Черноморский флот

Тема у розділі 'Біла справа', створена користувачем Josef Danel, 29 чер 2010.

  1. Josef Danel

    Josef Danel Moderator

    Повідомлення:
    32.323
    Адреса:
    Kyiv, Ukraine
    Черноморский флот

    Белый Черноморский флот был создан в январе 1919 года в Новороссийске в составе Добровольческой армии. В июле 1919 года база Черноморского флота была переведена в Севастополь.

    Черноморский флот подчинялся последовательно командованию Добровольческой армии, Вооружённым силам Юга России (ВСЮР) и Русской Армии генерала барона П. Н. Врангеля.

    Командовали флотом в разное время вице-адмирал В. А. Канин; контр-адмирал, а позже вице-адмирал М. П. Саблин; вице-адмирал Д. В. Ненюков; вице-адмирал А. М. Герасимов, контр-адмирал, а позже вице-адмирал М. А. Кедров, контр-адмирал М. А. Беренс.

    В состав флота первыми были включены реквизированный ледокол «Полезный», подводная лодка «Тюлень» и канонерская лодка «К-15». В апреле 1919 года к ним присоединился крейсер «Кагул». К лету 1919 года флот уже имел более 10-ти военных кораблей и судов иного назначения. Особенно многочисленным флот стал в 1920 году: в его составе было более 120 судов, в число которых входили линейный корабль «Генерал Алексеев», 1 крейсер, 3 вспомогательных крейсера, 8 эсминцев и 9 канонерских лодок.

    В состав Черноморского флота входил подчинённый ему морской отряд обороны Азовского моря, включающий в себя 8 канонерских лодок. С мая 1919 года этот отряд действовал на Азовском море, в июле 1919 года в связи с изменившейся обстановкой был перебазирован на реку Днепр. С декабря 1919 года на Азовском море появился второй отряд кораблей Черноморского флота, включавший в себя броненосец «Ростислав», 12 канонерских лодок и ряд других судов. Этот отряд в зависимости от обстановки периодически усиливался двумя-тремя эсминцами из Севастополя.

    Корабли Черноморского флота участвовали в десантных операциях Русской армии барона Врангеля, перевозили войска, оказывали огневую поддержку сухопутным войскам, ставили минные заграждения, вели бои с кораблями Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ), после поражения армии Врангеля корабли флота эвакуировали войска и беженцев из Крыма.

    В ноябре 1920 года белый Черноморский флот был преобразован в Русскую эскадру и до 1924 года базировался в порту Бизерта в Тунисе. В 1924 году Русская эскадра была расформирована, а её корабли были переданы СССР. Однако, переданные СССР корабли остались в Бизерте, а позднее они были проданы во Францию на металлолом.
     
  2. Цікаві лоти

    1. Каска Адриана М-15 Французская каска Адриана обр. 1915г. В отличном состоянии, общий вид по фото, от...
      4000 грн.
    2. Піка в посрібленні.
      600 грн.
    3. Гусарский репейник с вставкой ( похоже на кость) , остатки позолоты.
      150 грн.
    4. все на фото все мои нагрудные знаки РИ на продаже https://reibert.info/auction-history/auctions?type...
      7500 грн.
    5. все на фото все мои нагрудные знаки РИ на продаже https://reibert.info/auction-history/auctions?type...
      8500 грн.
  3. Nicolaevich

    Nicolaevich Feldwebel

    Повідомлення:
    1.048
    Адреса:
    Геническ Украина
    Два вопроса:
    1. Нет ли поименного состава отрядов и мест их дислокаций?
    2. Входили ли в состав флота суда РОПиТ? Какие, сколько?
     
  4. Josef Danel

    Josef Danel Moderator

    Повідомлення:
    32.323
    Адреса:
    Kyiv, Ukraine
    Пройдемся по РОПиТ'у

    1.Из книги Л. К. Шкаренкова "Агония белой эмиграций"
    2.Отход "Отважного"
     

    Images:

    1.jpg
    2.jpg
  5. Josef Danel

    Josef Danel Moderator

    Повідомлення:
    32.323
    Адреса:
    Kyiv, Ukraine
    Возможно "Отважный" в 1920-1921 г принадлежал контрразведке Русской Армий в Стамбуле.Как шхуна "Лебедь" и катер " Березань".
     
