База-Норд,Мурманск.

Тема у розділі 'Фортифікація', створена користувачем urgen111, 6 кві 2010.

  1. urgen111

    urgen111 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    299
    Адреса:
    Восточный фронт
    Интересно сохранилось что нибудь от немецкой базы Норд в Мурманске.Строилась до войны.
     
  2. Цікаві лоти

    1. Ложе - масив. Металеві частини- чищені механічно, оброблені антикорійкою, пофарбовано фарбою для збр...
      3460 грн.
    2. Затвор Світ 40,гарний стан,всі пружини в відмінному стані. Номер присутній.
      1550 грн.
    3. 250 грн.
    4. Копаный затвор на СВТ-38/40. Полностью функциональный. Выбрасыватель не выпадает. Зеркало отличное....
      1000 грн.
    5. Магазин СВТ 38/40 Состояния складское!
      8400 грн.
  3. zay170770

    zay170770 Obergefreiter

    Повідомлення:
    389
    Адреса:
    Россия Север
    Немецкая база в Мурманске??? Уважаемый,вы что-то путаете!!!
     
  4. DUG

    DUG Stabsfeldwebel

    Повідомлення:
    2.428
    СССР предложил построить базу под Мурманском в 1940-м году, но немцы отказались!
     
  5. ROSTA

    ROSTA Feldwebel

    Повідомлення:
    811
    Адреса:
    Санкт-Петербург
    По рассказам, причалы немецкие после войны ещё использовались, бочек много валялось. Кое-какие железяки у Заозёрска до сих пор торчат. Если у брата фоты остались, выставлю.
     
  6. urgen111

    urgen111 Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    299
    Адреса:
    Восточный фронт
    Да нет ничего не путаю.База была построена с ведома советского правительства,до войны.
     
  7. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.786
    Адреса:
    Баварщина
    Не до, а во время Второй Мировой Войны, когда СССР был союзником нацистской Германии - перед нападением на Норвегию в 1940 году. Оттуда немецкие подлодки действовали против флотов Норвегии и Британии.

    С чего Вы решили? Немцы базу закрыли после полного захвата Норвегии. Была перенесена в норвежские незамерзающие порты.
     
  8. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    Вот с этого места поподробней, какие лодки там базировались, имена командиров, даты патрулей.
    З.Ы. Договорённость была, базы не было.
     
    letnab подобається це.
  9. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.786
    Адреса:
    Баварщина
    Я за базар, обычно, отвечаю. А тут ещё могу и ссылью порадовать.
    http://www.wlb-stuttgart.de/seekrieg/40-04.htm
     
  10. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    Ну так ответьте, номера лодок, имена командиров, командный состав базы. Норвежская операция изучена вдоль и поперёк, можно (при желании) отследить судьбу каждой лодки. Но что то ни разу не встречал что они действовали с Советской территории.
    Где на схеме с вашей ссылке омечена эта база???
     

    Images:

    weseruebung.jpg
  11. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
  12. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.786
    Адреса:
    Баварщина
    Просто, не все ответы находятся в интернете. А та карта, вобще, ни причём. Я Вам текст процитировал. И это выписки из КТВ. В данном случае, указаны транспортные суда. Конечно, можно запросить этих ребят из Штуттгарта, но по опыту - вряд ли они ответят на письмо по мэйлу. А то, что база существовала - прочитайте предыдущий пост одного коллеги, который даже фотки грозился предоставить.
     
  13. поручик Бруммель

    поручик Бруммель Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    579
    Адреса:
    Russia
    Прошу прощения, ув.unixaix, но это весьма испытанный способ напустить туману, в котором можно попытаться "сбежать" от ответов, сославшись на чрезвычайно занятых ребят из Штутгарта, которые сидят на недоступных КТВ и не отвечают на емайл.

