Одесса и область.

Тема у розділі 'Де копати?', створена користувачем LBV, 1 сер 2007.

  1. Netslov

    Netslov N/A

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    14
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    29
    Повідомлення:
    4.512
    Адреса:
    N/A
    Нигде не читал что одесские бронепоезды были с башнями. Везде писали про орудия на платформах.
    Станция сгорела после войны.
     
    рональд подобається це.
  2. Цікаві лоти

    1. Катушка досталась по наследству. В связи с отсутствием прибора, на работоспособность не проверял. Ра...
      200 грн.
    2. (в наявності 3 шт.)
      Продам або виготовлю під замовлення котушку до металошукача Квазар, Фортуна, Кощей, Гаррет, ТХ-850,...
      1200 грн.
    3. Доброго дня. На продаж котушка деус Х-35,(элiпс) з балансиром. 7000грн. 0686894841 Юрiй
      7000 грн.
    4. Продам новые поисковые катушки к металлоискателю Vista Gold Gain с частотой 30 кГц. Снайперка Super...
      8555 грн.
    5. Матеріал: пластик/ прокладки: гума Товщина місця посадки: 10 мм Всі розміри вказані на фото В компле...
      120 грн.
  3. _Vik

    _Vik Oberleutnant

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    3
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    8
    Повідомлення:
    1.677
    Адреса:
    Одесса.
    А теперь есть возможность прочитать.На Цусимских форумах 3 страницы накатали...с фотографиями.
     
    Netslov подобається це.
  4. Слава2012

    Слава2012 Hauptmann

    Повідомлення:
    2.450
    Адреса:
    Котовск,Украина
    Вот сфоткал Дофиновскую дамбу.
     

    Images:

    20200818_174239.jpg
    20200818_174946.jpg
    _Vik подобається це.
  5. Слава2012

    Слава2012 Hauptmann

    Повідомлення:
    2.450
    Адреса:
    Котовск,Украина
    Гдето читал что за время обороны Одессы сделали четыре бронепоезда,возможно остальные три были другой конструкции без карабельных башен.
     
  6. Слава2012

    Слава2012 Hauptmann

    Повідомлення:
    2.450
    Адреса:
    Котовск,Украина
    Ссылочку пожалуйста скинь сюда реально интересно почитать за Одесские бронепоезда.
     
  7. _Vik

    _Vik Oberleutnant

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    3
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    8
    Повідомлення:
    1.677
    Адреса:
    Одесса.
    Слава2012 подобається це.
  8. Netslov

    Netslov N/A

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    14
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    29
    Повідомлення:
    4.512
    Адреса:
    N/A
    До конца как я понял там ещё не определили чтоэто именно одесский бронепоезд, пока это предположение.
     
  9. Netslov

    Netslov N/A

    Рейтинг:
    3
    Відгуків:
    14
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    29
    Повідомлення:
    4.512
    Адреса:
    N/A
    рональд та Вадим Грушевський подобається це.
  10. Вадим Грушевський

    Вадим Грушевський Stabsfeldwebel

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    50
    Лоти
      на продажу:
    2
      продані:
    115
    Повідомлення:
    680
    Адреса:
    Україна
  11. Слава2012

    Слава2012 Hauptmann

    Повідомлення:
    2.450
    Адреса:
    Котовск,Украина
    Одесса, 1941, 11 августа: Сооружен первый бронепоезд
    11 августа 1941 года коллектив завода им. Январского восстания передал защитникам Одессы сооруженный бронепоезд.
    Это был обыкновенный паровоз и несколько платформ, обшитых листами корабельной брони. Он был хорошо вооружен и обладал прекрасной маневренностью. Первый одесский бронепоезд, официально № 22, стал подвижным резервом Приморской армии. Его укомплектовали из добровольцев - рабочих "Январки".

    Второй бронепоезд, "Черноморец", оборудовали рабочие и инженеры судоремонтного завода №1.

