К доктору вам надо. И операция действительно не панацея. Надо менять образ жизни, относиться к себе требовательнее и бережнее одновременно. Вены у меня тоже, бывает, побаливают, хотя их пока не очень видно. Это чаще всего предрасположенность. Т.е. если есть варикоз у матери-бабушки, то будет и у вас. Зимой, кстати, почему-то сильней болит...
Ув. Хуго Краас.Спасибо большое за объемные выдержки из официала и мемуаров.Вот только мне интересно было бы знать,во время каких перерывов так дословно-детально записывались все подробности славных битв победителей-ведь это чистой воды послевоенный пафос.При огромнейшем уважении ко всем кто погиб и тем кому удалось выжить в те годы, не готов на 100% воспринять факты,изложенные выше.По-моему, на основе данной операции, был даже снят фильм"Корпус генерала Шубникова".А теперь часть рассказа по Краматорску.Бабушка моя в это время проживала в городе.Про Сталинград тогда еще не слышали,но что немецких боеспособных частей к моменту подхода наших к Краматорску в городе практически не было-факт:тыловики практически без сопротивления отступили,бросив огромные склады ПФС.Вот это и послужило одной из самых важных причин фиаско этой компании(по крайней мере на данном направлении-опять же по глубокому убеждению гражданских очевидцев).Мемуары и официал умалчивают, КАК наступали наши в сторону Доброполья.За танки бабушка не говорила, а вот про пехоту было:ехали открыто-полные машины бойцов и боеприпасов.Вот только это было до складов.На складах и вокруг них остались почти все боеприпасы:вместо этого машины забивались под завязку едой и выпивкой;правильно,а чего оставлять это кому-то,если можно отвести душу самим.Правильно было написано до наоборот-было очень холодно и, чтобы согреться,пришлось все это выпить,и не выставляя боевое охранение-ведь немцы драпают-расположиться по хаткам.Вот оттуда их достали сонными и хмельными подошедшие боевые резервы немцев:целые поля потом стояли с битыми машинами и трупами.Извини,но без слез и сейчас вспоминать такие вещи не могу.А ведь это только один район.Есть еще про то, что тоже было рядом, только почти годом ранее, и потери в разы больше:вот там читал-слезы лились (12.05-25.05 1942 бои район Лозовая-Изюм).
Очень интересная информация, спасибо. Самое обидное, что такие явления и факты сейчас установить и подтвердить чрезвычайно трудно, а чаще всего невозможно.
Гришино - действительно важный пункт. Это близко к авто- и железной дороге Днепропетровск - Красноармейск, кроме того, главная дорога из Красноармейска в Барвенково в те времена шла через села Гришино, Доброполье. Здесь и начались бои 4 гвардейского с немцами. Доброполье находится на пересечении старой автодороги Красноармейск - Барвенково и "с-понтом" шоссе от ст. Мерцалово до ст. Славянска. Поэтому, там тоже были бои и при наступлении 10 танкового корпуса вслед за кантемировцами, и при отступлении остатков 4 и 10 корпусов. В последнем случае, на них наступали немцы не только из Красноармейска, но и из Октябрьского ч/з станцию Мерцалово. Были так же стычки на рубеже Доброполье - Криворожье. Отмечаются стычки в районе ст. Доброполье (тогда - поселок Красноармейский Рудник). Следующий пункт - Степановка. Во-первых, это перекресток старой главной автодороги Красноармейск - Барвенково и "улучшенной грунтовки" Краматорск - Лозовая в 2 километрах к северо-западу от села. Во-вторых - это железная дорога, которая пересекала барвенковское шоссе в месте современной станции Легендарная (в 1942 г. она была для немцев кратчайшим путем поставки горючего и техники на кавказском направлении). Там были окружены части 10 и 18 танковых корпусов. Попытка прорваться в сторону Краматорска провалилась, поэтому пришлось выходить из окружения в сторону Александровки (т.е., вдоль ж.д.-линии). Неразберихи добавляет то, что в то время не было сплошного фронта, и части Красной Армии и немцев могли появиться в любом месте в любое время. Если не смущает английский - можно прочитать книгу "From the Don to the Dnepr" from D.Glants. Хотел дать ссылку, ранее я ее находил через Yahoo (можно было только читать, но не скачивать), а сейчас что-то не вижу. Но там, если и больше информации, чем у Исаева, то не намного.
Хотелось отметить ,что эта операция была попыткой развить провалившееся более амбициозное наступление зимы 1942 с выходом на рубеж Киев-Николаев ,а именно реально двойным охватом ДОНБАССКОЙ группировки одним на Горловку вторым на Мариуполь разнести всю группу армий ЮГ для чего предназначались 4 танковых корпуса.Однако как и в 1942 после пересечения Сев.Донца прекращалось снабжение войск в следствии одной действующей полевой дороги Изюм-Барвенково-Красноармейск.Хотя Славянск взяли без проблем зимой 1943 в отличии от зимы 1942,а падение Краматорска автоматически означало падение Славянска т.к через него шло все снабжение немцев,разрушение немцами оккупационных зон между Доном и Донцом не дало возможности быстро развить силу удара ,из-за чего в ожидании ГСМ и амуниции в Красноармейске стояли 4 гв., 10,18 танковые корпуса, а в райне Константиновка-Дружковка 3 т.к..В последствии Манштейн объявил это своей великой победой.
При всём вышеупомянутом, силы для достижения такой цели заведомо недостаточные. Даже при условии удовлетворительного снабжения.
