Скрыть объявление
Гость, вы уже подписались на наш Телеграм-канал?

Днепровская военная флотилия (март 1919 — дек. 1920)

Тема в разделе "Р.К.К.А.", создана пользователем Azrail86, 26 дек 2013.

  1. Azrail86

    Azrail86 Stabsgefreiter

    Сообщения:
    252
    Адрес:
    Бобруйск
    Днепровская военная флотилия (ДВФ) (март 1919 — дек. 1920). Была образована 12 марта 1919 г. по приказу командующего Южным фронтом В.А. Антонова-Овсеенко. Подчинялась 12-й армии Западного фронта, в сент. 1919 подчинена командующему Морскими Силами Республики. Вела боевые действия против белополяков и белогвардейцев. Расформирована в связи с окончанием военных действий.

    Собственно же судовой состав флотилии формировался из пароходов, конфискованных у киевских судовладельцев. Так, в частности, у купца Лещинского были экспроприированы буксирные пароходы «Курьер», «Аполлон» ( канлодка «Геройский»), «Верный», обладавшие мощными для того времени двигателями в 200-250 лошадиных сил, у Киевского акционерного общества – пароходы «Мукомол», «Мандельштам» ( «Грозящий»), на Варшавской верфи – «Трахомиров», «Доротея» ( «Губительный»). В состав ДВФ включены были так же пароходы «Арнольд», «Самуил», «Шарлота» и др. В конце марта флотилия насчитывала 19 боевых и вспомогательных судов. К боевым относились корабли 2-х типов: канонерские лодки и бронекатера. Канонерские лодки (бронепароходы) представляли из себя, как правило, переоборудованные пароходы, на которые устанавливалось 1-2 орудия калибра 37-152 мм, на носу и на корме, до 6 пулеметов («Максим», «Гочкис» и др.), а так же несложное бронирование из железных листов толщиной до 25 мм или просто защита из досок. Применялась так же, для дополнительного усиления, и песчаная насыпка между металлическими листами или досками, и т.п. Команда насчитывала 40-50 чел. Вооружение таких бронепароходов уступало артиллерийскому оснащению типовых канонерских лодок, даже устаревших образцов. Так, мореходная канонерская лодка «Донец» имела 2 шестидюймовых орудия, одну 122-мм пушку, 3 трехдюймовые пушки, 4-е 47-мм орудия.
    Бронекатера же частично достались ДВФ от царского флота.

    Данные бронированного дозорного катера типа «Д»:
    Водоизмещение, т: проектное 6,5; полное на 1933 г — 10
    Длина наибольшая, м — 9,21
    Ширина наибольшая, м — 2,47
    Осадка, м: проектная — 0,61; фактическая на 1933 г — 0,85
    Высота максимальная от уровня воды (по крыше пулеметной башни), м — 1,52
    Число тонн на 1 см осадки — 0,18
    По проекту вооружение катера должно было состоять из одного пулемета «Максим» во вращающейся башне. Максимальный угол возвышения пулемета +35°. Боекомплект — 8 пулеметных лент (2000 патронов).
    В 1917 г. уже на фронте на катерах стали ставить второй пулемет «Максим» на корме на открытой тумбовой установке. Позднее второй пулемет заменили 37-мм пушкой Гочкиса на тумбе без щита. Пушка была приспособлена для зенитной стрельбы. Максимальный угол возвышения ее составлял +70°. Длина ствола 20 калибров.
    Вес снаряда около 0,5 кг. В боекомплект входили осколочные гранаты весьма слабого действия и картечь Розенберга. Табличная дальность стрельбы 2000 м. Скорострельность до 15 выстр./мин. Боекомплект — 200 выстрелов.
    В перегруз катер мог принять две мины типа «Д» с кошками на палубе.
    Броневой пояс у машинного отделения имел толщину 6 мм. Пулеметная башня окружена 7-мм броней. Палуба не бронирована.
    Первоначально катера имели бензиновые двигатели Стерлинга мощностью 85 л.с. В 1920-х годах их заменили на бензиновые моторы системы «Скрипс» мощностью 100 л. с при 1200 об/мин. Движитель — один винт. Запас топлива — 700 кг бензина. Расход топлива в час — 20 кг. Скорость по течению (на Днепре) — 14–16 км/час, против течения 9–11 км/час. Экономический ход тот же, что и наибольший. Дальность плавания по течению — 560 км, против течения — 350 км. Радиоустановки и шлюпки не было.
    Экипаж 7 человек: младшего начальственного состава — 2; рядового состава — 5. 16 марта 1919 г. красные начали ремонт пяти бронекатеров, получивших номера 1, 2, 3, 4 и 5. Бронекатерам были присвоены «громкие» названия: № 2 — «Ленин», № 5 — «Шевченко», а остальные — «Украинец», «Коммунист» и «К. Маркс». Правда, через несколько недель командование решило, что сии имена мало подходят к 9-тонным катерам, и у них остались только номера.
    -2.jpg
    В судовой состав советской Днепровской флотилии к 21 марта 1919 г. входили:
    I бригада: «Шарлота», бронированные катера № 1, № 2, № 3, № 4, № 5.
    II бригада: «Курьер», «Апполон» и «Самуил».
    dnuk2_1.jpg
    Бронепароход "Курьер" Водоизмещени е 160,5т. Основные размерения длина 50,2м; ширина 5,49м; осадка 0,7м. Машина мощностью 190л.с. вращала 2 гребных колеса и обеспечивала скорость хода 12,9 км/ч. Вооружение: 2-е 76-мм полевые пушки, 3 пулемета "Максим", 1 пулемет "Шварцлозе" . Реконструкция И.И. Черникова.

