Честно говоря это мне и непонятно-линкор как любой крупный корабль нуждается в защите,а у британцев безусловное преимущество в крейсерах.Бой у Нордкапа когда англичане угробили "Шарнхорст".Немецкая группировка линкор и 5 эсминцев,британцы -3 крейсера ,8 эсминцев и неподалеку болтается "Дюк оф Йорк" превосходящий "Шарнхорст" по ГК и по весу залпа соответственно.
Линкор в составе прикрытия конвоя-надежная защита от надводных кораблей противника.Британцы нехваткой горючего особо не страдали.Могли себе позволить,так сказать.Потопление"Шанхорста"наглядный пример возможностей британского флота
Не могли, потому что Ланкастерам не хватало дальности достать до его базы. Авианосцы имели на вооруженни бипланы, те не могли прорваться сквозь зенитки. Изучите вопрос, это интересная история. Одинокий Бисмарк гоняли и догнали только потому что его обездвижила авиация. Повторять эксперимент с Тирпицем не хотелось. Тем более что Тирпиц был бы в радиусе действия немецкой авиации, т.е. главные силы флота рискуют получить торпеду. Защита надежная, но и мишень для ПЛ или авиации. Тирпиц может появится, может нет, а то что еще один линкор пойдет на дно для Лондона было бы трагедией. Горючее в Британии было по карточкам и экономика серьезно страдала. То что флот получал мазут не означает что он больше никому не был нужен. Была бы погода получше - еще не ясно сколько из атаковавших Шарнхост кораблей добрались бы домой. ПЛ и авиация могли половину отправить на дно.
5 апреля 1944г.по "Tirpiz"был нанесен удар палубными самолетами с брит.авианосцев"Victorious","Furious","Emperor","Searcher","Pursuer","Fencer"(40"Барракуда",21"Корсар",20"Хэллкэт",40"Уалдкэтт")линкор получил 14 прямых попаданий 454-кг и 721-кг бомбами.Серьезные повреждения корпуса и надстроек.Ответным огнем сбито 4-е самолета.15 сентября атаковали 27"Ланкастеров"c аэродрома Ягодник близ Архангельска бомбами"Толлбой".Одно попадание в носовую часть.12 ноября 1944г.32"Ланкастера"повторили налет.Два прямых попадания и несколько близких разрывов.Со стороны британцев потерь нет.
Да "суорфиш" или "авоська" как его называли имел архаичную конструкцию,не убирающиеся шасси,полотняная обшивка и открытая кабина- на такой "этажерке" не очень-то полетаешь в полярных водах.Последнее крупное сражение с участием "авосек" операция "Цербер" закончившаяся трагически для экипажей "суордфишей"-все 6 атакующих самолетов были сбиты.
"Суордфиш"помогли"Бисмарк"накрыть.Когда британцы занялись вплотную "Тирпицем",бипланы на авианосцах ипользовались мало.Я писал выше какие палубные самолеты атаковали"Тирпиц"ни одного биплана там нет
Он был на севере Норвегии, из Британии с нормальным бомбовым грузом его было не достать, о чем немцы отлично знали. Наша авиация его укусить не могла, у нас не было таких прицелов, бомб и обученных летчиков. Удалось договориться с СССР о РАЗОВОМ использовании нашего аэродрома. Вылетели из Британии с Толлбоями, пролетели над Балтикой, приземлились в СССР. Заправились. Взлетели из Архангельска, отбомбились, приземлились в Британии. Немцы были в шоке - КАК ДОСТАЛИ??? Тирпиц был серьезно поврежден, немцы решили превратить его в некую смесь батареи береговой обороны и зенитной батареи. О выходе в поход речи быть не могло. Англичане были не в курсах о немецких планах. Он кое-как добрался до другого фиорда, где его собирались поставить на прикол. Другой фиорд был на пределе дальности Ланкастера, при условии что все 4 двигателя будут новейшей модели, максимальной мощности. Но их начали выпускать недавно и пока их было мало. Со всех Британии открутили то тут то там эти двигателя (их оказывается ставили 1-2 штуки на самолет, для меня звучит странно) и привинтили на самолеты 617 эскадрильи. Взяли Толлбои, по горловины залились горючкой, перегрузили самолеты сверх всякой меры, но таки долетели до Тирпица и таки добили его. С тех пор конвои можно было охранять кое-как, потому что кроме эсминцев у немцев ничего не осталось.