Это на начальном этапе. Даже Харьков хотели взять зимой 1942 г., но отказались от этих затей в первые же дни наступления, ограничившись Днепром и переправами через него. Однако, и этого не смогли сделать. В битве за Харьков в мае 1942 г. в случае успеха хотели повторить скачок к Днепру, но по известным причинам этого не осуществили. Жуков, требуя наступления по всем фронтам не понимал, что: - под Москвой контрнаступление Красной армии состоялось во многом благодаря кризису снабжения у немцев, а именно - удалению войск последних от баз снабжения, а в Донбассе немцы обосновались капитально, даже несколько приспособив под себя промышленность региона. Т.е., такого успеха, как под Москвой, не могло быть даже в случае двухкратного превосходства над противником; - плотность построения войск противника на юге страны была неодинаковой, поэтому даже в случае успеха наступления была большая вероятность образования выступов, которые могли превратиться в котлы. Выбрав полосу с наименьшей плотностью построения войск, Тимошенко обрек операцию на образование выступа. Причем, Славянск и Балаклея не смотря на все усилия Красной армии взяты не были. Не смотря на захват узла ЖД Лозовая, железка оставалась перерезанной пртивником по Славянску, т.е. использовать ее в полной мере предствалялось невозможным; - и в 1942 г., и в 1943 г. Советы планировали операции так, будто у противника не было резервов и подкреплений. Первые же стычки с вновь прибывшими подразделениями останавливали Красную армию, обрекая операцию на тяжелые позиционные бои. Подобное было при столкновении с сильными гарнизонами противника. Ну и напоследок следует отметить, что не смотря на наличие танковых бригад в подвижных группах в 1942 г., их основу составляли кавалерийские дивизии. Танки и артиллерия были лишь средствами усиления. Не смотря на то, что кавалерия к началу войны не считалась устаревшим орудием маневренной войны, при столкновении со значительными силами пехоты противника у первой могли возникнуть трудности. Что уже говорить о танках? Кстати, советские танки зимой 1942 г. больше стояли, нежели наступали, вследствие нехватки горючего. Хотя, в 1943 г. в дивизиях СС оставались конники, но количественно и в процентном соотношении с остальными подразделениями войск СССР в 1942 г. это не сравнить. В принципе, зимой 1943 г. немцы могли спокойно удержать Славянск, но Манштейн приказал перегруппировать войска для предстоящего контрнаступления, вследствие чего под прикрытием серии сильных контрударов на Черкасское, Шабельковку и пр. славянский гарнизон на время ушел из города. Кризис снабжения в Славянске был, но не он стал решающим фактором в отступлении немцев зимой 1943 г. А разве 18 тк дошел до Красноармейского? Он, вроде бы, занял оборону в районе Доброполья. Сколько он там простоял? Дня полтора-два, не больше. Да, было сосредоточение в районе Сурово, было временное взятие Кондратовки, были бои на окраине Новоселовки, но это дело одного дня. Впоследствии 3 тк был оттеснен к Краматорску, и базировался там. ПотОм было выдвижение к Красноармейскому, но ни к Красноармейскому, ни к Степановке 3 тк не попал. Вот какую хронологию операции "Скачок" с основным упором на Краматорск, Доброполье, Красноармейск можно составить, ориентируясь на те данные, которые были представлены на форуме: http://pabel2007.narod.ru/arhives/gallop_hronology.doc. Возможно, это не самый лучший вариант (например, пропустил сдерживающий бой частей 4 гв. т.к. и 10 т.к. в Доброполье 22.02.1943 г.), но общая картина для Северного Донбасса вырисовывается. Вообще, в первом сообщении правильно заметили, что официальных данных по Красноармейску мало. А ведь там бойня была не на жизнь, а на смерть: Красноармейск после зимы 1943 г. называли "город расстрелянных улиц"...
Летом 1943 с Изюмского платсдарма опять хотели такой же фокус показать-безрезультатно,а уже в сентябре общим наступлением освободили весь ДОНБАСС ,те же Краматорск и Красноармейск освобождали освобождали, каждый, пехотная дивизия и танковый полк в течении суток.
Ну признаться сегодня прочитал ,а нашел на форуме Где копать из книги Исаева.Наступление Юго-Западного фронта. Операция «Скачок» началась 29 января 1943 г. Атака соединений 6-й армии обрушилась на правое крыло армейской группы Ланца, позиции 298-й пехотной дивизии в районе Купянска и 320-й пехотной дивизии на реке Красная. [378] К реке Оскол соединения 6-й армии вышли практически одновременно. Наибольших успехов добилась. 350-я стрелковая дивизия, которая уже в ночь 2 февраля переправилась через реку и с утра овладела северной частью Купянска. В тот же день 2 февраля к Осколу вышли большинство соединений 6-й армии. Попавшая под удар армии Харитонова 320-я пехотная дивизия уже была раздроблена на несколько полковых боевых групп, обойденных наступающими стрелковыми дивизиями. К 3 февраля форсирование Оскола 6-й армией было успешно завершено, 350-я стрелковая дивизия отбила у частей 298-й пехотной дивизии Купянск. Уже 4 февраля 6-я армия вышла своим правым флангом на реку Северский Донец. 5 февраля частями 267-й стрелковой дивизии был занят Изюм, на следующий день — Балаклея. В целом с 29 января до 6 февраля 6-я армия прошла с боями 127 километров, со средним темпом наступления 14—15 километров в сутки, что является очень неплохим показателем для зимних условий. Армией Харитонова были раздроблены и частично окружены части 298-й и 320-й пехотных дивизий немцев. Если наступление 6-й армии в целом оправдало ожидания командования, то наступление 1-й гвардейской армии и подвижной группы М.