Реставрация находок: Кожа, бумага и пр.

Тема у розділі 'Реставрація знахідок', створена користувачем Товарищ Сержант, 25 лют 2007.

  1. Рихард

    Рихард Major

    Повідомлення:
    4.881
    Адреса:
    Одесса, Украина
    Лучше только где кожа.
     
    Jawist подобається це.
  2. Цікаві лоти

    1. Оригінал в чудовому стані. Ємність 0,4 літра.
      1190 грн.
    2. Продам ремушок страховочный к пистолету ТТ. Оригинал.Новый-"минт".Кожа эластичная.Без трещинок.Проце...
      115 грн.
    3. Предложу подсумок к чеху Vz. 24 на четыре обоймы. Оригинал. Ранний - с зацепом под разгрузку, шпенек...
      400 грн.
    4. Газбак с маскою auer
      5000 грн.
    5. Все, як на фото. Рідна фарба фельдграу! Написи та клейма! Алюмінієва колба на місці.
      2100 грн.
  3. StrelokPS

    StrelokPS Oberleutnant Клуб взаимопомощи

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    18
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    52
    Повідомлення:
    3.920
    Адреса:
    Украина
    камрады, подскажите, какую использовать краску для чернильных штампов по коже, тками. чтоб было очень водостойко. типа как на советских простынях из больницы. или на кожаный изделиях, когда чекухи чернильные доходят до наших дней
     
  4. R@Mzes

    R@Mzes Oberstleutnant

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    42
    Лоти
      на продажу:
    1
      продані:
    105
    Повідомлення:
    3.300
    Адреса:
    Житомир, Сурина гора
    P80411-220254.jpg
    Noris-Color 320
     
    Останнє редагування: 16 кві 2018
    Моби_002, ГеннадийВ та StrelokPS подобається це.
  5. R@Mzes

    R@Mzes Oberstleutnant

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    42
    Лоти
      на продажу:
    1
      продані:
    105
    Повідомлення:
    3.300
    Адреса:
    Житомир, Сурина гора
    До речі, не сприйміть за рекламу, але найдешевшу знайшов на Розетці. І зараз в них до кінця місяця - безкоштовна доставка. Сьогодні купив ще один флакончик, обійшовся в 244грн. В інших магазинах - більше 300.
     
  6. Рихард

    Рихард Major

    Повідомлення:
    4.881
    Адреса:
    Одесса, Украина
    В итоге таки попал ко мне на реставрацию подобный копаный чехол. И вот что вышло из этого.
     

    Images:

    20180502164808-.jpg
    20180502164824-.jpg
    20180502165054-.jpg
    20180502165131-.jpg
    АСИРИС 1984, Michael K, Кроммвель та 2 іншим подобається це.
  7. Рихард

    Рихард Major

    Повідомлення:
    4.881
    Адреса:
    Одесса, Украина
    Кстати - за реставрацию комбинированных предметов - кожа+пресс-штофф взялся впервые. Очень переживал что этот пресс-штофф будет крошиться и рассыпаться после 70-лет лежания в грунте (когда то читал об этом). Так вот на поверку оказалось все с точностью до наоборот - исскуственный пресс-штофф сохранился (эластичность, прочность и др.) в разы лучше чем натуральная кожа в том же изделии.
     
