Из Приказа командующего Донскими армиями и флотом Генерального штаба генерал-майора Сидорина от 30 апреля 1919 года. «В тяжёлое время, переживаемое Доном, когда как для войск, так и для всего населения дорога каждая утешительная весть в деле борьбы с большевиками, лётчики Донской армии проявили самую интенсивную работу в своём деле. Военный лётчик, поручик Веселовский с наблюдателем поручиком Тихановичем, сделали полёт около 680 вёрст продолжительностью более 5 часов и, покрыв пространство до станции Нижне-Чирской, доставили ценные сведения. Приказываю начальнику авиации представить к наградам лётчиков поручиков Веселовского и Тихановича». На фото: В. С. Веселовский и В. Н. Тиханович у своего самолета. Май 1919 года.
Есть ли информация по нарукавной эмблеме у Веселовского? Когда была введена, чем регламентировалась и т.д. Буду очень благодарен.
Римша Юлиус Иванович. Летчик 3-го Сибирского авиационного отряда. В конце августа - сентябре 1918 г. временно командовал авиаотрядом. Приказом по Сибирской армии от 1 ноября 1918 г. произведен в подпоручики. С 1920 г в эмиграции в Латвии. Летчик в латвийской армии. Погиб при невыясненных обстоятельствах 17 мая 1926 года.
Капитан Кованько Андрей Александрович родился 20 июня 1894 г. Окончил 1-й кадетский корпус в 1911 г., Павловское военное училище по 1-му разряду. 6 августа 1913 г. произведён из юнкеров в подпоручики (ст. с 6 августа 1912 г.) и выпущен в 86-й пехотный Вильманстрандский полк. На 1914 г. в тех же чине и полку. Участвовал в Первой мировой войне. 26 октября 1914 г. получил сквозное штыковое ранение при ночной атаке высоты у д. Пруссы под Варшавой. После выздоровления подал рапорт с просьбой направить на обучение полётам на самолёте в Гатчинскую военную авиационную школу. Прошёл обучение на Теоретических курсах авиации и начал обучение в Гатчине. К осени 1915 г. освоил кроме учебного аппарата боевой «Фарман-16» и сдал экзамен на звание военного лётчика. Окончил школу по 1-му разряду. В ноябре 1915 г. прибыл в один из боевых отрядов, но ему не хватило самолёта. Переведён в Эскадру воздушных кораблей, куда прибыл 16 декабря 1915 г. Определён в учебный класс для лётного состава, освоил самолёт «Илья Муромец» и ряд лёгких самолётов конструкции И. Сикорского. Оставлен инструктором по вводу в строй новых командиров кораблей и иногда привлекался к испытанию новых модификаций самолёта «Илья Муромец». Штабс-капитан, командир воздушного корабля «Илья Муромец-16». Во время Гражданской войны служил в Астраханской армии, с 20 августа 1918 г. командир Астраханского авиационного отряда, с 10 ноября 1918 г. – 2-го Астраханского авиационного отряда, с 10 мая 1919 г. – 4-го Донского самолетного отряда, с 3 июля по 31 октября 1920 г. – 3-го авиационного отряда Русской армии до эвакуации Крыма. Капитан. В эмиграции жил во Франции, Югославии и США. Умер 20 марта 1970 г. в Нью-Йорке.
28 Августа 1918 г. Из донесения Начальника Штаба Воздухфлота 5-й армии: «Вчера, 28/VIll вылетало 4 наших самолета; из них: 1-2) В. Л. Павлов и Лет. Ингаунис вылетали на «Ньюпорах» для преследования неприятельских самолетов, летавших над расположением наших войск на правом берегу Волги. Атаковать неприятельские самолеты нашим летчикам не удалось, т.к. при появлении последних, неприятельский «Парасоль» и «Лебедь» сели на свой аэродром. 3) Воен. Летч. Гусев с наблюд. Конкиным между 17 и 18 часами летали на самолете «Фарман» на разведку района ст. Тюрлема. При разведке выяснилось, что станция Тюрлема взорвана и горит; путь жел. дороги у станции взорван. На путях три-четыре целых вагона. По дороге от ст. Тюрлема ехал разъезд из одиннадцати всадников и одной повозки, который, будучи обстрелян летчиками пулеметным огнем с 800 метров, бросился врассыпную карьером по полю. 4) Летчик Левитов на аппарате «Фарман» полетел с служащим штаба Армии на ст. Шихраны для передачи приказания к-ру 4-го Латышского полка. Аппарат до сего времени не возвратился». «Своими полетами летчики освещали неприятельское расположение, давая очень ценные и важные сведения Штабу армии. Так, например: воен. лет. Гусев с лет. набл. Конкиным при полете 28 сего Августа первые донесли, что ст. Тюрлема взорвана, горит и занята неприятелем».
Жовнер Митрофан Митрофанович. Окончил Тверское кавалерийское училище в 1910 г., в 1915 г. - Севастопольскую авиационную школу. Штаб - ротмистр 12-го гусарского полка. Командир 12-го корпусного авиаотряда. После Революции находился в рядах Добровольческой армии и ВСЮР. В 1919-1920 гг. ротмистр, командир 8-го авиационного отряда. Полковник. Погиб в 1920 г. в Крыму.
