Самый лучший бронетранспортёр III Рейха

Тема у розділі 'Бронетехніка', створена користувачем wen, 7 сер 2007.

Статус теми:
Закрита.
  1. wen

    wen Schütze

    Повідомлення:
    401
    Адреса:
    Украина, г.Донецк
    Это уже как традиция...Обсуждаем найлудшие бронетранспортёры....Не знаю как вам но я думаю что это средний бронетранспортёр SD. KFZ. 251 (ханомаг)
     
  2. Цікаві лоти

    1. Крышка бензобака бмв
      2000 грн.
    2. Буравчик
      1 грн.
    3. Лесной коп . Помыт в теплой мыльной воде . Вес изделия = 2 кг . Габаритные размеры = 250 х 110 х 60...
      450 грн.
    4. Коп. В доброму стані.
      10000 грн.
    5. Коп, деталь до гаубиці Б-4 зразка 31 року калібр 203 мм. Присутнє клеймо. Номер деталі 82 за номенкл...
      250 грн.
  3. Frey fox

    Frey fox Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    507
    Адреса:
    Россия, самый край
    Почему? Критерии?
     
  4. Transpspeer

    Transpspeer Gauleiter a.D.

    Повідомлення:
    6.860
    Адреса:
    Латвия
    Ханомаг, конечно, хорошо, но мне больше по душе америкэн М3. Ханомаг - это гробик на колесах и гусеницах (и по форме, и по содержанию).
     
  5. wen

    wen Schütze

    Повідомлення:
    401
    Адреса:
    Украина, г.Донецк
    Чего?Норм бронетранспортёр...А чем он лучше?
     
  6. Итальянец

    Итальянец Schütze

    Повідомлення:
    17
    Адреса:
    Москва
    Ханомаг вроде как один из наиболее хорошо защищенных бронетранспортеров Второй Мировой, скорее M3 гробик:confused:

    Ну так и БТР-80 на гробик похож слегка:)
     
  7. wwww

    wwww Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    2.125
    Адреса:
    г. Москва
    Не знаю , как насчет самый лучший . 251-й мне нравится больше всех.
     
  8. wen

    wen Schütze

    Повідомлення:
    401
    Адреса:
    Украина, г.Донецк
    Тагда не надо в подписи гробики рисовать:D
     
  9. Итальянец

    Итальянец Schütze

    Повідомлення:
    17
    Адреса:
    Москва
    эт не гробик - эт пантера ;)
     
  10. wen

    wen Schütze

    Повідомлення:
    401
    Адреса:
    Украина, г.Донецк
    Но у вас и воображение)))):D
     
  11. wen

    wen Schütze

    Повідомлення:
    401
    Адреса:
    Украина, г.Донецк
    Ханомаг на гробиг и похож, но гробообразной формой в нём защита лучше, так как бронь под наклоном...
     
  12. Итальянец

    Итальянец Schütze

    Повідомлення:
    17
    Адреса:
    Москва
    Ну а то
    Не дураки делали! :)

    лучший не лучший, но самый знаменитый бронетранспортер - точно.
     
  13. Fon Traubenbah

    Fon Traubenbah Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    829
    Sd.Kfz.251 это практически полный аналог М3. При лучшем бронировании и меньшей массе в нём было теснее чем в М3 из-за как тут выразились гробикообразного корпуса. Поэтому пулемётное вооружение на М3 можно было(что и делалось ) увеличить. Но самое на мой взгляд, главное М3 был более проходимым(ведущий передний мост в отличии от Sd.Kfz.251) и проще в обслуживании и надёжней. Так что my choice M3.

    P.S.to wen зачем создавать темы чтобы потом писать вот это:
     
  14. wen

    wen Schütze

    Повідомлення:
    401
    Адреса:
    Украина, г.Донецк
    Я имелл ввиду чем М3 лучше Ханомага(просто я в технике союзников 0)
     
  15. wwww

    wwww Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    2.125
    Адреса:
    г. Москва
    Вы случаем не перепутали с М-2. М-3 Скаут - никак на Ганомаг не похож.
     
  16. Fon Traubenbah

    Fon Traubenbah Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    829
    Никак нет. Я же не написал М 3 Scout Car. Тогда уточню М3 Half Track. Внешне при беглом взгляде отличить почти невозможно-чуть длинее задница, но это если присмотреться. Если только сзади : в М3 там дверь была, а так остальные отличия внутри отсека.
     
  17. wwww

    wwww Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    2.125
    Адреса:
    г. Москва
    Понятно , но речь идет о немцах.
    Обратите внимание на ходовою : 251-6_big.jpg
     
  18. Fon Traubenbah

    Fon Traubenbah Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    829
    Точно блин, извинтиляюсь со своими америкосами:confused: тогда конечно Sd.Kfz.251...
     
  19. Transpspeer

    Transpspeer Gauleiter a.D.

