СКОРБИМ...

Discussion in 'Вітання' started by slavapopov, May 8, 2017.

  1. SERGHLEO

    SERGHLEO Stabsfeldwebel

    Рейтинг:
    3
    Отзывов:
    24
    Лоты
      на продаже:
    0
      проданные:
    40
    Messages:
    1,198
    Location:
    Україна
    ................................................
     
  2. Интересные лоты

    1. (в наличии 6 шт.)
      филе сардины в масле 125 грамм Германия срок до 19.11.2028
      55 грн.
    2. (в наличии 5 шт.)
      паштет из печени черных иберийских свиней 250 грамм безглютеновый Испания срок до 2028 года
      120 грн.
    3. Німецький сухпай, термін придатності до 28.02.2026
      500 грн.
    4. Из украинского сухпая чай, сахар
      50 грн.
    5. (в наличии 1 шт.)
      Чай сублімований розчинний чорний в герметичних капсулах найвищої якості Суміш Лондон Вміст пакету:...
      240 грн.
  3. M.Vittman

    M.Vittman Leutnant

    Рейтинг:
    2
    Отзывов:
    9
    Лоты
      на продаже:
    0
      проданные:
    18
    Messages:
    5,200
    Location:
    Украина
    ......................................................................................
     
  4. hohol579

    hohol579 Oberstleutnant

    Рейтинг:
    5
    Отзывов:
    203
    Лоты
      на продаже:
    1
      проданные:
    379
    Messages:
    3,045
    Location:
    Україна
    Все мы ЛЮДИ, а все люди БРАТЬЯ и по венам у нас течет одинаковая кровь, но не всегда БРАТЬЯ поступают по ЛЮДСКИ. БОГ ИМ СУДЬЯ. НАШИМ ГЕРОЯМ - ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ. С ув.
     
  5. KAISERLEMBERG

    KAISERLEMBERG General-major

    Яна Мойсеенкова
    шеф-редактор проектов ФОКУС МЕДИА

    Чтобы помнили
    О чем молчат солдаты Второй мировой войны

    В детстве мне часто снилось, как толпу кричащего и плачущего народа сгоняют в большую бревенчатую избу и поджигают. И я среди них. Белобрысая, лет пяти. Я плачу, смотрю в щель между дверями и вижу языки пламени, а за ними сад и на большущем дереве детские качели. Мои качели. Никто уже не будет кататься на них, потому что я здесь — внутри большой деревянной избы.

    Я не знаю, что это. Возможно, впечатлившая ребёнка сцена из пропагандистского советского кино. А может быть, та самая генетическая память, ведь восемь братьев и сестёр моего деда — наполовину поляка, наполовину белоруса — погибли. Одного — 12-тилетнего — повесили с табличкой «Он помогал партизанам», остальных сожгли. Они считались мирным населением, помогающим тем самым партизанам. Мой дед выжил — он был на передовой. Он умрёт через десять лет после окончания войны — осколок в сердце таки догонит его.

    Другой мой дед — двоюродный — дойдёт до Берлина. Ему повезёт больше — несмотря на контузию и два серьёзных ранения, он выживет, вернётся, женится и увидит взросление не только своих детей, но и внуков. В том числе и моё. Мы с ним пили чай из блюдца с сахаром вприкуску — такая у нас была традиция. Он совсем не любил говорить о войне, терпеть не мог ходить за пайками и не принимал пионеров с гвоздиками из соседней школы. Первые матерные слова я услышала не в детском саду, как большинство советских детей, а именно от него — он переключал телевизионные каналы и наткнулся на советский военный фильм. Там что-то говорил товарищ Сталин, а я как раз сидела, не шевелясь, в домике, построенном из диванных подушек.


    Мои деды, вынужденно участвовавшие в войне, ушли, так ничего и не сказав. Почему? Наверное, потому что думали, мол, зачем это голубоглазой девочке? Зачем передавать этот страх, эту боль, кровь, грязь и потери? Это новое поколение, пусть живёт без травм, без тяжёлых парализующих воспоминаний. Пусть живёт и верит, пусть улыбается солнцу и смеется грибному дождю. Пусть не дрожит, не прячется, не молчит. Пусть мечтает, строит планы и достигает своих целей. Я думаю, что именно поэтому двоюродный дед на все мои пионерские вопросы о войне тихо улыбался, гладил мою голову раненой и вывернутой ладонью, но неизменно многозначительно молчал.

