Утерянные культурные ценности Советского Союза в ВОВ

Тема у розділі 'ЗМІ, книги, музика, кіно, ігри', створена користувачем Konan, 3 тра 2009.

  1. Konan

    Konan Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    484
    Адреса:
    Washington, USA
    Комрады, хотел бы я с вами поговорить на тему утерянных культурных ценностей на территории Советского Сюза, о янтарной комнате, о коллекцийх Розенберга и т.д.

    В своё время нашёл вот такой вот интересный сайт

    http://www.lostart.ru/

    Там в подробнях рассказывается о проблемах реституции, о культурных ценностах, которые до сих пор находятся, о летящем меркурии и т.д.

    Кто что думает о масштабах культурных утрат, можно ли это найти, можно ли найти Янтарную Комнату и другие цнности и где всё это следует искать

    Спасибо
     
    1. Военный вестник, 17 журналів, 1946, 1947 та 1949 роки. Номери випусків на фото.
      750 грн.
    2. Преложу редкую книжку - "Словарь терминов по эксплуатации и ремонту". Министерство обороны СССР, "Во...
      50 грн.
    3. Історія другої світової війни в 12-ти томах. Додатково - окремі карти бойових дій (2 останні фото).
      600 грн.
    4. Книга, Руководство по реактивной противотанковой гранате РПГ-18, все листы в наличии, только отсутст...
      200 грн.
    5. Предложу книгу Германа Нагаева "Русские оружейники". Книга состоит из 4 повестей, рассказывающих о ж...
      50 грн.
  2. Считаю проблему реституции надуманной. Все что мы вывезли - законные трофеи. Речь может идти только об обмене.
     
  3. Fedain_Rus

    Fedain_Rus Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    3.080
    Адреса:
    Kiew, Stahlhelm
    Пора уже успокоится всем и смириться.
    Никто никому ничего не должен и это будет правильно. Все уже забыли, как эти ценности выглядят :)
     
  4. Дорден

    Дорден Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    1.208
    Адреса:
    Нетутэйшы
    Плачутся что архивы пропали, хотя сами их и уничтожаливо время отступления. А байки про ящики с музейными ценностями, вывезенными за город и закопанными неизвестно где, ходят повсеместно.
     
  5. ПАРОМЩИК

    ПАРОМЩИК Oberst

    Повідомлення:
    4.658
    Адреса:
    χάρων
    Все намного проще. Зачем закапывать и давать надежду копателям?
    Все давно находиться в частных коллекциях.
     
  6. MikhailPodolski

    MikhailPodolski Schütze

    Повідомлення:
    8
    Адреса:
    Moscow, Russia
    Время от времени некоторые ценности находят у частников, только вот заставить частников эти ценности вернуть проблематично
     
  7. Konan

    Konan Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    484
    Адреса:
    Washington, USA
    Немецкие монахи-бенедиктинцы вернули в Россию православную икону

    Список Казанской иконы Божией Матери, вывезенный в годы Великой Отечественной войны из России, вернулся на родину. Торжественный акт передачи иконы, во время которого монахи-бенедиктинцы из Германии передали икону председателю Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископу Волоколамскому Илариону, состоялся 16 августа, после воскресного богослужения в храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" на Ордынке в Москве.

    История старинного образа такова: в 1943 г. немецкий солдат Йозеф Бертрам обнаружил эту икону среди развалин в г.Мценске Орловской области. Он взял икону с собой в Германию и дал обет вернуть ее в Россию, когда для этого сложатся благоприятные политические и религиозные условия. Незадолго до своей кончины Й.Бертрам передал святыню в бенедиктинский монастырь Мюнстершварце, насельником которого стал его сын. Представители монастыря – бывший аббат, пообещавший Бертраму вернуть икону в Россию, о. Фиделис Руперт и о. Юлиус Глинкэ передали Казанскую икону архиепископу Илариону в минувшее воскресенье.

    http://www.lostart.ru/press/617.html
     
  8. Konan

    Konan Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    484
    Адреса:
    Washington, USA
    В Украину из Австрии возвращены предметы декоративно-бытового искусства народностей Крыма и частные письма периода немецкой оккупации г. Каменец-Подольский, вывезенные в Австрию во время второй мировой войны.