"Суордфиш" далее использовали для борьбы с подлодками.А в сражении с "Бисмарком" сыграло роль большое количество британских кораблей -навалились все сразу."Альбакор" пришедший на смену "авоське" был не лучше.
Операция "Ход конем" в документах "Тирпица"ссылка на Цусимский форумhttp://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=3377
А ПЛ и самолёты куда делись? Северные конвои до самого конца войны ходили с очень мощным сопровождением. Нередки случаи, когда корабли охранения составляли половину и даже больше от торговых судов. Последний конвой вышедший 12 мая 1945 из Клайда, охранялся 8-ю кораблями. Казалось бы, чего уже бояться?
Был еще налет с английских аэродромов 29 октября - неудачный из-за погоды. При этом англичане потеряли один "Ланкастер" - самолет был поврежден зенитным огнем и пошел на вынужденную посадку в Швеции. Экипаж интернировали, а затем отправили домой. Обломки машины - до сих пор достопримечательность для туристов. Фото: http://military-photos.livejournal.com/86205.html "Барракуды" кстати тоже не один раз наносили визит немцам. Указанная выше первая массовая атака была 3 апреля, затем неоднократно повторялась, однако с меньшим успехом. Вообще, упрекнуть англичан в пассивности язык не поворачивается - они этот бедный линкор долбили долго и целеустремленно, применяя все подходящие новинки, и в конце концов таки заслуженно додолбили.
Я брал только результативные рейды и потери британских самолетов,кстати минимальные,практически во всех налетах.К слову о немощи бипланов"Суордфиш",а как же налет на Таранто.Результат просто фантастический
Таранто имел итальянскую ПВО а не немецкую. И корабли стояли в просторной бухте, без противоторпедных сетей. Потому их и продырявили торпедами ниже ватерлинии, где тонко. Тирпиц стоял в тесном фиорде, перегороженном сетями. Торпеды были невозможны, а бомбу, способную пробить его броню, древняя этажерка поднять не могла. Налетели раз, поцарапали краску. Для царапания краски пришлось рисковать авианосцем, который бы очень пригодился в Атлантике, где подлодки творили беспредел.
Таранто имел итальянскую ПВО а не немецкую. И корабли стояли в просторной бухте, без противоторпедных сетей. Потому их и продырявили торпедами ниже ватерлинии, где тонко. Тирпиц стоял в тесном фиорде, перегороженном сетями. Торпеды были невозможны, а бомбу, способную пробить его броню, древняя этажерка поднять не могла. Налетели раз, поцарапали краску. Для царапания краски пришлось рисковать авианосцем, который бы очень пригодился в Атлантике, где подлодки творили беспредел.
Сети в Таранто как раз были.Однако британцы изменили конструкцию торпед,так чтобы те погружались на 10,5 метров проходя под заграждениями.
Странно. Вроде как бухта там настолько мелкая, что использование авиаторпед считалось невозможным и мер против них не предпринималось. Попытка торпеды пройти под заграждением привела бы к "попаданию" в дно бухты.
Еще одна причина такого положения на Северном ТВД это отсутствие у СССР крупных кораблей-линкоров и авианосцев авиация базировалась на аэродромах и радиус её действия был ограничен.Северный флот располагал эсминцам,"семерки" и "новики" и подводными лодками,"Ройял Соверен" передали в 1944 году,но линкор до конца войны не покидал Кольского залива.То есть союзники фактически в одиночку охраняли конвои от ПЛ и атак с воздуха. С легкой руки Валентина Пикуля получается что после рандеву союзных конвоев и кораблей Северного флота потери уменьшались..А как было на самом деле?