    АСИРИС 1984 та Кроммвель подобається це.
  8. Michael K

    Michael K Feldwebel

    Повідомлення:
    213
    Адреса:
    Харьков.
    Рекомендую, новичкам как руководство, матёрым для освежения памяти.
    В папке следующие учебники, книги, статьи и сборники научных трудов по реставрации:
    Сб. Художественное наследие № 1(31) 1975 г.
    Сб. Художественное наследие № 4(34) 1978 г.
    Сб. Художественное наследие № 5(35) 1979 г.
    Сб. ВЦНИЛКР. Сообщения № 26.
    Уч. Добрусина С.А. Стабилизация бумаги документов.
    Кн. Скотт А. Очистка и реставрация музейных экспонатов.
    Спр. Никитин М.К. Химия в реставрации.
    Кн. Белозёрова В.Г. Китайский свиток.
    По теме раздела "Реставрация находок: Кожа, бумага и пр." читать:
    "Художественное наследие", Хранение, исследование, реставрация. № 4(34) 1978 г.
    В сборнике читать статьи:
    Н. Г. Беленькая, Т. В. Алексеева. Консервация книг и документов методом забуферивания. стр. 63
    К. И. Андреева, Л. В. Кудоярова, И. Л. Кудояров. О реставрации двух западноевропейских пергаменных рукописей с миниатюрами. стр. 95
    Е. К. Кроллау, Т. В. Черкесова. Микроклимат конверта. стр. 169
    В сборнике "Художественное наследие" № 1(31) 1975 г. читать статьи:
    Р. Р. Яброва. Изучение эффективности пластификации глютинового (осетрового) клея (пластификация медом и подбор новых пластификаторов). стр. 3
    Р. Р. Яброва. Использование фракционной растворимости для оценки влияния физических и химических факторов на глютиновые клеи. стр. 20
    X. К. Галфаян. Технология изготовления пергамента по рецептам армянских мастеров. стр.74
    В книге А. Скотта "Очистка и раставрация музейных экспонатов" читать главу:
    Печатный материал и памятники письменности. стр.12.
    Предметы из дерева. стр.56.
    В сборнике "Художественное наследие" № 5(35) 1979 г. читать статью:
    М. В. Юсупова, А. В. Иванова. Использование синтетических полимеров для реставрации пергамента. стр. 97.
    В сборнике ВЦНИЛКР Сообщения № 26, читать статьи:
    Г.3. Быкова, И.П. Мокрецова. Средневековая книжная миниатюра на пергаменте, ее сохранность и реставрация. стр. 51
    И. К. Белая. Влияние некоторых веществ на прозрачность пергамента. стр. 83.
    Ссылка на мой ГуглДиск: https://drive.google.com/open?id=182MK9D2mumWA2ecRK0XuaWO_deSLoOgO
    Ежели у кого-нибудь возникнут трудности со скачиванием пишите, перезалью на другой ресурс.
     
    Останнє редагування: 6 лип 2018
    Ігор Сахман, Моби_002, Рихард та ще 1-му подобається це.
  9. Michael K