    Повідомлення:
    6.860
    Адреса:
    Латвия
    А вот и наш М3
     

    Images:

    m3.jpg
  20. wen

    wen Schütze

    Повідомлення:
    401
    Адреса:
    Украина, г.Донецк
    Легкий бронетранспортер M3A1 Scout Car
    Создан на шасси полноприводного коммерческого грузового автомобиля. Завершающая модель целого семейства боевых машин, начатого со Scout Car M1 в 1934 году и представленного прототипами и опытными партиями. В 1941 году фирма White Motor Company развернула производство первого по-настоящему серийного варианта - М3А1, изготовив до конца 1944 года 20 918 единиц.В документации бронеавтомобиль именовался Scout Car (автомобиль-разведчик), а в обиходе, и тогда, и впоследствии, его называли просто “скаут”, часто опуская официальный буквенно-цифровой индекс армии Соединенных Штатов. Дебют “скаута” состоялся в 1933 году, когда фирма White Motor Company изготовила прототип бронеавтомобиля-разведчика Т7 (по существу - легкого бронетранспортера) с использованием шасси 1,5-тонного коммерческого грузовика White-Indiana 4x4. После испытаний было принято решение о выпуске небольшой партии новых машин, получивших обозначение Scout Car М1. В 1934 году 76 единиц М1 поступили на вооружение 1-го и 13-го бронекавалерийских батальонов, дислоцировавшихся в Форт-Ноксе (штат Кентукки). М1 оснащалась карбюраторным 6-цилиндровым двигателем Hercules L рабочим объемом 4,6 л и мощностью 75 л.с. Открытый сверху корпус машины имел 12,7-мм лобовую, 7,62-мм кормовую и 6,35-мм бортовую броню, обеспечивавшую защиту от пуль и мелких осколков снарядов. Вооружение разведчика было очень мощным: два 12,7-мм крупнокалиберных пулемета Browning M2 в передней части корпуса и два 7,62-мм Browning M1919A4 по его бортам.
    Следующей модификацией “скаута”, принятой, как и предыдущая, в ограниченном количестве на вооружение армии США, стал М2. Прототип этой машины Т9 в 1935 году разработала фирма Corbitt & Co, попытавшаяся потеснить White. В качестве базы по-прежнему использовалось шасси коммерческого грузовика, но на нем устанавливался 8-цилиндровый двигатель Lycoming New Corbitt Eight мощностью 95 л.с. Компоновка машины особых изменений не претерпела, а вот вооружение сократилось до двух пулеметов 7,62-мм Browning М1919А4, располагавшихся по бортам корпуса. Главным отличием варианта М2А1 стал рельс-шина, охватывавший по периметру весь броневой кузов. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов устанавливались и могли перемещаться пулеметы. Еще одной версией “скаута” М2 стал самоходный миномет Т5Е1. В кузове машины в горизонтальном положении перевозился 4,2-дюймовый миномет. Для ведения стрельбы последний с помощью специального складывающегося механизма ставился на грунт позади бронетранспортера. В 1935 году к проектированию “скаутов” приступила и фирма Marmon-Herrington из Индианаполиса. На суд военных был представлен бронетранспортер-разведчик A7SCA, аналогичный по своим характеристикам М2. Он оснащался 8-цилиндро-вым двигателем Ford V8 мощностью 85 л.с. и развивал скорость до 120 км/ч, однако американскую армию не заинтересовал. Чуть больше повезло другой машине — Т13, созданной на шасси коммерческого 1-т грузовика Ford-Marmon-Herrington: 38 единиц в 1937 году заказала Национальная гвардия. Пока эти две фирмы соревновались между собой, Wihte продолжала заниматься модернизацией М2А1. Бронетранспортер получил новый 5-литровый двигатель Hercules JXD мощностью 110 л.с. Подверглась изменениям и форма корпуса. В частности, броневой лист перед радиатором расположили под наклоном, что повысило его пулестойкость. В 1938 году эта машина была стандартизирована Военным департаментом США под обозначением МЗ, но производилась опять-таки в небольших количествах - за два года заводские цехи покинуло всего 64 единицы. Все они поступили на вооружение 13-го кавалерийского полка 7-й механизированной кавбригады. Исходя из положительного опыта их эксплуатации, командование армии США приняло решение об оснащении всех кавалерийских частей машинами подобного типа. Вскоре фирма White предложила военным усовершенствованный вариант этого бронетранспортера — МЗА1. Его и запустили в большую серию.По сравнению с МЗ, новая машина имела удлиненный в кормовой части корпус. Ширина кузова была увеличена, она превышала наружный габарит задних колес. Изменились конфигурация бортовых дверей и конструкция лобового листа кузова, дверцу в его кормовой стенке ликвидировали. В передней части корпуса, а точнее - перед нею, появился буферный вращающийся барабан, ставший характерной деталью американских бронетранспортеров периода Второй Мировой войны.Как и на МЗ, на МЗА1 устанавливался карбюраторный 110-сильный двигатель Hercules JXD, который позволял боевой машине массой 5,624 т разгоняться на шоссе до максимальной скорости 88 км/ч. Запас хода по топливу (два бака по 57 л каждый под сиденьями водителя и командира) составлял 360 км.Предпринимались попытки применения на МЗА1 и другого типа двигателя: в частности, установка дизелей Buda-Lanova и Hercules мощностью 81 и 103 л.с. соответственно. Дизельная версия получила обозначение МЗА2. В иностранной литературе иногда утверждается, что эти машины разрабатывались для СССР, куда “скауты” поставляли по ленд-лизу. Однако это не так. Еще в 1939 году военное ведомство США взяло курс на дизелизацию армии. От этой программы, впрочем, скоро отказались. Именно в тот период и были изготовлены 100 МЗА2, которые эксплуатировались в частях американской армии до весны 1942 года, после чего их списали. Толщина брони корпуса МЗА1 колебалась от 12,7-мм (лобовой лист кузова) до 6,35-мм (все остальные листы). Два пулемета - 12,7-мм М2 и 7,62-мм М1919А4 -устанавливались на специальном рельсе с помощью подвижных станков М22, позволявших перемещать пулеметы по всему периметру кузова. Боекомплект состоял из 8000 патронов калибра 7,62-мм и 600 - 750 12,7-мм патронов. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. Вместо пулемета М191 9А4 мог устанавливаться 7,62-мм пулемет Browning M1917A1 с водяным охлаждением. В СССР на станок М22 иногда крепили пулемет “максим”. В 1941 году заводские цехи фирмы White покинули первые МЗА1, а до конца 1944 года, когда их производство прекратили, было выпущено 20 918 единиц.
