На днях по "ящику" показали фильм о пртивотанковых ежах. Был очень удивлен. Оказывается его изобрел киевлянин Начальник киевского гарнизона генерал-майор Горрикер в 1941г. Еж это не железяка сваренная как попало, а четко спланированный девайс, размеры строго соблюдались,иначе работать не будет.
Генерал Гориккер Михаил Львович (1895-1955) похоронен в Москве, на центральной аллее Введенского (Немецкого) кладбища, вблизи главного входа со стороны Наличной улицы. Надпись на надгробии гласит, что он - изобретатель противотанкового ежа.
Спасибо за тему! Очень интересно, давно хотел почитать насчет ежей, а это как раз в тему получилось).. еще по теме http://ru.wikipedia.org/wiki/Гориккер,_Михаил_Львович http://www.redstar.ru/2001/09/22_09/6_02.html http://www.proza.ru/2005/06/02-148
А зачем танку лезть на ежа, зная что "правильный" ёж подмять невозможно? По моему вся фишка таких ежей в том, что танк начнет его объезжать, подставляя слабый борт под удар. Стоило ли при производстве ежей с точностью соблюдать все размеры, мне кажется нет.
Подмять невозможно, но может можно сдвинуть или сварка треснет. Соблюдать размеры - танки все разные, так что думаю размеры были приблизительные. Видимо фишка в том что скрещение должно быть ВЫШЕ передка танка. Тогда танк ёж не поднимет, а наоборот, вдавит в землю. То есть еж начнет "проворачиваться", как кромадное колесо, поднимая на себя танк. Если мехвод умный - поедет назад, если глупый - сядет на брюхо на высоте метра над землей, то-то будет счастье для артиллеристов! Вохможно и можно как-то раздвинуть ежи маневрированием, но при этом борт явно придется подставить. Интересно было бы узнать у танкистов, их должны ичить преодолению ежей.
Под соблюдением размеров имеется в виду то, что "правильный" еж перевернуть невозможно-он симетричен. На первой фотке видно, как не пробуй его сдвинуть, он перекатываться будет, и продвижению мешать.
Как раз вся фишка в размере. Клиренс танка Т-4 400мм. Клиренс танка Т-3 385 мм.(думаю 5 мм роли не играет). А это были основные танки в 1941г. Кроме того ,что танк вылезал на ежа и подставлялся артиллеристам,еж в днище дырки пробивал. Когда Гориков проверял работу ежа на наших танках,не помню,толи т-60,толи бт-7, То еж пробил корпус,достал до коробки передач или еще до какой то байды с маслом,через трещину масло все стекло,машина не боеспособная.
вы ещё забываете тот момент, что в бою главное скорость и манёвренность. Если танк завошкается с ежом, то он станет более лёгкой мишенью для прицеливания.
Думаю дело не в клиренсе а в высоте передка танка. Танк должен быть ниже центра ежа. При этом он будет гарантированно залезать на еж, да еще и затолкает его глубже в землю, танк лишит сам себя возможности сдвинуть еж. Чем тяжелее танк - тем сильнее он вдавит еж в грунт, тем труднее его будет сдвинуть. Если же передок танка выше центра ежа- то он еж приподнимет и оттолкнет. А если танк залезет на еж - застрянет или произойдет демормация днища с перечисленными вами последствиями.
И в чём же их несостоятельность? Исходя из фото, нельзя судить, что через несколько метров танк не остановится, к примеру, с разрывом гусеницы.
Самым действенным способом был расстрел ежей бетонобойными или осколочно-фугасными снарядами. Несколько снарядов на ежа или надолб, причем незакопаные надолбы доставляли больше неприятностей, поскольку разрушались плохо, просто отбрасывались немного. Часто надолбы разрушали саперы, ежи просто растаскивали в стороны. Ездили по надолбам и ежам крайне редко. Основная задача надолбов и ежей - снизить темп атаки, задержать танки и расстрелять их артиллерией.
Отсюда вывод, лучший способ борьбы - авиация бомбардировочная и штурмовая. Естественно по большому скоплению надолбов и ежей. Расстреливать с места из танка или самоходки - значит подвергать экипаж смертельной опасности. Ещё большую опасность представляет посылать сапёров под огнём противника устранять препятствия.
Ребята, если у кого есть фото танков на ежах - скидывайте, не стесняйтесь, очень интересно посмотреть !
Тем не менее, минные поля саперы разминировали под огнем, доты взрывали, переправы сооружали... Работа у них такая. А прикрывающую надолбы и минные поля артиллерию старались ослепить дымовыми и подавить огнем по выявленным батареям.
На схемах генерала показано что ежи надо ставить в несколько рядов. На фото видны вроде как два ряда. Так что судить о бетонных ежеах по данному фото невозможно. Жаль что в топике нет танкистов.
Еж из бетона -это чешский ёж(Czech hedgehog),он сдвигался танком,его можно расстрелять из пушки(отбил снарядом верхний луч и нет ежа),очень сложный в изготовлении,и долго делается.Для установки необходим кран или лебедка. Еж Гориккера мог сварить любой сварщик,даже 15 летний пацан. Ну может основной шов он не варил а вот кучу вспомагательной работы,(резка,прихватка итд)он делал. Делался он достаточно быстро в отличии от бетонного. Ёж был довольно легкий 2 чела спокойно устанавливали его на любое место. При обороне Москвы ,сталин пустил на Ежи здание Дворца советов. Да и немцам такой девайс нравился,и в своей обороне их тоже использовали. Даже трофейные применяли.
Про технологичность согласен, сварка быстрее бетона, особенно зимой. И форму делать не надо. А вот про вес - не уверен. Вес 1 погонного метра рельса стартует от 40 кг для узкоколейки, от 65 - для нормальных ж/д. Там 3 луча по 1,3 метра минимум. Это 4 погонных метра, от 250кг. Сдвинуть на бетоне - пожалуй еще можно вдвоем. Но не поднять.
Поднять конечно нельзя,а вот передвигать перекатыванием можно. где то документальные кадры видел,приехала машина,в кузове 3 ежа,2 человека открыли борт столкнули их с машины,и дальше поехали,другие перекотили ежи на нужное место,все заняло несколько минут.