М.Попова с самого начала развивалось совсем не так, как предполагал Н.Ф.Ватутин. Наступление правого крыла 1-й гвардейской армии началось 29 января. В первых атаках приняли участие три стрелковые дивизии. 195-я стрелковая, 35-я и 57-я гвардейские стрелковые дивизии форсировали скованную льдом речушку Красная и атаковали позиции, занимавшиеся мотопехотой 19-й танковой дивизии к северу от Лисичанска. Советское наступление было встречено сильным артиллерийским огнем и яростными контратаками при поддержке САУ «Штурмгешюц» 209-го батальона штурмовых орудий и 901-го учебного полка. Ожесточенное сопротивление обороняющихся вынудило командующего армией В.И.Кузнецова [379] ввести в бой 4-й гвардейский танковый корпус генерал-майора танковых войск Полубоярова. После прорыва первой полосы обороны наступающий советский танковый корпус и две стрелковые дивизии двинулись на юго-запад в направлении Красного Лимана и узловых железнодорожных станций Славянск и Барвенково. Оба железнодорожных узла располагались на железной дороге, идущей от Днепра, по которой осуществлялось снабжение немецких войск в Донбассе. Однако уже 1 февраля на сцене появились новые действующие лица. 19-я танковая дивизия была подчинена III танковому корпусу прибывающей в Донбасс через Ростов 1-й танковой армии. Первоначально III танковому корпусу были подчинены 19-я, остатки 27-й и 7-я танковая дивизия. Ожидалось также прибытие 4 февраля 3-й танковой дивизии, но вследствие тяжелых дорожных условий она задержалась более чем на сутки. После прибытия 3-й танковой дивизии и ХХХХ танкового корпуса 1-я танковая армия должна была уничтожить прорвавшиеся южнее Северского Донца советские дивизии. По существу, армейская группа Фреттер-Пико не обладала достаточными силами для загибания фланга фронтом на север. Однако прибытие соединений 1-й танковой армии позволило загнуть северный фланг группы армий «Дон» и предотвратить выход советских стрелковых и танковых соединений в тыл армейской группе Фреттер-Пико и группе армий в целом. Форсирование Северского Донца наступающими войсками 1-й гвардейской армии началось уже 1 февраля и продолжилось в ночь с 1 на 2 февраля. Однако стрелковые части были не единственными подразделениями, задействованными советским командованием в атаках на Славянск. Еще 1 февраля 4-й гвардейский танковый корпус Полубоярова обошел город с запада и, не ввязываясь в бои за него, в обход Славянска вышел к Краматорску. Тем самым были перехвачены железная дорога и шоссе, идущее от Славянска на юг. Захват самого Славянска Полубояров предоставил наступавшим за ним стрелковым дивизиям. Захват Краматорска произошел [380] без особых проблем, но корпус Полубоярова начал испытывать трудности с горючим и боеприпасами. В корпусе оставалось к тому моменту всего 37 танков, и его положение нельзя было назвать завидным: он был с трех сторон охвачен занятыми немцами областями. С севера нависал еще не взятый стрелковыми дивизиями Славянск, на востоке сосредоточивалась 7-я танковая дивизия, занесенные снегом поля южнее Краматорска также не сулили ничего хорошего. К счастью для Полубоярова, у противостоящих ему немецких подразделений еще не было достаточных сил, чтобы штурмовать Краматорск. Несколько разрядило обстановку напряженного ожидания прибытие 3-го танкового корпуса подвижной группы М.М.Попова. Корпус достиг Краматорска 5 февраля в составе всего 23 танков. Однако вместе с ним прибыли драгоценное горючее и боеприпасы. Вскоре прибыла долгожданная пехота в лице 7-й лыжной бригады. В те же дни на сцене появился еще один персонаж харьковской драмы. Как и большинство участвовавших в операции соединений, к моменту включения в подвижную группу М.М.Попова он уже успел побывать в боях в ходе Острогожско-Россошанской операции. 10-й танковый корпус принимал участие в боях за Старобельск. В том же Старобельске он готовился к участию в «Скачке». Комплектность корпуса В.Г.Буркова танками оставляла желать много лучшего: он насчитывал 1 KB, 41 T-34 и 18 легких танков. В районе Старобельска корпус был официально подчинен подвижной группе М.М.Попова и получил в качестве средств усиления 52-ю стрелковую дивизию, 407-й истребительно-противотанковый полк, 265-й отдельный гвардейский минометный дивизион, 606-й зенитный артполк, 28-й саперный батальон. С воздуха корпус должны были поддерживать полк истребителей и полк штурмовиков. 1 февраля корпус В.Г.Буркова начал движение на запад с целью форсировать реку Северский Донец к западу от еще занятого немцами Лисичанска. Двигаясь от Северского Донца на юг, 10-й танковый [381] корпус 3 февраля столкнулся с 7-й танковой дивизией немцев и перешел к обороне. В течение 4 и 5 февраля корпус вел оборонительный бой и понес серьезные потери. С 6 по 10 февраля 10-й танковый корпус вел бои с 7-й и 3-й танковыми дивизиями III танкового корпуса немцев. Основным противником корпуса В.Г.Буркова на этом этапе операции была 3-я танковая дивизия. Разграничительная линия между 3-й и 7-й танковыми дивизиями проходила примерно посередине между железными дорогами на Артемовск и Краматорск, через Рай-Александровку и Часов Яр. Решительный результат в тех боях не был достигнут ни одной из сторон. Подтянутым из района Ростова танковым дивизиям немцев удалось лишь сдержать наступление в направлении Артемовска. По итогам боев понесшая большие потери в боях за станцию Соль 178-я танковая бригада передала оставшиеся танки в 183-ю танковую бригаду и выводилась из боя. Корпус было решено рокировать на правый фланг наступления.
