Всё о саперах

Тема у розділі 'Сухопутні сили РСЧА', створена користувачем GRAFWAL, 26 кві 2010.

  1. андрей737

    андрей737 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    406
    Адреса:
    ЗабВО
    самый главный шанцевый инструмент сапера это ножницы для резки колючей проволоки. Поставляется, как правило, в комплектах КР-И или КР-1
     
  2. Цікаві лоти

    1. Жетон з не зовсім зрозумілою розшифровкою, або Ersatz Bau Bataillon 5 (запасний будівельний батальон...
      1000 грн.
    2. Жетон 2-ї роти 185-го запасного піхотного батальйону Вермахту.
      1000 грн.
    3. З болота.Стан по фото.Алюміній. Розшифровка: 3 Kompanie Panzerabwehr Abteilung 34 3 рота 34 противот...
      1000 грн.
    4. Жетон кадрової батареї 290-го запасного моторизованого важкого артеллерійського дивізіона "STAMM. BA...
      1000 грн.
    5. Цынк Арта состояние по фото
      750 грн.
  3. panarin

    panarin Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    2.074
    Приветствую.

    Да мы не как не определимся, какая она по форме сумка сапера в довоенное время была. В инете за нее что только не выдают. Никак в Питер попасть не могу,хотел в Арсенале ее посмотреть, если она там есть.

    Еще одна загадка индукционный зонд ИЗ (первые миноискатели) 39-40 г. Вчера просторы инета весь день прочесывал - никакой инфы кроме двух строчек что выпускался в Ленинграде в количестве примерно 2 тыс.шт. ВИМ-2 есть фото, может это второе название одного и того же изделия???

    с уважением
     
  4. panarin

    panarin Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    2.074
    Ну и статья, так сказать истоки.....появления миноискателей.Версия западная... кладо\рудо искательная
    http://kladoiskatel.net/page.php?227


    Тоже пока ИЗ искал на народное творчество Ленинградское наткнулся. Видимо противопехотные мины "тралить" вручную. Правильно видимо Задорнов глаголит - в соображалке нам равных нет.В электронной базе фотографий ЦГАКФФД С-Пб числится подборка фотографий как "Миноискатель Ленфронта"
     

    Images:

    minoiskatel_02.jpg
    minoiskatel_03.jpg
    minoiskatel_04.jpg
    андрей737 та MARYAN подобається це.
  5. андрей737

    андрей737 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    406
    Адреса:
    ЗабВО
    да она скорей всего такая же и была, зачем велосипед выдумывать, а про миноискатели, этот ВИМ в финскую войну испытывали, причем испытывал сам конструктор и первое что нашел с его помощью, был старый утюг, что-то про него писали в книге "Инженерные войска", завтра найду ее и посмотрю. У меня в роте был миноискатель УМИВ, вот что за зверь такой? Я, к своему сожалению, так с ним и не поработал, так и провалялся он в каптерке.
     
    panarin подобається це.
  6. panarin

    panarin Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    2.074
    Попутно еще инженерная техника РККА/КА попалась.
     

    Images:

    Развертывание пункта водоснабжения с использованием автофильтровальной станции АФС-5000. 1936 г..jpg
    Наведение подвесного моста. 1930-е гг..jpg
    Ковш лопата на ЧТЗ.jpg
    Агрегат вращательного бурения АБВ-100..jpg
    MARYAN подобається це.
  7. MARYAN

    MARYAN Leutnant

    Повідомлення:
    1.635
    Адреса:
    Самбiр/Москва
    Достаточнго неплохой сайт по инженерным войскам. Охватывает большой период времени и информации о форме и инженерных боеприпасах, фортификации.

    . http://www.saper.etel.ru/uniform-2/uniform-14.html
     
    Останнє редагування: 21 лис 2013
  8. MARYAN

    MARYAN Leutnant

    Повідомлення:
    1.635
    Адреса:
    Самбiр/Москва
    Вот вы спорите какой главный инструмент у сапера. На мой взгляд самый главный инструмент то токорым сапер выполняе свою боевую задачу, для когото это миноискатель, для мостовиков это пила и топор, для подразделений полевой фортификации это конечно лопата и тд.
     
  9. андрей737

    андрей737 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    406
    Адреса:
    ЗабВО
    В принципе правильно, но я имел ввиду чисто саперные подразделения. У понтонеров главный инструмент- понтонный рычаг. Подразделения полевой фортификации, а правильно их назвать будет техническими или позиционными лопат вообще не имеют за исключением ЗИП машин. Это всегда всех удивляло, хотя зачем, например, экскаваторщику лопата.
     
