Фрэнсис Габрески - лучший ас USAAF на европейском ТВД. На его счету 31 сбитый немецкий самолёт. "Лучшего пилота никогда ещё не было"© Боб Джонсон, лучший европейский ас USAAF "номер 2" о Габби. Франтишек Габрижевский родился 28 января 1919 года в городке Ойл-Сити, что в штате Пенсильвания. Семья проживала в бедном квартале, где обитало около 300 польских семейств. Франтишек был третьим ребёнком в многодетной фамилии, старшими были брат Тед и сестра Лотти, а младшими - Бернис и Макс. Фрэнсис закончил школу в 1938 году и поступил в католический Университет Нотр-Дам. Описывая свои первые месяцы в учебном заведении, он употребил выражение "драматический шок": беспрерывно играя в университетской футбольной команде, однажды он увидел себя в списке худших "на вылет". Срочно воззвав о помощи к своим успешным однокашникам, Фрэнсис смог подтянуться по всем дисциплинам и выйти из хвоста очереди. Однако успевающим студентом он так и не стал. На втором курсе его учёбы в университет пожаловала команда вербовщиков из Авиакорпуса Армии США. Команда провела обширную лекцию в одной из аудиторий, детально расписав всё, что ждало рекрутов: тренировки, учебный курс, оплату, экзамены и прочее. По окончании второго курса, заявили вербовщики, желающие могут стать кадетами авиашколы. Фрэнсис так и поступил. Спустя несколько недель к нему пришло письмо из Военного департамента, которое говорило о том, что при успешном прохождении физических тренировок, молодого мистера Габрижевского могут успешно обучить на пилота. Дальше были несколько авиашкол и тренировочных центров - Питтсбург, колледж ВВС в Парксе, авиабаза Гюнтер в Алабаме и база Максвелл, где Фрэнсис наконец-то получил заветные "крылышки" и чин второго лейтенанта 14 марта 1941 года. На выпускной приехали все - родители, братья и сестры, куча родственников и соседей. "Наконец-то я хоть в чём-то преуспел. Отец гордился мной куда больше, чем я сам." Фото 01 - родители Франтишека, мистер и миссис Стэнли Габрижевски Фото 02 - 1934 год. Франтишек\Фрэнсис с сёстрами Лотти (старшая) и Бернис (поменьше). Лотти - выпускница школы. Фото 03 - 1940 год. В Университете Нотр-дам. Фото 04 - Ноябрь 1940. Колледж ВВС, Паркс. Фото 05 - база Максвелл, 1940. Учебно-тренировочный самолёт North American AT-6.
После обучения, Фрэнсиса отправляют на Гавайи, в состав 45й истребительной эскадрильи на базе Уилер, где продолжают натаскивать уже на настоящих истребителях - P-40 и P-36. Там-же, довольно быстро, Фрэнсис повстречал свою будущую жену, юную Кэй Кокран, которой тогда было 16 лет. Она жила на острове в доме своего дяди, полковника Ньютона Буша. Вследствие нежного возраста леди, домашний контроль был тотален - любое свободное передвижение заканчивалось строго в 11 часов вечера. В общем, через несколько месяцев они обручились, хотя и решили пожениться только после войны. Это был счастливый брак, который длился 48 лет и принёс им 9 детей. Фото 01 - Гавайи, 1941. Фото 02 - Гавайи, Фрэнсис на фоне Р-40В Джонни Такера. Самолёт назван в честь подруги Джонни - Кэй Ледрингэм. Фото 03 - Кэтрин "Кэй" Кокран в свои 16 лет, будущая мисс Габрески, Гавайи 1941 год.
Летом 1942 года эскадрилью, в которой служил Габрески, посетил с визитом тогдашний лучший ас USAAF подполковник "Базз" Вагнер. Он рассказал, что тихоокеанский ТВД отдан в руки флоту и флотской авиации, а армейская авиация всегда будет играть там вторую роль. Также он сообщил, что европейский ТВД является приоритетным в штабе ВВС. Это заставило Фрэнсиса серьёзно призадуматься о переходе на новое место службы. Он много читал о Битве за Британию и о подвигах 303й польской эскадрильи RAF. Тем более, он сам был поляк и хорошо говорил по польски. Поговорив с командиром эскадрильи и походив по инстанциям он наконец получил назначение Военного министерства на перевод в Англию в штаб 8й Воздушной армии США. По дороге он должен был явиться в Пентагон на совещание по теме гавайских событий 7 декабря 1941. После совещания, Фрэнсис отбыл в Нью-Йорк, откуда на пассажирской летающей лодке отбыл в Лиссабон через Бермудские и Азорские острова. Из Лиссабона он перелетел в Шэннон, Ирландию, а оттуда - в Лондон, в октябре 1942. В штабе он встретил "около 20 человек, которые бегали туда-сюда" и его сразу привлекли к бумажной работе. Также его поселили в отеле, куда недавно попала немецкая бомба. В комнате Фрэнсиса было только стри стены и большой ковёр, который закрывал отсутствие четвёртой. На следующий день ему объяснили, что отправить в польскую эскадрилью его не могут, но Фрэнсис сделал бы доброе дело, если бы вылетел в Прествик и начал перегонять оттуда самолёты USAAF по разбным британским базам. Прествик был основной точкой, куда прибывала американская авиация из-за Атлантики. Так он и сделал. Через пару недель такой работы Фрэнсис повстречал в лондонском баре группу пилотов, которые разговаривали по польски. Это была удача. Подсев за столик и наладив дружеский контакт, к вечеру он договорился насчёт визита в 315ю польскую эскадрилью RAF в Нортхолте. На следующий же день Фрэнсис был весьма любезно принят там командиром эскадрильи, который был очень рад соотечественнику и пообещал сделать всё, чтобы Фрэнсис попал к ним надолго. Вернувшись в Прествик на очередную перегонку самолётов, через 10 дней он без особого труда получил разрешение на временное назначение к польским авиаторам 315 эскадрильи и её командиру Тадеушу Савичу. Фото 01: Перез взлётом в одном из спитфайров, 315я эскадрилья. Фото 02: В объятиях со Spitfire IX "PK-E" Фото 03: Со своим другом и наставником Тадеушем Андершем. Фото 04: За службу в рядах польской 315 Sqdn RAF, премьер-министр Польши в изгнании, генерал Владислав Сикорский награждает Фрэнсиса Габрески Крестом Храбрых.
