"человек за бортом"...

Тема у розділі 'Підводний флот', створена користувачем Сарацин, 19 січ 2011.

  1. Сарацин

    Сарацин Feldwebel

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    6
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    14
    Повідомлення:
    599
    12 сентября 1942 года немецкая подводная лодка U-156 во время боевого патрулирования примерно в 250 милях северо-восточнее острова Вознесения встретила и двумя торпедами подбила британский войсковой транспорт «Лакония» (19695 тонн). "Лакония" начала тонуть. С нее были спущены спасательные шлюпки, масса людей прыгала в воду.
    Через несколько минут немецкая подлодка поднялась на поверхность, и стали слышны крики людей, пытающихся удержаться на воде. Капитан-лейтенант Хартенштейн, командир U-156, немедленно вызвал на палубу всю команду лодки и подошел еще ближе к тонущему судну, после чего начал подбирать спасшихся. Из перехваченного сигнала SOS он узнал название судна. У "Лаконии" на борту находились 2 789 человек: 136 членов экипажа, около 80 гражданских, 268 британских военнослужащих, свыше 1 800 итальянских пленных и 160 польских тюремщиков.

    В 1.25, когда "Лакония" уже скрылась под водой, Хартенштейн послал сообщение в штаб подводных сил:
    "Потоплен британский корабль "Лакония" в квадрате 7721, к несчастью вместе с 1500 итальянских пленных. К настоящему моменту спас 90. Требую указаний".
    Адмирала Деница подняли с постели в 3.45, и он сразу послал радиограмму:
    "Группе "Полярный медведь": Шахту, Вюрдеманну и Виламовицу немедленно следовать полным ходом к Хартенштейну, квадрат 7721".
    Через 15 минут он запросил Хартенштейна:
    "Использовало судно радио? Спасшиеся в шлюпках или на плотах? Радируйте детали потопления".
    Хартенштейн ответил:
    "Судно точно передало свою позицию по радио. Имею на борту 173 человека, из которых 21 англичанин. Примерно 100 человек плавают рядом на личных спасательных средствах. Предложите дипломатический нейтралитет района. Перехвачена радиограмма находящегося недалеко парохода. Хартенштейн".

    Вскоре лодка был забита до отказа спасенными людьми. Немцы взяли на буксир 4 спасательные шлюпки.
    Понимая, что собственными силами не справиться, капитан передал открытую радиограмму:
    «Если какой-нибудь корабль пожелает оказать помощь экипажу „Лаконии", я не стану атаковать его при условии, если сам не буду атакован с моря или с воздуха. Имею на борту 193 спасенных. 4 градуса 52 минуты южной широты, 11 градусов 26 минут западной долготы. Германская подводная лодка.»

    Немного позднее появились U-506 и U-507, получившие приказ Деница. Они присоединились к Хартенштейну, занимавшемуся спасательными работами. Германские лодки собрали разбросанные спасательные шлюпки и помогли британским и итальянским офицерам, женщинам и детям забраться в них. Всего они подобрали около 1500 человек, которые разместились в страшно переполненных шлюпках и на спасательных плотах. Несколько шлюпок имели парусный рангоут. Часть шлюпок при спуске набрала много воды, и сейчас они раскачивались, как бельевые корыта. Немцы подтащили их к борту подводных лодок и откачали воду.
    Немецкий штаб подводных сил, находящийся в Париже, обратился к правительству Виши с просьбой послать из Дакара крейсер и несколько шлюпов, чтобы они подобрали спасшихся. Была выбрана точка встречи, и германские лодки пошли на север, оставив позади плавающие обломки "Лаконии". Хартенштейн шел первым, буксируя за собой караван из 4 нагруженных до предела шлюпок.
    Лодки медленно продвигались против встречной волны. Однажды ночью 16 сентября лопнул буксировочный конец, и Хартенштейну пришлось несколько часов собирать потерявшиеся шлюпки.

    16 сентября пролетел первый самолет с опознавательными знаками ВВС США. Менее чем через полчаса — другой. При их появлении над рубкой U-156 был поднят большой флаг Красного Креста.

    Через час американцы отчетливо понимая ситуацию и пройдя на высоте менее 80 метров, начали бомбардировку.

    Одна из бомб попала точно в шлюпку — погибли все в ней находившиеся. После следующего захода бомба разорвалась под центральным постом субмарины, на мостик поступили доклады о появлении течи. Был заклинен зенитный перископ, командирский перископ не поворачивается, вышли из строя семь элементов батарей, сорван фланец магистрали водяного охлаждения дизеля, сломан радиопеленгатор, отказали гидроакустические станции.

