База в Мурманске

Тема у розділі 'Крігсмаріне (Kriegsmarine)', створена користувачем DUG, 9 січ 2010.

  1. DUG

    DUG Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    2.428
  2. Цікаві лоти

    1. Лесной коп по 1941 - 43 годах . Все 4 предмета найдены рядом в одной траншее . Не много почищены . Н...
      400 грн.
    2. Добрый день к вашему вниманию шлем вроде м 40 приобрел давно исходника не было но реставрирован на...
      4200 грн.
    3. Антуражнейшая М-40 декаль,гладкий метал в родной краске , четкое входящее отверстие 14,5 мм и краси...
      4200 грн.
    4. З болота.В красці.З двох касок(м 42; і м 35/40)
      200 грн.
    5. Немецкая каска М42 с маскировочным обвесом и сеткой (реконструкция по фото). Геометрия не нарушена,...
      4400 грн.
  3. rogi

    rogi Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    469
    Адреса:
    Киселевск
    В комментсах вроде все логично описано. Про базу договаривались еще до апреля 1940, когда все это было актуально. После - актуальность пропала. Почему отказ осенью, а не весной - видимо, дел других полно было.
     
    maaaaster подобається це.
  4. поручик Бруммель

    поручик Бруммель Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    579
    Адреса:
    Russia
    Никакой актуальности не существовало, ув. rogi.
    Возможность рассмотрения этого вопроса могла быть поднята только при возникновении ситуации, когда проход немецких кораблей с германских баз в Атлантику через Северное море стал бы чрезвычайно опасен для немцев.
     
    maaaaster подобається це.
  5. rogi

    rogi Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    469
    Адреса:
    Киселевск
    Т.е. вы считаете, что немцам совершенно не хотелось иметь кауую-никакую базу на Севере при отсутствии норвежских? Хотя, нужно еще понимать, что за база имеется в виду. Я не думаю, что немцы собирались возводить там укрепления или строить какие-то сооружения. Скорее всего, имелось в виду отстаивать и дальше пароходы, оказавшиеся в Мурманске после начала войны, и может быть заправлять с них подлодки - как это делалось в испанских портах. Опять же, если это имело смысл с точки зрения подлодок.
     
  6. Twilight

    Twilight Obergefreiter

    Повідомлення:
    238
    Адреса:
    Витебск
    Тем летом в Москву приезжал Карл-Хайнц Йокель (он же небезвестный kalli). Целью поездки как раз были советские документы по "Базе" "Норд", так как немецкие он все собрал.
    Я его свел с живым еще тогда Лемачко и Стрельбицким (вот что интернет животоворящий делает :))))) ).
    Kalli вернулся очень довольный - написав в ответ, что получил все то, что хотел.
    Правда, я результатами не интересовался, так как тема для меня была не интересна.
     
  7. поручик Бруммель

    поручик Бруммель Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    579
    Адреса:
    Russia
    Извините, что вопросом на вопрос - но зачем она им нужна? Ее единственный практический смысл, Вы сами указали. Но в случае использования ее для торговых судов, им нужна не ВМБ, а якорная стоянка.

    Что же касается подводных лодок, то их базирование на севере определяется теми условиями, которые я изложил в своем первом сообщении. По мнению командующего подводным флотом, все преимущества данной данной базы для ПЛ перекрывали такие факторы, как:
    Исключительно ограниченные выгоды при проведении локальных операций с учетом не долгого сохранения секрета для противника о наличии базы в данном месте.
    Возможность изменения отношений между СССР и Германией.
    Отсутствие дока и ремонтной базы, трудности поставок на базу необходимых материалов сушей.

    Добавлю, что при наличии постоянных трений между командованием подводного флота и штабом SKL на счет использования субмарин не по назначению и отвлечения их на второстепенные задачи, Дениц определенно не желал создания такой базы, так как за этим бы последовало дробление подводных сил и отвлечения части лодок от Атлантики. Поэтому посылка Деницем на север U 38, скорее всего можно перефразировать, как его ответ штабу верховного командования ВМФ - "Убедились? Отвяжитесь!". :)
     
  8. поручик Бруммель

    поручик Бруммель Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    579
    Адреса:
    Russia
    И где результат его сбора?
     
  9. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    Такое когда то сохранил из чешской англоязычной онлайн газеты
    А в этой книге http://www.amazon.com/gp/product/0872499928/102-4896520-8269760?v=glance&n=283155 написано, что является установленным фактом наличие базы немецких подводных лодок в районе Мурманска, участвоваших в 1940 году в операциях при захвате Норвегии.
     
  10. ozy

    ozy Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    3.856
    Адреса:
    AU
    Почему при отсутствии? К принятию решения у них уже была куча баз в Норвегии и не было никакого смысла кланяться нам в ножки и о чем-то просить.
     
  11. rogi

    rogi Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    469
    Адреса:
    Киселевск
    Якорная стоянка! Вот точное слово, спасибо. Я в принципе и имел в виду это под словом "база". Скорее всего, именно группа стоящих в Мурманске торговцев немцами громко называлась "базой Север". Ну, так я думаю - я-то документов не собирал... Может, Виктор, вы бы спросили у Карла-Хайнца хотя бы в пару слов ответа на вопрос - что такое понималось под "базис норд"? На самом деле, расставить последние точки над и.
     
  12. Twilight

    Twilight Obergefreiter

    Повідомлення:
    238
    Адреса:
    Витебск
    Влад, а оно мне тогда надо было? :) У меня от своих вопросов по HSK голова тогда пухла. А потом через четыре дня после того как улетел kalli, умер и Лемачко...