    Как сообщает пресс-служба МИД Украины, возвращенные австрийской стороной культурные ценности представляют собой коллекцию текстильных изделий крымских татар и караимов, в том числе платки, ремни, сумки, драпировки, подвязки, изготовленные большей частью из бархата и обшитые золотыми нитками.


    Кроме того, возвращены около 1200 писем, которые дадут возможность больше узнать о судьбе людей, которых коснулись трагические события начала Великой Отечественной войны 1941-45 годов.


    Культурные ценности народностей Крыма будут переданы на постоянное хранение в Бахчисарайский историко-культурный заповедник, а акты корреспонденции - в Государственный архив Хмельницкой области, мемориальный комплекс "Национальный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." и Национальный музей истории Украины.
     
  9. Суер*Выер

    Суер*Выер General-major

    Повідомлення:
    8.027
    Адреса:
    Лодомерія
  10. Konan

    Konan Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    484
    Адреса:
    Washington, USA
    Бывшие военные трофеи - решетки дворца Марли из Петергофа - возвращены из Германии в Россию. Торжественный акт их передачи состоялся сегодня в Государственном музее-заповеднике "Петергоф".

    На церемонии присутствовал руководитель Росохранкультуры Александр Кибовский, который отметил, что сделан еще один важный шаг в процессе реституции культурных ценностей.

    Передача проходила в рамках научно-практической конференции "Проблемы сохранения культурного наследия. Век нынешний и век минувший", посвященной 65-летию Великой Победы. На ней присутствовали реставраторы, принимавшие участие в послевоенном восстановлении дворцово-паркового пригорода Санкт-Петербурга.

    Именно они воссоздали решетку с двуглавыми позолоченными орлами и вензелем основателя Петергофа императора Петра Первого. Теперь копии ее фрагментов заменят на подлинные артефакты, передает ИТАР-ТАСС.

    Дворец Марли был построен в 1723 году и был назван государем Петром Алексеевичем в память о посещении резиденции французских королей в Марли-ле-Руа. Во время фашисткой оккупации Петергофа от здания остались одни стены. Лишь в 80-х годах его вновь открыли как музей.

    http://www.lostart.ru/press/627.html
     
  11. Konan

    Konan Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    484
    Адреса:
    Washington, USA
    МИНИСТР КУЛЬТУРЫ РФ А.А.АВДЕЕВ ПЕРЕДАЛ В ФОНД МУЗЕЯ ПОРТРЕТ ПОСЛЕДНЕЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРАТРИЦЫ

    Портрет Александры Федоровны, супруги Николая II, находился до 1941 года в экспозиции Александровского дворца и до недавнего времени числился в музейных списках как исчезнувший. В Генеральное консульство России во Франкфурте-на-Майне обратилась гражданка Германии Зигрид Гэнцле с предложением вернуть доставшийся ей в наследство рисунок в Александровский дворец. С помощью фотографии, полученной по электронной почте, портрет был сразу идентифицирован. Рисунок исполнен родной сестрой Александры Федоровны - Елизаветой Федоровной в 1897 году. Портрет представляет большую музейную и мемориальную ценность, связанную с историей последней семьи Романовых и будет экспонироваться в залах Александровского дворца.

    http://www.lostart.ru/restore/?ELEMENT_ID=1012
     
  12. GRAFWAL

    GRAFWAL Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    698
    Адреса:
    Принеманье
    Крест святой Ефросиньи Полоцкой тоже не могут найти. Вроде он в США в частной коллекции. В Беларуси, в музее копия, недавно завершенная. Ценность оригинала,вот как оценить?
     
  13. Konan

    Konan Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    484
    Адреса:
    Washington, USA
    В Финляндии всплыли культурные ценности, вывезенные из СССР во время Второй мировой войны. Может ли Россия рассчитывать на их возвращение?

    Эта история началась летом 1943 года. Командование финских войск, оккупировавших территорию советской Карелии, получило разведданные о том, что партизаны якобы намерены сжечь дотла знаменитый архитектурный комплекс Кижей. Сложно судить, насколько достоверными были те сведения, однако финны тут же собрали и вывезли все ценное из кижских церквей. Операцию провели под гуманитарным предлогом: сохранение культурных ценностей для возвращения их на прежнее место после окончания военных действий.