Бросок на Красноармейское. Опыт Барвенковско-Лозовской операции показал советскому командованию важность крупного узла коммуникаций донбасской группировки противника — города Красноармейское. К зимней кампании 1942/43 г. советские войска уже в значительной степени овладели технологией «блицкрига» — глубоких прорывов механизированных соединений. Одним из типовых приемов ведения такого рода операций была смена подвижных соединений пехотой и их продвижение к следующей цели. Еще одним приемом был захват узлов коммуникаций в тылу [397] противника. Во второй декаде февраля командование Юго-Западного фронта и его подвижной группы приняло решение сменить соединения подвижной группы между Славянском и Лисичанском стрелковыми соединениями и бросить их в наступление на Красноармейское. Лидировать в наступлении должен был 4-й гвардейский танковый корпус П.П.Полубоярова. Выведенный по первоначальному плану операции «Скачок» в резерв подвижной группы корпус по стечению обстоятельств с первых дней сражения устойчиво занял положение на острие главного удара. К тому моменту 4-й гвардейский танковый корпус понес большие потери и по численности танкового парка недотягивал до полновесной бригады. Вместе с 9-й гвардейской танковой бригадой на 10 февраля в нем было 37 танков. Однако отсутствие сплошного фронта благоприятствовало маневренным действиям даже существенно потерявших свою ударную силу соединений. В ночь на 11 февраля 4-й гвардейский танковый корпус выступил из Краматорска в направлении Красноармейского Рудника и далее на Красноармейское. В качестве передового отряда двигалась 14-я гвардейская танковая бригада корпуса Полубоярова. Сбивая с позиций попадающиеся на пути мелкие группы противника, бригада к 4.00 утра 11 февраля вышла к Гришино (5 км северо-западнее Красноармейского) и овладела им. Гришино находилось на расстоянии меньше километра от шоссейной и железной дорог, идущих через Красноармейское. Своими действиями передовой отряд 4-го гвардейского танкового корпуса, по существу, воспретил движение по ним. Выход корпуса П.П.Полубоярова на подступы к Красноармейскому немедленно оказал воздействие на систему снабжения немецких армий в Донбассе. Позднее бывший командующий группы армий «Юг» Э. фон Манштейн писал об этом эпизоде: «В районе Гришино противник не только находился глубоко во фланге 1-й танковой армии, но он также перерезал там одновременно [398] главную коммуникацию группы, ведущую из Днепропетровска на Красноармейское. Оставалась только дорога через Запорожье. Но ее пропускная способность была ограниченна, так как не был еще восстановлен большой мост через Днепр у Запорожья, разрушенный противником в 1941 г. Там производилась поэтому перегрузка. Цистерны с горючим не могли подвозиться к фронту. Снабжение фронта, особенно горючим, стояло, таким образом, под угрозой срыва» (Манштейн Э. фон. Указ. соч. С. 402). Прекрасно понимая, что на вышедший на коммуникации немецких войск в Донбассе 4-й гвардейский танковый корпус вскоре обрушатся контрудары противника, М.М.Попов постепенно выдвигал вслед за бригадами Полубоярова остальные корпуса своей «птицы-тройки». Один из них уже был скован: 3-й танковый корпус Синенко остался для удержания Краматорска. Оставались 10-й и 18-й танковые корпуса. Первым получил задачу на прорыв к Красноармейскому 10-й танковый корпус В.Г.Буркова. Предварительные распоряжения по выдвижению по следам корпуса П.П.Полубоярова танковый корпус В.Г.Буркова получил уже 10 февраля. По приказу М.М.Попова он сосредоточивался к северу от Славянска в районе Маяки — Хрестище. 52-я стрелковая дивизия осталась удерживать занятые на первом этапе боев рубежи к востоку от Славянска. 10-й танковый корпус начал выдвижение к Красноармейскому по маршруту 4-го гвардейского танкового корпуса. Начиная с утра 12 февраля, он подвергался массированным ударам штурмовиков немцев. «Мессершмитты» (это были части эскадры штурмовиков SchG1 на Bf.109E) атаковали с бреющего полета на высоте 10—15 метров сменяющими одна другую группами. В один из налетов удару немецких штурмовиков подверглась группа машин штаба корпуса, в частности «Виллис» В.Г.Буркова. Генерал Бурков был тяжело ранен, ехавшие с ним в машине адъютант и автоматчик убиты, шофер также получил ранения. [399] Задачей 10-го танкового корпуса по приказу М.М.Попова от 12 февраля было сосредоточение в Красноармейском с целью подготовить наступление на Сталино навстречу 3-й гвардейской армии. Однако этот приказ не учитывал прибывших в район Славянска подвижных соединений немцев. Подчиненный 1-й танковой армии Э. фон Маккензена ХХХХ танковый корпус активно контратаковал, и отсутствие сплошного фронта помогало не только советским войскам. Поэтому поставленные в приказе М.М.Попова задачи 10-му танковому корпусу было выполнить не суждено. Уже вечером 12 февраля проходившую Черкесское 11-ю танковую и 11-ю мотострелковую бригаду атаковала пробившаяся между Краматорском и Славянском боевая группа 11-й танковой дивизии Германа Балька, построенная вокруг III батальона 15-го танкового полка. К 24.00 12 февраля восточная часть Черкесского была занята наступающими. Ночной контратакой 11-й танковой и 11-й мотострелковой бригад положение было восстановлено. Однако 11-я танковая бригада потеряла большую часть своих танков, 10 танков T-34 было подбито. В результате контрудара дивизии Балька 10-й танковый корпус был задержан, и 14 февраля на помощь 4-му гвардейскому танковому корпусу пришла только 183-я танковая бригада. Только к концу дня 14 февраля в Черкесское вошли части 18-го танкового корпуса Б.