    С 1942 года “скауты” стали стандартным вооружением бронекавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий армии США. С марта 1943 года в каждом бронекавалерийском взводе имелось 13 бронетранспортеров: три в группе командования (эти машины являлись одновременно тягачами 37-мм противотанковых пушек), один в разведывательной группе и девять “скаутов” в трех разведывательных секциях. Кроме того, их использовали в качестве санитарных и штабных машин. В санитарном “скауте” перевозили двух лежачих и трех сидячих раненых. Наиболее известным пассажиром штабного варианта МЗА1, предпочитавшим его “Виллису”, был генерал Джордж С.Паттон. Известно также, что, сидя именно в “скауте” перед зданием королевского дворца в Палермо, командующий 7-й американской армией генерал Джеффери Киз принял капитуляцию итальянского гарнизона Сицилии, а генерал Леклерк въехал в освобожденный Париж. "Скауты" поставлялись почти всем союзникам США по антигитлеровской коалиции. Они состояли на вооружении войск “Свободной Франции”, польских вооруженных сил на Западе, бельгийских и чехословацких частей. Что касается Британского Содружества Наций, первыми МЗА1 получили канадские и австралийские части; английская же армия приняла их только в мае 1941 года. Использовались МЗА1 в штабных подразделениях полков и бригад. Вскоре их стали применять в качестве санитарных и машин артиллерийских наблюдателей. В танковых и бронеавтомобильных частях “скауты” довольно долго несли службу как командирские и машины связи, оснащенные мощной радиостанцией. Однако вскоре каждый эскадрон в полках бронеавтомобилей получил по взводу стрелков и по четыре “скаута” для их перевозки. И, наконец, начиная со второй половины 1944 года, большое количество МЗА1 эксплуатировалось в мотопехотных батальонах британской армии. В СССР поступило (поставки начались в 1942 году) 3034 МЗА1, которые в советских документах тех лет именовались как бронетранспортеры, бронемашины или полубронемашины. Подготовку экипажей для них возложили на 20-й танковый полк, дислоцировавшийся в Урюпинске, а затем в Рязани, переведя его с 1 марта 1942 года на штат учебного танкового полка. Командные и технические кадры для подразделений, оснащенных “скаутами”, готовили в 3-м Саратовском училище бронемашин и бронетранспортеров. "Скауты" стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами в Красной Армии. Использовались они так же, как и в войсках союзников, главным образом, в качестве разведывательных и штабных машин. Разведрота танковой или механизированной бригады имела 3-4 МЗА1, разведбатальон корпуса имел 6-8, а мотоциклетный полк армии 13-16 МЗА1. Пожалуй, единственным их недостатком, упоминаемым в отчетах по боевому применению, можно назвать ненадежное буксирное устройство (в разведподразделениях “скауты” служили тягачами батареи 76-мм пушек ЗИС-3), а также снижение динамических характеристик при буксировке артсистем. В качестве примера, иллюстрирующего боевую работу разведподразделений Красной Армии, можно привести описание действий 28-й гвардейской механизированной бригады 8-го гвардейского танкового корпуса при освобождении Польши в августе 1944 года. Южнее поселка Ленина в балке противник устроил засаду. Втянувшись в балку, колонна автомашин была неожиданно обстреляна с левого фланга и фронтально с заводских зданий пос.Ленчна. Выдвинувшиеся влево два отделения разведчиков под командованием лейтенанта Алексейчука приковали к себе внимание засады противника. Тем временем четыре бронетранспортера МЗА1 отдельной разведроты под командованием заместителя начальника штаба бригады по разведке гвардии майора Тифонова открыли шквальный автоматно-пулеметный огонь по противнику. В результате 30 немецких солдат, видя безнадежное положение, побросали оружие и сдались в плен, остальная часть, находившаяся в балке (до 60 солдат и офицеров), была уничтожена.
    Только отдельные немецкие солдаты численностью не более 20 человек, засевшие в здании пос.Ленчна, продолжали вести сильный автоматный и пулеметный огонь, простреливая дорогу, по которой должна была двигаться колонна автомашин. Высланные вперед два бронетранспортера МЗА1 под командованием старшего сержанта Старостина и сержанта Либермана подошли вплотную к зданию завода и открыли ураганный огонь по окнам, заставив врага прекратить сопротивление. Подоспевшие две противотанковые пушки 2-го мотострелкового батальона завершили разгром засады противника.На вооружении Советской Армии МЗА1 состояли минимум до 1947 года. Без всякого сомнения, эта машина послужила непосредственным прототипом при создании советского легкого бронетранспортера БТР-40.
    Шесть боевых машин этого типа были преданы в годы войны Народному Войску Польскому. Они использовались при штабах крупных соединений. После войны оставшиеся в строю четыре “скаута” некоторое время эксплуатировались в войсках государственной безопасности Польши.
    В США “скауты” сняли с вооружения в октябре 1947 года, после чего началась их поставка за рубеж, главным образом, в Латинскую Америку. Значительное количество МЗА1 после войны поступило во Францию, которая активно применяла их в ходе боевых действий в Индокитае и Алжире. Часть машин при этом была переоборудована в бронедрезины и использовалась для охраны железных дорог. Впоследствии французы передали “скауты” Южному Вьетнаму, Камбодже и ряду африканских стран.В 1947-1948 годах во время Войны за независимость в Израиле несколько приобретенных в Европе бронетранспортеров МЗА1 переделали в бронеавтомобили. В мастерских Иерусалима их корпуса полностью закрыли сверху бронелистами и смонтировали вращающуюся башенку с немецким пулеметом MG-34. Второй MG-34 устанавливался в лобовом листе корпуса справа от водителя. В таком виде “скауты” принимали активное участие в боевых действиях. В армиях многих стран эти боевые машины эксплуатировались до конца 1970-х годов и даже позже. В конце 1990-х годов они сохранились на вооружении только в Доминиканской Республике.
     
