Вес: 70,6 тонн (с подвеской Henschel), 68,8 тонн (с подвеской Porsche). Экипаж - 6 человек. Скорость 38 км/ч (шоссе), 17 км/ч (бездорожье). Запас хода 120-170 км, по бездорожью - 80 км. Вооружение: 128мм Pak 44(80) L/55, два пулемета 7,92мм MG34. Бронирование: передняя часть корпуса 150 мм, лоб рубки 250 мм, борт 80 мм, верх 40 мм. Боезапас: 128 мм - 38-40 выстрелов (Porsche/Krupp), пулеметы 7,92мм - 2925/3300 выстрелов. Всего произведено 85 образцов "Ягдтигра"
Идея установить на шасси 128-мм орудие возникла в германском Генштабе еще в начале 1942 года, а 18 мая 1942 лично Гитлер выразил пожелание, чтобы проектируемая машина использовалась не для поддержки пехоты, а в качестве тяжелого истребителя танков. В 1943 году Альберту Шпееру предложили два проекта по установке 128-мм пушки на шасси "Пантеры" или "Тиера-I", но сразу стало ясно, что этой базы совершенно недостаточно - шасси "Тигра" (не говоря уже про более легкую "Пантеру") просто не вытянет такую массу! В результате остановились на шасси "Тигра-II" и слабали представленный выше деревянный макет (английские источники, кстати, уверяют, будто был и макет с пантерной ходовой). В результате получилось два прототипа: один с подвеской "Порше" на восьми дорожных колесах, и один с подвеской "Хеншель" на девяти колёсах; они были закончены к февралю 1944 года.
Ягдтигр был вооружен 128мм. орудием Pak 44 L/55 (вообще-то эти орудия изначально предназначались для проекта "Маус") и двумя 7,92мм. пулеметами MG34/42. Орудие имело ограниченный траверс 10 градусов влево и вправо. Это орудие было самым большим и самым мощным противотанковым орудием Второй Мировой Войны. Максимальная дальность полета снаряда - 22410 метров. Оно могло уничтожить любой из имеющихся в то время танков Союзников, с дистанции, намного превышающей дистанцию ведения огня на поражение любого имевшегося тогда противотанкового орудия Союзников. Орудие устанавливалось в расположенной по центру корпуса, тяжелобронированной надстройке. Боковые бронеплиты надстройки представляли из себя одно целое с боковыми бронеплитами корпуса.
"Хеншель" произвел 74 машины, в то время как "Порше" всего 11 "Ягдтигров"(изготовлены с февраля по сентябрь 1944 года). Подвеска Порше была проще и в то же время в два раза дешевле, и требовала меньше времени при производстве, чем подвеска От "Хеншель" - похоже тут тоже происходил нехилый попил бюджетного бабла, и хеншелевцы договорились со Шпеером о немалом откате за приоритет своей ходовой. Кстати, дорожные колеса подвески "Хеншель" были несколько меньше по диаметру применяемых в подвеске "Порше".
"Ягдтигры" поступили только в два тяжелых истребительных противотанковых батальона (schwere Panzerjäger-Abteilung) - соответственно номера 512 и 653. По всем имеющимся данным только 20 процентов машин были потеряны в ходе боевых действий, остальные были брошены или подорваны экипажами из-за отсутствия горючего или боеприпасов. Части 512-го sPz.Jag.Abt приняли участие в операции "Fruhlingerswachen" в Венгрии (как часть 6-й танковой армии SS), а затем в обороне Германии на обоих, Восточном и Западном, фронтах. 653-й sPz.Jag.Abt был сформирован весной 1945 года и был количественно, возможно, не более роты. Скорее всего эта часть принимала участие в германском наступлении в Арденнах, а затем была переброшена на Западный фронт (участки Рейна и город Карлсрухе).