    Что-то помню, что вроде как Йокель с Доргайстом собирались чего то там написать... Но тут Доргайст в декабре всех напугал, после операции две недели проведя в коме... Сейчас, говорят уже пошел на поправку.

    Хорошо, но быстро не обещаю.
     
  13. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
  14. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    В общем, тему решили "спустить на тормозах".

    Небольшое дополнение
    " ...Den Vorschlag Molotovs, den Hafen Teriberka als Stützpunkt zu übernehmen, lehnt Reader ab, da er der Ansicht war, daß nur Murmansk oder Archangelsk für die vorgesehene Aufgabenstellung geeignet seien (KTB/Skl 07.10.1939; Baumbach erhielt trotzdem die Anweisung zu überprüfen, inwieweit Teriberka-Bucht und Hafen als Reparatur- und Ausrüstungsort für Schiffe und U-Boote geegnet sei. KTB/Skl 11.10.1939). Reader bat das AA, nochmals in Moskau zu intervenieren und...
    ...Auch die Verhandlungen über einen Stützpunkt im nördl. Eismeer verliefen vielversprechend. Bereits am 16. Oktober (1939, Anm.) konnte Reader Hitler melden, daß die Sowjetunion " gut gelegenen Stützpunkt westl. Murmansk z.V. gestellt habe, in dem Werkstattschiff stationiert werden soll". Es handelte sich um einen " Ankerplatz " in der Zapadnaja-Liza-Bucht an der Südseite der Motovskij-Bucht, westlich von Polarnoe.....Dieser dt. Vorposten in der Barents-See wurde jetzt in allen Verhandlungen als " Bsasis Nord " bezeichnet (KTB/Skl 30.10.1939). Er lag in einem gesperrten Grenzgebiet: 69° 25' N und 32° 26' O..."


    "...bereits Mitte Juni 1940 hatte das letzte deutsche Schiff, die Phönica, die Basis verlassen.[37]Am 29 August wurde Baumbach mitgeteilt, daß der Stützpunkt aufgelöst werden sollte [38], da dieser nach der Besetzung Norwegens nicht mehr benötigt wurde.[39] Am 16. September bedankte sich Raeder beim sowj. Volkskommissar für Kriegsangelegenheiten für die Unterstützung und teilte endgültig mit, daß man auf die weitere Benutzung des Stützpunktes verzichten werde.[40]

    [37] KTB/Skl 14.09.1940 S. 190
    [38] Die Entscheidung die Basis Nord aufzugeben, fiel bereits am 22.08.1940 KTB/Skl 22.08.1940 S. 264 Schulenburg bedankte sich in Moskau und meldete, " die Sowjetregierung sei befriedigt, daß sie uns hätte nützlich sein können. Ebenda 10.09.1940 S. 120.
    [39] Bereits Anfang April 1940 hatte Moskau Deutschland für die Vorbereitung der Operationen in Norwegen " gewisse Beschränkungen auferlagt". Botschafter an StS. 11.04.1940 ADAP: D IX, Nr. 94, Anm.5, siehe auch KTB/Skl 05.04.1940 und 07.04.1940. BA/MA RM 7/202.
    [40] Wenige Wochen später hat Baumbach in Moskau den Admiralsstabschef, Adm. Galler, und zwei weiter Marineoffiziere eingeladen, um ihnen aus Anlaß der Beendigung der Nutzung der "Basis Nord" "für alle im ersten Kriegsjahr seitens der Sowjetmarine geleistete Unterstützung" zu danken. KTB Marineattaché Moskau 01.-30.11.1940 S. 8. BA/MA RM 12II/164.

    И ещё в архиве NARA имеется Film T1022 Roll 2913 привожу содержание
    *UdSSR (Moscow)-
    Allgemeines (including photographs of Soviet vessels and shipyards,
    and intelligence on the Soviet Navy, especially on Soviet
    submarines)-
    Aug. 1936-Mar. 1939: PG 48810, rolls 2913-14

    *Russland "Basis Nord" (data on German supply ships and facilities
    in the USSR), Feb. 1940-Mar. 1941: PG 48804-805, rolls 2912-13

    *Russland-Zusammenarbeit (Soviet-German naval cooperation, including additional data on "Basis Nord"), Oct. 1939-Dec.1941,:
    PG 48806-807, roll 2913

    *Nördlicher Seeweg Bd. I, Oct. 1941-Sept. 942: PG48808, roll 2913

    *Akte für die Kriegsgeschichte wertvollen Verschlußsachen (reports
    on Soviet-German relations and the status of Soviet military
    preparations) Oct. 1939-May1941: PG 48809, roll 2913
     
  15. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    И ещё в догонку

    Laut KTB des BdU war ursprünglich U 36 für eine Versorgung in der Basis Nord vorgesehen, ebenso die Bekämpfung des engl. Holzhandels mit Rußland. Aufgrund tech. Probleme wurde ersatzweise U 38 für diese Aufgabe hergenommen, U 36 sollte als zweites Boot folgen. Im KTB ist aber nicht ausdrücklich erwähnt, daß U 38 auch wirklich in der Basis war und U 36 wurde ja schon am 04.12.39 versenkt, dürfte also nicht mehr dorthin gekommen sein.