  21. wwww

    wwww Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    2.125
    Адреса:
    г. Москва
    :smile_12:
     
  22. wen

    wen Schütze

    Повідомлення:
    401
    Адреса:
    Украина, г.Донецк
    Схема М3
     

    Images:

    3062.jpg
  23. Transpspeer

    Transpspeer Gauleiter a.D.

    Повідомлення:
    6.860
    Адреса:
    Латвия
    Дык это Скаут. Камрад, посмотри мое фото.
     
  24. Fon Traubenbah

    Fon Traubenbah Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    829
    Довелось увидеть подъём Sd.Kfz.251(модель не скажу) из Дона. В бытность службы в рядах армии участвовал в учениях одних(год не помню -где то период 1998-2000)Строили понтонную переправу через Дон( место переправы получилось как раз где и у немцев) и при проверке дна он и был обнаружен. внутри отсека пусто было: наверное повреждён/подбит был и просто в воду столкнули.
     
  25. wwww

    wwww Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    2.125
    Адреса:
    г. Москва
    Так оба М-3.:D
     
  26. wen

    wen Schütze

    Повідомлення:
    401
    Адреса:
    Украина, г.Донецк
    Бронетранспортёр Sd.Kfz.251
    История создания и боевое применение.
    Средний полугусеничный бронетранспортер был разработан в 1937 году фирмой “Hanomag”. В серийное производство он был запущен в 1939 году. Бронекорпуса поступали с фирмы “Bussing-NAG”, а сборка осуществлялась на заводах фирм “Hanomag”, “Borgward”, “Hansa-Lloyd-Goliath”, “Weserhutte”, “Wumag”, “Schichau”, “MNH”, “Stoewer”, “Deutsche Werke” и “Evans+ Pistor”.Еще в 1936 году германский танковый теоретик генерал Гейнц Гудериан сформулировал следующее положение: “Задача пехоты состоит в том, чтобы немедленно использовать эффект танковой атаки для быстрого продвижения вперед и развития успеха до тех пор, пока местность не будет полностью захвачена и очищена от противника”. Это положение показывает, какая роль отводится пехоте при взаимодействии ее с танками. Гудериан правильно предвидел, что в условиях все возраставшей эффективности противотанкового оружия потери атакующих танков, не имевших прикрытия пехоты, будут слишком большими. Да и сам захват и удержание местности одними танками без пехоты были невозможны. Технический вопрос сопровождения танков пехотой в разных армиях решался по-разному. В Красной Армии, например, с начала 30-х годов и вплоть до конца Второй Мировой войны для этой цели использовался так называемый танковый десант – группа пехотинцев (обычно стрелковое отделение), которая располагалась непосредственно на броне танка. В Германии же, имевшей значительно более мощную автомобильную и тракторную промышленность, пошли иным путем – создавали бронетранспортеры. Немецкие бронетранспортеры периода Второй Мировой войны разрабатывались на базе полугусеничных артиллерийских тягачей. Целое семейство таких тягачей, созданное в 30-е годы, обеспечивало буксировку орудий массой до 18 т. Шасси двух из них – 1-тонного Sd.Kfz.10 и 3-тонного Sd.Kfz.11 – и использовалось при изготовлении бронетранспортеров Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251 соответственно. Последний, ставший самой массовой легкой бронированной машиной Вермахта, представлял собой средний полугусеничный бронетранспортер, предназначавшийся для транспортировки мотопехотного отделения. В составе каждой немецкой танковой дивизии, как правило, имелся мотострелковый батальон или полк, вооруженный бронетранспортерами Sd.Kfz.251. С точки зрения конструкции, бронетранспортер представлял собой импровизацию: на шасси полугусеничного трехтонного тягача были смонтированы броневые листы, превратившие его в бронированную машину для перевозки личного состава. Как и у легкого бронетранспортера Sd.Kfz.250, в ходовой части были использованы гусеницы с игольчатыми шарнирами и наружными резиновыми подушками, опорные катки в шахматном расположении и передняя ось с управляемыми колесами. В трансмиссии применялась обычная четырехступенчатая коробка передач.
    Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 выпускались в четырех модификациях – Ausf.A, B, C и D, а также в 23 специализированных вариантах, отличавшихся друг от друга вооружением и оборудованием. При этом модификации Ausf.А, B, С отличались друг от друга лишь некоторыми элементами бронекорпуса и расположением люков, а модификация Ausf.D имела упрощенную форму бронекорпуса, что существенно улучшало ее технологичность. Специализированные варианты бронетранспортера были обозначены цифрами, например Sd.Kfz.251/3 или Sd.Kfz.251/16. Следует особо отметить, что специализированный вариант бронетранспортера мог принадлежать к любой из четырех модификаций, например Sd.Kfz.251/3 выпускался на базе Ausf.A и Ausf.D.