    На сколько я помню, Вы отметились в этой краткой дискуссии на данную тему:
    http://reibert.info/forum/showthread.php?t=83891
    в которой были изложены все основные постулаты по "Базе "Норд". Там же все ясно изложено на счет того, что из себя представляла данная "база". Зачем же воду мутить и ссылаться на какие то таинственные подлодки, которые являются лишь вымыслом? Не кидайте напраслину на старика Ровера, он этого никогда не утверждал. Все лодки задействованные в операции "Хартмут" вышли в море из баз в Германии, о чем свидетельствуют КТВ BdU, KTB FdU West и журналы лодок, участвовавших в Норвежской операции. Никаких походов с советской территории немецкие субмарины не совершали.
     
    letnab подобається це.
  14. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.786
    Адреса:
    Баварщина
    на мой пост в той теме никто так и не ответил. А что по поводу тех судов, которые там всё таки базировались? и приведеным мною там и тут источникам? все врут?
     
  15. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.786
    Адреса:
    Баварщина
    А в ответ опять тишина, как и в той ветке в разделе Кригсмарине. :eek:
     
  16. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    А что отвечать то? Вам доказали что ПЛ там не было. А по другим судам в той теме ответили. Процитирую rogi (надеюсь не обидется)

    "Якорная стоянка! Вот точное слово, спасибо. Я в принципе и имел в виду это под словом "база". Скорее всего, именно группа стоящих в Мурманске торговцев немцами громко называлась "базой Север"."

    Туда могли заходить транспорты, танкеры, но военно морской базы не было.
     
    1 людині також подобається це.
  17. unixaix

    unixaix Hauptmann

    Повідомлення:
    9.786
    Адреса:
    Баварщина
    http://www.deutschekriegsmarine.de/hauptteil_geschichte/hauptteil_unternehmen/hauptteil_weser_bung/hauptteil_weser_bung.html

    То, что база была не "якорной стоянкой" это точно. Другое дело, что были ли там ПЛ? Спасибо за ответ. Если что ещё подвернётся, обязательно скину, но уже в ту тему в разделе Кригсмарине.
     
  18. поручик Бруммель

    поручик Бруммель Oberfeldwebel

    Повідомлення:
    579
    Адреса:
    Russia
    Простите, а все что было изложено выше Вашего поста в той теме, Вы удосужились прочитать? Любой источник утверждающий, что во вовремя Норвежской кампании немецкие ПЛ базировались на советской территории не заслуживает внимания, так как строится на ничем не подтвержденных домыслах или буйной фантазии. ЖБД всех субмарин, принимавших участие в "Хартмут", сохранились, что позволяет вплоть до минуты проследить их выход в море и возвращение на базу.

    Что же касается пресловутой "базы", то ув. Freser вполне справедливо Вам указал на выводы, которые сделал ув. rogi. Вы располагаете сведениями о наличии на советской территории немецких построек, включавшихся в себя склады с горючим и боеприпасами, ремонтные мастерские и пр.? Вам известно о присутствии на советской территории немецкого обслуживающего персонала? Если Вы подобными сведениями не располагаете, может тогда стоит называть вещи своими именами - "База "Норд" являлась ничем иным, как якорной стоянкой для немецких судов, так как не могла из себя представлять ВМБ в виду отсутствия для этого характерных признаков.
     
  19. Sonmil

    Sonmil Oberschütze

    Повідомлення:
    49
    Адреса:
    Ukraine

    Сохранилось и значительно приумножилось с 1955 года.

    69°26'3.97"N, 32°25'28.95"E

    До падения форума 19.08.2011. Информации по теме было больше.
     
  20. Sonmil

    Sonmil Oberschütze

    Повідомлення:
    49
    Адреса:
    Ukraine
    Тем временем гросс-адмирал Редер продолжал использовать благоприятную для себя ситуацию. 22 сентября он отправил запрос о возможности переоборудования одного из торговых судов, находившихся в Мурманске, во вспомогательный крейсер. И уже спустя три дня был получен положительный ответ советского правительства.

    После этого Редер направил в Москву уже целый пакет новых запросов. Он просил рассмотреть возможности:

    – снабжения крейсеров и подлодок Кригсмарине топливом и продовольствием в порту Мурманска;

    – снабжения все тех же крейсеров и подлодок топливом и продовольствием уже в открытом море с советских танкеров и грузовых судов, что позволило бы увеличить сроки их пребывания в зоне боевых действий;

    – проведения ремонтно-восстановительных работ на кораблях Кригсмарине на судоремонтном заводе в Мурманске.

