Действие бронепоездов на территории Украины в 1941 году. НКВД и РККА.

Тема у розділі 'Сухопутні сили РСЧА', створена користувачем alex_welt, 20 лют 2009.

  1. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    Летом 1941 года в управлениях Северо-Донецкой и Южно-Донецкой железных дорог вместе со специалистами НКПС решили организовать строительство бронепоездов. Талантливые инженеры и техники в кратчайшие сроки подготовили рабочие чертежи и проектно-сметную документацию. Был издан приказ об организации «вертушек», курсировавших для доставки броневых листов с мариупольских заводов в паровозные и вагонные депо Донбасса. Тщательно разработана была и кооперация между предприятиями, сооружавшими бронепоезда. Так, в Дебальцево одевали в броню паровозы, оборудованием тендеров занимались рабочие депо Попасная, а бронеплощадки изготавливались в Красном Лимане.

    Большую организаторскую работу провели начальники паровозных депо Дебальцево и Попасная В. С. Курочка и П. А. Лакутин, мастера В. И. Маньковский, И. К. Зайцев, В. С. Волков, В. И. Матвеев. Они организовали бригады лучших котельщиков, сварщиков, обучали их приемам обработки листов, установке и монтажу вооружения.

    Трудились донецкие ремонтники самоотверженно. В депо Красный Лиман бригада Н. Е. Курмазы ежедневно работала по 15–18 часов. К началу сентября 1941 года в Донбассе было сооружено 20 бронепоездов. В бой их повели донецкие машинисты А. X. Притыкин, Г. С. Лопушняк, И. А. Сила, П. Н. Остапенко, Ф. И. Пилипенко, П. М. Вовк и другие.

    3 сентября 1941 года в ожесточенных боях в районе Днепропетровска отличился экипаж бронепоезда № 11 «За Родину!» под командованием участника гражданской войны П. М. Бойко.

    Один из бойцов бронепоезда Я. М. Синенко свидетельствует:

    — Фашисты считали себя хозяевами на занятой станции Нижнеднепровск-Узел. И вдруг на них обрушился огонь четырех [45] орудий и двенадцати пулеметов советского бронепоезда. «Осколочным — огонь!», «Первое — огонь!», «Второе...», — непрерывно повторялись команды. Гитлеровцы в панике разбегались, оставляя машины, мотоциклы, полевые кухни. Сделав 50 выстрелов, бронепоезд отошел так же неожиданно, как и появился.

    Утром следующего дня он вновь ушел в стан врага. Водили бронепоезд люди отважные, отлично знавшие дело. Это машинисты Андрей Кукибный, Петр Доронин, Леонид Будаговский, помощники Дмитрий Иванов, Леонид Олефир и другие.

    В короткий срок рабочие Харьковского паровозоремонтного завода и железнодорожного узла построили отдельный бронепоезд № 1 (вскоре его переименовали в № 5). Его экипаж был укомплектован личным составом 2-го Харьковского бронетанкового училища, располагавшегося в Чугуевских лагерях. Командовал бронепоездом капитан И. А. Крохин.

    8 сентября 1941 года в Харькове был переоборудован и пополнен людьми бронепоезд № 4 «Ильичевец», построенный железнодорожниками и металлургами Мариуполя.

    21 сентября бронепоезда № 4 и 5, выведенные в район Краснограда, были объединены в составе 1-го ОДБП Юго-Западного фронта. В их задачу входило патрулирование с танкистами 12-й танковой бригады железнодорожного участка Красноград — Водолага (в 100 километрах западнее Харькова). Вчитаемся в скупые строки военных донесений:

    «22 сентября к исходу дня бронедивизион в 5 километрах западнее Краснограда был атакован танковым батальоном противника. Огнем тяжелой артиллерии был поврежден железнодорожный путь. Сошла с рельсов одна бронеплощадка бронепоезда № 4, повреждены оба бронепаровоза. Погибло три человека, ранено девять, двое контужено... Силами восстановительных команд боевая часть доставлена в Харьковский ПРЗ для ремонта»{7}.

    12 октября 1941 года бронедивизион был переброшен на участок Богодухов — Люботин в распоряжение 212-й стрелковой дивизии. До 15 октября шли жестокие бои в районе станции Гавриши. Фашисты потеряли от огня бронепоездов три минометные батареи и батарею противотанковых орудий, около батальона солдат и офицеров. Железнодорожники не раз восстанавливали путь, выводя стальные крепости из-под вражеского обстрела.

    Бывший пулеметчик бронепоезда № 5 В. Я. Портнягин вспоминает:

    — В районе станции Мерефа бронепоезд поступил в распоряжение нашей пехоты. Рано утром был открыт внезапный для противника огонь. Гитлеровцы, спавшие в здании вокзала, в панике стали разбегаться. Но уйти от пулеметного огня удалось немногим. Разбитые повозки, брошенные пулеметы, минометы, снаряжение [46] остались на поле боя. Советские пехотинцы поднялись в атаку и отбросили фашистов на семь километров...

    Спустя несколько дней, как рассказывает М. И. Ткаченко, бронепоезд вступил в новый бой. Атакуя его, фашисты поняли, что этот «крепкий орешек» не так-то просто уничтожить. Тогда вражеские разведчики зашли с тыла и взорвали мост, отрезав стальной крепости путь к Мерефе. Командир бронепоезда И. А. Крохин приказал личному составу занять круговую оборону. Часть бойцов осталась у орудий и пулеметов, установленных прямо на открытых платформах.

    Много раз гитлеровцы поднимались в атаку. Но огонь пулеметных расчетов прижимал их к земле. До позднего вечера одна за другой следовали атаки. Лишь в сумерках фашисты отошли, решив, что бронепоезд у них в ловушке. Команда бронепоезда, изнуренная в тяжелом бою, всю ночь работала на железнодорожном полотне под носом у противника. Под утро бронепоезд проследовал к Мерефе по восстановленному мосту...

    21 октября 1941 года Харьков оказался в полукольце фашистских войск. Гитлеровцы заняли Казачью Лопань, Слатино, перерезав железнодорожные линии Харьков — Лозовая и Харьков — Курск. Воины 38-й армии вели ожесточенные бои на подступах к городу. 23 октября из района станции Совнаркомовская (на линии Полтава — Харьков) к боевым рубежам 216-й стрелковой дивизии подошел бронепоезд № 60 под командованием капитана И. Д. Турганова. Рассказывает комиссар бронепоезда Л. Г. Гольдфарб:

    — Весь день мы вели огонь по немцам, рвавшимся к Харькову. Бронепоезд периодически выдвигался на открытую позицию, прямой наводкой поражая противника. Разведчики сообщили командиру: «Разгромлены две батареи. Противник на линию огня выставляет три новые». И в который раз подается команда лейтенанта Каштанова: «Прицел... трубка... огонь!».

    Потом с замаскированного наблюдательного пункта разведки старшина Казакевич доложил по телефону: «По шоссе движутся немецкие танки». Гремит залп из всех орудий по мосту, расположенному на пути танков. Продвижение противника приостановлено. По приказу И. Д. Турганова огонь переносится на танковую колонну. Наблюдатели сообщают: «Два танка подбиты, остальные повернули назад».

    В ночь на 25 октября командующий 38-й армией генерал Н. Г. Цыганов приказал командиру 1-го ОДБП оставить Харьков и обеспечить прикрытие железнодорожных составов, отходивших к Чугуеву. Эшелоны с оборудованием харьковских заводов, санитарные летучки под защитой орудий и зенитных пулеметов бронепоезда № 5 медленно продвигались к Купянску.

    Неподалеку от железной дороги в окружение попал стрелковый полк 216-й дивизии. Советские пехотинцы, теснимые фашистами, [47] несли большие потери. Экипаж бронепоезда № 60 вступил в бой. Капитан И. Д. Турганов приказал водителям двух бронемашин, защищавших полотно железной дороги, и десантной роте охранять мосты от прорывавшихся в тыл гитлеровских автоматчиков. Артиллеристы лейтенанта Конощенко открыли огонь по врагу. Разведчики бронепоезда, находившиеся в расположении советской пехоты, корректировали огонь стальной крепости. Фашисты, неся потери от обстрела, несколько ослабили натиск. Батальоны полка успели перегруппироваться, готовясь к атаке.