  6. Josef Danel

    Josef Danel Moderator

    Повідомлення:
    32.323
    Адреса:
    Kyiv, Ukraine
    Временное возрождение Компании РОПиТ

    После их прибытия в порт Марселя, уцелевшие после Константинополя суда русской компании РОПИТ, как и многие другие суда этой же компании, которые плыли за счет Франции нагромождаются без назначения в бассейнах Ля Жольет.

    Благодаря удостоверениям, полученным более или менее принудительно у главного агента в Константинополе, большинство экипажей находятся еще на борту и не могут быть выселены пока не будут оплачены неуплаченные им зарплаты. Однако, ответственные лица, как и главные акционеры рассыпались по всему свету и компания не имеет малейшего управленческого органа.

    В качестве паллиятивного средства, Марсельский трибунал назначает в 1921 г. Метра Дезире Пелен как временного администратора, которому поручено, на время, управление текущими делами. В поручении было указано : «Обеспечить эксплуатацию кораблей с личным содействием каждого капитана и с помощью адмирала Канина, а именно для организации и управления разных служб и, если понадобится, составить Надзирательный Комитет , с согласием тех акционеров, которые к нему обратятся.»

    С вновь обретенным статусом, несколько кораблей вернутся в море на линиях Северной Африки, именно в сентябре/октябре 1922 г. из за забастовок Торгового Флота. Но эти отдельные поездки не могли определить их судьбу. Они также не могут претендовать на открытие любой коммерческой линии из метрополии и не могут, в отсутствии точного статуса, быть проданы. Кроме того, большинство из них слишком старые и не представляют никакого интереса для французских компаний, которые располагают, по меньшим ценам, большим количеством военных британский конструкций (типа War), и которые прежде всего желают приобрести новый материал.

    Во время первого квартала 1922 г. Метру Пелен (Pelen) и его товарищу Метру Поль Жожону ( Paul Jaujon)удастся собрать двух представителей акционеров, ГГ Бродского и Марголина и одного представителя экипажей, капитана Челова (Tcheloff), создавая таким образом легальную структуру, которая может вести переговоры о финансовом оздоровлении. Первый этап будет пройден выплатой остающихся сумм, невыплаченных французским Правительством за транспорт войск во время войны. Скоро организация приобретет заново свою независимость под названием «Compagnie Russe de Navigation à Vapeur et de Commerce», перевод русского названия «Русское Общество Пароходства и Торговли» : РОПиТ.

    В 1925 г., следующие грузо-пассажирские пароходы будут плыть под французским флагом :
    «Цесаревич Георгий» (1 960 т) ; «Афон» (5 112 т) ; «Бестужий» быв. «Великий Князь Константин» (1 915 т) ; «Иерусалим"(5 104 т) ; «Муравьев-Апостол», быв. «Княгиня Ксения» (2 006 т) ; «Одесса» (4 272 т) ; «Тигр» (3 204 т) ; «Евфрат» (3 217 т).
    Также как грузовые пароходы : «Трувор» (1 850 т.) ; «Аю-Даг» (988 т.), «Херсонес» (2 300 т).

    В 1926 г. Грузовой пароход «Аскольд» (656 т) войдет в компанию.
    Следует заметить, что только грузо-пассажирские «Цесаревич Георгий» и «Великий Князь Константин» и также три грузовые пароходы происходят из Врангельского Флота, все остальные являются старыми русскими судами, фрахтованными французским правительством и установленные под управление Messageries Maritimes (Морские Перевозки).

    «Цесаревич Георгий» служил некоторое время плавучей гостиницей в Марселе и затем был возвращен РОПиТу. В нем, между прочих, проживали французские офицеры с семьями во время Колониальной Выставки в 1930 г.

    (Только «Херсонес» будет иметь вторую карьеру под шведским флагом и, под разными названиями, продлится до 1955 г.)


