по ней весь день змеилась колонна автомашин и бронетранспортеров с пехотой. Немцы пешком ходить не любили. Скорее всего, это были части 12-й танковой и 10-й моторизованной дивизий. Они с утра 18 июля предпримут безуспешное двухсуточное контрнаступление под Болховом против частей 61-й армии генерала П. А. Белова, которые всеми силами пытались зажать в кольцо окружения группировку врага.
    Девять секунд потребовалось “ильюшиным”, чтобы сломать планы немецкого командования. Ровно столько нужно, чтобы с высоты в полторы тысячи метров почти в отвесном пике напасть на двигавшуюся колонну танков и бронемашин, сбросить на нее бомбы и выпустить весь пулеметный огонь. “Илы” вышли точно на колонну и превратили часть машин в пылающие костры. Спокойные за свои “макушки и затылки”, штурмовики пошли на второй заход, чтобы нанести удар в глубь колонны. Этому удару не смогли помешать подлетевшие со стороны Орла “фоккеры”. Их сковали боем французы, имевшие в три раза меньшую численность.
    — Раяки, отомстим за Литольфа, — раздался уверенный голос Тюляна, который первым, имея преимущество в высоте, врезался в строй “фоккеров”. Друзья командира точно повторили его маневр. Не задумываясь и не снижая хода, они свалились на немцев сверху, сцепились с ними, закружились в смертельной воздушной карусели. Первым из круга вывалился, отвесно падая огненным факелом, фашистский самолет, расстрелянный сразу М. Альбером и А. Прециози. Чуть позже с земли невозможно было различить, где свои, где чужие самолеты. Борясь за высоту, дающую преимущество в бою, машины медленно поднимались вверх. Девять наших истребителей, управляемых французскими летчиками, уводили “фокке-вульфы” от места сражения. Штурмовики тем временем раз за разом пикировали на колонну, обрушивая на немцев всю мощь губительного огня. Схватка продолжалась в мелких очагах, на которые развалился огромный клубок воздушного смерча. Гоняясь друг за другом, летчики израсходовали бензин и боезапас. Уходя в свою сторону, каждый благодарил судьбу за подаренную на этот раз жизнь.
    Но три самолета с опознавательными знаками “Нормандии” не приземлились на аэродроме близ деревни Хатенки. Никто не видел и не знал, что случилось, куда пропали Д. Беген, Ф. Вермейль и Ж. Тюлян.
    Только к вечеру следующего дня в эскадрилью на Пе-2 прилетел Беген, которому просто повезло. Он не раз попадал в переделки, но счастливо выпутывался из них. И в том злосчастном бою он сумел вытянуть свою изрешеченную машину на бреющем полете за линию фронта, к своим, и посадить на брюхо с невыпущенным шасси. Много позже, когда Беген сражался ближе к своей Родине, в небе Англии, смерть мгновенно настигла его после прямого попадания шального осколка зенитного снаряда в голову. Расспросы Бегена об участии в том бою Вермейля и Тюляна ничего не прояснили. Они не вернулись и на третий день, и никогда позже.
    Данные о произошедшем в тот день содержатся в боевом донесении за 17 июля 1943 года.
    Серия “Г”
    Боевое донесение № 87 штаба АЭ “Нормандия”
    к 22- 00 17.7.43 г., д. Хатенки, карта 500000.
    Эскадрилья в течение дня производила сопровождение Пе-2 на бомбометание ж.д. станции Белые Берега. Сопровождение Ил-2 в р-не Знаменское, Хотынец, уничтожение авиации пр-ка в р-не Ягодная, Красниково, Знаменское, Гнездилово и тренировочный полет. Всего летало 10 самолетов, произведено 40 самолето-вылетов с налетом 33 часа 41 мин., из них: на сопровождение Пе-2 – 10 самолето-вылетов с налетом 9 час. 30 мин., на сопровождение Ил-2 – 9 самолето-вылетов с налетом 6 час. 10 мин., на прикрытие и уничтожение авиации противника – 20 самолето-вылетов с налетом 17 часов 30 мин. И 1 вылет на тренировочный полет с налетом 0.21 мин.