    Финны собрали в общей сложности около 900 предметов культа из кижских церквей и других храмов Заонежья и погрузили на пароход "Медвежьегорск". Так древние русские иконы оказались на территории Финляндии. События меж тем развивались стремительно, и уже через год, осенью 44-го, последовала капитуляция Финляндии. Советское правительство потребовало возврата вывезенных ценностей. Финны действительно вернули иконы в Петрозаводск. Но, как выяснилось, далеко не все. История была окутана тайной 60 с лишним лет. В начале 2006 года в Турку без лишней помпы прошла выставка "Страшный суд: иконы восточной Карелии". В Россию случайно попал каталог этой выставки. Как только специалисты рассмотрели представленные в брошюре объекты, они сразу поняли: речь идет о части коллекции, вывезенной финнами из СССР во время войны. "Итоги" решили разобраться в том, каким образом иконы стали военными трофеями и есть ли шанс спустя столько лет вернуть их обратно.

    Трофеи или реликвии?

    В 1943 году финские оккупационные власти вели на территории советской Карелии целенаправленную научно-исследовательскую деятельность. На службе у военных состояли геологи, биологи, географы, антропологи, этнографы, археологи, искусствоведы, художники, архитекторы. Изучалось "на просвет" все, что представляло хоть какой-то интерес. Дело в том, что с началом войны в финском истеблишменте стала невероятно популярна идея "великой Финляндии", вызревавшая еще с 1922 года. Бурная научная и культурная деятельность на советской территории должна была продемонстрировать союзнице Германии, на какие именно земли претендует Финляндия. Правда, поначалу эта деятельность мало походила на научную. Сохранились воспоминания местных жителей о том, что в первые годы войны финские военные грабили церкви, набивая иконами свои солдатские рюкзаки. Вскоре "трофеи" оказывались в Финляндии, где ими начали активно приторговывать. Как пишет в своей книге "Вслед за победителями" финский этнограф и археолог Сакари Пялси, военные, "...ненавидя все русское, и в частности церковную символику "рюссей", считали, что… изъятие икон тоже относится к освобождению Карелии".

    В 1942-м ситуация резко меняется. Работы по изъятию ценностей в Заонежье и Кижах отныне ведутся централизованно: под руководством генерал-лейтенанта Вольдемара Хеглунда и его помощника - 23-летнего магистра по церковной архитектуре и истории искусств Ларса Петтерссона. Для консультаций в 1942 году в Карелию были приглашены один из чинов греко-католической церкви Лео Казанко, православные священники Эркки Пийронен и Пенти Хярконен, а также директор Художественной галереи в Хельсинки, специалист по иконописи Бертел Хинце. Если судить по специализации привлеченных экспертов, то становится ясно, что шла продуманная работа по инвентаризации наиболее ценных образцов древней православной живописи для последующего ее вывоза. Летом 1943 года четверо финских экспертов объехали Заонежье. Именно в этот период и созрел план, согласно которому вывезенные вскоре иконы разместили в пяти различных регионах Финляндии - якобы из соображений безопасности. Именно на Петтерссона власти возложили задачу по планомерному вывозу ценностей в Финляндию. И, надо сказать, справился он с ней отменно. 8 января 1944 года в Хельсинки собирались открыть выставку "Защита искусства в годы войны. Иконопись Восточной Карелии". "На нее отобрали 152 иконы, вывезенные из Кижей, Кондопоги, сел Яндомозеро, Тамбицы, Типиницы и других мест, - рассказывает исследовательница этой темы старший научный сотрудник музея "Кижи" Виола Гущина. - Однако выставка сорвалась. В последний момент по непонятной сегодня причине лично верховный главнокомандующий Карл Густав Маннергейм распорядился не выставлять иконы как военные трофеи". По одной из версий, генерал рассудил, что не стоит таким образом лишний раз злить Советы, которые уже вовсю громили финские части. Что произошло с реликвиями дальше? Сведения о том весьма противоречивы.