    III бригада: «Арнольд», «Верный» и «Адмирал» (база).
    dnuk2_2.jpg
    Бронепароход "Верный" Водоизмещение 308 т. Основные размерения длина 55,51м; ширина 6,71м; осадка 1,1м. Машина мощностью 500л.с. вращала 2 гребных колеса и обеспечивала скорость хода 12,8 км/ч. Вооружение: 2 76-мм полевые пушки, 4 пулемета "Максим", 3 германских пулемета "Максим". Личный состав 50 человек. Реконструкция И.И. Черникова.

    Все суда, за исключением «Шарлоты» и бронекатеров, имели на вооружении по 2-е 76-мм полевые пушки образца 1902 г. и без всякой нормы оснащались пулеметами, винтовками.

    Боевым крещением флотилии стали бои с повстанческими формированиями украинского независимого социалиста Зеленого (Д.И. Терпило). Организатор антигетмановского и антипетлюровского восстаний, его дивизия первой ворвалась в отбитый у войск Скоропадского Киев. Зеленый в течении 2-х недель был так же советским комдивом Приднепровской дивизии, но в ответ на установление продовольственной диктатуры он 20 марта 1919 г. поднял восстание в Триполье. И даже 11 апреля 1919 г. вновь штурмовал Киев. С имевшихся у Зеленого судов в Киеве, у Печерской пристани, был высажен десант в 400 чел. Первоначально в боях со стороны украинских повстанцев участвовал пароход «Барон Гинзбург». Впоследствии им удалось захватить, в т.ч. и у ДВФ, пароходы «Днепровск», «Санитарный», «Гоголь», «Шарлоту», «Зевс». Пехотный и кавалерийский десант, высадившийся с «Гоголя», был почти полностью уничтожен зеленовцами. Штаб Зеленого был перенесен на «Шарлоту». Кроме того, у Зеленого была целая флотилия из лодок, внезапно атаковавших из плавней и бравших на абордаж проходившие суда. Захватив на Днепре 30 барж с солью и углем, Зеленый раздал это все деревенской бедноте. После этого армия Зеленого, официально именовавшаяся «Армией независимой Советской Украины», фактически смогла блокировать в этом районе судоходство по Днепру. Но в ходе ожесточенных боев в июне-июле 1919 г. в р-не Триполья захваченные пароходы были отбиты назад. 1-2 мая 1919 г. артиллерийским огнем ДВФ была уничтожена значительная часть сел Триполья и Плюты. 30 мая Триполье было вновь обстреляно пароходом «Тарас Бульба» и буксиром «Курьер». Именно суда ДВФ эвакуировали остатки 1,5-тысячного красного отряда, разбитого Зеленым 3 июля в Триполье («Трипольская трагедия»). Но к концу июля армия Зеленого потерпела поражение, однако продолжала сопротивляться. Решающее значение при этом сыграл десантный отряд ДВФ, высадившийся в тылу у повстанцев и заставивший их отступить, пойдя на прорыв из окруженного Триполья. Всего ДВФ пришлось участвовать в 6-и походах против Зеленого.