    При выполнении задания произведено 3 воздушных боя, в которых сбит 1 ФВ-190 и 1 ФВ-190 подбит. Израсходовано боеприпасов – ШВАК – 250 шт., ВС – 165 шт.
    5.12 – 6.20 10 Як-9 и Як-1, ведущий группы майор Тюлян, производили сопровождение Пе-2 на бомбометание ж.д. станции Белые Берега. Задача выполнена. Бомбометание Пе-2 отличное. Идя на цель в р-не Рессета на Н — 2200 — 2400 м группа майора Тюлян встретила 15 Ме-110, майор Тюлян произвел одну атаку сзади в хвост, атака безрезультатна. В р-не севернее Белые Берега были обстреляны огнем зенитной артиллерии.
    8.40 – 9.32 10 Як-9 и Як-1, ведущий группы майор Тюлян, производили уничтожение авиации пр-ка в р-не Ягодная, Красниково, Знаменское, Гнездилово. Задание выполнено. Придя в р-н цели на Н — 3000 м заметили 10 ФВ-190 со стороны солнца. Группа майора Тюлян пыталась к ним подняться, но самолеты пр-ка начали набирать высоту. В это же время на Н — 3800 м были и самолеты Ла-5, с которыми и выполняли вместе задачу. Во время нахождения его пары сзади своей группы ФВ-190 пытались атаковать майора Тюлян. В момент атаки сверху спереди под ракурсом 3/4 самолет пр-ка заметил ведомого майора Тюлян л-та Альбер, атаку прекратил и вошел в вираж с набором высоты, подставил свой живот и был атакован Альбером снизу по сидению летчика. Огонь вел с дистанции 350 — 75 м. Самолет противника задымился и резко перевалился и пошел к земле. Результатов не наблюдал, но считает, что с-т был сбит и упал в р-не Ленинский.
    17.10 — 18.17 9 Як-9 и Як-1, ведущий группы майор Тюлян, производили сопровождение Ил-2 в р-не Знаменское, Хотынец. Ил-2 вернулись все. Бомбы сбросили по дороге Болотово – Орел, где движется большое количество автомашин и людей, от Орла на Селихово— Знаменское большое движение войск. В р-не цели л-т Леон на Н — 1000 м был атакован двумя ФВ-190 сверху. Это заметили капитан Прециози и лейтенант Альбер, которые и атаковали 1-го ФВ-190 сзади в хвост. Огонь открывали с дистанции 200 м. У с-та пр-ка посыпались куски, самолет сорвался с виража и боком пошел вниз. Мл. л-т Бон в том же р-не атаковал 1 ФВ-190 на Н — 1000 м, атака безрезультатна. В р-не Алешек зенитная артиллерия противника вела огонь. В момент, когда появились самолеты пр-ка, майор Тюлян пошел с набором высоты на перехват, где его больше никто не видел. По докладам летчиков, в этом р-не находилось до 30 ФВ-190. С боевого задания не вернулось 3 экипажа: майор Тюлян, ст. л-т Беген, л-т Вермейль.
    Эскадрилья с рассветом способна выполнять боевую задачу в составе 10 самолетов.
    Начальник штаба 18 ГИАП
    гв. подполковник (Вышинский)
    Зам. нач. штаба по о/р части
    гв. капитан (Шурахов)
    Горькая участь досталась майору Пуйяду, который был в “Нормандии” старшим по званию и потому возглавил ее. Это он получил первые советские награды – ордена Отечественной войны I степени, которыми были награждены капитан Литольф и майор Тюлян. Это он прикрепил ордена к парадным кителям, которые долго дожидались своих хозяев, расправленные на спинках стульев у изголовий коек в землянках. Это ему пришлось много позже передать их личные вещи и парадную одежду родственникам. И каждый раз при этом он снова переживал всем сердцем потерю друзей.
    …Сурова строчка одного из законов войны: “Летчик, не вернувшийся с задания, считается без вести пропавшим”. Да, до сих пор Жан Луи Тюлян, майор военно-воздушных сил “Сражающейся Франции”, считается без вести пропавшим для своей жены, для своего сына, для своей дочери, для своих внуков, для народов двух стран. Справедливо ли это и так ли это? Судите сами.
     