    WILHELM A. RIEDEMANN (1920, 10.326 BRT)
    140839 Aruba aus nach Hamburg mit Dieselöl
    250839 auf 41° N, 037° W
    120939 Murmansk an
    020240 Murmansk aus
    070340 Wilhelmshaven an

    BOLTENHAGEN (1912, 3.335 BRT)
    180839 Vlissingen aus nach Riviere de Loup
    250839auf 53° N, 051° W
    120939 Murmansk ein
    011039 Murmansk aus
    071039 Sagvaag ein
    111039 Sagvaag aus
    151039 Memel ein

    HELGA FERDINAND (1897, 2.566 BRT)
    220839 Newcastle aus
    250839 auf 51° N, 058° W
    030939 auf 62° N, 018° W
    120939 Murmansk ein
    290939 Murmansk aus
    131039 Memel ein

    HANS LEONHARDT (1938, 4.171 BRT)
    130839 Rotterdam aus
    250839 Campbellton aus
    030939 Dänemarkstrasse
    090939 Murmansk ein
    101039 Murmansk aus
    111039 Kirkenes ein
    131039 Kirkenes aus
    231039 Hamburg ein

    HELENE (1898, 2.160 BRT)
    250939 Yarmouth aus
    280839 Louisburg ein zum Bunkern
    300839 Louisburg aus
    150939 Murmansk ein
    300939 Murmansk aus
    131039 Memel ein

    AUGUST LEONHARDT (1922, 2.593 BRT)
    230839 Gold River aus
    140939 Murmansk ein
    031039 Murmansk aus
    141039 Memel ein

    BREMEN (1928, 51.731 BRT)
    220839 Bremerhaven aus nach New York
    250839 auf 43° N, 056° W
    280839 New York ein
    300839 New York aus
    030939 auf 61° N, 034° W
    060939 Murmansk ein
    101239 Murmansk aus
    131239 Bremerhaven ein

    NEW YORK (1927, 22.337 BRT)
    160839 Hamburg aus
    250839 New York ein
    280839 New York aus
    070939 Murmansk ein, Ölergänzung aus WILHELM A. RIEDEMANN
    311039 Murmansk aus
    111139 Kiel ein

    ST. LOUIS (1928, 16.732 BRT)
    250839 New York ein, dort gebunkert
    270839 New York aus
    110939 Murmansk ein, Ladung von PHOENICIA und CORDILLERA sowie Öl von WILHELM A. RIEDEMANN übernommen
    221239 Murmansk aus
    311239 Kiel ein

    ILLER (1938, 3.290 BRT)
    190839 Havanna aus
    250839 auf 40° N, 052° W
    030939 Murmansk ein als erstes deutsches Schiff
    Ladung an NEW YORK abgegeben, Umbau zum Hilfskreuzer vorgesehen
    311039 Murmansk aus
    121139 Hamburg ein

    PALIME (1937, 2.863 BRT)
    180839 aus nach Tiko
    280839 Santa Cruz ein und aus
    150939 Murmansk ein
    151039 Murmansk aus
    231039 Kiel ein

    TÜBINGEN (1920, 5.452 BRT)
    250839 Kapverden aus mit Salzladung
    020939 Santa Cruz ein und aus
    150939 Murmansk ein
    031039 Murmansk aus
    151039 Hamburg ein

    WADAI (1922, 4.696 BRT)
    250839 Freetown aus
    300839 Las Palmas ein und aus
    140939 Murmansk ein
    290939 Murmansk aus als erstes Schiff
    061039 Kiel ein

    BAHIA CASTILLO ( 1918, 8.579 BRT)
    120839 Rio de Janeiro aus
    270839 Santa Cruz ein
    290839 Santa Cruz aus
    160939 Murmansk ein
    131039 Murmansk aus
    241039 Hamburg ein

    FRIEDRICH BREME (1936, 10.397 BRT)
    210839 Aruba aus
    250839 Monapassage
    130939 Murmansk ein
    020240 Murmansk aus
    050340 Kiel ein

    CORDILLERA (1933, 12.055 BRT)
    250839 Puerto Barrios aus
    030939 auf 51° N, 040° W
    100939 Murmansk ein, Ladung abgegeben, als Wohnschiff Basis Nord vorgesehen
    020240 Murmansk aus mit Phosphatladung
    080240 Hamburg ein

    PHOENICIA (1928, 4.124 BRT)
    190839 Cristobal aus
    210839 Barranquilla ein
    230839 Barranquilla aus
    250839 Curacao ein zum Bunkern und aus
    030939 auf 44° N, 040° W
    140939 Murmansk ein, Versorgungsschiff Basis Nord
    230940 aus
    290940 Hamburg ein

    LIPPE (1917, 7.849 BRT)
    220839 Antwerpen aus nach Yokohama
    240839 Quessant passiert
    050939 Narvik ein
    (?) Murmansk
    061039 Kiel ein
    "Lippe" в дополнение из Witthöft, Teil 2, S. 164-165:
    07.09.39 aus Narvik
    12.09.39 ein Murmansk
    28.09.39 aus Murmansk
     
