Приховати оголошення
Гість, вы уже подписались на наш Телеграм-канал?

Серии XXI XXII XXIII

Тема у розділі 'Подводный флот', створена користувачем Joachim Peiper, 3 кві 2008.

  1. Joachim Peiper

    Joachim Peiper Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    2.287
    Адреса:
    Inkerinmaa
    В этой теме предлагаю обсудить все что связано с этими субмаринами, их экипажеми, также предлагаю выкладывать картины по теме и фото и все что предоставляете должно быть интересно...;):smile_8::smile_12:
     
    maaaaster подобається це.
  2. Цікаві лоти

    1. Метал крепкий.
      600 грн.
    2. Хорошее состояние в ножнах сидит хорошо,четкое клеймо. Кнопка работает хорошо. Клин ровный не бит, н...
      3300 грн.
    3. Переделка с АК-ашных.Знак из копанных.Нож сидит классно.Воронение.Аккуратно и надежно смотрится все...
      1450 грн.
    4. комплект реставратору ,,все на номерах и клеймах госприемки . возможна продажа по отдельности .
      1100 грн.
    5. нормальное состояние ,ножны ставятся и снимаются без проблем , кожа на накладке мягкая , верх подве...
      1900 грн.
  3. Joachim Peiper

    Joachim Peiper Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    2.287
    Адреса:
    Inkerinmaa
    Ответ: Серии XXI XXII XXIII

    В первую очередь "Серые волки"






    ...................... Но самыми ценными оказались 4 субмарины XXI серии. Немцы намеревались ежемесячно сдавать флоту по 30 единиц, чтобы в 1945 г. пополнить «кригсмарине- 233 кораблями этого типа. Их спроектировали на основе более чем 4-летнего боевого опыта, и, надо сказать, довольно удачно, сумев существенно усовершенствовать традиционную дизель-электрическую конструкцию. Прежде всего, разработали великолепно обтекаемый корпус и рубку, для уменьшения сопротивления воды носовые горизонтальные рули сделали заваливающимися, шнорхель, антенные устройства и артиллерийские установки — убирающимися. Запас плавучести уменьшили, емкость новых аккумуляторных батарей увеличили. Два гребных электродвигателя через понижающие редукторы связали с валами винтов. В подводном положении лодки XXI серии на короткое время развивали скорость свыше 17 узлов — вдвое больше, чем любая другая субмарина. Кроме того, внедрили еще два электромотора для бесшумного экономичного хода в 5 узлов — даром ли немцы прозвали их «электролодками». Под дизелями, шнорхелем и электромоторами "двадцать первые» могли, не всплывая, пройти более 10 тыс. миль. Кстати, выступающая над поверхностью головка шнорхеля покрывалась синтетическим материалом и ее не замечали вражеские радиолокаторы, а вот подводники обнаруживали их излучение издалека, с помощью поискового приемника....................................................................................................
    http://zhavnis.newmail.ru/subs/
     
    maaaaster та Юргис Сарвас подобається це.
  4. Joachim Peiper

    Joachim Peiper Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    2.287
    Адреса:
    Inkerinmaa
    Ответ: Серии XXI XXII XXIII

    41 просмотр, и не одного ответа? :(
     
    maaaaster подобається це.
  5. Lahm

    Lahm Gefreiter

    Повідомлення:
    251
    Адреса:
    Россия
    Ответ: Серии XXI XXII XXIII

    Лодки были прекрасные, но вот с попаданием на фронт они запоздали.
     
    maaaaster подобається це.
  6. Joachim Peiper

    Joachim Peiper Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    2.287
    Адреса:
    Inkerinmaa
    Ответ: Серии XXI XXII XXIII

    Есть классная книга, в цветном переплете (может в инете есть?) назывется, если не ошибаюсь "Серые Волки фюрера"
     
    maaaaster подобається це.
  7. Lahm

    Lahm Gefreiter

    Повідомлення:
    251
    Адреса:
    Россия
    Ответ: Серии XXI XXII XXIII

    Может Волчьи стаи.
     
    maaaaster подобається це.
  8. Joachim Peiper

    Joachim Peiper Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    2.287
    Адреса:
    Inkerinmaa
    maaaaster подобається це.
  9. Lahm

    Lahm Gefreiter

    Повідомлення:
    251
    Адреса:
    Россия
    Ответ: Серии XXI XXII XXIII

    Где можно скачать я к сожалению не знаю.
     
    maaaaster подобається це.
  10. Joachim Peiper

    Joachim Peiper Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    2.287
    Адреса:
    Inkerinmaa
    maaaaster подобається це.
  11. Lahm

    Lahm Gefreiter

    Повідомлення:
    251
    Адреса:
    Россия
    Ответ: Серии XXI XXII XXIII

    Неплохо. Какие-то они неживучие оказались.
     
    maaaaster подобається це.
  12. Joachim Peiper

    Joachim Peiper Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    2.287
    Адреса:
    Inkerinmaa
    Ответ: Серии XXI XXII XXIII

    Есть инфа кидай сюда... ;)
     
  13. Lahm

    Lahm Gefreiter

    Повідомлення:
    251
    Адреса:
    Россия
    Ответ: Серии XXI XXII XXIII

    Была бы, давно бы кинул.
    Я по поводу малых ПЛ, почти все были потоплены.
     