  10. raubtier

    raubtier Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    1.845
    Адреса:
    г. Новосибирск Россия
    - знамя/вымпел, орден Боевого Красного Знамени от 19 февраля и Орден Александра Невского от 5 июня 1945 года, оригинал: Le fanion du groupe de chasse II/6 "Normandie-Niemen" sur lequel on reconnaît les décorations suivantes : la Légion d'honneur, la Croix de la Libération, la Médaille militaire, la Croix de guerre avec palmes et une décoration soviétique Mars 1951 Cochinchine/Saigon, Vietnam
    ...
     

    Images:

    норман.jpg
  11. Bazilio32

    Bazilio32 Hauptmann

    Повідомлення:
    5.801
    "Нормандия-Неман" сегодня:
     

    Images:

    mirage7k.jpg
    mirage8.jpg
    mirage9.jpg
    mirage10.jpg
  12. Bazilio32

    Bazilio32 Hauptmann

    Повідомлення:
    5.801
    Рисунок:
     

    Images:

    yak1y.jpg
    yak90d.jpg
  13. SKo

    SKo Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    567
    Адреса:
    Украина

    Images:

    Нормандия-Неман1.jpg
    Нормандия-Неман2.jpg
    Нормандия-Неман3.jpg
    Нормандия-неман4.jpg
    Нормандия-неман5.jpg
    Нормандия-Неман6.jpg
    Нормандия-Неман7.jpg
    Нормандия-неман8.jpg
    Нормандия-Неман.jpg
  14. Waltermuller

    Waltermuller Gefreiter

    Повідомлення:
    76
    Адреса:
    Россия,Иваново
    А под Козельском аэродром есть.. Тоже Нормандия-Неман называется. Памятник.там.все дела... Там они базировались?
     
  15. Set Izengrimm

    Set Izengrimm Schütze

    Повідомлення:
    15.902
    Адреса:
    Чорний Вігвам
    C 20 мая по 2 июня 1943.

    Вот их боевой путь по маршруту Москва - Восточная Пруссия:
    111.jpg
     
  16. Froid

    Froid Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    749
    Адреса:
    Донецк (Panteleymonovka)
    [​IMG]
    Французский летчик полка «Нормандия-Неман» и советские техники готовят истребитель Як-3 к вылету. Летчик на фото — лейтенант Роже Марки. По окончании войны на его счету было 13 сбитых немецких самолетов. На крыле, вполоборота, стоит авиамеханик старший сержант Санин Леонид Иванович.
    [​IMG]
    Дружеский шарж на Санина Л.И. к его пятидесятилетию (февраль 1972 года).
    [​IMG]
     
  17. Froid

    Froid Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    749
    Адреса:
    Донецк (Panteleymonovka)
    Комсомольская стенгазета "Нормандии-Неман". К Первомаю 1945г.
    [​IMG]
    Колонка под знаменами союзников - стихотворный опус героя предыдущего моего поста.
    Источник - мой домашний архив.
     
