Каспийская флотилия

Тема у розділі 'Біла справа', створена користувачем Josef Danel, 22 чер 2010.

  1. Josef Danel

    Josef Danel Moderator

    Повідомлення:
    31.842
    Адреса:
    Kyiv, Ukraine
    Весной 1919 года была сформирована Каспийская флотилия, имевшая к началу 1920 года в своём составе 9 вспомогательных крейсеров, 7 канонерских лодок и военно-морскую авиацию, включавшую 10 гидросамолётов на двух авиатранспортах, а также ряд вспомогательных судов.

    Флотилия входила в состав ВСЮР, командовали флотилией капитан первого ранга, а затем контр-адмирал А. И. Сергеев, затем капитан первого ранга Б. М. Бушен.

    Каспийская флотилия вела активные боевые действия против «красных»: сражалась с кораблями Волжско-Каспийской флотилии РККФ в районе дельты реки Волга, вокруг Астрахани поставлиа минное заграждение из двухсот мин, обеспечив тем самым морскую блокаду города, оказывала существенную поддержку войскам «белых» на приморском фланге.

    В связи с успешным наступлением Красной армии, захватившей основные пункты базирования Каспийской флотилии в Гурьеве и Красноводске, вынуждена была в апреле 1920 года перебазироваться в Баку, а из Баку в находившийся под контролем союзной Великобритании иранский порт Энзели. При этом вспомогательный крейсер «Австралия» и посыльное судно «Часовой» покинули флотилию и перешли на сторону большевиков.

    В Энзели флотилия была фактически интернирована англичанами. 17-18 мая 1920 года после успешной для красных Энзелийской операции 23 корабля флотилии и 4 гидросамолёта были отбиты у англичан, возвращены в Советскую Россию и включены в состав РККФ.
     
    Cattus marinus подобається це.
  2. Цікаві лоти

    1. Фляга US виробник AСА 1918 року, алюміній, має тавро. Харчовий стан. Все на фото.
      900 грн.
    2. Подсумок Мосина кожа мягкая без проблем
      9500 грн.
    3. знайдені на позиціях ПСВ
      250 грн.
    4. Распродаж коллекции . Отмыта 100 летняя краска - все помыто - почищено . Общий вес лота = 1 кг 130 г...
      450 грн.
    5. Все, як на фото. Чиста оптика без плісняви, не двоїть. Регулюється в штатному режимі. Приклад проход...
      1490 грн.
  3. Josef Danel

    Josef Danel Moderator

    Повідомлення:
    31.842
    Адреса:
    Kyiv, Ukraine
    Список Начальников отрядов и командиров судов Каспийской флотилии.
    Начальник флотилии капитан 1-го ранга - Сергеев Апполинарий Иванович
    Вспомогательный крейсер “Президент Крюгер” - старший лейтенант Куликов Иван Федорович