    По шоссе, проходившем вдоль железной дороги, фашисты подтянули танки. Вести по ним огонь с закрытых позиций было неэффективно. «Полный вперед!» — скомандовал И. Д. Турганов, и бронепоезд стремительно выехал из лощины на открытую позицию. В ходе ожесточенного боя было уничтожено четыре вражеских танка. Опомнившись, гитлеровцы сосредоточили на бронепоезде мощный огонь. Осколки снарядов с визгом били по броне. Бронепоезд вновь отошел на закрытую позицию в глубокой выемке. Через некоторое время враг подтянул мотопехоту. И опять бронепоезд вступил в открытый бой. Командир полка передал на бронепоезд: «Вашим огнем рассеяно и уничтожено до трех рот пехоты противника. Вырываемся из кольца. Прикройте отход».

    Фашисты решили расправиться с неуловимым бронепоездом. Они пустили навстречу ему состав из сорока горящих вагонов, трех холодных паровозов и нескольких платформ с металлоломом и неисправными подъемными кранами. В темноте осенней ночи передовые посты заметили несущийся с немецкой стороны горящий состав. Положение было критическим: гитлеровцы взорвали входные стрелки, неподалеку противник, рвущийся к железной дороге, впереди надвигающийся таран. Капитан И. Д. Турганов, оценив обстановку, отдал команду: «Полный назад!» Ловким маневром удалось подставить под удар контрольные платформы. В результате столкновения они были разбиты в щепки, но основная боевая часть бронепоезда осталась невредимой.

    Под руководством красноармейца Волосова развернулись работы по расчистке путей. Приходилось подрывать разрушенные вагоны, а обломки растягивать паровозом. Вскоре путь был свободен. На утро бронепоезд прибыл в Чугуев.

    Пять суток шли бои за Харьков. В них наступавшие гитлеровские дивизии потеряли половину своего личного состава. Острые на язык фронтовые корреспонденты окрестили эти бои «харьковским кровопусканием». Части 38-й армии и гарнизон Харькова выполнили свой долг: задержали превосходящие силы врага до отвода частей Юго-Западного фронта на рубеж Тим — Балаклея — Изюм — Ямполь.

    «Фашистскому верховному руководству с горечью пришлось констатировать, что полуторамесячная отсрочка генерального наступления на Москву не достигла цели. Заняв более устойчивое оперативно-стратегическое положение, войска Юго-Западного фронта вновь перешли к активным боевым действиям. Их мощные удары, особенно в районе Харькова, доказали, что возрожденный Юго-Западный фронт по-прежнему является грозной силой», — отмечал Маршал Советского Союза И. X. Баграмян.
     
  2. Цікаві лоти

    1. Обрез Мосина ,сохран чердак, в патроннике гильза, есть клеймо
      800 грн.
    2. (в наявності 1 шт.)
      Ложе винтовки Мосина. Оригинал, советского производства.
      1850 грн.
    3. Подающий механизм магазинной коробки. Отличное состояние
      400 грн.
    4. Красивый макет трехлинейной винтовки Мосин/Наган. Переходной вариант 1925 года выпуска первых оружей...
      7500 грн.
    5. (в наявності 13 шт.)
      Оригинал Состояние нового
      100 грн.
  3. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    В октябре 1941 года на Южном фронте сложилась тяжелая обстановка. Захватив Донбасс, немецкие армии группы «Юг» устремились к Ростову. Его захват открывал гитлеровцам путь на Кавказ, к бакинской и грозненской нефти, к кубанским просторам с миллионами тонн хлеба. 9-я и 56-я армии Южного фронта не смогли устоять против бронированного удара танковой армии Клейста. Под напором превосходящих сил гитлеровцев они отступали к Дону. Стрелковые дивизии сражались героически, стараясь задержать фашистов на каждом возможном рубеже.

    Ожесточенные бои с механизированными частями врага развернулись под Таганрогом. Действия наших войск прикрывали бронепоезда внутренних войск НКВД «Феликс Дзержинский» и № 59. Оба бронепоезда сражались на участке железной дороги Морская — Неклиновка — Матвеев Курган.

    На участке Таганрог — Ростов оборону держали воины 36-й бригады НКВД полковника М. Е. Микрюкова. В состав ударной группы южнее Таганрога были также введены бронепоезда 7-го и 8-го отдельных дивизионов.

    10 октября 1941 года командир 7-го ОДБП, базировавшегося на станции Самтредиа Закавказской железной дороги, подполковник В. П. Жмакин получил боевой приказ о срочной переброске [53] бронепоездов на Южный фронт. В Ростов прибыли бронепоезда № 27 и 29. В подчинение В. П. Жмакина из состава 8-го дивизиона был передан тяжелый, вооруженный четырьмя 107-миллиметровыми орудиями, бронепоезд № 21 под командованием старшего лейтенанта А. О. Айрапетова.

    Бронепоездам предстояло выдвинуться на линию обороны к Таганрогу. Но утром 17 октября гитлеровские танки ворвались в город. Закрепляя успех, танковые лавины врага устремились по узкой полосе побережья Азовского моря к Ростову-на-Дону. По приказу командования 56-й армии бронепоезда 7-го ОДБП были выведены на участок Марцево — Хапры. У станции Бессергеновка бронепоезд № 27 вступил в бой с передовым отрядом захватчиков. Его командир старший лейтенант Сидоров получил приказ заместителя командира дивизиона капитана И. З. Алхазашвили: любой ценой остановить рвущиеся к Ростову танки.

    Курсируя на большой скорости, осыпаемый вражескими снарядами, бронепоезд № 27 сражался с фашистскими танками, беспощадно уничтожая их. Гитлеровцы обрушили на стальную крепость многочисленные удары авиации и артиллерии. Прямым попаданием бомб был поврежден котел паровоза, пробита тормозная магистраль. Из строя вышли три орудия. Осколками снарядов заклинило башню 2-й бронеплощадки. Но экипаж, все его бойцы, мужественно, не дрогнув, отбивали атаки фашистов: свое задание «Остановить врага любой ценой!» они поняли сердцем.

    Командир орудия сержант Н. Рудак, наводчик В. Анищенков, артиллеристы Гулякин и Якобишвили вели сокрушительный огонь по вражеским машинам. Вскоре погибли Гулякин и Якобишвили. Н. Рудак и В. Анищенков, оставшись вдвоем, в пороховом дыму стреляли из орудия, работая за целый расчет. Бронепоезд № 27 7-го отдельного дивизиона уничтожил в бою 16 фашистских танков. Как вспоминал бывший пулеметчик этого бронепоезда А. А. Куренков, за мужество, проявленное в бою, сержант Н. Рудак был награжден орденом Ленина, наводчик орудия В. Анищенков — орденом Красной Звезды, а машинист бронепоезда Ш. Цикаришвили — медалью «За отвагу».

    Их подвиг среди сражавшихся здесь экипажей бронепоездов не исключение. На здании вокзала станции Таганрог-Пассажирский установлена мемориальная доска. Из надписи на ней мы узнаем, что 14–17 октября 1941 года на участке Марцево — блокпост 694, обороняя Таганрог, приняли последний бой бойцы бронепоездов № 14, 45 и 59. Все они входили в состав 8-го ОДБП под командованием подполковника И. А. Суханова.

    Проявив мужество в схватке с многократно превосходящими силами врага, нанеся ему большие потери, погибли комиссар дивизиона старший политрук Тюфяев, командир бронепоезда № 45 младший лейтенант Аленкин, командир 2-й бронеплощадки младший лейтенант Довгалев. [54]

    На станции Морская на острие танкового удара находился бронепоезд № 59 под командованием капитана А. Д. Харебавы. Командир взвода разведки лейтенант Гринчук доложил капитану А. Д. Харебаве: «Вижу на подходе 18 танков, около 30 автомашин с пехотой и колонну мотоциклистов, примерно 200 машин». И услышал: «Полный вперед!» «Есть полный вперед!» — повторил команду помощник машиниста Г. А. Шеляг. Бронепоезд, вырвавшись из-за поворота, встретился с вражеской техникой. «По танкам — бронебойным, по пехоте шрапнелью — беглый огонь!» — одна за другой зазвучали команды А. Д. Харебавы. Артиллерийские расчеты действовали слаженно. Загорелись вражеские танки и грузовые автомобили, по полю рассыпались поврежденные мотоциклы. Пулеметные очереди неслись вслед убегающим гитлеровцам. За пять минут было подбито десять танков и самоходных установок.