    Остальные суда компании, к тому времени, давным давно будут уже распроданы, некоторые куплены французскими или иностранными компаниями или, чаще всего проданы на слом...

    Корабли РОПиТа, купленные французскими компаниями :

    - «Император Николай I» (грузо-пассажирский пароход 5 614 т), куплен Морскими Перевозками и станет «Пьер Лоти».
    - «Император Александр III» (грузо-пассажирский пароход 5 623 т), куплен Морскими Перевозками и станет «Ламартин».
    - «Анатолий Молчанов», быв. «Царь Михаил Федорович» (грузо-пассажирский пароход 5 578 т), куплен SGTM и станет «Сиди Феррух».
    - «Мечта» (грузовой пароход 1 884 т), продан в 1924 г. судовладельцу Эд Кайоль, переименован «Мюрат».
    - «Дик-Тау» (Dich-Taoo) (грузовой пароход 1 111 т), продан в 1926 Африканским Перевозкам, станет «Ферло».
    - «Харакс» (пароход 1 028 т), продан в 1924 г. судовладельцу из Бейрута, станет «Дамас».
    - «Веста» (пароход 1 836 т) продан в 1924 г. тунисской компании, станет «Инону».
    За исключением «Пьер Лоти» и «Ламартин», которые будут плыть до 1940 г., все эти суда не будут иметь большой карьеры под французским флагом.

    Продан иностранной компании :

    - «Беш-Тау» (Bech-Taou) (грузовой пароход 1 122 т), продан в 1924 г. британской компании, станет «Беш Тау» (Besh Taoo), (перепродан в 1926 г...).

    Проданы на слом :

    - «Садко» (5 018 т), на скрап в Антверпене в 1925 г.
    - «Joupitch» (3 975 т) , на скрап в Англии в 1925 г.
    - «Лазарев» (1 780 т) продан на слом в Марселе в 1925-1926 г.
    - «Корнилов» (2 330 т), продан на слом в 1925 г.
    - «Шилка» (Грузовой пароход),
    - «Possodnik», быв. «Царь» (2 600 т), продан на слом в 1925 г.
     
    1 людині також подобається це.
  7. Josef Danel

    Josef Danel Moderator

    Повідомлення:
    32.323
    Адреса:
    Kyiv, Ukraine
    Судьба парохода "Император Николай I"

    Заложен в Великобритании вместе с тройней для РОПиТа под именем «Император Николай I» верфью Джон Браун в Клайдбанке . Спущен на воду в августе 1913. и введен в эксплуатацию в 1914 г. В 1917 переоборудован Русским Флотом в гидроавианосец «Авиатор». 2-го мая 1918 г. захвачен немцами и брошен ими в ноябре 1918 г. В 1919 г. входит в состав флота генерала Врангеля. Арестован французским правительством в 1919 г. и продан в 1922 г. ДОГОВОРНЫМ ПЕРЕВОЗОЧНЫМ СЛУЖБАМ с его близнецом «Имератором Александром II». Переименовыны соответственно «Пьер Лоти» и « Ламартин».

    Назначен на кольцевую линию Средиземного Моря, первый отход 29-го ноября 1921. В 1929 г. капитан де Голль сажается на пароход для путешествия Бейрут Марсель.
    Разоружен в 1933 г. Вновь вооружен в 1934 и назначен до 1936 г. на Северную Линию Средиземного Моря.
    10-го октября 1936 отбывает из Марселя в Сидней для замены «Ля Перруз», на вспомогательной линии Сидней, Нумеа, Сайгон.
    19-го сентября 1940, после того как Новая Каледония присоединилась к Свободной Франции, ему дан приказ отвезти в Австралию чиновников, желающих остаться верным правительству Виши.
    Отбывает из Нумеа 11-го октября 1940 в Бризбейн и Сидней, гне его блокируют 1-го ноября и арестуют 4-го ноября 1940г. Часть экипажа присоединяется к Свободным Французским Морским Силам. Отдан в управление «БЛУ ФЭННЕЛ ЛАЙН» и плавает за счет Министерства военного транспорта. 12-го декабря 1942 садится на мель вследствие навигационной ошибки в эстуарии Габона при путешествии с пассажирами из Лагоса в Либревиль и Уалвис Бэй. Август/сентябрь 1943 полностью заброшен.

