Юнкерс Ю.52/3m Назначение: бомбардировщик, транспортный самолёт. Первый полёт: 1931 Принят на вооружение: 1932 Производитель: Junkers Всего построено: 4850 Характеристики Экипаж: 3 чел Макс. скорость у земли: 265 км/ч км/ч Макс. скорость на высоте: 210 км/ч км/ч Боевой радиус: 650 км км Дальность полёта: 1300 км км Практический потолок: 5900 м Скороподъёмность: 4 м/c м/мин Размеры Длина: 18,90 м Высота: 4,65 м Размах крыла: 29.25 м Площадь крыла: 110,50 м² Масса Пустой: 6510 кг Снаряжённый: 9200 кг Макс. взлётная: 10 990 кг Силовая установка Двигатели: 3× BMW 132T Тяга (мощность): 750 л.с. (900 кВт) Вооружение Стрелково-пушечное вооружение: 1× 13 мм MG 131 пулемёт 2× 7,92 мм пулемёта MG 15 Внутренняя бомбовая нагрузка: 455 кг. http://ru.wikipedia.org/wiki/Junkers_Ju_52 http://airwar.ru/enc/cww2/ju52.html
Модификация Ju 52/3m оснащалась тремя моторами BMW Hornet, производимыми в Германии по лицензии. Часть машин позже оснащалась моторами BMW 132A (версия Ju 52/3m g4e), BMW 132T (Ju 52/3m g6e и g8e). К 1932 году к немецкой авиакомпании "Люфтганза" летало уже 240 машин этого типа и их число постоянно росло. К 1940 году у этих машин утвердилась репутация очень надежных - за все эти годы с ними произошло всего 7 летных происшествий. Кроме "Люфтганзы", летали в авиакомпаниях Deruluft (5), Condor (17), South African Airways (15), Malert (5), Ala Littoria (5), Chia (5) Sabena (9) и т.д.
На этом сайте есть небольшой список 52-х по заводским номерам: http://www.preservedaxisaircraft.com/Luftwaffe/junkers/junkers52.h Добавлю фото кабины пилотов:
В начале 20-х годов прошлого столетия для авиалиний стали требоваться самолеты с бОльшей пассажировместимостью. Инженер Эрнст Зиндель, работавший в фирме Юнкерс, на базе самолета Юнкерс F13 разработал модель G23. По силуэту самолеты были похожи, но новая машина принимала на борт 8-9 пассажиров, а ее модификация G24 с двигателями увеличенной мощности - 9-10 пассажиров. Было построено 72 машины обоих версий. Но этого было недостаточно и в 1926 году тем же Зинделем была разработана модель G31, рассчитанная на 15 пассажиров. Основываясь на результатах эксплуатации этой машины, Зиндель в 1929 году разработал одномоторный самолет Ю-52. Его прототип (заводской номер 4001) был поднят в воздух 13 октября 1930 года под обозначением Ju-52 ba. Он был предназначен исключительно для перевозки грузов. Всего с прототипом был построено семь машин с рядом отличий: прототип (заводской номер 4001, регистрационный D-1974), с рядным двигателем Junkers L-88a мощностью 800 л.с. и такой же прототип под обозначением Ju-52 be под двигатель BMW VIIaU мощностью 750 л.с., Ju-52 bi (регистрационный D-2133), Ju-52 ce (регистрационные D-USON и D-UHYF), Ju-52 cai (D-2356), Ju-52 cao (CF-ARY). Эти машины эксплуатировались с разными двигателями, с колесным шасси, поплавками и лыжами для посадки на снег (эксплуатировался в Канаде). В немецких публикациях Ju-52 позже обозначался как Ju-52/1m. Источник - B.Kempski - Samolot transportowy Junkers Ju-52/3m
Продолжение: В 1931 году авиакомпания Lioyd Aereo Boliviana заказала два экземпляра этой машины под оснащение тремя американскими звездообразными моторами Pratt & Whitney Hornet мощностью по 600 л.с. каждый. Под эти требования был перестроен один из прототипов (заводской 4007), который стал прототипом новой версии, обозначенной, как Ju-52/3m. Пробные полеты показали хорошие характеристики этой версии. Цилиндры двигателей не имели капота. Построенные два экземпляра были отправлены в Боливию в 1932 году. В том же году эта версия была экспонирована на международном авиасалоне в Париже. В это время на заводах BMW началось лицензионное производство моторов Hornet, получивших наименование BMW Hornet. На их основе специально для этой модели самолета разработан двигатель BMW 132. Следующие шесть экземпляров Ju-52/3m были построены для немецкой Lufthansa, шведской A.B.Aerotransport и финской Aero ON. До начала крупносерийного производства модель выпускалась с самыми разными двигателями: PW Hornet, Armstrong-Siddley Leopard, Rolls-Royce Bussard, Jumo 4i204, Hispano-Suize 12M6 и 12N5, Piaggio PXR, Bristol Pegas VI, PW Wasp 53H1-C. Фото 3 - боливийская версия. Фото 6 - с двигателями Jumo
Фото "тетушки Ю" из Швейцарии - интерьер и экстерьер: http://www.fliegerszene.de/ju.htm Бразильская страничка: http://www.luftwaffe39-45.historia.nom.br/aero/ju52.htm