    Третий, "За Родину", в конце августа, вышел из стен ЗОРа. Всего было запланировано 5 бронепоездов, из них - 3 было отправлено на фронт, а на 4-й не успели установить вооружение, 5-й не удалось достроить вообще. Эти бронепоезда действовали в Восточном и Западном секторах обороны.

    Жаль что без описания вооружения но поясняющий что все три бронепоезда были выпущены на трех разных заводах.По логике вещей на судоремонтном могли укомплектоваться башенками от канонерок , в таком случае на фото бронепоезд Черноморец .
     
  12. Слава2012

    Слава2012 Hauptmann

    Повідомлення:
    2.450
    Адреса:
    Котовск,Украина
    Одному из бронепоездов дали название «Черноморец». Он отличался дерзкими, внезапными налетами на врага. Душой экипажа был его комиссар П. А. Дудко. Небольшого роста, крепко сложенный, подтянутый, в выгоревшем на солнце кителе, комиссар, казалось, никогда не разлучался со своими воинами. П. А. Дудко успевал быть и с рабочими на заводе, когда бронепоезд после жаркого боя три дня стоял на ремонте, и воодушевил их так, что, быстро завершив основные работы, они сами потребовали срочно заменить поврежденные орудия, запросили новые из Севастополя. Орудия доставили морем.
    Немцы и румыны обстреливали «Черноморец» на определенных участках железнодорожного полотна, стремясь разбить путь, вводили в действие авиацию. Искореженные рельсы удавалось исправлять только ночью. Но и это было небезопасно. Враг освещал полотно железной дороги ракетами. На ремонт уходила вся бригада — бойцы Сонин, Божок, Дубинчук, Фросиничев и другие. Вперед высылали дозор, сзади их охраняли два пулеметчика — И. Жибжиков и К. Еринджаев. Когда путь был восстановлен, экипаж снова дерзко атаковал врага.
    Команда бронепоезда как-то решила прорваться в расположение противника и обстрелять его. «Черноморец» стремительно пересек передний край обороны, вышел на ничейную полосу и, не сбавляя хода, двинулся дальше. Матросы-артиллеристы расстреливали прямой наводкой мечущихся в панике фашистов. Однако вскоре гитлеровцы опомнились и пошли в наступление. Их умело встретили меткие пулеметчики. Бронепоезд, выполнив намеченную операцию, начал отходить. И опять, быстро набирая скорость, проскакивал между разрывами снарядов. Но впереди внезапно оказались развороченные взрывом рельсы. Наблюдатель вовремя дал сигнал на командный пункт — три коротких звонка. «Черноморец» остановился в нескольких метрах от поврежденного полотна. Обстрел бронепоезда противником продолжался. И все же ремонтная бригада со своей задачей справилась. Путь починить удалось. У убитого в этом районе румынского юнкера Михая Олтяну нашли дневник с записью: «Сегодня утром появился бронепоезд противника и открыл бешеный огонь. Снаряды и пули сыпались градом. Потери у нас огромные».
     
    _Vik подобається це.
  13. _Vik

    _Vik Oberleutnant

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    3
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    8
    Повідомлення:
    1.677
    Адреса:
    Одесса.
    Походу,бронепоезд № 24(4-й бронепоезд) форум.jpg всё таки попал на передовую.
     
    рональд, Netslov, Deons та 2 іншим подобається це.
  14. Слава2012

    Слава2012 Hauptmann

    Повідомлення:
    2.450
    Адреса:
    Котовск,Украина
    на 24 непоставили пушки но пулеметы в амбразуры поставить можно было , так что на передок его отправить могли , но на фото не он.
    24 был брошен у холодильника , то есть в порту.
    По сводкам немецкого офицера жд войск при захвате Одессы два бронепоезда попали в плен один в 1,3 другой в 1,5 КМ севернее города , какие номера имели эти бронепоезда установить не удалось и один бронепоезд был поврежден гдето у Сухого лимана .
    Инфы нашел много но она порой противоречива , так даже легендарный рейд на станцию Карпово за эшелоном с подбитыми танками приписывают двум разным бронепоездам , так что кому верить непонятно , есть даже фото ,,Черноморца" но на нем лиш члены экипажа и часть поровоза подсказок пока мало но они есть.
     