    Капитан отдал распоряжение надеть спасательные пояса и высаживать всех спасенных с «Лаконии» в шлюпки, чтобы иметь возможность погрузиться.
    U-156 передала сигнал бедствия, и устранив наиболее серьезные повреждения, лодка погрузилась под воду, спасаясь от бомб.
    Из союзнического состава экипажа «Лаконии» погибло менее 20 человек, а из более 1 800 итальянцев спаслось только 450 человек.

    P.S. На следующий день адмирал Дёниц, командующий подводными силами ВМФ Германии, издал приказ:

    Запрещается предпринимать любые попытки к спасению команд потопленных кораблей и судов, то есть вылавливать тонущих, передавать их на спасательные шлюпки, возвращать в нормальное положение перевернутые шлюпки, снабжать пострадавших провизией и водой. Спасение противоречит самому первому правилу ведения войны на море, требующему уничтожения судов противника и их команд.
    Будьте непреклонны. Помните — враг не вспоминает о женщинах и детях, когда бомбит германские города.

    P.P.S. После окончания войны, на Нюрнбергском процессе, этот приказ был одним из пунктов обвинения адмиралу Деницу.
     
    Святой, sergo-72, Turik11 та 3 іншим подобається це.
  2. Цікаві лоти

    1. Журнал "Adler". Випуск складається з 10 сторінок. Пошкодження на фото.
      300 грн.
    2. Альбом "Действия Вермахта в войне 1939-40 г.г." ---------------- Wehrmachtsberichte - Weltgeschichte...
      2000 грн.
    3. Легендарний німецький журнал "Die Wehrmacht".
      400 грн.
    4. Библиотека разведчика Полковник С.И. Зайцев Организация и проведение поиска 1943 год
      500 грн.
    5. Легендарний німецький журнал "Die Wehrmacht".
      350 грн.
  3. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    И? Смысл выкладывать скопированный откуда то пост, вы бы хоть высказались по этой теме. Или бы приказ Лакония полностью привели.
     
  4. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    «Laconia-Befehl»
    1.Jegliche Rettungsversuche von Angehörigen versenkter Schiffe, also auch das Auffischen Schwimmender und Anbordgabe auf Rettungsboote, Aufrichten gekenterter Rettungsboote, Abgabe von Nahrungsmitteln und Wasser haben zu unterbleiben. Rettung widerspricht den primitivsten Forderungen der Kriegsführung nach Vernichtung feindlicher Schiffe und deren Besatzungen.
    2.Die Befehle über das Mitbringen von Kapitänen und Chefingenieuren bleiben bestehen.
    3.Schiffbrüchige nur dann retten, wenn ihre Aussagen für das Boot von Wichtigkeit sind.
    4.Bleibt hart. Denkt daran, daß der Gegner bei seinen Bombenangriffen auf deutsche Städte keine Rücksicht auf Frauen und Kinder nimmt!
     
  5. Сарацин

    Сарацин Feldwebel

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    6
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    14
    Повідомлення:
    599
    Спасибо за дополнение!А комменты обязательны?Я об этом случае узнал впервые,например.Хотел поделиться с другими.Вот Вы дополнили-хорошо!Может кому-то пригодится..Если тема "лишняя"-убирайте её.Пусть пишут только "спецы"(которые,я уверен черпают свои знания и из таких вот "бессмыслиц"..)С ув.
     
  6. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    Поясню свою позицию:
    Я против просто "тупого" копирования постов всем известных событий. Если тема вас чем то зацепила, то будет гораздо интереснее и полезнеее если не просто скопируете чужой текст но и выскажите своё отношение к данному вопросу или наоборот, у вас какие то вопросы возникли.
    Надеюсь без обид, с уважением Freser;)
     
  7. поручик Бруммель

    поручик Бруммель Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    579
    Адреса:
    Russia
    Данная тема весьма многогранна и закрыть таким сообщением информационный "голод" по ней невозможно. По случаю с "Лаконией" и Хартенштейну на западе издано весьма большое количество интереснейших книг, рассказывающих как о произошедшем, так и о ее главных героях. Из тех изложений, что есть в свободном доступе могу порекомендовать статью на uboat.net:
    http://www.uboat.net/articles/33.html
    и описание из второго тома К. Блэйра, выложенное на сайте, посвященному В. Хартенштейну и "Лаконии":
    http://wernerhartenstein.tripod.com/U156ClayBlair.htm
     
  8. Сарацин

    Сарацин Feldwebel

    Рейтинг:
    2
    Відгуків:
    6
    Лоти
      на продажу:
    0
      продані:
    14
    Повідомлення:
    599
    Спасибо за поправки.Конечно без обид:beer:Форум,ведь для того и форум,чтобы делиться впечатлениями,обсуждать,а не..:smile_11: Спасибо и за ссылки.Тема,понятно не нова...Но,сколько людей-столько и мнений.Я же пока от комментариев воздержусь..Пока информацию только впитываю)
     
  9. поручик Бруммель

    поручик Бруммель Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    579
    Адреса:
    Russia
    В данном случае несколько не укладывается подобное впитывание информации, так как такой подход исключительно оригинален. На сколько я понимаю, в случае интереса к теме первичны вопросы по ней. А "впитывание" от кривого изложения материала к необходимому результату не приведет.

