Давно хотел разобраться с ракетами ВВС союзников. Попробую начать с британцев. Первые попытки англичан монтировать ракетное вооружение на самолёт, были проведены ещё в 1936 году. Попытки эти и определили дальнейшее успешное развитие ракетного вооружения типа «воздух-воздух», «воздух-земля», а также противолодочных и противокорабельных зарядов. Первые ракеты поступили на вооружение в 1940 году – это были 2х- и 3х-дюймовые невращающиеся ракеты «земля-воздух». Примерно в это же время разрабатываются проекты типа «Проволочного заграждения» или «Воздушного минного поля» (Aerial Mine Field) – ракета стартовала с самолёта, затем сзади выпускался маленький парашют с небольшим фугасным зарядом, и тянул за собой провод или стальную проволоку, которая должна была либо повреждать (в идеале - разрушать) вражеский самолёт, либо заставлять его менять курс и тем самым сбивать прицеливание. В авиации это не нашло особого применения, зато с успехом срабатывало при защите транспортных кораблей конвоев от низколетящих и пикирующих бомбардировщиков. 3-in. Aircraft Rocket (она-же RP-3) – основная авиационная ракета RAF «воздух-земля» двух основных типов - 60-фунтовая и 25-фунтовая. 60-фунтовая ракета имела длину около 140 сантиметров и диаметр около 15 см. 25-фунтовая в длину была от 31 до 37 сантиметров, диаметром от 8,7 до 9,6 см. Боеголовка – TNT, гексоген (RDX) или аммотол, в зависимости от модификации. Время полёта на 1000 ярдов (914 метров) – 1,29 секунды (25-фунтовая бронебойная) Дальность – 1600 метров Выпуск полубронебойных 60-фунтовых – 706 300 штук, 25-фунтовых бронебойных – 281 000 штук. Типы ракет: 60-фнт фугасная; общий вес ракеты - 21,3 кг; масса взрывчатого вещества - 1,36 кг (3 фунта) 60-фнт полубронебойная с замедлением No.1 Mk.I; общий вес - 27,2 кг; масса ВВ - 5,45 кг 60-фнт полубронебойная без замедления No.2 Mk.I; общий вес - 27,2 кг; масса ВВ - 5,45 кг 60-фнт кумулятивная, основного назначения (GP) Mk.I; общий вес - 27,2 кг; масса ВВ - 5,45 кг 25-фнт полубронебойная Mk.I; общий вес – 11,3 кг; масса ВВ - 5,45 кг 25-фнт бронебойная Мк.I; общий вес – 11,3 кг; масса ВВ - 5,45 кг 25-фнт бронебойная Мк.II; общий вес – 11,3 кг; масса ВВ - 5,45 кг 25-фнт фосфорно-зажигательная RP; общий вес – 11,3 кг; масса ВВ - 5,45 кг 18-фнт фугасная, основного назначения Mk.I; общий вес – 8,2 кг 12-фнт фугасная, основного назначения; общий вес – 5,4 кг осветительная Мк.I; Также использовались три типа учебных бетонных боеголовок – в ракетах 27, 11 и 5,4 кг. Касательно фосфорной боеголовки - это была полевая модификация. В дневниках и отчётах 2nd Tactical Air Force было замечено, что оружейники (в частности 266й эскадрильи) просто привинчивали боеголовку от 5-дюймовой дымовой корабельной ракеты «Sea Mattress» и наполняли её горючим составом. Нужно сказать, что разработка 25-фунтовой ракеты проходила быстрее, и на вооружение RAF они поступили уже в июне 1942 года, а вот 60-фунтовую ракету доводили куда медленней, поэтому она была готова только через год – в середине 1943. Фото - сабж
Такими штуками действительно оснастили очень много судов, но не эфективные оказались. Читал что только один самолёт был сбит таким образом.
Да, я тоже читал только об одной потере. О применении (там было слово "эффективно") было немного напечатано в методичке British Explosive Ordnance за 10 июля 1946 года. Наверное имели в виду - эффективно отпугивали, так сказать, а не сбивали. Эта система ещё Wire Barrage называлась. Ну то же самое, в целом.