    ...
     
  6. KAISERLEMBERG

    KAISERLEMBERG General-major

    .......

    В нашем семейном архиве есть несколько фронтовых фото. На одной из карточек сорокапятилетний рядовой, мой дед. Впалые щёки, измождённое лицо.

    Ещё сохранился бабушкин ридикюль и в нём несколько фронтовых писем. Сжатый слог, учительский почерк. Исторических сведений из них почерпнуть нельзя. Если не читать между строк. Много бытовых мелочей. Например, такое: «Мои брюки, пиджак и рубашку используйте полностью. Для меня ничего не оставляйте. Из брюк пошей Людочке юбочку…» Людочка — это моя мама. Тогда ей было четыре. Оказывается, дед Иван на фронте постоянно что-то выменивал, присылал харчи, какие-то подмётки для детских туфелек. Всё время спрашивал: в чём нужда? Такова общая канва писем. Ни слова о боях, прорывах. Ни слова о политике. Вроде как и не думал об этом. А если разобраться — только об этом и думал.

    Деталь. В письмах нет упоминания важного имени — старшего сына Юры. Пятнадцатилетнего Юру фашисты угнали в концлагерь. Пребывание не просто на оккупированной территории, а в Германии — это очередное несмываемое пятно в анкетных данных. Если бы в письме шла речь о Юре, не факт, что оно дошло бы. Потому писано было так. Длинный абзац о Варе (кто такая, теперь уже неизвестно), и вдруг: «Не знаю, как ему написать, если будет весточка, дай знать». И снова о Варе. Бабушке, конечно, не надо было объяснять, кому «ему» и почему о нём сказано в абзаце о Варе.

    Проблем и так хватало. Рядовой Иван Леонидович Клепачевский до войны был завучем в горловской средней школе. Родом он из села Старый Иржавец на Полтавщине. Родился в семье священника. Закончил духовную семинарию. Проучился два курса в университете имени святого Владимира, в революцию вернулся из голодного Киева домой. Учительствовал. Оказался в Горловке — люди с неблагонадёжными данными вынуждены были мигрировать, чтобы не арестовали. После войны вернулся в Старый Иржавец. Слава Богу, все выжили — и бабушка, и Людочка, и даже Юра. О политике в семье старались не говорить.

    Когда-то в Иржавце хранилась древняя казачья святыня: икона Иржавецкой Богородицы. Согласно легенде, икона плакала перед поражением казаков, после чего следовал гнев Божий на обидчиков. Чудотворному образу посвящена поэма Тараса Шевченко «Іржавець». По одной из версий, в 1930-е большевики бросили потемневшую икону 1572 года в огонь. Остались копии и подлинные слёзы — наши слёзы.
     
  7. KAISERLEMBERG

    KAISERLEMBERG General-major


    Истории трех ветеранов: Красной Армии, вермахта и УПА

    65 лет назад они без сожаления уничтожали друг друга. Накануне 9 мая Фокус пообщался с бывшими солдатами Красной армии, вермахта и Украинской повстанческой армии.

    Когда четырёхлетняя берлинка Фрида Островски (так по правилам немецкой орфографии звучит славянская фамилия её отца) спросит, почему на войне погибли три её прадеда, у родителей – украинца Дмитрия и немки Биргит – ответ готов. Допустим, такой: «Они боролись каждый за свою правду». Устроит ли он Фриду, сказать трудно, но в любом случае, изучая семейную генеалогию, она узнает немало почти фантастических историй. Например, о единственном уцелевшем прадеде, который воевал на Восточном фронте, попал в окружение и, пробиваясь на родину в Германию, спасся только благодаря знанию русского языка. Где и как он обучился – загадка. Или о том, как её прадеды по отцовской линии погибли под Сталинградом, воюя друг с другом: один был советским артиллеристом, другой – офицером Люфтваффе.

    Родители Фриды об этих историях узнали поздно. Дмитрий после школы – родство с немецким лётчиком могло создать проблемы. Не было принято говорить о войне и в семье Биргит. Многие подробности она узнала недавно: об атмосфере страха в оккупированной Германии, о наступлении Красной армии, которое сопровождалось грабежами и насилием.