  16. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    По подводным лодкам вдобавок

    aus KTB SKL, 11.1139:
    Vortrag Ia über Operationsbefehle des BdU ... für den Ansatz eines Ubootes gegen die englischen Erz- und Holzverbindungen nach Norwegen und Russland:
    ...
    c) U-36
    Aufgabe Handelskrieg an der Nord- und Westküste Norwegens. Angriff auf den von Narvik nach England laufenden Handelsverkehr. Angriff auf feindliche Kriegsschiffe (Zerstörer nur bei sicheren Unterlagen). Angriff auf warnungslos zu versenkende Schiffe. Handelskrieg nach Prisenordnung gegen Neutrale, wenn Anwesenheit des Ubootes bekannt ist und wenn Annahme, dass es sich nicht um Dampfer im normalen Küstenverkehr handelt. Zunächst Wartestellung vor dem Vestfjord, anschließend Weitermarsch in das Seegebiet Nordkap bis Kolabucht. Auftreten überraschend. Besonderer Hinweis auf Achtung russischer 12 sm Hoheitszone!
    (Einzelhieten siehe Operationsbefehle des BdU Nr. 10, 11, 12. siehe Akte Seekrieg 39, Heft 4)

    aus KTB SKL, 141139:
    Ausgelaufen ins Operationsgebiet Atlantik ... U-38

    aus KTB SKL, 151139:
    Die Entsendung von Ubooten gegen die nördlichen Erz- und Holztransporte wird zu einer besonders dringlichen Forderung der Skl. Der BdU wird auf die Notwendigkeit des beschleunigten Ansatzes von Ubooten im Operationsgebiet Nord hingewiesen. U-38 wird in Anbetracht der Dringlichkeit der Aufgabe entgegen dem bisher vorgesehenen Operationsbefehl vom BdU als erstes Boot gegen die englischen Erz- und Holztransporte von Murmansk und Narvik angesetzt. U-36 soll in den nächsten Tagen folgen.
    Es wäre zweifellos erwünscht,den ersten Schlag gegen diese lebenswichtigen Seeverbindungen des Gegners nicht nur mit einem oder zwei, sondern mit 4-5 Booten gleichzeitig zu führen. Der Ansatz verspricht bei der noch geringen Abwehr des Gegners in diesem Seegebeit vollen Erfolg. Die grosse Entfernung des neuen Operationsgebietes von der Heimatbasis verlangt jedoch den Einsatz von grossen Booten, die infolge der geringen zur Zeit verfügbaren Anzahl nur unter Verzicht auf die Durchführung der Aufgaben im Atlantik zur Verfügung stehen würden. ...

    aus KTB SKL, 171139:
    BdU erhält von Skl Weisung über Erprobung Basis Nord.
    Skl hält die Erprobung der Basis durch das in den nächsten Tagen auslaufende U-36 für dringend erwünscht. Versorgungsgut für Ölschiff PHOENICIA in Murmansk geht mit Fischdampfer 22.11. ab nach Murmansk. (näherer Befehl siehe KTB, Teil B, Heft V, Blatt 50)

    aus KTB SKL, 191139:
    an der nordnorwegischen Küste: U-38

    aus KTB SKL, 211139:
    an der nordnorwegischen Küste: U-38

    aus KTB SKL, 221139:
    U-38 berichtet über Lage an der norwegischen Küste. Boot hat bisher keine Erfolge erzielen können.

    aus KTB SKL, 251139:
    U-38 auf Marsch zur Kolabucht
    BdU übermittelt U-38 russisches Warngebiet vor Kolabucht und unterrichtet das Boot über günstige Aussichten zum Abfangen der Schiffahrt vor der Teriberka-Bucht. Boot soll in Hoheitsgewässern und im Warngebiet ungesehen bleiben und dort keine Torpedierungen vornehmen.

    aus KTB SKL, 271139:
    Nachrichten des Marineattachés Moskau und anderer Quellen bestätigen die Vermutung, dass Schlag gegen Holzlieferungen aus nordrussischen Häfen jetzt bereits zu spät. Holz aus Russland ist abgefahren. Grössere Aufstapellungen dagegen in norwegischen Häfen beobachtet.
    Umso notwendiger erscheint Angriff gegen Seeverbindung Norwegen - England. Das vor Kolabucht operierende U-38 ist daher umzusteuern. ...
    vor der Kolabucht: U-38
    An BdU ergeht hinsichtlich des Ansatzes von Ubooten gegen die Holz- und Erzverbindungen Englands nach Murmansk und Narvik folgende Weisung:
    1. Attaché Moskau meldet ab 18.11. keine einzige positive Auslaufmeldung mehr von Holzdampfern aus Murmansk. Dagegen 13 Meldungen des Einlaufens von Holzdampfern und Ausladen des Holzes. B-Dienst meldet seit 08.11. kein Auslaufen von Holzdampfern aus Murmansk mehr erfasst, bis dahin noch laufender Verkehr festgestellt.
    2. Auf grund dieser neuen, wahrscheinlich jahreszeitlich bedingten Lage Ansatz U-38, U-36 im Gebiet Narvikgegen dort gemeldete starke englische Erzausfuhr.
    3. Versorgung von U-36 zur Erprobung Basis Nord und Verlängerung Operationszeit weiter vorsehen.

    aus KTB SKL, 291139:
    U-38 meldet Beobachtung vor Kolabucht und Teriberka: kein Schiffsverkehr, lebhafte Fischdampferüberwachung. Bisher keine Erfolge. Von russischem Dampfer wahrscheinlich bemerkt.

    aus KTB SKL, 301139:
    ...
    Einsatz von Ubooten an der norwegischen Küstehält BdU für wenig erfolgversprechend, da Austrittsstelle Dampferverkehr aus Hoheitsgewässern unbekannt.
    ...
    U-38 meldet Standort Kolabucht und Antritt Rückmarsch


    aus KTB SKL, 011239:
    U-38 vor nordnorwegischer Küste

    aus KTB SKL, 031239:
    U-36 auf dem Anmarsch zum Angriff auf Norwegenverkehr auf der Linie Shetlands - Kinnaird Head.