  14. raubtier

    raubtier Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    1.848
    Адреса:
    г. Новосибирск Россия
    Ответ: Серии XXI XXII XXIII

    - на службе U.S. NAVY, приношу извинения - не перевожу, считаю - так лучше(текст "пиндостанский")

    - USS U-2513 (ex-German U-2513, 1945), 1946-1951
    - USS U-2513, a 1621-ton submarine, was built in 1944 at Hamburg, Germany, as the German Type XXI U-boat U-2513.
    Surrendered in May 1945, she was allocated to the United States and formally taken into service in 1946.
    U-2513 arrived at Charleston, South Carolina, in August of that year, and soon moved on to Key West, Florida, where she was employed as a high speed target for anti-submarine forces and used to evaluate the underwater performance of advanced submarines.
    In addition to her work at Key West, she also operated out of New London, Connecticut, and Portsmouth, New Hampshire.
    Placed out of service in July 1949, once the life of her German batteries had expired, U-2513 was laid up at Portsmouth.
    She was taken back to Key West in August 1951 and sunk that October in tests of the Weapon Alfa anti-submarine rocket.

    фото1.
    - Originally German submarine U-2513 (1945)
    Off the Key West Naval Station, Florida, 30 October 1946.

    фото2.
    - View of the submarine's sail, taken at an Atlantic Coast port on 5 November 1946, during a visit by Fleet Admiral Chester W. Nimitz, the Chief of Naval Operations.
    Nimitz is in the right center, with his back to a "whip" radio antenna. Vice Admiral Forrest P. Sherman, Deputy Chief of Naval Operations, is in the center, just to the left of FAdm. Nimitz.

    фото3.
    - President Harry S. Truman(!) (right center, in light cap)
    Leaves USS U-2513 after visiting the former German submarine on 5 December 1947, probably at Key West Naval Station, Florida.
    Fleet Admiral William D. Leahy is at the far right.
    Photographed by MacAfee.
    Note the submarine's insignia, at left.
     

    Images:

    g705562.jpg
    h58138.jpg
    h99322.jpg
    maaaaster подобається це.
  15. raubtier

    raubtier Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    1.848
    Адреса:
    г. Новосибирск Россия
    Ответ: Серии XXI XXII XXIII

    - на службе U.S. NAVY, часть вторая

    - USS U-3008 (ex-German U-3008, 1945), 1946-1956
    - U-3008, a German Navy 1621-ton Type XXI high-performance submarine, was completed at Bremen during the final weeks of World War II.
    She was surrendered at the Allies at Kiel in May and taken over by the U.S. Navy that summer.
    After crossing the Atlantic to the East Coast, she was overhauled and in July 1946 was placed in service as USS U-3008.
    During the next two years, she operated in the Caribbean area and off New England as a test and evaluation submarine, from which the Navy learned much about fast submarines and the tactics necessary to counter them. However, her advanced technology and innovative construction techniques proved troublesome, and U-3008 was placed out of service in June 1948. Subsequently employed for tests, she had gone back to the Caribbean by the time she was sold for scrapping in September 1955( по другим данным в 1954г. продана Пуэрто-Рико).

    фото1.
    - Off the Portsmouth Naval Shipyard, Kittery, Maine, 30 August 1946.

    фото2.
    - Underway at sea on 15 April 1948.

    фото3.
    - View of the port side of the submarine's conning tower, showing periscope, snorkel and antennas raised. Taken at the Portsmouth Naval Shipyard, Kittery, Maine, 30 August 1946.

    фото4.
    - View atop the conning tower, looking forward, showing periscope base. Taken at the Portsmouth Naval Shipyard, Kittery, Maine, 30 August 1946.
    Note the U.S. Navy jack flying at her bow.

    фото5.
    - View of the submarine's conning tower, with her snorkel raised. Taken at Key West Naval Station, Florida, 25 July 1947.
    Note her insignia painted on the front of the conning tower.
     

    Images:

    n95866.jpg
    g442933.jpg
    n95856.jpg
    n95858.jpg
    g442938.jpg
    maaaaster подобається це.
  16. Joachim Peiper

    Joachim Peiper Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    2.287
    Адреса:
    Inkerinmaa
    Ответ: Серии XXI XXII XXIII

    Гросс данке за фото..
    А что насчет книги.....
     
    maaaaster подобається це.
  17. raubtier

    raubtier Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    1.848
    Адреса:
    г. Новосибирск Россия
    Ответ: Серии XXI XXII XXIII

    Johann Weiss, по поводу книги, я не могу нечего сказать

    - по U-2511(очень мощная команда), вот установочная
    http://www.uboat.net/boats/u2511.htm

    - а тут материалы(и фото) - Operation Deadlight Expedition II,
    DAY THREE: - 6th May 2002
    Target:
    U2511
    Depth: Weather and sea conditions:
    70m Wind 2-3 northerly, fair and sunny
    ...
    http://www.taucher.net/berichte/bericht.html?nummer=38

    - еще по экспедиции(но у меня фото не открылись)
    http://www.octopus.ru/forum/viewtopic.php?t=493
     
    maaaaster подобається це.
  18. Joachim Peiper

    Joachim Peiper Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    2.287
    Адреса:
    Inkerinmaa
    Ответ: Серии XXI XXII XXIII