    И снова сталинское руководство пошло навстречу Берлину. Правда, оно посчитало, что Мурманск не очень подходящее место для приема немецких боевых кораблей, поскольку их появление там не останется незамеченным англичанами. Последние же могли с полным правом посчитать это актом фактического вступления Советского Союза в войну на стороне Германии со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Поэтому в целях сохранения секретности, а значит, и внешних приличий Кригсмарине было разрешено оборудовать для себя базу в бухте Нерпичья, в губе Западная Лица. Хотя последняя расположена приблизительно в 45 км к северо-западу от входа в Кольский залив, советское руководство решило подстраховаться. Чтобы кто-нибудь, не дай Бог, не увидел немецкие корабли, оно распорядилось закрыть вход в Кольский залив не только для всех иностранных военных кораблей, но также и для всех гражданских судов других государств.

    Командование Кригсмарине получило бухту Нерпичья в полнейшее свое распоряжение. В соответствующем документе говорилось, что ему разрешено осуществлять там любые действия, которые оно сочтет необходимыми. Одновременно был санкционирован заход в эту бухту любых боевых кораблей, начиная от торпедных катеров и кончая линкорами.

    Немцы дали своей новой секретной базе кодовое наименование «Норд» и с присущей им тщательностью приступили к строительству в бухте Нерпичья причалов, ремонтных мастерских, складов снабжения и хранилищ авиационного топлива, укрытых в прибрежных гранитных скалах. Есть сведения, что еще до прибытия немецких строителей первые подготовительные работы там провели рабочие 95-го участка Мурманского отделения ЭПРОН. Не исключено, что самую тяжелую работу также выполняли заключенные из ближайшего спецлагеря НКВД.

    Уже в начале октября 1939 г. база «Норд» начала использоваться по своему прямому назначению. В ней сошлись интересы практически всех соединений и служб Кригсмарине. Гросс-адмирал Редер предполагал использовать ее, с одной стороны, для снабжения своего надводного флота в ходе планируемого вторжения в Норвегию, а с другой стороны – в качестве исходной точки для проводки кораблей по Северному морскому пути.

    Немецкая промышленность испытывала острую нужду в джуте, каучуке, молибдене, вольфраме, меди, цинке и слюде. Все это можно было получить в Японии в обмен на промышленное оборудование и образцы новой техники. Кригсмарине была готова отправить туда по Севморпути от 12 до 26 транспортов.

    В штабе командующего немецким подводным флотом контр-адмирала Карла Дёница считали, что приобрели в лице базы «Норд» чрезвычайно важный и удобный опорный пункт для борьбы против британского судоходства на Севере. Осталась довольна и метеослужба Кригсмарине, поскольку отныне она могла самостоятельно получать крайне важную информацию о погоде над Баренцевым морем и Кольским полуостровом.[15]

    В бухте Нерпичья базировались дивизион подводных лодок, огромный танкер «Ян Веллем» тоннажем 11 776 брт, суда снабжения «Фёниция» и «Кордильера», обеспечивавшие действия немецких рейдеров в Северной Атлантике, а также корабли метеорологического наблюдения WBS6 «Кёдинген» и WBS7 «Захсенвальд». Последние представляли собой переоборудованные рыболовецкие траулеры. Их команды состояли из гражданских моряков и небольшой невооруженной группы синоптиков из метеослужбы Кригсмарине. Находясь в море, они несколько раз в день отправляли радиограммы с результатами наблюдений, которые среди прочего включали запуски радиозондов.

    http://lib.rus.ec/b/167212/read
     
  21. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    Шо опять???:eek:
    Не было там никаких подводных лодок, причалов, хранилищ. Была только договорённость, дальше которой не продвинулись. Ну и суда снабжения там были, но стояли на якоре вблизи берега.
    Вот любопытный документ, весь читать не надо, только первый абзацhttp://avalon.law.yale.edu/20th_century/ns126.asp
    Ещё можно ознакомится с такой же темой на этом форумеhttp://reibert.info/forum/showthread.php?t=83891
     