    Честно говоря, мало смысла. Данный текст изобилует погрешностями и ошибками.
    К примеру, абсолютно нелогичным выглядит информация о том, что "U-156 во время боевого патрулирования примерно в 250 милях северо-восточнее острова Вознесения". Голову можно сломать, что такое "боевое патрулирование" и что можно патрулировать в 250 милях от указанного острова. И так далее по тексту.
     
  10. Hetzer 88

    Hetzer 88 Stabsfeldwebel

    Рейтинг:
    4
    Відгуків:
    113
    Лоти
      на продажу:
    20
      продані:
    256
    Повідомлення:
    2.253
    Адреса:
    Припять
    Самое смешное и страшное в этой истории то, что гроссадмиралу Дёницу предъявили обвинение за этот приказ. Почему никто не предъявил обвинения пилотам американского самолёта, бомбившего лодку с флагом красного креста и видившего шлюпки с людьми (причём своими союзниками)? Да и я лично ни разу не слышал и нигде не читал, чтобы американцы, англичане или ещё кто-либо спасал экипажи потопленных ими судов
     
    Юргис Сарвас подобається це.
  11. поручик Бруммель

    поручик Бруммель Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    579
    Адреса:
    Russia
    Но из этого не следует, что немцы были все такие пушистые, как Хартенштейн. Ситуация с "Лаконией" выделяется тем, что на её борту были итальянцы и командир лодки узнал об этом. Совершенно не известно, стал ли он устраивать спасательную операцию, если бы не знал этого. За время войны немецкими лодками было потоплено множество судов, но лишь в начале войны ими предпринимались меры по спасению экипажей торговых судов, вплоть до доставки их на сушу. И это не было обосновано гуманизмом в полном смысле этого слова, они выполняли приказ - действовать в рамках призового права и подписанных Германией договоренностей. Как только ситуация изменилась, подводная война пошла по своим жестоким правилам. Хотя если судить по справедливости, с учетом существующей на данной момент информации, немецкие подводники во время ВМВ были гораздо гуманнее, своих предшественников из Кайзермарине и что греха таить, даже некоторых своих противников, таких как американцы.
     
    Юргис Сарвас подобається це.
  12. rogi

    rogi Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    469
    Адреса:
    Киселевск
    Заради справедливости: сейчас пишу статью про потопление минзага УЛЬМ. Англичане его утопили, а потом подобрали 2/3 из спасшихся. Остальных не стали спасать, так как забоялись появившегося самолета-разведчика. Почему-то решили, что остальных сами немцы смогут спасти, и ушли (там осталось 24 человека, 9 дней дрейфовали в лодке к Норвегии - выжило только трое).
     
    1 людині також подобається це.
  13. Hetzer 88

    Hetzer 88 Stabsfeldwebel

    Рейтинг:
    4
    Відгуків:
    113
    Лоти
      на продажу:
    20
      продані:
    256
    Повідомлення:
    2.253
    Адреса:
    Припять
    Вот и я о том же, данный случай по сути не единичен
     
  14. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    В фильме "Крушение Лаконии" интересно описан эпизод с "Либирейтором". Долго не могли определить чья это лодка, морзянку никто не знает, что значит красный крест тоже. Зачем шлюпки к лодке привязаны? а фиг знает, лодка же вражеская- давай жахнем.
    В общем я так и не понял почему они решили бомбить.
     
  15. RedkyZhuk

    RedkyZhuk Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    4.713
    Адреса:
    Москва
    Фильм еще не смотрел, но в жизни так и получилось - Либерейтор был с американской базы на острове Вознесения, но амеры как язык проглотили, кто же отдал приказ бомбить Хартенштейна, или это была самодеятельность экипажа?
    Некрасивая история от америкосовских ВВС.

