Всем добрый день! Сегодня решил продемонстрировать свою реставрацию и консервацию тюркского боевого чекана. «Хазары» VIII-X век., Найден в Крыму. Проводим первоначальную механическую расчистку топора. Снимаем верхние слои смеси нароста земли и ржи. Для этого использовал шаберы и мелкие надфили с применением бор машинки. В данном случаи, необходима точность и без особого патриотизма и озабоченности, нельзя допускать зацепа «живой поверхности». Эта поверхность находиться под коркой ржи и металла, лицо оригинальной поверхности артефакта: После механического воздействия, опускаем данный топор в дистиллят. ( Главное, чтобы в емкости дистиллята не было кислорода ) Два месяца купаний в воде, с периодичностью промывки и кипячений в том же дистилляте. Как видим, появилась оригинальная поверхность, но еще присущи очаги коррозии: Четвертый месяц бань и промывок в дистилляте. С периодичностью механических прочисток некоторых все еще присущих очагов: После 5-х месячных интенсивных бань, очаги коррозии были погашены. Топор обрабатываем «Танином». Про ингибиторы уже много сказано, не буду останавливаться. В процессе обработки, вновь прибегаем к мелким механическим воздействиям. Некоторые пластические операции убирают следы 1000 летнего воздействия агрессивной среды. Подготавливаем Ксмолоид Н-80 для консервации артефакта. Вот такой результат ( фото без воска Н-80 )
Немного помучившись, решил сообразить к нему рукоять. Рукоять из гибкой рябины, одевалась через низ топорика ( классический и правильный метод ) Изюминкой, решил выгравировать на медной пластине две надписи на Староарабском "Куфи" и Еврейском, согласно 8-10 века. Надпись переводиться как "Защитник Веры" На данный момент надпись маркером, в скором буду инкрустировать оловом или серебром, пока не решил.....
Обычный способ которым пользуются радиолюбители для изготовления печатных плат , применяется раствор хлорного железа , или медного купороса с поваренной солью , или азотная кислота , или персульфат аммония ( натрия , калия ) . Я пользуюсь хлорным железом из-а доступности и простоты . Фон заливается кислотостойкой краской и рисунок процарапывается , на оголённых участках металл съедается в растворе , от времени зависит глубина , потом краска смывается . Вот здесь рассматривалось http://reibert.info/threads/Пока-штормило-да-шторило.292669/page-4#post-4390177 В вашем случае вокруг надписи закрепить ванночку из пластилина для раствора и время от времени перемешивать раствор палочкой и тампоном вымывать продукты реакции .