    aus KTB SKL, 061239:
    U-38 an norwegischer Küste
    U-36 im Operationsgebiet Nordsee

    aus KTB SKL, 07.12.39:
    U-38 an norwegischer Küste
    U-36 im Gebiet Shetlands - Kinnaird Head

    aus KTB SKL, 081239:
    U-38 meldet vor der norwegischen Küste Antritt des Rückmarsches nach Versenkung des britischen Dampfers THOMAS WALTON (4.500 BRT). Boot hat im übrigen bisher keine Erfolge erzielt, offenbar viele Fehlschüsse oder Versager.

    aus KTB SKL, 091239:
    U-36 im Operationsgebiet Nordsee

    aus KTB SKL, 101239:
    U-36 zwischen Shetlands und Kinnaird Head

    aus KTB SKL, 131239:
    U-38 steht an der Weestküste Norwegens und meldet die Versenkung des britischen Dampfers DEPTFORD (4.000 BRT).
    U-36 im Operationsgebiet Nordsee.

    aus KTB SKL, 141239:
    U-38 steht auf weg Blau.
    U-36 im Operationsgebiet Nordsee.

    aus KTB SKL, 151239:
    Nach einer Meldung aus Oslo verbreitet England die Nachricht, dass die Torpedierung des brtischen Dampfers DEPTFORD innerhalb norwegischer Hoheitsgewässer erfolgte und der dritte Völkerrrechtsbruch durch verletzung der norwegischen Neutralität sei. Auch die Versenkung der Dampfer GARONFALIA und THOMAS WALTON sei innerhalb der Hoheitsgewässer erfolgt (die Meldung von U-38 bleibt abzuwarten).

    aus KTB SKL, 161239:
    U-38 eingelaufen
    U-36 im Operationsgebiet Nordsee

    aus KTB SKL, 171239:
    U-38 meldet von der Norwegenküste lebhaften Verkehr ohne Bewachung der Küste und der Hoheitsgewässer, in der Kolabucht leichte russische Streitkräfte zur Bewachung. Keine englischen Kriegsschiffe gesichtet, die Beobachtung aller möglichen Abgangsorte des Verkehrs nach England ergab keine Feststellungen. Keine Pistolenversager der Pistole A+B aufgetreten.
    U-36 im Operationsgebiet Nordsee

    aus KTB SKL, 181239:
    Im Zusammenhang mit den englischen Meldungen über Vernichtung eines deutschen Ubootes durch das britische Boot URSULA wurde U-36 (Kapitänleutnant FRÖHLICH) zur Meldung aufgefordert. Boot meldet sich nicht. Um das Schicksal des Bootes bestehen daher ernste Besorgnisse, wenn auch die Möglichkeit eines Funksendeversagers noch offen bleibt.
    Engländer meldet, versenktes deutsches Boot sein eingrosses Boot gewesen, das mit hoher Fahrt über Wasser mit auslaufendem Kurs lief. Nach Torpedodetonation seien Wrackteile in die Luft geflogen. Keine Überlebenden! 1 Toter sei gefunden.

    aus dem KTB SKL, 201239:
    Mit dem Verlust von U-36 muss nunmehr gerechnet werden.

    U-36 sank am 04.12.1939 im Quadrat AN3761auf Position 57°00N, 005°20E südwestlich von Kristiansand-Süd etwa 75sm vom Lister-Leuchtturm, nachdem ein Torpedo eines Sechserfächers von HMS SALMON traf und eine 60 m hohe Explosionswolke hervorrief. Das Boot sank mit der gesamten Besatzung von 40 Mann.
    Quelle: Busch/Röll, ebenso für das vorige Posting

    Надеюсь, теперь многоуважаемые специалисты выскажутся и подскажут, что и как на самом деле там происходило.
     
  17. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    Слишком много иностранных букв. Когда переведу тогда и посмотрим что там такого.... Хотя не думаю что моё мнение сильно изменится. База Норд просто якорная стоянка, а не полноценная ВМБ Германии.
     
  18. rogi

    rogi Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    469
    Адреса:
    Киселевск
    В смысле, о чем высказываться? Никакой базы с инфраструктурой, подземными бункерами и еще черт знает чем, как это расписывается, на советском севере не было. Было некоторое количество судов, которые при прорыве блокады шли в Мурманск, так как проход мимо Норвегии на Родину им (или начальству) казался опасным, а с СССР в тот момент была дружба. В какой-то момент собравшиеся в СССР суда стали именовать базис норд - но это только фигура речи. В начале 1940 они все оттуда постепенно свалили.
     
  19. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.770
    Адреса:
    Баварщина
    Было судно для жилья, было судно для снабжения. Разумеется, использовалось больше как якорная стоянка, чем как настоящая база флота. Но для кого и зачем использовалась? Получается, что и подлодка туда минимум одна доходила. И свалили Кригсмарине оттуда не в начале 1940, а лишь к концу лета или в сентябре 1940, когда обосновались в Нарвике. А до этого получается использовлась для проведения операций по захвату Норвегии. Собственно, в этом и суть - "Weserübung".
     
  20. rogi

    rogi Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    469
    Адреса:
    Киселевск
    Вы ведь в курсе, как немецкие подлодки тайком заправлялись и мыли командиров на судах, стоящих в испанских портах? Вот тут тоже самое. Никто ведь не распространяется о секретной немецкой базис зюд где-нить на Мальорке. Как я понимаю, задумка была - пользуясь гостеприимством русских, снабжать топливом и продуктами ПЛ, действующие на севере против английских судов, везущих лес. Но в единственном походе У.38 что-то боссам не понравилось и все отменили. Возможно на бумаге были какие-то наполеоновские планы по базе, мне честно говоря эта виртуальность не очень интересна. Реальность такова, что никакой базы, кроме стоящих на рейде немецких судов, не было - обратное ничем не доказано. Подлодки туда не приходили даже во время нападения на Новегию, боевые корабли тем более, разве что КОМЕТ заглянул. В принципе, поздний уход Фениции можно объяснить болезнями команды - капитана вскоре по прибытии из-за малярии даже вывезли поездом в Ленинград, а оттуда он уплыл в Фатерлянд.
     
