Вы думаете, в свете нынешних событий, уместно употреблять метафору братья, в отношениях между народами?
А ляхов погубил видимо исключительно жестами с ними общаясь. За это видимо они его и зарубили. В продолжение про Сусанина: Экспертиза установила, что останки, найденные под Костромой, принадлежат герою, отдавшему «жизнь за царя» 31.01.2005 На прошлой неделе стало известно: останки человека, найденные два года назад под Костромой, принадлежат Ивану Сусанину! В Российском центре судебно-медицинской экспертизы наконец завершились генетические исследования. Теперь костромские археологи могут однозначно сказать, что нашли останки именно Ивана Сусанина. К сенсационному открытию костромичи шли три года. Экспедицию по поиску останков народного героя организовала костромская администрация. Археологи перекопали землю вокруг трех деревень под Костромой, вскрыв почти четыреста захоронений. И только возле деревни Исупово специалисты обнаружили останки человека-легенды. Там, где долгое время было болото, появилась поляна, на которой откопали множество скелетов. Нашли и нательные кресты. Почти все они были католическими. И, как предположили археологи, принадлежали польским солдатам - тем, которых Иван Сусанин завел в болото. Лишь один крест был православным и состоял из осколков. - Похоже, что этот крест был разрублен и принадлежал он, скорее всего, именно Ивану Сусанину! - рассказывает археолог областного Комитета по охране и использованию историко-архитектурного наследия Сергей Алексеев. - Мы тогда начали изучать найденные останки, среди которых был и череп с глубокой рубленой раной. Для идентификации ученые вскрыли еще и могилы родственников Сусанина, которые принадлежали роду Сабининых. Их ДНК позволила провести генетическое сравнение. На днях были получены официальные результаты экспертизы. - Найденные останки однозначно принадлежат родственнику Сабининых, - считает профессор Виктор Звягин. Экспертиза помогла восстановить и внешний вид народного героя. Иван Сусанин был чуть выше 160 сантиметров. Как предполагают ученые, погиб он от удара по голове. Чем прославился Сусанин? Крестьянин села Деревенька Костромского уезда. Зимой 1612 - 1613 гг. отряд польской шляхты нанял Сусанина проводником до села Домнино - вотчины Романовых, где скрывался царь Михаил Федорович. Но Сусанин завел поляков в непроходимый болотистый лес, за что был замучен ими. Захватчики так и не добрались до царя. Единственным документальным доказательством подвига Сусанина до сих пор являлась грамота царя, в которой он даровал зятю Сусанина - Богдану Сабинину - половину деревни за подвиг своего родственника. Теперь же есть и генетические доказательства существования народного героя. Что нашли ученые Официальное заключение экспертизы: «Проведенное медико-криминалистическое исследование каких-либо признаков, исключающих принадлежность костных останков из реликвария 13А некрополя «Исупово» Ивану Осиповичу Сусанину, не обнаружило. Костные останки из реликвария 13А принадлежали мужчине восточно-балтийского антропологического типа в возрасте 45 - 50 лет с длиной тела 164 плюс-минус 2 сантиметра. Повреждения черепа мужчины из реликвария 13А, не имеющие признаков заживления, указывают на насильственную смерть и вполне соответствуют обстоятельствам мученической кончины Ивана Сусанина. Признаки внешности мужчины из реликвария 13А некрополя «Исупово» присутствуют в облике достоверно-известных потомков Ивана Сусанина в VIII - XV поколениях».
1)Сохраняя магометанское вероисповедание,литовские татары не пользовались политическими правами шляхты(правом избирать короля,депутатов сейма),в остальном же были уравнены с литовской и польской шляхтой-христианами.Думин С.В.Татарские князья в Великом Княжестве Литовском.//Acta Baltiko-Slavica.T.20.1989.S.7-49.2)Широкорад не опровергает версии, а считает её вполне вероятной, что литовские князья происходили от династии полоцких князей(кем это признано)?Может спросим об этом литовских,польских,русских историков?3)Радзивилы:не надо летать в облаках.А очень много дворян России были и татары,немцы и много кого ещё,были бы (ВЫ-ТЫ)адекватный человек я бы с Вами подискутировал ещё,а Вы только и можете хамить,а ещё русских считаете быдлом пьяным.Хотя сами только и можете по интернету хамить и матом крыть,и Вы после этого хотите быть европейским человеком?Вы бы для начало поучили правило поведения в обществе,поучились бы этому,а потом претендуйте на европейского славянина.А так Вы обычный мужик,лапотник,деревенщина,за сельщина!4)убедительные доказательства^Dworzaczek W .Genealogia.Tablice.Warszawa,1959. Wolff J.KniAZIOWIE LITEWSKO+RUSCY OD KONCA 14 WIEKU.Warszawa.1895.(и это только польские источники,русские источники Вам не имеет смысла указывать).
И что ваша эта цитата доказывает? что татары мусульмане могли жениться на христианках, или иметь в неволе крестьян христианского вероисповедания как вы тут говорили? Факты в студию, и не надо здесь клоунады с абсолютно неприемлимыми цитатами. Ну давайте спросим. Вот например, русский историк М.М. Кром, один кстати из авторитетнейших литуанистов в РФ, почитайте его предисловие к Памятникам Восточной Европы т. 6, Радивиловские акты. Там написано, кем были Радивилы, и где у них были имения, и на каком языке они общались Вы еще выдайте тезис о том, что Радивилы были "сьвядомыми летувисами" и сохраняли свою "балтскость". Я еще раз повторюсь, если до вас не доходит, не путайте балтские корни с национальностью. А то так всех Рюриковичей можно записать в скандинавы. Где я лично Вам хамил или говорил, что считаю русских пьяным быдлом? Закусывать надо (с). А ваши подобные голословные утверждения показывают, что вы к тому же еще и трепло. Истории ВКЛ вы и близко не знаете, нахватались вершков, как и г-н Сребреница, а при более детальном споре оказалось, что вы плаваете и еще как. Ну допустим по поводу Вульфа, более современные исследования, в частности под редакцией Анджея Рахубы: Urzednicy centralny i dostojnicy WKL XIV-XVIII. Oprac. H. Lulewicz i A. Rachuba. Kornik, 1994. Который прямо говорит о том, что Вульф, хотя и был первопроходцем в теме но напорол достаточно много, что бы его считать истиной в последней инстанции. И еще, раз повторю для особо умных, то что у Радивилов, или части других магнатов ВКЛ балтские корни, а точнее смешаные балто-славянские - это не значит, что они были летувисами. Белорусы, как таковые это смесь балтов и славян. Вместо олбанского почитали бы действительно книги по теме, расширили бы свой кругозор, а то гавкать только на страну в которой живете умеете!