  10. MARYAN

    MARYAN Leutnant

    Повідомлення:
    1.635
    Адреса:
    Самбiр/Москва
    Надоже както водителю ЭОВ 4421 ковш от грунта очищать, или у БАТ-М отвал чистить.

    Помню в учебных лагерях право очищать ковш всегдапредоставлялся сержанту, а остальные курсанты гусянку вычещали. Извеняюсь за маленько отступление просто вспомнились курсантские времена.
     
  11. андрей737

    андрей737 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    406
    Адреса:
    ЗабВО
    На ИМР так и есть, механик просто не сможет и отвал чистить и одновременно переводить его в походное положение, вот для этого одна БСЛ-110 и есть в комплекте машины. Больше лопат и не требуется. А в общем, инженерные подразделения немногочисленны (за исключением понтонных) и много шанцевого инструмента им не требуется.
     
  12. андрей737

    андрей737 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    406
    Адреса:
    ЗабВО
    Сказать честно, не очень то позавидуешь тем кто с этим "чудом" работал. Катить эту штуку по полю (ну только если не футбольное), с его буераками впереди себя, периодически спотыкаясь?!. Скорей всего эта штука так и осталась "соображалкой". Я бы, например, такой штукой пользоваться не стал бы. Проще щупом или ножиком, с миноискателем конечно. И как только В. Бычевский это "чудо" одобрил?
     
  13. panarin

    panarin Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    2.074
    Согласен практическая ценность невысокая. Гораздо практичнее был бы трал (цепковый или катковый) на бронетехнике. Техника разминирования та же была бы.

    Но и щупом, особенно наши деревянные, противопехотные мины, пролежавшие несколько месяцев в земле искать не высокое удовольствие. Тут интересно мышление, в поисках способов разминирования - явно не стандартное.

    с уважением
     
  14. MARYAN

    MARYAN Leutnant

    Повідомлення:
    1.635
    Адреса:
    Самбiр/Москва

    За фото спасибо. Очень интересные. На солдате походу английская каска.

    А что сакается данного "миноискателя" то скорей всего это попытка сделать минный трал.
    Польза от такого изобритения минимальная, чтобы обезвредить мину то ее надо выкорчевать (или взорвать на месте тоесть привести в действие ), а тащить такую штука чтобы она врезалась в землю да еще в ручную, это слишком тяжело, и то если это поле, а представте где кусты и лес, сплошные корни.
     
    Останнє редагування: 10 гру 2013
  15. MARYAN

    MARYAN Leutnant

    Повідомлення:
    1.635
    Адреса:
    Самбiр/Москва
    Ну раз пошла тема о миных тралах, то как не вспомнить минные тралы навешиваемые на танки и создание инженерно-танквых полков.

    Минный трал ПТ-3 являлся навесным оборудованием на доработанные танки Т-34-76, Т-34-85, Т-44, КВ-1С, ИС-2, предназначенным для защиты танков от противотанковых мин нажимного действия. Доработка танка заключалась в том, что к нижнему лобовому листу приваривались два кронштейна, к которым крепилась рама трала.

    Сам трал представлял раму, к которой в свою очередь шарнирно через траверсу крепилась ось. На ось были надеты две группы стальных катков. Каждая группа состояла из пяти катков. Группы катков на оси были распределены так, что они оказывались на одной прямой с гусеницами танка. Ширина каждой группы катков была 1.2 метра, промежуток между группами также 1.2 метра. Таким образом ширина, протраливаемой полосы 3.6 метра с непротраленным промежутком 1.2 метра. Вес трала 4.8 тонны.

    Действие трала заключалось в том, что двигающийся танк толкал перед собой раму с катками. Наезжание катков на мину приводило к срабатыванию нажимного взрывателя и взрыву мины без ущерба для танка, который после взрыва мог продолжать движение. Группа катков выдерживала до 8-10 взрывов немецкой мины типа T.Mi.42 (6.5 кг. тротила или пентрита), после чего требовалась замена катков, которая могла выполняться без снятия трала с танка. Запасные катки перевозились автотранспортом взвода подвозки тралов роты обеспечения полка.

    Следует заметить, что на стандартном трех-четырехрядном минном поле танк может встретить не более 1-3 мин.

    На танке трал мог быть только в боевом положении. При совершении марша траверса с осью и катками могла сниматься и перевозиться на автомобиле, что обеспечивало высокую транспортную скорость как танка, так и траверсы с катками, а при необходимости достаточно быстрое приведение трала в боевое положение. Если использование тралов не планировалось, то и рама отсоединялась от танка и грузилась на автомобиль.