  18. Bazilio32

    Bazilio32 Hauptmann

    Повідомлення:
    5.801
    1 людині також подобається це.
  19. Bazilio32

    Bazilio32 Hauptmann

    Повідомлення:
    5.801
    Памятник летчкикам "Нормандии-Неман" в Ле Бурже
     

    Images:

    IMG_0397.jpg
    IMG_0403.jpg
    IMG_0406.jpg
    BA132EXPOSTRABOURG226.jpg
    Yak9_3.jpg
    Yak9install12.jpg
  20. Bazilio32

    Bazilio32 Hauptmann

    Повідомлення:
    5.801
    И еще вот такая информация попалась:
    18-го гвардейский Витебский дважды Краснознаменный орденов Суворова 2-й степени и Почетного легиона коалиционный авиаполк «Нормандия-Неман» (штурмовой авиационный полк), 303 сад, 1 ВА.
    Полк был сформирован под Хабаровском в 1938 году как иап. В 1941 г. в полном составе отправился на фронт и в июне 1942 г. стал гвардейским. В конце 1942 г. в состав полка была включена дополнительная ( 1 "А") эскадрилья французских лётчиков "Нормандия". Её самолёты отличались от других белой молнией на борту и эмблемой провинции Нормандия. Позже, с увеличением числа французских лётчиков, в составе 303 иад был образован отдельный (4-й) полк "Нормандия", получивший впоследствии почётное наименование "Неманский". А в 18 гиап по традиции самолёты 1-й эскадрильи ( и только первой) стали нести на борту белую молнию. Кстати, в списки 1аэ 18 гиап был навечно зачислен Герой Советского Союза ст.л-т Марсель Лефевр.
    В конце войны французские лётчики , забрав подаренный И.В.Сталиным 41 истребитель, улетели домой, а 303 иад в полном составе убыла на Дальний Восток воевать с Японией. После войны Приморье стало местом постоянного базирования части. Лётчики 18 гиап в 1951-52 гг. принимали участие в боевых действиях в Корее. Четыре лётчика полка удостоены за это звания Героя Советского Союза.
    С 1982 года полк не меняя матчасти (МиГ 21 СМ), стал истребительно-бомбардировочным (апиб). В мае 1989 лётчики переучились на МиГ-27К (1аэ) и МиГ-27Д (2,3 аэ). Самолёты 1 аэ также несли белую молнию на борту, кроме того, красный щит со львами-эмблему Нормандии.
    В марте 1993 г полк начал переучивание на Су-25 и стал гв.шап.
    В июле 1994 г. полк посетила представительная делегация ВВС Франции. На встрече присутствовали более 60 лётчиков современного полка "Нормандия-Неман" и ветераны Второй мировой. В честь этого события состоялся впечатляющий праздник с парадом и воздушным шоу.
    В феврале 1995 года 18-му гв.шап присвоено почётное наименование "Нормандия - Неман".
    Дислокация полка аэродром Галенки, Приморский край...
     

    Images:

    12-a.jpg
    10-a.jpg
  21. Bazilio32

    Bazilio32 Hauptmann

    Повідомлення:
    5.801
    Знамя "Нормандии-Неман"
     

    Images:

    Mai08-751.jpg
    Mai08-752.jpg
  22. Froid

    Froid Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    749
    Адреса:
    Донецк (Panteleymonovka)
    Нашел в домашних бумагах три машинописные странички. Типа предварительных набросков к воспоминаниям.
    111.jpg