Такие установки на "Худе" стояли. Есть версия что именно они и стали причиной его гибели. Снаряд с Бисмарка попал в ракеты, ну а дальше по цепочке пошло, ну это уже не по теме.
Вот у меня схемка работы Wire Barrage - как ракета работала, запускаемая и с самолётов и с кораблей: 1. Разделение зарядов 2. "Крышка" падает и выпускает основной парашют 3. Вытягивается проволока. На схеме сверху вниз - крышка с парашютом, внутренний контейнер, бомбочка, проволока, внешний контейнер с парашютом. 4. Активированная система: 7,5 дюймовый парашют, "слабое звено" с бомбой, 1000-футовая проволока, на нижнем конце парашют и отлетающий нижникй контейнер. 5. Самолёт цепляет проволоку с двумя маленькими парашютами на концах и тянет к себе бомбочку. Сложно
В общем можно переходить к американским образцам. Первой нужно, наверное, упомянуть бронебойную 3.5-Inch FFAR (Forward Firing Aircraft Rocket), которая была создана под влиянием вышеупомянутой британской 3-in. Aircraft Rocket. Интерес к подобному виду авиационного вооружения возник после некоторого успеха их применения англичанами против германских подлодок. Разработку 3.5-Inch FFAR начали в июне 1943 года, на вооружение поступила в ноябре этого года. Первая потопленная немецкая ПЛ датируется январём 1944. Интересно то, что взрывчатые вещества в боеголовке отсутствовали - это была сплошная 9-килограммовая стальная болванка, предназначенная для продырявливания корпуса сумбарины. После запуска она в пологом пикировании набирала примерную скорость 358 метров в секунду (1288 км\ч) и поражала цели на максимальном расстоянии 1370 метров, на максимальной глубине в 40 метров. ТТХ по материалам Norman Friedman "US Naval Weapons": Длина: 1397 мм Вес: 24,5 кг Диаметр: 89 мм Фото - сабж
U-544, потоплена 16 января 1944 в результате бомбовых и ракетных атак самолётов TBF Avenger с эскортного авианосца "Гуадалканал" в северной Атлантике (40,30,, сев. широты и 37,20,, зап. долготы), к северо-западу от Азорских островов. Весь экипаж (57 человек) погиб. http://www.uboat.net/boats/u544.htm
№1и2 Американский штурмовик F4U "Корсар" атакует ракетами японские позиции на Окинаве. №3 P-47 Thunderbolt.
Корсар на Окинаве пускает 5-inch FFAR, это развитие вышеописанной 3,5-дюймовой FFAR, мы до них ещё доберёмся. А тандерболт пускает уже 5-inch HVAR (High Velocity Aircraft Rocket) по прозвищу "Святой Моисей" - самую массовую авиаракету США 1944-1955 годов (выпуск более миллиона единиц). Ещё ракурс тандера:
Добираемся - 5-дюймовая FFAR есть развитие её предшественницы, 3,5-дюймовой бронебойной ракеты со стальной болванкой. 5-inch FFAR Сама ракета новинкой не была - 5'' боеголовка была позаимствована у 5'' зенитного снаряда и смонтирована на 3,5-дюймовом движителе от предыдущей бронебойной FFAR. На вооружение поступила в декабре 1943 года и показала сенбя неплохо, несмотря на то, что из-за крупной боеголовки и большого веса сильно замедляла скорость авианосителя и сама обладала почти вдвое меньшей скоростью - 780 км\ч. ТТХ (Norman Friedman, "US Naval Weapons"): Длина - 1,65 метра Общий вес - 36,1 кг Вес боеголовки - 20 кг Масса ВВ в боеголовке - 2,9 кг Диаметр - 127мм боеголовка и 89мм тело с двигателем Скорость - 780 км\ч Дальность - 1600 метров Фото - сабж
5'' HVAR High Velocity Aircraft Rocket, она-же "Holy Moses". На вооружении с июля 1944. Во время войны в основном выпускались две разновидности боеголовок - фугасная основного назначения и полубронебойная с головным и донным взрывателями. После войны, в начале 50-х годов, НАСА использовало HVAR для испытаний сверхзвуковых запусков. ТТХ (по Smithsonian National Air and Space Museum): Вес - 64 кг Масса боеголовки - 20 кг Масса ВВ - 2,40 кг Масса топлива - 11 кг Длина - 183 см Диаметр - 127 мм Тяга - 25 килоньютонов Скорость - 1530 км\ч Дальность - 5 км Первый тестовый запуск - декабрь 1943 года Последний запуск - 15 февраля 1957 года Производство - 1 миллион+
И ещё немного HVAR 1 5"" HVAR под мустанги. Однако это уже правда Корейская война, но пусть фото будет, мало что изменилось в принципе. 2 Пуск ракеты с A-26 "Invader" 3 HVAR в Национальном Музее ВВС США 4 Монтаж боеголовки.