    Если позволяла боевая обстановка - спасали и еще как спасали (амеров отложим для отдельного разговора). А как ты думаешь 36 членов экипажа Шарнхорста англичане выудили в ночной тьме и в штормовой погоде? Да, это немного из 1900 членов экипажа немецкого линкора, но англичане все сделали, что бы спасти хоть кого то. В декабре в Норвежском море долго не поплаваешь, хоть три жилета на себя одень.
    А рейд "Графа Шпее"?
    Все время забываю сколько он там потопил судов - 11, 12 или 13 ... неважно. Важно, что ни один человек с этих кораблей не погиб, немцы спасли всех!
    Были и отрицательные случаи. Не спорю. Но правило на море - спасай если можешь. Англичане и немцы в целом этому правилу следовали.
     
    Юргис Сарвас подобається це.
  16. поручик Бруммель

    поручик Бруммель Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    579
    Адреса:
    Russia
    Совершено не понимаю, откуда все время возникает цифра 24. Из Вардо же доложили, что в лодке было: "4 Überlebenden und 21 toten Soldaten" В итоге из 174 человек команды "Ульма" (он вышел в море имея некомплект в 12 человек) - 60 (включая 4 офицеров) было подобрано эсминцами, 25 находилось в шлюпке Вилли Бона и 89 погибли во время боя или утонули. Спасательная операция длилась в районе 20-25 минут. Британцы оставили в воде по собственной оценке: "between 30 and 40 survivors", когда было принято решение покинуть место атаки. Одной из причин, почему это произошло, было повреждение "Марна", которому артиллеристы "Ульма" влепили снаряд в корму. Эсминец доложил на "Онслоу", что имеет повреждения и убитых, но держать 25 узлов постарается. Вероятнее всего появление самолета, убедила старшего группы, что если они подвергнуться нападению с воздуха, "Марн" будет "ахиллесовой пятой" группы.
     
  17. RedkyZhuk

    RedkyZhuk Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    4.713
    Адреса:
    Москва
    P.S. к собственному посту намбер 14 - вот никогда не читал, что бы японцы занимались спасением людей с потопленных ими кораблей. Странно.
     
    Юргис Сарвас подобається це.
  18. Hetzer 88

    Hetzer 88 Stabsfeldwebel

    Рейтинг:
    4
    Відгуків:
    113
    Лоти
      на продажу:
    20
      продані:
    256
    Повідомлення:
    2.253
    Адреса:
    Припять
    я имел ввиду именно подводников, экипажинадводных короблей конечно спали выживших, только вот к теме о японцах, они же барахтаясь в океане как правило отказывались подниматься на борт амеровских кораблей, не желая сдаваться в плен, поэтому амеры частенько их расстреливали
     
  19. rogi

    rogi Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    469
    Адреса:
    Киселевск
    А я вам скажу, откуда - из Миненшиффе Кутцлебена, Шрёдера, Бреннеке. Там попадаются такие мелкие ошибочки, несмотря на очень хорошо написанный текст. Я до гибели по документам еще не дошел.
    Англичане на самом деле пишут про 4+57 спасенных, т.е. 61. Только один умер на переходе в Англию (Отчет о допросе выживших, СВ 4051).
    На борту было 175 человек - 174 экипаж + зондерфюрер Эггерт, метеоролог. Из экипажа на борту отсутствовали 11 человек - лейтенант Янсен остался в госпитале в Свинемюнде, еще один унтер тоже в больнице, один в отпуске. Ну и нижние чины - 6 в больницах, 2 в отпуске. Это все тоже по данным английского отчета.
     
  20. RedkyZhuk

    RedkyZhuk Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    4.713
    Адреса:
    Москва
    Их расстреливали по другому поводу. Эти дети самурайские плавали с ручными гранатами в руках и подрывали себя вместе со спасателями. Америкосам это быстро надоело и они взяли за практику - подошли к такому "поплавку", поорали на него, что бы бросил гранаты, не хочет - просто расстреливали на корм акулам. Элементарно, простым стрелковым оружием, с винтовки в башку и ... дальше поплыли.
    Лично мне в голову не придет их за это упрекнуть. На войне - как на войне, всегда мармелада не хватает.
     
  21. поручик Бруммель

    поручик Бруммель Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    579
    Адреса:
    Russia
    Джентльмены, а вместе просмотра каких-то фильмов, может лучше стоит взять в белы руки второй том Блэйра и внимательно прочитать все, что есть на стр. 121-124? (Имея ввиду, третью часть русского перевода).