    А. ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ
    1-й отряд
    капитан 2-го ранга Пышнов Борис Михайлович
    1-е отделение.
    Вспомогательный крейсер “Дмитрий Донской” капитан 2-го ранга Бушен Борис Николаевич
    Вспомогательный крейсер “Европа” лейтенант Мацилев Николай Алексеевич
    Вспомогательный крейсер “Слава” старший лейтенант Остолопов Алексей Алексеевич
    Вспомогательный крейсер “Самарканд” (вооружается) прапорщик Овсянников
    2-е отделение
    Вспомогательный крейсер “Австралия” старший лейтенант Черноцкий Константин Иванович
    Вспомогательный крейсер “Америка” старший лейтенант Ваксмут Анатолий Николаевич
    Вспомогательный крейсер “Африка” старший лейтенант Устинов Петр Константинович
    Вспомогательный крейсер “Астрахань” (вакансия)
    2-й отряд (речной) капитан 2-го ранга Марков Вячеслав Николаевич (временно капитан 2-го ранга Потемкин Пл. Николаевич)
    1-е отделение
    Канонерская лодка “Надежда” (временно выведена из строя) лейтенант Вирен Роберт Эдуардович
    Канонерская лодка “Опыт” мичман военного времени Никифоров Михаил Иванович
    Посыльное судно “Доброволец” мичман Шейнерт Владимир Ал.
    2-е отделение
    Канонерская лодка “Князь Пожарский” старший лейтенант Ильвов 2-й Сергей Яковлевич
    Канонерская лодка “Греция” (ст) лейтенант Колопов Петр Иванович
    Канонерская лодка “Милютин” мичман Сапунов Петр
    3-е отделение
    Военная баржа № 1 “Которосль” мичман Сукин Юрий Александрович
    Военная баржа № 2 “Терек” (вакансия)
    Военная баржа № 3 “Секира” капитан Афанасьев
    4-е отделение (они же тральщики) вр.и.д. начальника подполковник Железков-Господинов
    Сторожевой катер “Петровск” прапорщик Першин
    Сторожевой катер “Ретвизан” прапорщик (армии) Шапошников
    Сторожевой катер “Крепыш” прапорщик Закурдаев
    Сторожевой катер “Михаил” корнет Дорошко
    Сторожевой катер “Литта” мичман Андреев
    Сторожевой катер “Сулак” (вакансия)
    Сторожевой катер “Горелый” (вакансия)
    Сторожевой катер “Орлик” мичман Родзевич
    Сторожевой катер “Мери” поручик (армии) Кочуров
    Сторожевой катер “Успех” прапорщик Точунов
    Сторожевой катер “Валя” прапорщик Примаченко
    Сторожевой катер “Любимец” подпоручик Яковлев
    Рыбница № 1 мичман Вояковский
    Рыбница № 2 боцман Калмыков Павел
    Рыбница № 3 старшина Попов Василий
    3-й отряд (вспомогательные) капитан 2-го ранга Алышевский
    1-е отделение лейтенант Страутинг, начальник дивизиона истребителей
    Транспорт-матка “Владимир” мичман военного времени Гаусман
    Транспорт-матка “Кама” мичман Павлов Леонид
    Транспорт-матка “Ока” и.д.коменданта прапорщик Шаккум
    Транспорт-матка “Орленок” лейтенант Зонн Борис Владимирович
    Транспорт-матка “Кизыл-Агал” (береговая база минных катеров) комендант поручик по Адмиралтейству Сероус-Музыка
    Минные катера №№ 1 – 12 начальник дивизиона минных катеров старший лейтенант Ильвов Сергей (зачеркнут)
    Командиры минных катеров:
    Лейтенант Эльманович Владимир
    Мичман Сеньковский Александр
    Мичман Степанов Александр
    Мичман Макарин Николай
    Мичман Скорописов Николай
    Мичман Курицин Владимир
    Мичман Будилов Николай
    Мичман Ковалевский Константин
    Мичман Лавров Борис
    Мичман Заводовский Егор
    Мичман Огарков Алексей
    Мичман Треер Эдвиг
    2-е отделение (военные)
    Транспорт-матка “Волга” лейтенант Шепелев Владимир Николаевич
    Транспорт-матка “Эдиссон” прапорщик Страйков
    Гидрогруппа № 1 (морской) штаб-ротмистр Надеждин
    Гидро № 1
    Гидро № 2
    Гидро № 3
    Гидро № 4
    Гидро № 5
    Гидро № 6
    Гидрогруппа № 2 (Донской) поручик Румянцев
    Гидро № 7
    Гидро № 8
    Гидро № 9
    Морские летчики 2-го отряда Донского гидро-авиационного дивизиона:
    Подпоручик Плахотниченко
    Подпоручик Шаранов
    Подпоручик Овечкин
    Летчик-наблюдатель подпоручик Нейман
    Гидрогруппа № 3 (Каспийский) поручик Головинский
    Гидро № 10
    Гидро № 11
    Гидро № 12
    Морские летчики 3-го Каспийского морского воздушного отряда:
    Поручик Долгополов
    Подпоручик Базенков
    Подпоручик Боровиков
    Подпоручик Бильченко
    Подпоручик Дземиткевич
    Подпоручик Геевский-Робитов
    Летчик-наблюдатель подпоручик Шапошников
    4-й отряд
    Вспомогательный крейсер “Азия” лейтенант Макеев Василий Яковлевич
    Канонерская лодка “Меркурий” лейтенант Каменский Борис Алексеевич (?)
    Посыльное судно “Часовой” старший лейтенант пограничной стражи Кушнеренко Иван
     
