Добра ! На истину не претендую , но как вариант https://www.google.com.ua/search?sx...pAhVDkMMKHWY7DzYQsAR6BAgKEAE&biw=1280&bih=930 . Забегая наперед : Последним этапом переплета книги была установка застежек. Типичная византийская застежка представляла собой металлический литой шпенек (бронзовый, серебряный, латунный, реже — железный), своей формой напоминающий кинжал или обоюдоострый нож, вставлявшийся в ребро одной крышки (обычно верхней). На него накидывалось кольцо, также отлитое из металла, в которое продергивался кожаный трехчастный (реже двухчастный) ремень, плетеный особым образом 48. Концы ремня продергивались в просверленные в нижней крышке три отверстия, где и закреплялись 49 (рис. 14). Несмотря на внешнее единообразие шпеньков и колец, отлитых, выкованных или отштампованных из различных металлов, абсолютного сходства между ними не было. Это подтверждается, например, археологическими находками в Херсонесе, относящимися к IX—XI вв. 50: шпеньки имеют головки различного размера и конфигурации (удлиненные, шарообразные, гладкие, каннелированные и т. п.) и «лезвия» различной длины и формы. Любопытной особенностью херсонесских шпеньков является наличие круглого отверстия в центре почти каждого лезвия (многие из них оказались обломанными именно в этом месте). Шпеньки, сохранившиеся в переплетах нашей группы рукописей, датированных XI—XIV веками, таких отверстий не имеют. Наличие их указывает на раннюю практику переплетчиков, связанную еще с коптской традицией (от которой вообще начинается развитие византийской переплетной техники): в коптских книгах в ребро крышки вставлялись костяные (а не металлические) шпеньки с отверстием в центре лезвия; в крышку вбивался гвоздик, попадавший в это отверстие (или пробивавший его), и таким образом шпенек оказывался надежно закрепленным 51 (рис. 18-20).