    Несколько лет назад переехав в Германию, Дмитрий может сравнить жизнь ветеранов двух стран. Сегодня общее прошлое скорее объединяет их, чем разделяет. Это проявляется и в бережливом отношении к еде, и в недоверии к учебникам истории – правду всё равно не напишут, и в неприятии личной ответственности – война есть война, и она многое списывает.

    На вопрос, когда Вторая мировая война стала историей, отвечают по-разному. Одни считают, в день подписания капитуляции. Для других это случится не раньше, чем умрёт последний её участник. Третьи уверены, для этого у наследников победителей и побеждённых должны родиться общие дети. Если это так, счёты с войной покончены. По крайней мере в семье Фриды Островски, где не хватает разве что родственников-воинов УПА.

    «Я бы немцу руку пожал!»
    – Совет ветеранов Голосеевского района слушает! – громко и отчётливо говорит 86-летний киевлянин Георгий Киреев в трубку допотопного телефона. – Нет, инвалиды не к нам, к нам только ветераны.

    Из-за ранений минёр Киреев плохо двигает рукой, но ставить автографы на сборниках своих стихов это ему не мешает. Несколько лет назад похоронил жену. Могила есть и у него самого – на плите под Сталинградом значится его имя. Кто-то из сослуживцев подумал, что он погиб, и родителям ушла похоронка.

    Недавно Киреев впервые после войны встретил тех, против кого воевал. «Ветераны вермахта приезжали – я пожал им руки. Среди военных и мерзавцы, конечно, были. Но в большинстве – такие же простые парни, как мы». К воинам Украинской повстанческой армии отношение у ветерана, мягко говоря, прохладное, и встречаться с ними он не хочет.

    Послевоенную Германию Киреев не видел. Зато там побывал его внук – деду в подарок привёз летний плащ. Киреев немецкий сувенир носит до сих пор. Признаётся, что чувствует обиду, сравнивая, как живётся победителям и побеждённым. «Моя пенсия – полторы тысячи гривен. И 190 надбавки – за четыре медали. А в Германии у каждого коттедж, машина. И даже кухарка, если потребуется».

    Вину за преступления нацистов Киреев возлагает на первых лиц Германии, а вот преступления с другой, советской, стороны более абстрактно – «на режим». В 37-м на его отца писали доносы, семья ждала чёрный воронок каждый вечер, но обошлось. О том, что на войне бывало стыдно за своих, говорит откровенно. Вспоминает мародёров, вагонами вывозивших из послевоенного Берлина часы, швейные машинки и драгоценности. Вспоминая один эпизод, ему и сейчас не по себе. «Мы готовились к наступлению, два парня руки себе прострелили, чтобы остаться. Так их отвели в сторону и расстреляли. Я тогда не придал этому значения. А сейчас вспоминаю и стыдно – этих людей семьи ждали, а их расстреляли».

    65 лет назад День Победы он встретил, сидя на заборе в центре Киева. Проходящая женщина на радостях отдала ему бутылку вина. «Я выпил с другом и порадовался. А о том, какой будет жизнь, не думал. Был уверен, что до следующего столетия не доживу».

    Сейчас у него дочь и 19-летний внук. О войне внук знает много, но больше интересуется девушками. Дед не злится – сам таким был, когда слушал рассказы отца о гражданской войне.

    Как на войне
    Немцу Диттриху Берлауху почти 90. «Во время войны меня дважды объявляли убитым. Один раз, когда на мине подорвался корабль, с которого я сошёл на берег накануне вечером. Во второй раз в 44-м, когда после боя с англичанами Красный Крест подобрал мою шинель и военное удостоверение. Я тогда был в плену, а моим родителям пришло извещение: «Труп не найден», – вспоминает он.

    Два года назад у Диттриха умерла жена, теперь он живёт один. У него деревянный дом в престижном районе Берлина – Целендорф. Жить среди зелени, озёр и красивых вилл в центре города может себе позволить только элита. На такую жизнь г-ну Берлауху хватает пенсии. Прибавок от государства бывший солдат не получает, льготами не пользуется. «Я знаю, что многим пенсионерам приходится туго. Не только в России или Украине, но и у нас. Да, мы проиграли, но теперь я вижу, что стоял на счастливой стороне».

    17-летним юношей Диттрих попал на фронт. Служил моряком, потом выучился на подводника. В 44-м году его подлодка утонула, и матросы на суше отбивались от наступающих британцев. Война для Диттриха закончилась лагерем для военнопленных в Великобритании, где он провёл два года. «Благодарю судьбу, что не попал к русским. Конечно, нас тоже били, пинали ногами, но в общем относились нормально, по-человечески».