    Скорость движения танка с тралом ПТ-3 по средне-пересеченной местности 10-15 км/час, наименьший радиус поворота (без выхода гусениц за пределы протраленной полосы) 20 метров. При необходимости создать сплошной проход для пропуска обычных танков и автотранспорта рекомендовалось траление двумя танками, которые двигались уступом со смещением втрого танка влево или вправо на 1.2 метра. В этом случае образовывался сплошной проход шириной 4.8 метра.

    тут более подробней о инженерно-танковых полках коих было не так уж много всего лиш семь.http://army.armor.kiev.ua/hist/tank-inz-polk.php
     

    Images:

    ТРМЛ.jpg
  16. MARYAN

    MARYAN Leutnant

    Повідомлення:
    1.635
    Адреса:
    Самбiр/Москва
    Для преодоления минно-взрывных заграждений танками БТ-5 в середине 30-х гг. проводились работы по созданию различных типов минных тралов. В ноябре 1934 г. в ВЭТА в Ленинграде под руководством Б.Ушакова и Н.В. Цейца (Опытной завод Спецмаштреста им. С.М.Кирова) был разработан проект бойкового трала для танка БТ-5. Его конструкция обеспечивала сплошное траление мин. В 1936 г. был изготовлен опытный образец, который обеспечивал траление непосредственно перед гусеницами танка. Трал был установлен на танке Т-26 и прошел полигонные испытания. В результате проведенных испытаний различных типов тралов были выявлены преимущества катковых (нажимных) тралов. Одновременно был получен большой опыт в разработке минных тралов других принципов действия


    В период ведения боевых действий против Финляндии (1939г) применение финами противотанковых мин привело к необходимости по созданию танковых тралов.
    Наиболее удачный танковый трал разработал адъюнкт военно-инженерной академии П.М.Мугалёв. Он пришёл к выводу о создании танкового трала в виде нескольких стальных дисков, на которые по возможности прикрепить стальные шпоры. На одном из Ленинградских заводов был изготовлен дисковый трал, представлявший собой стальную балку, которая крепилась к оси, а на ней смонтировано с двух сторон до 8 дисков. 5 января 1940г. были проведены испытания, по результатам которых видимо была изготовлена небольшая партия тралов.
    В конце февраля был изготовлен ещё один усовершенствованный трал, но проверить его в боевых условиях не удалось - кончилась война.
     
    panarin подобається це.
  17. panarin

    panarin Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    2.074
    Да до войны много экспериментировали с танковыми тралами. Жаль что поздно схватились их в войска поставлять в ВОВ. Да и то только катковый ПТ-3. Хотя способов разминирования минных полей перед передним краем противника много, в том числе и "обработка" их среднекалиберной артиллерией перед наступлением. Попутно создаются и укрытия для перебежек (воронки) для наступающей пехоты. Сопсоб еще с ПМВ. А в ВОВ его немцы эффективно на южном фасе Курской дуги применяли.

    В книге Железнодорожные войска России.
    http://militera.lib.ru/h/zheleznodorozhnye_voyska_rossii/index.html
    приводится еще пример, так называемый способ "боронования". Но вот после войны, когда стал остро вопрос массового разминирования территории СССР, сказался (при обеих способах) недостаток тягачей для разминирования. И...как всегда вручную....

    с уважением

    Ну и еще из снаряжения:
    1) Донкрат путевой. Им саперы из минно-подрывных взводов путевых и мостовых ж/д батальонов ж/д полотно поднимали,(начиная с Запорожья) а потом обследовали насыпь на предмет мин.
    2) костюмчик водолаза инженерных войск. Нужная вещь, когда после обстрела или бомбежки понтоны тонули. Вот он их цеплял и потом их вытаскивали для ремонта.
    3)ну и электрозаграждение, попытка немчуру электрошоком бить перед препятствием(снимок реплика на старину).
    4) еще костюмчик водолазный, но уже в музее
    5) еще одному жизнь кираса спасла. (снимок финский времен ВОВ)

    Где то снимок линейки саперной складной еще затерялся, найду выложу
     

    Images:

    донкрат путевой.png
    Саперный водолазный костюм.png
    устройство электрозаграждения.png
    671.jpg
    uDUdYjYKyu8.jpg
    Линейка сапера перед.jpg
    Линейка сапера обратная сторона.jpg
    Останнє редагування: 12 гру 2013
    MARYAN подобається це.
  18. MARYAN

    MARYAN Leutnant

    Повідомлення:
    1.635
    Адреса:
    Самбiр/Москва
    Уважаемый panarin Вы затронули достаточно интересную тему электрические заграждения (ЭЗ). Насколько помню в первый раз их переменили еще в Русско-Японскую войну. А что касается применение их в ВОВ надо отдельно разбираться.