Существовала и другая проблема: снаряды были раздельного заряжания, в результате чего в рубке было установлено сразу два погрузчика. Разумеется, это резко снижало скорость ведения огня. Добавим сюда очень высокий силуэт, который делал машину отличной мишенью, просто-таки чудовищный расход топлива (5 литров на 1 километр) и малый боезапас. Следует непременно заметить, что в корпусе "Ягдтигера" размещались два стационарных подрывных заряда для его уничтожения в случае технической неисправности
Безусловно, это была "рекордная машина" - самая тяжелая, вооруженная самым мощным противотанковым орудием и самая тяжелобронированная (что, однако, не спасало при попадании в борт или от штурмовиков противника). Недостатки перевешивали: чрезвычайная дороговизна и сложность производства, тихоходность и безмерный расход топлива полностью ликвидировали преимущества от толстенной лобовой брони и 128-мм орудия. Можно сказать, что производство "Ягдтигера" было просто вредительской акцией со стороны министра Шпеера - вместо одного такого мастодонта можно было склепать 1,75 "Пантеры". Все источники уверяют, что существенного влияния на ход боевых действий "Ягдтигеры" не оказали. На сегодняшний день сохранились три машины. Одна (с подвеской "Хеншель" стоит у нас в Кубинке. Заводской номер 305083, принадлежал он 653 sPz.Jag.Abt и достался Советской армии новехоньким - экипаж сдался 5 мая 1945 года в Амштейне (Австрия). Данная машина представляет собой самую позднюю версию "Ягдтигера" - бронеюбки, новая форма ведущего колеса. Машина произведена в апреле 1945 года, обмазки циммеритом нет (его перестали использовать с серийного номера 305011 (сентябрь 1944).
Ну конечно(прошу прощения-вспомнил просто другого Пауля Кареля)Могу добавить что в небольшой книге Михаила Свирина(изд Экспринт)собрано достаточно материала про Ягдтигр - рекомендую.
Предлагаю, как в теме про Фердинанды, попытаться отследить судьбы машин. Ягдтигров было выпущено меньше даже чем Фердинандов. Неплохой обзорчик: http://www.rumodelism.com/wiki/doku.php/heinz/yagdtiger
512-й тяжелый противотанковый батальон был создан в Падерборне на основе 500-го запасного батальона. В начале 1945 года в его состав включили остатки 501-го ттб разбитого в Восточной Пруссии. Командир 512-го тпртб был капитан Шерф. Боевой состав рот состоял из 3-х взводов по 4 САУ и еще два в штабе роты. Итого на роту 14 САУ. Но на деле всегда было намного меньше... С самого начала боевого пути батальон действовал раздельно. 1-я рота оберлейтенанта Альберта Эрнста вела бой у Ремагена, в районе Рейнских мостов. Рота имела всего 6 машин, но успешно отразив все атаки без потерь, тем не менее отошла назад к городу Унн для поддержки его защитников. 2-я рота оберлейтенанта Отто Кариуса вела бои в районе реки Зиг. В ходе боев потеряли 6 самоходок. Из них два по механическим поломкам. Позже 1-я и 2-я роты вместе защищали город Унн, где подбили в свыше 50 единиц бронетехники противника. Там же потом остатки батальона и сдались американцам в плен. Еще 9 САУ со штабом батальона вообще находились на Восточном фронте, а точне в Австрии, где действовали в составе 6-ой ТА СС. На 9 мая оставалось еще 4 исправные самоходки. Их экипажи не желавшие сдаваться в плен советским войскам решили прорываться на запад. В результате произошел бой в ходе которого было уничтожено 4 советских танка (2 - ИС2, 2 - КВ 85). Прорваться смогли лишь 2 самоходки.
653-й тпртб прошел переоснащение в декабре 1944 года. Раннее этот батальон был вооружен САУ Фердинанд. С самого начала батальон был придан 5-й ТА. командиром батальона был майор Фромм. САУ действовали из засад нанося противнику большие потерию Так 7 декабря всего одна самоходка встала на пути американской бронеколонны. В результате боя американцы потеряли 16 Шерманов. В конце декабря батальон придали группе армий G для участия в операции Нордвинд. 9 САУ использовались для поддержки пехоты, но результативность тяжелых и неповоротливых машин в холмистой местности южных Арденн, да еще в наступлении была абсолютна неэффективной. Поэтому большую часть времени батальон находился в резерве. Его предполагалось ввезти в бой после выхода немецких войск на оперативный простор... Но позже части батальона были брошенны в наступление южной части Саарского угольного бассейна. Где понесли потери от огня тяжелой артиллерии. на 1-е апреля в батальоне насчитывалось еще 23 самоходки. Свои последние бои они провели в южной Германии, где действуя из засад сумели нанести большие потери войскам противника.