    Cattus marinus подобається це.
  4. Josef Danel

    Josef Danel Moderator

    Повідомлення:
    31.842
    Адреса:
    Kyiv, Ukraine
    Б. ТРАНСПОРТНАЯ ФЛОТИЛИЯ
    Капитан 2-го ранга Апушкин Александр Аркадиевич
    1-й отряд (сухогрузные)
    Транспорт “Полюс” мичман военного времени Шарников
    Транспорт “Казбек” прапорщик Исаев
    Транспорт “Мередиан” капитан Евсеев
    Транспорт “Экватор” комендант мичман Ласский Вячеслав
    Транспорт “Север” мичман военного времени Костырин
    2-й отряд (наливные)
    Транспорт “Сократ” мичман Михайлов
    Транспорт “Алесгерье” прапорщик Богатырев
    Транспорт “Арцыв” мичман Коростелев
    Транспорт № 6 (зачеркнут)
    3-й отряд (речной)
    Транспорт “Мухсага” комендант мичман военного времени Костюченко
    Транспорт “Москва” комендант прапорщик Ворушило
    Транспорт № 3 (зачеркнут)
    (лоцманское судно “Аракс” прапорщик по Адмиралтейству Никулин (все зачеркнуто)
    В. ДИРЕКЦИЯ ЛОЦИЙ И МАЯКОВ
    Капитан 2-го ранга Чухнин Григорий Григорьевич
    Лоцманское судно “Аракс” (комендант) прапорщик по Адмиралтейству Никулин
    Лоцманское судно “Кетте” мичман военного времени Медведев Н.
    Плавучий маяк “Средний Жемчужный” мичман военного времени Никитин
    Плавучий маяк “Красноводский” капитан дальнего плавания Обыдов
    Плавучий маяк “Ашур-Адесский” капитан малого плавания Молчанов
    Г. ПОРТОВЫЕ СУДА
    Транспорт “Мануфактура” поручик Яцковский
    Катер “Ундина”
    Катер Z 13
    Катер Z 15
    Флаг-капитан распорядительной части лейтенант (нер.)
    Флаг-офицер мичман Боколов
     
    Cattus marinus подобається це.
  5. Josef Danel

    Josef Danel Moderator

    Повідомлення:
    31.842
    Адреса:
    Kyiv, Ukraine
    Бой в Тюб-Караганском заливе

    Крупнейшее сражение на Каспийском море во время Гражданской войны в России.

    Бой в Тюб-Караганском заливе 21 мая 1919 г. — сражение между кораблями красной и англо-российской флотилий у северо-западного побережья полуострова Мангышлак.

    Вкратце - В апреле 1919 г. красные пытались своей Астрахано-Каспийской флотилией овладеть важнейшими пунктами на побережье, завоевать господство на море и прервать морское сообщение между белыми армиями генерала А. И. Деникина и адмирала А. В. Колчака по линии Петровск – Гурьев.

    Союзная англо-российская флотилия , под командованием англичан разбила значительно превосходящие силы красных, и вплоть до отступления армий Деникина весной 1920 г. и самоликвидации белой флотилии на Каспии красные морские силы не смели вести каких - либо активных действий.

    Мичман Лишин:
    "... Море вблизи и вдали от наших кораблей кипело разрывами, но ясно было, что большевики не способны корректировать своей стрельбы, так как одновременно стреляли их орудия из трех разных направлений, по разным целям, и одни мешали пристрелке других. Никакой согласованности или общего управления огнем не было.
    Огонь «Крюгера» был перенесен в кучу кораблей у берега. Наши попадания были ясно видны. Разрывы наших снарядов подымались в этой куче один за другим. Скорострельность английских орудий «Крюгера» была прекрасной, и прислуга работала, как часовой механизм.

    На линии между кучей судов в глубине бухты и баржой — плавучей батареей, находившейся теперь еще более справа от нас, несколько вдали от материка, стоял на якоре какой-то пароход. В бинокль была ясно видна беготня на нем. Орудий на нем не было видно, и огня он не открывал. Впоследствии мы узнали, что этот пароход был гружен пятьюдесятью минами заграждения.

    В расстоянии кабельтовых 30-ти от кучи кораблей в глубине бухты «Крюгер» изменил курс на 90 градусов вправо. Остальные корабли, оставаясь в кильватере, тоже сделали поворот. Теперь все корабли могли уже работать бортовым огнем по главным целям и, повинуясь указаниями крюгеровского артиллериста, стали забрасывать большевистские корабли снарядами.