    Враг продолжал напирать, подбрасывая свежие силы. Гитлеровцы повели массированный обстрел движущейся стальной крепости. Был поврежден путь отхода, и бронепоезд оказался в окружении. Десять вражеских самолетов было брошено против героического экипажа. Кольцо стало сжиматься. Огонь фашистов становился интенсивнее. Командир бронепоезда капитан А. Д. Харебава и комиссар политрук Гавриленко приняли твердое решение: стоять до последнего.

    Окруженный бронепоезд продолжал сражаться. Под бомбовыми ударами вражеской авиации, уходя от попаданий, он не прекращал вести огонь. По броне беспрерывно стучали осколки, оставляли на ней свой след снаряды. Командир орудия [55] старший сержант С. Лисицын занял место раненого наводчика и посылал по немецким танкам снаряд за снарядом. У пулеметчика М. Сигала в кожухе «максима» закипала вода, и все же он заставлял пулемет косить рвавшихся к бронепоезду немецких солдат. Помощник машиниста старший сержант Г. Шеляг встал за реверс вместо убитого машиниста бронепаровоза.

    Взрывы бомб повалили набок паровоз и вторую бронеплощадку. Среди погибших был капитан А. Д. Харебава. Бойцы вели теперь огонь по вражеской пехоте из единственного уцелевшего зенитного пулемета. И сколько немецких солдат сложили тут головы, сказать даже трудно. Но фашистские летчики вскоре довершили разрушение бронепоезда. Автоматчики, прорвавшись к железной дороге, расстреляли раненых, контуженных, оглушенных взрывами бойцов бронепоезда. Расправлялись даже с мертвыми. Из экипажа бронепоезда № 59 в том бою осталось в живых только шестеро: С. Лисицын, Г. Шеляг, Г. Сокол, М. Сигал, М. Карагод, Н. Шкарейчук. Прошли годы. Пионеры Таганрогской школы № 31 разыскали братскую могилу павших бойцов, установили мемориальную доску.

    В начале ноября 1941 года немецко-фашистские войска возобновили наступление из Донбасса для захвата Ростова-на-Дону. Чтобы усилить нашу оборону, прибыл особый бронепоезд № 2 «За Родину!» с десантной ротой под командованием капитана А. Л. Бондаренко.

    Строительство бронепоезда началось в августе 1941 года. Вот что рассказывает комиссар стальной крепости А. Н. Енин: [56]

    — Первой датой в летописи бронепоезда следует считать 9 августа. В этот день в машиносборочном цехе брянского завода «Красный профинтерн», где стояли железнодорожные платформы с каркасами будущих бронеплощадок, собрались рабочие и служащие, мастера и инженеры, молодые станочники, слесари, формовщики. Речь как раз шла о нем, о бронепоезде «За Родину!». Первым выступил секретарь партийной организации цеха Ф. А. Филатов. Он рассказал, что надо сделать коллективу оставшихся, неэвакуированных, рабочих, чтобы справиться с ответственным заданием. А каково оно, это задание, каков объем работ, сообщили директор завода Г. Д. Гогоберидзе и главный инженер П. А. Ланцов, огласив постановление ГКО и СНК СССР о строительстве, наименовании и порядке комплектования команды бронепоезда из добровольцев.

    Потом слово предоставили мне как военному комиссару бронепоезда. Я прибыл из Москвы, чтобы оказать помощь в строительстве и комплектовании экипажа бронепоезда. Выступление мое было кратким. В те дни не было нужды кого-то агитировать. Я лишь попросил рабочих ускорить строительство бронеплощадок и подчеркнул особую ответственность, трудность и опасность службы на бронепоездах, где нет места трусости и обязательно чувство товарищества, четкость и быстрота действий.

    Едва кончился митинг, к моему столу стали подходить рабочие с единственной просьбой: «Запишите!». Помню первыми в моем блокноте появились фамилии коммунистов и комсомольцев Павла Герасичкина, двух братьев — Николая и Сергея Петруниных, [57] Сергея Никифорова, Сергея Авакова, Андрея Толкачева. Тогда же записались в команду три друга — семнадцатилетние комсомольцы Юрий Гаврилов, Эдуард Майданский и Юрий Роговой.

    12 августа комиссар А. Н. Енин подписал первый приказ о зачислении в экипаж 72 добровольцев.

    А линия фронта все ближе подвигалась к Брянску. И когда она остановилась в 40 километрах от него, решили строительство бронепоезда продолжить в Луганске. Двумя эшелонами туда отправились добровольцы боевого экипажа. В Луганск на паровозостроительный завод имени Октябрькой революции недостроенный бронепоезд прибыл 18 августа. Теперь за дело взялись представители обоих заводов. Дополнительно были построены две бронеплощадки: для зенитных орудий и под 107-миллиметровую пушку. Кроме того, для экипажа были оборудованы клуб, жилье, мастерские. Команда бронепоезда пополнилась луганскими добровольцами, получила необходимое вооружение, обмундирование.
     
  4. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    Первый бой после выхода из ворот Луганского завода имени Октябрьской революции особый бронепоезд № 2 провел 25 октября 1941 года на станции Дебальцево, отбивая натиск фашистских войск.

    7 ноября он прибыл на станцию Ровеньки, получив задачу: обеспечить охрану железнодорожной ветки, прикрыть фланги 18-й армии генерала В. Я. Колпакчи и 9-й армии генерала Ф. И. Харитонова. Бронепоезд и десантная рота заняли оборону [58] на западной окраине поселка. Тишина и безлюдье настораживали. По всему было видно, что танки и пехоту противника надо ждать с минуты на минуту. Ранним утром гул бомбардировщиков, артиллерийские залпы и четкая дробь крупнокалиберных пулеметов всколыхнули затаившийся поселок. На бронепоезде вовремя заметили и метким огнем отбили налет трех «юнкерсов», пытавшихся бомбить станцию. Десятки сброшенных бомб не достигли цели и взорвались за пределами станции.

    Несколько дней с утра до вечера вражеские самолеты настойчиво пытались прорваться к станции через плотную стену заградительного огня зенитчиков бронепоезда. Активность авиации противника была понятна. На станцию стали прибывать вагоны с войсками и танками вновь сформированной 37-й армии А. И. Лопатина. Под прикрытием бронепоезда эти войска благополучно разгрузились и в полной боевой готовности ушли на боевые позиции.

    21 ноября противник занял Ростов-на-Дону и подошел к Новочеркасску. 22 ноября бронепоезд занял огневую позицию на западной окраине города. Десантная рота сменила ополченцев Новочеркасска под населенным пунктом Мишкин.

    27 ноября бронепоезд участвовал в первой наступательной операции Южного фронта. Потом командир бронепоезда А. Л. Бондаренко и радист М. В. Иоффе сопровождали на броневике наступавших бойцов десантной роты и 68-й кавалерийской дивизии и руководили огнем артиллерии бронепоезда. Перед Аксаем им навстречу выскочили шесть гитлеровских танков и машина с автоматчиками. Десантники организовали оборону, встретили фашистов пулеметным и минометным огнем, пустили в ход гранаты. В дело вступила артиллерия бронепоезда. Атака была отбита, два танка остались дымить в поле.

    29 ноября после двухдневных ожесточенных боев был освобожден Ростов-на-Дону. Но пришел срочный приказ: передислоцироваться на новое место. Успели только захоронить шестерых десантников, погибших при освобождении станции Аксай, и в ночь на 30 ноября бронепоезд покинул Аксай.

    — После гибели бронепоездов под Таганрогом личный состав 8-го дивизиона был направлен на станцию Тихорецкая, — вспоминает бывший командир бронепоезда 8-го ОДБП подполковник в отставке А. И. Тилюпа. — Сюда прибыли 80 бойцов, возглавляемых комиссаром А. А. Реутцовым. В предыдущих боях мы до конца выполнили боевую задачу — нанесли фашистам ощутимый урон, дав защитникам Ростова-на-Дону возможность лучше подготовиться к обороне.