Белоусович Николай Иванович. Родился 15 августа 1890 г. в Омске в семье чиновника. Окончил губернскую гимназию в Тобольске, затем обучался в Санкт-Петербургском университете. С 1912 г. по 1914 г. обучался в Алексеевском военном училище. 12.07.1914 г. выпущен в 37-й пехотный Екатеринбургский полк. С 20.07.1914 г. - в полку. 12.08.1914 г. ранен у деревни Михалев. С 27.12.1916 г. по 19.07.1917 г. обучался в Севастопольской военной авиационной школе и на курсах высшего пилотажа. 10.07.1917 г. сдал экзамен на звание летчика. Вступил добровольцем в Славяно-Британский авиационный корпус, произведен в капитаны, назначен командиром 2-го Славяно-Британского авиационного отряда. В августе 1919 г. уехал в армию адмирала А.В. Колчака. С 01.03.1920 г. - инструктор в Военной авиационной школе Дальнего Востока. После поражения Колчака эмигрировал в США через Китай. Двадцать лет работал таксистом. 17 марта 1956 года умер в Сан-Франциско (США). Похоронен на Сербском кладбище.
Штабс-капитан Борис Васильевич Сергиевский (1888-1971), русский лётчик, ас Великой войны, участник Белого движения на Северо-Западе, активный деятель РОВСа. Родился в дворянской семье инженера путей сообщения Василия Сергиевского и Екатерины Томашевской, выпускницы Смольного института. Вскоре после рождения Бориса семья переехала в Одессу. Там он окончил в 1906 году реальное училище Святого Павла. Поступил на строительное отделение Киевского политехнического института. В институте Сергиевский познакомился с одним из первых русских лётчиков Сергеем Уточкиным, который научил его летать на самолёте, и Игорем Сикорским. Вместе они основали студенческий воздухоплавательнвй кружок. В 1913-м, после окончания политехнического института, Борис Сергиевский решил поступить на действительную военную службу в военную авиацию но его просьбу не удовлетворили. Тогда он устроился работать в Киеве инженером. С началом первой мировой войны Сергиевский был призван в армию 125-й пехотный Курский полк. Был произведён в поручики. В марте 1915-го был ранен шрапнелью в голову и ногу. После лечения в госпитале вновь вернулся на фронт. В начале 1916 подал прошение о переводе в авиацию. После службы лётчиком-наблюдателем на самолете «Вуазен» был направлен в Севастопольскую военную авиационную школу. Весной 1917-го успешно сдал экзамен на звание «военный летчик» и был назначен во 2-й авиационный отряд истребителей под командованием Евграфа Крутеня. Стал одним из лучших лётчиков истребителей. В 55-ти воздушных боях ас уничтожил 11 вражеских самолетов и 3 аэростата. Был произведён в штабс-капитаны и назначен командиром истребительного отряда. В ноябре 1917 бои на фронте полностью прекратились. Немецкие самолёты, однако, продолжали разведывательные полёты над русской территорией. Однажды Сергиевский не выдержал, поднялся в воздух и сбил немецкий самолёт. За это он был арестован и приговорён к расстрелу, но сумел бежать и добрался до Киева. После захвата Киева войсками Петлюры вместе со бывшими офицерами царской армии был арестован. Сумел освободиться и добраться до Берлина. Некоторое время работал инструктором в авиационной школе в Англии. В конце 1919 года отправился в армию генерала Юденича, где стал командиром эскадрильи. После поражения Юденича некоторое время был в Эстонии, а затем выехал в Польшу. Зарабатывал на жизнь пением, исполнением оперных арий. В 1923 году переехал в США. Работал инженером и лётчиком в компании Игоря Сикорского. Установил несколько мировых рекордов на летающих лодках Сикорского. В 1938 работал в компании Георгия Ботезата, который ещё в 1920-х построил первый в США вертолёт, Helicopter Corporation of America. В 1944 несколько месяцев служил в ВВС США в должности технического советника. После окончания второй мировой войны работал пилотом на чартерных авиалиниях. Умер в 1971 в возрасте 83 лет. В 1998 году США вышла книга воспоминаний Бориса Сергиевского. Борис Сергиевский был председателем Общества бывших русских летчиков в США, почетным председателем всех объединений русских летчиков в зарубежье. Был видным деятелем РОВСа. В течение 22 лет возглавлял Союз Георгиевских кавалеров, а также руководил Союзом русских военных инвалидов и Американо-русским союзом помощи престарелым. Участвовал в работе различных фондов: Толстовского, Серафимовского, Эмиграционного издательского, Православного и других. Награды: Орден Святого Георгия 4-й степени (1915) Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом Орден Святой Анны 2-й, 3-й, 4-й степеней Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами и 3-й степени с мечами и бантом.
Аэродром в Новочеркасске. Второй справа: В. Г. Баранов, третий — И. С. Стрельников. Февраль — март 1919г.
Празднование Дня авиации 20 июля 1919 в г. Новочеркасске (№ 1 — командующий Донской армией генерал Сидорин, № 2 — В. Г. Баранов).
Инспектор авиации ВСЮР генерал-лейтенант И. И. Кравцевич (в центре) в штабе Донской авиации. Слева — И. И. Стрельников, справа — В. Г. Баранов. 1919г.
Ангар-амбар Донской авиации. В центре — В. Г. Баранов (в папахе), справа — И. И. Стрельников. Февраль — март 1919г.
Копия листовки, посвященной полету В. С. Веселовского и В. Н. Тихановича к восставшим казакам верхне-донских станиц.
Передача командованием ВСЮР и британской военной миссией аэропланов «Вуазен» представителям Донской авиации. Июль. 1919г.