ХАИ Р-10. Высотный разведчик

Тема у розділі 'ВПС РСЧА та ВПС РСЧФ (ВМС РСЧА)', створена користувачем VADOS2009, 29 гру 2014.

  1. VADOS2009

    VADOS2009 Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    1.415
    Адреса:
    Тихий Лес
    ХАИ Р-10
    Высотный разведчик

    Весной 1936 года группа специалистов под руководством профессора Харьковского авиационного института И.Г.Немана, уже известного своими трудами в области самолетостроения, сконструировала двухместный разведчик монопланной схемы, названный Р-10 (ХАИ-5). По своей аэродинамической схеме и конструктивному исполнению самолет ХАИ-5 имел много общего с ХАИ-ВВ и отличался от него в основном меньшими геометрическими размерами, более мощным двигателем воздушного охлаждения М-25 и различными местными аэродинамическими и конструктивными улучшениями. Самолет ХАИ-5 являлся двухместным монопланом с низкорасположенным крылом, закрытой кабиной летчика, экранированной турелью стрелка и убирающимся в центроплан с помощью пневматического привода одностоечным шасси с тормозными колесами. Самолет имел продольную схему компоновки фюзеляжа с большим разносом масс по длине. Для предотвращения резкого сдвига центра тяжести самолета назад из-за размещения кабины летчика-наблюдателя (летнаба) в хвостовой части фюзеляжа на самолете ХАИ-5 использовалось крыло с большой стреловидностью отъемных частей. Продольная балансировка самолета обеспечивалась триммерами руля высоты. Конструкция самолета - в основном деревянная, за исключением хвостового оперения, имевшего металлическую конструкцию, обтянутую полотном. Крыло самолета оснащалось посадочными щитками Шренка с пневматическим управлением, применение которых позволило на 15 км/ч уменьшить посадочную скорость самолета и совместно с тормозами колес почти на 100 м сократить длину пробега.
    Наступательное стрелковое вооружение самолета состояло из двух несинхронных крыльевых пулеметов ШКАС с боезапасом по 450 патронов: На штурмовом варианте предусматривалась установка четырех таких пулеметов. В кабине летнаба размещался подвижный оборонительный пулемет ШКАС с боезапасом 600 патронов. Он устанавливался в экранированной турели МВ-З конструкции Г.М.Можаровского и И.В.Веневидова, вредное сопротивление которой уменьшалось передним и задним фюзеляжными обтекателями. На самолете обеспечивались внутренняя подвеска в фюзеляжном бомбоотсеке 300 кг бомб (шести фугасных авиабомб массой по 50 кг), их поодиночный и залповый прицельный сброс из кабин летнаба и летчика. Самолет имел аэрофотоаппаратуру и радиооборудование для двухсторонней радиосвязи. В конце августа 1936 г. на государственные испытания поступил опытный многоцелевой самолет ХАИ-5, предназначенный для использования в качестве разведчика, штурмовика и легкого бомбардировщика. По оценке летчиков ХАИ-5 обладал удовлетворительной устойчивостью по всем трем осям. Его техника пилотирования ничем не отличалась от техники пилотирования других самолетов разведывательного типа и все элементы полета, в том числе петли, перевороты через крыло и штопор, выполнялись довольно легко, без напряжения. Самолет хорошо слушался рулей, и при использовании триммера на руле высоты нагрузка на ручку управления была незначительной. Выполнение посадки требовало плавного вывода самолета из планирования и повышенного внимания летчика на выравнивании. Испытатели отмечали, что по сравнению с разведчиками Р-5 и Р-Z, состоявшими на вооружении, самолет ХАИ-5 имел значительные преимущества в горизонтальной скорости, не уступал им в скороподъемности, обладал лучшим обзором для членов экипажа и большими углами обстрела.
    Несмотря на то, что ХАИ-5 почти на 60 км/ч уступал в максимальной скорости горизонтального полета самолету Р-9 с неубирающимся шасси, он был рекомендован к принятию на вооружение под обозначением Р-10. Это решение и начавшееся в 1937 г. его серийное производство определялись необходимостью срочной замены устаревших разведчиков и штурмовиков Р-5 и Р-Z более современным самолетом, хотя и не вполне соответствующим новым требованиям. Самолет Р-10 состоял на вооружении авиационных частей до начала Великой Отечественной войны. Его сменили затем более скоростные двухмоторные самолеты Пе-2 и Пе-3, а также истребители, применяемые в качестве разведчиков. Для гражданской авиации строился почтово-грузовой вариант самолета, который эксплуатировался на воздушных линиях под маркой ПС-5 (почтовый самолет-пятый).

    Тактико-технические характеристики самолета:
    Год принятия на вооружение - 1937
    Размах крыла - 12,2 м
    Длина - 9,4 м
    Высота - 3,8 м
    Тип двигателя - 1 ПД М-25
    Мощность - 830 л.с.
    Максимальная скорость - 388 км/ч
    Крейсерская скорость - 346 км/ч
    Практическая дальность - 700 км
    Практический потолок - 6200 м
    Экипаж - 2 чел
    Вооружение: 2 7.62-мм пулемета ШКАС (450 патронов) и 1 оборонительный 7.62-мм пулемет ШКАС (600 патронов), 6 х 50-кг бомб.
     

    Images:

    images.jpg
    images.png
    скачанные файлы (1).jpg
    скачанные файлы (2).jpg
    скачанные файлы (3).jpg
    скачанные файлы (4).jpg
    скачанные файлы.jpg
    Останнє редагування модератором: 30 гру 2014
    legko подобається це.
  2. Цікаві лоти

    1. Стан по фото, робочий. Іскру висікає добре. Матеріал корпусу скоріш за все срібло, але клейма не зна...
      1245 грн.
    2. Сохран по фото, оригинал. Ручная работа! Редчайший предмет в коллекцию!
      3600 грн.
    3. (в наявності 44 шт.)
      Роки діяльності підприємства 1925-1939р. Приклад тогочасної реклами - останні три фото
      125 грн.
    4. Стан по фото, добрий. Коробка як нова. Гарні клейма.
      950 грн.
    5. Лесной коп с мокрого блиндажа . Почищены , просушены . Дерево крепкое . Вес лота = 105 грамм . Высот...
      200 грн.
  3. legko

    legko Oberstleutnant

    Повідомлення:
    10.530
    Адреса:
    31. Juni
    Р-10
     

    Images:

    275289090_10227609104191936_2820993926193688679_n.jpg
    Ivan. подобається це.
  4. legko

    legko Oberstleutnant

    Повідомлення:
    10.530
    Адреса:
    31. Juni
    1941
     

    Images:

    422999499_2480196588829962_1937879003267434994_n.jpg