Ох, и раззадорили же вы меня, г-н Орлов, своими "научными" выпадами, ладно предлагаю прекратить пикировку и поговорить более предметно: Вот вам кстати, немного информации к размышлению. Цитата (с переводом) из письма Януша Радивила к своему брату Крыштапу: "Хоть ливтином я родился и литвином мне доведется умереть, однако приходится нам на родине нешей использовать польский язык". А теперь, что называется вопрос, вместо какого языка Радзивилы использовали польский на своей родине? Ю. Туронак. Нацыянальная мова і сьвядомасьць: Вацлаў Іваноўскі і адраджэньне Беларусі. Вільня. Інстытут беларусістыкі. 2006. с. 143. Это кстати польский историк, беларуского происхождения. Об этом, и том, какой язык был для них и других литвинов родной можете почитать у российского же автора М.М. Крома, которого я вам тут приводил, там как раз есть оригиналы писем, причем как раз не деловых, а так полуофициальных и неформальных. А вот вам пример, летувиских исторических фальсификаций. Было три брата Ивановских, один был видным деятелем Польши, другой Беларуси, третий Летувы - все трое выбрали разную национальность!!!! Так вот, их предок Леонард Иваноуски, говорил, что считает себя литвином в историческом смысле. Ю. Туронок приводит конкретные документы, где Леонард Ивановски считает себя именно литвином, а не летувисом и родным язык беларуский. А вот, что находим в воспоминаниях Тодаса Иванаускаса (Тадэвуша Иваноускага): Леанардас Иванаускас считал себя литвином (тут афтар делает знак равенства между литвином и летувисом и опускает оговорку самого Леонарда Ивановского о том, что он литвин в историческом смысле), хоць по летувиски говорить не умел. Так летувиских интелегентов в то время было немало. Л. Иванаускас, хотя и воспитывался под влиянием польской культуры, не поддался денационализации, боролся с ополячиванием и учил своих детей бороться с унижением литвинов и Литвы (афтар имеет ввиду Летуву). Ivanauskas T. Gyvernimas ir viekla. Vilnius. 1976. p.8. Что называется - ноу коментс!
ПаразитОх, и раззадорили же вы меня, г-н Орлов, своими "научными" выпадами, ладно предлагаю прекратить пикировку и поговорить более предметно): Выжержки из книги Якова Гришина "Польско-литовские татары" Исследователей, занимающихся историей польско-литовских татар, интересует вопрос о том, когда и при каких обстоятельствах на территории Литовского княжества появились их первые поселения. Ответить на него однозначно невозможно. Есть предположение, что начало татарского осадничества уходит своими корнями в глубокое русско-литовское средневековье. Знакомство жителей местечка Аукштоты с татарами состоялось уже в начале становления литовской государственности. В тот период ордынцы вторгались в глубь Литовского государства, сжигая по пути поселения и уводя в неволю местное население. Неоднократно и сами они оказывались в плену. Великий князь Гедимин (1305— 1341), как искушенный политик, не только искал согласия с татарами, но также старался использовать их в борьбе с Тевтонским орденом. Он, как свидетельствуют устные предания, охотно принимал дружины татарских мурз на службу. В 1319 году, например, в войне с тевтонцами участвовал татарский отряд, являвшийся авангардом литовского войска. Об участии ордынцев в военных действиях пишет и историк XVII век Войцех Коялович. Большинство исследователей истории татарской колонизации в Литовском княжестве считают правдоподобным, что после войны часть ордынцев осталась на постоянной литовской службе. Сведения о наличии на литовских землях татарских поселений имеются в хронике Лукаша Ваддинга. Этот автор в 1324 году писал: «Наши братья отправились в литовские края проповедовать учение Христа, где нашли народ, погрязший в варварских заблуждениях и преданный культу огня, а между ними людей, прибывших из страны какого-то хана, которые в своих молитвах использовали арабский язык». Несомненно, это были эмигранты из Золотой Орды. Массовое же переселение татар в Литву начинается в период правления великого князя Витольда (1392— 1430) (Витовта поляки именуют Витольдом). Литва была в то время в глазах Западной Европы безопасным оазисом для язычников, разного рода еретиков и даже приверженцев ислама. Проезжавшие через ту страну иностранцы дивились множеству людей, выходцев из различных стран мусульманского Востока (татары, турки, ногайцы, черкесы и др.). В княжестве Витольда они находили не только безопасное пристанище но и лучшие условия жизни, нежели в родной стороне. Вовсе не случайно татары относились к литовскому князю с большим почтением. Со временем его имя обрастает мифами и легендами. Витольд стал для них идеалом монарха, с которым не мог сравниться ни один князь из династии Ягеллонов. Период его правления (по мнению татар) был самым лучшим в истории литовских мусульман. Именно в то время в Литве возникло наибольшее число татарских поселений. Войны с Тевтонским орденом в период правления Витольда нашли живое отражение в фольклоре татарских поселенцев. Еще в начале XX века мусульмане из Ново-грудка рассказывали легенды о своих предках, помогавших литовцам в борьбе с крестоносцами. Когда первые не справлялись с закованными в железо немецкими рыцарями, они приглашали на помощь ордынцев. Те стаскивали с помощью арканов тяжело вооруженных тевтонцев с коней, становясь грозой для неприятеля. В основе этой легенды, без сомнения, лежит историческая правда. Ибо известно, что крестоносцы под впечатлением потерь от литовских татар создают в начале XV века собственные хоругви ' легкой кавалерии. Поселявшиеся в Литве ордынцы получали из рук великого князя обширные вотчины, за которые несли воинскую службу. Пользуясь всеми правами русско-литовских бояр, они имели гарантированную свободу вероисповедания и соблюдения обычаев. Поэтому память о Витольде как князе, который был неравнодушен к татарам, передавалась из поколения в поколение. Еще во второй половине XVI века польско-литовские татары в своих молитвах и преданиях называли Витольда опорой ислама в немусульманских странах. Один день в году они молились за спасение его души. Вместе с тем свобода вероисповедания не касалась татарских пленных. Их нередко крестили, а потом селили в сельской местности. Первые сведения об