Нигде не читал что одесские бронепоезды были с башнями. Везде писали про орудия на платформах. Станция сгорела после войны.
Гдето читал что за время обороны Одессы сделали четыре бронепоезда,возможно остальные три были другой конструкции без карабельных башен.
До конца как я понял там ещё не определили чтоэто именно одесский бронепоезд, пока это предположение.
https://www.ukrinform.ua/rubric-reg...ii-zvidki-v-nogo-kulemet-i-pat-gvintivok.html Работа на показатели.. Чтоб показать чтото по телевизору.. Интересно кого это щеманули?
Одесса, 1941, 11 августа: Сооружен первый бронепоезд 11 августа 1941 года коллектив завода им. Январского восстания передал защитникам Одессы сооруженный бронепоезд. Это был обыкновенный паровоз и несколько платформ, обшитых листами корабельной брони. Он был хорошо вооружен и обладал прекрасной маневренностью. Первый одесский бронепоезд, официально № 22, стал подвижным резервом Приморской армии. Его укомплектовали из добровольцев - рабочих "Январки". Второй бронепоезд, "Черноморец", оборудовали рабочие и инженеры судоремонтного завода №1. Третий, "За Родину", в конце августа, вышел из стен ЗОРа. Всего было запланировано 5 бронепоездов, из них - 3 было отправлено на фронт, а на 4-й не успели установить вооружение, 5-й не удалось достроить вообще. Эти бронепоезда действовали в Восточном и Западном секторах обороны. Жаль что без описания вооружения но поясняющий что все три бронепоезда были выпущены на трех разных заводах.По логике вещей на судоремонтном могли укомплектоваться башенками от канонерок , в таком случае на фото бронепоезд Черноморец .
Одному из бронепоездов дали название «Черноморец». Он отличался дерзкими, внезапными налетами на врага. Душой экипажа был его комиссар П. А. Дудко. Небольшого роста, крепко сложенный, подтянутый, в выгоревшем на солнце кителе, комиссар, казалось, никогда не разлучался со своими воинами. П. А. Дудко успевал быть и с рабочими на заводе, когда бронепоезд после жаркого боя три дня стоял на ремонте, и воодушевил их так, что, быстро завершив основные работы, они сами потребовали срочно заменить поврежденные орудия, запросили новые из Севастополя. Орудия доставили морем. Немцы и румыны обстреливали «Черноморец» на определенных участках железнодорожного полотна, стремясь разбить путь, вводили в действие авиацию. Искореженные рельсы удавалось исправлять только ночью. Но и это было небезопасно. Враг освещал полотно железной дороги ракетами. На ремонт уходила вся бригада — бойцы Сонин, Божок, Дубинчук, Фросиничев и другие. Вперед высылали дозор, сзади их охраняли два пулеметчика — И. Жибжиков и К. Еринджаев. Когда путь был восстановлен, экипаж снова дерзко атаковал врага. Команда бронепоезда как-то решила прорваться в расположение противника и обстрелять его. «Черноморец» стремительно пересек передний край обороны, вышел на ничейную полосу и, не сбавляя хода, двинулся дальше. Матросы-артиллеристы расстреливали прямой наводкой мечущихся в панике фашистов. Однако вскоре гитлеровцы опомнились и пошли в наступление. Их умело встретили меткие пулеметчики. Бронепоезд, выполнив намеченную операцию, начал отходить. И опять, быстро набирая скорость, проскакивал между разрывами снарядов. Но впереди внезапно оказались развороченные взрывом рельсы. Наблюдатель вовремя дал сигнал на командный пункт — три коротких звонка. «Черноморец» остановился в нескольких метрах от поврежденного полотна. Обстрел бронепоезда противником продолжался. И все же ремонтная бригада со своей задачей справилась. Путь починить удалось. У убитого в этом районе румынского юнкера Михая Олтяну нашли дневник с записью: «Сегодня утром появился бронепоезд противника и открыл бешеный огонь. Снаряды и пули сыпались градом. Потери у нас огромные».
на 24 непоставили пушки но пулеметы в амбразуры поставить можно было , так что на передок его отправить могли , но на фото не он. 24 был брошен у холодильника , то есть в порту. По сводкам немецкого офицера жд войск при захвате Одессы два бронепоезда попали в плен один в 1,3 другой в 1,5 КМ севернее города , какие номера имели эти бронепоезда установить не удалось и один бронепоезд был поврежден гдето у Сухого лимана . Инфы нашел много но она порой противоречива , так даже легендарный рейд на станцию Карпово за эшелоном с подбитыми танками приписывают двум разным бронепоездам , так что кому верить непонятно , есть даже фото ,,Черноморца" но на нем лиш члены экипажа и часть поровоза подсказок пока мало но они есть.