С.Бахарова и начали смену 10-го танкового корпуса. Таким образом, выдвижение к Красноармейскому задержалось более чем на двое суток, и к 19.00 10-й танковый корпус только вышел из боя за коммуникации у Краматорска и сосредоточился в Сергеевке (5 км к юго-западу от Краматорска). Здесь собрались 11-я (3 T-34, 5 Т-70), 186-я (2 KB, 6 Т-70) танковые бригады и 11-й мотострелковая бригада. Во временное командование корпусом вместо выбывшего по ранению В.Г.Буркова вступил генерал-майор А.П.Панфилов. Пока 10-й танковый корпус отбивал контратаку дивизии Балька, 4-й гвардейский танковый [400] корпус в одиночку отражал удары по Красноармейскому. Благоприятствовал обороне узла железных дорог и соседнего Гришино тот факт, что они были застроены кирпичными зданиями, которые приспособили под ДОТы. Кантемировцам пришлось туго: атаки с земли и воздуха следовали одна за другой. В район Доброполье (к северу от Красноармейского) 10-й танковый корпус сосредоточился к 9.00 16 февраля. В течение 16 и 17 февраля корпус занимал оборону, окапываясь и выставляя минные заграждения. Уже 18 февраля боевая группа 7-й танковой дивизии атаковала Красноармейское, частично выбив из него части 4-го гвардейского корпуса. Этот факт вызвал немедленную реакцию в штабе Юго-Западного фронта. Командующий фронтом обратился в 11.45 19 февраля через голову М.М.Попова к командирам 4-го гвардейского и 10-го танковых корпусов с приказом об окружении и уничтожении противника в районе Красноармейского. Ватутин писал: «Не допустить ни в коем случае отхода противника на запад. Исполнение доносить через каждые два часа» (Русский Архив. Великая Отечественная. Прелюдия Курской битвы. Т.15 (4—3). М.: Терра, 1997. С. 215). В середине дня 19 февраля положение было восстановлено ценой потери 2 танков T-34 и 2 Т-70, а также батареи противотанкового полка. Группа из двух корпусов перешла к обороне Красноармейского, имея в строю 9 танков T-34 и 8 танков Т-70. Последний танковый корпус подвижной группы Попова — 18-й Б.С.Бахарова — был направлен вслед за 10-м и 4-м гвардейским корпусами 13 февраля. Ранним утром 15 февраля части корпуса Бахарова в составе 110, 170-й и 181-й танковых бригад сменили подразделения 10-го танкового корпуса в районе Черкесского. В корпусе к тому моменту насчитывалось боеготовыми 7 T-34, 10 Т-70 и 10 76-мм орудий. Вскоре корпус был сменен 38-й стрелковой дивизией и выдвинулся в Доброполье. Таким образом, к 19 февраля в районе Красноармейского [401] и Краматорска была собрана почти вся подвижная группа М.М.Попова. 10-й танковый корпус и танковые бригады 4-й гвардейского танкового корпуса сосредоточились в Красноармейском. В Краматорске оборонялся 3-й танковый корпус, насчитывавший 12 танков, 12 бронемашин и 18 бронетранспортеров. К северу от Красноармейского занимал позиции 18-й танковый корпус. Управление и вспомогательные части 4-го гвардейского танкового корпуса выводились из боя и сосредоточивались в Барвенково. По оценке его командира П.П.Полубоярова, «корпус со всей его техникой, как боевой, так и вспомогательной, а также и по личному составу почти полностью выведен из строя». Положение подвижной группы Попова было двойственным. С одной стороны, надежда на окружение группы немецких войск в районе Сталино была призрачной: обе «клешни» имели весьма туманные перспективы для соединения друг с другом. Хотя 8-й кавалерийский корпус уже 14 февраля вел бой на восточной окраине Дебальцево, кавалеристы захватили станцию, но дальнейшее продвижение было остановлено. Подвергавшие непрерывным ударам танковые корпуса М.М.Попова также не имели возможности идти навстречу кавалеристам. С другой стороны, поредевшая группа М.М.Попова удерживала одну из основных коммуникаций немецких войск в Донбассе. В целом засевшие в Красноармейском танкисты, мотострелки и лыжники выполняли типичную для маневренной войны задачу — удержание важного пункта в глубине построения войск противника. Примеров таких действий довольно много в кампании 1941 г.: оборона 11-й танковой дивизией Острога в июне и Бердичева в июле, удержание плацдарма на Луге боевой группой Рауса из 6-й танковой дивизии в июле, захват и удержание Калинина XXXI моторизованным корпусом в октябре — декабре. К зиме 1943 г. противники поменялись ролями: советские танковые корпуса удерживали узел дорог, а их оппоненты атаковали со всех направлений.[402]
Подвижная группа Попова отступает. Подтягивание соединений 1-й и 4-й танковых армий и смыкание флангов корпусов группы армий «Юг» позволило активизировать наступление на танковые корпуса подвижной группы Попова. И без того шаткое положение подвижной группы в Краматорске и Красноармейском подверглось суровому испытанию. 7-я танковая дивизия, сдержавшая наступление 10-го танкового корпуса к востоку от Славянска, теперь была подчинена ХХХХ танковому корпусу вместе с 11-й танковой дивизией и моторизованной дивизией СС «Викинг». Последняя, хотя и была ветераном летней кампании 1942 г., к концу 1942 г. насчитывала свыше 15 тыс. солдат и офицеров и два десятка танков. «Викинг» и 7-я танковая дивизия выбили из Красноармейского части 10-го и оставленные в городе части 4-го гвардейского танкового корпуса 20 февраля. Следующей целью двух дивизий была деревня Гришино, выход к которой корпуса П.П.