обращении пленных татар в христианскую веру появляются во времена Витольда. В частности, об этом доносил в письме к великому магистру Петр фон Вормедит — прокурор Тевтонского ордена в 1418 году. Витольд, которому хотелось заселить безлюдные территории своего княжества свободным татарским населением, стремился проводить в отношении к нему политику полной веротерпимости. Будучи по натуре человеком религиозно равнодушным, лишенным комплекса неофита, к развитию осадничества татар он относился доброжелательно,— ведь татары поставляли ему слепо преданных воинов. Надо сказать, Витольд не слишком усердно распространял среди своих подданных-язычников и католицизм. Когда один из миссионеров подбил часть литовского населения на уничтожение языческих храмов, а также вырубку священных лесов, великий князь приказал ему покинуть границы своего государства, добавив при этом: «Скорее Христос обойдется без подданных, чем я!» Хотя отношения между мусульманами и Витольдом были в целом нормальными, но не всегда безоблачными. Действительно, татарские эмигранты получали от князя очень большие земельные владения, но чаще всего в них не было крестьянского населения. Даже за небольшой земельный участок татары несли воинскую службу. Татарские воины, которые по приказу князя призывались в армию, обязаны были являться верхом. В целом же в период княжения Витольда татарское переселение в Литву имело массовый характер. Его поводом были затяжные войны между потомками Чингисхана. Причины этого объяснил сам великий князь в 1427 году в письме на имя великого магистра Павла фон Руссдорфа. Он писал, что на территорию его государства прибыло множество татар, которые в Литве ищут спокойствия. Эта точка зрения совпадает с мнением анонимного автора «Трактата о польских татарах». Он подчеркивал в 1558 году: «Семьи нашего рода, уставшие от беспокойной жизни, переселились в ту сторону. Мне кажется, что наши предки происходят от царедворцев хана, которые, добиваясь трона, боролись с ним, а после поражения должны были искать убежища в других странах». Наибольшее количество татар в Литве осело во времена правления Тимура (Тамерлана). В частности, разгромленный хан Золотой Орды Тохтамыш сбежал в Крым. Но сидел там недолго. Решил искать поддержки у Витольда. Надеялся в Литве найти часть своих подданных, которые ушли невредимыми из-под тимуровского меча. Побежденный хан прибыл в княжество скорее всего в 1397 году. Его принимают как господствующего монарха, предоставив замок в Лиде. Вместе с ним прибыли его сторонники из Сарая, Белой Орды и, возможно, Волжской Бул-гар'ии. Вскоре между Витольдом и Тохтамышем подписывается договор, в котором первый обязался помочь второму заполучить трон, а взамен передать Литве право на Русь. Собственно, благодаря отрядам хана Тохтамыша великий князь имел успехи в походах в 1397 и 1398 годах. Сторонники Тохтамыша в последний период его жизни, а также его сыновей, в первую очередь, являлись выходцами из Волжской Булгарии, куда после битвы на Ворксле сбежал экс-хан. Видимо, до 1410 года наплыв эмигрантов в Литву шел именно с горного Поволжья и Белой Орды. Весной 1409 года под Киевом появляется эмир Джелал эд-Дин, старший сын убитого хана Тохтамыша. Нового претендента на золотоордынский трон сопровождала семья и несколько тысяч воинов. Вскоре Джелал эд-Дин подался во главе небольшой свиты в Гродно, где находился Витольд. Во время переговоров великий князь обещал царевичу военную помощь в заполучении трона, а также определил татарским воинам кочевья вблизи Киева, в которых они должны были находиться до возвращения в родную степь. Война с Тевтонским орденом в 1409—1411 годах непоз-волила Витольду оказать необходимую помощь сыну Тохтамыша. В 1410 году Джелал эд-Дин вместе со своими воинами принял участие в Грюнвальдской битве. Его татары дрались на правом крыле армии Владислава Ягеллы среди литовско-русских хоругвей. После знаменитого сражения часть воинов царевича добровольно осела в Литовском княжестве. Не зря все татарские роды в Литве искали своих предков среди участников Грюнвальда. Интенсивное осадничество татар в Литовских землях беспокоило правящую верхушку Золотой Орды, так как это ослабляло ее мощь. В 1420 году эмир Едигей даже послал Витольду ярлык, в котором категорически требовал не посел\гь ордынцев в Литве. Размещениё первых татарских поселений показывает, что осадничество носило с самого начала военный характер. Татарские деревни, располагавшиеся чаще всего вблизи важных городов ^Вильно, Гродно, Троки и т. д.) должны были выполнять функции военных застав. Витольд стремился в первую очередь с помощью татар защитить западную границу своего государства, именно здесь создавая оборонительный пояс. В то же время он не желал, чтобы они селились на южных рубежах княжества. Тем не менее татарские хоругви принимали участие во всех войнах, которые вел Витольд. Великий князь неоднократно посылал своих татар против их соплеменников. В частности, в 1418 году во время нападения крымской орды на Подол литовские татары получили приказ: задержать нападающих. В борьбе с тевтонцами, Русью при внутренней смуте в княжестве они были слепо преданы литовским правителям. С их помощью не раз подавлялись выступления холопов. Со слов хрониста Ежи Охманьского, господа имели в лице литовских татар «всегда готовых на зов, верных и слепых исполнителей своей воли». Со временем среди татарского населения зарождается тенденция возвращения в степи, что вызывало большое беспокойство правящих кругов Литвы, ибо они хотели сохранить осадничество. В первую очередь ностальгия охватила тех поселенцев, которые раньше жили в княжестве Витольда вопреки собственной воле. В некоторых источниках упоминаются бунты среди татар, которые делали попытки возвращения в кыпчакские степи. В письме ком-тура '' Дынебурга магистру Тевтонского ордена от 31 марта 1421 года есть сообщение, что татары, спалив жилье своих соседей-литовцев, решили вернуться в родную степь. Однако путь им преградил князь Свидригайло во главе литовских отрядов. Во время кровавой стычки он побил их. Взятых в плен приказал повесить. Судьба татарских союзников Витольда, которые решили навсегда осесть в его княжестве, была различной. В