Впервые бронетранспортеры Sd.Kfz.251 были использованы в бою во время агрессии против Польши в 1939 году. Небольшое количество Sd.Kfz.251 поступило в 1-ю и 3-ю танковые дивизии, где их применяли, главным образом, как машины командования (Sd.Kfz.251/3 и Sd.Kfz.251/6), а в артиллерийских частях как тягачи пушек (Sd.Kfz.251/4). К 1 сентября было выпущено 68 бронетранспортеров Sd.Kfz.251, однако в точности не известно сколько из них было использовано в боях.К маю 1940 года немецкая армия располагала уже 338 бронетранспортерами разных модификаций. Больше всего Sd.Kfz.251 было в 1-й стрелковой бригаде (1.Schutzen Brigade) 1-й танковой дивизии. Бронетранспортеры также использовали как командирские машины, артиллерийские тягачи и машины связи (Sd.Kfz.251/3 и Sd.Kfz.251/11). В батареях штурмовых орудий (Heeres Sturmgeschuetz Batterie) Sd.Kfz.251 применяли в качестве передвижных командных пунктов. Во время французской кампании Вермахт потерял 17 бронетранспортеров Sd.Kfz.251. Вообще, штаты многих частей предусматривали вооружение их бронетранспортерами, но в действительности далеко не каждая часть имела их в достаточном количестве.Расширение серийного выпуска позволило повысить численность бронетранспортеров в частях. В Балканской кампании участвовало сравнительно большое количество частей, оснащенных Sd.Kfz.251, в том числе 2, 5, 8 и 11-я танковые дивизии. Транспортеры Sd.Kfz.251 состояли на вооружении некоторых подразделений бригады СС “Адольф Гитлер”. Два Sd.Kfz.251 было в распоряжении обергруппенфюрера СС Дитриха. Наиболее же массово бронетранспортеры Sd.Kfz.251 всех модификаций использовались на советско-германском фронте. Укомплектованность ими танковых и моторизованных частей была разной. Скажем, в начале операции “Барбаросса” больше всего машин этого типа состояло на вооружении 1-й танковой дивизии, где первые батальоны 1-го и 113-го стрелковых полков (Schutzen Regiment) – так официально до 1943 года именовалась мотопехота Вермахта – имели Sd.Kfz.251. В 14-й же, 16-й и 19-й танковых дивизиях бронетранспортеров не было вообще. Такое положение сохранялось вплоть до конца войны как из-за все увеличивавшегося числа танковых и моторизованных соединений, так и по причине все возраставших потерь. Танковая дивизия “образца 1945” должна была иметь 90 бронетранспортеров: 30 Sd.Kfz.251/1, 24 машины связи Sd.Kfz.251/3, шесть огнеметных Sd.Kfz.251/6, 12 зенитных Sd.Kfz.251/21 с тремя строенными авиационными автоматическими пушками Mauser и 18 противотанковых Sd.Kfz.251/22 с 75-мм пушками PaK-40/1. Однако осуществить этот план не удалось. Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 использовались Вермахтом, войсками СС и Люфтваффе на всех фронтах вплоть до конца войны – на 1 марта 1945 года в войсках их имелось 6540 единиц. Бронетранспортеры Sd.Kfz.251, в принципе, не экспортировались в другие государства Оси. Незначительное количество этих машин получила Румыния (главным образом Sd.Kfz.251 Ausf.D). Единичные экземпляры попали в финскую и венгерскую армии. Трофейные Sd.Kfz.251 (часто с перевооружением) применялись армиями стран антигитлеровской коалиции, в том числе и Красной Армией.Всего же с июня 1939 по март 1945 года немецкие заводы изготовили 15 252 боевые машины 23 специализированных вариантов в четырех базовых модификациях. До сентября 1943 года выпускались модификации Ausf.А, В и С (4650 единиц), а затем до конца войны – Ausf.D (10 602 единицы).
    После Второй Мировой войны одной из стран, активно использовавшей трофейную немецкую бронетехнику, была Чехословакия. Это объясняется тем, что многие образцы германских боевых машин изготавливались на чешских заводах. В течение нескольких послевоенных лет на вооружении чехословацкой армии состояли танки Pz.IV, САУ Hetzer и бронетранспортеры Sd.Kfz.251. По мере поступления бронетанковой техники из СССР немецкие танки и САУ списывались. Иначе обстояло дело с бронетранспортерами – их производство в СССР в конце 40-х годов было невелико и на экспорт они не поставлялись. Поэтому в Чехословакии и было принято решение развернуть серийный выпуск немецкого бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.D, кардинально его при этом модернизировав. На машине установили 8-цилиндровый V-образный дизель воздушного охлаждения “Tatra” T-928-3 рабочим объемом 9848 см3 и мощностью 130 л.с. при 2000 об/мин. Трансмиссию и ходовую часть оставили практически без изменений. Существенным переделкам подвергся корпус. В его бортах появились бойницы для стрельбы из личного оружия десанта, а форма кормы была заимствована от модификации Ausf.C. Но самым главным нововведением стала крыша, оборудованная люками для посадки и высадки пехотинцев. На люке командира смонтировали турель для установки чехословацкого 7,62-мм пулемета М59. В результате всех этих изменений масса бронетранспортера возросла до 14,45 т.В таком виде в начале 50-х годов машину приняли на вооружение Чехословацкой народной армии под обозначением ОТ-810. Она эксплуатировалась вплоть до середины 60-х годов, пока в войска не начали поступать новые, более совершенные боевые машины ОТ-64. Но и тогда для ОТ-810 нашлась работа в противотанковых подразделениях. Над десантным отделением бронетранспортера надстроили броневую рубку, в которой установили 82-мм безоткатную пушку М59А. Описание конструкции.