    Для чего они воевали у нас?
    Очень метко сказал на этот счет летчик Марсель Лефевр: «Мы покинули нашу поруганную родину, чтобы возвратиться туда победителями»
    Он, как и другие его братья по оружию, воевали доблестно. Сам Марсель Лефевр был удостоен звания Героя Советского союз (посмертно).
    Всего же полк «Нормандия-Неман совершил более 5.000 боевых вылетов, провел 868 воздушных боев, в которых было сбито 80 фашистских самолетов.
    Откуда «Нормандия»?
    Нормандия - часть северо-западной территории Франции, раскинувшаяся вдоль побережья Ла-Манша. Там много садов виноградников бескрайние поля.
    Многие летчики, которые окольными путями (через страны северной Африки, Ливан, Иран) попадали в Советский Союз, направлялись, как правило, штабом генерала Шарля де Голля, находившегося в Англии.
    Эти летчики выразили желание назвать свою эскадрилью «Нормандией». Идею поддержали и остальные их коллеги. Всех собиравшихся летчиков направляли в Калугу где их обучали летать на советских истребителях «ЯК-1» с ноября 1942 года, а боевое крещение состоялось в марте 1943 года. В июле 1943 года эскадрилья стала полком с тем же названием.
    На каких самолетах летать?
    Советские авиаторы, учитывая, что их французские коллеги, прибывшие к ним на учебу, полагали, что легче всего летчики освоят иностранные истребители. Им на выбор предлагали английские «Спитфайеры», американские «Аэрокобры». Но они твердо заявили: «Летать будем на самолетах «ЯК-1»
    Об этом было доложено в Ставку Главковерха И.В. Сталину. Он одобрил выбор французов и тут же позвонил по телефону Главному конструктору Александру Яковлеву:
    - товарищ Яковлев, поздравляю вас! Передайте всем, кто трудится с вами мое поздравление. Вашу машину выбрали для себя французские летчики. Еще раз спасибо, товарищ Яковлев.
    Быт.
    Мы в Туле жили раздельно со своими летунами. Они располагались в комнатах здания аэропорта, а техсостав занимал землянки в лесу на расстоянии десятка минут хода до аэродрома. Ясно, что уюта и комфорта у нас не было никакого. Не до того тогда было.
    А крыши наших землянок напоминали решето – весной, когда началось таяние снега, на двухъярусные нары начала ручейками стекать талая холодная вода. Боролись с этим бедствием как могли. Ночами спать не приходилось. Но вот французы о нашем житье-бытье ровным счетом ничего не знали.
    Питались летчики «Нормандии» по той же норме, что и наши летуны по летной фронтовой. Но им вдобавок еще полагалось вино. Одна любопытная деталь. Они с первых дней отказались употреблять пшенную кашу. Непонятно почему – как казалось нам, их русским однополчанам, пшенная каша была не хуже других каш. Однако французы в первые же дни показывали на тарелки с «пшенкой» и говорили: «Цып… цып…нет, нет…!!!».
    У них был такой обычай – если кто-либо из коллег не возвращался из боевого вылета, его личные вещи разбирали все, кто находился в одной комнате. Это служило для них памятью о нем. Если сбитый летчик впоследствии возвращался, все вещи до единой немедленно возвращались не прежние места.
    Лягушки.
    Лично мне не приходилось видеть, чтобы французские летчики употребляли в пищу лягушек, хотя нам всем была известна такая изюминка их кулинарии, и горячая привязанность к этому виду земноводных. Лично я, когда мы формировались в Туле, как-то весной был свидетелем, как один из летчиков-французов, стоя на берегу с сумкой, попросил местных ребятишек наловить ему лягушек. Некоторых он не брал, других, расплатившись нашими деньгами или плиткой шоколада, помещал в сумку. Потом он направился с ними к своему повару.
    Лететь или не лететь?
    Перед боевым вылетом каждый (точнее, почти каждый) летчик, прежде чем надеть парашют и забраться в кабину, кидал монетку, схватывал ее в воздухе на ладонь, сжимая ее в кулаке, а потом, разжав кулак, смотрел - лететь или не лететь. Имелось в виду сразу или потом. Выпадала «решка» - не летел, позже бросал снова. При «орле» тут же натягивал на себя парашютные лямки.
    Суеверие? Конечно. Но мы в такие тонкости старались не вникать - привычки, приметы, нравы и обычаи другого народа следует уважать.
    Они были и верующими. Не все. В Туле мы как-то ждали запаздывающих летчи-ков. Один из них подойдя к нам, механикам, сказал будничным голосом:
    - ваши летуны сегодня опаздывают. У них сегодня какой-то праздник. С ними капеллан. Они молятся богу.
    Понятно, мы и тут проявили понимание.
    Встреча в лесу.
    Наступала весна 1943 года. Стало теплеть. Пригревало мартовское солнышко. Однажды я углубился в лес и принялся рассматривать проклевывающиеся зеленые стрелки трав, кое-где уже голубевшие подснежники и прочие цветики. И вдруг передо мной возникает фигура нашего командира полка майора Матраса.
    Я не растерялся и, сделав, по-уставному три шага вперед, взяв «под козырек» четко отрапортовал: «Старший авиамеханик Санин находится на прогулке».
    Комполка улыбнулся - по-русски он чего-то уже к тому времени кумекал и произ-нес:
    - Очень есть карашо. Я рад!
    Матрас уже побывал на фронте, имел счет сбитым самолетам фашистов. Но сейчас, одетый в летную куртку, брюки – галифе и сапоги тоже пребывал в лирическом настрое-нии. Он улыбался по-весеннему и, наверное, мысленно, был сейчас в родной Нормандии.
    Не писать.
    Мне часто приходилось под разные даты, приходящиеся на военные годы, писать для газет свои воспоминания о пребывании в «Нормандии-Неман», обычно подписывался так: «старший сержант, старший авиамеханик третьего истребительного авиаполка «Париж» Первой французской авиадивизии в СССР «Нормандия-Неман». И всякий раз цензоры вымарывали, оставляя лишь «полк «Нормандия-Неман».
     