    А есть на русском? А то англ. не понимаю ((((((((((((((
     
    maaaaster подобається це.
  19. raubtier

    raubtier Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    1.848
    Адреса:
    г. Новосибирск Россия
    Ответ: Серии XXI XXII XXIII

    Johann Weiss, о Серии XXI на "русском"(фото с "русскими" подписями возможно вообще не существует)

    http://krigsmarine2005.narod.ru/stat2.htm
    http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/17-45/for_con/germania/XXI/list.htm

    - ...сравнение 613 пр. с ХХI к-а Штыровым (1955 г. Лиепая)
    - практически идентичные системы погружения-всплытия, ВВД (отличие немецких - стальное исполнение и вынесены за борт)
    - дизеля МАН-М6 (2 тыс л.с.) примерно аналогичны нашим 37-Д - архитектура, арматура, приборы управления, (т.е. 37-Д с немецких...) отличия - малошумность МАНовских дизелей ("наши прослушивались за 20 миль")
    - дизель-компрессоры "юнкерс" - наш ДК-2 точная копия
    - ГК "Аншютц"с электромагнитной подвеской - аналогичен наш "Курс-3"

    не внесено в наши ПЛ:
    - УБЗ (6 ТА за 15 минут)
    - ЗП 18% (наши ПЛ - 28-30%), но норматив срочного погружения 45 с одинаков
    - система кают офицеров (в т.ч. унтер-офицеров)
    - значетельно более совершенный шнорхель
    - астрономический глобус-вычислитель (подобное "Вега" на наших ПЛ 10 лет спустя)

    немцы значительно обошли нас в вопросах БТС (беспузырной торпедной стрельбы), СБД (сверхбыстродействующей) связи, ГПД (средства гидроакустического противодействия)

    из "Воина России" 1997 г
    взято с ресурса
    http://forums.airbase.ru/viewtopic.php?id=30627&p=20

    фото
    - u2540
    - ещё фото
    http://www.flickr.com/photos/tags/u2540/
     

    Images:

    437857066_ae653f31c5_o.jpg
  20. raubtier

    raubtier Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    1.848
    Адреса:
    г. Новосибирск Россия
    Ответ: Серии XXI XXII XXIII

    - и такое сообщение о судьбе U-3041

    - ...последний U-boat действительно был разделан в СРЗ в бухте Чажма в 1994 году. А до этого он верой и правдой служил все это время, точнее с начала 60-х гг. Видимо, именно он и стал толчком для легенды о ПЛ НКВД-КГБ. Действительно, эту лодку не найти ни в одном из справочников, но она существовала. Базировалась на бухту Конюшково. Имела прямое подчинение ГРУ. Была существенно модернизирована, возила на себе акванавтов, выполняла различные специальные операции, в том числе занималась резанием СОСУСа и воровством гидрофонов. Последний раз выходила в море с этой целью в мае-июне 1993 года в район пролива Токара, где у США и Японии стоят соответствующие устройства. Прочный корпус этой ПЛ - немецкий, рубка от 613 проекта.
    http://brummel.fastbb.ru/?1-6-0-00000002-000-120-0

    - теперь Заголовок: Лодки ХХIII серии. Общая оценка проекта
    - последний пост от 10.04.08
    http://brummel.fastbb.ru/?1-8-0-00000024-000-0-0-1174888829

    - USS U-3008, это та которую, по некоторым данным "пиндостанцы", продали(передали) Пуэрто-Рико, возможно она ещё и "жива"( в том или ином виде)
     
    maaaaster подобається це.
  21. Lahm

    Lahm Gefreiter

    Повідомлення:
    251
    Адреса:
    Россия
    Ответ: Серии XXI XXII XXIII

    Информация конечно хорошая. Только полдня со словарем просидел пока все перевел :D
     
    maaaaster подобається це.
  22. Seawolf

    Seawolf Oberschütze

    Повідомлення:
    33
    Адреса:
    Сибирь
    Ответ: Серии XXI XXII XXIII

    Командармы
    XXI модернизация
    XVIII почему всё таки отказались от XVIII?
    Она была быстрее под водой
    Кто не знает или не помнит
    XVIII лодка Вальтера
    Но к 43 только 2 сделали
     
    maaaaster подобається це.
  23. Ervin41

    Ervin41 Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    632
    Адреса:
    Умань.Україна
    maaaaster подобається це.
  24. Димитриус

    Димитриус Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    756
    Адреса:
    Kuban.
    Тип XXI.
    Без ссылки(не сохранил).
    Много букв.