    На фото - Пассажирский пароход «Пьер Лоти».
    Французская Компания Морских Перевозок, 1921-1940гг.
     

    Images:

    3.jpg
  8. Josef Danel

    Josef Danel Moderator

    Повідомлення:
    32.323
    Адреса:
    Kyiv, Ukraine
    Приказ Командующего Черноморского флота № 54 от 31 августа 1919 г.

    Буксир "Товарищ" с переименованием в "Севастополь" и колесный пароход "Сулин" зачисляю в 4-й ранг посыльных судов в распоряжение Службы Связи с 1 августа.
    Приказ Командующего Черноморского флота № 500 от 21 сентября 1919 г.
    В дополнение приказа моего № 54 и приказа Главного Командира № 675 посыльные суда 4-го ранга "Дмитрий Герой", "Севастополь" и "Сулин" зачисляются во ВСЮР.
     
  9. Josef Danel

    Josef Danel Moderator

    Повідомлення:
    32.323
    Адреса:
    Kyiv, Ukraine
    Приказом Главнокомандующего от 26-го июня 1920 г. за №117/190 следующие суда Черноморского флота были награждены Николаевским вымпелом за оказанные в сражениях подвиги:
    Канонерские лодки: "Страж", "Грозный".
    Речные канонерские лодки: "Алтай", "Урал".
    Вооруженные ледоколы: "Всадник", "Гайдамак".
    Вооруженные катера: "Мария", "Азовец", "Никола Пашич", "Дмитрий", "Пантикопея" и "Меотида".

    Николаевский Вымпел имеет в отличие от обыкновенных вымпелов косицы трехцветные: верхняя или правая -белая; средняя - синяя; нижняя или левая - красная.
     
  10. Josef Danel

    Josef Danel Moderator

    Повідомлення:
    32.323
    Адреса:
    Kyiv, Ukraine
    Пароход Русской армии генерала Врангеля, Варна, 1921 г.
     

    Images:

    2.jpg
  11. Josef Danel

    Josef Danel Moderator

    Повідомлення:
    32.323
    Адреса:
    Kyiv, Ukraine
    Пароход "Владимир" 15.11.1920 г. ушел из Феодосии в Стамбул. Тут в начале 12 1920 г парижским правлением общества сдан в управление французской фирме Fransrmar - та за 72500 турецких лир по искам команды продала грузину Джиакели,в 8 12 1920 г прибыл в б.Катарро Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев с гардемаринами Морского корпуса,оттуда рейс в Италию и снова у Доброфлота - 1922 г. после создания выкуплен АРКОС, но из-за плохого тех. состояния уведен в Германию,7.9.1923 г. сдан на слом и разобран в Wilhelmshaven.
     

    Images:

    1.jpg
  12. Nicolaevich

    Nicolaevich Feldwebel

    Повідомлення:
    1.048
    Адреса:
    Геническ Украина
    По Черноморскому флоту, но с уклоном на Азовское море.

    Судьба ледокола «Полезный» сложилась таким образом, что с первых же дней он как боевое судно принял участие в боевых операциях, курсируя у северо-западных берегов Азовского моря, от Геническа до Мариуполя. И прикрывал с моря боевые операции войск Военных сил Юга России (ВСЮР). Позже ледокол был выслан обеспечивать охрану Арабатской Стрелки и позиции белых на Ак-Манае. На эти позиции к ледоколу несколько раз подходила подводная лодка «Тюлень» для оказания кратковременной помощи. Лодкой командовал капитан 2-го ранга Владимир Владимирович Погорецкий, бывший некогда русским морским агентом в Британии. Над лодкой, приходившей в надводном положении, развевался Андреевский флаг. Подводная лодка «Тюлень» была заложена 16 августа 1913г, спущена на воду 19 октября 1913г. Она успешно участвовала в 1-й Мировой войне на Черном море и по праву считалась одной из самых удачливых русских подводных лодок, что в немалой степени являлось заслугой ее командира.
     