    Тайна старой крепости

    Точно известно, что вывезенные из Карелии иконы были переданы специальному Комитету по изучению древнего искусства. С подачи этого комитета самая большая и ценная часть "русской коллекции" (260 единиц хранения) оказалась в казематах цитадели Турку, являющейся по совместительству городским музеем. Это официальная информация по состоянию на 12 июня 1944 года. Осенью 1944-го, после капитуляции Финляндии, ценности, вывезенные из СССР, финны начали возвращать. Однако, судя по всему, вернули далеко не все.

    Вот что рассказывает Кнут Драке, один из современных финских исследователей этой темы: "Отлично известно, что Петтерссон незадолго до Зимней войны был назначен исследовать историю крепости Турку. Начались боевые действия, и все работы пришлось прекратить. Быть может, Петтерссон впоследствии и решил, что крепость, стоящая в устье реки Аура-Йоки, является идеальным хранилищем для икон. Так или иначе, в крепости было много свободного места. Кстати, в городском архиве Турку сохранилось письмо на шведском языке от 25 февраля 1944 года, отправленное Петтерссоном из Петрозаводска управляющему музеем Нильсу Клеве. В нем он благодарит за помощь в организации "командировки в Турку" - возможно, речь шла об операции по переправке икон".

    Дальше следы части коллекции теряются. "Лето и осень 1944 года были тяжелыми временами, - сетует Кнут Драке. - Можно ли сегодня однозначно толковать поступки тех дней? Наверняка все, что происходило тогда в музее, делалось под влиянием настроений, царивших вокруг, и исторической обстановки. Ценности по рекомендации Комитета по изучению древнего искусства готовились вывезти в безопасные места - например, в музей Гетеборга. К концу лета 44-го все ящики были готовы к отправке в Швецию. Но вступившее в сентябре в силу перемирие между Финляндией и СССР воспрепятствовало осуществлению этих планов". Иными словами, финские военные ценный груз упаковали, но в нейтральную страну вывезти не успели. После капитуляции Финляндии ящики с иконами начали готовить к отправке в СССР. В момент погрузки пара-тройка ящиков могла "затеряться", оставшись в казематах крепости. Означает ли это, что финны умышленно утаили иконы? Они настаивают на версии обычной послевоенной неразберихи. "Скорее всего директора музея в Турку, сменявшие друг друга в 40-50-е годы, просто не имели возможности ознакомиться с хранившимися ценностями", - полагает сотрудник музея Турку Юхани Костет
     
    1 людині також подобається це.
  14. Konan

    Konan Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    484
    Адреса:
    Washington, USA
    Из забытья

    Интересно, что первым, кто поднял вопрос об исчезнувшей коллекции, был не музейщик, не политик, а наш брат журналист. Редактор газеты Turun Sanomat Ханну Миетунен в 2003 году изучала дневники бывшего президента страны Урхо Кекконена. Из них она совершенно случайно узнала, что в 1974 году сотрудник городского исторического музея в Турку Пентти Койвунен рассказывал президенту о том, что в крепости Турку есть около десятка икон, вывезенных во время войны из Восточной Карелии, но никто не знает, что с ними делать. Можно предположить, что об этом действительно знал только узкий круг лиц, но сути это не меняет: иконы явно хранились вдали от любопытных глаз на протяжении нескольких десятилетий, причем в не самых лучших условиях.

    Ухватившись за полученную информацию, журналистка предложила музейщикам открыть в Турку выставку икон. Идею одобрили. Так и появилась выставка "Страшный суд…". В финской прессе это событие представлялось как акция доброй воли коллектива музея, который открыл ценности, укрытые от глаз общественности.

    В экспозиции были представлены тринадцать работ на деревянной основе, выполненных в технике темперы, и десять старообрядческих икон, отлитых из меди. Выставка, может, и не стала громким событием в культурной жизни страны, но на сам факт ее организации мгновенно среагировало внешнеполитическое ведомство России.

    В распоряжении "Итогов" есть письмо исполняющего обязанности директора Второго Европейского департамента МИД РФ Виктора Татаринцева представителю ведомства в Петрозаводске Андрею Спиридонову с просьбой "по возможности срочно запросить у республиканских архивов, органов власти (УФСБ, МВД, Минкультуры) и направить в наш адрес информацию в отношении коллекции икон, выставленной в г. Турку, которая, по оценкам экспертов, собрана и вывезена в годы Великой Отечественной войны с территории Карелии". Как рассказал Андрей Спиридонов "Итогам", "я попросил специалистов Музея изобразительных искусств Республики Карелия организовать экспертную оценку выставленных в Турку предметов, имея в виду стилистические приметы их "карельского" происхождения, оценку исторической и художественной ценности коллекции, иные возможные аспекты".