    Для того, чтобы выстоять в борьбе с противолодочными силами подводные лодки должны были радикально повысить свои боевые качества — скорость и дальность плавания в подводном положении. Кроме того, необходимо было усилить ударную мощь, улучшить средства подводного обнаружения и целеуказания. В комплексе эти усовершенствования должны были позволить подводной лодке бороться с конвоями и боевыми кораблями противника, не всплывая на поверхность ни для сближения с целью, ни для ее атаки. Центральной проблемой превращения «ныряющей» лодки в действительно подводную являлось создание мощной энергетической установки и источников энергии большой емкости, не требующих атмосферного воздуха. Германские конструкторы пытались создать двигатели подводного хода новых типов, сосредоточив основные усилия на парогазотурбинных установках (ПГТУ) Г. Вальтера. Несмотря на реальные успехи, доводка ПГТУ затянулась, поэтому подводное кораблестроение и флот Германии к середине 1943 г. оказались в цейтноте — флоту срочно требовалась качественно новая лодка, лодка нового поколения, но выбранная для нее энергетическая установка — ПГТУ нуждалась в длительной отработке. Время работало против германского военно-морского флота. В сложившейся ситуации спасительное решение было найдено одним из специалистов конструкторского бюро Г. Вальтера Г. Хеепом и офицером конструкторского управления командования ВМФ Х. Эльфкеном. Они предложили создать на базе проекта скоростной парогазотурбинной лодки XVIII серии, разработка которой «забуксовала», океанскую «электролодку».
    Особенностью новой лодки должно было стать применение мощных электро-двигателей и аккумуляторных батарей с увеличенным втрое количеством групп элементов. Предполагалось, что сочетание этих отработанных решений и совершенной гидродинамики ПЛ XVIII серии обеспечат «электролодке» необходимые подводные качества. Предложение Г. Хеепа и Х. Эльфкена получило поддержку Управления кораблестроения. В случае быстрого создания «электролодки» появлялась надежда на перелом хода битвы за Атлантику. Новая ПЛ должна была стать основным кораблем подводного флота, заняв место лодок VII и IX серий, которые до сих пор несли главную нагрузку в океанских операциях, но уже не справлялись с противодействием сил охранения конвоев. В апреле 1943 г. было принято решение о проектировании океанской «электролодки», получившей обозначение XXI серия. Учитывая срочность задачи, на разработку проекта отводилось лишь два месяца. К середине июня 1943 г. результаты надлежало представить главнокомандующему германским флотом гросс-адмиралу К.Деницу.
    Конструкторы постарались вложить в проект ПЛ все лучшие наработки и достижения германского подводного кораблестроения. Конечно, главной особенностью ПЛ XXI серии стала новая энергетическая установка. Согласно проекту, она была двухвальной и включала в себя:
    — 2 шестицилиндровых дизеля МАN М6V 40/46 мощностью по 2000 л.с.;
    — 2 главных гребных электродвигате-ля (ГЭД) 2GU 365/30 мощностью по 2500 л.с. (в 5 раз больше, чем у предшествующих ПЛ IX серии, имевших такое же водоизмещение!);
    — 2 ГЭД подкрадывания (малошумного и экономического хода) GW 323/28 мощностью по 113 л.с.;
    — аккумуляторную батарею из 6 групп по 62 элемента 44-МАL 740 в каждой.
    Характеристики энергетической установки показывают, что в отличие от ПЛ предшествующих типов приоритет отдавался подводным ходовым качествам.
    Лодки XXI серии оснащались дизелями, которые разрабатывались для средней ПЛ серии VIIС/42, которая имела в 1,6 раза меньшее водоизмещение, да еще в варианте с пониженной мощностью. По расчетам в надводном положении под дизелями предполагалось развивать скорость 15,6 уз. По этому показателю XXI серия уступала основным боевым лодкам Германии VII и IX серий 2—3,5 уз. Запас топлива обеспечивал новым лодкам дальность плавания свыше 11 тыс. миль. Он был достаточен для того, чтобы совершать трансокеанские переходы и в течение длительного времени действовать у американского или у южноафриканского побережья без пополнения запасов.
    Г. Вальтер, несмотря на прекращение проектирования ПЛ XVIII серии, вполне благожелательно отнесся к разработке альтернативной дизель-электрической лодки. Он предложил установить на нее выдвижную воздухозаборную шахту для подачи воздуха к дизелям в перископном положении. Это устройство, получившее название «шнорхель», позволяло лодке, находясь под перископом и резко сократив свою радиолокационную заметность, заряжать аккумуляторную батарею и совершать переходы под дизелями. Обнаружить радаром лодку, идущую под «шнорхелем», становилось практически невозможно. Кроме того, приближение ведущих поиск противолодочных кораблей обнаруживалось самой подводной лодкой с помощью установленной на «шнорхеле» антенны обнаружения работающих радиолокационных станциях «Ваli I». Комбинация этих двух устройств на одной выдвижной мачте позволяла своевременно предупреждать подводников о появлении противника и уклоняться от него погружением на глубину.
