Хотелось бы обсудить этот американский авианосец, как на уровне стратегического анализа, так и мелкие детали. В первом я не силен в разделе флота. Но подать пример своей любознательностью могу. 1. в передвоенный период Сара получила две наградные буквы "Е": обе обозначены на авианосце, первая буквально буквой "Е", вторая косой "нашивкой" под первой (вложение 1). когда и за что Сара ими была вознаграждена? что эти награды значили в США? Е = Engineering Excellence, это в смысле за сам проэкт авианосца? был ли тогда Лексингтон награжден? я не видел букв Е на нем - поделитесь, если имелась такая награда у него. если не было - то почему? или что все таки значит Engineering Excellence? 2. вопрос по лифтовым шахтам. их было две: передняя большая и задняя меньшая. высота у обоих одинаковая. смотрим на вложения 2 и 3. красным обозначена высота стенки шахты. достаточно много. три метра? а что было ниже - ниже шли направляющее лифта сами по себе без стенок? сколько тогда получается высота палубы от пола крытого ангара до взлетки - сколько собственно высота хода лифта? 3. предыдущий вопрос может прояснить как самолеты поднимались из ангара на взлетную полосу. вложение 3: как туда попал самолет? это лифт на половине пути? если да - то понятно, как попал, если ниже стенок нет и под стенками тоде метра три есть (то есть ход лифта метров шесть ) волнует меня вот что конкретно (речь о довоенной ситуации): как подымался на верхнюю палубу довоенный бомбардировщик TG-2 - один из самолетов, для которых Саратога и проэктировалась. бомбер самый большой на корабле и подыматься мог только на переднем лифте. передний лифт универсален - он прямоугольной формы и может поднимать все самолеты авианосца: SBU, F3F, BFC4. также он имеет раздвижные жалюзи (створки), которые делают отверсте в верхней палубе т-образным (вл.3 смотрите синее обозначение). если высота позволяла завести в лифт TG-2 (это вопрос 2), то я не понимаю следующего: самолет имел 3 опорных колеса, 2 под крылом и заднее под задним оперением, и вот это заднее на лифт не влазит!!! как этот самолет поднимали?! на двух колесах, а фюзеляж касался лифтовой платформы? этож нонсенс! 4. передний лифт частенько открыт, как в походе, так и во время работы авиации(!), хоть створки и закрыты. вложения 4-5. с чем это связано и что про это говорит рабочее расписание авианосца?
Эту книгу читали?http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/1995_05/index.htm Там достаточно подробно конструкция расматривается. Engineering Excellence означает что экипаж добился успехов в эксплуатации энергетической установки и механизмов (хотя что это означает я так и не понял). У Лекса такого не было
В моем переводе на язык ВМФ СССР - "...личный состав БЧ-5 добился значительных успехов в боевой и политической подготовке..."
Для маньяков, чертежи Саратогаhttp://www.hnsa.org/doc/plans/cv3.pdf и Лексингтон http://www.hnsa.org/doc/plans/cv2.pdf
С ВМФ СССР понятно, не думал что и американцы с этим заморачивались. С Саратогой вообще как то не по людски поступили, знаковый корабль в истории ВМФ, прошёл войну от начала до конца не многим это удалось. Вместо того чтобы бомбу на нём испытывать- мемориал бы сделали.
"Капиталистическое соцсоревнование!" Я думаю, что в судьбе "Сары" роковую роль сыграла американская авианосная эйфория - "...мы настроим Эссексов и Мидуэев столько, сколько и не надо!" Это начало проявляться еще во время последней модернизации CV-3 - бофорсами и эрликонами-то ее "нашпиговали" а на радаре УАЗО сэкономили. Энтерпрайз тоже жалко "до слез"...
спасибо, Фресер. чертежи и журнал дали ответ на один из вопросов: ангарная палуба была очень высокой, гораздо выше, чем может показаться без изучения этих материалов. единственное: только саму высоту посчитать не удалось, в разрезе видно, что там очень много места, но метраж так и остался недоступным. то есть вопрос номер 2 отпадает. по вопросу 1: с буквой Е понятно. остается узнать когда Сара была удостоена второй буквы Е. и означала ли она тоже самое? если нет - то за что получила вторую Е? вопрос 3 сужается до вопроса: как TG-2 влезал в передний лифт? вопрос 4: открытый передний лифт. как я понял половины авианосца хватало для взлета и посадки самолетов. но зачем он был открыт? что про это говорит мануал к кораблю (если такое есть - поделитесь)?