Собственно его (Кариуса описание ягдтигра стр.250-251) "Когда в Зеннелагере производилось опробование самоходных орудий, мы потерпели новую неудачу. Несмотря на свои 82 тонны, наш ягдтигр не желал вести себя, как мы хотели. Только его броня была удовлетворительной; его маневренность оставляла желать лучшего. К тому же это было самоходное орудие. Любой значительный поворот орудия приходилось осуществлять поворотом всей машины. По этой причине передачи и дифференциалы быстро выходили из строя. И такое чудище пришлось сконструировать не когда-нибудь, а в финальной фазе войны! Лучшая конструкция стопора по-походному для 8-метровой пушки была абсолютно необходима. Стопор приходилось отключать снаружи во время боевого контакта с противником! Фиксировать ствол на марше по дороге, конечно, необходимо. В противном случае держатели лафета изнашивались бы слишком быстро и точный прицел был бы невозможен. ...Во время пристрелки штабс-офицер Зепп Мозер установил цели на местности за городом. ...Мы все время мазали, так что нам это до чертиков надоело. Наконец, техник артиллерийско-технической службы проверил, в чем дело, и тогда все пошло лучше. Мы обнаружили, что орудие из=за своей неимоверной длины настолько разбалтывалось в результате даже короткой езды вне дороги, что его регулировка уже не согласовывалась с оптикой. Это обещало много курьезных моментов - техника отказывала даже до встречи с противником!"
Есть интерестное упоминание или точнее воспоминание лейтенанта В. Гнидюка, воевавшего в 1-м гвардейском механизированном корпусе на танке Шерман. Он вспоминал, что во время боев на подступах к Вене попытался подбить немецкую самоходку, которою идентифицировали как Фердинанд (ну как всегда), только с пушкой калибра 122. "....немец укрылся за каменной оградой и контролировал всю улицу, подбивая любой танк с одного выстрела. Бронебойные снаряды наших пушек не брали броню вражеской машины. Поэтому ее смогли уничтожить лишь пехотинцы, которые незаметно подкравшись с тыла произвели по ней несколько выстрелов из трофейных фаустпатронов и уничтожили ее."
Боевой путь Jagdtiger в составе sPz.Jg.Abt.635. В настоящее время сохраняются только три боевых машины этого типа: в США на Абердинском полигоне, в подмосковной Кубинке и в Великобритании в Бовингтоне. Причем у англичан сохраняется «Ягдтигр» с ходовой частью конструкции Порше. «Ягдтигр» был, безусловно, самым мощным истребителем танков периода Второй мировой войны, но одновременно такой же бесполезной боевой машиной, как и «Королевский тигр». Из металла, необходимого для изготовления одного «Ягдтигра», можно было сделать четыре «хетцера», от которых было бы куда больше толку!
Машина пожалуй еще одна из грандиозных промашек в немецком танкостроении ничего выдающегося кроме 128-мм пушки вней нанашлось извечные проблемы поломки МТО и гигантский вес преследовали немцев до конца войны. Между прочим пост #21 2 фотка машина на испытаниях в НИИБТ полигоне 1947 год поздний выпуск, свидетельствует стопор пушки захвачена вроде была в Австрии в Штербург 5.5.1945
класическая точка зрения для немцев-пораженцев или представителей стран антигитлеровской коалиции. мы эту точку зрения хорошо знаем, уважаем и повторять ее по 1000 раз не надо. это только провоцирует на бесконечные споры: 4 хецера? допустим. по тому же примеру с шерманом - а сколько выстрелов ему надо будет потратить на хецер? правильно - 1. так зачем строить 4 гроба для 16-ти танкистов, если можно построить ягд, который в свою очередь унесет перед уничтожением больше танков врага? не надо отвечать - это просто к размышлению. эту машину сгубили совсем не ее характеристики, не военные создававшие заказ, не инжинеры проэктировавшие, а скорее всего специфика применения, общее положения фронта на момент применения, звезды там) с проходимостью это вообще тонкий вопрос. тут чем больше давление на грун - тем лучше сцепление с ним, да и вес тут совсем не как у мауса. по ютюбу гуляет видео, где ягдтигр порше очень живенько крутится без одного блока катков. в ответ лично я буду рад иметь в домашней колекции видео с советской, например, су-100 бороздящей просторы фронта или испытательного полигона без катка. кто возьмется представить оное? кому есть что по существу сказать, а не кидать общие фразы типа "проблемы с мто", "большой вес"..., не пересказывать мнения историков вроде барятинского (о его ярко выраженном "патриотизме" тоже все знают) - милости просим в тему "танковые бои и пр." - ее можно раздувать, а тут давайте остановимся на фотках, создании и боевом пути.