    1 людині також подобається це.
  21. поручик Бруммель

    поручик Бруммель Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    579
    Адреса:
    Russia
    Простите, но Ваши рассуждения, ув. unixaix не имеют серьезных аргументов.
    Во-первых, якорная стоянка не обладала возможностями «настоящей базы флота».
    Это очевидно и вряд ли оспоримо.
    Во-вторых, единственная, побывавшая у Кольского п-ва немецкая лодка до начала ВОВ, не имела задачи раскрывать свое присутствия в советских тер. водах. Она имела задание произвести разведку вражеского судоходства в Баренцевом море. Ее поход совпал с дипломатическим нажимом немцев на советское правительство, пытающихся препятствовать вывозом русского леса на Британские острова. Дипломатия в данном случае, оказалась эффективнее военных действий. Поэтому U 38 ушла из назначенного района «несолоно нахлебавшись», так и не раскрыв своего инкогнито. Никаких посещений якорных стоянок на советской территории она не делала.
    В-третьих, план захвата Норвегии и состав немецких групп (включая их точки сосредоточения и выхода в море) изучен историками весьма тщательно. Не известно ни о каких либо упоминаниях о базировании военных кораблей, включая подводные лодки на советской территории для действий против Норвегии.

    В итоге, приведенные Вами цитаты из ЖБД командования ВМФ, ничего нового в поднятый вопрос не внесли. Более подробная информация о походе U 38 к Кольскому заливу содержится в её ЖБД и ЖБД командующего подводными силами. Как изучавший оба документа за этот период, могу Вас разочаровать – никаких посещений так называемой «Базы Норд» лодка не совершала.
     
    1 людині також подобається це.
  22. Bazilio32

    Bazilio32 Hauptmann

    Повідомлення:
    5.801
    Ну, база-не база а посты были. Мне тут попалась такая статейка (ж-л "Братишка"). Ваше мнение?

    РУССКИЙ Север давно и серьезно интересовал немцев. Летом 1931 года с разрешения властей СССР в путь над нашей Арктикой ушла экспедиция на дирижабле LZ-127 «Graf Zeppelin», официально — в научный поиск, фактически — на разведку будущих театров военных действий. Новейшей аппаратурой «Carl Zeiss» велась аэрофотосъемка всего маршрута (Берлин — Ленинград — Архангельск — Баренцево море — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Таймыр и обратно). Во время войны гитлеровцы располагали предельно точными картами обширных арктических территорий и акваторий.
    Военно-морской теоретик Эберт в 1936 году писал: «Постепенное втягивание евразийской полярной зоны в сферу хозяйственной деятельности ставит перед нашей стратегией новые задачи, для решения которых до сих пор еще нет достаточного военного опыта» (запомните эти слова!).
    Задолго до войны они выделили наш Север в стратегически важный для Германии регион, стремясь проникнуть сюда любыми путями, посылая в экспедиции своих лучших гидрографов, гляциологов, физиков.
    В июне 1939 года в Карском море вело гидрографические исследования судно «Мурманец» с учеными Ленинградского института Арктики. Правда, все они говорили по-немецки и жили отдельно, куда экипажу вход был запрещен. Эхолотом, установленным на судне перед походом, промерялись глубины в районах плавания. Другие партии этой экспедиции работали на островах Норденшельда, Свердруппа, Сидорова, Геркулес, Арктического института, Белый, Вилькицкого.
    Немцы активно разнюхивали трассу СМП, и во время перехода рейдера «Komet» в Тихий океан в 1940 году главком ВМФ Редер докладывал фюреру о возможности регулярного морского сообщения через север между рейхом и союзной Японией. Это им было жизненно необходимо, их промышленность остро нуждалась в молибдене, вольфраме, меди, цинке, каучуке, джуте, слюде. Немцы готовились отправить японцам 26 пароходов груза и принять от них 30. Получив разрешение на проход по СМП торгового судна, они послали рейдер — хорошо вооруженный, бронированный, предназначенный для одиночных пиратских набегов корабль. Завтрашнего врага вели три наших ледокола. Уличив немцев в недозволенной активности (постоянная фотосъемка, замеры и прочие исследовательские действия по всей трассе), полярники доложили об этом в Москву. Было приказано задержать «Komet», но сделать это без скандала. Рейдер не подчинился и безнаказанно ушел в Тихий океан.
    Кстати, при подготовке этой акции на нашей территории, в заливе Большая Западная Лица (Кольский полуостров) с нашего позволения немцы создали секретную базу «Nord» якобы для транспортной линии между рейхом и Японией, фактически — для подготовки наступления горно-стрелкового корпуса «Норвегия» на Мурманск и действий своего флота в Арктике. Место выбрали не случайно: отсюда благодаря незамерзающему Гольфстриму можно было выходить в море и в самые лютые морозы; рядом — советско-финская граница, охранявшаяся редкими погранзаставами и доступная для захвата как с суши, так и с моря. Здесь стояли танкеры, суда метеослужбы, снабженцы немецких рейдеров, замаскированные под рыболовецкие траулеры.
    В своих мемуарах командир «Komet» контр-адмирал Эйссен писал: «Одного похода мне хватило, и добровольно я не хотел бы идти этим путем вторично».
     