    Michael K Feldwebel

    Повідомлення:
    213
    Адреса:
    Харьков.
    Фармаковский М.В. "Консервация и реставрация музейных коллекций".
    Раздел Б. Часть IV. Глава 2. Кожа
    В этой группе есть ряд материалов, значительно различающихся по своим внешним признакам и
    технологическим свойствам. Кроме кожи, т.е. освобожденной от волоса шкуры животного, сюда отно
    сятся меха — шкуры с развитым волосяным покровом, кожа рыб и морских животных, наконец, кишки.
    Ведущую роль в группе имеет кожа в узком смысле слова. По своей природе кожа имеет «родство с
    шерстью. Основой ее являются белковые вещества, кроме которых кожа содержит значительное
    количество веществ, поддерживающих ее эластичность, т.е. жиров и воды. При продолжительном
    хранении кожаных вещей и при потере определенного количества воды и жировых веществ кожа
    делается жесткой и в таком состоянии легко подвергается образованию трещин, поломке и т. д.
    Для того чтобы кожу поддержать в мягком и более эластичном состоянии, ее обрабатывают или
    специальными химическими веществами, или посредством применения биологических процессов,
    или же, наконец, пропиткой жирами. Подобная обработка носит название дубления. Дубление чаще
    всего производится посредством продолжительного выдерживания кожи в дубильных веществах,
    получаемых из коры некоторых растений (дуб, ива, ольха, ель и т.п.).
    Такое выдерживание иногда продолжается полгода и даже больше. Старое кожаное производство было
    довольно длительным процессом. В результате кожа приобретала значительную мягкость и не теряла
    своей устойчивости в течение сравнительно долгого времени. Форсирование процесса рассчитано на
    возможное увеличение продукции и на то, что современные кожаные изделия несут в среднем службу не более 3-4 лет и хранятся не свыше 10-15 лет.
    Ускоренный способ обработки кожи идет посредством хромовых квасцов. При этом способе кожа
    приобретает известную мягкость и стойкость, но хромированный товар недолговечен.
    Третий способ - жирование, т.е. дубление посредством применения жиров. В результате такой
    обработки получается очень мягкий товар, напоминающий иногда даже бархат по своей мягкости
    (замша). В музеях мы встречаемся с кожами, обработанными всевозможными способами. Кроме того, могут быть кожи, обработанные своеобразными, не общепринятыми способами, например: ржаной закваской, квасной гущей, травами, вымораживанием. Способ обработки кожи является одним из элементов данного исторического документа, но точное установление этого способа в старых, значительно изменившихся вещах требует уже тонкого анализа в специальных лабораториях, если при собирании вещей не были записаны и данные обработки. Обработка кожи является в значительной мере и предпосылкой ее сохранности. Так, я уже говорил, что при медленных способах дубления процессы идут очень мягко и продукт дубления получается весьма стойким против различных внешних агентов. Так, встречаются вещи даже XVII века, еще сохранившие свою эластичность, в то время как форсированные методы на длительную службу кожи не рассчитаны, и товар теряет мягкость иногда уже через 2-3 года.
    Относительно действия внешних агентов на кожу в музейных условиях точных наблюдений очень мало.
    Прежде всего мы не знаем, насколько свет является разрушительным фактором, но так как по своему
    химическому составу и по своей природе волоконце, из которого состоит кожа, близко к волокну шерсти, то мы должны предположить, что солнечные лучи, особенно ультрафиолетовые, которые разрушают обыкновенное шерстяное или растительное волокно, равным образом действуют и на кожу.
    Далее вполне известно, что кожа высоких температур не выносит по двум причинам: высокая
    температура ускоряет процессы выделения влаги из кожи, т.е. ведет к быстрому высыханию кожи со
    всеми последствиями. При очень высоком нагревании кожаное волокно начинает превращаться в клей и кожа сваривается. Несколько лет тому назад в Музее антропологии и этнографии АН пострадали
    некоторые кожаные вещи. Они поступили в лабораторию Института археологической технологии для
    соответствующей обработки. При тщательном исследовании состояния этих вещей оказалось, что
    нахождение кожаных вещей в помещении, где температура была приблизительно около 150°С, привело к
    тому, что на кожаных вещах получились вздутия, и в результате превращения волокна в клей оно
    сделалось чрезвычайно хрупким и ломким. Следовательно, есть, во-первых, температурные пределы, за которыми вещество кожи пересыхает и делается хрупким, и, во-вторых, такие температурные пределы,