  13. Nicolaevich

    Nicolaevich Feldwebel

    Повідомлення:
    1.048
    Адреса:
    Геническ Украина
    31 марта 1919г красные заняли Бердянск. В ночь на 29 марта для поддержки отряда добровольцев, защищавших Арабатскую Стрелку и состоявшего всего лишь из двух рот одного эскадрона и двух орудий, к Геническу подошел уже упоминавшийся ледокол «Полезный» с капитаном 1-го ранга Николаем Николаевич Дмитриевым на борту. 1-го апреля «Полезный» встретил шедший под красным флагом «Ледокол – 4», который, после нескольких попаданий, имея тринадцать убитых, выбросился у Генического маяка на берег. В тот же день французский миноносец «Деортье» обстрелял Генический вокзал, разгрузочную станцию красных войск, действующих против Чонгара и Арабатской Стрелки.
     
  14. Nicolaevich

    Nicolaevich Feldwebel

    Повідомлення:
    1.048
    Адреса:
    Геническ Украина
    24 марта из Севастополя в Азовское море вышел «Тюлень», с разрешения французского командования, которое требовалось на каждый выход этой подводной лодки. После захода в Феодосию и Керчь командир лодки связался со штабом генерала Александра Александровича Боровского в Симферополе. Генерал просил его уничтожить находившиеся в Геническе плавучие средства. 27 марта «Тюлень» вышел из Керчи. Но после двухдневных попыток пройти между плотными ледяными полями был вынужден вернуться
     
  15. Nicolaevich

    Nicolaevich Feldwebel

    Повідомлення:
    1.048
    Адреса:
    Геническ Украина
    2-го апреля, на этот раз с помощью вооруженного в Керчи одной 75-мм пушкой буксира «Николай Пашич» «Тюлень» подошел к Геническу. Там на внешнем рейде уже стоял «Полезный». На следующий день «Тюлень», несмотря на лед, придвинулся ближе к берегу, обстрелял вокзал и порт, где от его снарядов был поврежден катер пограничной стражи «Коршун» и вспыхнул пожар на стоявших парусниках. Вечером, по просьбе начальника отряда на Стрелке, «Тюлень» и «Деортье» обстреляли скопление большевистской пехоты и кавалерии перед Генической Горкой. Всего за день «Тюлень» сделал 120 выстрелов из своих 75-мм – х орудий. С утра 5 апреля «Тюлень» вернулся в Керчь
     
  16. Nicolaevich

    Nicolaevich Feldwebel

    Повідомлення:
    1.048
    Адреса:
    Геническ Украина
    Теплой июньской ночью 1919 года крейсер принял на борт 160 человек при десяти пулеметах 52-го Виленского полка, под командой полковника Королькова. Рано утром крейсер в сопровождении английского миноносца подошел к Коктебелю_и с помощью буксира "Дельфин" без сопротивления высадил десант, который быстро пошел вперед и занял поселок Насыпной. После этого "Кагул" с дистанции в 17 км сделал 20 выстрелов по селению Старый Крым, где находились большевистские резервы. Кроме того, установив телефонную связь с начальником десанта, командир крейсера по указанию с суши оказывал ему огневую поддержку. Тем временем десант соединился с прорвавшими фронт левофланговыми частями генерала Л.А. Боровского.
     
  17. Nicolaevich

    Nicolaevich Feldwebel

    Повідомлення:
    1.048
    Адреса:
    Геническ Украина
    Наступление на перешейке было поддержано артиллерийским огнем: со стороны Черного моря — "Мальборо" и другими английскими кораблями, со стороны Азовского моря — "Графом Игнатьевым" и мониторами. Ввиду прорыва фронта и угрозы на севере, красное командование решило эвакуировать Крым и, в частности, Севастополь, но отошедшие на Арабатскую стрелку части все же продолжали сопротивление, и находившиеся в Азовском море корабли оказали сильную поддержку наступавшим по стрелке добровольцам. Семь моторных катеров, вооруженных пулеметами, прошли в Сиваш, и 20 июня судовой десант, высаженный под прикрытием артиллерийского огня, взорвал железнодорожный путь у Геническа. На следующий день десантом был занят остров Бирючий.
     