    Наиболее интересные решения были приняты в электроэнергетической установке лодки. Мощные главные электродвигатели должны были, по расчетам проектантов, обеспечивать полную подводную скорость до 18 уз, с которой ПЛ могла бы двигаться до полутора часов, или скорость 12—14 уз в течение 10 часов. Достижение таких скоростей позволяло лодке атаковать из подводного положения конвои, имевшие скорость до 10 уз, и уклоняться от противолодочных кораблей охранения, поисковая скорость которых при использовании гидролокаторов, как правило, не превышала 12 уз. Для сокращения массогабаритных характеристик главных гребных электродвигателей питающее их напряжение повысили до 360 В за счет последовательного соединения трех групп аккумуляторов, а номинальную частоту вращения увеличили до 1675 об/мин. Передача вращения на валопровод осуществлялась через понижающий редуктор. Тем не менее главные электродвигатели имели достаточно внушительные размеры (диаметр 1,3 м, длина около 3 м) и массу (10,33 т). Специальных мер по их обесшумливанию не предпринималось. Оба главных электродвигателя разместились в бывшем турбинном отсеке ПЛ XVIII серии. Электродвигатели подкрадывания должны были обеспечить малошумный ход со скоростью до 6 уз в течении 48 ч. Привод на вал осуществлялся с помощью 12 клиновидных ремней текстропной передачи.
    Достижение высокой скорости и большой дальности подводного плавания требовало мощного энергоснабжения. По сравнению с предшествующими ПЛ на «электролодках» XXI серии количество групп аккумуляторов было утроено (шесть против двух). Общая масса аккумуляторной установки составила 225 т, а ее доля в водоизмещении достигла 14%. Кроме того, емкость элементов 44-МАL 740, ранее созданных для ПЛ IX серии, была повышена, за счет применения более тонких пластин, на 24% в режиме двухчасового разряда или на 18% двадцатичасового разряда. Однако при этом срок службы аккумуляторов сократился вдвое — с 2-2,5 до 1-1,5 лет, что примерно соответствовало среднестатистической «продолжительности жизни» участвующих в боевых действиях подводных лодок. В этом отношении лодки XXI серии рассматривались проектантами, как корабли военного времени и своеобразное расходное оружие с относительно коротким жизненным циклом, такое же как танк или самолет. Они не имели избыточных ресурсов, характерных для кораблей мирного времени, находящихся в строю 25—30 лет. Размещение столь мощной аккумуляторной батареи стало возможно только благодаря предложенной Г. Хеепом и Х. Эльфкеном оригинальной форме прочного корпуса с поперечными сечениями в виде «восьмерки». На лодках XXI серии аккумуляторные ямы занимали около трети длины прочного корпуса и располагались в два яруса — в нижнем сегменте «восьмерки» и над ним с центральным проходом между аккумуляторами.
    Прочный корпус ПЛ XXI серии делился на 7 отсеков. Как принято в германском флоте, их нумерация, также как и нумерация шпангоутов и цистерн, начиналась с кормы и шла в нос. В 1-м самом малом по объему, кормовом отсеке размещались гидроцилиндры приводов рулей, баллоны воздуха высокого давления (ВВД) и корабельная мастерская. Во 2-м (электромоторном) отсеке основное место занимали две пары гребных электродвигателей — главных и подкрадывания, а также их щиты управления. В 3-м (дизельном) отсеке располагались дизели с редукторами, крупногабаритные захлопки воздухозаборного трубопровода «шнорхеля» и выхлопных трубопроводов. В 4-м и 6-м (кормовом и носовом аккумуляторных) отсеках размещалось соответственно по 2 и 4 группы аккумуляторов, а на верхней палубе находились жилые и бытовые помещения экипажа. На протяжении отсеков прочный корпус имел форму «восьмерки». Длина этого участка составляла около 40% длины прочного корпуса. В 5-м отсеке на верхней палубе располагался центральный пост, на нижней — насосы, баллоны ВВД и другое оборудование судовых систем. В нижнем сегменте «восьмерки» 5-го отсека находились уравнительные цистерны. Через этот же отсек проходили мачты выдвижных устройств. В 7-м (носовом) отсеке располагались торпедные аппараты, стеллажи с запасными торпедами и торпедозаместительные цистерны.
     