    Стрельба оказалась действительной: то здесь, то там в куче большевистских кораблей стали вспыхивать пожары, вспыхнул пожар и на пароходе, груженном минами заграждения, на который перенес свой огонь «Крюгер». В баржу уже раньше попало несколько крюгеровских снарядов. Теперь ей пришлось плохо: она только кое-как отвечала одним орудием, но через короткое время прекратила огонь совсем. В бинокль было ясно видно, что она сильно скрепилась и осела.
    Идя тем же строем и ходом, мы постепенно стали удаляться и, наконец, вышли из боя.

    На «Крюгере» оставалось около 50-ти снарядов, приблизительно такое же количество оставалось на каждом из других наших кораблей»

    Надо сказать , что экипажи союзных кораблей были смешанными. Машинные команды и штурмана - россияне, артиллеристы и часть вахтенных офицеров - англичане. Командовали кораблями - как правило английские лейтенанты.

    Некоторые эпизоды:

    Еще перед упомянутым боем , 15 мая с 12-футового рейда в форт Александровский вышли красные суда : транспорт «Алекбер» с шаландой «Усейн Аббат» на буксире и транспорт «Баку» со шхуной «Дербент» под конвоем эсминца «Яков Свердлов». В 17 милях от форта Александровский конвой встретил «Президента Крюгера» и «Вентюр»( это -вооруженные коммерческие пароходы союзников) . Немедленно шаланда «Усейн Аббат» и шхуна «Дербент» были брошены, а транспорты «Алекбер» и «Баку» с эсминцем «Яков Свердлов» укрылись в Тюб-Караганский залив. Брошенные суда, груженные 35 тыс. пудов угля и 250 саженями дров, англичане потопили артиллерийским огнем, предварительно сняв с них команды и документы. Риторический вопрос — неужели советский эсминец не мог снять людей с судов, чтобы не оставлять их на расправу белым? Чтобы оправдать свою трусость, военморы донесли о шести английских кораблях. А может, в глазах троилось? Любопытно, что очевидец мичман Лишин, находившийся на «Крюгере», даже не упоминает об эсминце, видимо, красные драпанули, лишь увидев дымы на горизонте.

    20 мая из Петровска в сторону Форта Александровского, где были обнаружены значительные морские силы большевиков вышла флотилия под командованием коммодора Д. Норриса в составе вооруженных пароходов -«Президента Крюгера», «Вентюра», «Азии», «Эммануила Нобеля», «Славы», «Зороастра», «Биби Эйбата» и «Виндзора Кастла».

    К этому времени на рейде форта Александровского оставались следующие корабли красных: «Каспий» (флаг начальника отряда), эсминец «Москвитянин», заградитель «Демосфен», подводные лодки «Минога» и «Макрель» с их базой пароходом «Ревель», шесть катеров-истребителей, возвратившихся из рейда, плавбатарея № 2, транспорты «Баку» (флаг начальника отряда транспортов), «Мехти», «Алекбер», «Туман», «Мартын», вспомогательные суда «Бакинец», «Ряжск», «Крейсер», «Лейла», «Гельма», водяная баржа «Рюрик», продбаза «Зороастр», баржа № 2, шхуна «Рыбачка» с углем.


    Мичман Лишин находился на флагманском корабле «Президент Крюгер».
    ... Не успели мы еще подойти до предела видимости городка в глубине бухты, как из-под высокого берега к нам понеслось три большевистских вооруженных катера...

    Поведение большевистских катеров сразу показало, что ими командовали не офицеры. Идя без всякого строя, вразброд, они не решились подойти даже на свой собственный пушечный выстрел, и когда они открыли беспорядочную стрельбу по нам, снаряды их дали большие недолеты. Катера крутились между нами и берегом, то приближаясь к нам, то удаляясь, то поворачивая прямо на нас, то идя параллельным курсом. При этом они все время меняли свои скорости. Мы же продолжали идти все тем же строем и курсом, постепенно сближаясь с высоким берегом. На огонь катеров мы не отвечали.
    Вдруг на кромке высокого берега, ясно вырисовавшись на фоне неба, показалась игрушечная по виду, благодаря дальности расстояния, полевая батарея, несущаяся карьером. Ясно было видно, как батарея развернулась, построилась, и вскоре море вокруг нас стало пестриться разрывами — то совсем близкими, то далекими.


    Мичман Лишин:
    "... Море вблизи и вдали от наших кораблей кипело разрывами, но ясно было, что большевики не способны корректировать своей стрельбы, так как одновременно стреляли их орудия из трех разных направлений, по разным целям, и одни мешали пристрелке других. Никакой согласованности или общего управления огнем не было.
    Огонь «Крюгера» был перенесен в кучу кораблей у берега. Наши попадания были ясно видны. Разрывы наших снарядов подымались в этой куче один за другим. Скорострельность английских орудий «Крюгера» была прекрасной, и прислуга работала, как часовой механизм.

