Все началось с того , что во время очередной уборки в гараже я отыскал два кортика. Поскольку большого интереса во мне они не вызывали,я их выставил в тему камрада с вопросом - представляют ли они какой-то интересу любителей оружия ( в частности - кортиков) ? Камрад посчитал этот вопрос засоряющим его тему и убрал со страницы. Спасибо ему -это первое , что вызвало интерес к этим педметам. Тема кортиков поднималась уже не раз , но в основном поверхностно... Хотелось бы как то шире осветлить этот вопрос и совместными усилиями придти к общим знаменателям , потому , что очень много пробелов в истории кортиков... Начать бы я хотел с кортиков ВВС , с "летунов" - это потому , что у меня был " общевойсковик " и "моряк", а ВВСного не было и появилось желание приобрести. Начал я с раскопок информации по этому вопросу. Материалов накопилось много и потому хочу поделиться всем , что знаю и , что должно бы представлять интерес любителям этой темы. На Райберте много знатоков и не плохо знающих этот вопрос , но больше тех , кто впервые взял в руки кортик. Вот для таких , как и я - начинающих- эта тема. Буду просить профессионалов в этой области консультировать и подправлять меня , но истину , я думаю , мы общими усилиями найдем... И так тема - КОРТИКИ ВВС СССР.
Самое первое это- терминология... Во время изучения кортиков столкнулся со словами , значение которых не слышал ранее и поэтому для общего развития представляю:
Приказом министра вооруженных сил СССР от 24 февраля 1949 года ВВС приобрели кортик , который до 1958 года носился с парадной и парадно-выходной формой одежды генералов и офицеров авиации. Кроме того, постановление Совета министров от февраля 1949 года, утвердившее новые образцы обмундирования для военно-воздушных сил, допускало ношение кортика и при повседневной форме одежды вне строя. С 1958 года кортик перестал являться личным оружием офицеров и генералов ВВС и впредь выдавался по особому указанию для участия в парадах. Внешне авиационный кортик практически полностью повторяет военно-морской кортик обр. 1945 г.и имеет единственное отличие в художественном оформлении устья ножен. Авиационный кортик был запроэктирован в 1945 году вместе с кортиком ВМФ , но появился лишь спустя 4 года.По этой причине авиационный кортик иногда также именуют кортиком образца 1945 года, однако , принимая во внимание тот факт, что первый данный кортик появился лишь в 1949 году, подобное название изначально ошибочно.
Я конечно извиняюсь, но чёт не понял , к чему эта тема . Сюда заглянуть не судьба : https://reibert.info/threads/kortiki-sssr-i-snarjazhenie-k-nim.271756/
Но почему же.? Я внимательно изучил эту тему и мне кажется, что познавательного там меньше чем хотелось бы... Многие вопросы раскрыты не полностью , побольше демонстрация ... Я не пытаюсь кому-то что-то доказать или перебивать , моя тема для начинающих коллекционеров... Я сам еще не знаю что получится, насколько раскроется тема , но попытаюсь... И уж если тема будет не интересна и не читаемая, то... - удалить всегда успеем.
При сравнении авиационных кортиков разных годов выпуска, ранних -до 1954 года и поздних- до 1958 года, можно заметить различное исполнение деталей эфеса и металлического прибора ножен. Кортики, произведенные до 1957 года , имеют позолоченные металлические части с клеймами , ставившимися на перекрестье, устье ,обоймице и наконечнике ножен. Металлические детали кортиков более позднего периода отличаются лаковым покрытием и отсутствием клейм на приборах ножен. Визуально отличить позолоту от лакового покрытия довольно просто : позолоченные части обычно более бледные , а для лаковых- характерен яркий ,насыщенный цвет. Так же попадаются экземпляры кортиков , выпущенные в 1957 году, без какого-либо покрытия.
Необходимо отметить метод нанесения изображений на устье ножен - до 1958 года , то есть за весь период производства авиационных кортиков, изображения наносились методом травления. Цвет рукоятей кортиков , выпущенных в разные периоды,так же может существенно различаться, от светло-желтого до темно-оранжевого. Бытует мнение , что более темные рукояти встречаются на более ранних кортиках , и объясняется это тем , что пластмасса ( неолейкорит ) имеет свойство со временем темнеть... Мое мнение по этому поводу - неоднозначное. Встречаются кортики более позднего выпуска , но со светлыми рукоятями . Это приводит к выводу . что неолейкорит поставлялся изначально светлых и темных тонов , хотя не исключен вариант незначительного потемнения в процессе эксплуатации. Были так же кортики с тигровой рукоятью .Этот вариант многие приписывают к 1957 году , но они встречаются так же и на рукоятях 1954 года
Пример "тигровой" рукояти.Встречается с 1954 года до 1958 года. При рассмотрении конкретного кортика важно учитывать особенности производства разных годов и убедиться , что различные детали кортика относятся к одному и тому же периоду изготовления. В противном же случае очевидно , что рассматриваемый кортик сборный из нескольких экземпляров, выпущенных в разное время.