    Когда Диттрих вернулся в Германию, от его прежней жизни не осталось и следа. Дом в Померании, где он родился и вырос, находился уже на территории Польши. Родители стали беженцами. Старший брат погиб под Сталинградом. «Вы спрашиваете, как я представлял себе жизнь после войны? Я тогда не мог представить даже завтрашний день».

    После войны он и его друзья не раз приглашали советских офицеров. Те приезжали делегациями – военные в сопровождении жён. Вместе ходили на концерты, потом пили вино. «Советские военные были дружелюбны. Но мы никогда не говорили о войне». Позже Диттрих с семьёй был в Союзе. Не для того, чтобы посмотреть, как живут победители. Обычная экскурсия.

    Говорить о войне он не любит и сейчас: «Молодых не интересуют эти рассказы. Разве можно передать чувство голода, страх бомбардировок?» В семье Диттриха тему войны и сейчас обходят стороной. Хотя было время, когда дочери спрашивали: «Скольких ты убил?», «Сделал ли на войне то, о чём теперь жалеешь?»

    Ответы на эти вопросы Диттрих искал не один десяток лет. И пришёл к выводу: ни о чём из того, что совершил во время войны, не жалеет. «Конечно, ты целишься в людей. Конечно, убиваешь. Скольких убил я, не знаю. Либо ты, либо тебя. И срабатывает рефлекс – выжить. Да, сейчас я понимаю, в какую яму вёл нас Гитлер. Задним умом мы все крепки».

    Непризнанная сторона
    «Здесь ветеранов УПА нет – вы ошиблись номером! – чуть не положил трубку глава львовского братства ОУН-УПА. – А если нужен участник национально-освободительной борьбы, вы по адресу – это я, Олесь Гуменюк». 85-летний мужчина водит машину, посещает митинги и охотно даёт интервью. Говорить, правда, с ним сложно – быстро устаёт и заметно волнуется, вспоминая о давних событиях. Всё, что не в силах досказать сам Гуменюк, озвучивает его сын Пётр.

    «Партизан кто такой – знаете? Лес – наш дом, а ночь – наша мама. Когда закончилась война, мы сидели в лесу, но, услышав об этом известии, на радостях начали стрелять вверх. Тогда мы не знали, что уже через месяц на нас, националистов, в Союзе бросят все силы. И провокаторов подсылали в сёла, чтобы злодействовали под нашими флагами, и фронтовиков натравливали». Гуменюк не вдаётся в подробности войны против УПА, определяя всё это термином «красная метла». «Красноармейцы не всегда хотели воевать со своими. Бывало, идёт солдат, видит ботинки партизана за кустом и говорит: сапоги спрячь – я в тебя стрелять не хочу, а ты в меня не стреляй».

    В ответ на призывы политиков к примирению он смеётся. «Мы давно пожали руки фронтовикам. Но никогда не пожмём энкаведистам, воевавшим с нами». На вопрос о победителях и проигравших отвечает не задумываясь: «Сталин ту войну проиграл. Где сейчас его красные флаги? А Украина существует».

    На немцев Олесь Гуменюк не обижается: «Я их уважаю – они свою вину осознали». Сожалеет разве что о том, что на Нюрнбергском процессе судили только нацистских преступников, а о «начальниках сталинских» забыли. На вопрос, может ли вспомнить эпизоды из боевой молодости, за которые сейчас стыдно, непреклонен: «Ни капли мне не стыдно!». Пан Олесь начинает нервничать и передаёт трубку сыну – Пётр вынужден заканчивать разговор за отца. Вспоминает родственника-красноармейца, бравшего Берлин, который описывал мародёрство советских солдат в Германии. «Ошибки были с каждой стороны», – миролюбиво заключает он.

    Покойная супруга пана Олеся тоже состояла в ОУН. Олесь Гуменюк признаётся, что, попав на войну в 18 лет, был романтиком и вряд ли мог влюбиться в немку или девушку из Красной армии. «Думаю, идеология помешала бы. А вообще – как знать», – смеётся он.
     
    Град-1 likes this.
  8. Irzav

    Irzav Schütze

    Messages:
    0
    Location:
    киев, артема, 345, 3
    чудотворная икона была не в Старом Иржавце, а в Иржавце, что в Черниговской области