    при которых кожа полностью перерождается, превращаясь в клейкое вещество.
    Для хранения кожи влажность необходима, но влажность умеренная, приблизительно около 70%;
    большое насыщение влажностью ведет к неприятным последствиям - кожа начинает отсыревать и
    загнивать. Следует помнить, что кожа представляет чрезвычайно благодарную почву для
    распространения различных микроорганизмов, во избежание чего необходимо применять различные
    дезинфецирующие вещества против загнивания, образования плесеней и прочая.
    Кожу могут очень сильно повредить щелочи. Щелочи на кожу действуют так же как и на ткань, но,
    конечно, кожа по своей природе грубее текстильного волокна, поэтому и действие щелочей будет
    медленнее. Из того, что изложено выше, можно сделать некоторые выводы о необходимых условиях
    хранения кожи в музеях. Ее нельзя хранить в ярко освещенном помещении, нельзя хранить в помещении, нагреваемом солнцем или системой отопления до высоких температур. Кожу нельзя также хранить и в помещении, где влажность не превышает 35-40%. Лучше, если влажность будет выше 60%, но не выше 75%. Нельзя без надобности подвергать кожу ни действию щелочей, ни действию кислот.
    Если кожаные вещи все же пересохли то, очевидно, работа должна пойти в обратном направлении. Кожа пересохла - значит ее надо насытить до известной нормы водой. Для этого берут легкий водный раствор поваренной соли (5%) и в таком растворе вымачивают кожаную вещь пока она не станет мягкой. Присутствие соли необходимо для того, чтобы, во-первых, обеззаразить воду, так как соль является до известной степени дезинфектором, а, во-вторых, соль из атмосферы извлекает всю возможную влагу и поддерживает в объекте влажность. Но так как соль при значительном высыхании кристаллизируется, то она может разрывать кожу, а потому оставлять кожу в таком состоянии надолго и позволять ей сохнуть не следует. После размягчения нужно ополоснуть кожу в чистой воде, дать стечь воде настолько, чтобы кожа оставалась гибкой и чуть влажной, а затем жировать ее.
    Для археологических вещей наилучшие результаты были получены мною при вымачивании кожи в воде, в которой было 5% поваренной соли и 50% глицерина. Глицерин отличается исключительной
    гигроскопичностью, поэтому, впитавшись в кожу вместе с водой, он в дальнейшем, когда мы удалим из
    кожи лишнюю влагу, остается в коже и будет поддерживать известную эластичность.
    Чтобы восполнить отсутствие жиров, которое могло произойти из-за неправильной обработки или из-за
    каких-либо других причин, в кожу вводится еще некоторое количество касторового масла или
    ланолина. Ланолин необходимо растирать с каким-нибудь несохнущим маслом, например, касторовым.
    Так как нередко старый испорченный жир мешает работе, предмет полезно обезжирить эфиром,
    протирая его с поверхности. Иногда археологические вещи хорошо размягчались без предва
    рительного вымачивания продолжительным выдерживанием «в эмульсии, составленной из:
    воды - 50 частей,
    спирта - 30 частей,
    касторового масла - 20 частей
    тимола - 4 части.
    Затем вещи смазывались ланолином или чистым вазелином. Для простых кожаных вещей можно
    употреблять рыбий и тюлений жир (ворвань), но для музейных вещей такого рода жирование грубыми
    жирами большей частью неприменимо, разве только для образцов производства сыромятных кож; для
    подобных целей годятся и другие несохнущие жиры, как, например, свиной, лошадиный или собачий.
    Впрочем, Лаборатория Гос. исторического музея удачно применила специально обработанные ворвань и рыбий жир (сульфированные и усредненные до нейтрального типа ализариновые масла) для кожаных
    археологических предметов; со времени этой обработки прошло шесть лет и предметы находятся в
    прекрасном состоянии.
    Для тонких кож, мехов, кишечного товара прекрасные результаты дает эмульсия из глицерина, воды
    (1:1) и яичного желтка (2-3 желтка на 1 л жидкости).
    Но какие бы средства не применяли для размягчения кожаных вещей, обязательно должно обезопасить кожу от гнилостных процессов и появления плесени, а поэтому необходимо во все те составы, которые служат для размягчения, вводить какое-нибудь обеззараживающее вещество. Из таких веществ
    наилучшие результаты дает тимол, который вводится в количестве приблизительно от 0,5 до 1% ко всей массе данного раствора или мази. Тимол представляет кристаллы белого цвета довольно приятного
    запаха и жгучего вкуса. Как вещество пахучее, тимол склонен испаряться, а потому действие его не