    В Тихорецкой формировался новый бронедивизион. Его возглавил капитан Н. И. Миронов, служивший до войны начальником штаба 8-го ОДБП. Большинство бойцов и младших командиров разрушенных бронепоездов № 14 и 45 были переданы в его [59] подчинение. Вскоре в депо Тихорецкая под руководством бывшего командира бронепоезда гражданской войны капитана Г. Л. Рудых началось оборудование бронепоезда «Тихорецкий железнодорожник». К строительным работам подключились и мы, личный состав дивизиона. Среди воинов нашлись сварщики, слесари и рабочие других специальностей. Это была существенная помощь кубанским железнодорожникам. В начале ноября 1941 года бронепоезд уже был готов к испытательным стрельбам. В скором времени мы отбыли на фронт. В Тихорецкой оставалось командование и база 8-го дивизиона.

    «Тихорецкий железнодорожник» действовал на участке Ростов — Новочеркасск. Ежедневно он совершал несколько огневых налетов на врага.

    День 23 ноября 1941 года надолго останется в нашей памяти. Бронепоезд, ведущий огонь с боевой позиции, стали окружать вражеские танки. Бой был коротким, но ожесточенным. Четыре вражеских танка загорелись у железнодорожного полотна, [60] остальные повернули назад. Большие потери понес и экипаж бронепоезда, погиб командир — капитан Г. Л. Рудых. Во время отхода к Ростову мы снова столкнулись с немецкими танками, которые стремились отрезать нам путь. Бронепоезд был серьезно поврежден, но отбивался героически. Только на первой бронеплощадке, которой я командовал, были 23 серьезные пробоины. Были повреждены и вторая площадка, и бронепаровоз. А бой длился еще шесть часов. Под прикрытием ночи нам удалось отойти в Тихорецкую. Стальная крепость встала на срочный ремонт. Через пять дней последовал приказ: передать «Тихорецкий железнодорожник» в состав 7-го ОДБП.

    Оставшись без материальной части, мы снова взялись за оборудование двух бронепоездов. Но строительство затянулось, так как не хватало броневых листов и вооружения. Лишь к весне 1942 года были оборудованы два бронепоезда, командирами которых стали младший лейтенант С. В. Таранюк и лейтенант М. С. Шульман. Изменился и командный состав дивизиона: прибыли новый командир — майор Г. В. Егоровский и комиссар — старший политрук Н. И. Углик...

    27 ноября 1941 года, поддерживая наступление частей 56-й армии на Ростов, бронепоезда № 21 и 29 7-го ОДБП с огневых позиций у станции Заречная открыли огонь по противнику. Командир 107-миллиметрового орудия сержант И. Кусмарцев прямым попаданием сбил купол собора на центральной площади города, где находился важный наблюдательный пункт фашистов. Отлично действовала и паровозная бригада, возглавляемая машинистом К. И. Дудурговым. Под обстрелом противника, часто меняя боевые позиции, паровозники давали возможность артиллеристам наносить удар за ударом по врагу.

    После освобождения Ростова и восстановления железнодорожного моста через Дон бронепоезда 7-го дивизиона вышли на перегон Ростов — Таганрог, в те самые места, где героически погибли бронепоезда «Феликс Дзержинский» и № 59. Вспоминая сражения на этом участке, бывший машинист бронепоезда № 29 К. И. Дудургов, рассказывал: «Бои в районе станций Морская, Синявская, Хапры были очень жестокие. Наши бронепоезда уничтожили много живой силы и техники противника. Вообще, воевали мы здорово!»

    Выйдя на участок Ростов — Таганрог, 7-й ОДБП находился в обороне более шести месяцев.

    Приближался 1942 год. Бронепоезд № 21 старшего лейтенанта А. О. Айрапетова в очередной раз вышел на огневую позицию. В командирской рубке находился и заместитель командира дивизиона капитан И. З. Алхазашвили. Бронепоезд отделяло от фашистов 200 метров. Взволнованные стояли наготове командиры орудий. Прозвучал решительный голос А. О. Айрапетова: «Всем орудиям, огонь!» Степь сразу огласилась гулом и грохотом. [61] Орудийные расчеты посылали на позиции врага один снаряд за другим. В стереотрубу Алхазашвили было видно, как рушились блиндажи, летели кверху обломки грузовиков, валилась наземь немецкая пехота. По переднему краю врага было выпущено более 700 снарядов. Обычно огневой налет длился не более 3–4 минут, но на этот раз Алхазашвили решил не торопиться. Когда немцы, собравшись с силами, начали ответный обстрел, бронепоезд еще минут 10 маневрировал, громя позиции гитлеровцев. Выполнив задачу, он отошел в тыл.

    Днем на бронепоезд прибыл командир стрелковой дивизии. «Немцы никак не могут опомниться, — сказал он. — Разведка донесла, что грузовики возят убитых и раненых, точным попаданием разбито несколько блиндажей».

    Капитан И. З. Алхазашвили повел бронепоезд для второго огневого налета. Теперь гитлеровцы пристально следили за линией железной дороги. Едва со стальной крепости полетели первые снаряды, фашистские батареи открыли ответный огонь. Им удалось повредить железнодорожный путь с обеих сторон бронепоезда. Немцы усилили обстрел. И. З. Алхазашвили по телефону связался с подполковником В. П. Жмакиным — командиром дивизиона. Через полчаса на подмогу подошел бронепоезд № 29 и открыл сильный огонь по врагу. Под прикрытием огня двух бронепоездов дорожный мастер Алексеев, командир орудия Букаткин, командир бронеплощадки Янютин, сержант Антонцев восстановили путь, и бронепоезда благополучно отошли. Разведка сообщила, что и второй налет в этот день принес гитлеровцам большие потери.

    Огромную помощь бойцам 28-й отдельной железнодорожной бригады оказали бронепоезда № 2 «За Родину!» (командир — капитан А. Л. Бондаренко), № 6 «За Родину!» (командир — капитан П. К. Шурыгин) и № 11 «За Родину!» (командир — капитан П. М. Бойко).

    16 ноября 1941 года части 4-го немецкого армейского корпуса перешли в наступление. К исходу дня они вклинились на 20 километров северо-восточнее Артемовска в глубину нашей обороны. Командующий 12-й армией генерал-майор К. А. Коротеев возложил на 28-ю отдельную железнодорожную бригаду оборону участка Сентяновка — Водопровод. Для поддержки ее батальонов были переброшены три советских бронепоезда.

    Утром 19 ноября под прикрытием огня двух бронепоездов железнодорожные батальоны начали наступление на Голубовку. Части бригады ворвались на северо-восточную окраину поселка и удерживали ее. В течение 20 ноября гитлеровцы неоднократно переходили в атаки, стремясь обойти правый фланг бригады. Но поддержанные огнем бронепоездов, которые уничтожили немало огневых точек и солдат противника, воины-железнодорожники отбросили фашистов. 21 ноября в ходе жестокой артиллерийской [62] дуэли были повреждены бронепаровозы, что значительно ослабило действия бронепоездов. Но они продолжали мужественно сражаться, ведя активную оборону.
     
  5. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    Вскоре прибыло подкрепление — стрелковая бригада, а с ней бронепоезд № 8 под командованием Героя Советского Союза X. И. Ибрагимова. Один из участников этих боев И. М. Бобриков уточнил: «Бронепоезд № 8 «Имени изюмских рабочих» был построен в городе Изюм на Украине. В ноябре 1941 года он был переброшен под Ростов. Командовал бронепоездом № 8 Герой Советского Союза капитан X. И. Ибрагимов. Звание это было получено им за участие в Советско-финляндской кампании 1939–1940 годов. Экипаж действовал мужественно и умело». Железнодорожники смогли восстановить один из бронированных паровозов и несколько боевых площадок. Место поврежденных бронепаровозов заняли небронированные паровозы — «черные», как их называли железнодорожники. Под командованием капитана X. И. Ибрагимова бронепоезд № 8 снова вступил в схватку с врагом и отбросил пехоту захватчиков.