  18. Nicolaevich

    Nicolaevich Feldwebel

    Повідомлення:
    1.048
    Адреса:
    Геническ Украина
    22 июня 1919 года была проведена операция с целью занятия последнего находившегося в руках большевиков порта Геническ. По агентурным сведениям и наблюдениям с моря, береговых батарей у Геническа не было и в самом городе почти не оставалось большевистских войск, однако красные выставили заслоны по направлению к Бердянску. Согласно выработанному плану, в ночь на 18 июня 1919 года, при поддержке кораблей отряда капитана 1-го ранга Владимира Ивановича Собецкого, армейский десант силой в 500 человек, которым командовал генерал-майор Чалесский, должен был высадиться северо-восточнее Геническа у деревни Юзкуи. Утром же 18 июня 1919 года паровая шхуна "Перикл" должна была высадить в самом порту сформированную для десанта морскую роту, численностью в 80 человек под командой капитана 2-го ранга Медведева. Два английских миноносца, по замыслу операции, должны были поддержать "Перикл" с воды.
     
  19. Nicolaevich

    Nicolaevich Feldwebel

    Повідомлення:
    1.048
    Адреса:
    Геническ Украина
    Ночью, после обстрела Юзкуя канонерской лодкой К-15, два болиндера высадили десант, который, встретив сильное сопротивление противника, так и не смог продвинуться вперед. Утром, под прикрытием редких выстрелов английских миноносцев, "Перикл" все же вошел в канал и начал высадку. В это время, совершенно незамеченный из-за проливного дождя, оказавшийся неподалеку от вокзала в Геническе бронепоезд большевиков подошел на близкое расстояние и открыл по "Периклу" беглый огонь из своих орудий и пулеметов. Капитан 2-го ранга Медведев был убит шальной пулей, а "Перикл", пытаясь отойти, сел на мель. От обстрела бронепоезда погибли также лейтенант Василий Михайлович Ёлкин, мичман Цепровский и кадет Морского корпуса Борейша. Часть людей попрыгала за борт, и два гардемарина достигли вплавь английского миноносца, кроме того, еще девять человек были спасены. Большая часть отряда, которая успела высадиться, в надежде на подход десанта из Юзкуя двинулась к центру города, но на главной площади была окружена красноармейцами и принуждена была сложить оружие.
     
  20. Nicolaevich

    Nicolaevich Feldwebel

    Повідомлення:
    1.048
    Адреса:
    Геническ Украина
    По сведениям большевистских историков, всего тогда красные взяли в плен 87 человек, включая в это число команду "Перикла". Можно лишь удивляться, по какой причине в боевую операцию был послан безоружный пароход, а не канонерская лодка, и почему при планировании десанта опирались на сведения об отсутствии в Геническе артиллерии, которая, как это и вышло, могла прибыть туда в короткие сроки. Десант у Юзкуя к вечеру был взят обратно на корабли. В течение этого дня "Граф Игнатьев", вооруженные буксиры "Гидра" и "Ольга Мефенити" поддерживали артиллерийским огнем наступавшие вдоль Арабатской стрелки части. В конечном результате Геническ был занят Добровольческой армией лишь 6 июля 1919 года, причем "Граф Игнатьев" содействовал взятию городка с моря.
    С того дня все побережье Азовского моря оказалось в руках Добровольческой армии
     
  21. Nicolaevich

    Nicolaevich Feldwebel

    Повідомлення:
    1.048
    Адреса:
    Геническ Украина
    Теперь о действиях, в основном на Черном море