Как в мемуарах, так и в специальной литературе присутствует немалая путаница, которая касается как количества бронепоездов, так и их непосредственного участия в боях. Дело в том, что кроме номеров «крепостей на колёсах» встречаются и названия «Черноморец» и «За Родину!». Называются разные цифры. Одни говорят о пяти, другие – о четырех бронепоездах, действовавших под Одессой. Начнём с того, что сооружение бронепоездов началось в августе 1941 года совместными усилиями рабочих завода имени Январского восстания и железнодорожников депо Одесса-Товарная и Одесса-Сортировочная. При изготовлении бронепоездов возникло большое количество проблем – не хватало материалов, кислорода, необходимого для сварки бронелистов, инструмента. И, тем не менее, рабочие справились с задачей. Если верить советской литературе, то первый бронепоезд №22 был передан защитникам города 11 августа, а уже 18 августа якобы уже принял участие в боях бронепоезд №21. Григорий Георгиевич Колягин, технолог завода Январского восстания, руководит постройкой бронепоезда «Черноморец» «Бронепоезд №21 – 110 человек, 2 45-мм и 2 76-мм орудия, 12 станковых пулемётов. Бронепоезд №22 – 118 человек, 4 45-мм орудия, 12 станковых и 1 ручной пулемёт. Бронепоезд №23 – 137 человек, 2 45-мм орудия, 8 станковых и 4 зенитных пулемёта». Бронировка паровоза на заводе имени Январского восстания в Одессе.Август 1941. Кроме трёх построенных бронепоездов №№ 21, 22 и 23 в сентябре 1941 года началась бронировка ещё двух — №24 и №25. Например, по состоянию на 1 октября состав №24 был следующим: 104 человека, 39 обычных и 3 автоматических винтовки. Но до конца обороны Одессы №24 и 25 не были закончены. В переписке по тылу Отдельной Приморской армии, сказано: «При эвакуации из Одессы приведено в негодность: бронепоездов действующих – 3, не действующих – 2». Причём, скорее всего, бронепоезда были действительно уничтожены, так как в докладе начальника железнодорожной службы штаба 11-й немецкой армии (ноябрь 1941 года) говорилось, что при взятии Одессы захвачено два бронепоезда – один в 1,5 км, а второй – в 1,3 км севернее города, причём оба состава характеризуются как «уничтоженные и сгоревшие». Бронепоезда были подвижным резервом Приморской армии. Причём они активно использовались не только для артиллерийской поддержки войск, но и осуществляли рейды вглубь румынской обороны. Первый такой рейд совершил 22 августа бронепоезд №22. «Крепость на колёсах» состояла из обшитого бронёй паровоза серии ОД, двух обшитых бронёй полувагонов, на бортах которых были размещены станковые пулемёты, и на краях платформы 4 пехотных орудия на колёсах. В середине — один полувагон для экипажа и две открытые платформы со шпалами и мешками с песком. На следующий день подвиг бронепоезда №22 повторил бронепоезд №21 «Черноморец». Впрочем, ему пришлось решать более широкую задачу. На станции Карпово после отступления оттуда советских войск застрял эшелон с поврежденными танками, которые были крайне необходимы Одессе. Сержант Зубов, ранее сопровождавший этот эшелон, был в разведке и принёс сведения о том, что эшелон по-прежнему на станции.  бронепоезда «Черноморец». На втором плане – суровое, обветренное лицо машиниста А. Макарова Бронепоезд №22 под командованием лейтенанта Кирпина вышел в свой первый рейс ещё не конца оборудованным. Полностью бронированным был только паровоз. Пульмановские платформы остались с непокрытым верхом. Бронёй защищены только борта и орудия. В помощь был придан танковый взвод под командованием политрука Ивана Кривули. Бронепоезд подошёл к станции и открыл огонь, в то время как советские танки вышли в тыл к румынским частям. «Услышав шум наших танков позади себя, – вспоминал Г.Пэнэжко – румынские солдаты, занимавшие район станции, замерли на месте, притаились в окопчиках, канавках, зданиях. Пехотинцам Бобковского (командира пехотной части, приданной бронепоезду – А.