    Images:

    222.jpg
  23. Bazilio32

    Bazilio32 Hauptmann

    Повідомлення:
    5.801
    "Мираж" вроде бы F.1 "Нормандия-Неман"
     

    Images:

    НН.jpg
  24. Froid

    Froid Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    749
    Адреса:
    Донецк (Panteleymonovka)
    Письмо от пионеров. Середина 60-х годов. Ветеран расчувствовался, отправил личное дело в музей. Договоренность была, что скопируют и вернут. С концами...
     

    Images:

    Пионеры1.jpg
    Пионеры2.jpg
    Пионеры3.jpg
  25. legko

    legko Oberstleutnant

    Повідомлення:
    10.454
    Адреса:
    31. Juni
    1) Пилот эскадрильи «Нормандия» Альбер Литтольф в кабине самолёта Як-1Б после боевого вылета.
    2) Французские лётчики из состава эскадрильи «Нормандия-Неман» курят на фоне истребителя Як-1Б.
    3) Французские лётчики из состава эскадрильи «Нормандия - Неман» у истребителя Як-1.
    4) Командир эскадрильи «Шербур» полка «Нормандия-Неман» Марсель Лефевр и его советские товарищи у самолёта Як-3.
    5) Младший лейтенант Роже Соваж в кабине истребителя Як-3.
    6) Истребитель Як-3 №24 младшего лейтенанта Жак Андре полка «Нормандия-Неман» в полете.
    7) Истребитель Як-3 полка «Нормандия-Неман» в полете.
    8) Истребитель Як-3 полка "Нормандия-Неман" в Штутгарте. Июнь 1945 года.
    9)-10) Истребители Як-3 полка «Нормандия-Неман» во Франции.
     

    Images:

    0_91140_22e05b_XXXL.jpg
    0_8df8f_a7000bb2_XXXL.jpg
    0_5af1c_33db4f34_XXXL.jpg
    0_8191d_14b3b947_XXXL.jpg
    0_817fd_8b24e441_XXXL.jpg
    0_7c383_b049cf6f_XXXL.jpg
    0_79cd3_694716a9_XXXL.jpg
    0_6bec8_f769d8a5_XXXL.jpg
    0_6bec4_c85aa22c_XXXL.jpg
    0_6bec3_df97259f_XXXL.jpg
  26. legko

    legko Oberstleutnant

    Повідомлення:
    10.454
    Адреса:
    31. Juni
    Французские лётчики играют в шахматы у истребителя Як-1 аспиранта Ролана де ля Пуапа.
     

    Images:

    0_81c73_82e042d_XXXL.jpg