"Висмут", Ауэ

Тема у розділі 'Спадщина Третього Рейху', створена користувачем nina, 13 вер 2015.

  1. nina

    nina Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    756
    Адреса:
    Москва, Россия
    Сначала - фрагмент из письма Курта Тельге, Брауншвейг.

    (переведено редактором журнала Ost-West Panorama Г.Даубом)


    "Всем тем, кто в 1945 году был маленьким или родился после этой даты, мне, как участнику войны, хотелось бы сказать, что попытка перетрактовать поражение Германии в «освобождение», является просто фальсификацией истории, потому что:
    Освободители не воруют, не грабят и не мародёрствуют. Освободители не мучают, не пытают, не насилуют и не убивают. (Рейнские луговые лагеря, Бухенвальд, Саксенхаузен, Фройденштадт). Они не поддерживают этого, не разрешают это и не терпят, если это делают другие «соучастники освобождения».
    Освободители не устраивают над освобождёнными судов, а если даже они сажают на скамью подсудимых виновных и подозреваемых, то они не делают помех их защитникам и уж подавно они не создают новое законодательство в интересах победителей, которые являются одновременно и обвинителями, судьями и палачами!
    Освободители не попирают международного права. Они не передают «освобождённых» в третьи руки, они не доводят их до голодной смерти и не убивают другими способами (можно напомнить хотя бы артиста Генриха Георге и голодные годы 1945/46, 1946/47). Освободители не эксплуатируют этих людей, используя их как рабов. (Добыча урана в Ауэ).
    Освободители не изгоняют освобождённых ими людей из их родины, они не присваивают себе их землю, их собственность и имущество. "


    Итак.



    4 апреля 1946 года Совет министров СССР принял постановление о начале работ по добыче урана в Йоханнгеоргенштадте. В том же месяце биржа труда в Ауэ получила задание выделить 800 мужчин на горнодобывающие работы.

    Рудные жилы оказались богатыми. Уже через три года работало 26 шахт. Вскоре в других местах тоже была начата разработка месторождений. В августе 1946 года советские власти приказали закрыть курорты в Обершлеме, знаменитые своими радиевыми источниками. К началу 50-х годов там было построено 17 шахт. Весной 1947 года началась добыча урана в Аннаберге, Шнееберге и в Мариенбергском бассейне, позже также и в Тюрингии.

    Все предприятия были слиты в одну организацию. 17 июля 1947 года в округе Ауэ было зарегистрировано одно предприятие – Государственное акционерное общество по цветной металлургии "Висмут", Ауэ. Филиал московской организации с тем же названием. Сфера деятельности предприятия: добыча, поиск и сбыт цветных металлов как на территории СССР, так и за его пределами. Были названы имена пяти членов правления, трое из них сидели в Москве, двое – в Ауэ. Двое последних, Михаил Мальцев и Николай Ессакия, были уполномочены официально представлять компанию.

    Генерал-майор Мальцев, ставший генеральным директором компании "Висмут", с 1935 года, после того как он получил диплом инженера, состоял на службе в НКВД. В 1941 году ему было передано руководство трудовым лагерем под Калугой, а с марта 1943 года он командовал крупным лагерем в угольном бассейне в Воркуте. Так что он имел некоторое представление о горной промышленности. Заместитель Мальцева Ессакия тоже был полковником НКВД, до 1954 года в руководство компании входили только советские офицеры.

    Безобидное название было дано предприятию не случайно: висмут – это нерадиоактивный металл, использующийся в сплавах. Правда, он находится в тех же рудных жилах, что и уран. Таким образом, добычу урана хотели замаскировать под безобидную добычу руды, – разумеется, на Западе никто не попался на эту удочку.

    К 1950 году там работало уже 130 тыс. человек. Работникам горной промышленности традиционно платили лучше, чем представителям других сходных профессий, горняки в то время также получали продукты питания и другие пособия. К тому же сотни тысяч изгнанных и бездомных граждан, вернувшихся на родину, искали новые способы обеспечить свое существование.

    Тем не менее добровольцев оказалось недостаточно. Поэтому уже в апреле 1946 года начался принудительный набор. Указ союзнического контрольного совета, изданный в январе 1946 года, предоставлял оккупационным властям такое право. До начала 50-х годов так поступали в десятках тысячах случаев. 70 тыс. человек уклонились от работы в шахтах и сбежали в Западную Германию.

    Один несчастный случай унёс жизни 800 горняков. Для родственников погибших, даже для их жен это часто имело фатальные последствия. Так, одна женщина из округа Тельтоу в марте 1949 года получила письмо следующего содержания: "Вас просят вместо вашего мужа, который с вашей помощью и с вашего ведома уклонился от работы и совершил побег, выйти на работу в Ауэ и явиться с направлением на биржу труда в Ауэ". До конца 40-х годов многие женщины работали в шахтах под землей.