Барятинский хороший популяризатор танков, но не очень хороший механик, потому многое додумывает из головы. Часто совершенно неверно. К примеру, небольшой разбор приведенного Вами отрывка из его книги: «7 апреля 1944 года машине присвоили название Panzerjager Tiger Ausf.B (Sd.Kfz.186), позже упрощенное до Jagdtiger.» Ягдпанцер и панцеръягер – это два разных класса машин. Переименование было вызвано не «упрощением», а уточнением квалификации машины. «Общая компоновка моторно-трансмиссионной группы и ходовой части самоходной установки сохранилась такой же, как у танка «Королевский тигр». Однако нагрузка на шасси при выстреле предполагалась большей, чем у танка, поэтому машину удлинили на 260 мм.» Машину удлинили для того, чтобы сбалансировать весовые характеристики самоходки, вызванные установкой в передней части более толстой брони и тяжелой пушки, путем отнесения назад веса кормовой части машины. «Любопытно отметить, что 128-мм пушка Рак 44 впервые появилась на фронте в августе 1944 года как полевое противотанковое орудие. Поскольку лафет для него сконструирован не был, то качающуюся часть стали устанавливать на лафетах трофейных советских 152-мм гаубиц М-10, гаубиц-пушек МЛ-20 и французских 155-мм пушек. Всего таким образом изготовили 116 орудий.» Задачи на разработку лафета для этого орудия не ставилось изначально, в связи с большим количеством трофейных лафетов, которые можно было использовать. «Ходовая часть также была в основном аналогична1 танковой. Удлинение корпуса на 260 мм повлекло за собой увеличение длины опорной поверхности с 4120 до 4240 мм. Правда, из-за увеличения массы САУ (по сравнению с танком на 5 т) удельное давление на грунт не только не уменьшилось, но даже возросло с 1,02 до 1,06 кг/кв.см.» Увеличение длины опорной поверхности у Ягдтигра по сравнению с Кингтигром было только при погружении гусениц в грунт, поскольку расположение опорных катков на обеих машинах было идентичным. «Сборка ходовой части «ягдтигров», как, впрочем, и «королевских тигров», была одной из наиболее трудоемких операций, серьезно замедлявших процесс производства. Поэтому конструкторское бюро Фердинанда Порше в инициативном порядке предложило применить на «Ягдтигре» подвеску, аналогичную установленной на истребителе танков «Фердинанд».» Сборка ходовой части Королевских Тигров была сложнее сборки подвески Порше только с учетом установки большего количества катков и точной разделки бронекорпуса. Это было не настолько критично, чтобы жертвовать унификацией. «Кроме того, установка и закручивание торсионов стандартной подвески были возможны только в собранном корпусе, в строгой последовательности и с использованием специальной лебедки. Замена торсионов и балансиров подвески могла производиться только в заводских условиях. Сборка же тележек подвески Порше производилась отдельно от корпуса, а для их монтажа не требовалось специального оборудования. Не вызывали трудностей ремонт и замена вышедших из строя тележек подвески во фронтовых условиях.» Никакого закручивания торсионов на Ягдтиграх и КТ не применялось. Ремонт подвески КТ в полевых условиях был возможен силами экипажа (веса элементов подвески позволяли перемещать их силами экипажа), тогда как для монтажа тележки подвески Порше необходимо было специальное грузоподъёмное устройство – самостоятельно в полевых условиях экипаж не мог установить неподъёмную тележку на место. «Тем не менее, несмотря на все преимущества ходовой части конструкции Порше, Управление вооружений не рекомендовало ее в серийное проиэводство. Причиной тому стали весьма натянутые отношения между армейскими чиновниками и конструктором. Сыграла тут свою роль и поломка тележки подвески во время испытаний, произошедшая по вине изготовителя. Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и стремление военных к элементарной унификации между танком и САУ.» Недостатками подвески Порше было меньшее количество опорных катков, что снижало маневренность и подвижность и без того перегруженной машины. Кроме того, повреждение одного из передних опорных колес тележки могло вызвать остановку всей машины, поскольку тележка могла упереться передней частью в гребни траков. Подвеска Хеншеля позволяла двигаться с повреждением, если мне память не изменяет, до 40 % опорных катков. Так что решение об производстве Ягдтигра с подвеской Хеншеля было вполне объективным и правильным. Ну вот примерно так...