Ф.) оставалось только вылавливать их. Они загоняли пленных на бронеплощадки». Количество пленных быстро возрастало и вскоре их стало в четыре раза больше, чем команды бронепоезда. Ремонтники отремонтировали сто метров разрушенных железнодорожных путей, после чего эшелон с повреждёнными танками прицепили к бронепоезду и двинулись назад. Возле Выгоды пришлось остановиться. Немецкая авиация сбросила несколько бомб, которые разворотили путь и повредили насыпь. Было решено отвести бронепоезд в сторону лесопосадки, замаскировать зеленью и подключить к работе всех, на кого хватит инструмента. Ремонт пути, по подсчётам, должен был занять около восьми часов. Уже начало светать. Вражеские самолёты при свете дня могли обнаружить и атаковать бронепоезд. Пэнэжко отправился на командный пункт 161-го полка и попросил вызвать истребители. Под прикрытием самолётов путь был отремонтирован и бронепоезд вернулся в Одессу с эшелоном повреждённых танков, часть которых вскоре была отремонтирована и направлена на линию фронта. Бронепоезд «За Родину!» (речь идёт, скорее всего, о бронепоезде №23) под командованием лейтенанта М.Р. Чечельницкого участвовал в боях на ближних подступах к Одессе. Зоной его действия был участок от 1-й заставы до Сухого Лимана и Татарки (Южный сектор обороны), где он поддерживал 2-ю кавалерийскую дивизию полковника П.Г. Новикова. Базировался бронепоезд на 2-й заставе. Бронепоезда участвовали во всех крупных боях на одесском плацдарме. В мемуарах иногда встречаются упоминания о десятках подбитых вражеских танков, уничтоженных полках и батальонах. «Сухопутные броненосцы» действительно были серьёзной проблемой для румын, это признают и румынские источники. Однако, учитывая основной калибр орудий (76 и 45 мм), вряд ли можно говорить об использовании бронепоездов против танков противника. Тем более, что они были уязвимы для артиллерийского огня и авиации. Нередко им доводилось попадать под массированный артобстрел или бомбёжки, нести потери. Во время наступления советских войск в Восточном секторе 22 сентября немецкая авиация накрыла бронепоезд «За родину!». Прямым попаданием бомбы были разбиты контрольная площадка и паровоз.  Макет трамвайной артиллерийской установи в экспозиции мемориала обороны Одессы. В октябре, когда началась постепенная эвакуация советских войск из Одессы, бронепоезда №22 и «За Родину!» поддерживали огнём части на восточном берегу Сухого лимана. В одном из боёв «За Родину!» попал под серьёзный артобстрел. Один из снарядов угодил в бронеплощадку и вывел из строя расчёт 76-миллиметровой пушки. Загорелись ящики с боеприпасами. Бойцы Дикий, Мишкин, Люсюк кинулись к ним и с риском для жизни сбросили их с платформы, предотвратив взрыв. Военфельдшер Ф. Большаченко и медсестра Литвиненко пробрались из своего вагона на бронеплощадку и вовремя оказали раненым первую помощь. Снарядом пробило тендер, вытекала вода. Машинист М.Я. Богатов, более тридцати лет проработавший на транспорте, сумел экономно расходовать воду. Расстреляв боеприпасы, бронепоезд отошел к 1-й заставе. Потом на буксире его отвели на ремонт. 5 октября румынские части захватили Болгарские хутора. Бронепоезд «За Родину!» один отбивал их атаки. 9 октября М.Р. Чечельницкий получил от командира 2-й кавалерийской дивизии П.Г. Новикова приказ: «Прикрывать отход дивизии. Отход состоится с наступлением темноты 15 октября. Экипаж бронепоезда будет отходить последним». 16 октября бронепоезд вышел на однопутную ветку. После выполнения задания здесь, в районе 3-й заставы, он должен был быть взорван. Всё личное оружие и одиннадцать пулемётов сняли с бронеплощадок. Бронепоезд №22 расстрелял боезапас по врагу и также был взорван. Так закончился славный путь одесских «сухопутных броненосцев». Они были важным подспорьем в нелёгкой обороне Одессы, восполняя нехватку танков и играя роль подвижного резерва, направляемого на наиболее опасные участки фронта.