    Жилые помещения в маленьких местечках в районе Рудных гор освобождались суровым способом. "Город Мариенберг, - говорилось в письме к некоторым гражданам, - в ближайшие дни должен принять большое количество горняков. Чтобы обеспечить такую возможность, областной совет города Мариенберга распорядился, что все лица, не годные к горным работам, должны переехать в Ольбернхау, так как город Ольбернхау не имеет отношения к горной промышленности. Вы тоже обязаны переселиться".

    Несмотря на такие меры, десятки тысяч рабочих вынуждены были жить в общих помещениях. Один студент, сбежавший из Йоханнгеоргенштадта, в апреле 1948 года сообщил: "Нам выделили зал в гостинице. Он был огромным, там вперемешку лежали 96 мужчин и женщин. В зале было две кафельных печи, которые не могли обогреть все помещение". В 50-е годы условия не сильно изменились.

    Многие шахты и штольни находились в аварийном состоянии, подъемные клети часто были только для материала. "Чтобы добраться до места работы, – писал один молодой человек в апреле 1948 года в письме своим родителям, – мы должны сначала спуститься по 722 ступеням, а потом работать в течение восьми часов в плохом, несвежем воздухе как сумасшедшие. Кто не выполняет свою норму - не получает талонов на еду и денег. И потом самое замечательное: подъем по лестнице наверх после окончания рабочего дня. Когда добираешься до верха, ты совершенно без сил".

    Другой молодой человек написал в феврале 1948 года своему отцу: "Я должен ворочать камни под землей. В некоторых местах вода течет сильнее, чем во время ливня. За час-два промокаешь насквозь, а в квартире нет печки, нет ни капли тепла, так что в шахту приходится спускаться в непросушенной одежде".

    Самым загадочным была комбинация плохой вентиляции (отсутствие свежего воздуха) и сухое бурение. На самом деле, бурение с промывкой уже давно стало официальным государственным методом: при этом буровая скважина постоянно промывается водой, чтобы не поднималась пыль. На шахтах компании "Висмут" в первые годы это не практиковалось. В легкие людей попадала каменная пыль, в которой содержались радиоактивные частицы радона или ядовитые газообразные продукты взрыва.

    Горняк Эрвин Рааш вел дневник. "Газы сегодня никак не уходили", - помечает он 21 апреля 1948 года. - Я не мог дышать, таким тяжелым был воздух. Ребята бродили в тумане в поисках места без газа. Все сильно кашляли. Когда чад немного рассеялся, мы продолжили бурение. И нам снова пришлось глотать пыль".

    Серьезные аварии случались постоянно. Документов того времени, которые дали бы точную информацию, нет. По всей вероятности, они были уничтожены в 1964 году. Однако из сообщений сбежавших с "Висмута" рабочих складывается страшная картина: 27 апреля 1947 года 20 горняков засыпало в результате аварии на штольне. В мае 1949 года обрушилась шахта под озером Filzsee; это горное озеро в районе Шнееберга. Потолок штольни не выдержал давления воды, погибло 180 рабочих.

    Самый страшный несчастный случай произошел в 1949 году в Йохангеоргенштадте, западные немецкие газеты писали тогда о сотнях погибших. Николай Гришин, перебежавший на Запад советский офицер, позже сообщил, что над шахтой взорвалась коробка со взрывчаткой, и это вызвало оползень под землей. Засыпало всю рабочую смену. Один из руководителей "Висмута", также сбежавший на Запад, который в свое время был ответственным за данный горный округ, в 1950 году официально заявил, что он был свидетелем аварии "на первом объекте в 14-й шахте": "Шахта находится на глубине 200 метров под водой. Там должно находиться около 800 человек, которых еще до сих пор не вытащили".

    Согласно секретной внутренней статистике компании "Висмут", которая попала в руки западной немецкой прессе, во второй половине 1949 года было зарегистрировано, не считая жертв аварии в Йохангеоргенштадте, 1281 смертельный случай, 3467 ампутаций, а также 16,5 тыс. случаев тяжелых телесных повреждений. Родственники не получили никакой компенсации.

    Вся территория, на которой проводились работы, была закрытым военным объектом, шахты были обнесены палисадами и наблюдательными вышками. Шахтеры находились под началом особого советского военного трибунала. Когда в мае 1949 года произошла забастовка, ее инициаторы были приговорены к десяти годам тюремного заключения. Забойщик и геолог, которые по передатчику информировали американцев о том, что происходило на "Висмуте", в 1951 году были приговорены к смерти и казнены.

    Отсюда http://www.wismut.su/History9_Umeret.htm


    [​IMG]
     
    Gerda01 та Annabelle подобається це.