    Images:

    _18.jpg
  15. Слава2012

    Слава2012 Hauptmann

    Повідомлення:
    2.450
    Адреса:
    Котовск,Украина
    Как в мемуарах, так и в специальной литературе присутствует немалая путаница, которая касается как количества бронепоездов, так и их непосредственного участия в боях. Дело в том, что кроме номеров «крепостей на колёсах» встречаются и названия «Черноморец» и «За Родину!». Называются разные цифры. Одни говорят о пяти, другие – о четырех бронепоездах, действовавших под Одессой.

    Начнём с того, что сооружение бронепоездов началось в августе 1941 года совместными усилиями рабочих завода имени Январского восстания и железнодорожников депо Одесса-Товарная и Одесса-Сортировочная. При изготовлении бронепоездов возникло большое количество проблем – не хватало материалов, кислорода, необходимого для сварки бронелистов, инструмента. И, тем не менее, рабочие справились с задачей. Если верить советской литературе, то первый бронепоезд №22 был передан защитникам города 11 августа, а уже 18 августа якобы уже принял участие в боях бронепоезд №21.

    Григорий Георгиевич Колягин, технолог завода Январского восстания, руководит постройкой бронепоезда «Черноморец»
    «Бронепоезд №21 – 110 человек, 2 45-мм и 2 76-мм орудия, 12 станковых пулемётов.
    Бронепоезд №22 – 118 человек, 4 45-мм орудия, 12 станковых и 1 ручной пулемёт.
    Бронепоезд №23 – 137 человек, 2 45-мм орудия, 8 станковых и 4 зенитных пулемёта».


    Бронировка паровоза на заводе имени Январского восстания в Одессе.Август 1941.
    Кроме трёх построенных бронепоездов №№ 21, 22 и 23 в сентябре 1941 года началась бронировка ещё двух — №24 и №25. Например, по состоянию на 1 октября состав №24 был следующим: 104 человека, 39 обычных и 3 автоматических винтовки. Но до конца обороны Одессы №24 и 25 не были закончены.
    В переписке по тылу Отдельной Приморской армии, сказано: «При эвакуации из Одессы приведено в негодность: бронепоездов действующих – 3, не действующих – 2».

    Причём, скорее всего, бронепоезда были действительно уничтожены, так как в докладе начальника железнодорожной службы штаба 11-й немецкой армии (ноябрь 1941 года) говорилось, что при взятии Одессы захвачено два бронепоезда – один в 1,5 км, а второй – в 1,3 км севернее города, причём оба состава характеризуются как «уничтоженные и сгоревшие».

    Бронепоезда были подвижным резервом Приморской армии. Причём они активно использовались не только для артиллерийской поддержки войск, но и осуществляли рейды вглубь румынской обороны.

    Первый такой рейд совершил 22 августа бронепоезд №22. «Крепость на колёсах» состояла из обшитого бронёй паровоза серии ОД, двух обшитых бронёй полувагонов, на бортах которых были размещены станковые пулемёты, и на краях платформы 4 пехотных орудия на колёсах. В середине — один полувагон для экипажа и две открытые платформы со шпалами и мешками с песком.

    На следующий день подвиг бронепоезда №22 повторил бронепоезд №21 «Черноморец». Впрочем, ему пришлось решать более широкую задачу. На станции Карпово после отступления оттуда советских войск застрял эшелон с поврежденными танками, которые были крайне необходимы Одессе. Сержант Зубов, ранее сопровождавший этот эшелон, был в разведке и принёс сведения о том, что эшелон по-прежнему на станции.