    Первое упоминание о боевом применении ЭЗ относится ко времени обороны крепости Порт-Артур в период русско-японской войны начала века. Например, при четвертом штурме ночью 26 ноября 1904 года японцы потеряли убитыми 780 солдат, из них 150 сгорели на электрической изгороди. Это ЭЗ включало в себя:
    1 – источник электрической энергии;
    2 – кабельная сеть;
    3 – линейная часть;
    4 – заземлитель.

    В период Первой Мировой войны применялись ЭЗ аналогичного устройства, что и во время русско-японской войны. Кроме того были разработаны особые типы заграждений – сеть “Вулкан”, низко расположенный “Спотыкач”. Делались попытки электризации полос земли и выбросов электризуемых тросов с помощью гранатометов и минометов. Спотыкачка это уже МЗП (Малозаметные препятствие) что то вроде спирали Бруно но меньшего диаметра и растянутого горизонтально на маленьком расстоянии от земли.

    Во время Второй Мировой войны использовались специальные комплекты для проделывания проходов и преодоления ЭЗ. Немало проблем всегда возникало из-за трупов вражеских солдат, оставшихся на линейной части после неудачных атак. Они создавали режим, близкий к короткому замыканию.
     
    panarin подобається це.
  19. MARYAN

    MARYAN Leutnant

    Повідомлення:
    1.635
    Адреса:
    Самбiр/Москва
    Вот нашел по применению ЭЗ в битве под Москвой.

    К 1941 году советские инженеры создали гигантскую линию электрических препятствий вокруг Москвы.

    Во время битвы под Москвой осенью-зимой 1941 года вокруг города была создана линия электрозаграждений. Линия стала самой протяженной в соответствующем классе оборонительных вооружений.

    С середины 1930-х годов советская военная промышленность вела работы по созданию «непроходимых зон при помощи электризации почвы». Предполагалось найти способы не только статичной электризации почвы, но и мобильной. Но к началу войны эти работы так и не были завершены, однако военные инженеры получили необходимый опыт по созданию электрических заграждений, который использовался с первых дней войны.

    20 июля 1941-го, после оставления Красной армией Смоленска, было принято решение о строительстве электрических заграждений вокруг Москвы. Предлагалось построить комплекс электризованных препятствий общей длиной 230 км, из которых 164 км были наземными, 55 км подземными, а 11 км подводными. Географически радиус электрозаграждений проходил в 25-45 км от границ Москвы 1941 года. Чаще всего в качестве препятствий планировалось использовать колючую проволоку и электрическую сеть. Снабжать электричеством должны были со станций «Мосэнерго». Руководил процессом начальник электротехнического отдела Института военный инженер 2-го ранга Михаил Иоффе.

    Работы планировалось завершить к середине августа. Но они затормозились из-за того, что не хватало материалов, которые просто не успевали поставить или которые к моменту начала работ находились на уже оккупированной немцами территории. Сказалась острая нехватка специалистов. В результате сроки окончания работ были перенесены на 25 сентября, по итогам которых было построено около 150 км электрозаграждений из запланированных 230.

    Однако части Вермахта так и не вышли к рубежам, на которых находились электрические заграждения. Ближе всего немцы приблизились к ним на территории современного Красногорского района. В конце ноября 1941 года состоялся бой у деревни Козино, в ходе которого наблюдались большие броски тока, что говорило о попытке их преодоления. В своих воспоминаниях генерал-майор Иоффе пишет: «Немецкие войска нигде на подмосковных рубежах не преодолели электрозаграждения. Попытка пехоты противника прорваться в районе деревни Козино у Волоколамского шоссе привела к тому, что несколько десятков гитлеровцев были смертельно поражены электрическим током...».

    Сегодня остатки электрозаграждений находятся районе Подольска и Одинцово.
     
    panarin подобається це.
  20. MARYAN

    MARYAN Leutnant

    Повідомлення:
    1.635
    Адреса:
    Самбiр/Москва
    Второй случай применения ЭЗ в ВОВ

    В ходе Первой мировой были выработаны другие методы электрической войны. Провода выбрасывали с помощью минометов или гранатометов, или же прокладывали под землей перед линией заграждений — а затем внезапно включали рубильник. Сырая земля и мокрая одежда ползущего противника были хорошими проводниками электричества.