наиболее привилегированном положении оказались потомки Каждая большая группа эмигрантов начинала свое существование на польско-литовских землях с попыток создания известных ей племенных и религиозных институтов. Ими, в частности, были: своеобразная военная организация, опиравшаяся на родоплеменную систему, а также религиозная гмина '. Границы самоуправления этих институтов определяли обычное право и господские привилегии. Представителями населения, относящегося к отдельным родо-племенным группам, были так называемые хорунжие и татарские предводители. В их функции входили военные, административно-судебные, а также казначейские вопросы. Как правило, они назначались пожизненно, однако всегда с сохранением права наследования. Татарское население, жившее в польско-литовских землях, делилось на б племенных групп, называемых хоругвями: баргынская, джалаирская, юшыньская, конгратская, найманская и уланская. Их название происходило от знатных родов Золотой Орды, таких, как Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт и Найман. Однако мы не находим среди племен Золотой Орды соответствия для уланской хоругви, ибо ее название происходит от княжеского титула улан (улан-оглан — сын), который носили потомки Чингизхана. В польско-литовском государстве этим титулом вначале пользовались лишь князья Ассанчуковичи. Они происходили от жившего в первой половине XV века князя Ассан-чука, возможно, одного из многочисленных потомков хана Джучи. Можно предположить, что уланская хоругвь состояла из воинов князя Ассанчука. Известно, что татарское население на всей территории Речи Посполитой руководствовалось собственным религиозным правом — шариатом, опирающимся на Коран. Оно функционировало во всех религиозных гминах. До середины XVI века татарское население на польско-литовских землях делилось на три категории, отличавшиеся друг от друга как правами, так и наличием недвижимости. Первую группу, наиболее привилегированную, составляли потомки ордынских султанов и мурз. Титул султана принадлежал в Речи Посполитой только двум татарским одам: Остсыньским и Пуньским. Старших представителей ода постоянно именовали царевичами, как потомков гос-одствовавшихчханов. Остальные татарские роды проис-одили от ордынских мурз. Им принадлежал титул князя, главе княжеских татарских родов стояли: Ассанчуко-ичи, Баргынские, Юшыньские Кадышевичи, Корыцкие, рычиньские, Лостайские, Ловчицкие, Смольские, Ширин-:кие, Тальковские, Тарашвиские, Уланы и Завицкие. Потомки ордынских султанов и мурз владели большими вотчинами и в них подчиненными холопами. За это они 5ыли обязаны нести конную военную службу. Они пользовались правами господствующей шляхты '. В документах XVI века их называли богатыми татарами. Ими выставлялось на военную службу по одному или по несколько конных воинов, в зависимости от числа имеющейся прислуги или холопских хозяйств. В списках войска нередко встречаем татар, которые выставляли значительное число кавалеристов. Богатые татары, особенно князья, кроме подданных холопов, имели также собственных бояр, входивших в состав различных служб. Вторую группу составляли так называемые татары-казаки (служебное боярство). Они происходили из простых воинов, которые прибывали в Речь-Посполитую в обозах ордынских султанов и мурз. Они получали небольшие участки земли и несли за это не только воинскую службу, но и исполняли большие обязанности в пользу великого князя и его царедворцев. К ним относились транспортная, курьерская, полицейская, караульная и охотничья службы, а также строительные работы. Так, например, татары-казаки из пригорода Вильно выполняли курьерскую, транспортную, караульную и охотничью службу. Казаки с Сорок Татар привлекались в качестве курьеров и охотников, кроме того, они чинили дороги и мосты. Татары-казаки несли военную службу в родо-племен-ных хоругвях, однако создавали внутри них свои подразделения. В списках литовского войска (1528 г.) при каждой татарской хоругви числились особые отряды служебных бояр. В последующем они уже не встречаются, так как последние переходят.в разряд богатых татар. Третью группу составляли городские татары, в значительной степени являвшиеся потомками военнопленных. Наибольшее их число проживало в Вильно, Троках, Ав-густове, Остроге и Гродно. Большая группа татарских пленных осела в 1508 году в предместье Минска-Литов-ского после победы князя Михаила Глинского над крымской Ордой. В конце XVI века здесь насчитывалось 400 человек. В 1617 году им позволили даже построить деревянную мечеть. В документах городских татар называли «простыми татарами». Они юридически отделялись от богатых татар и им в меньшей степени вменялись различные обязанности. Однако за правовую опеку простые татары платили налог. До 1563 года в целом правовое положение польско-литовских татар немногим отличалось от положения литовских бояр. Во второй половине XVI столетия татары Речи Поспо-литой от своих сородичей с Орды отличались языком, обычаями и государственной принадлежностью. Они все больше приближаются к польско-литовской шляхте, пользуясь многими ее привилегиями. Пленные, принятые на господскую службу, селились в городах, ассимилируясь не с литовско-русским окружением, а местными татарами. Связи польско-литовских мусульман со странами Востока постепенно ослабевают. Польско-литовские татары практически принимали участие во всех войнах, которые вели Ягеллоны в период своего правления. Даже когда воевали только коронные (королевские) войска, непосредственно подчиненные королю татарские хоругви призывались в армию. Так было во время сражений с крестоносцами в 1454—1466 годах. В августе 1458 года польские легкие хоругви, а также отряды татар разгромили наемников-крестоносцев, ведомых Бернардом Шумборским до Мальборка. Многие рыцари погибли, а 38 было взято в плен. Хотя Литовское княжество не принимало участия в войне с крестоносцами, тем не менее в 1460 году Ян Гаш-тольц (виленский воевода) и Монивод (троцкий воевода) прислали Казимиру Ягеллончику многотысячный конный отряд под командованием витебского наместника Яна Ход-кевича, в котором были также татарские хоругви. Со временем участие татар в 13-летней войне приобретало все большее значение. Их походы в