  22. Sonmil

    Sonmil Oberschütze

    Повідомлення:
    49
    Адреса:
    Ukraine
    орган Военно-Морского Флота, учредителем которого является Министерство обороны Российской Федерации, — “Морской сборник”. В №11 за 2007 г. опубликована статья капитана 2 ранга С. Ковалева “Базис Норд”. Миф или реальность?”, где российский автор доказывает — реальность.
    Как он утверждает: “приблизительное время рождения тайной базы на Кольском полуострове обозначил немецкий военный историк Фридрих Руге: “… В начале октября 1939 г. германский военно-морской флот пользовался тайными базами снабжения… в бухте западнее Мурманска.
    … Считается, что в виде компенсации за предоставление секретной базы на Кольском полуострове в СССР была получена так называемая германская военно-техническая помощь (правда, она стала поступать только в 1940 г.) — недостроенный тяжелый крейсер “Лютцов” (первоначально речь шла о “Зейдлице” или “Принце Ойгене”, находившихся в большей степени готовности, однако “сошлись” на “Лютцове”)…” (с. 85).
    С. Ковалев также сообщает: “17 сентября 1939 г., не дожидаясь окончательного решения вопроса о создании секретной базы, в Кольский залив пришли немецкие транспорты “Кордиллере” и “Сан-Луи”, с грузами и техникой, а также лайнер “Бремен”.
    К концу ноября здесь находилось уже 36 немецких транспортов (среди них “Иллер”, “Х. Леонард”, “Поллине”, “Тобинген”). На якорной стоянке у Абрам-мыса они были надежно укрыты от британских поисковых кораблей. За это время на трех нацистских судах силами рабочих Мурманского судоремонтного завода был проведен необходимый межпоходовый ремонт” (с. 86). А в это время военно-морской атташе нацистов капитан цур зее Нерберт фон Баумбах, объезжая советское Заполярье, придирчиво выбирал самую удобную бухту для фашистских судов, для базы “Норд”. Териберская губа ему не понравилась, а вот губа Большая Западная Лица пришлась в самый раз.
    Как объясняет подобный выбор нацистов
    С. Ковалев, “…старого разведчика фон Баумбаха не устроила губа Териберская как залив, постоянно контролируемый советской стороной.
    Иначе выглядела действительно “забытая богом и людьми” губа Большая Западная Лица, укрытая от посторонних глаз со всех сторон сопками материка и полуострова Рыбачий и волнами Мотовского залива. Более того — совсем рядом с советско-финской границей” (там же). В ноябре 1939 г. фон Баумбах принял, наконец, положительное решение о месте создания базы “Норд”.
    С. Ковалев пишет, что “…очень скоро на побережье бухты Нерпичья началось строительство новых причалов, ремонтных мастерских, складов снабжения и подскальных хранилищ авиационного топлива. До прибытия в Западную Лицу немецких строителей первые работы провели советские строители 95-го участка мурманского отделения ЭПРОН. Не исключено, что самую тяжелую работу здесь сделали заключенные из ближайшего к Мурманску спецлагеря НКВД” (с. 87).
    Фашистские суда с первых дней мировой войны свободно приходили в Кольский залив, чтобы под покровительством советских союзников прятаться от британских военных кораблей.
    Здесь они чувствовали себя в безопасности под прикрытием орудий береговых батарей Северного флота ВМФ СССР. А осенью 1939 г. батарея 104-го пушечного артполка обстреляла у полуострова Рыбачий два британских эсминца, которые искали немецкий лайнер “Бремен”.
    В общем, нацистская военно-морская база на советской территории функционировала вполне успешно. По материалам С. Ковалева: “С декабря 1939 г. по апрель 1940 г. старшим морским начальником в базе был капитан цур зее Нишлаг, который ранее командовал немецким тыловым подразделением в Стамбуле и был назначен в Заполярье в дни подготовки операции по захвату Норвегии. В июле 1940 года старшим морским начальником базы стал уже корветтен-капитан Гаус Гофер, командир корабля снабжения “Фениция”… Общее руководство “Базис Норд” было возложено на тыл Кригсмарине” (с. 88).
    База находилась под постоянным контролем Германии: “19 июля 1940 года сюда прибыли помощник военно-морского атташе Германии корветтен-капитан Вильгельм Шторх и представитель немецкого посольства Курт Крепш. Официально они знакомились с ходом продолжавшихся здесь строительных работ. А фактически? Круг задач у нацистских разведчиков был много шире. И настолько, что через месяц Крепш на борту вспомогательного крейсера перешел по Северному морскому пути на Тихий океан. А затем, в кратчайшее время, через Токио и Владивосток вернулся в Москву в германское посольство” (с. 90).
    По этому же Северному морскому пути советская подводная лодка Щ-423 провела немецкий рейдер “Комет”.
    Как сообщает С. Ковалев, “удары “Комета” по британскому судоходству в Южных морях были столь чувствительны, что еще до возвращения крейсера домой старшему на борту рейдера капитану цур зее Роберту фон Эйссену было присвоено воинское звание контр-адмирал (с. 90 — 91).
    И наконец: “… 5 сентября 1940 г. гросс-адмирал Эрих Редер поблагодарил советскую сторону за возможность использования базы и приступил к ее ликвидации” (с. 91).
     