    бронепоезда «Черноморец». На втором плане – суровое, обветренное лицо машиниста А. Макарова

    Бронепоезд №22 под командованием лейтенанта Кирпина вышел в свой первый рейс ещё не конца оборудованным. Полностью бронированным был только паровоз. Пульмановские платформы остались с непокрытым верхом. Бронёй защищены только борта и орудия.
    В помощь был придан танковый взвод под командованием политрука Ивана Кривули. Бронепоезд подошёл к станции и открыл огонь, в то время как советские танки вышли в тыл к румынским частям. «Услышав шум наших танков позади себя, – вспоминал Г.Пэнэжко – румынские солдаты, занимавшие район станции, замерли на месте, притаились в окопчиках, канавках, зданиях. Пехотинцам Бобковского (командира пехотной части, приданной бронепоезду – А.Ф.) оставалось только вылавливать их. Они загоняли пленных на бронеплощадки».
    Количество пленных быстро возрастало и вскоре их стало в четыре раза больше, чем команды бронепоезда.

    Ремонтники отремонтировали сто метров разрушенных железнодорожных путей, после чего эшелон с повреждёнными танками прицепили к бронепоезду и двинулись назад. Возле Выгоды пришлось остановиться. Немецкая авиация сбросила несколько бомб, которые разворотили путь и повредили насыпь.
    Было решено отвести бронепоезд в сторону лесопосадки, замаскировать зеленью и подключить к работе всех, на кого хватит инструмента. Ремонт пути, по подсчётам, должен был занять около восьми часов. Уже начало светать. Вражеские самолёты при свете дня могли обнаружить и атаковать бронепоезд. Пэнэжко отправился на командный пункт 161-го полка и попросил вызвать истребители. Под прикрытием самолётов путь был отремонтирован и бронепоезд вернулся в Одессу с эшелоном повреждённых танков, часть которых вскоре была отремонтирована и направлена на линию фронта.

    Бронепоезд «За Родину!» (речь идёт, скорее всего, о бронепоезде №23) под командованием лейтенанта М.Р. Чечельницкого участвовал в боях на ближних подступах к Одессе. Зоной его действия был участок от 1-й заставы до Сухого Лимана и Татарки (Южный сектор обороны), где он поддерживал 2-ю кавалерийскую дивизию полковника П.Г. Новикова. Базировался бронепоезд на 2-й заставе.

    Бронепоезда участвовали во всех крупных боях на одесском плацдарме. В мемуарах иногда встречаются упоминания о десятках подбитых вражеских танков, уничтоженных полках и батальонах. «Сухопутные броненосцы» действительно были серьёзной проблемой для румын, это признают и румынские источники. Однако, учитывая основной калибр орудий (76 и 45 мм), вряд ли можно говорить об использовании бронепоездов против танков противника. Тем более, что они были уязвимы для артиллерийского огня и авиации.

    Нередко им доводилось попадать под массированный артобстрел или бомбёжки, нести потери. Во время наступления советских войск в Восточном секторе 22 сентября немецкая авиация накрыла бронепоезд «За родину!». Прямым попаданием бомбы были разбиты контрольная площадка и паровоз.


    Макет трамвайной артиллерийской установи в экспозиции мемориала обороны Одессы.

    В октябре, когда началась постепенная эвакуация советских войск из Одессы, бронепоезда №22 и «За Родину!» поддерживали огнём части на восточном берегу Сухого лимана. В одном из боёв «За Родину!» попал под серьёзный артобстрел.
    Один из снарядов угодил в бронеплощадку и вывел из строя расчёт 76-миллиметровой пушки. Загорелись ящики с боеприпасами. Бойцы Дикий, Мишкин, Люсюк кинулись к ним и с риском для жизни сбросили их с платформы, предотвратив взрыв. Военфельдшер Ф. Большаченко и медсестра Литвиненко пробрались из своего вагона на бронеплощадку и вовремя оказали раненым первую помощь. Снарядом пробило тендер, вытекала вода. Машинист М.Я. Богатов, более тридцати лет проработавший на транспорте, сумел экономно расходовать воду. Расстреляв боеприпасы, бронепоезд отошел к 1-й заставе. Потом на буксире его отвели на ремонт.