    может быть бесконечным. Время от времени необходимо снова вводить его. Тимол растворяется в
    спирте и вливается в жировой состав или эмульсию в жидком состоянии. Кроме тимола,
    дезинфецирующим средством является фенол, который имеет очень резкий запах и жгучий вкус и летуч, как и тимол. Наконец, из веществ, которые не имеют запаха, не летучи и в то же время делают вещь
    несъедобной для плесени и бактерий, можно указать на сернокислый цинк и салициловую кислоту.
    Впрочем, сернокислый цинк имеет и отрицательные свойства. Недопустим для кожи всех типов
    формалин(!).
    Если в результате пересыхания кожаная вещь, например, обувь потеряла свою форму, нужно ее
    расправить, вкладывая внутрь чулок, набитый намоченным овсом. Овес постепенно разбухает и вы
    прямляет кожаную вещь. (этот способ применим и для возвращения первоначальной формы рюкзакам,
    сумкам, подсумкам, патронташам, кобурам и пр.
    ) После этого предмет подвергается жированию, а овес удаляется. Как указывалось выше, к группе кожи относятся материалы весьма разнообразные, начиная от шкур пушного зверя до рыбьей кожи и кишок включительно. Было бы очень затруднительно в настоящее время детально разобраться во всех видах этих материалов, приходится говорить только о том, что применимо более или менее ко всей группе. А в этом случае основным является поддержание
    необходимой, но не чрезмерной влажности, восполнение утери жировых веществ путем жирования и
    охрана материала от развития микроорганизмов.
    Казалось бы наиболее правильным при реставрационных работах с кожей применять те приёмы
    дубления, которые были применены при первоначальной обработке ее. Но это по большей части недо
    стижимо и может оказаться даже вредным, так как, во-первых, мы почти никогда не можем с полной
    уверенностью говорить о первоначальном способе дубления, во-вторых, многие способы дубления
    таковы, что никак не приложимы к музейным предметам. Можно ли, например, положить музейную вещь
    на 4-5 мес. в дубильный раствор? Можно ли раз хромированную вещь вторично подвергать действию
    хрома и т. д.
    Поэтому приходится ограничиваться такими веществами и такими операциями, которые, хотя и
    являются чуждыми подлинной вещи и вносят в нее нечто новое, но зато способны поддержать ма
    териал в более или менее сносном состоянии. Вода, глицерин, яичный желток, ланолин, касторовое
    масло - вот что в конце концов более всего применимо к большинству кожаных материалов. Тимол,
    фенол, сернокислый цинк, салициловая кислота применимы для предотвращения гнилостных процессов. Далее необходимы осторожность, индивидуальный подход к вещи и всяческие испытания.
    Нельзя забывать, что обычно перед нами одряхлевший материал, т. е. уже утративший невозвратимо
    некоторые свои качества, в том числе способность сопротивления внешним воздействиям физиче
    ским, химическим и просто механическим. Это особенно важно учитывать при переносе принятых в
    современной кожаной промышленности процессов в дело реставрации. Тем не менее к этим процес-
    сам надо присматриваться, так как они могут натолкнуть на очень полезные приемы и средства...
    От себя добавлю, при реставрационных работах с кожей лучше всего использовать дистиллированную
    или из проверенного источника фильтрованную отстоянную воду с минимальным содержанием
    посторонних примесей. Все перечисленные выше вещества покупать из одной партии всегда с запасом,
    вазелин, глицерин, касторовое масло, сернокислый цинк, салициловую кислоту и спирт в аптеке в отделе лекарств на заказ, тимол в кристаллах можно найти у стоматологов либо в магазине для пчеловодов. С эфиром будет сложнее, но если постараться то и его можно раздобыть. Начиная работу в первую очередь удалите остатки ниток и фурнитуры, обрывки ниток тщательно очистите и промойте чтобы в последствии более точно подобрать новые. Аккуратно, деревянными лопатками удалите/соскаблите без остатка следы от металлической фурнитуры.
    При замачивании не смешивать изделия из кожи, либо их фрагменты добытые из различных источников
    или грунтов. Не смешивать различные типы кож, особенно химически окрашенные. Никогда не прерывать
    или оставлять "на потом" уже начатый процесс. При случайном попадании в готовые растворы
    посторонних предметов или веществ, немедленно прекратить процесс, вылить раствор и начать всё
    снова. Процесс реставрации кожи не менее кропотливый чем реставрация металла, дерева или керамики, по этому наберитесь терпения, хорошо подготовьтесь и всё у вас получится.
     