По конструктивной схеме полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251 состоял из моторного отделения и располагавшегося за ним боевого отделения (отделения экипажа), в котором размещался экипаж (механик-водитель и командир машины) и десантники-пехотинцы или вооружение (например, противотанковая пушка, миномет). В боевом отделении монтировалось также специальное оборудование (аппаратура связи или прибор ночного видения). Корпус транспортера состоял из каркаса, выполненного из стальных угловых и тавровых профилей, к которому приклепывались или приваривались броневые плиты, повышенная твердость которых обеспечивалась путем поверхностного цементирования. Лобовая бортовая и кормовая броня имела толщину 14,5 мм, крыша и днище корпуса – 8 мм. В передней части корпуса машины располагалось моторное отделение, в котором размещались двигатель, топливный бак, механизм рулевого управления передней осью и т.д. За противопожарной перегородкой находились рабочие места водителя и командира машины. В распоряжении водителя имелись приборы контроля работы двигателя (датчики температуры, давления масла, тахометр, указатель количества топлива), спидометр и контрольные индикаторы электрооборудования. Управление машиной осуществлялось с помощью руля и педалей сцепления, тормоза и газа. Справа от сидения водителя располагается рычаг переключения скоростей коробки передач и рычаг ручного тормоза. Справа от механика водителя обычно сидел командир бронетранспортера. В некоторых вариантах, например, Sd.Kfz.251/9, место командира (в этом случае командира орудия) было перенесено в корму боевого отделения. В лобовом листе боевого отделения для механика-водителя и командира были предусмотрены две смотровые щели, закрытые бронестеклом. По обе стороны боевого отделения находились скамьи пехотинцев-десантников. Первоначально они были обтянуты дермантином (модификации Ausf.А/В/С), позже их заменили простым брезентом, натянутым на каркас из стальных трубок. Устанавливались также и деревянные скамейки. На бортах имелись держатели для крепления внутри машины вооружения солдат десанта – 7,92-мм карабинов Mauser 98k и 9-мм пистолетов-пулеметов МР-38 и МР-40. У специализированных вариантов транспортера интерьер боевого отделения был переделан таким образом, чтобы там могли разместиться дополнительные средства связи, пушка или прибор ночного видения. В санитарной версии бронетранспортера в боевом отделении располагались стеллажи для носилок. В бортах боевого отделения машин модификации Ausf.А имелось 6 смотровых щелей – по три с каждой стороны – прикрытые бронестеклом. На передних крыльях имелись “усики” обозначавшие максимальные габариты машины по ширине. Там же находились фары (или одна фара). На левом крыле размещался ходовой фонарь типа “Notek”. На корме машины располагались два габаритных фонаря, там же находилась и антенна радиостанции (антенна также могла крепиться сбоку корпуса).
    В качестве силовой установки бронетранспортеры Sd.Kfz.251 оборудовались шестицилиндровыми карбюраторными рядными двигателями жидкостного охлаждения “Maybach” HL 42 TUKRM с верхним расположением клапанов (по одному клапану на каждый цилиндр). Рабочий объем двигателя составлял 4171см3. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили двухдисковое сухое сцепление с гидравлическим приводом “Fichtel & Sachs Mechano” PF 220K, четырехскоростная планетарная коробка передач “Hanomag” 021–32785 U50, обеспечивавшая движение машины вперед на четырех скоростях и задний ход, демультипликатор, двойной дифференциал, гидравлические и пневматические тормоза. Для движения по пересеченной местности включалась специальная передача. Переключение скоростей осуществлялось с помощью двух рычагов, располагавшихся справа от сиденья механика-водителя. Передние колеса оборудовались пневматическими дисковыми тормозами “Cletrack” (вспомогательный тормоз), ведущие колеса гусениц – также пневматическими дисковыми тормозами (главный тормоз). Тормозную систему типа 440x80 производила фирма “Perro”.Один радиатор системы охлаждения располагался перед блоком двигателя. В верхней броневой плите моторного отделения (Sd.Kfz.251 Ausf.A и Ausf.В) имелось затянутое сеткой вентиляционное отверстие. В машинах поздних выпусков вентиляционное отверстие было устранено. Глушитель располагался слева на корпусе между передними колесами и гусеницей бронетранспортера. Силовая установка позволяла бронетранспортеру с боевой массой 9 т двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 50 км/ч. Топливный бак на 160 литров располагался в передней части корпуса между двигателем и противопожарной перегородкой, которая отделяла моторное отделение от боевого. При движении по дороге с твердым покрытием расход топлива на 100 км составлял 40 литров, а при движении по пересеченной местности – 80 литров. С полным баком запас хода составлял 300 км.