    Оттуда станет известно, что де факто ответственны за это американцы, а а де юро англичане. В 250 милях южнее от места гибели лайнера находится остров Вознесения, где американцы к тому времени держали аэродром для транзитных полетов из Западного в Восточное полушарие. Место было секретное и стратегически важное. Охраняла его 1-я Объединенная эскадрилья ВС США, которой командовал Роберт Ч. Ричардсон, который и сыграл роковую роль в этой истории. Британцы подготовили для отправки в район гибели "Лаконии" спасательное судно и уведомили Ричардсона о необходимости его сопровождения в район бедствия авиацией. Про гибель лайнера ему сообщили, но про то, что там происходит на самом деле, его не проинформировали. Командир эскадрильи ответил, что его самолеты сопровождать судно не могут из-за дальней дистанции полета, но он может выделить для этого В-24, который шел через его аэродром транзитом. Ричардсон знал, что в районе его острова транзитные самолеты видели какие-то субмарины, но его пилоты не нашли их. В итоге, рано утром 16 сентября В-24 загрузили гл. бомбами и просто бомбами и отправили к месту, где находился Хартенштейн. Согласно ЖБД U156 самолет появился над лодкой в 11:25. На лодке развернули 2х2 метра белый флаг с Красным Крестом и морзянкой пытались связаться с самолетом. Изумленный пилот Джеймс Харден полчаса кружил над лодкой, после чего ушел на северо-запад. Во время этой паузы самолет связался с Ричардсоном и, описав ситуацию, запросил инструкций. Ричардсон понятия не имевший о том, чем там занимаются немцы (экипаж самолета опознал лодку, как немецкую), отдал приказ "Субмарину атаковать", мотивируя это угрозой нападения лодки на его аэродром. Командир 1-й эскадрильи очень опасался, что его аэродром может стать мишенью для обстрела с субмарины, тогда как топливные баки для самолетов были ничем не замаскированы и уязвимы. В результате в 12:32 самолет снова появился над Хартенштейном и атаковал.

    Резюме:
    Неблагодарное дело заниматься предположениями, но сложно понять, что было бы, если американцы на острове Вознесения знали бы ситуацию полностью. Возможно, тогда у Ричардсона было немного оснований, чтобы так легко отдать приказ бомбить лодку. Можно только сказать, что судьба спасенных с «Лаконии» и их спасителей на короткое время оказалась в руках, абсолютно посторонних людей, которые были привлечены к действиям без точного уведомления. И пилота Хардена и командира эскадрильи Ричардсона можно уверенно считать таковыми. Беда заключалась в том, что никто у союзников целенаправленно «Лаконией» не занимался, так как все считали это уловкой. Однако посылка хотя бы одного самолета с компетентным пилотом для разведки могли бы не привести к таким трагическим событиям.
     
    Юргис Сарвас подобається це.
  22. RedkyZhuk

    RedkyZhuk Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    4.713
    Адреса:
    Москва
    А не врет ли твой Блэйр? Хотя может и не врет. Хартенштейн потом докладывал, что сначала самолет пролетал, но не атаковал.
     
  23. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    Не врёт, они там реально долго разобраться не могли кто это и чем занимаются.
     
  24. поручик Бруммель

    поручик Бруммель Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    579
    Адреса:
    Russia
    Вы недостаточно уделяли внимание этому отчету. В его конце пофамильно дается список тех кого вытащили на корабли, тех кого сочли погибшими и тех кого не было на борту.
    Подобранных 60 человек
    из них 4 офицера, 4 фельдфебеля, 7 унтеров и 45 нижних чинов.
    Сочли погибшими (включая тех кто ушел на лодке) 114 человек
    из них 6 офицеров (включая метеоролога), 5 фельдфебелей, 22 унтера и 81 нижний чин
    и т.д.

    Полагаю, что трудно это не заметить, ведь отчет я полагаю мы разбирает один и тот же. Что же касается формулы 4+57, то это или опечатка или ошибка.
     
  25. поручик Бруммель

    поручик Бруммель Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    579
    Адреса:
    Russia
    Ну во-первых, он не мой, а во-вторых, это весьма компетентный источник, которому я испытываю доверие, хотя и нередко критикую мэтра. Записи самого Хартенштейна в ЖБД лодки подтверждают хронологию действий самолета. Время появления В-24 взято мною непосредственно оттуда.

    P.S. Прощу прощения, но мы вроде бы лично не знакомы. Может стоит на "ты" на "Вы" заменить?
     
  26. RedkyZhuk

    RedkyZhuk Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    4.713
    Адреса:
    Москва
    Не проблема. Заменю. Вам виднее как общаться. Так лучше? Совместный бокал вина изменил бы наши отношения в простом смысле? Не забивайте себе мозг, ни на Вас, ни на мне нет блестящих доспехов, Но я перешел на Вы.

    А по треду - лучше бы заслушать самого Хартенштайна, но увы, он погиб в 43-м.