Доброе время суток всем форумчанам! Заговорить на тему БЕПО 55 заставили меня личные интересы, т.к. у меня дед служил на нем, но точно не уверен. Почему берут сомненья, да очень просто, дело в том, что судьба БЕПО 55 очень загадочна и непонятна. Точных фактов нет, одни догадки и вымыслы. ПО БЕПО 56 все ясно, а с 55 чудеса да и только.Четко установлено, что командиром БЕПО 55 был капитан Судаков Дмитрий Матвеевич, который, по данным мемориала, пропал без вести в сентябре 1941 года в районе Барышевка-Борисполь. В донесениях о безвовратных потерях фигурирует и фамилия моего деда Бажан Петр Матвеевич, лейтенант, начальник гарнизона и тоже пропал без вести в сентябре 1941 года в районе Барышевка-Борисполь. Но самое интересное заключается в том, что Судаков Д.М. оказался жив и проживал после войны в г. Коростень, где кстати и дислоцировался БЕПО 55. НУ, что скажите, давайте делиться информацией.
Бронепоезда полков НКВД по охране железнодорожных сооружений По состоянию на 1.06.1941 г. 4 дивизия 55 полк БЕПО-МБВ - Коростень. 56 полк Учебный БЕПО-МБВ (старший лейтенант П. К. Ищенко) - Черкассы. 57 полк БЕПО (капитан М. И. Солохин) - ст.Знаменка. Это видимио имеется ввиду?
Доброе всем время суток! Ну вот тема получает развитие. В состав 55 полка НКВД входили: 1 бождс-дислокация Овруч, 2 бождс-дислокация Казатин, 55 БЕПО-дислокация Коростень. Неизветными остаются командиры 1 и 2 бождс. Может у кого-то есть инфа по ним.
Да еще, точно известно, что командир БЕПО 55 Судаков Д.М., числившийся по данным Мемориала пропавшим без вести, после войны проживал в Коростене. Но думаю, что на сегодняшний момент он уже древний дедушка, или ...... Я перелопатил массу информации, касающуюся бронепоездов 4 дивизии НКВД, но о 55 БЕПО не упоминаний. Хотя на форуме РККА прочитал, что по последней датировке Мажирина (командира дивизии), на 12.09.1941 года 55 и 57 БЕПО были под Лубнами. Да, это именно тот Мажирин, который последний покидал Киев и взрывал мосты через Днепр.
Возможно по 55-ому есть сведения в немецких документах, если он был захвачен или восстановлен гитлеровцами. Как гипотеза.
Раз нет инфы-надо искать на месте...Бронепоезд и Судаков возможно оставили след в истории в виде местных воспоминаний... Музей Локомотивного депо ст. Коростень Адрес: 11500, г. Коростень, ул. Деповская, 1 Тел. (04142) 9-53-12 также библиотеки Коростеня - http://myciti.at.ua/index/kultura/0-27 Удачи в поисках! Будут результаты - отпишитесь!
Насколько я понял, уважаемый товарищ имеет ввиду, что поезда приняли непосредственное участие в Киевской оборонительной операции, завершившейся 29-го сентября. 12 поезда были под Лубнами... На основании следующего отрывка хочу понять: не попал ли 55-й БЕПО в котел? "В ночь на 12 сентября под проливным дождем 16-я танковая дивизия переправилась через Днепр, а утром внезапно всей своей массой обрушилась на пехотинцев 297-й стрелковой дивизии полковника П. П. Чувашева. На второй день немецкие танкисты подошли к реке Суле, южнее города Лубны. Но здесь путь им преградили советские зенитчики и отряды городской самообороны. А в это время 3-я танковая дивизия генерала В. Моделя из группы Гудериана подошла к Лохвице с севера. Между 3-й и 16-й немецкими дивизиями еще оставался 40-км «коридор», которым советские войска уже не могли воспользоваться для отхода на восток: во-первых, потому что Ставка категорически запретила им отходить, а во-вторых, было уже слишком поздно. 13 сентября Тимошенко, прибывший в штаб Юго-Западного направления сменить Буденного, заверил Верховного, что Киев будет удержан. 14 сентября вражеские части овладели Лохвицей и Лубнами. Бои вокруг Лохвицы и под Лубнами продолжались и на другой день, но к Лохвице с юго-востока подошла 9-я танковая дивизия. Оборонявшие Киев войска находились в 200 км к западу от места соединения вражеских дивизий. Гигантское кольцо вокруг четырех советских армий замкнулось. В «котле» оказалось и управление Юго-Западного фронта."http://wwii-soldat.narod.ru/OPER/ARTICLES/008-kiev.htm Пожалуйста, проясните?