    Электрооборудование однопроводное, напряжением 12 В, питалось от генератора “Bosch” RKCN 300/12-1300 мощностью 300 Вт. Кроме генератора источником тока служили два 12-вольтовых свинцовых аккумулятора “Bosch” емкостью по 75 Ач. Аккумуляторы размещались в контейнере под сиденьем командира машины. Эти источники энергии обеспечивали подсветку приборов управления, работу клаксона фар, радиостанции, ходовых и габаритных огней, а на машинах вооруженных пушкой, – подсветку прицела и функционирование электроспуска. На бронетранспортерах Sd.Kfz.251/20 монтировался дополнительный генератор, который приводился в действие от двигателя и обеспечивал электроэнергией прибор ночного видения. Основным вооружением бронетранспортера являлся пулемет “Rheinmetall-Borsig” MG-34 или MG-42 калибра 7,92-мм, который крепился сверху в передней части боевого отделения. На бронетранспортерах модификаций Ausf.B, C, D пулемет оборудовался броневым щитком толщиной 6 мм. В корме боевого отделения имелся шкворень для установки второго пулемета MG-34 или MG-42, из которого можно было вести огонь по воздушным целям. Боекомплект к пулеметам состоял из 2010 патронов. В специальных модификациях бронетранспортеров боекомплект был меньше.Бронетранспортер Sd.Kfz.251 имел полугусеничное шасси, рама которого изготавливалась из коробчатых профилей сваренных из стальных уголков, и усиленных траверсами. В состав шасси входили управляемый передний мост с поперечной полуэллиптической листовой рессорой, оборудованный колесами с пневматическими низкопрофильными шинами “Continental” или “Michelin” размером 190/18 и гусеничный движитель с индивидуальной торсионной подвеской, который, применительно к одному борту, состоял из ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса заднего расположения с винтовым натяжным механизмом и шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, размещенных в шахматном порядке в три ряда. Опорными были катки только из двух внутренних рядов. Внешний ряд катков воспринимал нагрузку лишь при движении по бездорожью.Первый опорный каток в правом ряду на 140 мм был смещен назад в связи с особенностью крепления торсионных валов. Опорные катки с восемью круглыми отверстиями штамповались из листовой стали толщиной 8-12 мм и снабжались резиновыми бандажами. Ведущие колеса были литыми.
    Стальные гусеницы с гребневым зацеплением имели ширину 280 мм и состояли из 55-56 траков каждая. Пальцы гусениц были установлены на игольчатых подшипниках и обеспечивали им большую износоустойчивость, а также высокий КПД ходовой части и хорошую динамику машины. Такая гусеница могла надежно работать в пределах пробега 12-15 тыс. км. Для бесшумности хода бронетранспортера, предохранения дорог с твердым покрытием от разрушения и надежной работы игольчатых подшипников к наружной части трака с помощью болтов прикреплялась резиновая подушка. Трак гусеницы имел разное сечение по высоте, благодаря чему по мере погружения трака в грунт удельное давление уменьшалось. Эта конструктивная особенность трака обеспечивала повышение проходимости по мягким грунтам. Однако передние колеса, имевшие большое удельное давление, при движении по раскисшим дорогам, погружались в грунт, чем создавалось чрезмерное добавочное сопротивление движению. При этом или пробуксовывал гусеничный движитель, или глох двигатель. В целом, в отличие от танка, бронетранспортер Sd.Kfz.251 не был полноценной вездеходной машиной. Ходовая часть обеспечивала ему высокую подвижность на дорогах с твердым покрытием, а на грунтовых дорогах и на местности – только в летнее сухое время, что существенно ограничивало тактическое использование бронетранспортера. Управление машиной при поворотах до 15° обеспечивалось поворотом передних колес, как у обычного автомобиля. Однако при повороте с большим углом замедляющий механизм отключал ходовую часть с внутренней стороны поворота и вместе с тем переключал от 56 до 100 процентов мощности на гусеницу с внешней стороны поворота. Использование полугусеничного шасси позволило значительно упростить конструкцию машины, сохранив при этом высокую проходимость. В качестве стандартного радиооборудования бронетранспортеры Sd.Kfz.251 оснащались ультракоротковолновым приемопередатчиком FuG Spr Ger A-F с прутовой антенной длиной 2 м. Радиостанция обеспечивала связь на расстоянии до 3 км. В машине она располагалась в передней части корпуса справа от места командира бронетранспортера. На бронетранспортерах, которые использовались в качестве машин связи и штабных использовались и другие типы радиостанций. В состав средств связи и сигнализации входили также набор сигнальных флажков, ракетница LP или LP 42 калибра 27-мм и комплект сигнальных и осветительных ракет.