    Прибытие союзников по Антанте в русские территориальные воды не оправдало надежд на получение Добровольческим командованием сколько-нибудь значимой помощи по организации национального флота, и даже наоборот — начало мешать усилиям флотского командования по формированию полноценных военно-морских соединений на Черном и Азовском морях. "Союзникам" претила сама мысль о том, что в зоне стратегических интересов их правительств может возникнуть независимая российская эскадра, способная повлиять на их амбициозные планы контроля над акваториями южных морей бывшей Российской империи. Особенную щепетильность здесь проявлял британский парламент, отдававший приказания морским силам Его Величества бдительно предупреждать попытки русских возродить флот в "непосредственной близости" от тщательно оберегаемой монополии контроля Босфора и Дарданелл. Вскоре после прибытия союзников в Севастополь они не только подняли свои флаги на всех исправных миноносцах, таким образом, де-факто зачисляя их в состав британской эскадры, но и физически захватили немногие русские корабли.
     
  22. Nicolaevich

    Nicolaevich Feldwebel

    Повідомлення:
    1.048
    Адреса:
    Геническ Украина
    Представители стран Антанты и иных иностранных сил поспешили разделить между собой имевшиеся российские суда. Миноносцы "Дерзкий" и "Счастливый" были взяты англичанами, "Беспокойный" и "Капитан Сакен" оказались в руках французов, как и Р-1 и Р-2. Итальянский флаг поднял "Зоркий", а греки получили "Звонкий". Склады порта подверглись буквально разграблению, и команды кораблей всех наций-союзников тащили оттуда без всякого разрешения все, что находили для себя полезным; в особенности в этом отличились греки с броненосца "Лемнос". Следом за тем всем русским судам было предписано покинуть Севастополь и двигаться под британскими флагами в турецкий порт Измир. Растерянные командиры и команды были вынуждены подчиниться, ибо приказ исходил от объединенного командования союзных армий. Верные союзническому долгу, корабли легли на курс, уходя вдаль от родных берегов.
     
  23. Nicolaevich

    Nicolaevich Feldwebel

    Повідомлення:
    1.048
    Адреса:
    Геническ Украина
    А в Новороссийске тем временем продолжалась работа по формированию кадров Белого флота. Первые попытки создать какие-либо морские силы были предприняты еще при занятии Ейска кубанскими казаками генерала Виктора Леонидовича Покровского 25 июля 1918 года. Это был неисправный крейсер, принадлежащий некогда пограничной страже под названием "Ястреб", а также несколько катеров и малых буксиров. Капитан 2-го ранга Григорий Федотович Дудкин был назначен командиром этого порта. Он хорошо знал Черноморские порты, будучи еще до октябрьского переворота постоянным членом Комиссии по наблюдению за постройкой кораблей в Черном море по подводной части. Он лично инспектировал ход работ по постройке новых подводных лодок на верфи в Николаеве. Морской штаб при Добровольческой армии откомандировал в помощь к Дудкину в Ейск несколько морских офицеров.
    Позже последовало новое назначение. Начальником охраны побережья Азовского моря от Ростова на юг был определен капитан 1-го ранга Николай Николаевич Дмитриев. 2 августа 1918 года два буксира, укомплектованные морскими офицерами, вышли из Ейска, попутно высадив в Приморско-Ахтарской десант казаков. Кубанцы освободили от большевиков все морское побережье, вплоть до Таманского полуострова, где в то время хозяйничали германцы.
     
  24. Nicolaevich

    Nicolaevich Feldwebel

    Повідомлення:
    1.048
    Адреса:
    Геническ Украина
    Выход Добровольческой армии к морю не принес каких-либо положительных результатов, ибо все уцелевшие после потопления флота в Новороссийске корабли и коммерческие пароходы все равно находились у германцев. В Новороссийском порту остались лишь несколько малых судов, для выхода которых в море Добровольческому морскому штабу требовалось разрешение германского командования, с которым Главнокомандующий А.И. Деникин отказался иметь какие-либо сношения. И все же, несмотря на это, в Новороссийске было образовано Управление Военного порта, и туда стали прибывать морские офицеры, гардемарины и кадеты Морского корпуса. Командиром порта стал капитан 2-го ранга Владимир Николаевич Потемкин. Главной задачей командира порта стало оборудование морскими орудиями бронепоездов и подбор для них соответствующих морских команд. По его собственной инициативе сам Потемкин был впоследствии назначен командиром бронепоезда "Князь Пожарский", а на его место уже в январе 1919 года пришел контр-адмирал Александр Михайлович Клыков, после командовавший портом в Евпатории, а затем ставший начальником 3-го отряда судов Черноморского флота. При ставке Главнокомандующего в Екатеринодаре было организовано морское управление, временным начальником которого был поставлен капитан 1-го ранга Виктор Иванович Лебедев, а с декабря его заменил более опытный штабист вице-адмирал Александр Михайлович Герасимов, вышедший на эту должность из отставки, полученной в 1917 году. Помощником у него стал Лебедев.
     
