Основной Коброй времен вьетнамской войны был АН-1G. AH-1S стал основной первой ударным вертолетом оснащенный ПТУРом, до этого было лишь небольшие испытания в боевых условиях. ПТУРы появились на войне только в 1972 году, когда в марте 1972-го "Белл" и министерство обороны США заключили контракт на оснащение восьми AH-1G ПТУР "Toy". На них установили по четыре подвижных в вертикальной плоскости двойных кольцевых направляющих (две с каждой стороны фюзеляжа), систему пуска, в носу фюзеляжа разместили турель с чувствительными датчиками прицельной системы М65, стрелок получил нашлемный прицел М288. До этого основным средством поражения бронетехники были обычные НАРы с тяжелой БЧ. И тогда в 1972-м американцы преподнесли сюрприз, применив против танков СВА вертолетные ПТУРы. Всего с мая 1972-го по январь 1973-го они испытывались в боевых условиях. 81-м ПТУРом уничтожили 27 танков (в их числе Т-54, ПТ-76 и трофейные М-41), 13 грузовиков и несколько укрепленных огневых точек. При этом вертолеты не получили ни одного попадания. Пуски ракет производились обычно с дистанции 2200 м, вместо 1000 м при пуске НАР. правда машины в варианте YAH-1Q оснащенные системой нашлемного прицела "пошли на фронт" только в 1974 году.
В марте 1965 года в США начались разработки по созданию многофункционального вертолета, который в полной мере мог бы выполнять множество возложенных на него боевых задач. Первый полет АН-1 Huey Cobra состоялся уже в сентябре 1965 года. Эта машина имела некоторые преимущества лучшую аэродинамическую форму, на треть большую скорость, более мощное вооружение, меньшую уязвимость и еще ряд преимуществ перед UH-1 Уже во Вьетнаме вертолет АН-1 зарекомендовал себя весьма удовлетворительно (в одних и тех же боевых условиях число попаданий в него оказалось вдвое меньше, чем у UH-1). Успехи во Вьетнаме, на Ближнем и Среднем Востоке (в Ливане в 1982 году "Хью Кобрами" израильских ВС было уничтожено более 40 танков) способствовали дальнейшему развитию вертолетов семейства АН-1 К началу 90-х годов уже существовало около 10 их модификаций и было построено более 2000 винтокрылых машин. Темпы разработки и внедрения новых модификаций достаточно высоки: 1965 год - модификация (G), 1969-(J), 1972-(Q), 1977-(Т, S), 1986-(W), 1991-(BW). Непрерывное внедрение новых технологий при создании оборудования и вооружения вертолета обеспечило преемственность и современность состояния АН-1 в течение более 30 лет. Ожидается, что использование вертолета для выполнения боевых задач в странах НАТО продлится до начала следующего тысячелетия. Вертолеты АН-1 выполнены по одновинтовой схеме с двухлопастными (за исключением модификации W и BW) несущим и рулевым винтами. В отличие от UH-1, "Хью Кобры" имеют более узкий фюзеляж, кабину для двух членов экипажа, расположенных тандемом (стрелок - спереди, а летчик - сзади и выше), усиленную бронезащиту кабины и силовой установки, а также дублированную систему управления. Для повышения скорости и маневренности на АН-1 установлено небольшое среднерасположенное крыло и отсутствует грузовая кабина. В носовой части фюзеляжа всех вертолетов находится пушечная турельная установка. Под крылом - четыре пилона для подвески съемного вооружения. Предусмотрена система охлаждения выхлопных газов двигателей, что уменьшает вероятность поражения вертолета ракетами с инфракрасной головкой наведения. Конструктивно лопасти отличаются модификацией: у ранних моделей они металлические с хордой 53, 3 см, последние модели - композитные с хордой 67, 2 см и 83, 82 см, способные противостоять ударам снарядов калибра 23 мм и пуль калибра 12,7 мм. Главное отличие вариантов АН-1 - силовые установки, оборудование и вооружение. АН-1G "Хью Кобра", стоящий на вооружении ВС США с 1967 года, является первым вертолетом, специализирующимся на оказании огневой поддержки сухо- путным войскам на поле боя. В соответствии с целями и задачами, стоящими перед этой машиной, АН-1G оснащен мощным вооружением: на турельной установке под носовой частью фюзеляжа могут размещаться два шестиствольных пулемета "Миниган" калибра 7,62 мм с боезапасом 8000 патронов или два 40-мм гранатомета с боезапасом 600 гранат. Кроме того, вертолет способен нести до 76 неуправляемых авиационных ракет калибра 70 мм на внешних узлах подвески. Модификацией AH-1G стал вертолет АН-1S Cobra. Он оборудован новым несущим винтом и более мощной силовой установкой, новой турельной установкой с одноствольной пушкой М230Е1 калибра 30 мм с боезапасом 500 снарядов. АН-IS стал поступать на вооружение армии США в 1977 