    Дополнительное оснащение бронетранспортера состояло из канистр с топливом или водой, шанцевого инструмента (лом, топор и лопата), который крепился к бортам корпуса, стандартного комплекта запасных частей, которые хранились в боковых инструментальных ящиках. В бронетранспортерах Sd.Kfz.251 Ausf.D эти ящики были встроенными и составляли неотъемлемую часть корпуса. Внутри боевого отделения хранились огнетушитель и аптечка первой помощи. Кроме того, бронетранспортеры укомплектовывались брезентовым тентом, который экипаж разворачивал над открытым боевым отделением в случае плохих погодных условий. Санитарная машина Sd.Kfz.251/8 перевозила также емкость с питьевой водой и увеличенный запас лекарств и перевязочных материалов, а ее боевое отделение было приспособлено для транспортировки раненых на носилках. Окраска и опознавательные знаки.
    Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 были окрашены также, как и другая бронетехника Вермахта. В период 1939-1943 гг. бронетранспортеры Sd.Kfz.251 были выкрашены однотонно краской Panzer Grau RAL 7027. Этот камуфляж был введен инструкцией от 30 июля 1940 года (Heeres Mitelungen №864 от 30.07.1940). В полевых условиях корпус бронетранспортера часто обмазывали грязью, чтобы лучше закамуфлировать машину. Зимой бронетранспортеры были выкрашены белой смываемой краской (инструкция от 18 ноября 1941 года). В некоторых частях применяли нестандартный двухцветный камуфляж (темно-серый и темно-зеленый). В начале 1943 года (Heeres Mitelungen №181 от 18 февраля 1943 года) ввели новый тип камуфляжа, согласно которому весь Sd.Kfz.251 еще на заводе выкрашивался в темно-желтый цвет Wehrmacht Olive, а в полевых условиях на него наносили нерегулярные пятна оливково-зеленого Olive Gruen RAL 8002 и темно-коричневого Brun RAL 8017 цвета. Расположение пятен соответствовало погодным условиям и характеру местности. Можно говорить об “осеннем” камуфляже, в котором преобладали коричневые цвета, и “весенне-летнем” с преобладанием зелени. Однако, чаще всего использовали двухцветный камуфляж – Wehrmacht Olive – Olive Gruen. В августе 1944 года была введена новая схема камуфляжа, в которой использовали красители Brun RAL 8012 и Olive Gruen RAL 6003. RAL 6003 был значительно темнее, чем применявшийся раньше RAL 8002, а RAL 8012 имел красно-кирпичный оттенок. С ноября 1944 года RAL 6003 стали использовать в качестве основного цвета вместо Wehrmacht Olive, а последний стал дополнительным цветом. Пигменты доставляли в части в десяти- или пятнадцатикилограммовых бочках и уже на месте растворяли водой, бензином и нефтью. Полученную краску наносили кистью или пульверизатором. Машины Африканского экспедиционного корпуса были выкрашены по инструкции, учитывающей особенности этого театра военных действий. В марте 1941 года был введен камуфляж, согласно которому 2/3 поверхности бронетранспортеров выкрашивали в желто-коричневый цвет Gelb Braun, который также называли Afrika Korps Gelb RAL 8000, а остальную поверхность – серо-зеленым Grau RAL 7008. Иногда бронетранспортеры целиком красили в RAL 8000. В Африке встречались бронетранспортеры Sd.Kfz.251, окрашенные “по-европейски”, то есть целиком краской Panzer Grau RAL 7027. В 1942 году начали применять более темную краску Gelb Brun RAL 8020.Внутри бронетранспортер был выкрашен белой или кремовой красной. Во время войны вместо нее часто использовали основной цвет камуфляжа – Wehrmacht Olive. На бронетранспортерах Sd.Kfz.251 использовали стандартную систему тактических обозначений, принятую в танковых и гренадерских дивизиях Панцерваффе и СС, а также Люфтваффе и Кригсмарине. Цифровой код наносили на бортах, а также иногда на корме. Тактический номер обозначал принадлежность бронетранспортера к определенной части (батальон, полк). Трехцифровой код позволял точно определить к какой роте, взводу и возможно батальону принадлежит данный бронетранспортер. Например, машина с номером “323” – это третий бронетранспортер из 3-й роты, 2-го взвода. Иногда бронетранспортеры перемещали внутри части, поэтому номер не всегда соответствовал действительности. Бронетранспортеры, принадлежавшие штабу батальона, полка, дивизии или корпуса или дежурным офицерам были обозначены литерно-цифровым кодом, например “I03”, применяли и двухцифровые обозначения, например “17”.Цифры высотой 200-600 мм. Чаще всего тактические номера наносили красной, реже черной или голубой краской. Цифры номера, как правило, были обведены тонкой белой каймой. Бронетранспортеры Sd.Kfz.251, используемые в частях немецкой армии, часто несли “автомобильные” регистрационные номера. Бронетранспортеры, принадлежавшие Вермахту имели номера серии “WH”, СС – “SS”, Люфтваффе – “WL”, а Кригсмарине – “WM”. Передний номер был размером 90x470 мм, а задний – 200x320 мм. Часто регистрационный номер просто рисовали красной на броне, а не изготавливали в виде таблички. По регистрационному номеру можно было определить военный округ, к которому принадлежала данная часть, так как каждый округ имел выделенный блок номеров. Имелось очень много модификаций...
     
Статус теми:
Закрита.