    maaaaster та Юргис Сарвас подобається це.
  25. Димитриус

    Димитриус Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    756
    Адреса:
    Kuban.
    По общей компоновке и подходу к функциональному делению прочного корпуса на отсеки ПЛ XXI серии практически не отличалась от предшествующих лодок VII и IX серий. Но ее характерной особенностью стал отказ от выделения сферическими переборками повышенной прочности отсеков—убежищ, которыми, как правило, являлись концевые отсеки и отсек центрального поста. Опыт войны показал, что в условиях боевых действий концепция спасения подводников из отсеков-убежищ практически нереализуема, особенно для лодок океанской зоны. Отказ от отсеков-убежищ позволил избежать технологических и компоновочных издержек, связанных со сферическими переборками. Другой особенностью стал отказ от размещения на ПЛ XXI серии кормовых торпедных аппаратов. Принятые для достижения высоких пропульсивных качеств обводы кормовой оконечности не позволяли разместить кормовые аппараты. Кроме того, отказу от них способствовал переход к новой тактике использования «электролодок».
    Для обладавших высокими подводными качествами «электролодок» XXI серии в штабе К. Деница была разработана особая тактика их боевого использования, отличавшаяся от методов действий «волчьих стай». «Электролодка», обнаружив конвой, должна была занять позицию впереди него, а затем, сближаясь в подводном положении на максимально возможной скорости, прорвать охранение и занять место под судами внутри ордера. Затем, двигаясь вместе с судами конвоя на глубине 30—45 м, и прикрываясь ими от противолодочных кораблей, лодка, не всплывая, выполняла атаки самонаводящимися торпедами. Расстреляв боезапас, ПЛ должна была погрузиться на большую глубину и малошумным ходом уклониться в корму от конвоя.
    Новая «подводная» концепция боевого использования лодок XXI серии требовала и соответствующего вооружения. Как и на ПЛ серии VIIС/42, артиллерийскому вооружению отводилась лишь функция противовоздушной самообороны. Две спаренные артустановки Flak С/38 калибра 20 мм располагались в башенках, органично вписанных в обводы ограждения рубки. Артиллерийских орудий для атаки транспортов из надводного положения на лодках XXI серии не предусматривалось.
    Торпедное вооружение включало 6 носовых торпедных аппаратов. Несмотря на отсутствие кормовых аппаратов общий боекомплект торпедного оружия сохранился практически таким же, как и на лодках IX серии. В отличие от предшествующих кораблей ПЛ XXI серии были впервые оборудованы устройством быстрого заряжания, позволявшим перезарядить все торпедные аппараты за 4-5 мин. Таким образом, технически было возможно выполнить стрельбу полным боекомплектом (4 залпа) менее, чем за полчаса. Это становилось особенно ценным при атаках конвоев, требующих большого расхода боезапаса. Глубину торпедной стрельбы довели до 30—45 м, что диктовалось требованиями обеспечения безопасности от таранных ударов и столкновений при нахождении лодки в центре ордера, а также соответствовало оптимальным условиям работы средств наблюдения и целеуказания при выполнении бесперископных атак.
    Кроме того, предполагалось оснастить «электролодку» новым типом оружия самообороны — реактивными снарядами, выстреливаемыми из-под воды (подводные ракеты «Ursel»). Они предназначались для контратак преследующих противолодочных кораблей. Целеуказание обеспечивалось шумопеленгаторной станцией «Sр-Anlage», размещенной в кормовой части палубы надстройки. И хотя подводные ракеты так и не успели создать до конца войны, гидроакустическая станция целеуказания была установлена на ПЛ XXI серии и на испытаниях показала хорошие результаты по определению местоположения надводных целей в кормовом секторе углов обзора. Основу же гидроакустического вооружения составляли шумопеленгаторная станция «GНG-Аnlage», антенна которой состояла из 144 гидрофонов и размещалась под каплеобразным обтекателем в килевой части носовой оконечности, и гидролокационная станция «S-Ваsis» с антенной, установленной в носовой части ограждения рубки (сектор обзора до 100° на каждый борт). Первичное обнаружение целей на дистанциях до 10 миль производилось на шумопеленгаторной станции, а точное целеуказание для стрельбы торпедным оружием обеспечивалось гидролокатором. Это позволяло лодкам XXI серии в отличие от своих предшественниц выполнять атаки из-под воды по данным гидроакустики, не всплывая под перископ для визуального контакта.
    Для обнаружения наиболее опасных противников — противолодочных самолетов — лодка вооружалась радиолокационной станцией «FuМО65», которая использовалась только в надводном положении. Впоследствии на лодках, намечавшихся к сдаче флоту летом 1945 г., планировалось устанавливать новую РЛС с антенной на выдвижной мачте, поднимавшейся в перископном положении.
    Возросшая подводная автономность и скорость делали лодку XXI серии значительно более независимой от поверхности и увеличивали свободу ее маневрирования при подводном плавании. Поэтому проектанты пошли на значительное увеличение глубины погружения. Если за предшествующую четверть века в период между двумя мировыми войнами глубина погружения возросла с 50—70 до 100—130 м, то на лодках XXI серии был сделан следующий шаг. Используя новую сталь St52КМ с пределом текучести 3400 кг/см2, которая первоначально разрабатывалась для лодок серии VIIС/42, удалось увеличить испытательную глубину погружения (аналог отечественной предельной глубины погружения) ПЛ XXI серии до 200 м, рабочую — до 135 м. Расчетная разрушающая глубина составила 330 м (коэффициенты запаса прочности для испытательной глубины погружения — 1,5, для разрушающей — 2,5). Толщина обшивки прочного корпуса достигала 26 мм.
    Большое внимание было уделено гидродинамическим качествам. Форма корпуса, обеспечивающая малое сопротивление в подводном положении, но в то же время, позволяющая сохранять и хорошие надводные мореходные качества, была отработана еще при проектировании ПЛ XVIII серии. Выступающие части сводились к минимуму, им придавалась обтекаемая форма. В итоге по сравнению с ПЛ серии IХD/42 адмиралтейский коэффициент, характеризующий гидродинамические качества корабля, у лодок XXI серии для подводного положения возрос более, чем в 3 раза выше (156 против 49).
    Рост скорости подводного хода потребовал увеличения устойчивости ПЛ в вертикальной плоскости. Для этого в состав кормового оперения ввели горизонтальные стабилизаторы. Примененная схема кормового оперения оказалась весьма удачной. В послевоенный период она получила широкое распространение и была применена на ряде дизельных, а затем и атомных ПЛ первого поколения. Гидродинамическое совершенство благоприятно сказалось на подводной шумности корабля. Как показали послевоенные испытания, проведенные ВМС США, шумность лодок XXI серии при движении под главными электродвигателями со скоростью 15 уз была эквивалентна шумности американских эскадренных ПЛ, идущих со скоростью 8 уз. При движении со скоростью 5,5 уз под электродвигателями подкрадывания шумность германской ПЛ была сопоставима с шумностью американских лодок на самом малом ходу (около 2 уз). На малошумном режиме движения лодки XXI серии в несколько раз превосходили в дальности взаимного гидроакустического обнаружения эсминцы, охранявшие конвои.
    Предусматривались специальные меры по существенному улучшению обитаемости новых подводных лодок. Понимая, что в условиях длительного крейсерства боеспособность ПЛ во многом зависит от физического состояния и самочувствия экипажа, конструкторы применили на «электролодках» такие новинки, как кондиционирование воздуха и водоопреснительную установку. Каждый подводник получал свое индивидуальное спальное место. Были созданы благоприятные условия для несения службы и отдыха экипажа. Традиционно большое внимание германские конструкторы уделяли эргономическим факторам — удобству работы экипажа и боевого использования технических средств. Степень продуманности этих «деталей» характеризует такой пример. Маховики на клапанах корабельных систем в зависимости от назначения имели свою, отличную от других, форму. Причем на магистрапях, выходящих за борт, выполнялась специальная шаровая наделка. Такая, казалось бы, мелочь позволяла подводникам в аварийной ситуации даже при потере освещения действовать безошибочно, наощупь управляя клапанами и перекрывая или пуская в действие необходимые системы.
     