Пруссию и на Поморье вели к ликвидации экономических и военных резервов крестоносцев. Хронисты все больше места уделяют польско-литовским татарам. Мацей Стрыйковский, например, один из разделов своей хроники назвал: «О поражении войск крестоносцев от поляков и литовских татар под Нешавой и Пуцком». В период осады Нешавы войсками ордена татарские литовские отряды совершали вылазки из осажденного города, нанося крестоносцам серьезный урон. Во время войны татары исполняли функции королевской гвардии, неся караул при Казимире Ягеллончике. В армии, которая сопровождала в 1471 году королевича Владислава Ягеллончика в Чехию, находилось 1000 татар. В 1474 году татарские хоругви участвуют в неудачном походе поляков на Шленск. Татары, борясь с войсками венгерского короля Мацея Корвина, опустошили многие шленские земли и города. Польско-литовские мусульмане принимали участие во всех без исключения войнах в Ливонии. С 1697 по 1763 год в Речи Посполитой правила, королевская династия Веттинов. При ней татарские хоругви продолжали свои рыцарские традиции. Среди деморализованных войск Речи Посполитой они выделялись вышко-ленностью, дисциплиной и хорошими командирскими кадрами. С этими хоругвями были связаны офицеры и солдаты многих поколений. Как уже говорилось, существовали целые династии заслуженных татарских ротмистров и поручиков. Среди татарской общности в военной области выделялись роды Ахматовичей, Азулевичей, Барановских, Беляков, Фурсов, Яшыньскихг Корыцких, Крычиньских, Кжечковских, Муравских, Смшьских, Соболевских, Суль-кевичей, Тальковских и Тарасовских. Почти все польские источники второй половины XVII века давали татарским офицерам чрезвычайно хвалебные оценки. Положительно оценивали мусульман даже некоторые представители католического духовенства. Хотя отношение татар к властям теперь не было таким верноподданным, как в период Ягеллонов или даже династии Вазов, тем не менее король для них оставался наивысшим авторитетом. У него искали защиты и справедливости. И часто ее находили. Представители династии Веттинов защищали татарскую шляхту от давления на нее некоторых представителей католицизма. В 1754 году татары г. Вильно подали жалобу на представителя костела, который запрещал им иметь в своих владениях христианскую челядь. Король Август II вежливо, но твердо указал виленскому бискупу Михаилу Зенкевичу, чтобы подчиненные ему священники не запрещали мусульманам содержать в своих домах христианскую челядь обеих полов. Веттины высоко ценили татар как солдат и не реагировали на решения некоторых сеймиков, которые требовали не допускать мусульман к офицерским званиям. Депутатов восточных воеводств беспокоил факт, что родовитая польско-литовская шляхта часто попадала под командование татарских генералов, полковников, ротмистров, поручиков или даже хорунжих. В первой половине XVIII века татарские полки в Речи Посполитой начали называться уланскими. Происхождение этого названия не только само по себе экзотичнол но и уходит далеко в прошлое, уже в конце XVIII столетия на эту тему возникло несколько теорий. В воспоминаниях генерала Юзефа Зойончака (1794 г.) читаем об этом следующее: «Литва имела несколько татарских полков. Поселения этого воинственного народа со времен Витольда сохраняются по сей день. Эти полки обычно называли уланскими по имени одного из их воинов, который прославился во время правления Стефана Батория». В Золотой Орде, как мы уже писали, улан был титулом, означающим принадлежность человека к роду Чин-гис-хана. В XIV—XV веках судьба многих представителей татарских аристократических родов забросила в Литву. Некоторые из них этот титул сохранили на долгие века, иногда как светлую память о своем роде. В Речи Посполитой перед ее разделами уланами титуловались князья Ас-санчуковичи, Фурсовичи, Малушыцкие и Рудницкие. Со временем одна из ветвей Ассанчуковичей превратила этот титул в фамилию. Род уланов дал много заслуженных офицеров. Особенно большую популярность приобрел ротмистр Александр Улан. Получив звание полковника, он пользовался уважением и симпатией короля Августа III. Во время гражданской войны (1715—1716) Улан находился на стороне короля, беспощадно сражаясь с его противниками. Король, оценив верность Александра Улана, весь его полк, состоящий из 8 хоругвей в количестве 400 человек, перевел в польскую армию, где он исполнял функции королевской гвардии. Королевские милости, а также земельные владения в брестской экономии привели к тому, что командир полка не очень-то считался с законом. В 1721 году во время споров о земле в Ошманьском повяте полковник, приведя 5 хоругвей, расставил их на спорной земле. Кроме того, сообщил судебным чиновникам, что, в-случае неудовлетворительного решения вопроса, он со своим полком будет эмигрировать в Турцию. В 1733 году в польской армии формируется другая войсковая единица, состоящая из татар — полк легкой кавалерии под командованием Александра Мустафы Корыц-кого. После смерти А. Улана командование над его людьми поручили полковнику Чымбаю Мужи Рудницкому, который вскоре стал генерал-майором. Несмотря на смену командования, полк назывался уланским. Во время войны в 1740—1748 годов, шедшей на землях Шленска, Чехии, Моравии и Саксонии, это название не только сохранилось, но и перешло на другие татарские полки. В 1756 году война вспыхнула между Пруссией и Саксонией, Австрией, Россией и Швецией. Несмотря на то, что Речь Посполитая осталась нейтральной, некоторые польские части были посланы на фронт. В первую очередь это относилось к двум татарским полкам, которыми командовали генерал Рудницкий и полковник Корыцкий. Особенно тяжелые бои татары вели в 1761 —1762 годах на полях Саксонии и Чехии в составе австрийской бригады генерала Бруняна. Во время войны с Пруссией отличился молодой.