    К каким выводам пришли эксперты? "Можно с уверенностью сказать, что в музейные собрания Карелии поступили не все иконы из тех, что были вывезены финскими войсками с оккупированной территории, - утверждает хранитель коллекции иконописи Музея изобразительных искусств Республики Карелия Владимир Платонов. - Некоторые могли оказаться в частных собраниях как в России (несколько случаев нам известно), так и в Финляндии. Поэтому нельзя исключить того, что и в государственных собраниях Финляндии имеются подобные произведения".

    Изучив каталог, эксперты определили, что наиболее ценной в художественном отношении является икона "Страшный суд". "Насколько можно судить по репродукции, она обладает редкими иконографическими деталями, - говорит Владимир Платонов. - Кстати, в фондах нашего музея есть комплекс двухрядных икон с изображением праздников и пророков из села Вознесенье Ленинградской области, которые были вывезены финнами в период войны с указанием места вывоза на обороте иконных досок и возвращены СССР по мирному договору".

    А вот краткий список того, что еще было представлено на выставке: Царские врата (предположительно конец XVII века), сень Царских врат XVII века с редкими деталями - изображениями Святой Троицы, пророка Захарии и святителя Василия Великого, двухрядная икона "Богоматерь Знамение. Успение Богородицы" XVIII века, двухрядная икона "Свв. Онуфрий Великий, Петр Афонский. Преподобные Зосима и Савватий с житием" XVIII века, икона "Воскресение Христово" с сюжетами Страстного цикла в клеймах XVIII века, киот резной для икон, икона "Пророк Аарон". Остальные предметы, представленные в каталоге выставки, по словам Владимира Платонова, "являются в основном произведениями поздней иконописи - это так называемые иконы-"примитивы", к которым в настоящее время проявляют интерес исследователи народной культуры, - а также изделиями мастеров старообрядческого направления, в основном меднолитой пластикой".

    Стоимость этой коллекции может доходить до нескольких сотен тысяч долларов. Стоит ли рассчитывать на то, что она рано или поздно вернется в Россию?

    Позиции сторон

    Интересно, что сами финны вроде бы и готовы вернуть коллекцию. Но кому? "Что касается возвращения икон, то, если поступит запрос от российской стороны, мы рассмотрим его суть, основания для возвращения и примем соответствующее решение, - сообщил "Итогам" хранитель икон в Музее Турку Йони Курни. - Мы готовы все вернуть, однако до сих пор я не слышал о том, чтобы российские власти проявили хоть какую-то заинтересованность. По крайней мере никакой реакции на выставку, а также на наши сообщения о ней не последовало".

    Сегодня финны выставляют иконы, фактически не таясь. Однако Александр Сверчков, генеральный консул России в Турку, услышал об истории икон впервые от "Итогов". Судя по всему, информация о прошедшей четыре года назад выставке благополучно затерялась в каналах дипломатической почты. Впрочем, Александр Сверчков готов дать делу новый ход: "Если есть веские доказательства о принадлежности этих реликвий, то МИД по согласованию с Минкультуры должно дать соответствующие поручения о создании совместной комиссии. Далее проблему можно было бы решать уже на уровне национальных культурных учреждений. Не вижу больших проблем, к тому же нынешний министр культуры России Александр Авдеев - сам бывший дипломат, работал во Франции и нередко сталкивался по роду деятельности с подобными детективными историями". За чем же тогда дело стало? "История, связанная с этими иконами, все-таки пока еще покрыта мраком, - считает начальник отдела поиска и возвращения культурных ценностей Росохранкультуры Юрий Годованец. - Да, безусловно, в этой истории присутствует некая щемящая нота, что иконы таким образом спасали от уничтожения. Однако для того, чтобы сейчас принимать какие-то решения, не хватает ясности картины и четких документов. Финская сторона признавала во время проведения выставки, что это русские иконы. Но проблема в том, что эти иконы не входят в каталоги утрат войны". В неофициальных беседах с "Итогами" чиновники Минкультуры признавали, что документально доказать наше право собственности на иконы пока не представляется возможным. Может быть, к делу стоило бы подключить Церковь? "Если бы иконы находились в распоряжении православных общин, то вопрос их возврата не стоило бы и поднимать, - считает отец Игорь Якимчук, представитель Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям Московского патриархата. - В Финляндии есть Финская православная автономная церковь, есть благочинье РПЦ. Если же иконы хранятся в запасниках, то тогда вопросом их возврата должно заниматься Министерство культуры РФ".