  23. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    Sonmil вы упорно (ещё до аварии форума) продолжаете цитировать Ковалёва, но совершенно игнорируете официальное письмо германского посла в СССР, да и многие другие факты

    З.Ы. Я до сих пор удивляюсь как Ковалёву в "Морской сборник" удалось пролезть.
    Теперь это главный аргумент, раз там напечатали значит так оно и было.
     
  24. Sonmil

    Sonmil Oberschütze

    Повідомлення:
    49
    Адреса:
    Ukraine
    Почему игнорирую. Я вначале посмотрел дату... потом я не знаю что Советская сторона обещала Германии 1940 году, кроме того, что было уже сделано в 39-м.

    Ну например, как версия, Сталин обещал беспрепятственный пропуск военных кораблей и субмарин на базу "Норд", но передумал.

    Вы же бьете именно на то, что субмарин на базе "Норд" ни когда не было, хотя по другим источникам база для подводных лодок готовилась.
     
  25. Freser

    Freser ЗамКомПоМорДе.

    Повідомлення:
    4.736
    Адреса:
    Россия. Кемерово.
    Я бью на то что планироваться могло всё что угодно, но сделано ничего не было.До начала войны германии с СССР в тот район заходила лишь одна лодка и то в тайне от советов. А суда которые там находились, либо в начале войны бежали от союзников и там прятались (как Бремен, Кордильера) и большая часть команды с них была сушей отправлена в германию, либо находились там в рамках советско-германских торговых соглашений. Они конечно помогали кригсмарине, но лишь от случая к случаю как Ян Веллем например.
    Я в очередной раз повторюсь, База Норд это просто якорная стоянка немецких судов на Советской територрии. Они могли заниматься снабжением кригсмарине и советы могли про это знать. Но полноценной ВМБ как это утверждает Ковалёв там не было.

    Я конечно не притендую на последнию инстанцию, но кригсмарине мой основной интерес, да и на форуме есть люди которые этим достаточно серьёзно и профессионально занимаются и пока не мне не им никаких доказательств существования такой базы не попадалось. А то что в качестве таковых приводится, при более тщательном изучении опровергается
     
  26. Sonmil

    Sonmil Oberschütze

    Повідомлення:
    49
    Адреса:
    Ukraine
    5 сентября 1940 года гросс-адмирал Эрих Редер принял решение о ликвидации «Базис Норд» на Мурмане.

    До 90-х годов прошлого столетия многие военные историки считали, что главной причиной отказа нацистов от использования «Базис Норд» был захват Германией баз и портов на побережье Норвегии. В основном они правы.

    Однако у гросс-адмирала Э. Редера были и иные, более веские причины для ликвидации тайной базы Кригсмарине на Кольском полуострове.