хорунжий Юзеф Беляк, впоследствии генерал иге-оой оборонительной войны с Россией. В 1762 году за мужество он получил от австрийской царицы Марии Терезии высокие воинские награды. Вскоре двадцатилетнему хорунжему присваивается звание полковника. Еще во время войны, когда умер Чымбай Рудницкий, его полком стал командовать Ю. Беляк. В 1764 году генеральная конфедерация Великого Литовского княжества отозвала всех татар, находящихся на иностранной службе. Подразделения Беляка и Корыцкого вошли в то время в состав литовской армии как 4-й и 5-й полки передней стражи. Однако не все возвратились в Речь Посполитую. Многие полегли на поля боя. Еще сегодня на территории Чехии, Моравии и Саксонии можно найти безымянные могилы польско-литовских татар. Военная слава татарских полков в королевской армии вела к тому, что во многих армиях западноевропейских стран начали создавать легкую кавалерию по образцу татарских формирований. В XVIII столетии уланские части возникли во Франции, Австрии и Пруссии. В Речи Поспо-литой легкая кавалерия также переживала свое возрождение. Источники XVIII века ясно показывают, что татары не только знали о значении названия уланских полков, но и гордились им. В 1790 году один из потомков полковника А. Улана написал в мемориале, адресованном военной комиссии следующее: «Уланы за королей светлой их памяти Августа II и III воевали с полками за границей, где показали отвагу и мужество. Не случайно об этом молва распространилась по всей Европе, где стали создавать войсковые соединения по подобию нашего». В период разделов Польши (1772, 1793, 1795 гг.) татары не стояли в стороне от борьбы за независимость своего государства. Они приняли активное участие в восстании 1794 года под руководством Тадеуша Костюшки. Татары в Пруссии После третьего раздела Польши (1795 г.) в состав Прусского государства вошли земли Подлясья и Августо-ва. На этих территориях имелись относительно большие скопления татарского населения, которые сохранились благодаря службе в Речи Посполитой. В 1795 году у надпре-зидента фон Шрёттера появляется представитель татар Януш Мужа Туган-Барановский, полковник бывшей польской армии. Он предложил фон Шрёттеру от имени под-лясских мусульман собрать в прусскую армию все татарские отряды, разбросанные после восстания Т. Костюшко. Кроме того, Барановский высказал пожелание о переселении польско-литовских татар на территории Пруссии. Платой за перемену места жительства должна была быть: во-первых, получение земельных владений на территории Нововосточной Пруссии, во-вторых, создание в армии Фредерика Вильгельма II нескольких татарских полков по подобию тех, которые существовали до этого в Речи Посполитой. Барон фон Шрёттер передал предложение Барановского королю. Тот, осознав его выгоду для прусского государства, приказал генералу фон Гюнтеру заняться формированием татарского полка. Генерал в соответствии с пожеланиями своего монарха еще в ноябре 1795 года подписал с Барановским договор, «касавшийся особых прав и обязанностей татар, а также организации новой формации, гарнизона, строя и вооружения». Шефом полка, в соответствии с договором, король назначил Януша Туган-Барановского, который все офицерские должности заполнил своими родственниками и знакомыми. Полк состоял из 5 эскадронов (500 человек). Каждый кавалерист был обязан за собственный счет покупать коня, мундир и амуницию. В 1799 году по приказу короля полк доводится до 10 эскадронов. В октябре 1800 года к нему присоединяется еще 5-эскадронный татарский батальон. Рядовых уже 15-эс-кадронного полка называли товарищами. Монарх своим решением «хотел не только улучшить быт мелкой шляхты, но и всеми способами сделать ее полезной для своей страны». Этот полк товарищей, прекрасно обученный, к тому же состоявший из опытнейших солдат, оказал Пруссии большие услуги в войне с Наполеоном. Солдаты полка 23 декабря 1806 года сражались под Бежуном. 8 февраля 1807 года в битве под Илавой они разбили французскую кавалерию, взяв трофей,— знамя французской пехоты. В июне 1807 года у Хайльсберга товарищи легко разгромили наполеоновских кирасир, за мужество, проявленное в этом сражении, они получили от короля Фредерика Вильгельма II похвалу и благодарность.
Орлов у меня к вам вопрос, какое отношение имеет приведенная вами выдержка из книги к дисскусии? Вы высказали три тезиса: 1. татары мусульмане могли жениться на христиансках 2. татары мусульмане могли держать в неволе крестьянх, христианского вероисповедания. 3. Знатные роды ВКЛ считали себя летувисами по национальности. Я вам четко, со ссылкой на законы того времени, привел аргументы, что такое быть и близко не могло, по крайней мере, если бы такие вещи стали известными они тотчас были бы признаны незаконными, а виновные подлежали уголовной ответственности. Это по поводу первых двух. По поводу третьего тезиса, я вам также показал, что некоторые магнаты, хотя и имея в далеком прошлом балтские корни, летувисами в современном смысле этого слова себя и близко не ощущали. Вобщем я жду от вас доказательств, подтверждающих высказанные вами тезисы. До сей поры, желательно не флудить, большими объемами не имеющего к теме дискуссии текста.
1)Смешаные браки,разоешённые им первое время,уже в середине 16в,привели к их славянизации.2)татары могли владеть холопами(Думин С.В.Татарские князья в Великом Княжестве Литовском.Т.20.1989.с.7-49.),Dziadulewicz S.Herbarz rodzin tatarskich w Polsce.Wilno,1929, [1.Оп.25.Д.6385],архив С-Петербург,особый для татарских родов список по Минской губерни.3)Знатные роды ВКЛ .Dworzaczek W.Genealogia.Tablice.Warszawa,1959.
Паразит!И почему я Вам должен постоянно что то доказывать?1)Я ещё не видел не одного офицеального документа где указано Великое княжество Литовское-Белорусское.Единственное что я увидел это что дипломатическим языком ВКЛ был старо-белорусский.Но я уже раннее приводил Архивариусу эту причину.Вы ссылаетесь на закон,но сознательно не указываете что было в ВКЛ до этого закона.Я не видел не в одном источники литературы где либо великая знать называла себя по национальности белорус!Везде идёт слова либо Литовский князь,либо Русский князь(а русских Вы считаете финно-уграми то как тогда Вас понимать?)Эх плохо что на данный форум не заходят литовские и польские историки,хотел бы я послушать вашу с ними дискуссию по этому вопросу.
Ну тогда и понятия национальности не было. Для нас (беларусов) очевидно что те русины и, большей частью, литвины, являются именно нашими предками. Их язык, культура лежали в основе современной беларуской, а не язык и культура, к примеру, жителей Московского царства или Запорожской сечи. Вы будете возражать?