    Нечто подобное использовалось при обороне Ленинграда в 1941 году. На одном из участков фронта с помощь метрических штырей-электродов и подведенных к ним кабелей был создано заграждение протяженностью около километра. Когда нацисты пошли в атаку, был подано напряжение (от высоковольтной линии) и целый батальон противника остался навсегда лежать на земле. Несколько дней группа электриков обороняла этот участок, пока противник не догадался перепахать его артиллерией.
     
  21. panarin

    panarin Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    2.074
    Приветствую.

    Не попадались ли Вам фото электрозаграждений???...схемы, оборудование и т.д. Я его ну можно сказать "вскользь" просматривал. слишком уж этот метод ресурсозатратный+ масса недостатков. Может ошибаюсь, но как и управляемые мины, он больше для объектовой охраны подходит, чем для полевых войск. Но тем не менее интересный способ, особенно в стационарной обороне.

    Кстати где то есть у меня фото костюмчика разработки 30-х годов (металический плетеный) как раз для преодаления сапером таких заграждений. Поищу

    с уважением
     
    Останнє редагування: 12 гру 2013
    MARYAN подобається це.
  22. panarin

    panarin Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    2.074
    специальный комбинезон из медной сетки обр. 1930 г. для разведки и преодоления электризуемых проволочных заграждений
     

    Images:

    Комбез для разведки и преодол. электр. проволочных.jpg
    Останнє редагування: 13 гру 2013
    MARYAN подобається це.
  23. MARYAN

    MARYAN Leutnant

    Повідомлення:
    1.635
    Адреса:
    Самбiр/Москва
    Приветствую.
    Добавление к моему посту по поводу МЗП. Малозаметные препятсвия. Спотыкач

    Проволочная сеть на низких кольях. На армейском жаргоне этот вид заграждения именуется «спотыкач». Представляет собой 4–6 рядов кольев высотой 25–30 см с прикрепленной к верхушкам кольев колючей проволокой. Проволока между кольями протягивается в две-три нити и не натягивается, а висит свободно, причем одна или две нити протягиваются так, что образуют петли. Общая глубина заграждения составляет от 4,5 м и более. Основное предназначение «спотыкача» состоит в замедлении движения пехоты противника с одновременным лишением солдат противника возможности наблюдения за полем боя и ведения прицельного огня.
     

    Images:

    Спотыкач.jpg
  24. MARYAN

    MARYAN Leutnant

    Повідомлення:
    1.635
    Адреса:
    Самбiр/Москва
    В общем виде ЭЗ включает следующие основные элементы: источник электрической энергии; кабельную сеть; линейную часть; заземлитель. Один из выводов источника электрической энергии (ИЭЭ) этого простейшего ЭЗ заземлен, другой подключен к линейной части. Объект воздействия, прикоснувшись какой-либо частью тела к линейной части, оказывается под воздействием фазного напряжения.
    http://www.vashdom.ru/articles/st_20.htm
     

    Images:

    СХЕМА.gif
  25. MARYAN

    MARYAN Leutnant

    Повідомлення:
    1.635
    Адреса:
    Самбiр/Москва
    Советский нженерно-мостовой танк ИТ-28 во время испытаний на НИБТ полигоне в Кубинке (Московская область), преодолевает препятствие по уложенному мосту. Хорошо видна рама для наводки моста. ИТ-28 — инженерно-мостовой танк (танковый мостоукладчик) межвоенного периода. Разработан в 1936—1940 годах на базе среднего танка Т-28. Единственный опытный экземпляр, построенный в 1940 году, прошел полигонные испытания, однако не был принят к серийному производству.

    Второе фото результат работы саперов.
     

    Images:

    САПЕР ТАНК.jpg
    САПЕР.jpg
    panarin подобається це.
  26. panarin

    panarin Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    2.074

    приветствую MARYAN
    , продолжим тему.....

    1-2 фото.Добавлю редкое фото.Саперная (мостоукладчик) танкетка Т-27,
    3-7 фото. Саперы в ВОВ
     

    Images:

    Т-27 сапёрный...jpg
    Т-27 сапёрный..jpg
    Крым   снимают  мину.GIF
    Подготовка к подрыву моста.jpg
    Сапер за работой.JPG
    Сняли шпрингмину Новоросийск.jpg
    Стал. 42 г размин. дорогу .jpg
    Останнє редагування: 19 лют 2014
    MARYAN подобається це.