Тут я пас, так глубоко не рыл. Попробуйте здесь посмотретьhttp://www.navsource.org/archives/02/03.htm и по ссылкам которые внизу пройтись
прояснились даты предвоенного награждения экипажа: первая Е 16 августа 1938, вторая Е в августе 1939. больше пока ничего.
Здесьhttp://reibert.info/forum/showthread.php?t=35077 моя тема про испытания ЯО американцами, там конец "Сары" описан. При первом, воздушном взрыве авианосец не пострадал, затонул после второго - подводного Авианосец "Саратога", находившийся на расстоянии 450м от эпицентра получил сильные повреждения и от проникшей через пробоины воды получил дифферент на корму и сильный крен на правый борт. Верхняя часть дымовой трубы была сорвана и валялась на палубе.Самолётоподъемник получил перекос и был вдавлен вниз. Крен и дифферент продолжали увеличиваться, и через 6 часов после взрыва было решено отбуксировать авианосец к берегу, но высокий уровень радиации не позволил к нему приблизиться.Ещё через час "Саратога"сильно накренился и стал быстро погружаться, увеличивая дифферент на корму. Вскоре корма полностью погрузилась, а нос поднялся вверх. Через 7ч30мин авианосец затонул.
По поводу открытого лифта и высоты ангара: Ангар "Саратоги" и "Лексингтона" был двухэтажным. Нижний этаж служил для размещения самолетов, непосредственно в данный момент в полетах не участвующих. Верхний ангар - для подготовки самолета к вылету - снаряжение боеприпасами, заправка, проверка - короче, предполетная подготовка. Таким образом, открытый лифт - всего лишь стадия подъема на полетную палубу готового к вылету самолета. По поводу радаров - первый радар появился на "Саратоге" в конце 1941 года, в феврале 1942 был модифицирован, в 1943 - заменен на более новый, затем менялся еще дважды. По поводу TG-2: "Саратога" была введена в строй 16 ноября 1927 года. И в этом году ее, говоря современным языком, бортовое авиакрыло состояло из: 18 истребителей F2F-1, 20 разведчиков SBU-1, 18 бомбардировщиков F4B-4, 18 торпедоносцев BG-1. Т.о. TG-2 не числятся. Быть может, к моменту окончания постройки их уже не предусматривали использовать с данного корабля и передний (бОльший) лифт сделали под размер других самолетов? Размер платформы переднего лифта 13,7х7,6 м.
а когда самолет сел после вылета - он снова возвращался в верхний ангар на осмотр, дозаправку, перезарядку и прочее? боюсь кроме TG-2 все влазило на "маленькие" платформы. что частично подтверждается закрытыми створками при работе авианосца. бортовое авиакрыло сомнительной достоверности. дело в том, что BG-1 разработала компания Great Lakes Aircraft Company, которая до этого производила самолеты TG-2 "по лицензии" (а дефакто на проданном оборудовании) компании Glenn L. Martin Company. но только прикол в том, что торпедоносцем из них был TG-2, а BG-1 был пикирующим бомбардировщиком, который был разработан компанией Great Lakes в 1933. поэтому сара не могла в 1927 иметь такое авиакрыло. самолета BG-1 просто не существовало тогда. поэтому или там должно было быть 18 TG-2 (или TG-1), что не снимает моего вопроса, или (что вероятней) даный список составлялся много позже 1927 и человеком несостоятельным в даном вопросе, что исключает хоть какую-нибудь полезность приведенной Вами инфы( последнее доказывается тем, что такого расписания самолетов не могло существовать 1927 вообще (даже если речь идет о любом из самолетов: TG-1, TG-2, BG-1. ни одного не существовало в 1927 даже на бумаге!!!). оно могло только планироваться приблизительно. заказ на постройку 18 TG-1 был выдан армией в июне 1927 а индекс TG-1 самолет получил в октябре 1928, в тот момент, когда заказ наконец лег на стол производителя. приблизительно такая же история произошла и с 32 TG-2, но уже в июле 1930. просто усовершенствовали крепления торпед и улучшили силовую установку самолета. к слову, в 1927 бортовой торпедоносец из невыполненной ни в каком числе партии имел индекс T4M-1, что ни с чем спутать нельзя)))
По первой части вопроса - теоретически да, если он был в состоянии (т.е. не требовал ремонта) и вообще была нужда. По второй части - источник - K.Zalewski - Lotniskowce II wojny swiatowej, том 1
Добавлю фото: 17 сентября 1942 года, после устранения в Перл-Харборе повреждений от торпеды японской подлодки I-26 31 августа того же года у Соломоновых островов.