    Шесть суток шел неравный бой, победителями в котором вышли воины-железнодорожники. Фашисты так и не смогли занять Сентяновку. 28 апреля 1942 года приказом Народного комиссара обороны 28-я бригада была переименована в 1-ю отдельную гвардейскую железнодорожную бригаду.
     
  6. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    Из ворот крымских заводов в помощь фронту вышло семь бронепоездов. Три из них были построены на Севастопольском морском заводе.
     
  7. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    Вспоминает М. И. Казаков из Луганска:

    — Из бригады морской пехоты я был переведен на бронепоезд «Орджоникидзевец» командиром отделения дальномерщиков. Солидное вооружение, четыре бронеплощадки на четырехосных платформах, бронированные борта и пол, корабельные 85-миллиметровые пушки, минометы, пулеметы «максим». К сожалению, состав для бронепаровоза серии Ов был тяжеловат, приходилось привлекать еще другой, небронированный.

    Боевое крещение приняли у самого Перекопа. Противник имел значительное превосходство в авиации и мототехнике, наши войска отходили. «Орджоникидзевец» как мог прикрывал их отход. Не вернулись из разведки на дрезине командир бронепоезда [63] капитан Булыгин, старшина Черкашин и рядовой Сахно. Командование принял на себя старший лейтенант Чайковский.

    Бронепоезд уходил последним, принимал на себя удары наседавшего противника. В ночь на 28 октября бронепоезд подорвался на минах. Это произошло недалеко от станции Курман. Сняли мы с орудий замки, прихватили ручные пулеметы, и — пешком до станции Остряково. Там нас поджидал бронепоезд «Войковец». Вместе отражали атаки неприятеля с земли и с воздуха. Примерно через 10–12 часов путь отхода нам отрезали, пришлось материальную часть взорвать и вновь пешком добираться в Севастополь. Там мы влились в экипаж бронепоезда «Железняков»...

    Об этом бронепоезде речь особая. Сейчас в Севастополе на пьедестале на вечной стоянке возвышается паровоз Эл-2500. В годы Великой Отечественной войны он водил в огненные рейсы «Железнякова». Укрываясь в железнодорожных тоннелях, бронепоезд совершал стремительные вылазки, в течение нескольких минут интенсивно обстреливая позиции врага. И также быстро исчезал. Фашисты окрестили бронепоезд «зеленым призраком».

    Строили его коллективы морского завода и железнодорожного депо. 4 ноября 1941 года бронепоезд был готов к выполнению боевых заданий. Строители и личный состав бронепоезда с восторгом приняли предложение комсомольцев назвать бронепоезд именем легендарного героя гражданской войны, и в тот же день на его бортах появилась надпись «Железняков».

    Враг стоял недалеко от Севастополя. В своем первом рейсе «Железняков» обстрелял скопление войск противника в районе селения Дуванкой. Фашисты были застигнуты врасплох. Отлично работал орудийный расчет братьев Лутченко. Вдвойне чувствовали себя именинниками командиры расчетов Дроздов, Данилич, Бойко.

    Возвратившись на базу, командир «Железнякова» капитан Г. А. Саакян и комиссар П. А. Порозов провели с командой анализ огневого рейса. Командиры предупредили экипаж, что борьба предстоит жестокая, что в сутки придется выходить в рейсы по многу раз, что надо особенно готовиться к отражению вражеской авиации... Дальнейшая боевая жизнь железняковцев потекла, как и предсказали командиры.

    На следующий день было совершено пять огневых рейсов. Но фашисты организовали за бронепоездом повседневную охоту. Гитлеровские самолеты-разведчики висели над входом в Троицкий тоннель, где дислоцировался «Железняков». Дневные налеты пришлось отменить и действовать только в темное время суток.

    Вот несколько боевых эпизодов, характерных для действий «Железнякова» в то горячее время.

    Бронепоезд вышел в ночной огневой налет, вел обстрел позиций противника, одновременно засекая его огневые точки [64] и направляя огонь на их уничтожение. Вдруг на контрольной платформе вспыхнула бочка с горючим. Жидкость разлилась по полу и сделала бронепоезд яркоосвещенной мишенью. Пришлось дать полный назад. А платформу отцепить не догадались. Тогда младший лейтенант П. Андреев перепрыгнул на ходу на пылающую платформу. После невероятных усилий Андрееву удалось ее отцепить от состава. Но дорога шла под уклон, и платформа не отставала от бронепоезда. Одежда на младшем лейтенанте вспыхнула. Он бросал под колеса ломы, лопаты в надежде остановить платформу. Наконец, ему удалось притормозить ее. Расстояние между горящей платформой и бронепоездом медленно начало увеличиваться. Андреев с тормозной колодкой в руках спрыгнул с платформы и подсунул колодку под колесо. Платформа с грохотом налетела на препятствие, встала дыбом и повалилась набок. С нее скатились запасные рельсы и шпалы и, раскаленные, дымящиеся, рухнули на младшего лейтенанта Андреева.

    Но герой не погиб. Падая, Андреев попал в канаву. Она и спасла его. Бронепоезд тут же остановился, железняковцы поспешили на помощь и вытащили Павла Андреева из-под груды рельсов и шпал. В госпиталь Андреев выехать отказался, через неделю он уже встал на ноги.

    Вместо получившего ранение капитана Г. А. Саакяна прибыл новый командир бронепоезда инженер капитан-лейтенант М. Ф. Харченко. В гражданскую войну прошел он путь от рядового до командира бронепоезда «Ураган»; награжден орденом Красного Знамени.

    Однажды в Троицкий тоннель, где базировался «Железняков», пришел приказ во что бы то ни стало задержать фашистов на станции Мекензиевы Горы до подхода наших частей. Эта станция уже неоднократно переходила из рук в руки, и бронепоезд был неизменным участником всех боев. И вот вновь предстояло сражение.

    Как всегда в своих огневых рейсах, «Железняков» стремительно ворвался на станцию, где уже хозяйничали гитлеровцы, и открыл огонь с обоих бортов изо всех видов оружия. Посеяв панику среди противника, бронепоезд также стремительно отошел назад. Но фашисты заранее пристреляли железнодорожное полотно. Они, видимо, ждали, что «зеленый призрак» объявится. Один снаряд вырвал целое звено рельсового полотна, другой разорвался у небронированного паровоза. Еще от одного снаряда две контрольные платформы свалились под откос. Бронеплощадка тоже сошла с рельсов, но чудом удержалась на насыпи.

    Командир бронепоезда М. Ф. Харченко принял единственно правильное решение: оставить на бронеплощадках сокращенные орудийные расчеты, весь остальной личный состав направить на ремонт полотна. Путь был исправлен, но чтобы поднять бронеплощадку, нужен был паровоз, а он ударом снаряда был выведен из строя. Осколок повредил одну из дымогарных труб.
     
  8. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    Об этом эпизоде вспоминает комсорг бронепоезда Н. Александров: «Тут и показал себя Женя Матюш, тихий, скромный помощник машиниста.

    — Можно на время заглушить трубу, а уж потом в тоннеле остудить топку и провести более основательный ремонт, — предложил он.

    — Но для этого надо лезть в топку, — возразил машинист, — а в ней сейчас все триста градусов, если не больше. Выход один — спускать пар.

    — Нельзя этого делать, — упрямо возразил Женя. — Разрешите, я полезу в топку и заглушу трубу.

    — Чудак, ты же вспыхнешь, как свечка, а в лучшем случае — сваришься, как рак, — сказал командир бронепоезда.

    — А вы мне поможете, — продолжал настаивать Женя, — будете поливать из шланга, чтобы не поджарился. Лазил же матрос Гребениченко в топку крейсера. Вы сами об этом рассказывали. А там котлы куда больше паровозного и опаснее. Надо же спасать бронепоезд, того и гляди снова налетят самолеты. Посмотрите, ничего со мной не случится.

    Командир согласился, надо было спешно выводить бронепоезд в безопасное место. Матюш вытащил из кармана комбинезона комсомольский билет, фотографии и, передавая, сказал:

    — Поберегите пока, а то еще испортятся.