    На Беларуси судам и десантным отрядам флотилии пришлось вести борьбу и с формированиями атамана И.Т. Струка. В мае 1919 г. суда флотилии во взаимодействии с частями Красной Армии под руководством начальника штаба ДВФ В. Дьяченко нанесли струковцам серьезное поражение в р-не Чернобыля. К этому времени Струк, как бывший моряк прекрасно понимавший важность контроля над водными магистралями, то же не преминул обзавестись собственной флотилией. В ходе этой операции краснофлотцами было захвачено и приведено в Киев 7 пароходов из флотилии Струка.

    В конце 1919-начале 1920 гг. в экспедиции против Струка вновь принял участие отряд ДВФ в составе 200 военморов под началом. комиссара флотилии Розенталя и одного из ее первых организаторов Д.А. Мягких. Отряд вышел из Гомеля, на который в это время уже базировалась флотилия. Днепровцами было разгромлено 8 гарнизонов струковцев. Разбив в р-не Чернобыля группировку струковца Терешко, они отпустили его под честное слово.

    Впрочем, флотилия действовала успешно не только против повстанцев-крестьян, но и против регулярной белогвардейской армии. В августе-сентябре 1919 г., когда войска А.И. Деникина совместно с армией Директории УНР заняли Киев, Днепровская флотилия вынуждена была пордняться вверх по Днепру, и войдя в р. Сож, перебазировалась на Гомель. Гомель стал основным местом дислокации ДВФ. Отсюда, из гомельского речного порта, суда флотилии совершали рейды против деникинцев. Так, в конце сентября 1919 г. канлодки «Геройский», «Гневный», «Грозный» и «Грозящий» оказывали артиллерийскую поддержку наступлению 58-й стрелковой дивизии Красной Армии в устье р. Припять, у д. Печки. 2 сентября 1919 г. против них из Киева выдвинулся отряд судов Средне-Днепровской флотилии ВСЮР в составе нескольких канонерских лодок, плавбатареи и 2-х вооруженных катеров. Красные канонерки скрытно выдвинулись навстречу идущему в кильватерном строю противнику и с расстояния в 15 кабельтов открыли огонь из всех своих орудий. Попаданием снаряда с «Грозящего» была серьезно повреждена плавбатарея белых, а канлодка «Доброволец», сбитая огнем на мель, была захвачена экипажем «Геройского». Оба же деникинских катера были потоплены. Противнику пришлось повернуть к Киеву и отказаться от высадки десанта, который он намеревался выбросить в тылу 58-й дивизии. Захваченный краснофлотцами «Доброволец» был переименован в «Губительный» и включен в состав ДВФ («Губительный» погиб в бою 27 апреля 1920 г у Чернобыля).

    Особую доблесть и героизм проявили краснофлотцы в боях с польской армией летом 1920 г. 6 мая 1920 г., в связи с приближением «белополяков» к Киеву, флотилия была разделена на 3 отряда: Березинский и Сожский с базой в Гомеле и Южный, базировавшийся на Екатеринослав. Суда флотилии не раз осуществляли смелые операции. Так, бронекатер № 2. (БК-2) и катер «Шевченко» получили задание разведать и уничтожить переправу польской армии на р.Припять. Поднявшись до Турова вверх по Припяти, катера произвели поиск и обнаружили переправу, которая и была ими разрушена. При отходе отряда поляки предприняли попытку отрезать его у Давыд-Городка на р.Горынь, но катера прорвались с боем. Командовал бронекатером № 2 военмор Л. Кабиков.