Версии и модификации: be - два экземпляра (заводские номера 4008 и 4009) построены для Боливии. Такие же три экземпляра (заводские 4010-4012) построены для Колумбии, где получили регистрационные номера 621-623. ba - с двигателями Hispano-Suize (заводской номер 4016, регистрационный CV-FAT). ce - с двигателями PW Hornet (заводские 4013, 4014, 4016, 4017, 4019). Регистрационные номера соответственно: D-2201, OH-ALK, D-2202, SE-ADR, D-2468. fe - с двигателями BMW Hornet (заводской 4020). ile - 1 экземпляр с регистрационным D-3012 ge - серийный самолет, выпускавшийся с 1933 года с двигателями BMW-132 A или E мощностью по 650 л.с. g2e - с двигателями BMW-132 A-3 l - с двигателями PW Hornet S1eC g - с двигателями Piaggio PXR или PW Wasp 53AL-G для Аргентины и для Польши с двигателями Bristol Pegasus VI ho - для Люфтганзы с двигателями Jumo 205-C (4045, D-AJVR), (4055, D-AQAR) reo - с двигателями BMW-132 Da/De Sa3 - с двигателями BMW-132 A-3 te - с двигателями BMW G или l -12 - с двигателями BMW-132 L Z/Z1 - с двигателями BMW Z-3 g3e - модель для Люфтваффе как бомбардировщик с двигателями BMW-132 A g4e - модель для Люфтваффе для грузовых перевозок, имеющая оборонительное вооружение. Впервые установлено хвостовое колесо вместо костыля. g5e - модель для Люфтваффе с двигателями BMW-132 T мощностью по 830 л.с. g6e - усовершенствованная модификация g5e, оснащенная радио. g7e - модель с грузовой дверью увеличенной площади, выпускалась с 1941 года. g8e - вместо MG 15 калибра 7,9 мм установлен пулемет MG 131 калибра 13 мм или два бортовых MG 15 g9e - модификация для буксировки транспортных планеров, имеет дополнительный MG 15 над кабиной экипажа g10e - поплавковый вариант g12e - рассчитана на транспортировку 17 солдат с вооружением g14e - имеет бронирование кабины пилотов MS - морской противоминный тральщик Источник - B.Kempski - Samolot transportowy Junkers Ju-52/3m
Во второй половине тридцатых годов машина массово выпускалась для гражданских авиалиний. Больше всего самолетов этого типа было, конечно же, в Люфтганзе. В ее строю находилось 252 экземпляра. Кроме того, 30 авиакомпаний (кроме Германии) из 25 стран эксплуатировали 265 самолетов этой модели. Из них больше всего "тетушек" имела Франция - 113 машин. Модель была чрезвычайно популярна, доминировала на пассажирских авиалиниях и принесла своему производителю огромные прибыли. Кроме того, самолет производился в версиях бомбардировщика и военно-транспортного самолета. Всего до начала Второй мировой войны было выпущено около 1600 самолетов этого типа. Во время войны было построено еще 3225 экземпляров транспортной версии. Последние машины были выпущены в 1944 году. Кроме Германии, во время войны выпускались по лицензии в Венгрии, Чехословакии, Голландии (поплавковые версии) и Франции. По окончании Второй мировой войны самолеты Ju-52/3m выпускались во Франции под обозначением AAC-1 Toucan (400 машин) и в Испании под обозначением CASA-352 (170 машин). На Новой Гвинее эти машины эксплуатировались до 1954 года, а в Испании - до 1970-х годов. В СССР после 1944 года эксплуатировались около 80 трофейных машин этого типа, преимущественно в Западной Сибири. Источник - B.Kempski - Samolot transportowy Junkers Ju-52/3m
Конструктивно фюзеляж Ю-52 состоял из трех частей. В передней части располагался двигатель. В средней части расположены кабины экипажа и пассажиров, крепление центроплана. Задняя часть состоит из багажного отделения, туалета и крепления хвостового оперения. В кабине экипажа слева расположено кресло пилота, справа - кресло бортмеханика. Между ними находится откидное кресло радиооператора. Пассажирская кабина была разделена на кабину для курящих с четырьмя креслами и для некурящих (13 кресел). В поздних версиях этого разделения салона уже не было. Стены пассажирской кабины имели звукоизоляцию, а температура регулировалась наддувом теплого воздуха. Под кабиной экипажа и первыми пассажирскими креслами находились четыре багажных отсека с люками, открывающимися снаружи. Общая масса груза, перевозимого в переднем багажнике - 930 кг. За бортовой дверью салона на борту располагался люк доступа в задний багажный отсек, рассчитанный на груз в 130 кг. Бомбардировочная версия имела под фюзеляжем между шасси выдвижную турель с пулеметом и прицел бомбардира. Бомбы располагались внутри фюзеляжа. Транспортная версия не имела звукоизоляции салона, а в фюзеляже, кроме обычных дверей, имелись погрузочные люки - с левой и правой сторон. Источник - B.Kempski - Samolot transportowy Junkers Ju-52/3m