В Музее военной формы открылась выставка "Самокатчики, вперед!" Подлинные военные велосипеды можно увидеть в Музее военной формы. Выставочный проект, впервые представляемый в России, приурочен к 75-летию Победы и продолжит свою работу до 4 ноября 2020 года. Посетители экспозиции увидят снаряжения и вооружения велосипедных (самокатных) команд и подразделений XIX–XX века в вооруженных силах стран Западной Европы, Российской империи и Советского Союза. Фото: Москва 24/Никита Симонов https://www.m24.ru/galleries/obshchestvo/31072020/8714
Велосипед - не средство передвижения, а боевой товарищ. Музей военной формы Российского военно-исторического общества посвятил выставку популярному транспорту двух мировых войн. Экспозицию под названием «Самокатчики, вперед!» осмотрела Ксения Егорова. Все это только малая часть велособрания Андрея Мятиева, всего у него более восьмисот исторических велосипедов, в том числе и такие ветераны с уникальными тактико-техническими способностями. «Это армейский велосипед, принятый на вооружение русской армией в 1916 году. Конкретно этот экземпляр изготовлен в 1917 году. Было сделано всего 682 экземпляра», - заявил коллекционер, директор Музея истории велосипедного дела в России Андрей Мятиев. Военно-велосипедному делу - более ста лет. Первые двухколесные железные были поставлены на вооружение еще в конце 80-х XIX века в Англии. А вот такие высококолесные «пауки» - также производства Великобритании - участвовали в еще в франко-прусской компании 1870-71 годов. Тех, кто не уронив достоинства, мог балансировать на «пауке», использовали в качестве посыльных. В самом начале пути в нашей стране их назвали «самокатчиками». Есть здесь и конкретная история в документах одного из них - инженер Кирилл Гладкий в особом самокатном отряде ПВО помогал оборонять Москву непростой зимой 41-го. Легкое, надежное и дешевое средство передвижения использовали и советские войска, в основном, сапёрные и разведывательные подразделения. Одна из самых популярных моделей 30-40-х - МД-1 – мужская, дорожная. Велосипеды помогали поддерживать связь, вести наблюдение и быстрее пехоты оказываться в нужное время в нужном месте. С велосипедами даже десантировались. В высадке союзников на берега Нормандии 6 июня 44-го принимал участие и этот складной экземпляр. Больше всего велосипедов во Второй мировой было у подразделений Вермахта в стрелковых и связных частях, но использовать их эффективно в условиях нашего бездорожья еще не каждый был способен. После окончания Второй мировой они попали в нашу страну в качестве трофеев, и на них училось ездит уже послевоенное поколение советских детей. «Если человек поглубже захочет эту историю узнать, у нас готовы экскурсии, у нас готовы экскурсии, которые мы с завтрашнего дня начинаем запускать, поэтому люди, которые захотят пройти с экскурсоводом по этой выставке смогут узнать эту историю намного больше», - отметила исполнительный директор Музея военной истории Российского военно-исторического общества Елена Синицина. Велосипеды не покинули армию и в XXI веке, продолжая служить верой и правдой вплоть до недавнего времени. Но и сегодня, возможно, эта двухколесная история еще не завершена. Ксения Егорова https://tvkultura.ru/article/show/article_id/365630/
Самокатчики, вперед! https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/museum/32657/responses/6921