    …Вернутся ли иконы в Россию, покажет будущее. Наверное, важнее другое - что они вообще уцелели в военной круговерти. В том же 1943 году финны оставили часть икон на хранение в Петрозаводске. А в 1948 году начальник Управления по делам архитектуры при Совмине Карело-Финской ССР Масленников с возмущением писал об их судьбе секретарю местного ЦК КП(б) Юрию Андропову: "А у нас в Петрозаводске зимой 1944-1945 годов завхоз ДК истопил на дрова росписи Купола Кижей..."

    При участии Дмитрия Серкова и Владимира Крючкова

    "Итоги" попросили Степана Кривошеева,эксперта одного из известных аукционных домов провести предварительную оценку рыночной стоимости "трофейных" икон. Оценка производилась по фотографиям музейного каталога. Подобная экспертиза весьма затруднительна, поскольку ничто не может заменить "живого общения" с раритетом. К тому же формат музейного каталога не позволяет воспроизвести детальные изображения, столь необходимые для корректной атрибуции и экспертизы предметов антиквариата. Вот в результате какое заключение было вынесено экспертом: - Стилистически иконы принадлежат к самобытной традиции Русских Северных писем. Историю бытования данных икон, их историко-культурную ценность, состояние красочного слоя и элементов основы можно выяснить только при детальном исследовании.

    Наиболее ценными с точки зрения сюжетной редкости, мастерства исполнения, размеров (вот лишь некоторые аспекты, напрямую связанные с самими предметами), а соответственно и материально более значимыми являются:

    икона "Страшный суд" , XVII век - около 2 миллионов рублей;
    левая створка Царских врат , XVII век (?) - около 800 тысяч рублей;
    двухрядная икона "Свв. Онуфрий Великий , Петр Афонский. Преподобные Зосима и Савватий с житием", XVIII век - около 600 тысяч рублей;
    двухрядная икона "Богоматерь Знамение. Успение Пресвятой Богородицы" , XVIII век - около 500 тысяч рублей;
    сень Царских врат , XVII век (?) - около 400 тысяч рублей;
    икона "Воскресение Христово" с сюжетами Страстного цикла в клеймах XVIII века - около 300 тысяч рублей.
    Источник: http://www.itogi.ru/obsh-tema/2010/18/151688.html




    Автор: Василий Дятлов
    Дата публикации: 03.05.2010
    Источник: «Итоги»

    http://www.lostart.ru/ru/press/?ELEMENT_ID=1196
     
    3 користувачам це сподобалось.
  15. Konan

    Konan Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    484
    Адреса:
    Washington, USA
    Германия вернула часть пропавшей в войну Боспорской коллекции древностей

    e-crimea
    09.12.2010

    http://reibert.info/forum/showthread.php?p=1756712#post1756712
     
  16. Konan

    Konan Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    484
    Адреса:
    Washington, USA
    7 июня 2011 года Росохранкультура в рамках пресс-конференции, посвященной возвращению в Россию предметов культурного наследия, передала в собрание Гатчинского дворца-музея уникальную резную икону «Введение Богородицы во Храм».