конечно была нужда: например, во время боя совершить второй-третий-четвертый... вылеты. для этого надо дозаправиться и пополнить боекомплект. поэтому совсем не теоретический вопрос: они для этого спускались в верхний ангар каждый раз между вылетами? теоретичски это может быть список на год эдак 1933, надо подробнее изучить вопрос. но если автор утверждает, что это 1927 - то это явный фейк. так халантно нельзя относиться к своим исследованиям. поэтому вопрос остается: как торпедоносцы типа TG поднимались на взлетку. их заднее колесо выходит за пределы платформы лифта и должно свешиваться за ее пределы. так как это происходило?
Возможно, что и нет. Может, верхний ангар применялся для подготовки самолетов к массовым вылетам. Часть- на палубе, часть - в верхнем ангаре. А когда конвейер работает, гонять в ангар, возможно, и не гоняли.
Ваша правда. Возьмем другой источник и посмотрим там список бортового авиакрыла на "Саратоге": 11/1928 - VF-1B (F2B), VF-2B (F2B), VB-2B (F2B+F3B), VT-2B (T3M), VS-2B (UO). 06/1931 - VF-1B (F2C), VF-6B (F4B), VT-2B (T4M), VS-2B (O2U), VS-14M (O2U). 72 aircraft. 06/1933 - VF-1B (F11C + F4B), VF-6B (F4B), VT-2B (TG), VS-2B (SU), VS-14M (SU). 80 aircraft. 06/1936 - VF-6B (F3F), VT-2B (TG-2), VS-2B (BFC + SBU) В ноябре 1939 TG-2 уже нет. Источник - Warship pictorial 11, Lexington class carrier По поводу переднего лифта - под створкой (ножка Т) тоже лифт. Таким образом, размер площадки лифта больше, чем указанные 13,7х7,6 м. Насколько больше - пока не нашел. Вероятно, этого как раз и хватало.
В том же Warship pictorial есть фото "Лексингтона" сверху, датированное 15 марта 1932 года. На нем в переднем лифте виден самолет, похоже, биплан, со сложенными крыльями. Самолет при этом стоит почти перпендикулярно оси судна (на глаз - градусов под 70). Теперь вопрос: не мог ли искомый самолет подниматься на палубу аналогичным способом? "Саратога" и "Лексингтон" однотипны. Если лифт (основная площадка) имеет размеры 13,7х7,6, то диагональ - минимум 15,5 м. Учитывая, что TG-2 имеет размеры 16,15х10,85 м, то со сложенными крыльями этого хватало со свистом. И еще - в этом же источнике (стр. 12) есть фото трубы "Лексингтона" с буквой Е. На "Саратоге" на всех фотках Е нарисовано на фоне вертикальной полосы. Здесь ее нет.
Еще: Полетная палуба, из тонких стальных листов с покрытием из отборного тика, размером 268,2 х 27,4 м и внешние стены ангара составляли единое целое с корпусом, участвуя в обеспечении его продольной прочности. Подобное конструктивное решение обеспечило определенный выигрыш в весе корпуса и позволило сделать одноярусный ангар полностью закрытым. Особенностью ангара была высота 6 м, такая высота повторилась только на авианосце «Форрестол». Позади ангара находились ремонтные мастерские, а под ним — хранилище для самолетов в разобранном виде. Самолеты подавались двумя близко расположенными друг к другу лифтами. Кормовой (размер 9,15 х 11 м) предназначался только для истребителей, носовой (9,15 х 18,3 м) — для тяжелых (до 8 т) машин, особенностью носового лифта было то, что он мог поднимать самолеты с большой длиной фюзеляжа, для чего имелся дополнительный откидной люк размерами 6 х 8 м.