    maaaaster та Юргис Сарвас подобається це.
  26. Димитриус

    Димитриус Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    756
    Адреса:
    Kuban.
    В целом же разработка проекта океанской «электролодки» XXI серии показала, что внедрение комплекса технических решений, реализующего подводную концепцию использования ПЛ, обеспечивает ей способность эффективно действовать в условиях мощного противодействия противолодочных сил.
    Позже, кроме основного варианта проекта лодки XXI серии, германские конструкторы проработали несколько ее модификаций. В ноябре 1943 г. появились варианты с усиленным торпедным вооружением — серии ХХIВ и ХХIС. На этих лодках в средней части корпуса устанавливались дополнительные торпедные аппараты, развернутые под углом к диаметральной плоскости и направленные в корму (схема «шнееоргел»). На лодках серии ХХIВ размещалось 6 дополнительных аппаратов (по 3 с каждого борта), а на ПЛ серии ХХIС — 2 ряда по 3 бортовых аппарата. Схема «шнееоргел» должна была усилить мощность торпедного залпа при атаке конвоев. Тактика использования таких подводных лодок предусматривала пересечение курса конвоя с подныриванием под его суда. При сближении с целью стрельба велась самонаводящимися акустическими торпедами из носовых аппаратов, а на отходе — из бортовых. Перезарядка аппаратов не предусматривалась, и запасных торпед эти лодки не имели. Весь боекомплект мог быть использован в ходе одной мощной и молниеносной атаки. Совершать трансокеанские переходы ради одной атаки и не иметь возможности пополнить боезапас было весьма нецелесообразно. Видимо, понимание этого и нежелание ломать сложившийся цикл строительства серийных лодок XXI серии обусловили отказ от практической реализации проектов ХХIВ и ХХIС серий. Кроме боевых модификаций на базе «электролодок» XXI серии прорабатывались варианты транспортных лодок — подводных танкеров снабжения серии ХХID грузоподъемностью 430 т дизельного топлива и серия XXIV несколько меньшей грузоподъемности, а также подводных транспортов для перевозки стратегических материалов (каучука, молибдена из стран Юго-Восточной Азии) серии ХХIЕ (грузоподъемность 665 т) и серия ХХIТ (грузоподъемность 275 т). Но ни одна из лодок транспортных модификаций так и не была построена.
    19 июня 1943 г. материалы проекта «электролодки» XXI серии представили гросс-адмиралу К. Деницу и его штабу. Командование Кригсмарине высоко оценило тактико-технические элементы новой ПЛ и ее боевые возможности. Именно такая лодка была необходима германскому флоту для успеха в битве за Атлантику. Поэтому, по мнению подводников, приоритет в строительстве и пополнении действующего флота должен был отдаваться именно лодкам XXI серии. 6 июля 1943 г. была принята очередная программа кораблестроения Германии на период до 1945 г, в которую среди прочих впервые была включена постройка лодок XXI серии. В соответствии с июльской программой 1943 г., промышленности была поставлена задача выйти к середине 1944 г. на уровень ежемесячной сдачи флоту 40 лодок различных типов. При этом предусматривалось строительство 102 ПЛ XXI серии на шести верфях. 3 головных ПЛ должна была сдать в ноябре 1944 г. бременская верфь «Deschimag AG Weser». На март 1945 г. намечалось начало поступления на флот «электролодок» XXI серии с других заводов. К маю объем их выпуска должен был достичь 15 кораблей в месяц. С учетом времени, необходимого для освоения «электролодок» экипажами и проведения цикла боевой подготовки, вступление новых ПЛ в битву за Атлантику могло состояться только в 1946 году. Такая перспектива и программа кораблестроения в корне не устраивали гроссадмирала К. Деница, полгода назад назначенного главнокомандующим германским флотом. Он желал скорейшего перелома военной ситуации и понимал, что традиционные подходы не позволят добиться этого. Требовалось найти способ ускоренного строительства «электролодок» и концентрации потенциала промышленности Германии на создании лодок только нового типа. Поэтому гроссадмирал К. Дениц обратился к министру вооружений А. Шпееру с предложением разработать альтернативную программу, в которой ведущая роль отводилась бы лодкам XXI серии и их скорейшему введению в строй. Тот принял нестандартное и весьма оригинальное решение — назначил главой комитета по кораблестроению своего министерства генерального директора автомобильного завода «Magirus Werke» О. Меркера, которому и поручил разработать план ускоренного строительства лодок XXI серии. Ранее О.Меркер совершенно не был связан с кораблестроением, но, разобравшись в технологии строительства подводных лодок, он пришел к выводу о необходимости и возможности перехода на привычные ему методы крупносерийного производства, аналогичные используемым в машиностроении и автомобилестроении. Суть его предложений сводилась к следующему:
    1. Верфь должна стать сборочным производством с поточным методом монтажа ПЛ из готовых блоков, которые поставляются вспомогательными предприятиями, специализирующимися на серийном изготовлении блоков определенных типов. Таким образом, расширяется фронт работ и круг специализированных предприятий, занятых на промежуточных этапах технологического цикла строительства ПЛ.