году. Значительные потери однодвигательных вертолетов в локальных войнах 60 - 70-х годов подтолкнули разработчиков к созданию машин со спаренными двигателями. Вследствие этого были получены модификации АН-1TJ, АН-1Т. Основные модификации вертолета: АН-1G Huey Cobra - первая серийная модификация. ТН-1G Huey Cobra - тренировочный вертолет на базе АН-1G. АН-1Q Huey Cobra - противотанковая модификация вертолета по программе ICAP (Improved Cobra Armament Program). АН-1S (Mod) Huey Cobra - модификация 1974 года по программе ICAM (Improved Cobra Agility and Maneuverability) с новыми ГТД T53-L-703, с новой трансмиссией и хвостовым винтом от вертолета Bell Model 212. ТН-1S Night Stalker - тренировочный вертолет для обучения полетам в ночных условиях. АН-1S (Prod) Huey Cobra - модификация объединяющая программы ICAP и ICAM, добавлена новая аппаратура РЭБ, новое вооружение. АН-1Р Huey Cobra - обозначение АН-1S (Prod) Huey Cobra при принятии на вооружение. АН-1E Huey Cobra - модификация АН-1S (ECAS) Huey Cobra по программе ECAS (Enhanced Cobra Armament System). На вертолете установлена турельная установка General Electric M79E1Universal Turret, и универсальное ПУ для НУР M138. АН-1F Huey Cobra - модификация АН-1S (MC) Huey Cobra ( МС - Modernized Cobra), модернизация по программам ECAS и Prod плюс доплеровская навигационная система, ИК датчики ALQ-144 и лазерный целеуказатель Rockwell AAS-3. Fuji AH-1S - построенная японской фирмой Fuji по лицензии версия AH-1F с ГТД Кawasaki (Textron Lycoming) T53-K-703. Основные тактико-технические характеристики: Год принятия на вооружение - 1967 Диаметр главного винта - 13,41 м Диаметр хвостового винта - 2,59 м Длина - 13,59 м Высота - 4,09 м Масса, кг - пустого - 2993 - нормальная взлетная - 4524 - максимальная взлетная - 4536 Внутренние топливо - 980 л Тип двигателя - 1 ГТД Textron Lycoming T53-L-703 Мощность, л.с. - заявленная - 1825 - при взлете - 1310 - при полете - 1150 Максимальная скорость - 315 км/ч Крейсерская скорость - 227 км/ч Дальность действия - 507 км Скороподъемность - 494 м/мин Практический потолок - 3720 м Статический потолок - 3720 м Экипаж - 2 чел Вооружение: 1 20-мм трехствольная пушка M197 Vulcan с 750 патронами. Боевая нагрузка - 1542 кг на 4 узлах подвески: 8(2х4) ПТУР BGM-71 TOW и 2 ПУ LAU-68 или LAU-6 c 7х70-мм или 19х70-мм НУР Возможна установка 4 УР "воздух-воздух" AIM-92 Stinger, 2х8 УР "воздух-поверхность" AGM-114 Hellfire, контейнеров с пушечным и пулеметным вооружением, 2 40-мм гранатомета.
Фото "Кобр". Первая - по-моему, уже не с "Тоу", а, скорее, с "Хеллфайрами", так что явно после Вьетнама. Вторая, судя по окраске, из КМП после-вьетнамских времен.
Фото по вооружению "Кобры": 1 - Minigun M-134 в турели ТАТ-102А 2 - Еще один Minigun на подкрыльевой подвеске и снаряженная кассета НУРС XM-200 3 - Новая турель М28А-1, которую начали применять с середины 1968 года, включала в себя GAU-2B/A Minigun и 40-мм гранатомет М-129 4 - Загрузка 10-фунтовых ракет в пусковую установку ХМ-159 на 19 выстрелов 5 - 20-мм пушка М-61 "Вулкан" и 7-зарядная ПУ ХМ-157
долго еще AH-1W Super Cobra и его новейший вариант Bell AH-1Z Viper летает только в КМП. в армейской авиации только Апачи. Superы отлично себя показали в ираке, а Viper еще лет 15 точно будет летать.
"Кобра" AH-1G (заводской номер 67-15649) Murder Inc с двумя подкрыльевыми контейнерами ХМ-159 по 19 НУРС каждый. Фото сделано между 1971 годом и 11 мая 1972 года.
Ремонт двигателя Lycoming T53-L-13 на одной из первых "Кобр" во Вьетнаме. Фото сделано в сентябре 1967 года на авиабазе в Бьен Хо.
Первое подразделение "Кобр" во Вьетнаме было создано в конце августа - начале сентября 1967 года на авиабазе Бьен Хо. Подразделение официально называлось 334th Assault Helicopter Compane (334 AHC), а неофициально - platoon "Playboy". В подразделение входило 6 машин из 12 прибывших в рамках действия команды NETT (New Equipment Training Team). В команде было около 50 офицеров, возглавлял ее подполковник Пол Андерсон. Свой первый полет во Вьетнаме "Кобры" выполнили 4 сентября 1967 года. Это был показательный полет для генерала Уэстморленда, командующего войсками США во Вьетнаме, и генерала Джорджа Сенеффа, командира 1-й авиабригады. Пилотировали "Кобру" Virginia Rose II (заводской 66-15259) подполковник Андерсон и майор Николас Штейн. На фото: пилоты 334th AHC "Playboy" - (слева направо) Dodson, Ulsh, Dawson, Wydur, Roger S.Cameron, сидят Welch, Ken Rubin, Bey. Позже Роджер С.Кемерон стал первым пилотом "Кобры", погибшим во Вьетнаме (1 февраля 1968 года).