  25. Nicolaevich

    Nicolaevich Feldwebel

    Повідомлення:
    1.048
    Адреса:
    Геническ Украина
    В Новороссийске группа офицеров-энтузиастов под руководством старшего лейтенанта Анатолия Петровича Ваксмута, бывшего командира парохода "Кубанец" Донской флотилии, получила предписание от вице-адмирала Александра Михайловича Герасимова. Предписание гласило: команде доверенных офицеров отправиться в Севастополь и под любым предлогом получить в распоряжение ВСЮР полноценный боевой корабль. Т.к. до того все попытки получить военное судно при посредстве самого Деникина, были безуспешны.
    В Симферополе образовалось марионеточное крымское правительство, не признававшее генерала А.И. Деникина и претендовавшее на принадлежность ему всего, что находилось в Севастополе.
    Вице-адмирал Канин, которого Главнокомандующий генерал А.И. Деникин назначил командующим Белым флотом, держался независимо от Екатеринодара и сформировал свой штаб. Под предлогом, что крымское правительство противится переводу кораблей в Новороссийск, и не подавляет забастовки рабочих на судоремонтном заводе.
    Союзники захватили все транспорты из бывших австрийских и немецких пароходов, но остальные, так же, как пароходы контролируемых правительством обществ, были в распоряжении Добровольческой армии.
    Однако частные судовладельцы, чтобы избежать всяких реквизиций и большевистской национализации, стремились вывести свои пароходы за проливы. Во избежание этого было опубликовано запрещение, для пароходов покидать Черное море без разрешения. Французы иногда более или менее принудительно фрахтовали пароходы для своих нужд; некоторые большие пассажирские пароходы РОПиТ до конца Гражданской войны находились в их распоряжении и, в частности, были ими использованы для репатриации русских солдат и военнопленных из Франции. Но фрахтование пароходов и военных транспортов приносило Добровольческой армии валюту, которой она расплачивалась за покупки за границей самого необходимого
     
  26. Nicolaevich

    Nicolaevich Feldwebel

    Повідомлення:
    1.048
    Адреса:
    Геническ Украина
    После ухода немцев первой военной перевозкой была отправка 29 ноября 1918 года на пароходе "Саратов" частей Добровольческой армии из Новороссийска в Керчь и Ялту. Анатолий Павлович Ваксмут ясно понимал сложившуюся ситуацию со странным саботажем Каниным приказов Главнокомандующего. Прибыв в Севастополь, в штаб Украинского флота, он пытался добиться приема у командующего украинским флотом контр-адмирала Николая Ивановича Черниловского-Сокол, но безуспешно. В течение двух недель делегация флота ВСЮР пыталась организовать переговоры, но гетманские адмиралы упорно избегали официальных встреч и уклонялись от переписки.
    Возрождение русского флота на Черном море даже в столь ничтожном виде, как один корабль, пугало гетманское правительство в Киеве, которому мерещилась в этом неизбежная потеря мнимой независимости.
    Дело завершилось тем, что ввиду бездействия адмирала В. А. Канина и его штаба приказом Главнокомандующего от 25 марта должность командующего несуществующего флота была упразднена. Вместо этого на должность "Главного командира судов и портов Черного моря" был назначен энергичный контр-адмирал М.П. Саблин, который 2 апреля прибыл в Севастополь.