    Особую известность получила операция ДВФ, осуществленная у г. Лоева, т.н. «Лоевский прорыв». В июне 1920 г перед флотилией была поставлена задача оказания поддержки Красной Армии в ходе ее наступления на Киев, занятый польскими войсками. Северная группа должна была обеспечит переправу через Днепр и поддержать огнем 12-ю армию. Но войти в Днепр из Сожа можно было, только миновав мощный укрепрайон врага у Лоева. Противник здесь имел 14 орудий калибром до 200 мм, кроме того, фарватер был частично блокирован фрагментами взорванного моста. При подготовке операции была задействована аэрофотосъемка и группы разведчиков-добровольцев, скрытно произведших необходимые замеры. Выяснилось, что при прохождении в р-не моста максимально допустимый зазор между опорами и бортами судна может быть не более1-2 метров. Ночью 2 июня отряд из 5 канлодок (в т.ч. «Малый», «Мстительный», «Геройский», «Меткий») , 2 тральщиков и 2 посыльных судов начал прорыв от д. Карповка. Командовали судами Эрман Гайлит (канлодка «Малый, комиссар лодки - Садников), Стоянов, Соловьев, и др., общее руководство операцией осуществлял командир 1-го дивизиона канлодок М.Г. Степанов. Идя вниз по течению, отряд скрытно миновал пристрелянный участок и вышел к мосту, где одна из канонерских лодок все же столкнулась с опорой моста, закрыв тем самым проход. В скором времени польские артиллеристы открыли огонь, сначала в слепую, а потом прицельный. Отряд оказался в крайне опасном положении, но ответным огнем смог снизить интенсивность вражеского артобстрела. Вскоре, после освобождения фарватера, суда возобновили движение, стараясь держаться ближе к занятому противником берегу, затрудняя этим ему стрельбу. Потеряв канонерскую лодку «Меткий», наскочившую на ледорез моста (команда благополучно высадилась на берег), и еще одну, севшую на мель выше Лоева, отряд благополучно завершил дерзкий прорыв. Затем он выставил минные заграждения в устье Припяти и обеспечил переправу частей 12-й армии через Днепр в р-не д. Печки. При этом краснофлотцы отбивали артогнем контратаки польских частей в р-не высадки красных войск, вели бой с польской речной флотилией и авиацией. Так же днепровцы обеспечивали переправу и высадкой своих десантных отрядов. Надо отметить, что предшествовавшие попытки частей 12-й армии, с 28 мая пытавшейся своими силами форсировать Днепр, не увенчались успехом. По завершению форсирования днепровцы перебросили по реке стрелковую бригаду на Сваромье и Вышгород, а 9 июня участвовали в бою за переправу на р.Ирпень. В ходе этих боев особо проявили себя экипажи канонерских лодок «Малый», «Мстительный», «Геройский» и тральщика «Трал» Северного отряда ДВФ. Орденами Боевого Красного Знамени ВЦИК наградил командира «Малого» Э. Гайлита, моряков с этой канлодки Ф. Кротова, И. Зайцеа, П. Троца, Е. Белова, С. Савченко, И. Галашко. С канлодки «Геройский» орденами были награждены - комиссар лодки Платбаргд, П. Гаврилов, Н. Озернов, Ф. Андрюшенко, моряки с других кораблей - комиссар Кульберг, артиллерист Г. Мухин, Афанасьев, Клевцов, Пашкин, Захаров, Потемкин. Канонерские лодки «Геройский», «Мстительный», «Малый» были награждены Почетным Революционным Красным Знаменем.

    Успешно действовала в р-не Триполья и Южная группа ДВФ. 11 июня Киев был взят. Одним и из первых в город вошли военные моряки-днепровцы.

    Приказом РВС от 22 декабря 1920г ДВФ расформировывалась (по другим данным – только сокращалась до 1 канлодки, 5 сторожевых судов и 5 катеров). В любом случае, в Гомеле в начале весны 1921 г. продолжал находиться ряд военных судов вместе с экипажами.

    Командующие:

    Полупанов А. В. (март — сент. 1919);

    Родился в 1888 г., работал на шахтах Донбасса. В 1909г призван на флот, в 1912 г. за революционную деятельность был заключен в плавучую тюрьму. В 1914 г. отправлен на фронт, потом - матрос на линкоре «Императрица Мария». После гибели линкора служил на миноносце «Фирдонисия». Отчаянный партизан и любимец моряков. В 1918 г. Полупанов командовал бронепоездом «Свобода или смерть», исколесившим многие фронта гражданской войны. Окруженный под Симбирском, бронепоезд, во избежание его попадания в руки врага, был сброшен в Волгу.

    Смирнов П. И. (сент. 1919 — дек. 1920);