Ну то есть у 23 бронепоезда были на вооружении пушки в калибре 76 мм.что полностью противоречит предыдущему посту но так как документ оригинальный склонен ему верить больше. Еще вопрос нас.пункт Собачья Балка - это где , и высота 49,8 - а это где , ну то есть в одном месте они в тот день 25 сентября 41 года воевали или это в разных секторах . ,,Совершенно точно можно утверждать, что бронепоездом №21 «Черноморец» некоторое время командовал старший лейтенант Дубовой (Дубовый) Павел Александрович, 1908 года рождения, инвалид ВОВ, награжден орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Одессы»." ,,Также на «Памяти Народа» удалось найти капитана Ковчур Романа Денисовича (1906 г.р.) из 406 лап 116 сд, на начало войны это Одесский военный округ и Южный фронт, и только позже Юго-Западный, числится пропавшим без вести в сентябре 1941 года. Фамилия Ковчур – редкая и большинство Ковчуров родом из села Белевичи Краснослободского района – ныне Слуцкого района Беларуси. По бронепоезду №22 в качестве командира в воспоминаниях указан лейтенант Беликов В.Ф., выпускник Одесского артучилища."
Еще возник один вопрос ; - вот та кирпичная труба за бронепаровозом это териториально где , можно ли привязать эту фото к какому то заводу.
Ключевым словом оказалось Колягин , скорее даже и не он сам а его Буденовские усы и старая кепка с большим козырьком.
А вот эти же Буденовские усы на броне вагоне малосерийной постройки на фото с Цусимских форумов.Да и неизменная рабочая кепка с большим козырьком.
Так что это действительно Одесский бронепоезд остается только вопрос какой номер и название он имел при жизни. Орудия смонтировали явно позже на другом заводе поэтому весь его внешний облик представлен лиш одной редкой фото .
Что ты там за фото напостил..?У меня нет лупы 1 к 100.Я то же думаю,что на фото наш бронепоезд.Кстати,на Цусимских форумах пишут,что на аукционе это фото уже стоит 300 евро.В фильме Last day of Odessa английский диктор с 1мин. 44 сек., говорит,что женщины строят бронепоезд.А съёмка переходит с паровоза на вагон.Бабы те же,что и на фото-в "сварчиских куртяках".Потом вероятно,они разделись.Мужик с усами то же поначалу в пиджаке,но потом переоделся.
В наградном листе на Колягина о бронепоездах пишут во множественном числе...возможно на фото с бронеплощадкой уже другой бронепоезд.Ну и по тексту я понимаю,что процесс постройки бронепоездов продолжается.
Фото Дофиновской дамбы с другой стороны , поговаривают что здание посреди дамбы это церковь , что скажите по этому поводу ? По фото сразу видно как много берега Вапнярки съело море за эти 75 лет , завтра сфоткаю с той же локации .
Фото Я.Халипа. На первых фото наши(3 отряд добровольцев) морячки идут на поле боя.Примерно 27,или 28 августа 1941 г.
Читал мемуары к той командировке военкоры посетили 25 Чепаевскую Дивизию там румынчиков пленных и сфоткали , смутило другое морячков по логике вещей обязаны были придать в 1 полк морской пехоты плечом к плечу с одноверцами и служить веселее а нет их к Чапаевцам определили , зато позже 421 Одесскую Дивизию пришлось пополнять 4 000 Одесситами из истребительных батальоннов состоявшими из баб стариков и мальчишек немудренно что они попятились под натиском всего то двух рум дивизий в Восточном секторе и для исправления катострофического положения пришлось туда под Старую Дофиновку бросать погранцов , связистов , шахтеров , и в конце концов целую 157 Стрелковую Дивизию с 3 Севастопольским полком морской пехоты.
Есть,- это 23 бронепоезд ,,За Родину" фото сделано после 16 октября захватчиками , поезд попадал под артобстрел и под бомбу в результате чего контрольные платформы отцепили поэтому на фото не полный(урезанный) состав бронепоезда. Одесса, 1941, 29 августа: «Январка» отправила на фронт бронепоезд номер 23 «За Родину». Бронепоезд №23 "За Родину" ст. л-та Чечельницкого "состоял из двух бронеплощадок и 2-х открытых платформ – 60-ти тонных. Вооружение бронепоезда – две 76-ти мм пушки образца 1907г. полевые позже я достал еще две 45-ти мм пушки С МОРСКИХ КАТЕРОВ на тумбах ( позже при ремонте после боя из Севастополя привезли другие две пушки вот они то и были башенные) , 12 пулеметов системы «Максим», винтовки для всего личного состава (на бронепоезде было 12 человек командного состава и 120-130 человек краснофлотцев). На каждой бронеплощадке было установлена одна 76-ти мм пушка и одна 45-ти мм пушка и в амбразуре 4 пулемета образца «Максим»".