    Ігор Сахман, Condor Tactical, Jawist та ще 1-му подобається це.
  10. Michael K

    Michael K Feldwebel

    Повідомлення:
    213
    Адреса:
    Харьков.
    Какие ветхие шелка
    При реставрации археологического текстиля в первую очередь следует оценить саму возможность ее проведения, так как некоторые образцы могут просто не поддаваться никакому механическому воздействию. Это относится к случаям, когда волокна ткани разрушены настолько, что связующим компонентом между ними является грунт или оксиды металла. Тогда имеет смысл говорить о консервации образца при помощи реактивов, позволяющих сделать эту связь еще более прочной. +
    Если же эластичность текстильного волокна допускает производить какие-то манипуляции, то в любом случае начинать приходится с механической очистки поверхности ткани с одновременным ее распрямлением или выравниванием, учитывая наличие швов, слоев и деталей.
    Механическая чистка может проводиться кистью, мягкими губками и даже пылесосом с регулируемым режимом мощности всасывания и специальными насадками.
    Закончив механическую очистку, необходимо оценить возможность влажной чистки или мытья изделия, а также способа проведения этой операции. Если погружать изделие в воду, даже с использованием поддерживающих средств, нельзя из-за вероятности больших потерь, то влажная чистка производится тампонами или промыванием на промокательной бумаге или сетке. В случае более хорошей сохранности изделие можно промыть, погружая его в воду и даже используя нейтральное моющее средство (Hostapoon). Фрагмент полы верхней одежды из кургана 20-го могильника Ноин-Ула до проведения реставрационных работ выглядел как сильно загрязненный кусок плотной ткани, отороченной мехом, ворс которого также был забит грунтом, и окантованный вслед за меховой оторочкой полосой более тонкой ткани, тоже сильно загрязненной. Все изделие было словно покрыто коркой высохшего «илистого» (мелкодисперсного) грунта. Сохранность изделия позволяла провести осторожную, но достаточно тщательную обработку. Для предварительной очистки ткани и меха использовались кисти различной толщины и качества ворса, а также толстая игла с отшлифованным до шарообразной формы кончиком, которым приходилось аккуратно раздвигать нити ткани, разрушая засохшую пленку грунта. После этого грунт удалялся кисточкой и пылесосом. Проведя таким способом очистку окантовки изделия, удалось разглядеть на ней сложнотканый рисунок. Меховая часть также была подвергнута механической чистке с помощью иглы, кисточек различной толщины и «выбиванием», подразумевающей следующую процедуру. Ворс поднимается кисточкой и иглой, изделие переворачивается мехом на сетку или фильтровальную бумагу, затем аккуратными ударами кисточек из него выбиваются фрагменты грунта. После этого мех тщательно «причесывается» кистью. Верхняя часть полы изделия была покрыта стежками вышивки, поэтому раздвигать нити иглой не было возможности?— чистка была проведена простым «выметанием» грунта кистью и пылесосом. После механической очистки вещь уже выглядела вполне презентабельно, проявился рисунок на шелковом канте, мех стал более блестящим и ярким, четко прослеживался рисунок вышивки. Тем не менее ее сохранность позволяла применить и чистку водой. Для этого весь фрагмент был зашит между двумя слоями мелкоячеистой сетки и помещен в дистиллированную воду с небольшим количеством моющего средства (Hostapoon). Мягкой губкой, как тампоном, были обработаны обе стороны изделия, затем многократной сменой воды его прополоскали от остатков грунта и пены моющего средства. Сушка изделия производилась на стеклянной поверхности, после удаления сетки. Все детали фрагмента одежды были расправлены, растянуты до их реальных размеров и прижаты стеклянными грузиками (исключая меховую оторочку).
    Результаты проведенной работы можно посмотреть на фотографиях и сравнить их с первоначальным видом изделия. Хочется отметить, что при реставрации не использовались химические реактивы, пропитки и клеевые составы, благодаря чему исследования текстиля на красители и способы обработки при ткачестве должны дать достоверные результаты.
    За сохранность изделия можно не беспокоиться при условиях стабильного температурно-влажностного режима в хранилище, изготовлении специальной упаковки и в условиях отсутствия солнечного света.
    После промывания и «прополаскивания» (сменой воды до отсутствия осадка или пены) текстилю необходимо придать его изначальную форму, если это целое изделие, или просто разгладить, если это фрагмент. Такую операцию можно проводить на стекле или пленке: еще влажная ткань помещается на гладкую поверхность и аккуратно распрямляется в направлении нитей основы и утка до ее реальных размеров и формы. Затем поверхность ткани покрывается стеклом (листы прямоугольной формы нужных размеров с отшлифованными краями), между которыми оставляют небольшие промежутки. Этого бывает достаточно, чтобы при высыхании складки и заломы, образовавшиеся в результате длительного пребывания ткани в погребении, не стянули ее в прежнее положение. Если необходимо, то поверх стекол можно положить небольшой груз. После высыхания и удаления стекол и груза (если основные и уточные нити тщательно выровнены) ткань выглядит хорошо разутюженной.
    Как показал опыт, ткани, обработанные подобным способом, остаются эластичными, не теряют яркости и блеска более длительное время, чем текстиль, обработанный закрепляющими и увлажняющими составами или клеем для дублирования. Конечно, немаловажную роль в этом играют и условия правильного хранения. Цель реставрационных работ с текстилем – сохранить его в неизмененном, а по возможности и улучшенном состоянии на как можно более долгий срок. Это дает возможность продолжить изучение данного образца текстиля или его фрагмента всеми известными на сегодняшний день методами, провести его реконструкцию и понять, как его применяли в прошлом. А также – сберечь его для исследований в будущем.
    Для очистки и промывки фрагментов ковра была использована методика реставрации древнего текстиля крупнейшего в Европе Реставрационного центра Abegg-Stiftung (Швейцария). Эта методика многие годы успешно применяется нами для реставрации тканей и войлоков из замерзших курганов пазырыкской культуры. Для фрагментов ноин-улинского ковра прежде всего была необходима тщательная механическая сухая очистка, что обеспечивало в дальнейшем успешную его промывку. Глиняная корка на поверхности изделий разбивалась деревянными палочками или толстой тупой иглой, грязь удалялась пылесосом с тонкими насадками на малой мощности. Таким образом фрагменты ковра были очищены с обеих сторон. Путем частичного увлажнения из пульверизатора ткань была распрямлена в местах заломов, а орнаментальные жгуты – уложены по сохранившимся на шерстяной основе следам. Для предотвращения потерь и деформации ткани при промывке все фрагменты были с двух сторон по периметру зашиты в капроновую сетку. Промывка изделий производилась в специальной промывочной ванне дистиллированной водой с применением нейтрального моющего средства Hostapoоn. Порошок вспенивался с помощью губки в небольшом количестве теплой дистиллированной воды. Разложенные в ванне изделия покрывали пеной и оставляли на 30 минут, после чего ванна заполнялась водой до уровня, необходимого, чтобы полностью покрыть изделия. С помощью губки поверхность ткани слегка отжималась, сильно загрязненные места промывались мягкой кистью. Затем воду спускали, изделие переворачивали, снова покрывали пеной, и процесс повторялся. После этого ткань тщательно прополаскивалась путем многократной смены воды до полного удаления грязи и моющего средства.
    Сушка фрагментов производилась на стеклянной поверхности, избытки влаги удалялись с помощью фильтровальной бумаги. Во влажном состоянии ткань распрямилась, в местах прорех нити были уложены по направлению утка и основы, детали орнамента разложены по своим местам.
    Высушенные фрагменты текстиля частично или полностью дублировались на натуральный шелковый газ, окрашенный в коричневый цвет и напыленный тонким слоем полимера А-45К. Дублирование производилась с помощью электрошпателя. При нагревании дублировочной основы полимер расплавляется и газ приклеивается к ткани (пользуясь случаем, выражаем нашу глубокую благодарность и восхищение Наталье Павловне Синицыной, познакомившей нас со своей методикой реставрации и реконструкции древнего текстиля и любезно предоставившей нам свои материалы для работы). Орнаментальные шнуры на фрагментах шерстяного полотна подклеены на клей Laskaux. Фрагменты войлочного бордюра также продублированы на основу. По возможности восстановлены войлочные аппликации.
    По материалам журнала "Наука из первых рук" № 3 2008
    https://scfh.ru/papers/za-kadrom-arkheologicheskikh-sensatsiy/
    Архив журнала http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/''Nauka_iz_pervyh_ruk''/_''NiPR''.html#2004
    Все ссылки рабочие, загрузки проверены.
     