Клеймились кортики ВВС аббревиатурой " ЗиК " в треугольнике с обозначением года выпуска под ней на пяте клинка с лицевой стороны.С обратной - наносилась серия и порядковый номер. Кроме того , позолоченные металлические части эфеса и ножен кортиков, выпущенных до 1956 года, включительно, маркировались клеймами, которые выглядели как "в" в круге - на наконечнике, обоймице и устье, а так же на перекрестии рукояти, и как "т" в ромбе - на перекрестии рукояти. Отдельные случаи клеймения треугольник с точкой в середине , но это было исключительно в 1950 году и то небольшой партией. Кортики выпущенные в 1956 году не имели обозначения года выпуска , лишь клеймо "ЗиК" в треугольнике на пяте клинка.На кортиках 1957 и 1958 года выпуска обозначение года проставлялось лишь последними двумя цифрами "ЗиК 57 " и "ЗиК-58". С 1958 года производство кортиков для ВВС СССР было прекращено.
Хорошая книга , я пытался купить , но не получилось. "Кортики данного образца выпускались в 70-х на заводе "Булат" - опечатка , выпуск кортиков ВВС закончился в 1958 году.
Немного о клеймении кортиков. Тема интересная , много рассуждений и споров... Я хотел бы предложить свой вариант исследований по этому вопросу. Недостаток информации дает право только предполагать ... но некоторые выводы на основании полученных данных можно сделать : Что касается клеймения кортиков выпуска 1949 года. Кортики "ЗиК 1949"-- номера кортиков этого года выпуска были простыми N и порядковый номер ( пример N 49 и так далее... ) Точных данных в литературе нет ,но исследуя этот вопрос напрашивается вывод , что в 1949 году кортиков ВВС изготовлено приблизительно 2400 шт. Известны номера от N10 до N1952 , меньше и больше я лично не встречал... Наименьший номер кортика 1950 года известный мне N2407
Технология золочения кортиков выпуска 1949 года отличалась от последующих и поэтому на отдельных кортиках 1949 г. мы можем наблюдать как бы легкое чернение , но это отличие связано лишь со способом нанесения позолоты.Позолота наносилась на металлические части кортиков слоем в 8 микрон Для сравнения позолота на кортиках 1954 года
Одними из самых интересных кортиков в плане клеймения были кортики 1950 года выпуска. В мае 1950 года Министерство неожиданно снизило нормы расхода золота, что позволяло делать покрытие арматуры кортиков в 3.8 микрон, тогда как военная приемка настаивала на позолоте в 5 микрон. Лишь в августе , после полного согласования , приемка возобновилась. Проведенная в мае 1950 года ревизия Министерства финансов по расходу золота на заводе предложила более экономичную технологию золочения. Это потребовало поставку множества химикатов и времени. В 1950 году , при производстве кортиков ВВС, пытались летчиков , как более престижный вид войск, как то выделить и ввести чисто летную маркировку номеров кортиков ВВС.. , но несостоятельность руководства и задержки снабженцев сдерживали и так недостаточный , постоянно не выполняющийся план сдачи кортиков. После нескольких выговоров начальник цеха был смещен. Исполняющий обязанности начальника цеха И.И. Диденко в ноябре 1950 года получил выговор. В Приказе отмечалось : " несмотря на ряд самых настойчивых предупреждений руководству цеха...до сего времени, сдача кортиков не достаточна..." Поэтому ,в 1950 году, мы можем наблюдать маркировки разных типов.Некоторое время клейма на кортиках ВВС были типа 1949 года - ( наименьший , известный мне , номер ЗиК 1950 N2407 , а наибольший N4145 ) и начиная с номеров N3621 , N3882 , N3804 . N3977.и до известных мне N4145 клеймо военной приемки было - треугольник с точкой в центре.Потом были пробные ( известны мне только два кортика с отличительной маркировкой ) NА-014 и NВ-182 - клеймение было точно такое же как на N4145 - треугольник с точкой в центре. Но армия требовала и так не достающие кортики, и поэтому было принято решение сильно не заморачиваться с клеймами и продолжить выпуск кортиков ВВС с номерами типа морских - N03262.
У кортиков ВВС 1950 года выпуска имеется еще одна любопытная деталь : на ножнах расстояние между устьем и обоймицей очень узкое по сравнению с кортиками других годов выпуска - не превышающее - 1 см. И это характерно только для кортиков выпуска 1950 года. для сравнения 1954 г.
Инфа вся известная,но хорошо написали.У меня кстати с номером 105.Для полноты картинки напишите и о ремнях с подвесами.Пусть все будет вместе.