О средствах обороны Таранто - из книги Скофилда "Атака Таранто": Верховное Командование превосходно знало об опасности воздушной атаки и приняло серьезные меры для защиты кораблей. Имелась 21 зенитная батарея калибром 102 мм. Из них 13 находились на суше, а 8 были установлены на специальных плотах. Кроме того, имелись 84 тяжелых и 109 легких пулеметов, прикрывавших весь район порта. Внушительные по числу стволов, эти батареи были устарелыми. Они оказались совершенно не способны ставить огневую завесу ночью. 22 прожектора были вполне современными, но только 2 из них были связаны с акустическими постами. Лишь 13 прожекторов были расставлены вокруг гавани. Но к ним могли присоединиться по 2 прожектора с каждого корабля. Для прикрытия кораблей в Map Гранде требовалось 12800 метров противоторпедных сетей, но были установлены только 4200 метров. Еще 2900 метров валялись на берегу. Их не устанавливали потому, что кое-кто из адмиралов утверждал, что они мешают кораблям входить в гавань и по*кидать ее. Дополняли систему обороны 90 аэростатов. Однако плохая погода в начале ноября уничтожила 60 из них, и в ночь атаки были подняты только 27. 10 из них были расположены на плотах западнее внутреннего брекватера, названного Дига ди Тарантола, который вдавался в Map Гранде на 2400 метров примерно на таком же расстоянии к северо-востоку от Дига ди Сан-Вито. Еще 10 находились на берегу, образуя линию, идущую на северо-восток от начала Дига ди Тарантола. Оставшиеся 7 располагались на плотах посреди северной половины Map Гранде. Однако ПВО гавани имела серьезнейший недостаток — полностью отсутствовала аппаратура постановки дымзавес. Оттуда же - по поводу торпед: Средняя глубина акватории в том месте, где стояли линкоры, была 49 футов. «Суордфиши» были вооружены стандартными 18" торпедами Mark XII с установкой скорости 27 узлов и глубины хода 33 фута. Торпеды были оснащены взрывателями «Дуплекс», созданными буквально перед самой войной. «Илластриес» привез их из Англии. Они отличались от обычных контактных взрывателей тем, что приводились в действие магнитным полем корабля, когда торпеда проходила у него под днищем. Так как днище было более уязвимо, чем хорошо защищенные борта, англичане надеялись, что использование таких взрывателей увеличит эффективность атак. Однако взрыватели имели ряд «детских болезней», которые не были устранены до принятия их на вооружение. Например, они имели склонность к преждевременному срабатыванию при волнении. К счастью, при атаке Таранто можно было не бояться сильной волны. Однако оставались еще 2 проблемы. Торпеду нельзя было сбрасывать под слишком большим углом, иначе она могла глубоко нырнуть и врезаться в дно раньше, чем выйдет на заданную глубину. Это означало, что самолет должен лететь горизонтально или с очень небольшим снижением на высоте 150 футов в момент сброса торпеды. Глубина воды в точке сброса должна быть не менее 6 фатомов (11 метров), а расстояние до цели — более 300 ярдов. Взрыватель снимался с предохранителя только после прохождения этого расстояния. Первую проблему могло разрешить лишь мастерство пилотов. Вторую попытались упростить, провернув вертушку взрывателя на несколько оборотов при подвеске торпед к самолетам. Хотя это было рискованно, экипажи торпедоносцев пошли на такой риск.
kolyan68 - примерно что я и писал, "Итальянская ПВО". Я читал что итальянцы вообще не пытались защититься от торпед, считали что слишком мелко. Если при случае найду источник сделаю скан, будет интересно сравнить.
Все же я думаю сравнивать атаку на Таранто и попытки Рояйл Нэви уничтожить "Тирпиц" не совсем корректны.Средиземноморский ТВД по сравнению с Арктикой пользовался явным приоритетом-Мальта,сражения в Северной Африке.Итальянский флот больше угрожал коммуникациям англичан чем корабли Кригсмарине находящиеся в Норвегии.Поэтому англичане предпочитали рисковать транспортными судами и теми кораблями эскорта,потеря которых по их мнению не подрывала мощи Королевского флота.В оправдание англичане указывают,что старые линкоры были слишком тихоходны чтобы сопровождать конвои да и рисковать линейным кораблем стоящим несколько миллионов никто не будет.Это Королевский флот,по американцам ВМФ США на тот момент были скованы действиями на Тихом океане.так что корабли Кригсмарине находились в Норвении практически до конца войны у СССР линкоров не было.Потому успешен был поход "Шеера" ,который вначале разминулся с американским крейсером "Тускалуза" и после операции в Карском море вернулся на базу.