По национальности буду!Вот интересная статья белорусского священика"Почему избрали Свидригайло" Свящ. Алексий Хотеев Со времени династической унии 1386 г. между литовским князем Ягайло и польской королевой Ядвигой православные в Великом княжестве Литовском стали испытывать ограничения. Литовские бояре, плотным кольцом окружавшие литовского князя, постарались не допустить в свой круг удельных русских князей и бояр. Привилей 1387 г., данный Ягайло литовским боярам с целью склонить их к принятию католичества (что было одним из условий династической унии с Польшей), соединяет получение привилегий с католическим крещением, а Городельский привилей 1413 г. предоставляет право занимать высшие государственные должности в этнической Литве только католикам по вере и литовцам по национальности. К тому времени в самой столице великого княжества г. Вильно проживало значительное количество русских, было несколько православных храмов. Теперь приток русского населения в этническую Литву должен был уменьшиться. Католичество становится религией привилегированной и господствующей в Великом княжестве Литовском. Католическая церковь приобретала свое преимущественное положение отнюдь не по причине своей многочисленности или древности на литовских землях. Если не считать князя Миндовга, принявшего католичество в 1251 г. и потом снова объявившего себя язычником, и нескольких крестовых походов ливонских рыцарей, навязывавших крещение силою оружия, только монахи францисканцы и доминиканцы имели небольшой миссионерский успех при литовских князьях Гедимине (1316-1341) и Ольгерде (1345-1377). Ягайло в 1387 г. приступил ко крещению языческой Литвы, а Витовт в 1413-1420 гг. четыре раза водил свои войска в Жемайтию, чтобы принудить ее жителей к принятию католического крещения, но литовский народ внешне крещенный, еще не одно столетие оставался при своем языческом мировоззрении. Одни лишь бояре, почувствовав, что с принятием католической веры соединены материальные выгоды, охотно подчинялись ксендзам и бискупам. Гоединение с Польшей обязывало великого князя литовского быть ревностным католиком. В своей грамоте Виленскому католическому епископу от 22 февраля 1387 г. Ягайло говорит: "Согласно королевской присяге, мы заверяем, что все население литовского княжества, народы обоего пола, любого сословия или достоинства, находящиеся в наших владениях Литвы и Руси, будут приведены к католической вере и послушанию Римской церкви. Они будут привлечены, призваны и согнаны туда, в какой бы вере они не состояли". Православие распространялось среди литовцев нередко посредством смешанных браков. Теперь Ягайло запрещает браки литовцев с русскими, если православная сторона не заявит наперед о своем согласии принять католичество. А если такой брак уже состоялся, то не расторгать его, а принудить, не исключая и насильственных мер, православную сторону к католическому крещению. Как следствие подобных запрещений сохранилось известие о мученической смерти двух знатных литовцев, не пожелавших изменить Православию. При Витовте (великий князь 1392-1430) русское население Великого княжества Литовского только роптало на стеснения и ограничения. Однако после его смерти все русское большинство поддержало избрание на литовский престол Свидригайло, давнего политического противника Витовта. Этот князь, будучи католиком, большую часть времени правил в русских областях и сумел завоевать симпатии русского населения. После вступления его в должность, в 1431 г., как знак благоволения к русским православным началам на т.н. "Острых воротах" г. Вильно появляется чудотворная икона Божией Матери (Остробрамская). Избрание Свидригайло было совершено вопреки Городельскому определению, т.е. без совещания с поляками. По отзыву польского Краковского епископа Збигнева Олесницкого, Свидригайло окружил себя русскими людьми, которые входили в великокняжескую раду наравне с католиками литовцами, получали назначения на важные государственные должности в самой Литве. Очевидно, он нисколько не стеснялся Кревскими и Городельскими соглашениями. Однако пренебрежительное отношение великого князя к литовскому боярству его и погубило. Был организован заговор, Свидригайло едва спасся в Полоцк, а на его место был избран Сигизмунд, младший брат Витовта. Чтобы привлечь на свою сторону русскую знать, он в 1434 г уравнял права князей и бояр литовских и русских, уже не упоминая об их религиозных различиях. В 1435 г. Свидригайло потерпел окончательное поражение от войск Сигизмунда в битве у Вилькомира, когда погибло 13 русских князей, а 42 были взяты в плен. Борьба Свидригайло и Сигизмунда в 1432-1435 гг. не была частным эпизодом междукняжеских отношений. Это была борьба национальная. С одной стороны литовцы стремились ограничить русское влияние. Русский язык, русские гражданские понятия, русская вера (Православие) не находили препятствий в языческой Литве. Связи с Польшей открыли дорогу польскому влиянию. Католическое крещение обособило литовцев от русских. Католичество самого литовского правителя и его ближайших советников (рады) предоставило возможность искать привилегий по национально-религиозному признаку. Это последнее вызвало протест русской знати, которая стремилась к тем же сословным привилегиям, что были у литовского боярства. Борьба приобрела и религиозный оттенок. Когда шел с войском Свидригайло, тогда разрушались костелы и изгонялись католические священники, когда Сигизмунд, соответственно, страдали православные. В результате этой междоусобной войны русские не получили полного удовлетворения. Правилен, данные в 1434 г. при Сигизмунде и в 1447 г. при Казимире, распространили на западно-русских князей и бояр имущественные и другие права литовской знати. Теперь они могли брать те же рыцарские гербы, что прежде получили литовские фамилии от польских панов, свободно распоряжаться своим имуществом, не подвергаться наказанию без суда, судить крестьян в своих имениях и не платить в княжескую казну ни натуральных повинностей ("дякла"), ни денежных ("серебщины"). Однако религиозное ограничение участия в высшем государственном совете-раде не было отменено, русская (православная) знать не добилась политических прав, т.е. юридически, по праву не разделила с великим князем литовским его власть, как этого добились литовские бояре католики. Религиозные ограничения Городельского привился 1413 г. были отменены только в 1563 г. накануне вхождения литовско-русского государства в состав Речи Посполитой.
2 orlovvv Этноним и геограческое понятие Беларусь имеет давнюю и довольно запутанную историю. Очень рекомендую почитать книгу Алеся Белого "Хроніка Белай Русі" - http://bely.litvin.org/belarus.htm. Он проанализировал множество источников, начиная с раннего средневековья, где встречается название "Белая Русь". Причем, в отличие от русских исследователей, он не ограничился русскими летописями, а обратился еще и к западноевропейским анналам и хроникам. Пока что самое раннее упоминание о "Белой Руси" - "Alba Russia", относят к середине-второй половине 13 века , но отошения к территории современной Беларуси она не имела. Жители ВКЛ называли себя литвинами (не литовцами, прошу заметить). Для русских понятия литвин и литовец - одно и то же. Но это неправильно. Название "Беларусь" укоренилось, с подачи российских властей, стремившихся уничтожить "литвинский сепаратизм", лишь в веке 19-м, хотя начинает использоваться для обозначения территорий (но не всех) современной Беларуси гораздо раньше. И до сих пор, в общем-то, есть люди, которые считают, что мы должны называться не Беларусью, а Великой Литвой или в этом духе. Зерно здравого смысла в этом есть, т.к. название "Беларусь" для нашей страны - наносное, искусственно внедренное. Но поезд уже ушел и беларускую нацию надо объединять вокруг понятия "Беларусь".