    Женю обули в валенки, надели ватную куртку, брезентовые брюки, укутали в дождевик, лицо покрыли марлей, сложенной в [66] несколько раз, нахлобучили шапку и с ног до головы окатили водой из шланга. С помощью товарищей Женя втиснулся в пышащую жаром темную дыру. Направили в топку сильный луч аккумуляторного фонаря. Время от времени машинист Поляков поливал смельчака холодной водой.

    Рядом с паровозом гремели взрывы, от которых стальная махина вздрагивала, как живое существо. Но все с напряженным вниманием прислушивались к звукам из топки. Наконец оттуда донесся слабый голос:

    — Вытаскивайте.

    Вбить другую заглушку со стороны дымовой коробки уже не составляло труда. Вскоре топка загудела, паровоз снова был на ходу. Через несколько минут была поднята на рельсы и бронеплощадка. Крепость на колесах вышла из-под обстрела».

    И еще об одном случае нужно рассказать, который тоже произошел в Мекензиевых Горах. Это был один из удачных налетов «Железнякова» на позиции врага. Станция и ее окрестности были усеяны трупами фашистов. Бронепоезд направился обратно к себе в тоннель, когда по бронеплощадкам разнеслась страшная весть: на станции, где только что разгромили фашистов, в одном из складов найдены тела шести красноармейцев, раздетых, изуродованных.

    Комиссар принял решение: надо, чтобы каждый железняковец увидел содеянное варварами. Стиснув зубы и сжав кулаки, проходили моряки мимо замученных товарищей, каждый желал как можно скорее отправиться в бой и бить извергов за их преступления.

    В двадцатых числах мая наши войска были вынуждены оставить Керченский полуостров, и фашисты все свои силы бросили на Севастополь. В начале июня на город сыпались тысячи авиабомб и снарядов. Казалось, что после такой обработки на нашей стороне ничего не останется. 7 июня фашисты начали третье наступление на город. Гитлеровцы, конечно, не думали, что дорогу им вновь преградит «зеленый призрак». А он выскочил навстречу вражеским колоннам и открыл шквальный огонь. Враг отступил.

    15 июня поступил приказ: обстрелять скопление танков в лощине около Мекензиевых Гор. Не доезжая метров четырехсот до цели, открыли огонь бронебойно-зажигательными снарядами. Вспыхнули две передние машины и одна в хвосте колонны. Начался переполох. У колонны не было движения, собственные дымящие танки мешали.

    На помощь машинам с крестами поспешила авиация. Самолетов налетело очень много. Не желая рисковать, железняковцы решили уйти в тоннель. Летящую неприятельскую армаду они встретили дружным огнем. «Мессеры» и «юнкерсы» чувствовали себя в небе не совсем уютно. Бомбы летели мимо цели. Но все же одна из них попала в железнодорожную колею. Это [67] был излюбленный способ борьбы противника с советскими бронепоездами. Опять предстоял ремонт под непрерывным огнем вражеской артиллерии и авиации. Выяснилось, что рельсы так исковерканы, что ставить их обратно на место нельзя, а на контрольной платформе запаса рельсов нет. Кто-то подсказал, что на станции Мекензиевы Горы их лежит множество. И ничего, что там на станции сейчас фашисты. На полном ходу ворвался туда бронепоезд, как обычно, стреляя по удивленному и ошарашенному неожиданностью противнику с обоих бортов, остановился, взял к себе на контрольную платформу с десяток рельсов и помчался назад. Полотно было исправлено. «Железняков» направился в Цыганский тоннель, в свое убежище. Фашисты в ярости вновь подняли бомбардировщики. Едва бронепоезд втянулся в тоннель, как ударом бомбы вход в него был завален. Но ведь у тоннеля есть и выход... Ночью бронепоезд отправился в свой очередной огневой рейс с другой стороны.

    Вскоре «Железняков» передислоцировался в Троицкий тоннель, ближе к черте города. Там уже спасались от бомбежек около 400 жителей. Стали возникать проблемы с заправкой бронепоезда, со снабжением продовольствием горожан.

    «Железняков» продолжал жить и воевать. Днем, когда бронепоезд был в тоннеле, бойцы снимали с платформ минометы и вели огонь по противнику. Ночью совершали недалекие вылазки для огневых налетов.

    26 июня 1942 года под ударами авиабомб рухнул потолок тоннеля, завалило вторую бронеплощадку. Там были бойцы. Пятерых удалось спасти. Двенадцать оказались погребенными.

    Фашисты посчитали «Железнякова» захороненным в тоннеле. Но в ближайшую же ночь бронепаровоз и первая бронеплощадка совершили три огневых налета через противоположный, свободный выход.

    Налеты вражеской авиации следовали один за другим. Весь день над тоннелем стоял вой самолетов и грохот бомб. Подъездные пути были разбиты, оба входа в тоннель завалены. Но железняковцы не сложили оружия. С наступлением темноты, а июньские ночи самые короткие, было решено проложить железнодорожную колею на несколько десятков метров, и тогда «Железняков» выйдет в свой очередной 140-й огневой рейс. Этот рейс состоялся, но оказался последним.

    Машинисты поддерживали пар в котле, и примерно в половине ночи прозвучала команда: «Тихим ходом вперед!» Бронепоезд выдвинулся на площадку перед входом в тоннель и открыл огонь. Успел сделать 30 выстрелов, и сразу на горизонте появилась стая фашистских бомбардировщиков. Бронепоезд втянулся в тоннель, но на этот раз камень не выдержал разрыва авиабомб, все обрушилось. Расчистить выход из тоннеля более не представилось возможным. [68]

    М. Ф. Харченко приказал снять все доступное вооружение и установить его у того выхода, где завалена вторая бронеплощадка. Железняковцы продолжали бой, обороняя город Севастополь вместе с другими войсковыми частями.

    Бронепоезда в Крыму действовали и на других участках. Так, на Керченском полуострове действовал построенный на заводе имени Войкова бронепоезд № 74. Враг уже вплотную подошел к городу Керчь. 74-й встретил его на окраине. Рассеял танковые колонны, сбил один вражеский самолет. 19 мая в бронеплощадку попал термитный снаряд, начали рваться боеприпасы. Командир бронепоезда Петр Кононенко принял единственно правильное решение — вышедшую из строя материальную часть уничтожить окончательно. Машинист, старший сержант А. И. Ширшов взорвал состав. Ночью его экипаж переправился через Керченский пролив на Кубань.

    У Перекопа в районе Ишуни первое боевое крещение получил бронепоезд «Смерть фашизму!», построенный железнодорожниками станции Сараголь (ныне станция Айвазовская). Большую помощь в строительстве оказали коллективы предприятий Феодосии.

    Силами Кумыш-Бурунского железнорудного комбината был поставлен на рельсы бронепоезд «Горняк». Бригаду машинистов создали из рабочих-добровольцев комбината — И. А. Бакланова, Н. И. Никитенко, С. М. Орлова. В конце сентября «Горняк» был переброшен в Севастополь, там после модернизации он защищал город.
     
    1 людині також подобається це.
  9. Leo Schlageter

    Leo Schlageter Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    534
    Адреса:
    Москва, Россия
    По-моему бронепоездом "Литер А" до конца командовал А.С. Тихоход, а С.П. Голованев командовал "Литером Б" (сменив Л. Василевского).
     
  10. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
  11. Ponomarenko

    Ponomarenko Oberst

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    4
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    12
    Повідомлення:
    12.604
    Адреса:
    ///
    Чтобы не открывать отдельную тему:

    6 июня 1943 года, во время битвы на Курской Дуге, (Южный фас, жд Белгоро - Курск, район села Лучки) в бой с танками дивизии СС "Дас Райх" вступил советский бронепоезд. Подбил несколько танков. Есть какие-нибудь детали этого сражения у кого? Или данные о бронепоезде (номер, командир, боевая судьба). У меня есть двухтомник Коломийца по бронепоездам в "ФИ", но там нет ни слова об этом.
    Спасибо.
     