  23. Bazilio32

    Bazilio32 Hauptmann

    Повідомлення:
    5.801
    (Продолжение)
    Служба погоды обрела для нацистов особую ценность сразу же с началом боевых действий в сентябре 1939 года. Когда международный обмен метеоданными полностью прекратился, они в один миг лишились информации о погоде в северной и западной Атлантике. Для оценки ситуации в нашу Арктику прилетал шеф метеослужбы Хольцапфель. Используя свой довоенный опыт, они уже весной 1941 года создали на архипелаге Франца-Иосифа свой тайный метеопункт, начали заброску в безлюдные районы спецгрупп метеорологов, установку автоматических метеостанций («Герхард», «Крот» и т. д.). Но настоящая экспансия началась после того, когда к шефу германской морской метеослужбы контр-адмиралу Конраду явился известный синоптик д-р Кнеспель с подробным планом системы тайных метеостанций. Начали со Шпицбергена, принадлежавшего Норвегии. Осенью немцы нагло высадили группу из 10 человек и установили метеопункт всего лишь в нескольких километрах от Лонгьира. Четверо остались зимовать, работая буквально под боком у врага, в мае 42-го их вывезли в Норвегию.
    Одновременно на северо-западе острова в Кросс-фьорде высадилась группа во главе с автором затеи Кнеспелем (6 человек). Группа работала до августа 42-го и была эвакуирована на подводной лодке. Вернувшись в рейх, Кнеспель создал базу подготовки метеогрупп для заброски в наш тыл. Всего было заброшено 16 групп.
    Пользуясь безлюдностью местности, немцы устраивались как у себя дома: подбирали в скалах естественные укрытия, оборудовали жилым блоком, выдвижными телескопическими антеннами, перископами, инфракрасными маяками.
    Немцы слабо представляли себе трудности плавания в этих широтах. В мае 1942 года при разработке плана удара по СМП они столкнулись с проблемой из-за отсутствия данных о фарватерах, а главное, информации о погодных и ледовых условиях. Был сделан вывод, что главным препятствием будет не противодействие русского флота, а сама природа. Они боялись Арктики больше, чем наших торпед!
    «Волки»

    Долго считалось, что немецкие субмарины приходили поразбойничать в нашу Арктику на месяц-полтора, уходя потом на свои базы в Норвегии. Но после войны последовали одна за другой неожиданные находки. «Полярные волки» на тайных базах грузили боекомплект и минировали фарватеры, после чего начинали обычную «охоту» торпедами.
    Встречи с ними становились очень частыми, они уже нагло ходили даже в надводном положении. Например, 27.07.1942 г. лодка U-601 в надводном положении вошла в Малые Кармакулы и огнем орудия разбила 2 гидросамолета, 3 дома и 2 склада зимовщиков, 1.08.1942 г. потопила пароход «Крестьянин», шедший без охранения; 17.08.1942 г. U-209 потопила безоружный караван (3 буксира и 2 баржи с рабочими порта Нарьян-Мар), погибло 305 человек; 19.08.1942 г. 2 лодки демонстративно в надводном положении вошли в губу Белушья (Новая Земля); U-209 в надводном положении вошла в пролив Костин Шар и вступила в перестрелку с нашими тральщиками, после чего, не погружаясь, ушла в море; 21.08.1942 г. U-456 атаковала в проливе Маточкин Шар 2 наших сторожевика.
    В 1943 году в Карском море действовало уже 13 лодок группы «Викинг». На о. Вардроппера была установлена станция наведения их на конвои. Наша служба радиоперехвата постоянно фиксировала радиообмен, пеленгуя порой до 4 лодок, общающихся между собой по закрытой связи. Осенью «Викинги» потопили транспорт «Диксон» (грузы для Нордвикстроя); 2 транспорта (грузы для СМП) и конвойный тральщик; конвой из Архангельска на Диксон (оборудование и продовольствие для арктических станций) — транспорт «Марина Раскова» (55 человек экипажа, 354 пассажира, 6500 т груза) и 2 тральщика были потоплены, погибло 336 человек.
    Другие тактические соединения подлодок (типа группы «Грайф») также вели в Заполярье охоту, выполняли спецзадания. Анализ циклов их прохода в Карском море, сроки нахождения там, данные о районах минных постановок и используемых минах помогали рассчитать, где примерно могли располагаться тайные базы.
    Для отдыха экипажи использовали безлюдные места, была создана целая сеть опорных пунктов. Лишь после войны раскрылась тайна Земли Франца-Иосифа. Там у них было все для ведения полноценной подводной войны: аэродром, подскальная база для лодок, 2 комфортабельных коттеджа на 200 человек, склады продовольствия, нефтебаза, арсенал, ремонтная база. Они широко использовали свой опыт Первой мировой войны — снабжение находящихся на боевых позициях субмарин и рейдеров посредством специально построенных для этой цели судов. Передача топлива, оружия, продовольствия, смена экипажей совершались прямо в море. В Арктике у них было 2 таких снабженца («Пелагос» и «Кернтерн»), имевших по 2 спускаемые на воду емкости для дизтоплива (по 20 т), огромные холодильники для продуктов, танки для пресной воды, арсенал торпед с системами обслуживания, грузовые краны, гидроакустический маяк и аппаратура для выхода на точку в океане. Для снабжения находящихся на боевых позициях лодок использовались также «дойные коровы» — другие лодки, под завязку загруженные припасами.
     