01. 60-фунтовая ракета, запущенная пилотом Hawker Typhoon Mk.IB из 609 Sqdn. RAF. Цель - поезд, место - станция Фрилинген. 02. Ракеты, выпущенные командиром 609 Sqdn Уэллсом. Самолёт - Hawker Typhoon Mk.IB. Цель - радарная станция
Американцами, конечно же. Англичане открыли счёт чуть ли не на год раньше: 23 мая 1943 года, в северной Атлантике, биплан Fairey Swordfish из 819 Sqdn FAA, атаковал и потопил ракетами RP-3 (со сплошной металлической болванкой) лодку U-752. Ракета продырявила корпус и лодка унесла с собой вниз 29 членов экипажа вместе с командиром, 17-ти удалось спастись. Это был первая успешная атака с использованием ракет RP-3.
По форме и нашивкам на пилотках, похоже, британские оружейники монтируют движитель 60-фнт RP-3, явно без взрывателей, на втором фото они же и летят. Ну такова моя версия Фотки какие-то слишком уж мелкие...
Заметка насчёт противотанковой эффективности ракет второй мировой. Англичане в 1944 году устроили испытания, которые заключались в следующем: они установили в чистом поле Пантеру, выкрашенную в белый цвет и ясным днём в безветренную погоду 4 опытных пилота на 4 "тайфунах" произвели (в условиях, приближенных к идеальным) 64 пуска подкрыльевых RP-3 по означенной цели. В пантеру точно попало 3 ракеты - 4,69% попаданий от общего числа пусков. Близко разорвавшиеся ракеты конечно урона цели не нанесли. В боевых условиях, когда погода разная с ветром, цель камуфлирована и движется (к тому же ищет укрытия), а по атакующим работает ПВО, этот процент понижался до катастрофических цифр. С бомбометанием по танкам дело обстояло ещё хуже. Примерно было подсчитано, что для поражения одной бронированной цели в боевых условиях необходимо затратить около 800 ракет и 3500 бомб по другим целям или на промахи. Можно даже довольно радикально сказать, что противотанковая авиаштурмовка в принципе дело бесполезное. Ракетный оверклейм ВВС всех стран-участниц ВМВ конечно был потрясающ, к примеру французы под Ла Балейном заявили 50 подбитых ракетами танков в 99 вылетах. В реале танков было 9, а ракеты попали в 2 из них. Под Курском пилоты Ил-2 за 2 часа вылетов заявили сразу 270 подбитых танков 3й танковой дивизии Вермахта, у которых на ходу было всего 90 машин, около половины из которых они потеряли в результате орудийного огня ПТА. В Фалезском котле союзные штурмовики заявили в три раза больше подбитых танков, чем у немцев было потеряно вообще (391 против 133). И так далее до бесконечности. Ракетные удары с воздуха оказались наиболее эффективными против мостов, зданий, укреплённых огневых позиций, транспорта, судов и прочих подобных объектов, а о противотанковой их роли говорить особо не стоит. ©по материалам Priory of Sion Фото: та самая учебная пантера
Ещё об удачной эффективности ракет: на фото Ягдтигр “332” из 3rd. Kompanie, Schwere Panzerjäger Abteilung 653 (3/s.Pz.Jg.Abt.653), командир Франц Кречмер. Расстрелян HVAR'ами на ходу (атакующие: Р-47). Выбита ходовая часть, экипаж покинул машину. 15 марта 1945.