    Икона «Введение Богородицы во Храм» была заказана монахами русского скита на Афоне греческому мастеру Косьме Святогорцу (Агриоту), в 1889 году. Икона вырезана из кипариса. Поражает тончайшая ювелирная проработка деталей, глубина резьбы и ее объем. Внутренний интерьер Храма вырезан со всеми мельчайшими деталями. В центре - главный сюжет. Фигура Марии, одетой в мафорий, значительно меньше других фигур. За ней стоят ее родители и процессия дев, несущих свечи. В Храме Деву Марию встречает священник Захария. Вверху и внизу основной композиции погрудные изображения пророков, держащих развернутые свитки. Слева и справа помещены стоящие фигуры пророков Аввакума, Иакова, Даниила и Моисея. По периметру иконы в десяти клеймах расположены ветхозаветные сюжеты. Каждый из них подписан греческими маюскулами. В верхних клеймах - переход через Черное море и история пророка Ионы. В нижних клеймах - слава Соломона и слава Иосифа. В клеймах справа - жертвоприношение Авраама, пророк Даниил во рве со львом и грех Давида. Клейма слева отображают вознесение пророка Илии, лестницу Иакова и благоразумие Иосифа. На нижней кромке иконы дата «1889» и подпись мастера. Икона оправлена в деревянный киот с инкрустированной рамой и стеклом.

    В 1893 году эту икону монахи подарили Императору Александру III на десятилетие его коронации. Об этом говорит надпись на тыльной стороне: «Его Императорскому Величеству Государю Императору Александру Александровичу III от Русского Скита Св. Пророка Илии на Афоне 1893 года». Этот дар Александр III поместил в Дворцовой церкви Гатчинского дворца, который был в те годы главной резиденцией Императора. В Гатчине императорская семья проводила большую часть года, и икона давала ощущение постоянной духовной связи с Афоном, местом земного удела Богородицы, покровительницы русской земли.

    Русский скит на Афоне активно поддерживался членами императорской фамилии. В 1757 году выдающийся славянский просветитель Паисий Вельчковский (1722-1794) основал скит. В ранней молодости инок Платон принял постриг и был наречен Паисий, когда вокруг него собралось целое братство, он испросил у греческого монастыря Пантократора необитаемую келлию, посвященную во имя Пророка Илии. Вскоре на месте келии Паисий основал скит и провел там пять лет, заложив прочный фундамент для его дальнейшего процветания. Своего расцвета скит достиг при старце Паисии II. К 1850 году он построил скит, воздвиг еще один корпус, в котором устроил две церкви. Благодетели из России помогали ему отстроить величественный собор. В 1881 году завершилось строительство Соборного храма скита, посвященного Пророку Илии. С визитами на Афоне побывали дядя Александра III, Великий князь Константин Николаевич, и брат, Великий князь Алексей Александрович.

    В Гатчинской Дворцовой церкви упомянутая икона находилась вплоть до Великой Отечественной войны. Во время музеефикации дворца после Октябрьской революции она вошла в состав музейных коллекций. При первой инвентаризации начала 1920-х годов получила номер «g.29715», написанный голубой краской. После генеральной инвентаризации 1938 года ее номер стал г.43943 (красной краской). Все предметы, находившиеся в Дворцовой церкви, были занесены в инвентарную книгу, правда, с очень краткими описаниями. Об этой иконе существует следующая запись: г.43943 (g.29715) Икона «Введение во Храм». В центре вокруг 10 клейм на библейские сюжеты; резной работы по дереву; афонская работа конца XIX в; на обороте надпись о поднесении ее в 1893 г; в киоте под стеклом. 9х42,5х51,9.

    Когда началась Великая Отечественная война, сотрудники дворца-музея приложили все усилия для эвакуации дворцовых коллекций, но так как уже в сентябре 1941 года город был занят немецкими войсками, эвакуировать удалось далеко не все. Икона осталась на оккупированной территории. Художественные произведения из Пригородных дворцов Ленинграда вывозились оккупантами как целенаправленно, так и в качестве трофеев. С тех пор следы уникальной иконы потерялись, и многие годы она считалась безвозвратно утраченной.

    В 2007 году гражданином Германии на аукционе Кристис была выставлена деревянная резная икона «Введение Богородицы во Храм» с ветхозаветными клеймами. Тыльная сторона иконы была заклеена клеенкой, на голубой номер 29715 на боковой планке киота не обратили внимания (тем более, что буква g утрачена со сколом дерева). К тому времени еще не были опубликованы все тома Сводного каталога культурных ценностей похищенных и утраченных в период Второй мировой войны, посвященные потерям ГМЗ «Гатчина», и это не позволило вовремя идентифицировать икону и снять ее с торгов.

