Ребяты! Давно это было, лет 10 назад. Нашли мы мы обломки самолёта, в яме после взрыва нашли останки неизвестного лётчика, похоронили его в братской могиле ближайшего села. Но, вот, правильно ли мы определили тип самолёта остаётся вопросом и мучает всё это время. Решили хорошенько осмотреть прилегающую к месту падения самолёта местность. После взрыва от самолёта не осталось крупных обломков, но всё же кое что нам удалось найти. Особый интерес вызвала большая "железяка". Я отобрал наиболее значимые, на мой взгляд обломки. Вдруг по ним можно с большей или меньшей уверенностью опознать, что это был за самолёт. Гору искорёженного алюминия и мелкого железа выкладывать не буду. Здесь обломки кислородного баллона и какой-то распределитель, скорее всего масла. Продолжу ниже.
Продолжу. Здесь различные шарниры. На общем снимке видны клапана двигателя, пружины ШКАСа и различная железная мелочёвка. Это, как нам сказали, обломок рации, которая ставилась на ДБ-3. Какой-то замок или защёлка. Обломки алюминия с него я выкрутил. Работу механизма удалось восстановить, по крайней мере частично. Цилиндр, возможно от двигателя ДБ-3, но возможно и от И-153, обломки которого мы нашли в этом же урочище не далеко от обломков ДБ-3. Валялся от в отдалении от обоих мест падения. Его тащили на проволоке, а потом бросили. Большая, тяжёлая "железяка" с шарнирным соединением (габарит по кирпичам стены). Стальной Т-образный профиль толщиной 9-10 мм. Едва дотащили. Даже не верится, что это от самолёта. Однако, кусок разложившегося магниевого сплава и большое число заклёпок, говорят о том, что это всё таки был самолёт. Талоны на завтрак, которые были найдены у погибшего лётчика. К сожалению, ни даты, ни печати части на талонах нет. Самолёт погиб в августе-сентябре 1941 года в районе южнее Кременчуга, в треугольнике: Крюков - Онуфриевка - Павлыш.
Доброго! На фото 5 этого поста держатель коромысла двигателя М-87(88) На фото 6 сверху справа покорёженный выхлопной патрубок, под ним справа тяги клапанов в остатках кожуха тяги, левее патрубка пружины клапанов и среди них видно пружины толкателей клапанов, левее клапанов два ролика толкателей клапанов, правее и ниже роликов 5 тарелок клапанов, левее тарелок похоже противовес втулки винта изменяемого шага ВИШ-21. На фото 13-15 передний стыковочный узел консоли крыла с центропланом ДБ-3Ф.
Вот, спасибо! Вопрос понемногу проясняется. Значить, таки ДБ-3Ф. Наснимал ещё фоток разных облдомков, выложу завтра. Несколько смущает то обстоятельство, что это обломки одного двигателя, а где второй? Яма в месте падения имеет прямоугольную, почти квадратную форму. Яма была полностью забита различными обломками. Самолёт взорвался, мелкие осколки алюминия разбросаны в радиусе метров 200-250 и эта мелочь летела, в основном, в южном направлении. Крупные обломки мы находим в противоположном направлении на разных дистанциях. Смущает ещё то, что ничего нет от приборной доски и от кабины пилота и для такой громадины, обломков, явно малова-то. Может после взрыва уцелели крылья и их забрали немцы? Есть немецкая фотка эшелона с крыльями самолёта. Но это крылья, вроде СБ-2. На второй платформе ещё, вроде какая-то часть самолёта и что-то вроде двигателей. Может кто-то подскажет точнее, что это был за самолёт?
Доброго дня! Попробую изложить механику того, как ведет себя самолет при крушении. Это консервная банка. Тоесть, конструкция самолета прочная, только если нагрузки действуют в определенном направлении. Истребитель-штука более прочная и компактная, и моторы бывает, достают с 5-7 метровой глубины, а по всему каналу компактно лежит все что было за мотором. При этом тяжелые элементы сзади прилетели вперед, ломая и обгоняя более легкие и менее прочные. С двухмоторными бомберами история чуть другая. Падали они как правило, после поражения одного из двигателей, либо пилота. При поражении двигателя возникала ассиметрия тяги, что приводило ( при невмешательсте, или несвоевременном вмешательстве пилота) к неуправляемой спирали, или штопору. Соответственно, с землей самолет встречался с относительно небольшой скоростью, иногда даже разрушившись на 2-3-4 относительно большие части еще в воздухе, если был поврежден пожаром или разрывами пушечных снарядов. И если удар был с креном, и вращением, то один мотор может быть в яме, а втрой верховой, или даже за несколько десятков (а то и сотен метров) от основной массы обломков. Консоли крыла, хвост, скорее всего валялись частично сгоревшие вокруг ямы. Кабина и центроплан, где были баки, выгорала полностью. Так что найти там мало что возможно. А после войны все верховые части сдали в металл. Вот и осталось лишь то, что не сгорело и не заинтересовало металистов. Почистите аккуратно тарелки клапанов, иногда электрокарандашом писали номер мотора. С уважением!
Спасибо большое! Попробую почистить. До сего дня ничего номерного не попадалось, в том-то и беда. В яме от взрыва мы нашли останки лётчика без документов. Хотелось бы, хоть в первом приближении узнать кто он. В яму он был сброшен после взрыва. Лежал на боку, как бы сложенный вдвое. При нём были талоны на завтрак и несколько патронов к нагану. Позже мы нашли ещё один патрон к нагану немного вдалеке от ямы. У лётчика была снесена верхняя часть лица. Местные, которые видели самолёт издали, говорили, что лётчик был без головы. Но это не так. Мы подняли все части тела. Анатомия, как утверждает эксперт, практически полная. Череп раздроблен, верхняя часть лица (верхняя челюсть отсутствует). Хлопцу было 20-21 год. Возможно это был стрелок, который сидит сзади внизу. Самолёт при посадке, похоже пропахал часть склона горы. Водосбросная канава в этом месте почти полностью выровнена, осталось лишь небольшое углубление. Стрелка, возможно при посадке выбросило из самолёта. Судьба остальных членов экипажа неизвестна. Других останков мы не обнаружили.