Полубоярова в свое время стал неприятной неожиданностью для Э. фон Манштейна. Красноармейское было захвачено не полностью, часть сил двух корпусов осталась в северной части города. Эта группа оставила Красноармейское в ночь с 22 на 23 февраля и отходила на север, прикрываясь арьергардом [420] из 5 T-34 и 3 Т-70. К своим они вышли вечером 25 февраля в районе Прелестное (на железной дороге из Барвенково в Славянск). 23 февраля в Красноармейское вошла 333-я пехотная дивизия. Соединение было новичком на советско-германском фронте: будучи сформированной в 1941 г., она прибыла в Донбасс только в феврале 1943 г. В разрушенном и сгоревшем городе пехотинцы нашли только подбитые танки и орудия, принадлежавшие нескольким советским танковым корпусам. После отхода основных сил из Красноармейского 10-й танковый корпус занимал позиции к западу от Доброполья фронтом на юг и юго-восток. В 183-й танковой бригаде к тому моменту оставалось 4 T-34 и 7 Т-70, в 186-й — 1 KB и 2 T-34, переданных из корпуса Полубоярова, 11-й — 1 T-34 с неисправной пушкой и 3 легких танка. Управление корпуса располагало 2 T-34, 2 Т-70, 1 Т-60 и четырьмя 37-мм зенитными пушками. 18-й танковый корпус оборонял само Доброполье, поставив на его окраине 6 T-34 и два дивизиона истребительно-противотанкового полка. Подход 38-й гвардейской стрелковой дивизии, обещанной Н.Ф.Ватутиным на смену выведенного из боя корпуса П.П.Полубоярова, задерживался. Утром 21 февраля танковый полк 7-й танковой дивизии поддержал атаку полка «Германия» дивизии «Викинг» на Доброполье. В атаке также участвовал мотоциклетный батальон 7-й танковой дивизии. Несмотря на упорную оборону (на прямую наводку были поставлены даже установки РС), части 18-го танкового корпуса были выбиты из города и начали отходить в северном направлении. Отход открыл фланг 10-го корпуса, который также был вынужден отступить. Следующим пунктом, который было решено оборонять, стал узел дорогу деревни Степановка. Здесь сходились шоссе на Барвенково и железная дорога на Днепропетровск. Оборону в Степановке совместно заняли части 10-го и 18-го танковых корпусов. Радиограммой штаба подвижной [421] группы М.М.Попова корпусам было приказано: «Степановку защищать до последнего человека, танка и орудия». Действительно, деревня была узлом коммуникаций, без овладения которым нельзя было развивать наступление в любом направлении. В течение всего дня 22 февраля полуокруженная Степановка подвергалась непрерывным атакам противника. Они отражались поставленными на прямую наводку 37-мм зенитными автоматами и орудиями окопанных T-34. По существу, деревня оборонялась танкистами и артиллеристами, так как мотопехота отступила в Барвенково. Понимая важность опорного пункта на узле дорог, командование ХХХХ танкового корпуса бросило в атаку на нее помимо 7-й танковой дивизии с юга 11-ю танковую дивизию Балька с востока. Соединение Балька существенно усилилось за счет ремонта подбитых в тяжелых боях начала февраля танков. На 18 февраля в дивизии было 49 танков (преимущественно Pz.III [422] с 50-мм 60-калиберной пушкой), и она представляла собой серьезную боевую силу. По Степановке также вели огонь шестиствольные реактивные минометы и артиллерия танковых дивизий. Последовавший 23 февраля штурм Степановки привел к полному окружению деревни и поставил находившиеся в ней части 10-го и 18-го танковых корпусов в безвыходное положение. Связь со штабом подвижной группы Попова была потеряна, и в ночь на 24 февраля командир 10-го танкового корпуса решил прорываться из Степановки на восток. Вместе с ним в прорыве участвовала группа 18-го танкового корпуса. Тем временем командующий Юго-Западным фронтом Н.Ф.Ватутин осознал перспективы надвигающейся катастрофы и приказал расформировать подвижную группу М.М.Попова, а соединения группы передать с 8.00 25 февраля в подчинение 1-й гвардейской армии В.И.Кузнецова. Основной задачей 1-й гвардейской армии и войск, ранее входивших в группу М.М.Попова, была оборона района Барвенково. Собственно в Барвенково сосредоточивалась 52-я стрелковая дивизия. Однако торопливое построение обороны перед наступающими танковыми соединениями противника — это труднорешаемая задача. Если 52-я стрелковая дивизия смогла обороной в Барвенково остановить 11-ю танковую дивизию, то 7-я танковая дивизия пошла в обход Барвенково через Гусаровку на Изюм. Уже 27 февраля она прорвалась через железную дорогу Барвенково — Славянск. После обхода Барвенково войска правого фланга Юго-Западного фронта с 28 февраля по 3 марта отходили на рубеж реки Северский Донец. К двадцатым числам февраля 1943 г. наступление Юго-Западного фронта было остановлено на всех направлениях. После выхода к Дебальцево 7-й гвардейский кавалерийский корпус попал в окружение, и было принято решение его вывести назад. В ночь на 23 февраля навстречу кавалеристам нанес удар 14-й стрелковый корпус. [423] К 24 февраля кавалерийский корпус был выведен в полосу 3-й гвардейской армии. Остановка наступления на всех направлениях позволила высвободить соединения для латания правого крыла фронта. В частности, из 3-й гвардейской армии в 1-ю гвардейскую армию была переброшена 60-я гвардейская стрелковая дивизия. Вскоре в 6-ю армию прибыл ветеран «Марса» — 20-я гвардейская стрелковая дивизия с Западного фронта. Помимо этого в последние дни февраля Ставка ВГК направила в полосу Юго-Западного и Воронежского фронтов 24-ю и 62-ю армии, освободившиеся после ликвидации окруженной армии Паулюса под Сталинградом. Все было готово для второго сражения за Харьков.