  12. alex_welt

    alex_welt Leutnant

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    3
    Лоти
      на продажу:
    1
      продані:
    8
    Повідомлення:
    1.470
    Адреса:
    Nord Ukraine
    Вот еще довесок. Мой друг Серега обнаружил в музее одного ДЕПО рукописи книг по бронепоездам .. Охвачен период 1918-21 годов . по второй войне почти ничего к сожалению. Авторы умерли очень давно ..
    Есть желание издать их воспоминания и собраные материалы.. Может кто хочет проспонсировать этот проект.??
    Там еще музей депо - просто непуганный по инфе.. Будем его обследовать на предмет всего - как побываю дам здесь репортаж.
     
  13. Grand

    Grand Oberleutnant

    Повідомлення:
    4.129
    Адреса:
    Украина
    1 людині також подобається це.
  14. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    хорошая ссылочка
     
  15. SSM

    SSM Gefreiter

    Повідомлення:
    93
    Адреса:
    Великий Новгород. Россия
    Не совсем по теме, но бронепоезд в Крыму, правда немецкий .Ялта
     

    Images:

    athene-56p24ixvdc015aaxnd3i_layout2.jpg
    athene-56p24m48licua2zod3i_layout.jpg
    Jalta. Oberst Hans von Ahlfen bei der Besichtigung eines Panzerzugs Gruppenbild der Soldaten des.jpg
    Jalta.- Oberst Hans von Ahlfen bei der Besichtigung eines Panzerzugs, Ahlfen bei Ansprache vor a.jpg
    Jalta.- Oberst Hans von Ahlfen bei der Besichtigung eines Panzerzugs, Gruppenbild der Soldaten d.jpg
    1 людині також подобається це.
  16. ракетчик

    ракетчик Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    658
    Адреса:
    россия
    Крепость на колесах" (СССР, 1960)

    Идёт 25-й день Великой Отечественной войны. Советская армия ведёт ожесточённые бои в котле под Каневом, пытаясь не подпустить врага к Киеву. Зная, что у русских частей заканчиваются боеприпасы, нацистское командование начинает операцию "Пантера" по молниеносному захвату и разгрому защитников Киева. Единственная надежда попавших в окружение войск - бронепоезд № 56. Его задача - остановить продвижение войск фашистов и прорвать кольцо осады, создав спасительный корридор для русских солдат.О героической команде бронепоезда N56 - который повергнутые в панику фашисты назвали "Огненным призраком", совершившей легендарный подвиг в первые дни Великой Отечественной войны на Украине.

    Режиссер: Олег Ленциус
    В ролях: Борис Дмоховский, Григорий Михайлов, Василий Векшин, А. Хлебников, Михаил Пуговкин, Наталия Наум, П. Дубашинский, Анвар Тураев, Борис Харитонов, Николай Козленко, Владимир Мишаков, Владимир Коршун, Александр Ануров, Степан Бирилло, Николай Крюков
     
  17. Ponomarenko

    Ponomarenko Oberst

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    4
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    12
    Повідомлення:
    12.604
    Адреса:
    ///
    Удалось установить, что это были БП из 60-го отдельного дивизиона бронепоездов. Есть по нему какая-нибудь инфа?
     
  18. panzer-

    panzer- Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    1.370
    Адреса:
    N.Novgorod Rus
    Советские БеПо типа НКПС-42
     

    Images:

    nkps42.jpg
    nkps-42.jpg
    nkps_42.jpg
    nkps-pv1.jpg
  19. panzer-

    panzer- Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    1.370
    Адреса:
    N.Novgorod Rus
    БЕПО №695 типа БП-35 (ПР-35 + 2 x ПЛ-37) всместе с БА-20жд и БА-10ждБронепоезд типа БП-35 номер 2 "За Родину" типа БП-37 c ПЛ-37
     

    Images:

    bp695.jpg
    bp1.jpg
    1942pr.jpg
    pt35.jpg
    107mm.jpg
    1 людині також подобається це.
  20. panzer-

    panzer- Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    1.370
    Адреса:
    N.Novgorod Rus
    1.Бронепоезда типа ОБ-3: 2.Бронепоезд "Победа" типа ОБ-3
    ": 3. Бронепоезд "Полководец Суворов" типа ОБ-3:5.Бронепоезд "Москвич"
    "
     

    Images:

    ob3.jpg
    ob3pobed.jpg
    ob3ufa.jpg
    ob-3.jpg
    moskvich.jpg
    1 людині також подобається це.
  21. 12345

    12345 Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    2.563
    Адреса:
    Украина
    Один из Крымских бронепоездов. Керчь. Осень 1941 года.
     
  22. 12345

    12345 Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    2.563
    Адреса:
    Украина
    Бронепоезд поддерживает атаку морской пехоты.
     
  23. начкар

    начкар Leutnant

    Повідомлення:
    4.255
    Адреса:
    Северо-запад России
    У Зимулина в мемуарах :
    "...Утром 7 июля при отражении танковых атак неприятеля в полосе 25-й гв. тбр использовался и уже к тому времени довольно экзотический вид бронетехники — тяжелый бронепоезд № 737 из 60-го отдельного дивизиона бронепоездов 6-й гв. А. Дивизион в составе двух бронепоездов (был еще один легкий № 746) базировался на участке Прохоровка — Беломестное. Их вооружение состояло из 6 107-мм и 76-мм орудий, 6 37-мм, 25-мм зениток и 12 пулеметов «Максим». Полевая база 60-го одбп располагалась в районе ст. Беленихино, а штаб — на ст. Сажное. Дивизион находился в оперативном подчинении командира 375-й сд. Вечером 6 июля командир дивизиона капитан Б. П. Есин получил приказ сосредоточить оба бронепоезда в районе Сажное. Согласно отчету его штаба, тяжелый бронепоезд с 9.00 до 9.45 вел огонь по группе танков в 20 машин, пытавшейся прорваться из района высоты 1,5 км, западнее Рождественки к Липовому Донцу. Бронепоезд, используя внушительное артиллерийское вооружение, вел сильный огонь по атакующей группе тп «Дас Райх». В результате обстрела экипажи танков прекратили наступление и, прикрывшись дымовой завесой, взяв на буксир несколько подбитых машин, отошли за высоту. На поле боя остался один горящий танк. Согласно ряду западных источников, в группе, которую обстрелял наш бронепоезд, находились и танки Т-6 из 8-й тяжелой роты «Дас Райх». Неизвестно, сколько было подбито боевых машин, но в числе поврежденных были «тигры». Этот бой с танками оказался первый и последний для 60-го одбп. Вечером 7 июля оба его бронепоезда будут уничтожены авиацией противника, но рассказ об этом чуть позже..."
    http://militera.lib.ru/h/zamulin_vn/14.html

    "...Наиболее трагично в начале Курской битвы сложилась судьба броневых поездов 60-го отдельного дивизиона (командир майор В.Б. Панич). С 16 июня 1943г. бронепоезда дивизиона № 737 (командир капитан В.П. Павелко) и № 746 “Московский метрополитен” (капитан Б.П. Есин) в составе 6-й гвардейской армии Воронежского фронта дислоцировались на станциях Гостищево и Сажное Южной железной дороги. 7 июля 1943 г. в ходе наступления гитлеровцев на южном фасе Курской дуги бронепоезда № 737 и № 746 были разбиты вражеской авиацией и танками на участке Сажное – Беленихино. Как вспоминал очевидец этого боя В.М. Зоткин, “орудия одно за другим, вышли из строя. Все меньше оставалось бойцов в экипаже поездов. Они не могли покинуть бронеплощадки: за их пределами от рвущихся бомб живому не было места. Вскоре на колее остались груды растерзанного металла, в середине которых дымили остатки паровозов”
    http://www.ainros.ru/materPP/470PobPrib.htm