    5 октября румынские части захватили Болгарские хутора. Бронепоезд «За Родину!» один отбивал их атаки. 9 октября М.Р. Чечельницкий получил от командира 2-й кавалерийской дивизии П.Г. Новикова приказ: «Прикрывать отход дивизии. Отход состоится с наступлением темноты 15 октября. Экипаж бронепоезда будет отходить последним».
    16 октября бронепоезд вышел на однопутную ветку. После выполнения задания здесь, в районе 3-й заставы, он должен был быть взорван. Всё личное оружие и одиннадцать пулемётов сняли с бронеплощадок.
    Бронепоезд №22 расстрелял боезапас по врагу и также был взорван.

    Так закончился славный путь одесских «сухопутных броненосцев». Они были важным подспорьем в нелёгкой обороне Одессы, восполняя нехватку танков и играя роль подвижного резерва, направляемого на наиболее опасные участки фронта.
     
    Останнє редагування: 22 сер 2020
    Deons, рональд, _Vik та ще 1-му подобається це.
  16. Слава2012

    Слава2012 Hauptmann

    Повідомлення:
    2.450
    Адреса:
    Котовск,Украина
    Ну то есть у 23 бронепоезда были на вооружении пушки в калибре 76 мм.что полностью противоречит предыдущему посту но так как документ оригинальный склонен ему верить больше.
    Еще вопрос нас.пункт Собачья Балка - это где , и высота 49,8 - а это где , ну то есть в одном месте они в тот день 25 сентября 41 года воевали или это в разных секторах .
    ,,Совершенно точно можно утверждать, что бронепоездом №21 «Черноморец» некоторое время командовал старший лейтенант Дубовой (Дубовый) Павел Александрович, 1908 года рождения, инвалид ВОВ, награжден орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Одессы»."

    ,,Также на «Памяти Народа» удалось найти капитана Ковчур Романа Денисовича (1906 г.р.) из 406 лап 116 сд, на начало войны это Одесский военный округ и Южный фронт, и только позже Юго-Западный, числится пропавшим без вести в сентябре 1941 года.

    Фамилия Ковчур – редкая и большинство Ковчуров родом из села Белевичи Краснослободского района – ныне Слуцкого района Беларуси.

    По бронепоезду №22 в качестве командира в воспоминаниях указан лейтенант Беликов В.Ф., выпускник Одесского артучилища."
     

    Images:

    23034_900.jpg
    Останнє редагування: 23 сер 2020
    _Vik подобається це.
  17. Слава2012

    Слава2012 Hauptmann

    Повідомлення:
    2.450
    Адреса:
    Котовск,Украина
    Еще возник один вопрос ;
    - вот та кирпичная труба за бронепаровозом это териториально где , можно ли привязать эту фото к какому то заводу.
     

    Images:

    5c4e435416bd.jpg
  18. Слава2012

    Слава2012 Hauptmann

    Повідомлення:
    2.450
    Адреса:
    Котовск,Украина
    Ключевым словом оказалось Колягин , скорее даже и не он сам а его Буденовские усы и старая кепка с большим козырьком.
     

    Images:

    krayan.history_7.jpg
    Останнє редагування: 23 сер 2020
  19. Слава2012

    Слава2012 Hauptmann

    Повідомлення:
    2.450
    Адреса:
    Котовск,Украина
    А вот эти же Буденовские усы на броне вагоне малосерийной постройки на фото с Цусимских форумов.Да и неизменная рабочая кепка с большим козырьком.
     

    Images:

    d433903c4fd6.jpg
  20. Слава2012

    Слава2012 Hauptmann

    Повідомлення:
    2.450
    Адреса:
    Котовск,Украина
    Так что это действительно Одесский бронепоезд остается только вопрос какой номер и название он имел при жизни.
    Орудия смонтировали явно позже на другом заводе поэтому весь его внешний облик представлен лиш одной редкой фото .
     

    Images:

    krayan.history_8.jpg
    unnamed.jpg
    d433903c4fd6.jpg
    911094e192ee.jpg
  21. _Vik

    _Vik Oberleutnant

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    3
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    8
    Повідомлення:
    1.677
    Адреса:
    Одесса.
    Что ты там за фото напостил..?У меня нет лупы 1 к 100.:)Я то же думаю,что на фото наш бронепоезд.Кстати,на Цусимских форумах пишут,что на аукционе это фото уже стоит 300 евро.В фильме Last day of Odessa английский диктор с 1мин. 44 сек., говорит,что женщины строят бронепоезд.А съёмка переходит с паровоза на вагон.Бабы те же,что и на фото-в "сварчиских куртяках".Потом вероятно,они разделись.Мужик с усами то же поначалу в пиджаке,но потом переоделся.
     