    Ігор Сахман, Jawist та Рихард подобається це.
  11. Michael K

    Michael K Feldwebel

    Повідомлення:
    213
    Адреса:
    Харьков.
    Весьма интересная статья "Опыт реставрации эвенкийских сумок из мемориальной коллекции В.К. Арсеньева". В статье упоминается один из способов стабилизации меха, который может пригодится в реставрации ранца камрада Jawist.
    http://arseniev.org/about-museum/re...-sumok-iz-memorialnoj-kollekcii-v-k-arseneva/
     
    Останнє редагування: 8 лип 2018
    Ігор Сахман, Jawist, 663 та ще 1-му подобається це.
  12. Рихард

    Рихард Major

    Повідомлення:
    4.881
    Адреса:
    Одесса, Украина
    Спасибо камрад, что ссылками поделились, тут прямо таки научный подход к реставрации.
     
    Jawist та Michael K подобається це.
  13. Michael K

    Michael K Feldwebel

    Повідомлення:
    213
    Адреса:
    Харьков.
    Пожалуйста. Без научного подхода в этом деле никак, смею вас заверить.
     
  14. АСИРИС 1984

    АСИРИС 1984 Hauptmann Клуб взаимопомощи

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    13
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    15
    Повідомлення:
    3.892
    Адреса:
    Белая Церковь
    Камрады,никто не имел опыт восстановления австро венгерских вкладышей со смертника,чернил совсем не видно-очень бы хотелось прочитать...
     

    Images:

    IMG_20180717_113327.jpg
    Останнє редагування: 17 лип 2018
  15. Рихард

    Рихард Major

    Повідомлення:
    4.881
    Адреса:
    Одесса, Украина
    Попробуйте в темноте посмотреть под ультрафиолетовой лампой (детектор валют) - не гарантирую, но может сработать.
     
    663, Michael K та АСИРИС 1984 подобається це.
  16. Michael K

    Michael K Feldwebel

    Повідомлення:
    213
    Адреса:
    Харьков.
    В криминалистике существует способ выявления выцветших, испорченных сожжённых текстов с помощью фотографирования документа фотоаппаратом с различными светофильтрами при разном освещении, в косопадающем свете, фотографирование видимой и инфракрасной люминисценции, но это трудоёмкий процесс требующий недюжинных навыков.
    В вашем случае сделайте скан документа в высоком разрешении от 600 dpi (несколько экземпляров с различной ориентацией документа относительно лампы сканера) и затем в фотошопе переключите в ч/б, RGB или LAB и поиграйте с уровнями и кривыми. Если следов чернил нет совсем-совсем, то можно увидеть следы от нажима пера.
    Если тема интересует вас более глубоко скачайте и прочтите методические рекомендации "Восстановление угасающих текстов и изображений архивных документов" https://drive.google.com/open?id=1JFxxKmVTtNr8xfjlhaTOvypeoDqTzS-l
    Так же можете прочитать рекомендации уважаемых коллег с сайта Реставраторов http://art-con.ru/node/3528
     
    Останнє редагування: 17 лип 2018
    Ігор Сахман, 663, АСИРИС 1984 та 2 іншим подобається це.
  17. chapaev10641

    chapaev10641 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    204
    Адреса:
    Киев
    Было время когда ваксу с чем то разводили. С чем не помню. В 2000-х годах. Может от нищеты))
     
  18. ALexey86

    ALexey86 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    549
    Адреса:
    Беларусь.
    Подскажите, этот разрыв можно как ни будь исправить?
     