    Пётр Иванович Смирнов-Светловский (1897 — 17 марта 1940) — советский военно-морской деятель, флагман флота 2-го ранга (1938), депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.
    Родился в местечке Сулин в Области Войска Донского в русской семье казака, работавшего врачом. Окончил несколько курсов Петроградского политехнического института.
    В молодости увлёкся революционными идеями. В 1914 году вступил в РСДРП. В 1917 году был редактором газет Кронштадтского комитета РСДРП(б) и членом военно-технической комиссии Кронштадтского совета. Один из организаторов большевистского восстания в Петрограде. В ходе восстания — комиссар и начальник штаба сводного Кронштадтского отряда, направленного для поддержки восставших в Петроград.
    В РККФ с февраля 1918. В конце февраля в качестве комиссара минно-подрывного отряда из моряков-балтийцев участвовал в обороне Пскова от немецких войск. Затем командирован на Восточный фронт. Один из организаторов Волжской военной флотилии; в июле 1918 возглавил её штаб. Затем командир конного отряда 5-й армии, с которым действовал в тылу колчаковцев. С января по март 1919 года — военком Кронштадтской морской крепости. 17 апреля 1919 назначен командующим и военкомом Волжской военной флотилии. Под его руководством флотилия содействовала 2-й армии при форсировании Камы в ходе Пермской операции. 25 июля флотилия влилась в состав Волжско-Каспийской военной флотилии, в связи с чем Смирнов-Светловский был освобождён от должности.
    Затем переведён на Украину. 13 сентября 1919 года назначен командующим Днепровской военной флотилией и членом РВС Гомельского укрепрайона. Летом 1920 года под его руководством флотилия содействовала войскам 12-й армии в форсировании Днепра и освобождении Киева от польских войск. 7 августа 1920 года убыл на Кавказский фронт. С 14 августа по 23 сентября 1920 года командовал Морской экспедиционной дивизией, участвовавшей в разгроме врангелевского десанта генерала Улагая. Затем с 6 октября и до 14 декабря 1920 вновь командовал Днепровской флотилией.
    По окончании Гражданской войны продолжил службу в РККФ. Проходил службу военкомом и старпомом сторожевого корабля «Воровский», на котором в 1924 году совершил четырёхмесячный переход из Архангельска во Владивосток. Затем находился в спецкомандировке в Китае в качестве военного советника. В 1927 году окончил Военно-морскую академию, после чего командовал эсминцем. Затем командовал дивизионом эсминцев КБФ. С 1934 — инспектор Управления Военно-Морских Сил РККА.
    15 августа 1937 года назначен командующим Черноморским флотом. 19 декабря того же года был в числе 1143 человек был избран депутатом первого созыва Верховного Совета СССР. 30 декабря 1937 РККФ был выделен в отдельный наркомат, а Смирнов-Светловский был назначен 1-м заместителем первого наркома ВМФ П. А. Смирнова. После ареста П. А. Смирнова, произошедшего 30 июня 1938 года, исполнял обязанности наркома ВМФ СССР вплоть до назначения 8 сентября 1938 года на эту должность М. П. Фриновского.
    Арестован НКВД 26 марта 1939 года. Обвинялся в измене Родине, участии в контрреволюционной организации и вредительстве. Ряд недостатков в организации строительства складов, баз флота, торпедных катеров и т. п. были трактованы как умышленное вредительство. 16 марта 1940 года ВКВС СССР признала Смирнова-Светловского виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктами 1«б», 7 и 11 статьи 58 УК РСФСР и приговорила его к расстрелу. Приговор приведён в исполнение на следующий день. Останки были захоронены на Донском кладбище.
    Определением ВКВС от 23 июня 1956 года Смирнов-Светловский был полностью реабилитирован.

    Корсак Б. В. (авг. — окт. 1920, врио);

    Степанов Н. Г. (14–22.12.20).

    Комиссары:

    Дюков К. Д. (март — апр. 1919);

    Гревцев П. И. (апр. — авг. 1919);

    Татаринов Г. А. (авг. — апр. 1919);

    Чадарайн Я. Я. (апр. — авг. 1920);

    Кульберг А. М. (авг. — окт. 1920).

    ________________________________________________________________________________________
    Краязнаўчы сайт Гомеля і Гомельшчыны
    Персональный сайт Моремход
    Боевой путь Советского Военно-Морского Флота / В. И. Ачкасов, А. В. Басов, А. И. Сумин и др.. — М.: Воениздат, 1988.
     
    sany и Vesel'chak нравится это.
  2. Интересные лоты

    Интересные лоты

    1. Продам Kimar Derringer под патрон флобера. На сегодняшний день очень редкая и эксклюзивная вещь. б/...
      4000 грн.
    2. (в наличии 5 шт.)
      [MEDIA] Ніж " АК - 47 СССР ", 35 см ( репліка ). Данний ніж стане Вам надійним помічником в роботі...
      320 грн.
    3. тяжёлый металл
      450 грн.
    4. 1300 грн.
    5. Коп. По фото. На реставрацию, запчасти или антураж.. Стекла мутные.
      100 грн.
    6. все на фото все мои нагрудные знаки РИ на продаже https://reibert.info/auction-history/auctions?type...
      14500 грн.
    7. Парка германской организации THW «Bundesanstalt Technisches Hilfswerk», аналог МЧС. По исполнению на...
      850 грн.
    8. 2600 грн.
    9. Метал бодрий .. по фото . Коп
      320 грн.
    10. 5500 грн.

Поделиться этой страницей