Итоги операции. Плану окружения немецких войск в Донбассе и выхода к Днепру постоянно не везло. Зимой 1942 г. этот план пытались реализовать в ходе Барвенковско-Лозовской операции свежесформированными армиями и кавалерией в роли эшелона развития успеха. В мае 1942 г. Ставкой ВГК не были выделены силы на вторую попытку осуществления прорыва через Славянск и Красноармейск в тыл донбасской группировке противника, несмотря на появление куда более подходящих для этого танковых корпусов. Зимой 1943 г. была попытка реализовать тот же план уже с подходящими инструментами, имевшими управление уровня танковой армии, но понесшими большие потери в предыдущих боях. Еще одним фактором стал более сильный, чем зимой и весной 1942 г., противник. Контрнаступление Манштейна под Харьковом зимой 1943 г. могло состояться и состоялось исключительно благодаря концентрации в Донбассе и в районе Харькова крупных танковых соединений. Многие из них только что прошли переформирование, перевооружение и, как следствие, имели высокую комплектность личным составом и техникой. Одновременно в боях за Донбасс были использованы потрепанные в боях, но не потерявшие полностью боеспособность танковые дивизии [437] двух танковых армий, выведенных с Кавказа и Дона. Именно концентрация подвижных соединений обеспечивала немецкому командованию успех в ведении оборонительных операций. Перед началом контрнаступления, 19 февраля 1943 г., командование группы армий «Юг» располагало в двух танковых армиях чертовой дюжиной подвижных соединений: восемью танковыми и пятью танко-гренадерскими и моторизованными дивизиями. Это 3-я и 7-я танковые дивизии III танкового корпуса, 11-я танковая и 5-я моторизованная дивизия СС «Викинг» ХХХХ танкового корпуса 1-й танковой армии, 6, 17-я и 19-я танковые дивизии XXXXVIII и LVII танковых корпусов 4-й танковой армии, танко-гренадерские дивизии СС «Лейбштандарт», «Дас Райх» и «Тотенкопф» и танко-гренадерская дивизия «Великая Германия», 23-я танковая и 16-я моторизованная дивизии XXIV танкового корпуса 6-й армии, [438] остатки 27-й танковой дивизии. Юго-Западный и Воронежский фронт могли выставить на ту же дату четырнадцать подвижных соединений: 5-й гвардейский танковый корпус 40-й армии, 12-й и 15-й танковые корпуса 3-й танковой армии, 4-й гвардейский танковый, 3, 10-й и 18-й танковые корпуса подвижной группы Попова, 1-й гвардейский танковый, 25-й танковый корпуса 6-й армии, 1-й гвардейский механизированный корпус 1-й гвардейской армии, 2-й гвардейский танковый, 23-й и 25-й танковые корпуса фронтового подчинения. При этом следует заметить, что по своим боевым возможностям (численности артиллерии и мотопехоты) танковые корпуса Красной Армии уступали танковым и танко-гренадерским дивизиям вермахта и войск СС. Тем более существенной представляется разница в сравнении потрепанных в боях соединений двух советских фронтов и группы армий «Юг». В сущности, в руках у Манштейна оказались большинство подвижных соединений в южном секторе советско-германского фронта и практически все поступившие на Восточный фронте отдыха и пополнения с ноября 1942 г. по февраль 1943 г. Результативное применение этой толпы танковых дивизий потребовало, конечно, некоторого мастерства (особого внимания заслуживает использование II танкового корпуса СС), но в целом отнюдь не является чем-то гениальным или из ряда вон выходящим. Давая общую оценку событиям на южном фланге советско-германского фронта зимой 1943 г., можно сказать следующее. Общее наступление советских войск, начавшееся под Сталинградом в ноябре 1942 г., рано или поздно должно было закончиться. Темпы потери в наступательных операциях не покрывались прибывающим пополнением и восстановленной или вновь произведенной техникой. Неизбежно должен был наступать момент, когда ослабленные корпуса и армии замедляли свой бег, а то и вовсе останавливались. Момент, когда следует остановиться, было выбрать довольно сложно. Каскад наступлений с небольшими оперативными [439] паузами способствовал перемалыванию бросаемых на фронт стратегических резервов противника по частям. Правильной была также ориентация на перехват коммуникаций в тылу противника. Однако мудрость командующих заключается в соотнесении действительных возможностей своих войск с возможностями противника, а также в умении чувствовать качественные изменения общей обстановки на фронте. Поэтому можно пожалеть лишь о том, что недооценка противника советским командованием привела к драматичному и ударившему по престижу армии отступлению.
Ну, это заметки Исаева, перепечатываемые в каждой новой книге, посвященной "Скачку". Правда, дополняются и новые, существенные детали. Меня, например, интересует дата освобождения Александровки (райцентра Донецкой обл.) в "Скачке". Я насчитал 13-14.02.1943 г., но хотелось бы чтобы знающие уточнили или исправили. Еще, по карте с рассказом о том, как дивизия СС "Викинг" остановила группу Попова, видно, что Степановка была освобождена вслед за Александровкой совместно с 10 танковым корпусом (я подозреваю, что той танковой бригадой, что прорвалась первой на помощь Полубоярову в Красноармейское). В общем, вопросов море.
Ну,в принципе,ссылочку можно было бы скинуть,чеб тему не засорять,но я хотел как лучше,а не знающим казаться.Более подробной инфы в одном материале я нигде не встречал.
Никто попрекать и укорять в чем-то не хотел. Прошу прощения, если чем расстроил. Вспомнил номер танковой бригады, о которой шла речь: 183 танковая бригада Г.Андрющенко. Кроме того, интересно проследить маршрут подвоза грузов для группы немецких армий автотранспортом для обхода Красноармейского с юга. Выходит 2 маршрута: либо по нормальной автодороге (практически совпадает с нынешней трассой Донецк - Запорожье) от ст. Демурино до ст. Роя (станции внушительных размеров, так что накопление вагонов и перегрузка в тех местах могла быть массовой), либо по грунтовке (что зимой, в принципе, несущественно: укатали - и поехали) от ст. Межевая до ст. Селидовка через Новопавловку, Петровские совхозы. Второй путь обеспечивает плечо подвоза автотранспортом ок. 50 км, максимально возможный путь грузы могли проходить по ЖД, однако станции Межевая и Селидовка небольшие, так что там могли быть максимум запасные перевалочные пункты. Первый путь дает плечо подвоза автотранспортом ок. 100 км, но по параметрам перегрузки-накопления выигрывает. Все же, думается мне, не даром Ватутин и Попов требовали от командиров 4 гвардейского и 10 танковых корпусов наступления на Селидовку. Ссылку, наконец-то, нашел: http://translate.google.com.ua/tran...=/search?q=mapa+Gorlowka+world+war&hl=ru&sa=G .
