Скрыть объявление
Гость, а вы уже пробовали что-то продавать или покупать на нашем аукционе?

Лидия "Лилия" Литвяк

Тема в разделе "CCCР и Союзники", создана пользователем ghounds, 14 ноя 2010.

  1. ghounds

    ghounds Schütze

    Сообщения:
    3
    Адрес:
    Россия, Москва
    Интересуют некоторые моменты биографии Лидии Литвяк, в частности, имя (фото, биография) того, кто ее сбил. Я немного побродил по сети и наткнулся на упоминание о фельдфебеле Хансе-Йорге Меркле (Hans-Jörg Merkle, по другим данным – Hannes Jörg Merkle или даже Merkel), летчике из I./JG.52, который 01.08.1943 одержал свою тридцатую (и последнюю) победу – в районе деревни Дмитровка (Донецкая обл., Шахтерский район) в 14:35 на высоте 3,5 км сбил «Як-1Б» . Деревня находится в ~50 км от села Кутейниково, где якобы базировалась в те дни 1./JG.52, и в 6 км от хутора Кожевня, на окраине которого, по официальной версии, упал самолет Литвяк. Других сбитых «Яков» в тот день за I./JG.52 не числится.

    Возможно, я плохо искал, но проследить дальнейшую судьбу фельдфебеля не удалось, в сети не нашлось даже его фотографии. По немецким архивам Меркле проходит как пропавший без вести 1 августа 1943 г. Есть версия, что Меркле погиб в том же бою – его «мессер» якобы был протаранен советским истребителем. Правда, тогда не совсем понятно, откуда такие точные данные касательно его последней победы.

    В общем, буду рад любой информации относительно обстоятельств гибели Литвяк.
     
  2. Интересные лоты

    Интересные лоты

    1. найдена на чердаке.внутри была медаль за взятия берлина.
      150 грн.
    2. под полотно ременя шириной 5 см в позолоте
      750 грн.
    3. В ХОРОШОМ СОСТОЯНИИ (без дефектов) Флис British Army "Combat undershirt thermal", light olive 170/9...
      180 грн.
    4. Евродеактив, состояние склад.
      1000 грн.
    5. 580 грн.
    6. 100 грн.
    7. По фото. История самолёта - Юнкерс вылетел в свой последний полёт в первые дни войны с аэродрома в...
      80 грн.
    8. укрпочта + 15 грн
      170 грн.
    9. Продам китель М39 Вермахт размер 52 (реплика), б/у, состояние на фото. Задавайте вопросы. Возможны...
      1500 грн.
    10. значек Швейцарец. Парад 1-й дивизии 9 сентября 1937 года в Лозанне
      300 грн.
  3. -SB-

    -SB- Schütze

    Сообщения:
    6
    Адрес:
    Россия, Питер
    На мой взгляд, информация о том, что Лидию Литвяк сбил Hans-Jörg Merkle, выглядит не очень убедительно. Не уверен, что сейчас, спустя столько лет можно достаточно точно определить такие вещи.

    Чтобы достаточно точно утверждать, кто именно сбил Литвяк, нужно установить:
    1. Какие подразделения истребителей кроме I./JG.52 могли в это время действовать на этом участке фронта.

    2. Точное время вылета Литвяк.
    В приведенной таблице заявок JG.52 http://www.cieldegloire.com/jg_052g.php указывается, что 1-го августа, за JG.52 числится единственный Як-1 сбитый Хансом Меркле в 14:35.
    Доступные данные, о времени последнего вылета Литвяк достаточно противоречивы.
    На форуме моделистов, обсуждалась тема, посвященная самолетам Лидии Литвяк. http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_16930.html

    Там приводилось много ссылок на книги, статьи и публикации о Литвяк, некоторые из них, буду приводить здесь.

    Например, в книге "Белая лилия" на 72 странице http://narod.ru/disk/19516317000/Аграновсий_В_А_Белая_л приводятся слова механика Литвяк, что 1-го августа, она совершила четыре боевых вылета, и что четвертый вылет под вечер был ее последним.

    Как видим сбитый Меркле Як-1 в 14:35, с этим временем не согласуется. Хотя конечно, ветеран спустя более 30-ти лет, время мог и перепутать.
    В той же ветке приведенного форума, в статье на английском приводятся выписка из какого то документа, где время вылета указывается 10:40 - 11:50. Что тоже не согласуется с 14:35.

    3. Не исключено, что сбитый Як-1б Лидии Литвяк, в заявке немцев записан как ЛаГГ.
    1 августа, JG.52 из истребителей заявлены один Як-1, один Ла-5, и 11 ЛаГГов.
    Например если посмотреть заявки на победы Эрика Хартмана http://forum.sukhoi.ru/attachment.php?attachmentid=115666&d=1282713699, то выяснится, что за весь 43-й год, он не сбил ни одного Яка, сплошные ЛаГГи, иногда Ла-5. Похоже, он не особенно парился с определением типа сбитого самолета, и все истребители с острым носом записывал как ЛаГГи. Возможно это относится и к другим пилотам JG.52.

    5. Ну и конечно, расшифровать и привязать к местности, координаты указанные в заявках, а также выяснить по какому времени записывались данные в советских и немецких документах.



    А вообще, по этому вопросу советую обратится, вот сюда http://vif2ne.ru/nvi/forum/0/0.htm может, что-то новое прояснится.
     