    2. Сборочная технология реализуется за счет деления корпуса ПЛ по длине на ряд блоков (модулей), каждый из которых строится отдельно и в полностью готовом виде поставляется на сборочную верфь.
    3. Технологический цикл строительства ПЛ делится на 3 стадии:
    — изготовление на машиностроительных предприятиях корпусных конструкций блоков («сырых» секций);
    — монтаж в блоках оборудования, прокладка трубопроводов и кабельных трасс, проведение предварительных испытаний отдельных механизмов на судостроительных предприятиях, получивших в рамках новой технологии статус вспомогательных верфей;
    — сборка лодок из готовых блоков, комплексные испытания и сдача корабля сборочной верфью.
    Таким образом, новая технология реализовывала принципы параллельности изготовления сборочных единиц, специализации и поточности производства. О. Меркер считал, что при внедрении предложенной им технологии первая ПЛ XXI серии может быть сдана уже к апрелю 1944 г., то есть на 7 месяцев раньше, чем при традиционных методах строительства. Серийное производство лодок могло начаться сразу же после этого и выйти на уровень 30 ПЛ в месяц. Однако, подобная технология требовала кардинального пересмотра принятых методов строительства. По-новому, с ориентацией на блочное исполнение должна на была разрабатываться конструкторская документация. Требовалось коренным образом повысить точность изготовления корпусных конструкций и монтажа оборудования с тем, чтобы можно было состыковать блоки, изготовленные на различных заводах, не только по обшивке корпуса, но и по фланцам проложенных трубопроводов. Принятые в судостроении припуски и подгонка «по месту» отконструкций исключались. Точность работ верфи должна была приблизиться к машиностроительной. Требовались новые принципы проверки качества сварных швов, прочности и точности изготовления корпусных конструкций, монтажа, наладки и испытаний судовых систем, вооружения подводных лодок. Кроме того, было необходимо организовать четкую координацию на всех этапах работ — от поставок материалов и комплектующего оборудования до изготовления отдельных блоков и передачи их от одного предприятия к другому. Задержка на любом из этапов грозила срывом работ всей последующей технологической цепочки. Столь взаимозависимая организация работ и кооперация поставок требовали в условиях военного времени подлинно немецкой педантичности и производственной дисциплины. Внедрение поточно-сборочной технологии строительства ПЛ на первых порах натолкнулось на неприятие и противодействие верфей, не желавших ломать привычный и отлаженный порядок работ. Но благодаря упорству О. Меркера верфи вынуждены были согласиться на переход к новым методам строительства.
    Для выпуска конструкторской документации и координации работ предприятий, участвующих в строительстве лодок и поставках оборудования в сентябре 1943 г. было организовано специальное конструкторское бюро. Его директором был назначен один из инициаторов создания ПЛ XXI серии — Х. Эльфкен. К концу 1943 г. в штат бюро входили 1200 человек, рабочий день которых длился 12 часов при трех выходных днях в месяц. Оно расположилось в центре Германии в безопасных от бомбардировок горных городках Бланкенбурге (конструкторские подразделения бюро) и Хальберштадте (отделы по координации работ и управлению программой строительства серийных ПЛ). Оперативные группы специалистов бюро имелись на всех верфях и крупных предприятиях-поставщиках, участвующих в создании ПЛ. В начале декабря 1943 г. бюро в основном завершило разработку проектных материалов ПЛ XXI серии, выпустив менее чем за 4 месяца 18400 рабочих чертежей. В Бланкенбурге изготовили деревянный макет ПЛ в натуральную величину, на котором отрабатывалась компоновка помещений, уточнялась последовательность монтажа оборудования, снимались шаблоны для предварительного изготовления всех трубопроводов, имевших диаметр более 30 мм.
    Согласно разработанной в бюро документации, корпус лодки XXI серии делился на 9 блоков. Корпусные конструкции («сырые» секции) для каждого из них изготавливались на четырех предприятиях, большая часть которых располагалась в центральной Германии. Как правило, это были машиностроительные предприятия, ранее не связанные с кораблестроением. Разработанный график отводил на строительство каждой лодки 6 месяцев (176 дней). Перевозка блоков, масса которых составляла 70—130 т, с одного предприятия на другое осуществлялась на понтонах по внутренним водным путям. Окончательную сборку и сдачу лодок XXI серии должны были вести 3 сборочные верфи: «Blohm & Voss» (Гамбург), «Deschimag АG Weser» (Бремен) и «Schichau» (Данциг). Внедрение новой технологии позволило существенно сократить трудоемкость строительства ПЛ XXI серии. По своей стоимости (5,75 млн. марок) ПЛ XXI серии практически не отличались от лодок среднего водоизмещения VIIC серии.
     
    maaaaster, Юргис Сарвас, ku100v та ще 1-му подобається це.