2 orlovvv Не ссылайтесь на сочинения церкви - это не объективный источник. Православная церковь делит нас очень примитивно, католик, значит - поляк или литовец, православный - беларус (а до революции всех записывали на этом основании в русские). На самом деле все сложнее. Война Свидригайло и Жигимонта Кейстутовича - во многом противостояние католиков и православных, но все они были литвинами - жителями ВКЛ. Объявлять это войной русских с поляками может только церковь. Ищите более объективные источники.
Это чистой воды бред, ни католическая ни православная церковь не разрешала браков с мусульманами, и это был законодательно закрепленный запрет в светском праве. Я вам привел, конкретные выдержки из Статутов. Вы, будучи дилетантом по истории ВКЛ, путаете шляхецкие роды татарского происхождения, но которые стали христианами и ославянились и татар, которые на протяжение всего времени сохраняли автономию в составе ВКЛ. Так, например Мансур-Кият Мамаевич - родоначальник литвинского рода Глинских, татарского происхождения, но считать их татарами это нонсенс. О чисто татарских родах можно говорить применительно допустим к Асунсуковичам, Астрынским, Пунским, Барынским, Кадышевичам Карицким, Крычынским, Лоучыцким, Смольским, Тальковсим, Юшынским. У чистых татар было свое военно-административное деление, на основании фамильных хоругвей: Уланы, Агланы входили в Уланское хорунжество, наследники младшей линии золотоордынских ханов. Кунграцкое татарское хорунжество татарского племени канграт, которое находилось в Менском, Ашманском, Троцком и Виленских поветах, или, например, Уйшунское хорунжество, в которое входили представители тюрского племени уйсын (усын, юшын) - Троцкий, Виленский, Лидский поветы. Это говорит о том, что вы в теме плаваете, и нахватились лишь по верхам, что называется, слыша звон, да не зная, где он!. Так что учите матчасть. Давайте для начала определим термин "холоп", если вы сорите направо или налево терминами: холоп, крепостной и тд. может быть вы дадите содержание каждого из перечисленных вами терминов? Может быть вы приведете конкретные примеры из Литовской Метрики про "крепостных крестьян"? Читайте Кричинского, Канапацкого, Грицкевича, Плевчиньскего, Багдановича, Хазбиевича, Александровича, Фаизова, Тышкевича, Смолика, Дубинского, Гришина, Мухлинского и тд. Знатные татарские князья безусловно имели на своих землях крестьян, но осажены они были отнюдь не на "крепостном праве", как вы это утверждаете. Если бы вы в теме были более компетентны, вы бы знали, что в ВКЛ было значительно количество разных слоев крестьян, большинство из которых, не относилось, к так называемой "челяди невольной", близкий по правовому содержанию статус крестьян, аналогичный "крепостным" в Московском государстве. Еще раз говорю, читайте, читайте и читайте, если не хотите выглядить идиотом в глазах людей, которые занимаются историей ВКЛ на серьезном уровне.
признаться чесно, читать все сейчас некогда. Где там возражения "по национальности"? Если возможно, своими словами.
Статья полная лажа, будем разбирать по частям, что бы более понятно было. Начнем с того, что афтар элементарно не разбирает терминов. Это была не уния, а брак)) Во вторых, автор элементарно забыват, что с 1386 года Ягайла стал польским королем, и в ВКЛ уже не имел той силы власти, хотя формально некоторое время и был одновременно и великим князем ВКЛ, налицо грубейшая фактологическая ошибка. В третьих, Ягайла, в православьи Яков был первоначально крещен по православному, его мать княгиня Ульяна Александрова, была тверской княжной и женой полоцкого князя, а затем и великого князя литовского Альгерда, которые вряд ли, особенно Ульяна могли привить Ягайле ненависть ко всему православному, что подтверждают и те факты, что даже в Кракове, Ягайла приказал построить касцел в "литовском стиле" (восточном) и всегда говорил на старобеларуском, а не на польском, который знал весьма плохо. Автор, видимо по отсутствию элементарных знаний забывает, что "русскими" назывались жители восточной Беларуси, в то время как жители Западной Беларуси уже тогда были литвинами. Ни в одном историческом документе, если ознакомитесь вы не встретите охвата термином русский всех этнических беларуских земель, налицо деление на Литву и Русь только по конфесиональным признакам, а не национальным. Жалко, под рукой нету работы Малиновского по Панам-Радным, так бы можно было посмотреть, что же это были за "летувиские" бояре. Пардон, конечно, но это полный пиздеж и провокация! Во первых там речь идет не о литовцах (летувисах), а литвинах, используется оборот uniuersis et singulis Lithuanis, (читается как "литванис", думаю элементарно понять, что именно слово литвин взято за основу, а не летувис (самонзвание на летувиским современных летувисов)) что на русский переводится как всем вместе и каждому литвину по отдельности, и дальше идет пояснение: рыцарям, боярам, которые находятся под нашей властью: яснейшему князя пану Скиргайлу, князю Литвы и подданым троксим и полоцким (интерестно какие же летувисы в Полоцке то были?) и другим, которые уже окрестились или желают окреститься (то есть те кто был православными могли также перейти в католичество, без условий этнической принадлежности). А дальше по тексту: каждый рыцарь или боярин, который примет католическую веру (про этническую принадлежность ни слова!!!) и его законные наследники имеют и будут иметь полные права. Обращу еще внимание, на то, что в данном привелие говорится о старинном обычае литовской земле, quod in vulgo dicitur (который по народному называется ПАГОНЯ), надеюсь не надо объяснять, что ПАГОНЯ это беларуское слово, а не летувиское? Такие вот обычаи и такой вот язык "нашей литовской земли". Дальше в принципе и коментить не стоит, статья не выдерживает элементарной критики, обычный пропагандиский ширпотреб.
Ну во-первых БУлгария (а не БОлгария) , т.е. Татаро-Башкирия теперешняя . Возле нее , а точнее она входила в ХАзарию (Хазарский Каганат) !
Для начала ответ ! (пардон не за себя отвечаю Книг на "литовском" языке времен ВКЛ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ! ИБО ИХ НЕ БЫЛО ! Все книги были написаны на ЛИТВИНСКОМ языке , т.е. на "старобеларуском" !!!!!!!!!!!!!!!!!!