  4. ghounds

    ghounds Schütze

    Сообщения:
    3
    Адрес:
    Россия, Москва
    -SB-, спасибо за ответ и за ссылки. Кое-что уже попадалось, но не все, так что почитаю.

    Мне тоже кажется, что вариант с Меркле сомнительный, слишком много произвольных допущений. Просто других вариантов пока что нет.

    Хм, я почему-то считал, что в Люфтваффе при подсчете побед было принято в первую очередь доверять показаниям фотопулеметов, и лишь во вторую - свидетельствам самих пилотов. Ну разве что Буби был на особом счету. :) Но учитывая, что 1 августа Меркле участвовал в своем последнем бою, из которого уже не вернулся (фельдфебель фигурирует как vermisst, т. е. пропавший без вести), вероятно, что «Як» был записан на счет Меркле со слов других летчиков - скажем, его ведомого/ведущего.

    Тут еще одна странность. Самолет Литвяк упал на территории, занятой немцами. Если допустить, что Меркле погиб в том же бою, то велика вероятность того, что его «мессер» упал с той же самой стороны линии фронта. Но тогда непонятно, почему Меркле записали как пропавшего без вести, а не как погибшего.
     
  5. Егоров Н.Б.

    Егоров Н.Б. Stabsgefreiter

    Сообщения:
    586
    Адрес:
    PQ 7627
    Время вылета 10.40-11.50 сбита в воздушном бою с Ме-109 с-в Мариновки. Участник этого вылета старший сержант Евдокимов видел самолет Литвяк атакованный Ме-109. Она оторвалась от группы, после чего потерял из виду. Евдокимов в этом вылете заявил сбитый Ме-109, м/л Борисенко Ю-88.

    Ни одна из немецких заявок не подходит по типу самолета и времени. Есть два варианта либо это румыны из 7/Rum.Jagdgr. по ним сведений у меня нет, либо кто-то из немцев записал Литвяк как Ил-2, случай не такой уж редкий, в этот день вечером командир JG52, Храбак сбил два Ил-2, которые на поверку оказались Яками из 73 ГИАП...

    Немцы учатвовавшие в боях над Донецкой областью в этот день из состава II, III/JG3, stab, I/JG52. III/JG52 никак не подходит поскольку находилась в подчинении 6 ВФ.

    Меркле судя по всему был сбит летчиками 236 ИАД.
     
  6. Lemke32

    Lemke32 Stabsgefreiter

    Сообщения:
    494
    Адрес:
    Cумы, Украина
    Румынская группа Gr.7 Van. заявила одну победу - 1.08.43г., ее одержал летчик Ion Moldoveanu. Но какой самолет он заявил и в какое время не ясно.
    На следующияй день у румын было больше заявок и среди них были "Яки".
     
  7. ghounds

    ghounds Schütze

    Сообщения:
    3
    Адрес:
    Россия, Москва
    Если верить этому, Храбак – хорошая кандидатура, он в тот день сбил 4 «Ила», два утром (причем в то же самое время, когда Литвяк была в воздухе) и два вечером. Если два вечерних оказались «Яками», то и с утренними могло произойти то же самое. Правда, несколько озадачивает заявленная высота, на которой Храбак сбил утренние – 200 м. Один из однополчан Литвяк, участвовавший в том же вылете, будто бы утверждал, что самолет Литвяк, получив очередь от «мессера», провалился вниз, но у земли летчица пыталась выровнять машину. По-моему, если «проваливаться» с 200 м, то войдешь в землю очень и очень быстро.

    Еще один кандидат, гауптман Йозеф Хэйбок (Josef Häibock) из I./JG.52, 77 сбитых, кавалер Рыцарского креста. В тот же самый день, в 11:16, он сбил один «Ил-2» в том же районе, но на высоте 500 м.
     
  8. Егоров Н.Б.

    Егоров Н.Б. Stabsgefreiter

    Сообщения:
    586
    Адрес:
    PQ 7627
    Это гадание на кофейной гуще. Разница во времени минус час. А штурмовики приналежали 206, 289 ШАД
     
  9. -SB-

    -SB- Schütze

    Сообщения:
    6
    Адрес:
    Россия, Питер
    Есть ведь еще и третий вариант, немцы могли и не заявить о сбитии Як-1 Литвяк. Далеко не всегда ведь, удавалось проследить судьбу обстрелянного самолета. Тем более что после очереди Мессера, Як Литвяк со снижением (без дыма и огня) вошел в облачность. Об этом говорит очевидец этого, Борисенко. Его рассказ об этом, можно посмотреть во второй части этого фильма http://net-film.ru/ru/film-8213/?sp=ru&s=, а в первой части о последнем вылете Литвяк говорит ведущий группы Домнин.

    Кстати, в свежем интервью на сайте "Я помню" http://www.iremember.ru/svyazisti/skorobogatova-anna-makarovna/stranitsa-10.html эти события вспоминает связистка бывшая в тот момент на связи с группой.

    А вот выписка из оперативной сводки 6-й гв. ИАД на 1 августа 1943г. приведенная в книге Полуниной "Девчонки, подружки, летчицы", а также комментарии техника Литвяк.
    144.jpg 145.jpg

    Разобраться со всем этим, не так просто, все рассказывают немного по-разному. Интересно, сохранились ли свидетельства других участников этого вылета, может быть отчеты в документах?
     

Поделиться этой страницей