Атака на Таранто упомянута мной в качестве доказательства боеспособности самолетов "Сордфиш".Да,еще к началу боевых действий это была устаревшая конструкция,анахронизм и т.д.Но.На начальном этапе войны,вполне доказал свою работоспособность(и против линкоров в том числе).
Кроме полярных конвоев были конвои на Мальту и Атлантические конвои то есть из Канады в метрополию.Было бы интересно сравнить данные по потерям судов с грузами на этих ТВД.Практически вся советская мемуарная литература на эту тему пестрит упоминаниями о добивании поврежденных транспортов кораблями эскорта.Насколько правильны были такие действия судов охранения?
В что еще было делать? Если судно не может держаться в составе конвоя, то шанс на его благополучное прибытие равен нулю. А давать немцам возможность заиметь тысячи тонн груза нельзя.
По конвоям есть такой сайт http://www.convoyweb.org.uk/ Состав конвоя, груз, охрана, потери. По добиванием Ozy в принципе правильно написал. Если судно застряло посреди атлантики, или вблизи вражеского берега, что ещё делать. Хотя были и исключения. "Пьедестал" например, столько труда положили чтобы едва державшийся "Огайо" в порт притащить. Но там от этого судьба Мальты зависела. Если бы не довели, остров без горючки бы остался.
Сравнивать конвои на Мальту и северные, например, не серьезно хотя бы в силу масштаба и количества последних. Да и с Атлантическими тоже. Атлантические сравнить с северными - вот это уже интересно.
А почему?На мой взгляд как раз Малтийские и Северные очень похожи, за исключением погоды конечно. Близость берега, наличие авиации,надводного флота. Масштабность конечно не та, но условия проводки схожи. А вот атлантические как раз из другой оперы. Ничего общего.
Как там Больных в одном из своих предисловий писал - советское командование конвойные операции рассматривало с точки зрения "груз вышел из точки А - груз прибыл в точку Б", то есть с чисто транспортной точки зрения. По сути, Атлантические конвои, несмотря на все трудности и потери, больше всего соответствуют такому взгляду. А вот в случае с Северными и Мальтийскими - каждый конвой это целая боевая операция/битва. Другое дело, что у Мальтийских еще и своя специфика - жизненная необходимость доставки грузов намного выше, чем в случае с Союзом (без нескольких сотен танков СССР еще как нибудь продержится, а вот Мальта без горючего и провианта - нет).
В этом отношении показательна операция "Церберус" когда немцы увели из Бреста свои корабли и прошли через Ла Манш в германские порты,англичане бросили против них авиацию,но безрезультатно."Большие горшки"-так моряки Кригсмарине называли крупные надводные корабли, пришли в Рейх.
Сюда же. Крейсер "Эдинбург" с грузом золота на борту потопленный германской подлодкой U-456,командир капитан-лейтенант Макс Мартин Тайхерт начинавший службу на эсминцах "Ильтис" и "Фридрих Инн"."Эдинбург" один из "Вашингтонских крейсеров" был спущен на воду в 1938 году и находился в составе Британского Королевского флота пока не нашел себе могилу в Баренцевом море.На борту крейсера находилось золото в слитках так называемый обратный ленд-лиз.Германская подлодка поразила крейсер двумя торпедами попавшими в левый борт и корму на знаменитой фотографии видно,что приподнятая взрывом палуба насажена на стволы орудий ГК кормовой башни.Крейсер оставался на плаву и под охраной двух британских эсминцев продолжал медленно развернулся на обратный курс в Мурманск.Но тут подошли три немецких эсминца под командованием фрегаттен-капитана Шульце Гинрикса немцы обстреляли поврежденный корабль артиллерией и выпустили по нему несколько торпед одна из которых попала в поврежденный левый борт англичанам удалось потопить эсминец "Герман Шенман" немцы сняли с него экипаж и отошли.Командующий операцией контр-адмирал Картер приказал снять с крейсера экипаж и затопить его,крейсер лег на грунт на глубине 260 метров.Золотой груз был поднят в 1981 году,а беллетрист Пикуль написал что -"ситуация с "Эдинбургом" когда англичане добивают свой же поврежденный корабль характерна для британского флота и многое объясняет в истории с 17-м конвоем".
"Эдинбург" и его систер-шипы (Belfast и NewCastle-class) проектировались и строились уже без учета договорных ограничений, поэтому и получились весьма сбаллансированными кораблями.
Автобиографическая книга человека, поднявшего золото. Профессиональный salvage diver - т.е. поднимает с затонувших судов ценные вещи. Золото попадается редко, обычно медь, бронза и т.п.
С технической точки зрения подъем золота с "Эдинбурга" не представлял трудностей, даже в войну (если не брать в расчет боевые действия) и уж тем более после войны. Достаточно вспомнить "Лаурентик" и "Иджипт". Проблема была в юридической плоскости - груз был застрахован с дележкой страховой премии 2:1 (СССР-Союзники), но вмешались англичане, блокировав судоподъемные работы объявлением крейсера "военным захоронением". Юристы "терли" вопрос десятилетиями, но дотерли... После выплаты вознаграждения фирме-производителю работ (по слухам около 50%), остальное было поделено в изначальной пропорции. Вообще 6,6 т "Эдинбурга" - мелочь, по сравнению с 43 т "Лаурентика", которые также были оплатой за военные поставки (WW I), но их подъем начался еще до окончания войны. Кому интересно: Дж. Горз "Подъем затонувших кораблей" (во времена СССР было несколько изданий).
Не сказал бы. Глубина: 750 футов плюс погода. Арктика. Подъем колокола занимал несколько часов, в случае шторма могла быть проблема. Ведь движения судна-матки передаются по тросу на колокол. До вознаграждения пока не дочитал.
Эта ветвь дискуссии, конечно офф-топ, но... 230 метров -глубина серьезная, но наблюдательная камера Дэвиса и скафандр Нейфельдта и Кунке уже использывались "на полную катушку". "Генерал Непогода" - стандартная отговорка и "...за отмазу не катит", т.к. не помешала ни подъему золота с того же "Эдинбурга", ни подъему "Курска", ни подъему С-80. Еще раз прошу прощения!
Эдинбург в картинках:Шульце Хинрикс командующий эсминцами атаковавшими крейсер,контр-адмирал Бонем Картер,схема боя.
Battle of atlanticmuseum много фото кораблей и моряков,тактика борьбы с субмаринами.http://thebattleofatlanticmuseum.ca/styled-24/page61.html
Восстание на "Тирпице" нашел на цусимских форумах Оскар Хайнц Куш обер-лейтенат цур-зее расстрелянный по доносу своего начальника Абеля за подстрекательство к мятежу и пораженчество.Другой информации правда нет.