Вот кстати очень интересная книга и цитата из нее про оборону полка НКВД севернее Лубны, глава "До последнего патрона":" Латышев объяснил нам, что полк вынужден был оставить Лубны и теперь его батальоны окопались севернее города. Нашей роте приказано занять оборону у развилки дорог возле села Клепачи и прикрыть основные силы полка с востока...Пока мы окапывались, со стороны Пирятина к Лубнам подошел бронепоезд. Затем по дороге проследовали автомашины с прицепленными к ним орудиями. Капитан Рыков организовал службу охранения и разрешил людям отдыхать...Рыков зачитал приказ, В приказе говорилось, что в соответствии с решением представителя командования 26-й армии генерала Алексеева 16 сентября полк в шесть часов утра переходит в наступление на город Лубны с задачей овладеть мостами через реку Сулу. Нас поддерживает артиллерийский зенитный дивизион и бронепоезд. В дальнейшем атаку развивают 186-й артполк и маршевый батальон из 26-й армии...Еще плыл в лощинах туман, а артдивизион и бронепоезд начали артиллерийскую подготовку. Вслед за первыми залпами полк из четырехсот с небольшим бойцов перешел в наступление...Гитлеровцы стали сосредоточиваться для атаки в районе монастыря. Полуразрушенный монастырь стоял на возвышенности неподалеку от города за Ольшанкой. Вот там и скопилось несколько десятков танков. Развернувшись в боевой порядок, они медленно поползли к позициям полка. Все поле покрылось разрывами. На огонь танков ответили наши артиллерийские батареи и орудия бронепоезда. 16 сентября гитлеровцы неоднократно атаковали оборону полка, но каждый раз, наталкиваясь на стойкость пограничников, сильный огонь бронепоезда и артдивизиона, откатывались назад." Посмотрите сами, может это оно? http://militera.lib.ru/memo/russian/padzhev_mg/02.html
Не знаю-подойдёт ли ,но в этой ссылке- http://ru.wikipedia.org/wiki/Бронепоезд в самом низу есть две ссылки на скачивание .По первой нашёл упоминание о бп номер 55(лёгкий бп и 56 (тяжёлый бп) в составе 7 дивизиона бронепоездов. Командир подполеовник Жамкин. Может что то не то увидел шрифт там неважный. "Бронепоезда Красной Армии 1930-1941 гг." http://railbook.net/?mod=books&cat=11&getbook=149
В этой ссылке речь идет о 7 дивизионе БеПо РККА, в то время как ищутся следы бронепоезда НКВД. А вот упоминание БЕПО-МБВ указывает, что этот бронепоезд состоял из мотоброневагонов Д-2. Впрочем, он такой был не один.
С Константином мы на эту тему уже общались. Но в порядке общей информации: командир БЕПО НКВД №55 к-н Судкаов Д.М. умер в 1985 году в г. Коростене, где и похоронен.
Для начала попробуем обосновать версию Мемориала. БЕПО-55, базируясь на коростеньский ж/д узел, по всей видимости, первоначально поддерживал действия войск 5-й армии, оборонявшейся в Коростеньском УРе. При отводе 5-й армии и 27 ск за Днепр БЕПО-55, скорее всего, был заранее передислоцирован в КИУР и стал взаимодействовать с частями 37-й армии. Бронепоезда КИУРа, среди которых был и БЕПО-55, не могли оставить укрепрайон и остальную территорию, ещё контролируемую войсками 37-й армии, до получения разрешения Ставки ВГК на оставление Киева и КИУРа. Это разрешение поступило только 17 сентября в 23.40. Однако ещё 16 сентября немцами был взят Яготин, и тем самым была перерезана последняя ж/д магистраль, по которой БЕПО-55 мог попасть (хотя только чудом) в район г. Лубны. По имеющимся данным, бронепоезда КИУРа были остановлены на перегоне Березань – Яготин примерно на 84-м километре ж/д магистрали Киев – Полтава. Не исключено, что если БЕПО-55 (как бронепоезд НКВД) был арьергардным в походном ордере отходящих войск, то он вполне мог оказаться на перегоне Борисполь – Барышевка, где и был блокирован в результате прорыва немецких войск в район Борисполя и в район Барышевки днём 19 сентября 1941 года. Просьба указать источник с версией Мажирина.
Отрывок (в переводе с украинского) из книги «Подвиг на віки: Книга Пам’яти України – місто-герой Київ. – К., 2000, с. 38: «Главной ударной силой народного ополчения Киева были бронепоезда «Литер А» (командир А.С. Тихоход), «Литер Б» (командир Л.В. Василевский), «Дарничанка» (командир М.А. Богданов). Они тесно взаимодействовали с бронепоездами НКВД: № 55 (командир капитан Судаков), № 56 (командир капитан П.К. Ищенко), № 57 (командир майор Паньков)… Бронепоезда народного ополчения действовали под Ирпенём, Ворзелем, Постом-Волынским, Жулянами, Пирогово, Бояркой, Мышеловкой. Диапазон действий бронепоездов НКВД был более широким: Новоград-Волынский, Коростень, Белая Церковь, Мироновка, Тетерев. А когда бои перекинулись на левый берег Днепра, бронепоезда полностью использовали огневые возможности для поддержки окружённых войск. 25 сентября в районе Березани их пришлось подорвать».
Сие есть долей правды с нагромождением ошибок. Бронепоезда "Дарничанка" не существовало - бронепоезд "Литер В" получил наименование "Дарничанин" уже после войны, как партия решила. Его командира Богданова звали Николай Павлович, а с какого потолка вязты инициалы "М.А." для меня загадка. Бронепоездом войск НКВД №57 командовал капитан Солохин Михаил Иванович, а майор Паньков Михаил Владимирович командовал бронепоездом войск НКВД №66. Василевский командовал "Литер Б" только до своего ранения, а после него командовал уже Голованев. Подобные "источники" нужно многократно перепроверять, т.к. ошибок в них масса. Откуда такая уверенность? А Вы не пытались рассмотреть вариант, когда "бронепоезда КиУРа" могли оставить КиУР значительно ранее, имеяя на это соответствующий приказ Стаки/фронта/армии?
И про этот БЕПО, и про судьбу его командира детально написано в книге "Бронепоезда 41-го. Юго-Западное направление": http://reibert.info/threads/Книга-Бронепоезда-41-го-Юго-западное-направление.310818/