    Во-первых, он узнал, что неожиданно для немцев в западной и восточной частях Мотовского залива были развернуты батареи 104-го пушечно-артиллерийского полка. Таким образом, выходы как из Мотовского залива, так и из Западной Лицы были взяты Северным флотом под надежный контроль, что, естественно, совершено не устраивало Главнокомандующего Кригсмарине. Однако, так как в недрах Генштаба Третьего рейха уже шла активная подготовка плана нападения на Советский Союз, планировщики ОКМ считали необходимым сохранить эту базу "до лучших" времен. Поэтому нет ничего удивительного в том, что начавшаяся Великая Отечественная война показала, что свертывание базы «Норд» более всего походило на ее временно тщательно подготовленную консервацию.

    Действительно, в июне 1941 года мы узнали, что на складах поселка Большая Лица находилось более сотни единиц различной автотракторной техники, а также были складированы многотонные запасы взрывчатки и консервированного продовольствия, которые предназначались для германских горных стрелков и финских егерей, готовившихся молниеносным ударом захватить Кольский полуостров.

    Это предположение полностью подтвердилось, когда 3 июля 1941 года батальон немецкого горного полка скрытно форсировал реку Большая Западная Лица и устремился в район бывшей «Базис Норд».

    Понимая опасность такого прорыва, особенно в случае захвата автотранспорта, советское командование приняло решение о высадке десанта в районе губы Нерпичья. Десант был высажен 6 июля 1941 года. Уничтожив прорвавшихся горных стрелков, десантники перегнали в распоряжение наших войск более сотни грузовых автомобилей.

    Остальная автотехника и склад со взрывчаткой были уничтожены. Продовольственные склады жечь не стали, В принципе, это было правильное решение, так как еще до глубокой осени 1941 года солдаты сразу двух советских дивизий постоянно пополняли здесь запасы продовольствия.

    Однако, в отличие от советской подлодки «Декабрист», «Базис Норд» бесследно не исчезла. Действительно, даже спустя почти 70 лет мы все еще можем найти ее следы. Например, юго-восточнее высоты 160,7 хорошо сохранились фундаменты домов бывшего поселка Большая Лица, А одно из ближайших озер до сих пор называется Пороховым, так как в его глубинах и сегодня лежат тротиловые шашки, разбросанные при взрыве склада взрывчатки в июле 1941 года (с мелководья такие шашки были убраны нашими саперами только в 70-е годы).

    На ныне действующей дороге Мурманск— Никель прекрасно сохранились развалины немецкого контрольно-пропускного пункта, который, по замыслу нацистов, должен был оградить тайную базу от появления посторонних лиц, направлявшихся в сторону поселков Старая и Новая Титовка (ныне эти дороги не используются).

    Рядом с современным городом подводников Заозерском и в районе устья реки Большая Западная Лица можно найти вырубленные в скалах входы в какие-то подскальные сооружения (например, на высотах 222,0 и 218,0). Над одним из них даже сохранилась каменная доска с остатками названия, верхнюю строчку которого Falkenierkeller можно перевести как «Погреб (или подземелье) сокольничего».

    Развалины и фундаменты жилых домов сохранились также в районе озера Подгорное и на южном 6еpeгy губы Нерпичья (район высот 270,9; 186,0; 60,2).

    В течение многих лет рядом с небольшим заливом, находящимся у южной оконечности тубы Нерпичья (высота 60,2), можно было видеть мощные стальные кольца, которые намертво были вмонтированы в береговые скалы. Вероятно, к этим кольцам швартовались различные плавсредства или гидросамолеты, прибывающие на базу. До конца 70-х годов это был очень тихий залив, рядам, с которым находился хорошо различимый грот, явно искусственного происхождения, уходящий куда-то внутрь скалы. Кстати, подобные же кольца вмурованы в скалу у нацистской базы на острове Земля Александры, о которой мы еще будем рассказывать.

    Система озер, одновременно выходящая к губе Андреева и к южному побережью Мотовского залива, а также якорная стоянка у острова Замогильный (район высоты 153.0), некогда использовались нацистскими судами для пополнения запасов пресной воды. До середины 90-х здесь находились специальные резервуары с надписями на немецком языке.

    Очень много вопросов у исследователей истории «Базис Норд» всегда вызывала губа Андреева, составляющая часть Большой Западной Лицы, где, как предполагается, были сооружены мощные подскальные убежища для отстоя подводных лодок.