Недавно перебирал архивы в компе, нашел процесс реставрации кавалерийского шлема. Решил выставить, похвастаться и может что подскажут на будущее. А начиналось все так: Была у меня давняя мечта собрать германский кавалерийский стальной шлем. Ну типа кирасира или чего-то в этом роде. На копанину не тянуло, давно прошел через это и уже хотелось чего-то более менее подходящее для реанимации. И вот на одном из заморских аукционов нашелся колпак конного егеря в отличнейшем состоянии. Фактически реально мне повезло, поскольку торги заканчивались ночью и не так много народу отслеживало тему, вот и подфартило. Переплыв океан, девайс, пройдя несколько таможен оказался у меня.....
Вот так выглядел сей предмет и масштабах предстоящей работы. Кстати, даже фирма производитель тот-же.
С самим шишаком проблем не возникало - они периодически подобно грибам вылазят в Карпатских горах, но вот с основой была напряженка. Даже если бы ее и посчастливилось бы найти, состояние было-бы удручающее. Поэтому было принято решение изготовить ее "с нуля". Алекс 88 на латунной пластине выдавил высту-валик, а дальше випилял "розочку".
Из славного города Коломыя знакомый привез такого вот орлика. Видимо там дислоцировались подразделения конных егерей или драгун, имевших точно такие-же птицы. Орел таки неплохо сохранлся за исключением поврежденной короны (отсутствует крест). Для восстановления предмет был отправлен вслед за шишаком к специалисту....
Ну покуда комплектующие находятся в работе, взялся за сам колпак. После очистки от серебрянной краски, оказалось, что шлем еще покрыт ржавчиной. Поэтому пришлось изрядно поработать крацовкой очистив его, ну до состояния того, что есть у котов недалеко от хвоста. Дальше стал вопрос о его внешнем виде. Изучив множество фотографий шлемов конных егерей стало ясно, что они были черного цвета и в подавляющем большинстве - вороненые, а не крашенные. Сначала хотел проварить его в щелочном растворе для воронения, но внимательно изучив шлем, обнаружил, что его воротник припаян на оловянный припой. И хотя температура кипения ниже температуры плавления олова, неизвестно как бы повела себя столетняя пайка в агресивной среде. Поэтому не решил рисковать и применил немецкий раствор "Клевер" для холодного воронения. Вышло довольно неплохо и после мыльной бани, шлем был густо смазан моторным маслом и повешен греться на солнышко на несколько дней.
Теперь пришлось взяться за болезненную процедуру, с которой сталкиваются все реставраторы пикельхельмов. Это так называемые 91-е крепления. Проблема в том, что они очень тонкие, и сильно гниют. Ножки крепления к шлему у них всегда выгниваюти их приходится припаивать заново. Но не в этом проблема. Дело в том, что с началом войны, в целях экономии, их начали делать стальными с последующим латунированием. И вот когда начинаешь чистить сей предмет от окислов, он неожиданно начинает просто разваливаться в руках на куски. Короче редкий и деффицитный предмет из элементов шлема. Свои крепления пришлось пропаять и покрыть серебром, поскольку шлем стальной с элементами белой фурнитуры. Получились вот такие "осьминожки".
Обвес шлема патинируется специальным раствором., после чего лишняя чернь удаляется канцелярской стирательной резинкой. Крепления устанавливаются на шлем.
Пришел отремонтированный орел. Вроде все неплохо сделано, но что-то в нем было не то. И наконец-то все стало понятно - мастер тупо провтыкал и забыл припаять крепления. Теперь все придется делать самому, назад везти уже нет желания.
Итак, пришлось самому припаивать крепления на орлика, что привело к неприятным, но вполне ожидаемым последствиям. Под действием температуры, в местах пайки полностью сошло серебрение. Пришлось заново наращивать слой серебра на поверхность птички.
После высыхания, при помощи стирательной резинки, убирается лишняя патина, создавая "птичке" бывалый вид.
Окрасил низ козырька в зеленый цвет. Все время думал, для чего это делалось именно на стальных шлемах егерей и кирасиров. А ведь каски-то стальные и от постоянного хватания рукой за козырек они станут блестеть и бликовать от солнца, слепя хозяина. Тем более у кирасиров, в отличии от егерей они по жизни блестящие. Ну а зеленый цвет самый оптимальный для человеческого глаза, это уже доказали современные ученые, а немцы это уже в 19-м веке знали. Хотя это мое субьективное мнение.
Кламмерам пришлось дать новую жизнь. Мой товарищ пропаял их на резьбовые ножки и сделал гайки. резьба как и положено, дюймовая.
Стал вопрос насчет подшлемника. Ставить новодельный ну просто рука не поднималась. Поэтому полез в закрома гаражные, где много-много лет валялись невостребованные комплектующие. Нашел подходящий вариант от немецкой каски то-ли "Люфтшутца", то-ли пожарника. Но главное немецкого и старого. При постановке на шлем, он идеально подошел по размеру, словно предназначен был для него.
Итак, продолжаю собирать дальше "каску конноегерскую" (переименовали-же). Андрей подкинул оригинальные фото креплений подшлемника и благодаря его помощи сваял подобное.