    На линии между кучей судов в глубине бухты и баржой — плавучей батареей, находившейся теперь еще более справа от нас, несколько вдали от материка, стоял на якоре какой-то пароход. В бинокль была ясно видна беготня на нем. Орудий на нем не было видно, и огня он не открывал. Впоследствии мы узнали, что этот пароход был гружен пятьюдесятью минами заграждения.

    В расстоянии кабельтовых 30-ти от кучи кораблей в глубине бухты «Крюгер» изменил курс на 90 градусов вправо. Остальные корабли, оставаясь в кильватере, тоже сделали поворот. Теперь все корабли могли уже работать бортовым огнем по главным целям и, повинуясь указаниями крюгеровского артиллериста, стали забрасывать большевистские корабли снарядами.

    Стрельба оказалась действительной: то здесь, то там в куче большевистских кораблей стали вспыхивать пожары, вспыхнул пожар и на пароходе, груженном минами заграждения, на который перенес свой огонь «Крюгер». В баржу уже раньше попало несколько крюгеровских снарядов. Теперь ей пришлось плохо: она только кое-как отвечала одним орудием, но через короткое время прекратила огонь совсем. В бинокль было ясно видно, что она сильно скрепилась и осела.
    Идя тем же строем и ходом, мы постепенно стали удаляться и, наконец, вышли из боя.


    .....На «Крюгере» оставалось около 50-ти снарядов, приблизительно такое же количество оставалось на каждом из других наших кораблей»
     

    Images:

    4.jpg
    Cattus marinus подобається це.
  6. Josef Danel

    Josef Danel Moderator

    Повідомлення:
    31.842
    Адреса:
    Kyiv, Ukraine
    Победа , казалось бы была полной. У моряков красной флотилии , по воспоминаниям Кирова царили "растерянность всех и вся, полный разлад среди команды... началось неладное, комиссары ничего не могли поделать ... команды требовали немедленного ареста Сакса, Попова и др.

    Но , тем не менее красным удалось эвакуировать Форт-Александровский, и это ставилось в упрек коммодору Норррису, как не доведшему сражение в Тюбкараганском заливе до полного уничтожения сил противника.

    Как вспоминает мичман Лишин, с упреком по поводу завершающей части морского сражения высказался адмирал Колчак: «Почему ушли, имея возможность закончить бой как следует? Ведь большевики еще отвечали, а вы не могли быть уверены, что вами нанесено решительное поражение. Почему не послали «Си-Эм-Би» (торпедные катера)? Почему «Волга» с шестидюймовыми орудиями и полным запасом снарядов не была использована хотя бы в последней стадии боя?..»

    «Бой в Тюб-Караганском заливе как зеркало российской Гражданской войны». Документы обеих сторон опровергают миф советской пропаганды о героических революционных матросах...«клёшники» проспали противника, а потом драпанули на берег.

    Однако и англичане имели возможность полностью уничтожить суда большевиков, но не сделали этого из политических соображений.

    Материалы: А. Б. Широкорад



    Британский гидросамолет «Шорт – С 184», однотипный с участвовавшими в налетах на Форт-Александровский
     

    Images:

    5.jpg
    Cattus marinus подобається це.
  7. Josef Danel

    Josef Danel Moderator

    Повідомлення:
    31.842
    Адреса:
    Kyiv, Ukraine
    Куров Сергей Владимирович, р. 1895. Морской корпус 1914. Мичман. В Добровольческой армии до 14 окт. 1918 на бронепоезде "Адмирал Непенин", после окт. 1918 на бронепоезде "Дмитрий Донской". В Вооруженных силах Юга России на Каспийской флотилии. Лейтенант. К 16 мая и летом 1921 в Басре (Месопотамия). В Белых войсках Восточного фронта на Сибирской флотилии. При эвакуации 1922 г. - командир корабля "Свирь" той же флотилии в походе от Гензана до Шанхая и из Шанхая в Олонгапо (Филиппины), где оставался на кораблях. В эмиграции в Китае, в 1937 - в Гонконге, 1936–1939 - член кают- кампании в Шанхае.
     

    Images:

    1.jpg
    ivanov1 подобається це.