    60 отдельный дивизион бронепоездов
    http://mechcorps.rkka.ru/files/bepo/pages/60_odn_bepo.html

    http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=2386
     
  24. начкар

    начкар Leutnant

    Повідомлення:
    4.255
    Адреса:
    Северо-запад России
    Из доклада о работе управления бронепоездов и бронемашин ГБТУ КА в 1943 г
    "...В. Бронепоезда
    1. Изготовление материальной части.
    а) Изготовлено новых бронепоездов — 18 шт. (сверх плана 1 бронепоезд находится в работе) (выполнение 100%).
    б) Оборудовано вагонов без бронепоездов — на 10 дивизионов бронепоездов (выполнение 100%).
    в) Изготовлено бронеплощадок ПВО — 12 шт. (сверх плана).
    2. Опытные работы.
    а) Рабочие чертежи и техническая документация на перевооружение бронепоездов со старых пушек на 76-мм танковые Ф-34 (2 типа бронепоезда).
    б) Рабочие чертежи зенитного бронепоезда с 85-мм зенитными пушками и прибором ПУАЗО.
    в) Рабочие чертежи новой бронировки и оборудования бронепаровоза.
    г) Рабочие чертежи бронеавтомотриссы (с двигателем В-2), вооруженной 76-мм танковыми пушками.
    д) Эскизный проект бронеавтомотриссы (с двигателем В-2), вооруженной 85-мм зенитными пушками.
    е) Изготовлены 3 опытные образца бронеавтомобилей БА-64 на железнодорожном ходу и проведено их испытание.
    3. Перевооружение, ремонт и эксплуатация.
    а) Произведено перевооружение 44 бронепоездов (замена старых образцов артсистем на пушки Ф-34) из числа 50 подлежащих перевооружению по плану (выполнение 88%).
    б) Разрешен вопрос усиления ходовых частей бронеплощадок, имеющих перегрузку по осям. На 22 бронепоездах произведено усиление ходовых частей.
    в) Потребность войсковых частей в ремонте бронепоездов удовлетворена полностью. Отремонтировано 62 бронепоезда, не считая текущих ремонтов, из них:
    капитального ремонта — 6 бронепоездов;
    среднего ремонта — 31 бронепоезд;
    малого ремонта — 25 бронепоездов,
    г) Составлено и разослано для бронепоездных частей:
    1) краткое руководство по ремонту и содержанию бронепаровоза и бронеплощадок;
    2) Положение о ремонте бронепоездов.
    4. Боевая подготовка бронепоездных частей.
    Основное руководство боевой подготовкой в 1943 году осуществлялось над восстанавливаемыми и прибывающими на перевооружение бронепоездными частями.
    1) Все восстановленные и прошедшие перевооружение бронепоездные части Московского железнодорожного узла и находящиеся в МВО и ПРИВО были охвачены систематическим контролем и оказанием помощи в боевой подготовке и хозяйственной деятельности частей.
    За истекший год проверено 12 дивизионов бронепоездов, из коих имеют оценку хорошо — 3 и удовлетворительно — 9. Отдельные дивизионы, показавшие неудовлетворительные результаты, подверглись поверке до 4 раз.
    С целью сколачивания подразделений и в целом дивизионов бронепоездов, проведены учебно-тактические выезды с боевыми артиллерийскими, пулеметными и зенитными стрельбами.
    2) В целях повышения и усовершенствования знаний офицерского состава, а также внедрения опыта боевых действий бронепоездных частей в Отечественной войне, с офицерским составом, прибывшим на перевооружение и находящимся на восстановлении, проведены:
    а) трехдневные сборы командиров дивизионов бронепоездов и их заместителей;
    б) трехдневные сборы командиров взводов ПВО;
    в) десятидневные сборы заместителей командиров дивизионов бронепоездов по политической части в соответствии с приказом НКО №144 от 29.03.1943 г.
    3) Руководство бронепоездными частями, находящимися во фронтах, осуществлялось путем выездов представителей и комиссий в бронепоездные части. Проверены 1, 6, 21, 43, 49 и 60 ОДБП.
    4) Руководство боевой подготовкой учебного полка бронепоездов осуществлялось комиссиями и представителями от управления бронепоездов и бронемашин ГБТУ КА.
    5) В порядке обобщения боевого опыта бронепоездных частей изданы: обзор боевых действий бронепоездов за 2-й год Отечественной войны и составлены 2 альбома с иллюстрированными фотоснимками «Бронепоезда в боях за Советскую Родину».
    6) Бронепоездные части, имея достаточный опыт в борьбе с немецкими захватчиками, в 1943 году проявили исключительное умение взаимодействовать с пехотными, танковыми и артиллерийскими частями. Особенно отличились бронепоезда при взятии городов Великие-Луки, Ржева, Ельни и др.
    За успешные действия два дивизиона бронепоездов (1 и 52) представлены командующими фронтов к присвоению звания гвардейских дивизионов.
    7) При действии на Курско-Белгородском направлении 60-й отдельный дивизион бронепоездов в борьбе с танками и вражеской авиацией потерял материальную часть. Других потерь в 1943 году не было.
    5. Формирование и комплектование бронепоездных частей.
    1) Формирование и восстановление бронепоездных частей производилось при 1-м учебном полку бронепоездов средствами управления бронепоездов и бронемашин ГБТУ КА.
    За 1943 год сформировано и восстановлено:
    а) по директиве №1124783 от 19.12.1943 года требовалось восстановить 6 отдельных дивизионов бронепоездов. Восстановлено — 6 ОДБП (выполнение 100%).
    На основании приказа №00106 от 21.06.1943 года из числа 6 восстановленных ОДБП расформированы 4 отдельных дивизиона бронепоездов, что составляет 66%:
    б) по директиве №УФ 7/281 от 10.02.1943 года Ленинградским фронтом 14-й отдельный дивизион бронепоездов и на Закавказском фронте два отдельных бронепоезда (15 и 20);
    в) выведенный распоряжением ГШК в резерв и восстановленный 60 ОДБП.
    2) Направлено на укомплектование восстанавливаемых и фронтовых дивизионов бронепоездов согласно заявок командиров частей:
    а) офицерского состава — 172 человека (100%);
    б) сержантского состава — 757 человек (100%);
    в) рядового состава — 490 человек (100%). Всего- 1419 человек (100%).
    Комплектование бронепоездных частей офицерским составом производилось за счет офицеров, прошедших Долматовские бронепоездные КУКС, и за счет выдвижения офицерского состава имеющего достаточный боевой опыт в Отечественной войне.
    3) Для повышения боевой выучки и усовершенствования знаний офицерским составом действующих бронепоездных частей управление бронепоездов через управление кадров БТ и MB KA производится отзыв офицерского состава с фронтов для прохождения курсов переподготовки при Долматовских КУКС. За 1943 год переподготовлено офицерского состава — 174 человека.
    4) Из числа восстановленных бронепоездных частей в 1943 году отправлено во фронта 8 ОДБП. В настоящее время во фронтах и в резерве Ставки Верховного Главного Командования имеется:
    отдельных дивизионов бронепоездов — 59, отдельных бронепоездов — 9..."

    Зам. начальника управления бронепоездов и бронемашин ГБТУ КА полковник Есин

    ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11358. Д. 166. Л. 241-253. Подлинник.

    Главное автобронетанковое управление. Люди, события, факты в документах 1943 - 1944 гг. - М.: ГАБТУ, 2006.
     
  25. Vadim70

    Vadim70 Stabsgefreiter

    Рейтинг:
    1
    Відгуків:
    1
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    4
    Повідомлення:
    549
    Адреса:
    Харьков Украина
    Что за бепо №2 им. Хрущёва??
    [​IMG]
    Судя по списку захоронений потерь бепо, действовал в Донецкой области.
    И ещё, по фамилии ком. бепо, упоминается Рогачевский Борис Яковлевич, на 16.01.45г - ком. 8 отд. дивизиона бепо
     
  26. начкар

    начкар Leutnant

    Повідомлення:
    4.255
    Адреса:
    Северо-запад России
    Фамилия Дидковский
    Имя Иван
    Отчество Васильевич
    Дата рождения __.__.1921
    Место рождения Житомирская обл., Базарский р-н, с. Недашки
    Последнее место службы бронепоезд № 2 им. Хрущева
    Воинское звание рядовой
    Причина выбытия убит
    Дата выбытия 21.11.1941
    http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/VS/001/058-0818883-0051/00000277.JPG
    http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/VS/001/058-0818883-0051/00000279.JPG

    Донесение в 1942г подписал командир этого бепо капитан Рогачевский. В 1945 он уже майор ( http://militera.lib.ru/h/liberation/09.html ).По штампу видно, что он был отдельным бепо.