Щя я выскажусь! Берем Манштейна,че он пишет-21.02.1943 танковая бригада русских стояла без топлива в 6 км от аэродрома на котором находился Кондор Гитлера с главным телом(г.Запорожье-ставка гр.арм.Юг)после чего он мгновенно ретировался в Германию.Гр.Попова списали,основное-взять Днепр(с его единственным кривым мостом) и Запорожье,а тут до Крыма рукой подать-картинка понятная.Поэтому у Попова комплектность была 20%,а кол-во корпусов 4 хотя можно было свести в один.Мне кажется,что немцам не особо требовалось снабжение они просто сворачивали базы при отступлении с Кавказа.
Вот еще один факт, говорящий о том, что кризис снабжения немцев при взятии группой Попова Красноармейского несколько преувеличен Манштейном, если я верно понимаю карту. Имеется в виду ж.д. линия Чаплино - Бердянск: если ехать из Днепра в Донецк по основному ходу (он был и есть двухпутным), то можно свернуть по Чаплино на эту линию, развернуть состав по Пологам, и выйти в Донбасс через Волноваху, не задействовав ни Красноармейский узел, ни переправу ч-з Днепр в Запорожье. При отступлении в 1941 г. советские войска вряд ли ее могли серьезно повредить (линия существовала с 1898 г.) Т.е. весь кризис снабжения до взятия 6 армией Синельниково сводился к увеличению пути следования составов на Донбасс и дополнительной переприцепке паровоза по Пологам для смены направления движения поездов. Конечно, однопутные участки Чаплино - Пологи и Пологи - Камыш-Заря - Волноваха давали о себе знать (снижение пропускной способности), так же скорости были не те, что на магистральном ходу. Однако, топливо могло подвозиться к армиям, "предметы первой необходимости" - так же. Правда с запозданием, но могли. А то, что "подождало бы" - то перегружалось на автомобили. А вот настоящий кризис грозился разразиться при длительном удержании 6 армией Синельниково и с захватом ею же переправ ч-з Днепр. Недаром первой жертвой контрнаступления была именно 6 армия. Нужно отдать должное Манштейну, который смог переубедить Гитлера наносить первый удар на Харьков.
Не надо ему ничего отдавать.Их обоих убедили те войска РККА которые были от них ближе ,чем их собственные.
Вот еще нашел книгу Ф.Моргуна. Может она больше политическая, нежели военная, но ценна в плане рассмотрения операции "Скачок" тем, что автор был свидетелем событий под Красноармейском в феврале 1943 г. Кроме того, рассматриваются и другие операции. Точной ссылки на описание "Скачка" дать не могу - просматривайте содержание в конце книги.http://www.regionnews.poltava.ua/down/Morgun.pdf Одним словом, воспоминания и раздумья. Книга чем-то оригинальная.
Книгу не могу открыть.Вот сегодня в книге УССР в ВОВ СССР 1941-1945 нашел ссылку-В.Г.ГУЛЯЕВ "Человек в броне" мемуары.В.Г.-замполит комкора-приводиться диалог его и Лихачева(комбриг 12-й) на КП бригады. Задаюсь вопросом,почему Кантемировцы пошли маршрутом Кременная-Крам.-Красноарм. по бездорожью и прошли за двое суток в два рывка,а 3,10 и 18 друг за другом по марш. Маяки-Черкасское-Степановка-КРАСНОАРМ. БОЛЕЕ 10 дней.
4гв.корп.-прорвал фронт сходу,но без обоза.На Краматорск он шел, возможно,из-за аэродрома на котором могли быть запасы бензина,а также АРМ по нашим трофейным танкам.Путь сделали за сутки и заночевали в поселках у города.Потом 5 суток ждали подкрепления и обозы и в это время были атакованы противотанковой пехотой. Далее за сутки прорвались в Красноармейск и ситуация повторилась.
Pabel интересуют Ваши познания по ж/д транспорту.Подскажете как фунциклировали во время войны ветки:Кр.Лиман-Славянск,Славянск-Лозовая,Славянск-Никитовка.
Лозовая - Славянск - это линия снабжения немцев, работала с ноября 1941 по январь 1942 гг. и с июня 1942 по август 1943 г. с перерывом в феврале 1943 г. Славянск - Никитовка - рокада с ноября 1941 по август 1943 г. с перерывом в феврале 1943 г. Плюс, снабжение Кавказского фронта в августе-декабре 1942 г. Красный Лиман - Славянск работала с июля 1942 по январь 1943 г. Знакомый хвастался, что у него есть расписание пасс. поездов по востоку Украины за 1942-1943 гг. (!!!), но пока что он его не выложил. Спрошу ещё раз. Он говорил, что были регулярные поезда Харьков - Купянск и пр. Кроме того, слышал о поездах из Сталино в Красноармейское через Цукуриху. Естественно, все даты приблизительные. Если Вы спрашивали о том, как железные дороги связаны с боевыми действиями, то бои шли за станции. Это в Гражданской войне ЖД были основными осями манёвров, а здесь - основными артериями снабжения. И осоновные действия были - занятие станций и блокирование снабжения по ЖД. О минировании вышеуказанных ЖД партизанами я не читал пока что. Знаю о том, что подпольщики умудрялись разобрать верхнее строение ЖД на участке Красноармейское - Очеретино (где точно - не скажу), не смотря на постоянную охрану и оживлённое движение поездов.