Фрэнсис сделал около 40 боевых вылетов с поляками и только один (sic!) раз повстречался с немецкими истребителями. Немножко зенитной артиллерии тоже было, конечно. Результатом его работы с 315й эскадрильей стал, конечно, бесценный опыт пилотажа и взаимодействия, нежели боевые достижения. Так как немцев Фрэнсис видел в воздухе только раз, дело стоит более подробного рассказа: 3 февраля 1943 состоялся вылет на Сен-Омер (база JG26, к слову). Приближаясь к городу, Фрэнсис услышал по связи, как кто-то повторяет по польски "Сто девяностые из-за солнца! Сто девяностые из-за солнца!". Пилоты начали вертеть головами, так как 190-е были уже как раз над ними и начинали атаку сверху-сзади. Следуя приказам, Фрэнсис намертво приклеился к своему ведущему (Томаш Андерш) и чётко повторял за ним все виражные эволюции. В один момент Андерш прокричал по ему по радио: "Чёрт, видишь его? Стреляй ,он прямо перед тобой!". Фрэнсис ответил, что никого и ничего вообще не видит.На самом деле он был слишком перевозбуждён своим первым боестолкновением, и мало чего понимал из того, что видел за стеклом фонаря (по его собственным словам). "Да вот же он, прямо перед тобой! Прямо! Стреляй быстрее!" - не унимался Андерш. Фрэнсис сконцентрировался и увидел несколько тёмных точек где-то вдалеке. Он навёл на них прицел и выпустил очередь в их направлении. Через некоторое время точки исчезли, как исчезли и немецкие истребители. Свалка закончилась, спитфайры остались одни. Прибыв на базу, Фрэнсис долго не мог отойти от мандража. На вопрос Андерша о немцах он так и не мог ответить ничего определённого. И только на плёнке фотопулемёта он разглядел "свой" Fw190 в углу снимка. Причём вражеский силуэт в кадре был весьма крупным - на земле казалось, что попасть в него мог бы даже младенец. Ну тамошний народ прекрасно знал, что случается в суматохе самого первого в жизни боя, поэтому он похлопал Фрэнсиса по плечу, угостил пивом и поздравил с почином. Фото: Польские пилоты и Габби на фоне спитфайра-пятёрки, 315 эскадрилья.
В середине февраля 1943 года Фрэнсис получил сообщение от полковника Боба Лэндри. В нём сообщалось, что пора прощаться с поляками и ехать в родную 8 ВА в Лондон. Когда они вдвоём встретились лично, полковник Лэндри рассказал капитану Габрески о том, что истребительное командование 8й Воздушной армии теперь располагает тремя истребительными группами (FG), которые оснащены новыми машинами Р-47 "Тандерболт". Из этих трёх групп две - 56я и 78я - были совершенно необстреляны. Как говорит сам Габрески, "без всякой на то причины, мы с полковником Лэндри выбрали 56ю". Габби вернулся к свои полякам в Нортхолт, отсидел бурную прощальную вечеринку в баре, попрощался с пилотами и своим другом Томашом Андершем и 27 февраля 1943 года официально вернулся на действительную службу в USAAF на базу Кинг Клифф. Командовал группой майор Хуберт "Хуб" Земке, ветеран с 1940 года. Именно Земке заставлял своих пилотов отрабатывать тактику, которая называется boom-zoom: "спикировал - выстрелил - ушёл". В тот же день Фрэнсис впервые увидел Р-47. Когда Фрэнсис вылез из машины и обернулся, то был весьма поражён величиной истребителя. А когда подошёл ближе - то и его шириной. А когда присмотрелся - то и огневой мощью. Непосредственным командиром 61 эскадрильи, в которую попал Фрэнсис, был майор Лорен "Мак" МакКоллом. Тот был весьма долговяз и очень бледен - выздоравливал после пневмонии. Мак не растерялся, и чтобы его новый и незнакомый пилот не шлялся попусту, он сразу сделал Фрэнсиса помощником руководителя полётов (flight operations officer), так как все другие капитанские вакансии были заполнены. Также Фрэнсис получил полную свободу полётов - Мак даже настаивал, чтобы Габби летал на новой машине так часто, как это возможно. И Габби начал летать "на полную". Фото 01: Хуберт Земке, командир 56 FG Фото 02: Лорен МакКоллом, командир 61 Sqdn 56 FG Фото 03: капитан Фрэнсис Габрески - майор Мак МакКоллом и майор Фил Таки веселятся в баре. Вскоре после прибытия Габби в эскадрилью. Фото 04: Тандерболты из 56 FG в воздухе. Фото 05: Тандерболты из эскадрильи Фрэнсиса (61 Sqn 56 FG) на аэродроме Хоршэм. Лето 1943.
Фото 15 мая 1943 года. В тот день Габби сделал свой первый удачный выстрел в воздухе - повредил Fw190. До первой полноценной подтверждённой победы оставалось три месяца.