  24. Bazilio32

    Bazilio32 Hauptmann

    Повідомлення:
    5.801
    (Окончание)
    До начала войны для контроля Баренцева моря у немцев была только станция радиоразведки в Киркенесе (Норвегия). В 1942 г. они развернули на Земле Франца-Иосифа 24-ю базу радиопеленгаторной службы. Но и это было далековато, им было нужно присутствие на Новой Земле, на берегах Сибири хоть до Чукотки, чтобы отслеживать все движения судов. Были выделены узловые районы во всей естественной обороне арктического побережья СССР: Новая Земля с ее многочисленными проливами и заливами, Земля Франца-Иосифа, «нависавшая» над всеми морскими путями Баренцева моря и западного сектора Арктики; там были развернуты посты радиоразведки и наведения подлодок на конвои. Их не очень волновала скрытность радиообмена. И неудивительно: обеспеченность побережья постами наблюдения и связи резко ухудшалась с запада на восток: от мыса Канин Нос до о. Вайгач 1 пост приходился на 30 миль побережья; на Карском море — на 100 миль; на Новой Земле — на 380 миль!
    Моряки, полярники, летчики до лета 1943 г. считали, что находятся в глубоком тылу. Никакие убеждения находящихся на транспортах офицеров спецсвязи не могли заставить капитанов серьезно относиться к скрытности. Зона радиомолчания к западу от меридиана 85° соблюдалась крайне редко. Большинство транспортов на СМП пользовались открытой радиосвязью, сообщая штабам свои координаты и время проходки. Конечно, со временем отношение к секретности изменилось, но какую цену пришлось за это заплатить!
    Штаб Северного флота собрал достаточно информации об активности немцев. С выходом на патрулирование в угрожаемые районы наши моряки опоздали, но флотская разведка неутомимо искала врага и быстро очертила области, где он появлялся чаще всего, а конвои несли потери. При их проводке опасные зоны стали обходить; специальные группы кораблей Беломорской, Карской и Новоземельской военно-морских баз «заводили сети» поисковых операций. Вражеские базы раскрывали радиопеленгация, осмотры побережья, прочесывание местности в тех местах, где находили следы стоянок их субмарин или самолетов. Вследствие большой протяженности побережья и нехватки кораблей эти поиски не всегда были эффективны, но тем не менее в полярных водах нашли свою могилу U-286, U-307, U-344, U-362, U-387, U-425, U-457, U-585, U-639… В имеющемся в распоряжении автора списке всех подлодок Третьего рейха с указанием их окончательной судьбы нет пункта «пропала без вести», хотя именно такая участь и ждала большинство из них.
    Даже когда немцев погнали на запад, их лодки активно ходили вдоль побережья Сибири. В августе 44-го одна из них открыто вошла в бухту Полынья (40 км восточнее Диксона), другая несколько раз навестила бухту Иннокентьевская (устье Енисея), где жили немцы-колонисты. В сентябре десант, высаженный из-под воды, захватил полярную станцию на мысе Стерлегова вместе с секретными документами и радиошифрами. Для чего все это делалось? Немцы были умным и сильным противником, достававшим нас через северную, «заднюю» дверь нашего дома, чтобы гарантированно перерубить тонкую нить арктических караванов союзников (почитайте «Реквием каравану PQ-17» Валентина Пикуля). Найдя уязвимые точки северного фасада СССР, они сделали верные военно-практические выводы. А мы очень дорого заплатили за это. Лишь героические действия советских людей — военморов, летчиков, разведчиков, местных жителей — не дали «полярным волкам» развернуться в полную силу, битва за Арктику закончилась не в их пользу. Но продолжалась она до конца 1944 года!
    После той войны прошло много лет, мир изменился. Изменились отношения между государствами. Но война за Арктику продолжается.

    Артем ДЕНИСОВ
     
  25. rogi

    rogi Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    469
    Адреса:
    Киселевск
    "снабженцы немецких рейдеров, замаскированные под рыболовецкие траулеры" - и какие рейдеры они снабжали в Баренцевом море? И какого такого снабжения рейдеру сможет подкинуть кораблик на 400 брт?
    Судно снабжения Пелагос всю войну простояло в портах, а Кентерн был маленьким пароходом. В статье правда (метеорологические посты, действия лодок в Карском море) грубо сплетаются с вымыслом (базы с коттеджами черт знает где в советском тылу, склады боеприпасов, где лодки пополняли запасы - а кто же их туда доставил?) Если бы автор видел немецкие документы, в которых нет ни слова о базах, он бы может постеснялся писать такую ересь. А может и нет, ведь народ любит читать про всякие ужасные нацистские тайны.
    Кстати, статья предстваялет собой концентрат трудов небезывестного Ковалева, который яростным насасыванием пальца разрабатывает тему уже на протяжении нескольких книг. Сдается мне, цитаты из книжек составляют основную часть статейки.
    Одним словом, очередной бред.
     
  26. Twilight

    Twilight Obergefreiter

    Повідомлення:
    238
    Адреса:
    Витебск
    Угу... маразм крепчал,...
    может автор сего труда расскажет подробнее про "Пелагос", который имел "огромные холодильники для продуктов, танки для пресной воды, арсенал торпед с системами обслуживания, грузовые краны, гидроакустический маяк и аппаратура для выхода на точку в океане"?

    И пусть укажет где, этот "Пелагос" построен с такими замечательными характеристиками... я уже подозреваю, откуда ноги растут...