    Останнє редагування: 23 сер 2020
    Слава2012 подобається це.
  22. _Vik

    _Vik Oberleutnant

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    3
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    8
    Повідомлення:
    1.677
    Адреса:
    Одесса.
    В наградном листе на Колягина о бронепоездах пишут во множественном числе...возможно на фото с бронеплощадкой уже другой бронепоезд.Ну и по тексту я понимаю,что процесс постройки бронепоездов продолжается. ка3.png
     
  23. Слава2012

    Слава2012 Hauptmann

    Повідомлення:
    2.450
    Адреса:
    Котовск,Украина
    Фото Дофиновской дамбы с другой стороны , поговаривают что здание посреди дамбы это церковь , что скажите по этому поводу ?
    По фото сразу видно как много берега Вапнярки съело море за эти 75 лет , завтра сфоткаю с той же локации .
     

    Images:

    1321722975d53.jpg
    Mr.Twister08 та Badn подобається це.
  24. _Vik

    _Vik Oberleutnant

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    3
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    8
    Повідомлення:
    1.677
    Адреса:
    Одесса.
    Фото Я.Халипа. кузовв.jpg форум.png форум.jpeg фор.jpeg На первых фото наши(3 отряд добровольцев) морячки идут на поле боя.Примерно 27,или 28 августа 1941 г.
     
    рональд, Mr.Twister08, Netslov та 4 іншим подобається це.
  25. Слава2012

    Слава2012 Hauptmann

    Повідомлення:
    2.450
    Адреса:
    Котовск,Украина
    Читал мемуары к той командировке военкоры посетили 25 Чепаевскую Дивизию там румынчиков пленных и сфоткали , смутило другое морячков по логике вещей обязаны были придать в 1 полк морской пехоты плечом к плечу с одноверцами и служить веселее а нет их к Чапаевцам определили , зато позже 421 Одесскую Дивизию пришлось пополнять 4 000 Одесситами из истребительных батальоннов состоявшими из баб стариков и мальчишек немудренно что они попятились под натиском всего то двух рум дивизий в Восточном секторе и для исправления катострофического положения пришлось туда под Старую Дофиновку бросать погранцов , связистов , шахтеров , и в конце концов целую 157 Стрелковую Дивизию с 3 Севастопольским полком морской пехоты.
     
  26. Слава2012

    Слава2012 Hauptmann

    Повідомлення:
    2.450
    Адреса:
    Котовск,Украина
    Есть,- это 23 бронепоезд ,,За Родину" фото сделано после 16 октября захватчиками , поезд попадал под артобстрел и под бомбу в результате чего контрольные платформы отцепили поэтому на фото не полный(урезанный) состав бронепоезда.

    Одесса, 1941, 29 августа: «Январка» отправила на фронт бронепоезд номер 23 «За Родину».
    Бронепоезд №23 "За Родину" ст. л-та Чечельницкого

    "состоял из двух бронеплощадок и 2-х открытых платформ – 60-ти тонных. Вооружение бронепоезда – две 76-ти мм пушки образца 1907г. полевые позже я достал еще две 45-ти мм пушки С МОРСКИХ КАТЕРОВ на тумбах ( позже при ремонте после боя из Севастополя привезли другие две пушки вот они то и были башенные) , 12 пулеметов системы «Максим», винтовки для всего личного состава (на бронепоезде было 12 человек командного состава и 120-130 человек краснофлотцев). На каждой бронеплощадке было установлена одна 76-ти мм пушка и одна 45-ти мм пушка и в амбразуре 4 пулемета образца «Максим»".
     
    Останнє редагування: 24 сер 2020
    _Vik подобається це.