    Images:

    P7230656.JPG
    P7230658.JPG
    P7230659.JPG
    P7230660.JPG
  19. Рихард

    Рихард Major

    Повідомлення:
    4.881
    Адреса:
    Одесса, Украина
    Как нибудь можно,.... но так чтоб было незаметно вряд ли. Так или иначе нужно клеить кожаный лоскут.
     
    Michael K та ALexey86 подобається це.
  20. Michael K

    Michael K Feldwebel

    Повідомлення:
    213
    Адреса:
    Харьков.
    Тщательно очистите кожу, промойте, пропитайте, если нужно антисептиком, если необходимо восстановите эластичность кожи. Аккуратно состыкуйте лоскуты (если они не сходятся, то можно кожу пристучать маленьким молоточком) и склейте их встык под небольшим грузом (склеивайте каждый разрыв поочерёдно начиная с самого дальнего от края, !цианакрил не использовать!). Затем подберите кусок прочной ткани подобного или близкого цвета (можно взять кусок тонкой выделки перчаточной кожи или поднаряд из голенища хромого сапога), придайте ему необходимую симметричную форму и приклейте под грузом с обратной стороны (перед вырезанием лоскута ткани/кожи изготовьте лекало из бумаги и примерьте его по месту чтобы увидеть как ляжет заплата из ткани/кожи). После высыхания клея замаскируёте трещины и подкрасьте или затонируйте кожу. Нитяной строчку делайте вручную, в старые отверстия, игла навстречу игле, либо одной иглой. Толшина нити должна быть чуть больше толщины оригинальной нити.
    В вашем случае я рекомендую вырезать из тонкой кожи подкладку в полный размер очков, но такую работу лучше доверить специалисту.
     
    Ігор Сахман, ALexey86 та Рихард подобається це.
  21. Michael K

    Michael K Feldwebel

    Повідомлення:
    213
    Адреса:
    Харьков.
    "Чернильный штамп" выражение просторечное. На самом деле для клеймения ткани, кожи, картона и т.п. в раньшие времена использовали штемпельную краску которая имела достаточную влагостойкость и высокой сопротивление к выгоранию на солнечном свету. Также использовались растворы на основе анилиновых красителей для тканей либо, по-бедности, красящие составы на онове химического карандаша. Побродите по барахолке, уверен, вам удастся купить флакончик штемпельной краски времён СССР. Использование же обыкновенных писчих чернил нужного результата не даст.
     
  22. chapaev10641

    chapaev10641 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    204
    Адреса:
    Киев
    Всем привет. делал лекало подвеса К-98 по чертежам Юргена. Кому нужно могу поделиться(Corel). с jpg(размеры не совпадут)! Подвес К-98 выкройка.jpg
     
    663, ГеннадийВ, Michael K та ще 1-му подобається це.
  23. Лысогор

    Лысогор Oberfeldwebel

    Рейтинг:
    1
    Відгуків:
    2
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    2
    Повідомлення:
    415
    Добрый день, нужен кожаный подвес на этот топор, может кто помочь? Спасибо.

    IMG_4346.JPG IMG_4347.JPG IMG_4348.JPG
     
    Jawist та StrelokPS подобається це.
  24. Рихард

    Рихард Major

    Повідомлення:
    4.881
    Адреса:
    Одесса, Украина
  25. Лысогор

    Лысогор Oberfeldwebel

    Рейтинг:
    1
    Відгуків:
    2
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    2
    Повідомлення:
    415
    Сам не знаю, клеймо частично сохранилось, видна только буква "К" в круге, было что-то ещё, но разобрать невозможно.

    IMG_4360.JPG
     
  26. Рихард

    Рихард Major

    Повідомлення:
    4.881
    Адреса:
    Одесса, Украина
    Пока вещь не атребутирована, сложно будет подобрать “одежку”.
     
    Michael K, 663 та ГеннадийВ подобається це.