    К счастью, ее приобрел известный московский коллекционер Владимир Логвиненко. Изучая икону, он снял клеенку и обнаружил на тыльной стороне надпись и инвентарные номера Гатчинской Дворцовой церкви и номер г.43943. Сотрудники Гатчинского дворца подтвердили догадку нового владельца. Но сразу же расстаться с приобретенным шедевром коллекционер был не готов.

    В статье «Чудесное обретение», напечатанной в журнале «Антиквариат» в октябре 2007 года, Анатолий Вилков написал: «Как бы то ни было, но торги состоялись и нынешний владелец является законным собственником приобретенной иконы. Главное, что икона чудесным образом вновь оказалась в России. Пути Господни неисповедимы… Дальнейшее бытование иконы определит время».

    И время определило: Владимир Логвиненко принял решение передать икону государству. 1 июня 2011 года состоялась передача ее Росохранкультуре, а 7 июня икона была передана в музей-заповедник «Гатчина». Утраченный шедевр вновь вернулся в родные стены.

    Елена Ефимова, главный хранитель ГМЗ «Гатчина»

    http://www.lostart.ru/ru/restore/detail.php?ID=1695
     
  17. Konan

    Konan Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    484
    Адреса:
    Washington, USA
    http://www.kp.ru/daily/25885.5/2847650/

    21 мая сотрудники Тверского государственного объединенного музея получили необычную посылку из Германии. В двух тяжелых картонных коробках обнаружились ценности, которые в 1941 году исчезли из музея.

    Более 480 музейных предметов. Большая коллекция крестов, коллекция предметов археологии, иконы… Одна из них, пожалуй, заслуживает наибольший интерес. Икона Спаса Нерукотворного раньше украшала стены того самого Спасо-Преображенского собора Твери, который на прошлой неделе начали восстанавливать. Что это, случайность или провидение?

    - Мы только сейчас вскрываем посылки, и уже поражены. Одних только крестов более сотни, многих предметов из археологической коллекции у нас нет даже в фондах! Икона из Спасо-Преображенского собора, правда, не очень хорошо сохранилась. Это только то, что я могу предварительно сказать. Мы в процессе изучения содержимого посылки, - поделилась первыми эмоциями после знакомства с коллекцией кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Тверского государственного объединенного музея (ТГОМ) Светлана Герасимова.

    История исчезновения и чудесного возвращения коллекции может запросто стать сюжетом к фильму.

    В 1941 году, когда Калинин был захвачен гитлеровскими войсками, немецкий военный врач, полк которого держал оборону за Тверцой, попал в фондохранилище музея. В те годы оно располагалось в храме Мины, Виктора и Микентия.

    Увидев, что перед ним настоящие реликвии, немецкий врач стал их отправлять на родину небольшими посылками. Однако порадоваться обретенному не удалось - врач погиб под Ржевом в 1942 году.

    Жена, а потом и вдова врача, все годы твердо наказывала сыну награбленное вернуть в Россию, In der Stadt Kalinin - в город Калинин. Сын завет матери запомнил. Однако когда решил его исполнить, все оказалось не так-то просто. Только переговоры непосредственно с музеем и работа по возвращению ценностей длились чуть больше года. Причём всё это было тщательно скрыто от посторонних глаз и ушей.

    И вот, наконец, свершилось... Кстати, почитающий наказ матери житель ФРГ потребовал не называть ни его имя, ни имя отца.

    КСТАТИ

    Виртуальная презентация всей обретенной коллекции пройдет 22 мая, в Музее Салтыкова-Щедрина (ул. Рыбацкая, 11).

    Планируется, что выставка уникальных предметов будет открыта 20 июня и останется до Дня города, чтобы все жители города смогли ее увидеть.
     
  18. Konan

    Konan Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    484
    Адреса:
    Washington, USA
    Власти США планируют вернуть Украине картину с изображением Ивана Грозного. Работа, написанная 107 лет назад художником Михаилом Паниным, пропала из Днепропетровского художественного музея во время оккупации города в 1941 году, а недавно была обнаружена в частном доме в штате Коннектикут в США.

    http://dv-gazeta.info/dneprnews/v-d...tina-vyikradennaya-eshhyo-v-godyi-voynyi.html
     
    gantz подобається це.